Куликовская битва в творчестве русских художников

XXIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Куликовская битва в творчестве русских художников

Федорова Я.А. 1
1Муниципальное образовательное учреждение "Моркинская средняя общеобразовательная школа №1"
Афанасьева В.Г. 1
1Муниципальное образовательное учреждение "Моркинская средняя общеобразовательная школа №1"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В данном исследовании отражен ход Куликовской битвы на полотнах художников 19 – 21 веков, где показан способ передачи художниками их видения событий, на которое оказало влияние эпоха, в которой они жили и творили.

Актуальность исследования: картины создают живой образ истории. Из памяти людей со временем стираются подвиги наших предков, а картины помогают сохранить и передать потомкам историческую память.

Цель работы: исследование особенностей эпох, повлиявших на личность и творчество художника.

Для реализации цели необходимо решить задачи: изучить события эпох на рубеже веков; выяснить причины создания картин художниками, посвященные ходу Куликовской битвы; найти характерные черты в картинах творчества художников; дать характеристику эпох, повлиявшие на развитие живописи;

Новизна в работе: рассматривается связь «личность художника-эпоха –творчество».

Объект исследования: картины художников о Куликовской битве.

Предмет- творческая личность художников.

Работа проводилась теоретическим и практическим путем.

Методы работы: изучение, исследование, сравнение, анализ.

Формы работы: поиск материала, встреча с учителем изобразительного искусства, беседа с одноклассниками и опрос среди них, составление диаграммы и таблицы, оформление презентации.

При написании исследовательской работы были использованы исторические источники «Сказание о Мамаевом побоище», «Сказания и повести о Куликовом поле», «Задонщина». В данных источниках внимание уделено героям и событиям Куликовской битвы.

В основу исследования были положены следующие живописные произведения:

1. Картина А.Д.Кившенко «Благословение Дмитрия Донского Сергием Родонежским на Куликовскую битву» /1879/.

2. Картина Е. Данилевского «К полю Куликову» /1980/.

3. Картина А.П.Бубнова «Утро на Куликовом поле» /1943-1947/.

4. Картина М.И. Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле»/1943/.

5. Триптих Юрия Ракши /1980/ и цикл картин М.Глазунова /1998/.

6. Картины В. Сазонова, О.А. Кипренского, Ивон Адольфа о Дмитрии Донском на Куликовом поле.

Изучены сайты Интернет-сети, посвященные картинам художников отечественной исторической живописи 19-21веков.

Среди перечисленных картин заинтересовала меня картина художника Александра Бубнова «Утро на Куликовом поле», рассматривая ее на уроке, была очарована сюжетом, силой двух богатырей и палитрой красок. Из курса истории знаем, что Куликовская битва - важное сражение, так как из исхода битвы решалась судьба нашего государства.

II.Поле чудес Куликово

Название Куликовская битва получила в XIX веке, до этого она была известна просто как Битва на Дону. События, предшествовавшие битве, и само сражение на столетия остались в поле внимания творческих людей. Историки, писатели, скульпторы и живописцы не устают обращаться к батальной теме, данная тема занимает особое место. Ей посвящён целый цикл работ: ряд графических и живописных портретов героев сражения - яркие образы могучих и бесстрашных воинов, мудрых защитников своей родины.

Очень важно, что государство и правительство в последнее время уделяют внимание памятным датам. 21 сентября - День воинской славы России, это не просто день, а день,учрежденный Федеральным законом №32-Ф3 от 13 марта 1995года «О днях воинской славы и памятных датах России» [11].21 сентябряотмечается День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским /приложение 1/ над монголо-татарскими войском. Это было в 1380 году. Первым делом, чтобы узнать причины написания картин, повлиявшее на творчество художников, надо подробно изучить ход битвы /приложение 2/. О данном событии написано много в литературе, поставлены фильмы, можно почитать на сайтах Интернет сети, но мое внимание обращено на произведения «3адонщина», «Летописная повесть о побоище на Дону», «Сказание о Мамаевом побоище». Эти повести во многом связаны друг с другом в патриотическом представлении. Куликовская битва стала воплощением идей патриотизма.

Решила найти «изюминку» в написании картин художниками. Были просмотрены сайты Интернет сети, документальная и художественная литература, картины, изображающие ход битвы и характеристика участников сражения.

Итак, решилось будущее Русской земли у берегов рек Непрядвы и Дона /приложение 3/. В одной точке соединились горе и терпение, жажда освобождения от ига, сила, воля и вера. В одном месте совпали в своих чаяниях величайшие люди своего времени: деятельные, мудрые, дальновидные, сильные духом монахи и воины. Преподобный Сергий, игумен Радонежский, и великий князь Дмитрий Иванович, прозванный после битвы Донским, их предшественники митрополиты Московские и всея Руси Петр и Алексий, воспитавшие князя Дмитрия, а также сотни тысяч безымянных русских воинов – вот они, победители. Воинский подвиг стал еще и подвигом духовным, подвигом священным.

Куликовская битва на многие столетия остается в поле внимания художников. Ранее художники изображали данную тему в рамках летописных списков и житийных клеймах на иконах /приложение 4/. Поясню, что такое клейма, в словаре Ожегова написано: «клейм, клейма». 1. Печать, знак, который ставят, выжигают на ком чего-нибудь. 2. Орудие, которым ставят такой знак [8]. В интернет сети слово «Клейм» -это маленькие изображения житейских сцен на полях иконы, вокруг центрального изображения- /серединка иконы/[13].

Но в 19-начала 21веках, с развитием интереса к истории и исторической картине, – сюжет Куликовской битвы становится одной из центральных тем исторического жанра. Изображение исторических событий зависит от личности художника и времени, в котором он живет и творит. Согласна с данным выражением.

Развитие искусства, вектор его движения напрямую зависит от среды и общества, времени и его моды. Влияние реформ 18века, Россия -держава, военные потрясения начала 19 века, война с Наполеоном 1812 года, отмена крепостного права, революционное движение, строительство социализма – эти события так или иначе коснулись практически всех сфер русской жизни и определили всплеск интереса не только к настоящему, но и к героическому прошлому страны.

На мой взгляд, картины пишут люди, картины, созданные художниками, которые жили в определенную эпоху, поэтому один сюжет они по-разному отражали в своих художественных произведениях.

Будет интереснее устроить своего рода вернисаж картин, посвященных теме Куликовской битвы и сравнить творчество художников. Вниманию предлагается тема вернисажа «Донской цикл». Познакомимся с творчеством художников и выясним влияние событий на их деятельность.

Итак, начнем с 19 века. На картине Михаила Нестерова «Преподобный Сергий Радонежский», написанная в 1899 году, дано благословление Дмитрия Ивановича на битву, так как художника интересовал не только батальный сюжет, но и религиозная самобытность. Кстати, он один из первых обратился к религиозной теме и сделал героем живописного полотна святого отшельника Сергия Радонежского. С каждой новой работой образ святого становился все выразительнее, монументальнее и глубже. Не мог Нестеров обойти вниманием и встречу князя Дмитрия с преподобным Сергием. Для Нестерова ключевой темой стало напряжение той минуту, когда преподобный благословляет коленопреклоненного князя.

Получив благословление, князь Дмитрий со своею дружиной выезжает на поле битвы /приложение5/. Ход битвы можно проследить по картинам художников, в основном ими дан один сюжет, но художники преподносят его по- разному.

На картине Кипренского О.А. «Дмитрий Донской на Куликовом поле» /1805/был четко прописан сюжет: раненный Дмитрий Иванович, бережно уложенный воином в тени дерева, узнает радостную весть о победе над монголо-татарами, художник оживляет князя. Сравнивая картину «Донской на Куликовом поле» /1824/ автора Василия Сазонова сюжет аналогичен. Перед Дмитрием Донским стоит воин в красной мантии, это его друг детства Михаил Бренко, дополню из прочитанной книги «Дмитрий Донской», где автор описывает это эпизод, они перед началом битвы поменялись мантией и пересели на коней друг друга. В этой битве погибает Михаил Бренко. Художники написали свои картины в жанре классицизм, но картина Сазонова ближе к реальности, чем у художника Кипренского.

Затем история Куликовского сражения исчезает из поля зрения русских художников на более полвека. В это время в Париже французский баталист Ивон Адольф создает монументальное полотно «Битва на Куликовом поле» /1850/. Картина написана просто, не отражающая действительности, вряд ли он вдавался в исторические детали.

Только в конце века, в 1894 году, художник Валентин Серов побывал на Куликовом поле, детально прорабатывая композицию для создания панно. Жаль, панно не было создано, но сохранились сотни набросков и эскизов.

В самые сложные и тяжелые годы Великой Отечественной войны была мобилизована вся людская сила, в их числе были деятели изобразительного искусства, перед которыми стояла цель- через воскрешение народной памяти, через примеры доблестных побед над агрессором поддержать дух народа. Художники должны были изображать географические эпизоды битвы так, чтобы, глядя на них, у народа пробуждались новые силы для борьбы.

Вскоре, в 1943 году, художники Александр Бубнов и Михаил Авилов приступают к написанию своих картин, выбрав тему «Куликовская битва». Созданные ими картины разные- сюжет, эпизоды, время битвы, наличие людей на поле битвы. Тем не менее, в их картинах много общего. Здесь не изображено само сражение, смерть людей, их страдания, так как в годы Великой Отечественной войны этого и так было очень много.

Александр Бубнов пишет свою знаменитую картину «Утро на Куликовом поле» /1943-1947/, а баталист Михаил Авилов создает «Поединок на Куликовом поле» /1943/.

Замысел картины «Утро на Куликовом поле» Александра Бубнова был другой. Но обращаясь к документам археологических и исторических данных, серьезное погружение в историческую литературу, работа над эскизами, поиск образов и пластических решений, долгая и тщательная проработка деталей, позволили художнику создать характерное полотно. В картине есть не только историческая правда, в ней читается эпический размах и посыл: главный герой любого сражения – народ. За картину «Утро на Куликовом поле» в 1948 году Бубнов был удостоен Государственной премии СССР. Его картина, репродукции которой вошли в учебники по истории, находится в собрании Третьяковской галереи, в Москве.

В своих работах Михаил Авилов демонстрирует не только мастерство живописца, он поражает убедительностью изображения батальных сцен. На творчество Авилова повлияло участие и память двух войн первой мировой и гражданской, он серьезно обращается к историческому жанру. Авилов дважды приступал к работе данной темы, только в годы Великой Отечественной войны, он создает эскизы на тему Куликовской битвы, лишь один из эскизов «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» /приложение 6/ - противостояние русского витязя и татарского богатыря – стал законченным произведением, получив мировую известность. Этим своим полотном Авилов так высоко поднял планку, что всякому, кто брался писать данную тему, надо было подумать: можно ли так написать?

За картину «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле», созданное в 1946году, Михаил Авилов был награжден Сталинской премией первой степени. В настоящее время картина находится в собрании Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.

80-е годы 20 века стали следующим периодом и новой волной интереса к теме Куликовского сражения: в 1980 году страна отмечала 600-летие со дня Куликовской битвы /Приложение 7/.

В этом году была написана картина «К полю Куликову» художником Евгением Данилевским, профессиональным баталистом.  Картина раскрывает эпизод «только выдвигающегося князя Дмитрия Ивановича со своим войском из Москвы в Коломну, назначенную местом сбора всех русских полков. На заднем плане мы видим белокаменный Московский Кремль: именно по распоряжению князя в 1366-1367 годах деревянные укрепления заменили на каменные». Художник написал картину так, что его замысел говорит о победе русского народа в борьбе с врагом. Также, к юбилею были приурочены цикл картин «Поле Куликово» Ильи Глазунова и триптих «Поле Куликово» Юрия Ракши.

Изучая историческую литературу, летописи, жития, Глазунов двадцать лет своей жизни посвятил работе над циклом «Поле Куликово», в который вошло тридцать картин. Цикл работ было приурочено к грандиозному юбилею, 600-летию Куликовской битвы, дань памяти русским воинам, победившим монголо-татар. За многолетний труд, в 1980 году Илья Глазунов был удостоен звания народного художника СССР. Говоря о своем цикле, Глазунов поясняет, что стремился «передать только жизненную достоверность, истинность происходящего, чтобы еще раз наш современник прикоснулся к великому прошлому Родины, с новой силой почувствовал бы неразрывную связь времен, связь поколений, свою сопричастность к событиям давно минувших эпох» [12].

Нельзя не отметить известный триптих «Поле Куликово» Юрия Ракши. Но сначала надо понять, что такое триптих. На сайте Интернет сети нашла «Триптих»- гр.слово-«состоящий из трех дощечек»- произведение искусства, состоящее из трех частей: барельефов, картин/складень/, статуй и других, объединенных общей идеей. Или В энциклопедическом словаре- «греческое слово» -сложенный втрое. 1.трехстворчетый складень. 2.произведение искусства из трех картин, рисунков, рельефов, объединенных общей идеей или темой [9]. Юрий Ракша с детства увлекался не только рисованием, но и историей. Работать над картиной он начал в 1979 году и уже тогда понял, что она станет его главным и последним творением. Триптих Ракши был создан за короткое время, так как художник был серьезно болен, работая до изнеможения, торопился создать свое детище, триптих. Три места действия, разбросанные по времени, даны одновременно. Эта авторская находка, имеющая иконописные истоки, позволяет зрителю последовательно воспринять события. «Благословение на битву» /левая часть/, «Проводы ополчения» /правая часть/ и ключевой центр «Предстояние» – рождают состояние народного духа. Духовный подвиг совершается именно здесь и сейчас, когда стоят бок о бок святой отшельник и молитвенник, матери, сестры и жены, среди которых смиренная и мужественная Евдокия и воины, вглядывающиеся вдаль, туда, где лагерем стоит враг.Ракша писал о своей картине: «Почему же Куликово поле осталось в веках? Да потому, что здесь утверждалась идея и вера в русскую государственность. Русь поверила в себя. Русь стала Русью… по-прежнему главное должно быть в лицах, в глазах, и я высвечиваю их, а потому меньше костюмности, антуража. Очень важен пейзаж. Единый для всех частей горизонт объединяет и Москву, и Троицкий монастырь, и поле Куликово. Объединяет в одно целое, и все это – Родина. Благословенная наша Родина, которую надо отстоять» [15].

Надо заметить, что в последние годы художники стали требовательнее к себе в отношении изображения исторических реалий. Например, картины Кириллова Сергея Алексеевича «Димитрий Донской» /2005/, Белюкина Дмитрия Анатольевича «Дмитрий Донской»/2015/ или Рыженко Павел Викторович «Благословение Сергия» /2005 /.

Особенно популярна тема Куликовской битвы в отечественной живописи 20-начала 21вв.

И.С.Глазунов писал свои картины в спокойное время, в основном писал портреты. В глазах героев его картин можно видеть страх, переживания, спокойствие или силу духа. Почти на всех портретах он показывал одинаковые глаза у людей, переживающих то или иное событие.

Уже в начале 21века П.В. Рыженко изображает переживания каждого героя, передает его внутренний мир. Он изображает героев великих сражений Руси, чтобы народ нашей страны помнил ее историю, подвиги предков, их великое мужество и патриотизм. П.В.Рыженко хотел обратить внимание людей на истинные ценности, передавая чувства и переживания героев картин.

В картинах художников показана сила и мощь русского народа, а также его безграничная любовь к Родине, за которую люди всегда готовы сражаться насмерть.

III. Заключение

В результате исследования, сделаны выводы. Эпоха и личность художника влияют на отражение того или иного события в картинах, которые он пишет.

Вот некоторые примеры влияния эпох на развитие живописи:

  1. Античность. Стремление к точности передачи окружающей жизни вызвало зарождение основ перспективы и светотеневых построений.

  1. Средневековье. Живопись была более религиозного характера, и мировоззрение стало отражаться на искусстве.

  1. Эпоха Возрождения. Новые настроения в обществе и новое мировоззрение стали диктовать художнику, какие аспекты в живописи раскрывать более полно и ясно.

  1. XVII и XVIII век. В этот период католическая церковь теряет свою значимость, и художники в своих произведениях всё чаще отображают истинные виды людей, природы, бытовой и обыденной жизни.

  2. XIX век-век реформ. Проведение реформ во всех сферах жизни, для художников – большой выбор деятельности.

  3. XX- век- изменения, перестройка в стране.

  4. начало XXI век –рождение новой России.

На творчество художников влияют многие факторы: география, религия, национальные особенности, исторические события, разработка новых материалов. В заключении можно выделить характерные черты в творчестве художников:

  • как личное переживание русских художников;

  • исследование объекта для написания картин;

  • детальная проработка написания;

  • отражение в творчестве художников;

  • использование индивидуальных стилей написания;

  • разный способ написания картины: карандаш, краски, масло.

Отсюда и вытекают причины написания картин: прославление русского народа, великого князя, интерес к героическому прошлому страны, пример героизма и доблестной победы над агрессором, поддержка духа народа.

Таким образом, благодаря творчеству художников, их любви к искусству, детально изучаемые и созданные ими картины, оставили нам прекрасные шедевры. Их картины создают живой образ истории. Что дает возможность, помнить эти события в нашей памяти до сих пор/приложение 8/.

Список литературы и источников

  1. Беловинский Л.В. С русским воином через века: Кн. Для учащихся.- М.: Просвещение,1992.-272с.ил.-

  2. Дектярев А.Я. Трудный век Российского царства: научно-художественное издание/Рис.и оформл. В.Цикоты. -Л.: Дет. лит.,1988. -239с.,ил.

  3. За землю Русскую: Древнерус. повести. - М.: Дет.лит., 1980. -126с. -/К 600 летию Куликовской битвы/.

  4. Куликов Г.Г. У Дона великого на берегу: Ист.повесть. -М. Дет.лит.,1980.-159с.:ил.

  5. Лощиц Ю.М. Дмитрий Донской. -М.: Мол.гвардия,1983.-367с.: ил.-/Жизнь замеч. людей/.

  6. Митяев А.В. Ветры Куликова поля: Рассказы о воинской доблести предков /начиная с походов князейи Олега и Святослава и до побед А.В.Суворова и Ф.Ф.Ушкакова/.-М.: Дет.лит.,1986.

  7. Наровчатов С.С.» И бысть сеча велика…»: Ист.рассказ /о Куликовской битве/.-М.:Дет.лит,1982.-78с.:ил.

  8. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Ок.57000слов/Под.ред.чл.-корр.АН СССР Н.Ю.Шведовой.-18-еизд.стереотип.-М.: Рус.яз.,1986.-797с.

  9. Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь. /Гл.ред.А.М.Прохоров.-4-е изд.-М.: Советская энциклопедия, 1986.-1600с.,ил.

  10. Шторм Г.П. На поле Куликовом: Ист.повесть.-М.: Дет.лит.,1987.-32с.:ил.

  11. Федеральный закон

  12. http://lisyonok.ru/kulikovo-pole.html«Куликовская битва – это вечная тема» (история, раскопки, музей, живопись)

  13. http://dkvostorg.ru›index.php/2-uncategorised/139-…/Куликовская битва в произведениях русских художников/

  14. dzen.ruИстория живопис…Куликовская битва на картинаххудожников

  15. elar.urfu.rubitstream/10995/85317/1/978-5-7996-…Куликовская битва в произведениях отечественных художников

Приложение

Приложение1

Дмитрий Иванович Донской /1350-1389/

Илья Глазунов. Цикл «Поле Куликово». Дмитрий Донской.1980

Рисунок взят с сайта Интернет сети Федоровой Яной Александровной,

обучающейся 10 класса

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»

п.Морки Республики Марий Эл

21.06.2024

Приложение 2

Карта-схема. Расстановка войск на поле Куликово

Схема взята с сайта Интернет сети Афанасьевой Валентиной Георгиевной,

учителем истории,

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»

п.Морки Республики Марий Эл

07.07.2024

Приложение 3

Место /предполагаемое/Куликова поля

Фото с Интернет сети

Фото взято на сайте Интернет сети Федоровой Яной Александровной,

обучающейся 10 класса

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»

п.Морки Республики Марий Эл

01.07.2024

Приложение 4

М. В. Нестеров. Благословение Сергием Радонежским Дмитрия Донского

на Куликовскую битву, 1897

Рисунок взят с сайта Интернет сети Афанасьевой Валентиной Георгиевной,

учителем истории,

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»

п.Морки Республики Марий Эл

07.07.2024

Приложение 5

Е.И.Данилевский. К полю Куликову, 1980

Рисунок взят на сайте Интернет сети Федоровой Яной Александровной,

обучающейся 10 класса

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»

п.Морки Республики Марий Эл

01.07.2024

Приложение 6

Михаил Авилов. Поединок на Куликовом поле, 1943

Рисунок взят на сайте Интернет сети Федоровой Яной Александровной,

обучающейся 10 класса

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»

п.Морки Республики Марий Эл

01.07.2024

Приложение 7

Дмитрий Донской и Куликовская битва, осень 1380

Фото взято на сайте Интернет сети Федоровой Яной Александровной,

обучающейся 10 класса

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»

п.Морки Республики Марий Эл

01.07.2024

Приложение 8

А.П.Брюллов. Обелиск, увековечивший память героя Куликовской битвы –

Дмитрия Донского. 1850

Фото взято на сайте Интернет сети Федоровой Яной Александровной,

обучающейся 10 класса

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»

п.Морки Республики Марий Эл

01.07.2024

Просмотров работы: 106