ВВЕДЕНИЕ.
Ни для кого не секрет, что мотивация играет важную роль в изучении иностранного языка. Если человек замотивирован, то его желание учить язык повышается и это позволяет ему стать более успешным в процессе обучения.
Знание иностранного языка открывает доступ к любым источникам информации, расширяет круг общения и кругозор, позволяет ездить в зарубежные страны, участвовать в международных проектах и конкурсах. Со знанием языка можно стать переводчиком, юристом, сотрудником авиакомпании, работать в сфере информационных технологий.
Также это и стремление совершенствоваться в работе или учебе, желание общаться с людьми из разных стран, исследовать различные культуры на своем опыте, читать книги и смотреть фильмы в оригинале.
Научные исследования показывают, что дети, изучающие иностранные языки, имеют лучшую память, более развитое логическое мышление и способность к концентрации. Изучение нового языка требует усилий мозга для усвоения новых правил и структур, что способствует его развитию и гибкости.
Однако замечено, что эта, вроде бы, прочная мотивация держится на высоком уровне два-три месяца, а далее начинаются пропуски, отговорки, находятся более важные дела. Почему так происходит?
Причин можно насчитать много: скучные занятия и простая лень. Неуспехи в изучении иностранных языков также часто списывают на недостаток мотивации и вместо того, чтобы потратить время непосредственно на изучение выбранного языка, начинаем искать ту самую нужную мотивацию.
Научные исследования вопроса мотивации к изучению иностранного языка школьниками показывают снижение её от класса к классу. Высокое желание изучать язык в процессе обучения снижаются. В результате пропадает активность, ослабевает воля, направленная на овладение иностранным языком, снижается успеваемость по предмету.
Таким образом, актуальность данной проблемы обусловлена поиском способов формирования мотивации при изучении иностранного языка на основе рассмотрения, что есть мотивация в целом и какие пути её повышения существуют в современных методиках.
Цель: определить важность изучения основных структур и правил грамматики и лексических единиц английского языка путём соотнесения их с мотивационными целями изучения иностранного языка школьниками.
Проблема: малая мотивация школьников изучать английский язык, нехватка практики использования языка в реальной жизни.
Задачи:
1. изучить и обобщить имеющиеся данные по проблеме мотивации;
2. выявить личные мотивы изучения английского языка обучающихся 10 классов академического лицея
3. распределить лексические и грамматические единицы по группам в соответствии с выявленными мотивами
4. провести сравнительный анализ уровня мотивации школьников на двух этапах. Материалом исследования являются данные, полученные в ходе анкетирования учащихся 10 классов академического лицея
Объект исследования: мотивация школьников средней школы к изучению иностранного языка, грамматический и лексический материал английского языка.
Гипотеза: установление и понимание связи грамматического и лексического материала УМК с ситуациями его применения в реальной жизни позволит развить и увеличить существующую мотивацию учащихся к изучению иностранного языка и сделать процесс изучения более эффективным.
Методы:
- теоретические: комплексный анализ и синтез педагогического, психологического и лингвистического знания по проблеме исследования;
- эмпирические: наблюдение, анкетирование.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Что такое мотивация и какой она бывает?
Термин «мотивация» впервые упоминается в статье Шопенгауэра «Четыре принципа достаточной причины». Слово происходит от латинского «movere» и переводится как «движение», «побуждение». После появления термин стал активно использоваться для описания причин поведения человека. Первые теории мотивации были разработаны в 20-х гг. XX в. Их авторами стали К. Левин, Г. Олпорт и другие исследователи. Они изучали потребности человека и, помимо физиологических, стали выделять психогенные (потребность в достижении успеха, избегании неудач, уважении).
«Мотивация в психологии — это внутренний процесс, благодаря которому человек идёт к целям и удовлетворяет возникающие потребности». (Фаримова А.А., научная статья из журнала «Наука и образование сегодня»Она делает возможным преодоление трудностей и вызывает готовность прилагать усилия ради получения желаемого.
Если говорить простыми словами, что такое мотивация, — это то, что побуждает к действию: человек хочет зарабатывать много денег и открывает свой бизнес, желание больших доходов и есть мотивация.
Мотивация — многогранное понятие. Для отдельного человека действенны свои мотивы, в разных ситуациях каждый будет руководствоваться собственными целями и выбирать различные способы достижения результата. Но в любом случае мотивация помогает эффективно использовать ресурсы и получать желаемое.
Ещё одно определение мотивации гласит, что это психофизиологический процесс. «Психологическая реакция человека определяется его физиологией. При достижении поставленных целей в организме выделяется гормон удовольствия — дофамин. Поэтому на подсознательном уровне человек стремится к поощрению. Это мотивирует его преодолевать препятствия на пути». (Фаримова А.А., научная статья «Мотивация учащихся к изучению английского языка». – С.4)
Существует значительно много различных видов и источников мотивации, но мы будем говорить о мотивации только в рамках данной темы.
При обучении иностранному языку реализуются следующие виды мотивации:
- Коммуникативная (целевая), при которой учащиеся осознают, что языковой материал необходим для речевого общения на иностранном языке. Это облегчает усвоение материала на иностранном языке.
- Страноведческая мотивация, при которой происходит формирование отношения учащегося к стране изучаемого языка, к её языковым и культурным традициям.
- Познавательная, при которой проявляется стремление учащихся получить новые сведения о языке и на языке.
- Эстетическая мотивация, при которой учащиеся получают эстетическое удовольствие в изучении иностранного языка.
Что не так с мотивацией к обучению?
Как уже было сказано выше, многие, когда садятся изучать иностранный язык, сталкиваются с проблемой того, что у них как будто бы нет мотивации. И действительно, чтобы начать что-то делать, нам нужна определенная цель, а иначе зачем? Однако некоторые забывают задуматься над мотивом, и поэтому у них происходят такие вот сложности.
Итак, что же препятствует росту мотивации к обучению иностранному языку?
1. Возраст учащегося. Как правило, мотивация к обучению резко падает в подростковом возрасте. Общение со сверстниками, самоутверждение в коллективе выходит на первый план.
2. Зависимость от современных технологий. Современные технологии развиваются очень быстро. Многие школьники попадают в серьезную зависимость от гаджетов и социальных сетей, что мешает их учебе.
3. Неспособность к концентрации внимания. Многим учащимся очень сложно долго концентрировать внимание на одном задании.
4. Непонимание целей обучения. В любые времена находятся учащиеся, которые не видят никакого смысла в обучении.
5. Ситуация неуспеха. Учащимся бывает не всегда понятна тема, ученик теряется, испытывает дискомфорт, от этого страдает мотивация.
На самом деле, людям не хватает решимости изучать язык. А мотивацию всегда можно найти.
Давайте рассмотрим 8 возможных вариантов мотивации:
1. Лучшая мотивация, чтобы выучить иностранный язык – самоуважение! Весь мир говорит на английском. Почему бы не выучить его и мне тоже?
2. Влюбиться в иностранца. Красота регулярно спасает мир, то любовь творит чудеса!
3. Доступ к источникам информации. Действительно, множество удивительных книг, фильмов, сайтов станут нам сразу доступны!
4. Возможность наслаждаться шедеврами в оригинале. И совсем не потому, что переводы делаются неправильно. Просто красоту одного языка не всегда можно передать средствами другого.
5. Расширение кругозора. «Сколько языков ты знаешь - столько раз ты человек», - говорил Антон Павлович Чехов.
6. Повысить свой уровень дохода. Кандидаты со знанием английского имеют шансы получать зарплату на 20-30% больше, чем все остальные.
7. Стать примером собственным детям. Наука доказала, что детям, чьи родители владеют иностранным, изучение языков дается гораздо легче!
8. Путешествовать! Свободно путешествовать. Бывать там, где вам хочется. Вы понимаете и вас понимают.
«Лучшая мотивация на все времена – осознание того, что твоё время безвозвратно уходит. Не важно, сколько тебе лет, двенадцать или шестьдесят, важно, что вчерашний день окажется абсолютно бессмысленным, если не оставит чего-либо для дня завтрашнего» (Буковцова С.В., «Способы повышения мотивации учебной деятельности на уроках английского языка», Образовательный альманах, 2023. № 11, с.11)
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Тестирование.
В связи с выбранной темой мы провели тестирование среди обучающихся 10-ых классов Академического лицея ОмГПУ г. Омска, чтобы выявить заинтересованность в изучении языка, а также узнать, есть ли мотивация у ребят. В опросе было три вопроса, кроме вопроса о мотивации, там были вопросы: использовали ли вы уже английский язык в своей жизни; планируете ли использовать английский язык в будущем и в какой области.
Результаты опроса отражены в диаграмме (приложение №2). Средний процент учеников ответил, что английский язык нужен, чтобы использовать в будущем. Однако большинство опрошенных ответили, по их мнению, что им английский не нужен. Меньшее же количество дали ответ: интересуюсь как предметом.
Результаты проведенной нами работы позволяют убедиться в том, что большинство учеников, когда изучают иностранный язык, не осознают того, зачем им это и где это может пригодиться.
Исходя из данного результата, мы видим, что некоторые не видят смысла в изучении английского языка, соответственно и не прилагают усилий к его изучению. Поэтому необходимо выявить сферы возможного применения английского языка, чтобы замотивировать учеников к изучению данного предмета.
2.2 Таблица.
Итак, нам необходимо показать, что английский язык остается очень важным в современном мире. Для этого мы создали таблицу, в которой конкретно прописали: где может понадобиться знание английского, а также подобрали грамматические правила и лексику, характерные для определенной среды. Мы выделили 5 сфер применения языка: путешествия, компьютерные игры, иностранные сайты, увлечения (книги, фильмы, песни) и общение в социальных сетях, подробнее с таблицей можно ознакомиться в приложении №3.
Данная таблица, по нашим предположениям, поможет ученикам в осознанности значения языка, поможет разобраться в мотивации изучения языка, а самое главное, ученик обратит внимание на самые необходимые разделы изучения английского языка. Таблица несомненно будет полезной как для учителя, можно объяснить детям, где определенная тема понадобится, так и для учеников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В нашем исследовании было рассмотрено такое явление, как «мотивация в изучении иностранных языков». Мы увидели, что такое мотивация в целом, какая она может быть, соответственно, зачем она нужна. Кроме этого, мы разобрались в вопросе, что препятствует росту мотивации в обучении и поняли, что дело вовсе не в мотивации, а в решимости.
Был проведен опрос, в ходе которого, мы подтвердили нашу проблему и актуальность, то есть пришли к тому, что большинство учеников не заинтересованы в изучении языков. В заключение, мы составили таблицу с возможными причинами изучения языка, а также наиважнейшими правилами и необходимой лексикой для того, чтобы замотивировать учеников в изучении языка.
Используя данную таблицу, изучение английского языка, возможно, станет более эффективным для учеников, ведь они будут видеть в этом свои цели.
Таблицу можно будет использовать в учебном процессе, дополняя ее, и не только, кстати, на уроках английского языка, в других предметах тоже иногда может отсутствовать мотивация изучения.
Список использованной литературы.
Афанасьева О.В., Оби Б., Дули Д., Михеева И.В., Эванс В. «Spotlight – 9/10» - М.: Просвещение, 2018.-252с.
Буковцова С.В., «Способы повышения мотивации учебной деятельности на уроках английского языка», Образовательный альманах, 2023. № 11 (73)
Спирина Е.М., Чернякова Ю.С., научная статья из журнала «Концепт»: Эффективные способы стимулирования познавательного интереса на уроках иностранного языка, 2019.
Фаримова А.А., научная статья из журнала «Наука и образование сегодня»: Мотивация учащихся к изучению английского языка, 2019.
Шебелист А.О., Цеунов К.С., научная статья из журнала «Молодой ученый»: Применение адаптированной литературы как средства мотивации школьников к изучению английского языка, 2017.-№11(145)-с.514-515
Блинов И., сайт vbr.ru «Что такое мотивация: рассказываем простыми словами», 2023.
Приложение 1
Опрос обучающихся 10 классов:
Есть ли у вас цель в изучении английского языка и какая?
Использовали ли вы уже английский язык в своей жизни и как?
Планируете ли вы применять английский язык в будущем и каким образом?
Приложение 2
Приложение 3
Таблица:
Виды мотивации/ области применения языка |
Грамматический материал |
Лексический материал |
мотивация/Путешествия «иностранный язык обязательно пригодится в путешествиях» |
- модальныеглаголы: would, can/could, may/might, shall, must, should, will Пример: You will have a breakfast from 9 o’clock to 11 am. - конструкция to be going to Пример: I’m going to visit that old castle today. - временаупотребленияглаголов: present simple, future simple, past simple, present continuous, present perfect - построение вопросов, кратких ответов Пример: Haveyoucheckedintothehotelyet? Yes, I have, thanks. - конструкция have gone to/have been to/have been in Пример: I have gone to the sea. |
- глаголы движения/предлоги: move, go, turn, drive; to, into, by, across, ahead Пример: You need to go ahead on this street until the theatre and then turn right. - лексика на темы: еда, время, объекты в городе - словаприветствияивежливости: sorry, please, excuse me, could you help, hello, good morning/evening Пример: Excuse me, can you help me to find a street called …? |
мотивация/ Компьютерные игры «некоторые компьютерные игры только на английском языке» |
- повелительное наклонение Пример: Tryagain! - придаточныепредложенияусловия Пример: If you collect gold on the way, you can build a new house. |
- глаголыдвижения: go, jump, fly, drive, roll, run Пример: Run and collect all the gold! - слованаправления: forward, back, right, left, up, down Пример: Please jump up, then left and forward! |
мотивация/Иностранные сайты «самая нужная информация может быть написана как раз на английском языке» |
- временаупотребленияглаголов: past simple, past continuous, future simple, present simple, present continuous, present perfect - инфинитивигерундий Пример: Three apples are enough to make our pie. - сравнениеприлагательных Пример: Mathematics is more useful in life than music. - страдательныйипассивныйзалоги Пример: The glass building in the city centre was restored. - косвеннаяречь Пример: One poet once said that if you can’t do something, then you better try. - условныепредложения Пример: If you see a Paris in your life, you will never forget it. |
- лексика на темы: кулинария, образование, природа, достопримечательности, психология - фразовыеглаголы: turn around, wake up, look back Пример: You shouldn’t look back, you must live in the present. - различныеприлагательные: enchanting, miraculous, tedious Пример: For some pupils literature is very tedious subject. |
мотивация/Книги, фильмы, песни «смотреть любимый фильм в оригинале – это того стоит» |
- условныепредложения Пример: If you keep doing that, we’ll fall out. - модальныеглаголы: should, can/could, may/might, must, shall, will, would Пример: You should dress warmer today! It’s autumn outside after all. - сокращение глаголов, местоимений и прилагательных Пример: I’mfeelin’ aloneandtheworldissocold. - конструкция used to Пример: He didn’t use to read classical books. - конструкция to be going to Пример: I’m going to have three black cats. - временаупотребленияглаголов: past simple, present perfect, present simple, present continuous, future simple - страдательный и пассивный залоги Пример: Thisletterwaswrittenbymygranny. - инфинитив и герундий Пример: Train is ok but I prefer to go by air. - косвеннаяречь Пример: Mary said to me that in the childhood she was living with her uncle. |
- фразовыеглаголы: give up, break into, look for Пример: I never give up! - различныеприлагательные: demanding, inoffensive, considerable Пример: I’m demanding on you because you don’t know what you’re doing! - чувства, характерчеловека: abashed, ambitious, stubborn Пример: Your girlfriend is very ambitious, isn’t it? |
мотивация/Общение в соц. Сетях «со знанием английского языка ты сможешь иметь друзей по всему миру» |
- построение вопросов, кратких ответов Пример: Haveyougotahobby? Yes, I like drawing. - модальныеглаголы: shall, must, should, can/could, may/might, will, would Пример: Would you like to be my friend? - косвеннаяречь Пример: My teacher asked me today if I read the paragraph but I didn’t know what to say. - временаупотребленияглаголов: past simple, present simple, present continuous, future simple, present perfect, past simple - инфинитивигерундий Пример: I tried to make coffee but it turned out not to be very tasty. - сокращение существительных и местоимений Пример: Oh, gr8(great)! I luv(love) U(you) 4(for) that! - конструкция used to Пример: You know, I used to live in a village. - конструкция to be going to Пример: We’re going to go to the same university. - конструкция have gone to/have been to/have been in Пример: I have been in Scotland for two weeks. |
- словаприветствияипрощания: hello, good morning/evening, bye, goodbye Пример: Good morning! I just woke up. - фразовыеглаголы: ask around, rely on, end up Пример: I rely on you! Don’tfailme! - лексика на темы: погода, одежда, образование, фильмы и книги, увлечения и т.п. - чувства, характер человека: peaceful, unsure, polite Пример: I’m polite person, I think you noticed it. |