Школьная реформа Екатерины II как важнейшее звено реформирования образования

XXIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Школьная реформа Екатерины II как важнейшее звено реформирования образования

Зенгина Д.А. 1
1МБОУ СОШ № 2 г. Геленджика
Зенгина М.С. 1
1ООО «Подготовительный факультет»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Изучая на уроках истории период последней трети XVIII века, который непосредственно связан с деятельностью Екатерины II, я обратила внимание на то, что вопросы образования затронуты как-то вскользь, анепосредственно школьной реформе отведено всего 6 строк [5].

А ведь именно школьная реформа оказала большое влияние наразвитие государства и общества. Исследовав вопрос школьной реформы, я пришла к выводу: многое, что характеризует современную школу, было заложено Екатериной II. Поэтому выбор темы исследования – это следствие моего интереса и потребность расширить свои знания в данном вопросе.

Актуальность темы исследования заключается в том, что в период существенных преобразований, активной внешней политики государства особое внимание уделяется сфере образования: обучению (потребность технологического, военно-техническогоиэкономическогоразвитиявцелом) и воспитанию, котороепризвано обеспечить формирование гражданина- патриота, опоры Отечества. В настоящее время Российское государство ставит перед системой образования именно эти задачи: подготовка таких людей, которые смогут в перспективе обеспечивать технологический суверенитет, экономическое развитие, обороноспособность государства,жить интересами страны.

Цель исследования заключается в изученииреформы школы как важнейшего звена реформирования образования в период правления Екатерины II.Для достижения цели необходимо решение следующих задач: охарактеризоватьпричиныпреобразованийвсфереобразования, рассмотреть период, непосредственно предшествующий школьной реформе, основные положения и модель ее реализации, оценить результативность, выявить сдерживающие факторы, а такжеидеи и положения реформы, которые актуальны в настоящее время.

Основными источниками по проблематике школьной реформы являютсянормативныеакты, представленные вПервомполномсобрании

законов Российской империи (тт. 21-22), в Полном Собрании Законов Российской империи (т. 16), письма и бумаги самойЕкатерины II, проекты и записки ее сподвижников (Бецкого И.И., Эпинуса Ф., Янковича Ф.И.), оппонентов(Новикова Н.И., РадищеваА.Н.). Литературупо данной тематике можно подразделить на историческую (Карамзин Н.М., Рыбаков Б.А.), культурологическую (Милюков П.Н., Рыбаков Б.А.), педагогическую(Демков М.И., Жураковский Г.Е., Каптерова П.Ф., Князьков С.А.,Медынский Е.Н., Рождественский С.В., Янкович Ф.И.). Особое внимание исследователи уделяют изучению предлагаемых моделей реформирования (Коршунова Н.В и др.),роли деятелейи идей европейского и российского просвещения (Воронов А.С., Майков П.М.),роли самой Екатерины II в подготовке и проведении реформы ( Бычков А.Ф., Грот Я.К., Колотов П.С., Коршунова Н.В., Павленко Н. И., и др.), анализу нормативной базы (Зуева М.А., СтародубцевМ.П.), реализации реформы на отдельных территориях Империи (Дубасов И.И., Миллер Г.Ф., Эйнгорн В.), деятельности по реформированию отдельных образовательных учреждений, результатам реформы (Болгова А.М., Коршунова Н.В. Стародубцев М.П.и др.).

  1. Причиныипредпосылкипреобразований

Период правления Екатерины II характеризуется активностью деятельности в различных сферах: в экономике, социальной сфере, во внутренней и внешней политике,в культуре.

Потребности экономического развития диктовали необходимость использования более прогрессивных технологий, машин, оборудования. Для ведения активной внешней политики необходимы были не только армия и флот, обеспеченные современным вооружением, но и профессиональные военные, переводчики,дипломаты. Реформы в образовании были нацелены на подготовку специалистов, которые могут обеспечить экономическое развитие страны и осуществление внешнеполитических задач.

В условиях крепостничества и острых социальных противоречий, зарождения антикрепостнической идеологии и антикрепостнического движения необходимо было поддерживать устойчивость самодержавной власти, - эти задачитакже возлагались на образование.

В Екатерининский период начало проявляться такое явление, как разложение дворянства. Многие дворяне не учились, не служили в армии, не работали на государственной службе. А ведь дворянство было опорой самодержавия. Но теперь эта опора «рассыпалась».Укреплять социально- экономическую опору режима можно было посредством обучения и воспитания дворянства.

Императрица и ее сподвижники понимали рольженщины ввоспитании детей. Чтобы дети обладали качествами гражданина, необходимыми государству,она сама должна получить определенное воспитание и знания. Поэтому государство поставило вопрос о женском образовании.

Для расширения социальной базы самодержавия, для осуществления потребностей социально- экономического и общего культурного развития необходимо было развернуть к себе различные категории населения: духовенство, купечество, мещанство, государственных крестьян. Эта задача такжемогла быть решена посредством образования.

Помимо перечисленныхпричин необходимо отметить, что Екатерина II представлялареальный культурный уровень населения России, который вероятно не отвечал ее целям и задачам во внутренней и внешней политике. Проводя политику просвещенного абсолютизма, она настойчиво проводила мысль о том, что только «…заведением народных школ разнообразные обычаи в России приведутся в согласие, исправятся нравы» [4].

Для управления населением, проживающим на огромной территории, различающимся по национальному, религиозному и сословномупризнакам, необходимо унифицировать его сознание.Это можно было сделать только путем создания системы общеобразовательных школ.

Среди предпосылок необходимо выделить Петровские реформы в области образования, научные достижения и просветительскую деятельность российских ученых, деятельность литераторов и общественных деятелей; идеи западного просвещения, в том числе по поводу образования; убеждение Екатерины, позиционирующей себя просвещенной монархиней, в том, что просвещениеобщества должно обеспечить благо для всех подданных.

  1. Реформаобразования

    1. Начальныйпериодпреобразований

Начало системе государственного, светского образования было положено Петром I [19]. Эта система была нацелена большена узкопрофессиональнуюподготовку и носила сословный характер. В правление Екатерины II окончательно оформляется идея создания общеобразовательной школы для широких слоев населения, исключая крепостных, с собственно педагогической, а не узкопрофессиональной и сословной целью воспитания, как в предшествующую эпоху[8].

Впериод, предшествующий школьной реформе (1762-1782 гг.), преобразования осуществлялись как результат непосредственного воздействия европейскихи российских деятелей просвещения и их идей на саму Императрицу, как результат критического осмысления этих идей.

В начале Екатерина II обратила внимание на проблемы образования дворянства как опоры государства.Она поставила задачу вырастить из дворянскихдетей «людей новой породы».22.03.1764 г.было принято

«Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» [3]. Программа предусматривала реорганизацию существующих и создание новых учебных заведений для дворян и открытие женских дворянских учебных заведений, что и было сделано [8, 16]. В рамках реформирования былапроведена проверка уже существующих дворянских учебных заведений,поееитогамбылипринятызаконы,ужесточившиетребованияк

учредителям и педагогам, это должно было повысить уровень качества обучения, востребованность этих заведений среди дворянства.

КромеэтогопообразцудворянскихсоздавалисьВоспитательныедома

-закрытыевоспитательно-образовательныеучреждения для

«неблагородногосословия»;открывалисьмещанскиеотделенияпримужских и женских закрытых дворянских учебных заведениях, специальные профессиональные училища при Воспитательных домах [4].

Непосредственное осуществление реформ было связано с деятельностью профессионального педагога, мыслителя И. И. Бецкого [8].

Программным документом, определившим направление государственной политики в области образования, стал «Наказ императрицы Екатерины II» [11], Документ закрепил за каждым сословием строго отведенное ему место в общественной жизни: каждый человек должен был осознавать себя законопослушным, преданным самодержавию гражданином. Задача формирования гражданина возлагалась на правильное воспитание, которое готовило детей к выполнению функций, соответствующих его сословию. Екатерина II считала необходимым прививать детям любовь к Отечеству, уважение к законам и правительству. При этом она особое внимание обращала на качества личности воспитателя, который сам должен быть образцом истинной гражданственности.

В 60-70–е гг. XVIII в. активно велся поиск путей реформирования образования, были разработаны конкретные проекты по организации школьного образования (В.В. Крестинина,Я.В. Поленова, Ф.Г. Дильтея и др.) [10], чтосвидетельствовало о том, что определенная частьобщества уже осознавала потребность в измененияхи видела пути этих преобразований, а Екатерина II предпринимала реальные шаги по реализации идей просвещения. Положив в основу системы воспитания и образования сословный принцип, она создаст сеть общеобразовательных учебных заведений -единообразных, унифицированных для всей территории России.

    1. Школьнаяреформа(1882–1886гг.)

Для подготовки школьной реформы была создана Комиссия об учреждении училищ во главе с сенатором П.В. Завадовским.План реформы был подготовлен Ф. И. Янковичем де Мириево – австрийским педагогом, приглашенным в Россию. Он перевел на русский язык австрийские и немецкие инструкции для учителей, уставы школ, учебные пособия, что позволило русским педагогам и государственным деятелям познакомиться с западноевропейской организацией школьного дела [8].

Выбор австрийской модели не был случайным: положительные отзывы были даныМосковским университетом, Академией наук. Роль в принятии окончательного решения сыграло мнение академика Ф.У. Эпинуса, изложенное в его записке и в личной беседе с Императрицей [1]. Ф.У.Эпинус составил проектреформы на рубеже 1781-1782 гг. В нем обоснована важность создания системы образования в России, проанализирована австрийская система и сделан вывод о том, что она полностью подходит для России. Он обосновал необходимость подготовки учителей, использования более рациональных методов обучения, наглядных пособий и предложил создать комиссию, которая изучит австрийскую систему образования и составит подробный проект реформ [9, 20].

Указом07.09.1782 г. была созданаКомиссия по учреждению в России народных училищ, основной задачей которой было «учредить в империи нашей народные школы… в наилучшем порядке и в совершенном единообразии» [9]. Перед комиссией были поставлены задачи: 1) составить план народных училищ и разработать их устав, 2) создать учебные книги, 3) подготовить учителей, 4) открыть школы по всей империи [9].

27. 09. 1782 г. Екатерина утвердила «План к установлению народных училищ в Российской империи», подготовленный Комиссией, в соответствии с которымво всех городах предстояло открыть всесословные государственные народные училища. Внимание уделялось единой методике преподавания,учебнымпланам,изданиюучебников(впервыебылсоздан

полный комплект учебников по всем предметам для всех классов), материальной базе: приобретались коллекции минералов, оборудовались специальные кабинеты, комплектовались библиотеки [6, 21].

Также Комиссия разработала «Правила для учащихся народных училищ» [14] и «Руководство учителям первого и второго класса народных училищ Российскойимперии», которое отражалопринципыклассно-урочной системы,содержало требования к учителю: он должен был организовать работу на уроке так, чтобы все ученики были заняты делом; запрещались телесные наказания и унижающие честь и достоинство учеников оскорбления, любые формы дискриминации учеников.

Для подготовки учителей в мае 1783 г. Комиссией было принято решение о создании Главного народного училища в Петербурге и при нем Учительской семинарии, которая в 1786 г. выделилась из состава Главного народного училища и стала первым в России педагогическим учебным заведением, выпустившим из своих стен к концу XVIII в. более 400 учителей народных училищ. Позжена основе Учительской семинарии был создан Учительский институт, а затем Главный Педагогический институт [4, 18].

05.08.1886 г. Императрицей был утвержден «Устав народным училищам Российской империи» [23], который заложил основы государственной общеобразовательной школы. Документ отражал суть просветительской идеологии: просвещение даст положительные результаты: исчезнут нравственные и социальные пороки, рабство, невежество, суеверия [4].

Следует отметить, что,беря за основу австрийскую систему, предполагалосьучредить 3 вида школ. По Плану также предполагалось создать три вида учебных заведений: главные, средние и малые училища. Однако после нескольких лет практической реализации такого образования в Петербургской губернии, Уставутвердил двухступенчатую систему образования, а не трехступенчатую, как предполагалось ранее на основе австрийскойсистемы.Этосвидетельствуетотом,вопросыпрорабатывались

глубоко, а первоначальные проекты проверялись на практике. Поэтому говорить о механическом заимствовании австрийского опыта нельзя.

Согласно Уставу, в городах и крупных селах должны были создаваться народные училища двух типов: в губернских городах – главные народные училища (5 лет обучения), а в уездных городах и селах – малые народные училища (2 года обучения). Рекомендовалось вводить классно-урочную систему вместо традиционной индивидуальной работы с учащимися.

Учебный план малого училища включал чтение, письмо, арифметику, рисование и катехизис вместе со священной историей. Главные училища предполагалось создавать из четырех классов. Содержание обучения первых двух классов соответствовало содержанию обучения в малых училищах, в двух старших классах главных училищ школьники должны были изучать русскую грамматику, начала всеобщей истории, географию, физику, механику, геометрию. После окончания главного училища можно было продолжить обучение в университете, для чего в старших классах главных народных училищ дополнительно обучали латинскому и еще одному иностранному языку, преимущественно немецкому. В малых училищах обучение вели два учителя, а в главных – шесть. Содержание народных училищ было возложено на местные власти [8].

В разделе Устава «О должностях учительских» закреплялись требования к преподавателям училищ: «суть праводушие и благочестие», знаниетехнаук,которымонобучаетучеников,способностьихпреподавать

«вразумительно и ясно», «нежная любовь к юношеству» должна соединяться иногда с «умеренной строгостью», он должен иметь большое терпение ибыть беспристрастным; должен работать строго по учебному плану и следовать содержанию учебников [6, 23].

Учебный процесс детально регламентировался: организация урока (повторение, изучение новой темы, закрепление), использование наглядных пособий, классной доски, учебников; расписание уроков и экзаменов. Большоевниманиеуделялось личнымкачествамучителя:своимповедением

и поступками он должен быть примером для учеников, он долженпоказывать пример благочестия, дружелюбия, учтивости, прилежания. Устав закреплял правила поведения учеников, определяя их обязанности, меры наказания за проступки, меры поощрения. Среди мер поощрения: оглашение фамилий учеников на торжественных собраниях, запись фамилий в книгу почета, самым лучшим – учебная книга в дорогом переплете в подарок с напутственной надписью директора школы [6, 23].

Позже Устав был дополнен «Правилами для учащихся в народных училищах», в соответствии с которымирегулировался прием,период обучения, учебное время, правила поведения вне школы и дома, основанные на традиции русского православного воспитания и правилах хорошего тона, принятого в светском обществе того времени [14].

В 1783 г. было издано «Руководство учителям первого и второго класса». Его первая часть – это методика работы: учителя обязаны были заниматься со всем классом, а не с каждым поодиночке, рекомендовалось выполнять серию упражнений с постепенным наращиванием трудности и ростом самостоятельности учащихся в их выполнении; излагалась методика опроса. Вторая – отдельные методики преподаваемых предметов. Третья характеризовала личность учителя и профессиональные качества. Четвертая регламентировала его деятельность [8].

Народные училища явились новым для России типом учебных заведений, предназначенных для детей разночинного населения. Для этих училищ в 1783 г. по приказанию Екатерины II была издана книга«О должностях человека и гражданина...», которая была рекомендована как обязательное учебное пособие иформулировала цель воспитания - достижение человеком благополучия, которое возможно лишь при верноподданническом отношении к государственному устройству, верности своему сословию, христианской добродетельности, телесном здоровье и трудолюбии. В первой части разъяснялись обязанности человека перед Богом,ближнимисамимсобой.Вовторой-давалисьрекомендациипо

гигиене, лечению простых болезней, уходу за больными. В третьей части учителюдавалисьрекомендации, как вводить учениковв круг общественных обязанностей добропорядочного подданного. Четвертая содержала сведения по домоводству, об искусствах, промыслах иремеслах [24].

Следует отметить, что вопросы реформы решались комплексно и с учетом российскойспецифики: сословного строя, многонационального и многоконфессионального состава населения.

  1. Итогиизначениереформы

Итог реформы можно оценить с двух сторон: в краткосрочном периоде ивдолгосрочном -наперспективу.Еслирассматриватьрезультатв краткосрочномпериоде,тонародныхучилищкконцувеканасчитывалось всего288(49главныхи239малых),внихобучалосьчутьболее20тысяч детей,девочкисоставлялилишьдесятуючасть, учителей760человек [4, 13].

Образование так и не стало всесословным: учились в основном дети дворянского сословия, духовенства и части купечества. Сельское, крестьянское население оказалось практически вне системы просвещения.

Почему реформа реализовывалась с трудом?Не хватало учителей, главные училища с задачей их подготовки для малых училищ несправлялись.Так в 1789 г. в главном народном училище Москвы числилось 346 учащихся и только 5 учителей.Материальное положение учителя было далеким от обеспеченности, а общественный статус - низким; учительское звание в XVIIIв. считалось принадлежностью людей низших классов, дворянин не мог быть учителем [4].

В стране не хватало средств. Центральная власть переложила на губернские и уездные власти задачу финансирования учебных заведений на своей территории, что оказалось им не под силу [2, 8].

Обществов целом не было готово к нововведениям: даже многие дворянскиесемьи быликритичнонастроеныкновойсистемеобразования,не доверяли ей, предпочитая семейное воспитание и образование.

У реформЕкатерины II в области образования были оппоненты и противники. Умеренным критиком образовательной политики был Н.И. Новиков [12]. Резким критиком реформ стал А. Н. Радищев, онтребовал широкого и полноценного образования для детей из всех сословий и настаивал не просто на воспитании, а политическом, чтобы подготовить человека к переустройству общества на основе идеала справедливости.

Существует точка зрения, что попытки Екатерины II организовать просвещение народа не удались потому, что она пыталась механически перенести на отечественную почву чуждый России австрийский образец без учета потребностей и возможностей своей страны [8]. Не соглашусь с этой точкойзрения,считаю,чтоглавнымтормозомбылонежеланиекардинально

«уходить» от сословного строя, тем более решать крестьянский вопрос: ни она лично, ни оплот власти – дворянство к этому были не готовы. Идея общеобразовательной школы вошла в противоречие с сословным строем и крепостным правом.

В долговременной перспективе у реформы оказались очень значимые результаты. Важнейшим достижением стало созданиеучебников для народных училищ:по естествознанию(В.Ф.Зуев), по грамматике (Е.Б. Сырейщиков); по арифметике, геометрии, механике, физике (М.Е. Головин). Авторы заложили в обучениепринципы научности и доступностиизложения материала, наглядности, последовательности и связи изучаемого материала с жизнью,учета возрастных особенностей [8,16].

Самое главное, намойвзгляд, –этото, чтовопросыреформырешались комплексно: изучались различные модели, имела место своего рода экспертиза проектов, осуществлялся осознанный выбор модели, создавалась законодательная база, изучался практический опыт реализации реформы, организация новых учреждений шла параллельно с ревизией и реорганизацией имеющихся; одновременно решались вопросы подготовки педагогических кадров, издания учебников и методических пособий, материальнойбазы;создаваласьсистемауправленияучебнымизаведениями

и контроля; все вопросы решались с учетом российскойспецифики: сословного строя, многонационального и многоконфессионального состава населения.

Оценивая значение реформы школы, необходимо заострить внимание на тех ее идеях, которыеактуальны сегодня: 1) образование – это единый процесс воспитания и обучения, при приоритете воспитания, 2) роль воспитания:оно должно прививать детям любовь к Отечеству, уважение к законам и правительству, 3)качестваличности воспитателя (преподавателя):онсамдолженбытьобразцомистиннойгражданственности, 4) подготовкапреподавателей, повышениеих социального статуса, 5) запрещение телесных наказаний, запугивания детей; 6) индивидуального подхода в оценке способностей учащегося, ориентациипедагогической деятельности на решение задач развития его личности, 7) практической направленностиизученияпредметов,8)классно-урочнойформыорганизации обучения с использованием средств наглядности,классной доски,учебников, 9)опорынатрадиционныеценности:втотпериод –нарелигию,а сегодня на «традиционные духовно-нравственные ценности», в основе которых в том числе и религиозные ценности, идеи сильной учебной материальной базы, 10) методические принципы обучения: научности и доступности изложения материала,последовательности изучения учебного материала иего связи с жизнью, повторения, наглядности, учета возрастных особенностей, 12) комплексное решение вопросов образовательнойполитики.

ВсеэтоподтверждаетпрозорливостьЕкатерины IIиеесподвижников,и работу на будущее. Вуставе об «учреждениях, касающихся до воспитания», она устами Бецкого говорит: «Преодолеть суеверие веков, дать народусвоему новое воспитание и, так сказать, порождение, есть дело, совокупленное с невероятными трудами, а прямая оных польза остается потомству» [15].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Интерес к заявленной теме объясняется ее актуальностью, которая вытекает из роли образования в конкретный исторический период и из сходности задач, которые ставило государство перед образованиемв XVIII векеи ставит Россия сегодня.

Задачи, поставленные для достижения цели исследования, выполнены: 1) охарактеризованы причины, которые заключались в потребностях государства в социально-экономическом и культурном развитии, укреплении политической власти, решении насущных вопросов внутреннейивнешнейполитики,атакжеличныхзапросовЕкатеринына «подтверждение» статуса просвещенной правительницы; 2) рассмотрен начальный период преобразований, предшествующий школьной реформе, в ходе которого анализировалась существующая система образования, реформировались дворянские учреждения, созданные ранее, изучались модели образования в странах Европы; во главе с Императрицей постепенно складывался круг людей, осознающих важность образования и необходимость реформ; 3) изученыосновные положения и модель реализации школьной реформы:взятая за основу австрийская модель была переработанаиадаптированаподроссийскиеусловия,врезультатечегобыла создана двухступенчатая модель школы; 4) оценена результативность в краткосрочном периоде и в перспективе; 5) выявлены сдерживающие факторы,6) выявленыидеи и положения реформы, которые актуальны в настоящее время.

Несмотря на то, что не все идеи реализовались при Екатерине II, были заложеныосновыгосударственнойобщеобразовательнойшколы, утверждена решающая роль государства в организации и регулировании образования [17], которое ставит в каждый период времени конкретные задачи перед системой образования. Самое главное, что организационные, ценностныеи методическиеидеи80-хгодовXVIIIвекасоставляютосновусовременной

российскойсистемыобразования.

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Артамонова Л.М. Исторический опыт и значение школьной реформы Екатерины II.https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskiy-opyt-i- znachenie-shkolnoy-reformy-ekateriny-ii.Дата обращения 12. 02. 24.

  2. Белов А.В. У истоков создания системы народного просвещения в Москве в правление Екатерины II: частные и казенные учебные заведения.https://cyberleninka.ru/article/n/u-istokov-sozdaniya-sistemy-narodnogo-prosvescheniya-v-moskve-v-pravlenie-ekateriny-ii-chastnye-i-kazennye-uchebnye-zavedeniya.Дата обращения 12.02.24.

  3. БецкойИ.И.«Генеральноеучреждениеовоспитанииобоегопола юношества»https://strana-oz.ru/2004/3/generalnoe-uchrezhdenie-o-vospitanii-oboego-pola-yunoshestva.Дата обращения 15.02.24

  4. Болгова А.М.Создание учебно-воспитательных учреждений для подготовки людей «третьего чина» в зходе образовательных реформ Екатерины II / А.М. Болгова // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки.- 2010.-№ 12.- С. 133-141.

  5. Захаров В.Н., Пчелов Е.В.. История России. XVIIIве. Учебник для 8 класса общеобразовательных организаций/ В.Н. Захаров, Е.В. Пчелов.: под ред. Ю.А. Петрова.- 3-е изд. М.: «Русское слово- учебник», 2017.- 240 с. ил.- (Инновационнаяшкола).https://trojden.erenow.net/books/russian-history/russian-history-8-class-xviii-century-zaharov-2017/24. Дата обращения 12.02.24.

  6. Зуева М.А. Создание и деятельностькомиссии народных училищ приЕкатеринеII.https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-i-deyatelnost-komissii- narodnyh-uchilisch-pri-ekaterine-ii. Дата обращения 11.02.2024.

  7. ИбнееваГ.В.,КинзябулатоваГ.Р.Началошкольнойреформыв Казанском наместничестве (1786-1788 гг.) https://cyberleninka.ru/article/n/nachalo-shkolnoy-reformy-v-kazanskom- namestnichestve-1786-1788-gg. Дата обращения 12.02.24.

  8. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. Академика РАО А.И. Пискунова. – 2-е изд., испр. Идополн. – М.:ТЦ «Сфера», 2001. – 512 с.https://дюсш-мирный.рф/wp- content/uploads/2020/11/Istoriya-pedagogiki-i-obrazovaniya.-Pod-red.-akademika- RAO-A.I.-Piskunova.pdf. Дата обращения 12.02.24

  9. Коршунова Н.В. Школьная реформа Екатерины II.https://cyberleninka.ru/article/n/shkolnaya-reforma-ekateriny-ii. Дата обращения12.02.24.

  10. Минеева Е.К., Зыкина А.П., Минеев А.И. Поиск путей реформы школьногообразованиявРоссииприЕкатеринеII(60-70-егг.XVIIIв.

).https://cyberleninka.ru/article/n/reformy-sistemy-obrazovaniya-provodimye-ekaterinoy-ii. Дата обращения 12.02.24.

  1. «Наказ императрицы Екатерины II». https://www.prlib.ru/item/733109 Дата обращения 12.02.24.

  2. Новиков Н.И. «О воспитании и наставлении детей» (1783). https://rvb.ru/18vek/novikov/01text/03hist_philos/29.htm. Дата обращения 12.02.24.

  3. ПавленкоН.И.ЕкатеринаВеликая.-М.:Молодаягвардия,1999.-

495 с., стр.156https://search.rsl.ru/ru/record/01002158023. Дата обращения 12.02.24.

  1. «Правила для учащихся народных училищ»https://ru.wikisource.org/wiki/Правила_для_учащихся_в_народных_у чилищах/1782_(ВТ). Дата обращения 17.02.24.

  2. РамбоА.ЖивописнаяисториядревнейиновойРоссии /Пер.сфр.- М.: Современник, 1994.-445с. Стр. 309

https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_002823906/.Датаобращения10.02.24

  1. СтародубцевМ.П.Реализацияпроектовпореформированию российской системы образования в период правления Екатерины II.

https://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/1/170/starodubtsev_170_5_16.pdf. Дата обращения 11.02.2024.

  1. Стародубцев М.П. Реформы системы образования, проводимые Екатериной II. https://cyberleninka.ru/article/n/reformy-sistemy-obrazovaniya- provodimye-ekaterinoy-ii.Дата обращения 11.02.2024.

  2. СтародубцевМ.П.СозданиеиразвитиесветскойшколывРоссии XVIII века органическая часть историко-культурного процесса. https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-i-razvitie-svetskoy-shkoly-v-rossii-xviii- veka-organichnaya-chast-istoriko-kulturnogo-protsessa.Дата обращения12.02.24.

  3. СтародубцевМ.П.Теорияипрактикароссийскоговоспитанияи образования в XVIIIвеке //Известия РГПУим. А.И. Герцена.2012. №150. С.

250.https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-i-praktika-rossiyskogo-vospitaniya-i-obrazovaniya-v-xviii-veke Дата обращения 10.02.24.

  1. Толстой Д.А. Городские училища в царствование императрицы Екатерины II: читано в заседании Историко-филологического отделения 30 сентября 1886 г. / [сочинение] графа Д. А. Толстого. - Санкт-Петербург : ТипографияИмператорскойАкадемиинаук,1886.-[2],214с.;https://www.prlib.ru/item/406905.Датаобращения10.02.24.

  2. Указ «Об учреждении Комиссии для заведения в России народных училищ //Антология педагогическоймыслиРоссии XVIIIв.-М.:Педагогика, 1985.- С.233-234, стр.233 https://djvu.online/file/MLqDJK08J68jB Дата обращения 17.02.24.

  3. Указ Комиссии об учреждении народных училищ.- //СПб.,1785- 46с.https://rusneb.ru/catalog/000202_000006_253255/ . Дата обращения 11.02.2024

  4. «Устав народным училищам Российской империи»// Школьное образование в России в конце XVIII – XIXвв.: сборник документов / сост. А.В. Арсентьева, А. П. Петрянкина.-Чебоксары : Изд-во Чуваш. ун-та, 2005.-С.5-27,стр.11.https://studfile.net/preview/3822565/page:4/.Датаобращения 11.02.2024.

  5. Фельбигер И.И. «О должностях человека и гражданина...»,https://rusneb.ru/catalog/000207_000017_RU_RGDB_BIBL_000 0359933/ Дата обращения 17.02.2024.

Просмотров работы: 89