Введение. Актуальность
Окружающий мир полон разнообразных иллюзий. Не замечая того, мы каждый день сталкиваемся с иллюзиями, но объяснить причины их возникновения вряд ли кто-то сразу сможет. Их можно встретить как в природе, так и в городском пейзаже. В парке, на улице, в транспорте, где бы мы ни были, мы всегда на что-то смотрим, наблюдаем за чем-то.
Мы все задавали себе вопрос, почему, когда солнце или луна, находясь близко к горизонту, кажутся нам большого размера, почему рельсы вдали кажутся приближающимися друг к другу.
Восприятие одного и того же предмета может быть разным и нельзя с уверенностью говорить, что увиденное нами является таковым. Изучением причин возникновения иллюзий занимались многие исследователи.
Я решил попробовать разобраться и понять, почему мы не всегда видим предметы такими, какие они есть на самом деле.
Цель и задачи
Цель моего исследования:определить, возможно ли научно обосновать появление иллюзий в нашей жизни.
Задачи:
Выяснить, что такое «иллюзия» при помощи специальной литературы.
Привести примеры природных иллюзий.
Рассмотреть виды математических иллюзий.
Показать примеры иллюзий в реальной жизни.
Создать собственную иллюзию, сделать фокус, провести опыт.
Я выдвинул гипотезу - иллюзии действительно возможны в нашей жизни, и их существование можно объяснить при помощи научных фактов.
Теоретическая часть
Иллюзия – это картина того, чего нет на самом деле, искаженное восприятие действительности, обман восприятия.
Слово иллюзия в переводе с латинского языка означает – «обманывать».
В чем же заключается обман, и почему мы себя обманываем?
Ч еловек воспринимает большую часть информации об окружающем мире благодаря зрению.
Когда наш мозг получает очередную картинку, она подвергается всестороннему анализу. В некоторых случаях результаты анализа оказываются неточными, или не могут охватить все смысловые нагрузки данной картинки.
Ученые, объясняя феномен зрения, часто сравнивают глаз с фотоаппаратом. Свет, подобно тому, как это происходит с линзами аппарата, попадает в глаз через небольшое отверстие — зрачок, расположенный в центре радужной оболочки глаза. Зрачок может быть шире или уже: таким образом, регулируется количество попадающего света. Далее свет направляется на заднюю стенку глаза — сетчатку, в результате чего в мозгу возникает определенная картинка (образ, изображение). Зрение формирует саму нашу жизнь, определяя не только то, насколько точно и отчетливо мы можем воспринимать свет, различать цвета и видеть те образы, что проходят перед нами, но и то, как мы проживаем собственную жизнь, что мы при этом испытываем и как взаимодействуем с окружающим миром.
Иллюзии бывают как естественные или созданные природой, так и искусственные или созданные человеком.
Видов иллюзий большое количество и разные исследователи объединяют их в разные группы по своим критериям.
Я рассмотрел примеры иллюзий, созданных природой, иллюзии восприятия размера, цвета, перспективы, движения и картинки - перевертыши.
Природные иллюзии
Природа – лучший иллюзионист. Природа тоже может создавать иллюзии. Причём, выглядят они более внушительно, чем сделанные человеком. К ним можно отнести различные природные явления, как редкие, так и достаточно распространённые.
Про миражи первый раз все слышат ещё в детстве, хотя мало кто бывает в пустыне и видит их воочию. Из-за преломления света в нагретом воздухе наблюдателю кажется, что впереди оазис или вода. Нечто подобное мы наблюдаем в жаркий день прямо в городе: под определённым углом зрения на асфальте появляются "лужи". Но есть и куда более увлекательные иллюзии, которые порождает сама природа. Рассмотрим некоторые из них.
1. Фата-моргана
Фата-моргана — это сложная иллюзия, которая возникает в атмосфере при определённых условиях. Обычно её видят с берега моря или океана. Например, наблюдателю кажется, что на горизонте появился большой корабль, хотя на самом деле судно находится в десятках километров от берега. Причина фата-морганы — в преломлении света между тёплыми и холодными слоями воздуха.
2. Световой столб
Световой столб представляет собой отражения лучей в миллионах кристалликов льда, которые висят в воздухе. Чаще всего это явление наблюдают зимой в морозную погоду. Днём источником света служит солнце, ночью — луна или фонари.
3 . Зелёный луч
Н а закате солнечный свет раскладывается в атмосфере на разные цвета. Нижняя кромка видимой части солнца становится красной, дальше идут оранжевый и жёлтый. Последний луч кажется нам зелёным, но этот момент очень трудно поймать без оптических приборов. Голубой, синий и фиолетовый лучи, которые идут после зелёного, сильно рассеиваются в атмосфере, поэтому мы их не видим. На восходе всё то же самое происходит в обратном порядке.
4. Облака асперитас
Облака в форме морских волн возникают чаще, чем мы их замечаем. Достаточно всего трёх условий: восходящих потоков воздуха, сильного ветра и турбулентности. В сочетании с игрой света и разницей в толщине покрова они могут выглядеть необычно и порой даже устрашающе.
5 . Подводный водопад
У видеть это чудо природы можно только с высоты птичьего полёта. Кажется, что под бирюзовыми водами Индийского океана возле острова Маврикий течёт настоящая река, которая срывается куда-то вниз. Хотя подводные водопады — вполне реальное явление, в данном случае причина в другом: сильные подводные течения сбрасывают на нижний уровень дна песок и ил.
6. Огнепад
К аждый февраль в национальном парке Йосемити в Калифорнии течёт огненный водопад Хвощ. На самом деле это вполне обычный водопад и в нём нет никакого огня. Но в течение всего пары дней под определённым углом зрения потоки воды выглядят горящими. Иллюзия возникает во время захода солнца, которое окрашивает Хвощ в ярко-оранжевый цвет.
7. Соленые озера
С олончак Уюни в Боливии — крупнейшее в мире высохшее солёное озеро. После дождя или во время паводка оно покрывается тонким слоем воды и превращается в гигантское зеркало с бесконечным горизонтом. Фотографы со всего мира приезжают сюда, чтобы вдоволь наиграться с глубиной и перспективой кадра и сделать серию "невозможных" снимков.
8. Мёртвая долина
М ёртвой долиной называют глиняное плато Соссусфлей в национальном парке Намиб-Науклуфт. Когда-то оно было залито водой из близлежащей реки, а сейчас бесплодный пейзаж привлекает в этот район тысячи фотографов. Кадры получаются похожими на картины сюрреалистов — всё благодаря контрасту между высохшими деревьями, белой глиной и оранжевыми дюнами на фоне.
9.Озерный мираж
В жару солнце очень сильно нагревает поверхность земли. Слой воздуха, прилегающий к земле, также очень сильно нагрет. Именно поэтому он становится менее плотным. Лучи света от слоя воздуха будут отражаться, словно от воды. И тогда появляется нижний или «озерный» мираж. Такой мираж наиболее часто встречается в пустыне. Например, жара, песок и камни раскалены, по пустыне идут люди, им хочется пить, и вдруг вдалеке они видят озеро. Люди стремятся к нему, но озеро пропадает. На самом деле его не было, просто в раскаленном воздухе, словно в зеркале, отразилось небо, а людям показалось, что они видят воду.
10 Гало.
Наиболее часто на небе можно наблюдать еще два солнца. Они располагаются по обе стороны солнца настоящего. Нередко на небе появляется светлый или радужный круг, который как бы опоясывает солнце. Может появиться и светящийся столб. Яркое, хорошо заметное гало дают не всякие облака. Исследователи давно обратили внимание на то, что при появлении гало солнце часто бывает затянуто дымкой – тонкой пеленой высоких перистых или перисто-слоистых облаков. То есть важно, чтобы облака были не очень плотными, солнце должно просвечиваться сквозь них. Иногда гало появляется на безоблачном небе. Это происходит от того, что в атмосфере достаточно ледяных кристалликов. Так обычно случается в морозные ясные дни. Гало возникает при резком похолодании. Зимой, при установившейся морозной погоде, появление гало предвещает потепление.
Иллюзии восприятия размера
Примером такой иллюзии является размер луны или солнца у горизонта.
У горизонта луну окружают относительно маленькие здания и деревья, поэтому она может казаться больше, чем на небе, где предметов для сравнения нет.
Один и тот же круг кажется большим среди маленьких и меньшим среди больших кругов. Это объясняется тем, что размер фигуры зависит от его окружения. Это объясняется действием закона контраста, по которому предмет воспринимается как большим или маленьким в зависимости от размера окружающих предметов. Предмет будет казаться большим своей величины на фоне мелких предметов, и наоборот.
К концам двух равных по длине отрезков пририсованы стрелки, к одной – расходящиеся в разные стороны, а к другой – сходящиеся навстречу друг к другу. Посмотрев на этот рисунок большинство скажет, что отрезок со стрелочками расходящимися длиннее. Почему так происходит? Линии воспринимаются ни по отдельности, а как части чего-то целого. Линия, входящая в состав большей фигуры будет восприниматься больше и наоборот.
Вертикальная линия воспринимается как более длинная, но на самом деле они одного размера.
Размеры цилиндра по вертикали переоцениваются. В действительности высота цилиндра и ширина его полей одинаковы.
Высота черной гребенки кажется больше ее ширины, хотя они равны.
Оказывается, острота зрения «в горизонтальном направлении» больше, чем в вертикальном, а глазомерноесравнение длиныпараллельных горизонтальных линий может бытьпроизведено с точностью до 1 %, тогда как для вертикальных такая точность недостижима. Поэтому большинство людей обладает способностью преувеличивать вертикальные протяженности по сравнению с горизонтальными.
И ллюзии восприятия цвета
Светлые предметы на темном фоне кажутся более увеличенными против своих настоящих размеров и как бы захватывают часть темного фона. На рисунке за счет яркости цветов белый квадрат кажется больше черного.
Зная о данном свойстве черного цвета скрадывать размеры, дуэлянты в XIX веке предпочитали стреляться в черных костюмах, надеясь, что противник промахнется при стрельбе.
К иллюзии восприятия цвета относится иллюзия цвета и контраста, при которой одинаково раскрашенные предметы видятся по-разному. В основе данной иллюзии стоит процесс иррадиации. Иррадиация в переводе с латинского языка означает неправильное излучение. Когда изображение состоит из ярко освещенных областей и темных, то происходит распределение цвета. Темные участки как бы забирают часть освещения у светлых. Но это происходит только в нашем мозгу. Картинка остается неизменной.
Ц вет фигур кажется более ярким и насыщенным, если фигуры окантованы черными рамками.
Иллюзия перспективы
Ч ем больше тот или иной предмет удален от человека, который на него смотрит, тем меньше он кажется. Всем известно, что удаленные предметы имеют меньшие размеры, чем те, которые находятся ближе. Именно так их воспринимает человеческий глаз. Если они удалены, глаз видит их хуже, и они кажутся меньше. Это одна из наиболее распространенных иллюзий восприятия.
П римером иллюзии перспективы являются параллельные линии, которые никогда не пересекаются. То, что они сходятся к одной точке на горизонте – оптическая иллюзия. Объясняется это особенностью зрительного восприятия. Объекты находятся на разном расстоянии от наблюдателя ивидны под разными углами зрения. По мере удаления угол зрения уменьшается, то есть становится острее, что приводит к видимому уменьшению расстояния между объектами.
О ткрытием этой закономерности около 600 лет назад имело большое значение для живописи. Художники с ее помощью смогли описывать глубину пространства на плоской поверхности картины.
И ллюзии движения
С амыми трудно объяснимыми являются иллюзии движения.
Посмотрите на изображения. Что вы видите? Они движутся? То есть неподвижная картинка как будто оживает и начинает двигаться. Это происходит из-за контраста цветов. Мозг начинает думать, что картинки движутся.
3.6. Картинки-перевёртыши
Еще одной разновидностью обмана зрения являются картинки-перевёртыши. Когда мы на них смотрим, сразу понятно, что изображено, но стоит перевернуть картинку, и мы увидим совершенно другой рисунок.
Перевертыш - это вид оптической иллюзии, в которой от направления взгляда зависит характер воспринимаемого объекта.
М ы видим ворону, которая держит в клюве сыр, но, если картинку перевернуть, ворона превратится в лису.
На данной картинке можно увидеть, как утку, так и зайца, все зависит от направления взгляда.
Н а рисунке изображена лошадь, но, если его перевернуть, лошадь превратится в лягушку.
3.7. Фокусы
Иллюзии и фокусы появились много тысяч лет назад до нашей эры, тогда людей владевших этими навыками, называли магами.
Маги показывали свои представления в храмах жрецов Рима, Греции, Египта и т.д. Эти храмы были оборудованы специальной техникой того времени, которая позволяла им исполнять свои чудеса.
Затем фокусы стали показывать на площадях и улицах. Раскрыв секреты божественных чудес жрецов, церковь начала преследовать магов и иллюзионистов, их даже сжигали на кострах.
В XX веке самые известные фокусники, это: Артур Коулан, Братья Сафроновы, Девид Копперфильд и т.д., главной их задачей было показать удивительные и шокирующие трюки.
П ринцип фокуса – это отвлечь внимание людей.
Искусство фокусника состоит в умении сбивать публику с толку.
Важно понимать, что публика получает удовольствие не столько от самого фокуса, сколько от красоты его представления.
Практическая часть
4.1. Создание иллюзий
Изучив виды иллюзий, я попытался создать их или отыскать в своей повседневной жизни.
Я решил проверить существование иллюзии перспективы, при которой удаленные предметы кажутся меньше своего действительного размера. Для этого я взял свое любимое кресло-мешок.
Чтобы показать разницу в росте и ширине я встал рядом с креслом. На Фото 1 видно, что кресло значительно шире и больше меня. После чего я встал на передний план, а кресло поставил подальше, и кресло стало казаться значительно меньше, о чем свидетельствует Фото 2. Однако в действительности мой рост и размер остался прежними. Потом я встал на задний план, и кресло стало казаться очень большим, а я маленьким. (Фото3).
Фото1 Фото2 Фото3
Т аким образом, чем больше тот или иной предмет удален от человека, тем меньше он кажется и наоборот.
Я решил попробовать изготовить своими руками иллюзию- нарисовать 3D рисунок, лестницу. Мне понадобилось: плотная бумага, карандаш, ластик, линейка. Бумагу складываем вдвое с короткой стороны. Рисуем одну полосу от центра к краю, затем с другой стороны рисуем симметричную ей.
Н а одной из лестниц начинаем рисовать горизонтальные ступеньки. Заканчиваем с одной лестницей и переходим к другой. Рисуем столько же ступенек, сколько и на первой лестнице. Обе лестницы располагаются полностью симметрично относительно друг друга.
Берем линейку и, как показано на рисунке, рисуем тень под лестницей. Без этой тени рисунок потеряет объем и реалистичность. Складываем рисунок по линии сгиба. У нас получилась отлична 3d лестница.
В ывод: умение рисовать оптические иллюзии — это интересно, полезно и увлекательно.
Я с детства очень люблю фокусы: смотреть и показывать. Мои родители подарили мне несколько наборов фокусов.
В наборе очень много интересных фокусов, но мой самый любимый с цветком. Берем полую палочку и горшок из набора. Палочку вставляем в горшок и резким движением руки палочку убираем, у нас получился пушистый цветок в горшке…все потому, что цветок находился в палочке, на глубине горшка приделан магнит и на конце палочки тоже, магниты притянули друг друга и цветок остался в горшке. Получается, не чудо, а наука.
Далее я решил провести опыт, подтверждающий наличие иллюзий. Опыт с появлением изображения на стене: суть опыта заключается в том, что необходимо полностью расслабиться, не отвлекаться и смотреть, не отрываясь, 30 секунд на 4 маленькие точки в центре. (я нарисовал их на листе бумаги). Затем необходимо медленно перевести взгляд на стену или что – то большое и одноцветное возле себя,(я взял другой лист бумаги-белый) и я увидел, как образуется светлый круг. Затем я пару раз моргнул, и все пропало. Это явление связано со строением нашего глаза-сетчатки, происходит иллюзия вторичного изображения.
4.2. Проведение анкетирования
Мной было проведено анкетирование учеников моего класса и учителей, всего в анкетировании приняли участие 27 человек.
Вопросы моей анкеты представлены в Приложении 1.
Результаты анкетирования показали, что 22 опрошенных или 81,5 % знают, что такое иллюзии, 5 человек или 18,5% не знают, что это такое.
15 человек или 55,5 % опрошенных знают, что бывают природные иллюзии, 12 человек или 44,5 % - не знают.
17 опрошенных или 62,9 % наблюдали явления, которые относятся к природным иллюзиям, а 10 человек или 37,1 % - не наблюдали таких явлений.
Указанные результаты представлены в диаграмме № 1(Приложение № 2).
24 опрошенных или 88 % указали, что изображение на картинках движется. Диаграмма № 2 (Приложение № 2).
16 опрошенных или 59 % отметили, что больше круг, окруженный маленькими кружочками, что представлено на диаграмме № 3 (Приложение № 2).
18 опрошенных или 66,6 % считают, что линия с расходящимися концами длиннее. Данный результат представлен на диаграмме № 4 (Приложение № 2).
В результате проведенного анкетирования я сделал вывод, что большинство детей знают о том, что такое иллюзии, что бывают природные иллюзии и наблюдали их.
Результаты анкетирования подтвердили, что иллюзии существуют на самом деле, так как большинство опрошенных считают, что изображения движутся, что круг, окруженный маленькими кружками, больше, что линия с расходящимися концами длиннее.
Заключение и выводы
Итак, я сделал вывод, что иллюзия – это не чудо, а наука. Гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась - иллюзии действительно возможны в нашей жизни, и их существование можно объяснить при помощи научных фактов.
Я добился своей цели – определил научное обоснование некоторых видов иллюзий. Я изучил литературу по теме, привел примеры природных и математических иллюзий.
С помощью данного проекта, я сделал выводы, что 90% информации приходит в наш мозг через глаза. Зная особенности зрения, человек может анализировать получаемую картинку, понимать, когда глаза его обманывают, а когда изображение полностью реально. Полученные мною знания могут существенно облегчить жизнь, избавив от неприятностей, связанных со зрительными обманами.
Оптические иллюзии сопровождают нас в течение всей жизни, поэтому знание основных их видов, причин и возможных последствий необходимо знать каждому человеку.
Список используемой литературы
1. С. Толанский, «Оптические иллюзии». — М.: Мир, 1967.
2. О. Рутерсвард, «Невозможные фигуры». — М.: Стройиздат, 1990.
3. П. Дёмин, «Физические эксперименты и психологические иллюзии». - М., 2006.
4. В.М. Розин, «Перспектива в геометрии и живописи», М 1998 г.
5. О. В. Ларина, Г. М. Мошенская, «Удивительные явления природы».
Интернет ресурсы
http://www.illusion.turist.by/main/index/index.php - Зрительные иллюзии и феномены.
http://www.sciam.ru/2004/6/ochevidnoe.shtml - Иллюзии зрительного восприятия. Очевидное-невероятное.
http://www.yugzone.ru/book/gregory.htm - Л.Р. Грегори «Разумный глаз».
http://si-sv.com/publ/illjuzii_iskazhenija_formy/33-1-0-487.
Приложения
Приложение № 1 Анкета
Анкета на тему: «Иллюзии в нашей жизни».
Знаете ли Вы, что такое иллюзия?
а) да
б) нет
2. Знаете ли Вы, что бывают природные иллюзии?
а) да
б) нет
3. Наблюдали ли Вы природные иллюзии?
а) да
б) нет
4 . Видели ли Вы на небе такие явления?
а) да
б) нет
5 . На каком изображении цвет фигур кажется ярче?
1. 2.
а) 1
б) 2
в) одинаковые
6. Кажется ли Вам, что изображение на картинках движется?
а) да
б) нет
7. Какой круг, по Вашему мнению, больше?
а ) окруженный маленькими кругами
б) окруженный большими кругами
в) одинаковые
8. Какая линия воспринимается длиннее?
а) горизонтальная
б) вертикальная
в) одинаковые
9 . Какая линия, по Вашему мнению, длиннее?
а) в виде стрелки
б) с расходящимися линиями
в) одинаковые
1 0. Какой квадрат, по Вашему мнению, больше?
а) черный
б) белый
в) одинаковые
Приложение № 2 Результаты анкетирования.
Диаграмма № 1
Диаграмма № 2
Диаграмма № 3
Диаграмма № 4