Говорящая одежда

XXIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Говорящая одежда

Власова Е.И. 1Шевченко М.Ю. 1
1Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Старополтавская средняя школа» Старополтавского района Волгоградской области
Кайржанова Д.А. 1
1Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Старополтавская средняя школа» Старополтавского района Волгоградской области
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

А есть ли в вашем гардеробе одежда с надписями? И понимаете ли вы, что они означают?

Хорошо, если понимаете. Ведь одежда может многое рассказать о своём владельце. Иногда надписи на одежде говорят о человеке больше, чем он сам может о себе рассказать.

В моем шкафу много одежды с разными надписями, в основном на английском языке. Как-то раз мне стало интересно: а что значит все эти надписи?

Многие подростки предпочитают одежду с надписями на разных языках, включая английский, японский, французский и так далее. Эти надписи могут указывать на статус, интересы, музыкальные предпочтения или чувство юмора человека. В любом случае, такая одежда привлекает внимание окружающих. Однако, проблема заключается в том, что не все знают, какую смысловую нагрузку несут надписи на одежде.

Цель работы – узнать смысл и перевод английских надписей на одежде.

Для достижения этой цели выдвинем несколько задач:

  1. Изучить историю возникновения надписей на одежде;

  2. Рассмотреть классификацию и функцию надписей на одежде;

  3. Провести анкетирование среди обучающихся 6 «в» класса МКОУ «Старополтавская СШ»;

  4. Создать словарь по теме «Говорящая одежда».

Нами была выдвинута гипотеза, что, если знать содержание английских надписей на футболках, то подростки будут серьезнее подходить к выбору одежды с надписями на английском языке.

Объект исследования: одежда.

Предмет исследования: английские надписи на одежде.

В своем проекте мы применяли следующие методы исследования:

  1. теоретические (анализ научной литературы, работа со словарями, изучение и анализ интернет-источников, количественная и качественная обработка данных);

  2. эмпирические (опрос, наблюдение).

Этапы исследования:

1 этап: поиск информации в сети Интернет и анализ литературы по изучению надписей на одежде (июнь 2024г.);

2 этап: исследовательская работа по проведению опроса и его анализ (июль 2024 г.);

3 этап: составление словаря (август 2024 г.);

4 этап: обработка и оформление результатов исследования (сентябрь 2024 г.);

5 этап: презентация исследовательской работы широкой общественности (октябрь 2024 г.).

База исследования: МКОУ «Старополтавская СШ» Старополтавского района Волгоградской области.

Наша работа делится на две части: теоретическую и практическую. В первой части рассмотрены такие аспекты, как история появления надписей на одежде, потребность людей носить футболки с надписями. Во второй части работы представлены результаты обработки полученных анкет, лингвистический анализ надписей.

Теоретическая значимость данной исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для более детального изучения иностранного языка, лучшего понимания тонкостей перевода, а также для совершенствования знаний.

Практическая значимость исследования состоит в том, что позволит обучающимся обратить внимание на перевод надписей и правильно использовать информацию, которая должна отражать настоящие интересы ее владельца.

Глава I. Теоретические аспекты изучения надписей на одежде

1.1 История возникновения надписей на одежде

Надписи на одежде существовали много веков назад. Данное явление встречается еще в Древней Греции. Уже там имеются вышивки на поясах, которые говорят нам об именах владельца, или имена на ювелирных украшениях. На множестве итальянских и немецких портретов конца XV и XVI веков можно увидеть надписи, которые вплетены в орнамент мужских рубашек, в корсажи женских платьев, где обычно написаны на латыни или девизы знатного рода, или имена владельцев этих портретов или нарядов. Очень часто в моде были надписи, которые представляли собой часть орнамента. Например, в начале второго тысячелетия в вышивке использовались готические шрифты. Очень известны пелерины короля Отто, которые находятся в музее в Германии. Там в хранилище старины собора есть удивительные вещи с готическими или романскими буквами - как часть орнамента этих старинных вышивок. Они датируются X-XI веками нашей эры. У кельтов и у древних славян буквы играли огромную роль, так как найдено много ювелирных украшений, где слова являются частью ювелирной вязи. Все началось очень просто: сначала надписи украшали только форму рабочих, указывая на их статус, потом они стали показывать какого дизайнера или какой фирмы эта вещь, а уже после этого стали появляться надписи, которые, в самом деле, несут смысл. Достоверно неизвестно, кто придумал изготавливать надписи на одежде.

Не стоит думать, что надписи на одежде – исключительное изобретение массовой уличной моды, многие маститые дизайнеры не боялись этого выразительного средства. Коллекция 1955 года Кристиана Диора была создана на тему трех букв - Н, А и Y. Все платья имели такие очертания, а их швы повторяли эти три буквы, это были самые модные коллекции в сезоне 1955 года – как раз в тот момент, когда к Диору пришел молодой Ив Сен Лоран. Возможно, буква Y и символизировала приход Ива. В 1985 году для «Русской коллекции» осень/зима 1986 — 1987 гг. Жан-Поль Готье создал модели, украшенные надписями с использованием кириллицы. Эта удивительная коллекция включала славянские буквы - кириллицу, ими он писал на своей одежде орнаментом "Жан-Поль Готье". Это было хитом, весь Париж носил вещи с этим логотипом, особенно всем нравилась буква «Ж», потому что она похожа на жука или на какой-то китайский орнамент. Затем кириллица вообще вошла в моду, славянские буквы много использовали во второй половине 80-х годов в трикотаже, свитерах, кофтах, во многих аксессуарах. Сейчас мы тоже можем это встретить: например, многие используют в логотипах своих модных домов именно стилизованные буквы.

Человечество никогда не уйдет от использования слова на одежде, так как использование букв позволяет фокусировать мечты модников на конкретных изделиях. Кроме того, надписи, вплетенные в орнамент, позволяют узнать больше о мнениях, знаниях, пристрастиях того, кто носит такую одежду.

Надписи бывают очень разные. Они могут сказать нам многое о человеке, в частности и о том, что этот человек не понимает то, что написано на его одежде. Надписи меняются и с возрастом человека. У ребенка это просто какие-то словосочетания или веселенькие фразы, у подростка – это надписи, содержащие всевозможные фразы, начиная с того, какой это человек и заканчивая номером команды или улицы. Взрослые же люди, понимая, что на одежде может быть написано что-то не для их возраста или что-то непристойное, стараются выбирать одежду без надписей - это верное решение, в отличие от подростков, которые только и смотрят на красивый фасон и веселые буквы.

1.2 Классификация, функции надписей на одежде

Надпись на одежде – это не просто декоративный элемент, это коммуникативное средство, имеющее разнообразное смысловое содержание. Надписи меняются с возрастом человека. У ребенка это просто какие-то словосочетания или веселенькие фразы, у подростка – это надписи, содержащие всевозможные фразы, начиная с того, какой это человек, и заканчивая названием любимой команды или модным брендом. Взрослые же люди, понимая, что на одежде может быть написано что-то не для их возраста или что-то неприличное, стараются выбирать одежду без надписей. Все надписи на одежде мы попытались условно разделить на несколько смысловых групп:

название бренда, фирмы производителя. Среди молодежи популярны такая символика спортивной одежды, как «Nike», «Adidas», «Puma», «Reebok». Футболки с надписями брендов популярны и от того, что по ним окружающие могут судить о материальном благосостоянии человека.

-названия музыкальных групп или просто направлений в музыке, названия спортивных команд. Частоможновстретитьфутболкистакиминадписями: «Metallica», «Linking Park», «Green Day», «Punk you», «Madonna for you», «All you need is rock-n-roll», «Manchester United». Увидев человека с такой надписью на одежде, сразу можно сделать вывод о том, что он фанат той или иной группы, или болельщик, то есть мы получаем часть информации о нем, о его вкусах и предпочтениях. Это один из самых лёгких способов встретить единомышленников, или наоборот, людей, имеющих противоположные взгляды.

-шуточные слова или фразы. Люди с юмором останавливают свой выбор на забавных фразах, например: «I've shopped all my life and still have nothing to wear» («Я хожу по магазинам всю свою жизнь, но мне до сих пор нечего носить»), «Space for free advertisement» («Место для бесплатной рекламы»). Такой человек кажется нам позитивным и общительным, мы интуитивно тянемся к людям с юмором. В данном случае надпись на одежде - это способ поднять настроение себе и окружающим.

-негативные, оскорбительные. Это ещё одно из доказательств того, что надпись на одежде - это способ выражения своего мнения и отношения к окружающим, в данном случае – отрицательного, возможность, не произнося вслух слова, выразить своё недовольство, презрение, агрессию. Например: «Chicken’s mind» («Куриные мозги»), «Don’t copy me!» («Не копируй меня!»), «Hate people” («Ненавижу людей»).

призыв, выражение личного отношения к политике, окружающему миру, экологии. Люди, стремящиеся выразить свое мнение об окружающей их действительности, предпочитают футболки с призывами: «Stop pollution» («Остановите загрязнение»), «Save the Earth!» («Спасите землю!»), «Stop and think» («Остановись и подумай»), «Peace and love» («Мира и любви»), «Don`t worry! Be happy!» («Не беспокойтесь! Будьте счастливы!»),

-любовь, романтические отношения, дружба: «Call me!» («Позвони мне!»), «I love you» («Я люблю тебя»), «Listen to your heart» («Слушай свое сердце»).

нейтральное значение надписи, не несущее никакой конкретной информации, «Sunday» (Воскресенье), «Space» (Космос), «Summer time» (Летнее время), «Butterfly» (Бабочка).

-характеристика человека. Например: «Forever Young» («Вечно молодой»), «Legendary» (Легендарный), «People like people but I am the Queen» (Люди как люди, а я королева).

Именно поэтому так важно знать, как переводится собственная надпись, чтобы не оказаться в нелепом положении.

названия городов, стран.“Sochi”, “Russia”, эти названия появились перед Олимпийскими играми в Сочи.

-любимые герои. “Mickey Mouse”, “The Simpsons”, “Spiderman”.

-надписи с ошибками или бессмысленные“I can to fly”, “Follou your dreams”.

Как видно из приведенной классификации, смысловая нагрузка надписей на одежде разнообразна. Они имеют очень мощный коммуникативный потенциал, ведь окружающие воспринимают их зачастую как слова, произнесенные хозяином одежды вслух. И это естественно, иначе правомерен вопрос – если ты не поддерживаешь написанные слова, то зачем надел эту вещь.

Таким образом, можно утверждать, что мы отвечаем за ту информацию, которую несем на себе.

Теоретики моды в качестве основных функций надписей на одежде указывают следующие:

1. Эпистемологическая функция связана с накоплением и трансляцией социального опыта. Данная функция  реализует себя в чувственно-созерцательной (связанной с психологической  стороной моды и удовлетворяющей аффективную потребность субъекта) и нарративно-ориентационной (под которой понимается  воспроизведение жизнедеятельности  в формах «модного сюжета») деятельности.

2.  Футурологическая функция, которая заключается в обеспечении будущей дееспособности коллектива посредством передачи социально- значимой информации (хотя передача эта может быть и пустой – типа «новое поколение выбирает Пепси»). Данная функция также может быть обозначена как эвристическая, поскольку выступает как предъявление определенной программы (эвристики) социальных действий.

3.   Коммуникативная функция, позволяющая людям вступать в общение друг с другом, создавая первичное  коммуникативное поле. Психологическая сторона общения создает эмоциональный настрой  в целях сплочения коллектива, способствует формированию типа личности и коллектива. Знаково-символическая сторона общения – это своеобразный «язык  коллектива», набор конвенционально разделяемых коммуникативных единиц (от речевых  манифестаций до предметно-материальных  артефактов).

4. Регулятивно-ценностная функция – набор образцов, норм и правил действия в тех или иных социальных ситуациях – задаваемая через предписание и запрет.

Резюмируя вышеуказанные функциональные аспекты, можно сказать, что социокультурная функция надписей на одежде заключается в хранении и передаче социально-значимой информации.

Глава II. Проектно-исследовательская деятельность

2.1 Методика проведения исследования

На этапе практической работы был составлен опросник, который был проведен среди шестиклассников на базе МКОУ «Стараполтавская СШ».

В опытно-практической работе ведущим стал метод анкетирования (Приложение №1).

Нами было опрошено 25 обучающихся моего класса. Опрос показал, что все ученики в своем гардеробе имеют предметы одежды, содержащие надписи на английском языке. Из общего числа опрошенных 52% обучающихся знают перевод надписи, которая у них на одежде и 60% учеников обращают внимание на надпись при покупке новых вещей, 48% ребят затруднились перевести английские надписи, и никогда не задумывались о смысле того, что на них написано, 40% учеников не обращают внимание на надписи перед приобретением вещи (Приложение №2).

Таким образом, можно констатировать, что в классе есть обучающиеся, которые не придают особого значения надписям на их одежде, хотя знают или догадываются о значении, которые в свою очередь могут содержать непристойный и обидный смысл, грамматические и орфографические ошибки. Однако нашему исследованию удалось вынести на поверхность данную проблему и предложить подросткам задуматься, прежде чем купить очередную модную вещь с непонятным текстом.

2.2 Создание словаря по теме «Говорящая одежда»

Наше исследование мы выстроили следующим образом:

1. Находили в школе обучающихся, в футболках, которые содержали надписи на английском языке, а так же искали материал на просторах интернета.

2. Фотографировали наиболее интересные надписи и задавали вопросы следующего характера:

1. знает ли о смысле написанного на одежде или нет;

2. перевод надписей;

3. информация о возможных грамматических и орфографических ошибках в надписях.

Проанализировав надписи на одежде учеников нашей школы и на основании исследования английских надписей в Интернете, мы составили словарь «Говорящая одежда» для моих одноклассников, который поможет понять надписи на одежде и всем тем, кому интересен английский язык (Приложение 3).

Многие подтвердили, что будут покупать одежду с английскими надписями только в том случае, если им будет понятен смысл написанного текста. В ходе исследования было выявлены надписи, содержащие грамматические и орфографические ошибки, на которые не указали владельцы. Очень часто встречаются надписи, состоящие просто из произвольного набора букв. Смысл в таких надписях отсутствует.  

Каждая  надпись  обязательно  несет  в  себе  определенный  смысл.  Также  хотелось  бы  сказать,  что  положительным  моментом  можно  назвать  тот  факт,  что  надписи  пессимистического  характера  встречаются  довольно  редко.  Ведь  надпись  нацелена  развлечь,  привлечь  внимание  окружающих.  Из  этого  можно  сделать  вывод,  что  большинство  современной  молодежи  все-таки  настроено  позитивно  и  оптимистично.

Заключение

Мы считаем, что на основании изученной информации, а также результатов проведенного исследования, можно сделать следующий вывод, что предположение о том, что если знать содержание английских надписей на футболках, то подростки будут серьезнее подходить к выбору одежды с надписями на английском языке, подтвердилось. При проведении данного исследования были реализованы следующие задачи:

  1. мы изучили историю возникновения надписей на одежде;

  2. рассмотрели классификацию и функцию надписей на одежде;

  3. провели анкетирование среди обучающихся 6 «в» класса МКОУ «Старополтавская СШ»;

  4. создали словарь по теме «Говорящая одежда».

Бесспорно, личное дело каждого человека, во что ему одеваться. Однако, то, что подавляющее большинство людей, предпочитающих надписи на одежде, не подозревают, что написано на них. Многие не всегда могут перевести надписи. Изучить английский язык не так тяжело, как иногда кажется. В наше время английский язык встречается повсюду. Но как проще и быстрее выучить английский язык? Надписи на английском языке могут стать тем самым способом, который поможет быстро и эффективно пополнить свой словарный запас. В гардеробе каждого есть и даже не одна вещь, содержащая надпись на английском языке. Чрезвычайно актуальным и важным является тот факт, что мы отвечаем за информацию, которую несем на себе, мы, в каком - то смысле соглашаемся с ней, становимся ее носителями в массы, и крайне неосмотрительно надеяться на то, что все вокруг не знают иностранного языка и не понимают, что написано на вашей одежде.

В результате нашего исследования, мы узнали смысл и перевод английских надписей на одежде учеников нашей школы. В заключении мы можем сделать вывод, что цель нашей исследовательской работы достигнута. Гипотеза доказана.

Список источников и литературы

1. Блохина В. Всемирная история костюма, моды и стиля.- Минск, 2009 г.

2. Борисова Л.М. Из истории английских слов (Книга для учащихся старших классов.- М.(Просвещение, 1994.-95 с.)

3. Осторожно, hot dog! Современный активный English. / М. Голденков -2-е изд., испр. и доп. – М.: ЧеРо, 1999. -272с.

4. Иванова И.А. Этимология английских слов. 2000 г. (Интернет)

5. Смирницкий А.И. Лексикология английского языка. М.( 2000. –260 с.)

Интернет – ресурсы:

http://odeja.mhost.ru/photo/photo/65/smile.html

http://www.dni.ru/style/2008/11/5/151623.html - Александр Васильев - всемирно известный историк моды - Модные провокации в одежде

Источник: https://sibac.info/studconf/hum/xxxvii/43737

Приложение №1

Анкета

Фамилия, Имя________________________________

1. Носите ли вы футболки с иноязычными надписями? (Да/Нет)

2. Знаете ли перевод (смысл) написанного? (Да/Нет)

3. Обращаете ли внимание на надписи перед приобретением вещи? (Да/Нет)


Приложение №2


 

 

Приложение № 3

Тематический мини-словарь по теме «Говорящая одежда»

Любовь/Романтические отношения/Дружба

1.Love Land Земля любви

2. Best friends Лучшие друзья

3. Kiss me Поцелуй меня

4. Let's fall in love Давайте влюбляться

5.Call me a baby! Называй меня малышкой

Города/Страны

6. New York Нью Йорк

7. Paris Париж

8. Tokyo Токио

9. London is calling you Лондон зовёт тебя

10. Russia Россия

Музыка

11. Let the music play Пусть играет музыка

12. Musical drive Музыкальный драйв

13.Super Beat Супер бит

Природа/Экология/Окружающая среда

14. Butterfly Бабочка

15. Save the earth Спасите землю

16. Magic butterfly Волшебнаябабочка

Мода/Дизайн/Бренды

17. Original design Оригинальный дизайн

18. Very fashionable Очень модный

Отдых/Развлечение

19. Summer time Летнее время

Спорт

20. Nike just do it  НАЙК просто сделай это

21 .Nike

22. Puma

23. Adidas

Безграмотные

24.New York City for differend vacation Нью Йорк для отдыха (орфографическая ошибка в слове differend, правильно different)

Бессмысленные

25. Smiling face cool refreshing and tasty

Разное

26. Primitive prints Простые рисунки

27. Cookies Файлы

28. You have a big future У тебя большое будущее

29. Beast mode Режим зверя

30. Just believe in your dreams Только поверь в свои мечты

Просмотров работы: 8