Образ вампира: от мифологии до современной культуры

XXIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Образ вампира: от мифологии до современной культуры

Сусликова А.Е. 1
1МОАУ "Лицей №4"
Идрисова Э.С. 1
1МОАУ "Лицей №4"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Каждый из нас слышал о вампирах. Вампиры — пожалуй, самый многогранный вид нечисти в массовой культуре. В различных фильмах, книгах и играх их облик меняется от роя гуманоидных насекомых до утончённых  аристократов, выдающих себя за людей. Для большинства из нас, эти существа являются исключительно книжными или голливудскими персонажами, но так было не всегда. Духи и демоны, пьющие кровь имеют очень долгую историю, и во многих культурах мира эти призраки ночи были на протяжении долгого времени весьма реальны. Истории об этих существах не просто архаичные легенды древних народов, эта нежить, как говорят, совсем недавно, не давала покоя жителям. Давайте заглянем в темный мир таинственных вампиров славянской мифологии и загадочные дебри славянских упырей.

Еще в эпоху Просвещения образ вампира вызывал множество споров в научных и теологических кругах. Не забыт он и по сей день. Что же это за существо? Как относиться к реальным случаям вампиризма? Безусловно, происхождение вампира относится к языческому периоду существования человечества - вампир как сущность параллельно появился в мифологической культуре народов разных регионов мира. Какое место отвели вампиру ведущие мировые религии? Какие метаморфозы претерпел этот образ в современной культуре?

В разных культурах они могут называться по-разному, но основной образ — существо, питающееся кровью живых — остается преобладающим. В древнем Египте встречаются упоминания о существах сходных с вампирами, а в греческой мифологии встречается образ летучей мыши, которая питается кровью живых существ. Разные культуры придавали вампирам свои собственные атрибуты и свойства, но их основная суть всегда остается неизменной — они не мертвецы, но и не живые люди, и их основное питание — это кровь.

Но почему же образ вампира до сих пор не утратил своей актуальности, новизны и каждый раз обрастает всё новыми и новыми чертами и деталями? В чём сила притягательности вампира? Мне тоже интересна эта тема, я прочитала всю серию книг «Сумерки», «Жажда», роман «Интервью с вампиром», трилогию «Красавица», смотрела сериал «Дневники вампира».

Легенды о вампирах являются одной из самых захватывающих и загадочных частей мировой фольклорной традиции. В нашей работе мы рассмотрим историю возникновения легенд о вампирах, начиная с их корней в древних мифах и заканчивая современными представлениями о них.

Современный вампиризм — не страшная сказка, а вполне реальный феномен. Множество людей во всем мире искренне убеждены, что попросту не смогут существовать без глотка чужой крови. Россия — не исключение. Кто такие вампиры, как они добывают «пропитание»‎, что обо всем этом думают врачи?

Цель работы: изучить процесс формирования образа вампира в культуре

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- описать образ вампира в мифологии;

- найти легенды о вампирах и проанализировать их;

- сравнить вампиров разных культур;

- привести примеры вампиризма из истории и литературы;

- изучить научные исследования в области вампиризма.

Методы исследования: изучение научной литературы по данной проблеме, анализ, сравнение, описание.

Практическая значимость: материал работы можно использовать на уроках истории, для бесед на классных часах, на уроках внеклассного чтения.

Глава 1

1.1 Древний мифологический образ упыря

От времени Киевской Руси сохранились более ранние свидетельства веры в вампиров, чем были найдены на их предполагаемой родине, на юго-востоке Европы. Предпосылкой этой веры является идея о том, что после смерти душа отделяется от тела. Если расставание души с телом усопшего не было совершено мирно или не соблюдались обряды захоронения, позволяющие ей перейти в иной мир, то в народном воображении это могло привести к возвращению покойника, часто в виде демонической сущности. Древнерусское слово «упир» вышло из употребления в Московском государстве. Однако оно сохранилось на территории Польско-Литовской унии и вновь появилось на территории современных Украины и Белоруссии в составе Российской империи. Поэтому рассматривается вопрос о том, как формировалась вера в ходячих мертвецов в Древней Руси и в дореволюционной России. Первоначально вредоносное воздействие этих не упокоенных мертвецов воспринималось как причина возникновения таких эпидемий, как чума и холера, или засух, влекших за собой голод. Позднее, когда речь шла о сохранении традиционных моральных норм в гендерных отношениях, прибегали к идее дьявольского искушения. Тем не менее, с точки зрения латинской Европы, все формы магии и суеверий, противоречащие Просвещению, считались варварскими и типичными для якобы отсталого мира славян и православия.

Следы, оставленные верой в ходячих покойников в ранней истории Восточной Европы, распознаются с трудом. Возникает впечатление, что эти верования существовали в основном на западной периферии Российской империи. Древнерусское слово oупирь/ѫпырь (рус. упырь) встречается уже в XI–XII вв. Хотя в ходе христианизации Киевской Руси и усиления антилатинской полемики Московского государства этот термин в XIV в. постепенно исчезает из употребления. Древняя Русь оказалась вне процесса развития, охватившего западноевропейские государства, во времена правления монголов, с XIII по XV в., поэтому феномен ходящих покойников появился вновь в конце XVII в. и только в польском варианте upir (сорв. upiór). Вероятно, вера в вампиров сохранилась на территории Великого княжества Литовского и Речи Посполитой среди русинов, т.е. восточнославянской и православной части населения, из которой в XV–XVI вв. вышли украинцы и белорусы. В этой связи эстонско-американский финноугрист и славист Феликс Ойнас придерживался мнения о том, что в богословской литературе Московского государства в XVI–XVII вв. термин упирь был заменен термином еретик, который имел полюсный оттенок и семантически обозначал «людоед». [18]

Христианизация славянских и балканских народов активно началась в конце первого тысячелетия нашей эры и достигла впечатляющих результатов к XII веку. Когда православная церковь стала господствовать в России, Румынии, Венгрии и среди южных славян, верования этих народов перешли в Грецию и еще явственней изменили образ ожившего мертвеца, превратив его в настоящего вампира-кровососа. Раньше вриколаков не боялись – разве что покойник принимался мстить живым, но его месть была логичной. Именно у славян греки переняли представление о том, что вампир может быть бессмысленно– безжалостным. Теперь вриколаки жаждали крови и всячески бесчинствовали – причем чаще всего их жертвами становились родные и близкие. Поэтому и врагов стали проклинать фразами «Чтобы тебя земля не приняла» или «Чтобы земля отвергла тебя»: проклятый возвращался к своим в виде вриколака и причинял им горести. [1] (см. Приложение I)

1.2 Вампиры в истории средневековья

Миф о вампирах, в том виде, в котором он стал известен в европейской культуре к XVII веку, появился из славянского фольклора, где вампирами были существа, убивающие людей путём выпивания их крови, либо через удушение. Вампир мог быть уничтожен, если ему отрезать голову, вонзить осиновый кол в его сердце и сжечь труп. Образ упырей и вампиров возникают на стыке православного и католического миров в пост ренессансную эпоху в связи с распространением католичества в восточной Европе: ведь по латинскому обряду причастие подавалось только под видом хлеба, верующие не причащались Христовой кровью. Отсюда в народном, полуязыческом сознании утвердилось представление о том, что появляются существа, которые за счет человеческой крови компенсируют недостаток в таинстве причастия.

До конца XVIII века вампиры в сознании европейских людей представлялись как ужасные монстры, вышедшие из могилы. Вампирами обычно становились самоубийцы, преступники или злые колдуны, хотя в некоторых случаях ставший вампиром «грешник» мог передать свой вампиризм невинным жертвам. Однако иногда вампиром могла стать и жертва жестокой, несвоевременной или насильственной смерти. Большинство верований в вампиров и европейские представления о них имеют славянское происхождение. Широко представленный в фольклоре, в народных верованиях, образ вампира с XVII века начал глубоко интересовать образованных людей, и в начале XIX века стал чрезвычайно популярен в художественной литературе. Огромную роль в этом сыграли писатели-романтики. Образ пьющего кровь таинственного демонического существа встречается в различных романтических литературах – в английской, французской, русской, литературах других славянских стран. [12]

В XVIII–XIX веках на Украине во время эпидемий люди сжигали на костре тех, кого считали упырями. К примеру, во время эпидемии холеры 1738 года жители одного украинского села обходили крестным ходом вокруг границ своего селения, чтобы таким образом избавиться от болезни. Они встретили на своем пути человека, отыскивавшего пропавшую лошадь. Крестьяне приняли его за упыря, наславшего мор на село. Сначала ни в чем не повинного человека жестоко избили, а потом сожгли на костре. Во время эпидемии холеры 1831 года на Украине людей, заподозренных в принадлежности к упырям, сжигали на костре из терновника; считалось, что только такой костер мог надежно их обезвредить.

Чтобы опасный покойник, которого при его жизни считали колдуном, не вредил людям, использовали специальные магические средства. Наиболее известным у восточных славян средством против хождения упыря было обсыпание могилы диким маком. Мак сеяли во время похорон по дороге от дома до кладбища: верили, что тогда покойник не сможет вернуться, не собрав всех зерен. Но если заподозрили, что упырь ходит по деревне, то его уничтожали, вбивая в тело или в могилу осиновый кол. [3] (см. Приложение II)

После разделов Речи Посполитoй в 1772–1795 гг. между соседними великими державами и в Российской империи в определенном смысле возник «вампирский вопрос». На самом деле подозрение в существовании вампиров было озвучено немецкими публицистами после ухудшения политических отношений с Россией в связи с отставкой Бисмарка. Ссылаясь на опубликованное в 1897 г. исследование петербургского судeбнoгo чинoвникa Августа Левенстима «Суеверие и угловое право», кримино́лог Альберт Хелвиг в своей брошюре «Преступлениe и суевериe» 1908 г. отмечает контраст между «западными культурными государствами» и «востоком Европы». Особенностью вскрытия могил и осквернения трупов в царской империи он считал то, что с точки зрения мотивов этого можно фиксировать, с одной стороны использование частей тела в качестве талисманов и лекарств, а с другой – поиск козлов отпущения в период эпидемий и засухи. [18]

Первая исторически засвидетельствованная вспышка вампиризма в Европе произошла в двадцатые годы XVIII века в Восточной Пруссии и в Габсбургской монархии. В 1718 году, Австрия по Пожаревацкому миру получила в свой состав часть территории Боснии, Сербии и Румынии. До этого всяческие упыри и вурдалаки были популярны только в балканских странах, но уже в 1721 году австрийские чиновники и военные, обосновавшиеся в землях западных славян, стали получать от местных жителей жалобы на то, что на них якобы нападали вампиры. Первым случаем стала история Петра Благоевича из Кисилево. Благоевич умер в 1725 году. Сельчане рассказывали, что незадолго до смерти его лягнула лошадь, он быстро поправился, но вскоре скоропостижно умер – скорее всего, от инфаркта. Благоевичу было 62 года. В ночь после похорон он явился сыну и попросил поесть, но сын отказался кормить его; после этого в течение недели в селе умерло 9 человек, не проболев и дня, – в том числе и сын Благоевича. Все они сообщили, что покойник приходил к ним ночью и сосал у них кровь. Сельчане обратились с жалобой на разгулявшегося вурдалака к чиновнику по фамилии Фромбальд. Тот принял решение вскрыть могилу в присутствии священника. Оказалось, что тело Благоевича не тронуто разложением. Его сожгли, и смерти в селе прекратились. Воспоминания об этом событии оказались настолько яркими, что о встречах с вампирами в Кисилево вспоминают до сих пор. [1]

Глава 2

2.1 Славянские представления о вампирах

Вера в упырей, вампиров, которые ночами встают из могил и высасывают кровь из живых людей, повсеместна. Упыри – это мертвецы, покойники. Упырем делается всякий самоубийца. Упырями же делаются после смерти колдуны, пока их не пробьют колом. По позднейшим верованиям, упыри – это живые, напускающие на живых болезни – чуму, холеру... Попадья убитого в Киевщине во время чумы 1770 года попа Васыля говорила о своем муже, что у него по ночам бывает его умершая сестра с другими мертвецами. В 1831–1832 г. г. в Галиции народ сжигал упырей, виновников холеры. Упырей выдал мальчик Гаврило, который сам признавал себя за упыря и объявил, что он высасывал у людей кровь и таким способом погубил даже своих родителей. Упыри принимали вид собак и в таком виде ходили по дворам. В приведенных фактах ясно видны обломки прежних верований: упыри имеют связь с мертвецами, они высасывают кровь, могут делаться оборотнями. Но древнее верование продолжает существовать и в таком виде: в том же 1831 г. в селе Подосы, Бердичевского уезда Киевской губернии, по объяснению одного знахаря, природного упыря, причиной холеры был недавно умерший пономарь с женой; они по ночам выходили из могилы и ходили по хатам: на кого дохнуть, тот и заболеет; а у кого кровь высосут, тот умрет. Процессы на почве верования в упырей были известны в 18 веке.

С течением времени первоначальный смысл верования стал затериваться. Оказывается, что упырями, выходцами с того света, делаются люди, которые при жизни не веровали во Христа и пресвятую Троицу. Потом пришли к мысли, что в виде покойника причиняет людям зло бес. [2]

Выглядели они, по представлениям древних славян, как конкретные умершие люди и появлялись в той же одежде, в которой их похоронили. Их описывали как существ с красными глазами и алым румянцем на щеках от выпитой крови, с хвостом и особым отверстием под коленом — через него вылетела душа. У них не было клыков — кровь упыри пили при помощи острого языка. Днем они лежали в земле, а ночью приходили в дома родной деревни. Упыри не могли далеко отходить от своей могилы — им нужно было вернуться в нее до рассвета. (см. Приложение III)

В деревнях верили, что упыри становились причиной страшных эпидемий чумы и холеры. Если во время повального мора в каком-то человеке заподозрили упыря, его сжигали на костре. Думали также, что упыри «подрезают» жизнь — высасывают не только кровь, но и силы из внутренних органов, отчего человек быстро умирает. Народные поверья сохранили много способов расправы с духами, самый действенный — осиновый кол. Его нужно было вбить в нечисть или в могилу. [15]

Под влиянием европейской культуры образ упыря все больше соединялся с образом вампира.

2.2 Представления о вампирах в разных странах

Европа является частью света с наибольшим количеством сказок и легенд о вампирах, обычно зародившихся в Центральной и Восточной Европе. Некоторые из них были основаны на истории реальных персонажей, чья смерть послужила поводом для переосмысления старых традиций.

Мифы о вампирах в Центральной Европе настолько полны и многочисленны, что сформировали архетип универсального вампира и повлияли на остальные европейские традиции, особенно в XIX веке, благодаря готической литературе и книгам Брэма СтокераШеридана ле Фаню и Шарля Бодлера.

Болгарские вампиры не имеют ни тени, ни костей и являются не нежитью, а душами, борющимися со смертью. Чтобы душа стала вампиром, после смерти хозяина должно пройти девять дней и ещё сорок дней, в течение которых эфирный вампир почти безвреден, будучи способным лишь криком и дрожью нарушать спокойствие соседей. По истечении этого времени он становится чрезвычайно могущественным и злобным существом, поэтому родственники, заподозрившие, что человек после смерти превратился в вампира, должны нанять ведьму или волшебника, чтобы убить его, пока он развивается, а не после. Согласно легенде, духа можно было обманом заключить в бутылку, которую затем сжигали.

В сербском фольклоре появляется фигура Савы Савановича, предполагаемого вампира, который жил на старой водяной мельнице на реке Рогачица, где он убивал других крестьян. Сохранились упоминания о других предполагаемых сербских вампирах, таких как Петар Благоевич из Велико Градиште, умершего в 1724 году и явившегося одним из образцов вампирской истерии XVIII века.

В скандинавской мифологии единственным существом, похожим на вампира, является драуг, оживший мертвец, который обитает в гробницах викингов и может быть уничтожен только героем.

В Дании сохранились предания о существе по имени маре, злобной женщине-вампире, способной превращаться в человека, чтобы соблазнять мужчин. [8]

Даханавар в древнеармянской мифологии вампир, который проживает в горах Ултиш Альто-тэм. Он прославился тем, что никогда не убивал жителей, которые жили на его землях.

Цзянши — аналог вампира в китайской традиции; однако он питается жизненной эссенцией жертвы (ци), а не кровью.

Мананангал — филиппинский вампир.

Убур — в вайнахской мифологии злой дух, вошедший в какое-либо животное, вампир, пьющий кровь у человек. [5] (см. Приложение IV)

В греческом фольклоре вид зловредной нежити, чаще ассоциирующийся с вампирами, называется вриколакас. На Крите может называться катакано. [5]

Вампиров в цыганском фольклоре часто называют просто мулло – мертвец, покойник. Считается, что покойник возвращается и вредит людям, а иногда пьет чью-нибудь кровь. Обычно жертвами вампира становятся родственники, которые были виновны в его смерти, или не соблюли должную погребальную церемонию, или сохранили имущество покойного вместо того, чтобы уничтожить его, как того требует обычай. Женщины-вампиры могут возвращаться, вести обычную жизнь и даже выходить замуж, но будут изнурять мужа. Цыгане подозревали в вампиризме носителей всяческих уродств и рудиментарных черт – а также обладателей ярко-голубых глаз. [1]

Само слово «вампир» жители Новой Англии не употребляли. Но верили, что это нечисть – не живой человек, а труп, восстающий из могилы. Чтобы упокоить его, необходимо выкопать мертвеца, отрубить ему голову, и сложить череп вместе с костями крест-накрест, как на пиратских флагах. Сердце же надо извлечь и сжечь. Было и еще одно жуткое поверье – если кто-то из членов семьи упокоенного вампира болен страшной болезнью, ему нужно есть пепел с погребального костра.

Одну из таких могил с черепом и скрещенными костями нашли в Коннектикуте в 1990 году. Сердца у него не было, в крышку гроба медными гвоздями была выбита аббревиатура «JB 55». Это, пожалуй, сейчас самое известное вампирское погребение в США. [17]

2.3 Легенды о вампирах

За мистической аурой, окружающей недоброе имя вампиров, зачастую стоят правдивые истории, полные боли и страданий. Страшные преступления, совершенные в далеком прошлом, обрели форму легенды или истории, рассказанной у костра. Кто такие вампиры? История рассказывает нам о разных событиях, связанных с ними.

Сохранилось много рассказов о кровожадности упыря и опасности его для живых людей. Ночью упыри якобы приходят в дом своих жертв, поедают их и выпивают из сердца кровь. Особенно опасны упыри для младенцев и молодоженов. Вот как рассказывается в быличке о вредоносных делах упыря. Ехал гончар с горшками и заночевал на поляне. А там был похоронен «нечистый» покойник. В полночь земля расступилась, и из нее показался гроб. Из открывшегося гроба вылез мертвец и направился в сторону ближайшего села. Тогда гончар забрал крышку от гроба, начертил вокруг своей телеги на земле круг (который служит оберегом от нечистой силы), а сам залез на телегу. Возвратился мертвец, хотел лечь в гроб, видит – а крышки от гроба нет. Подошел он к кругу и говорит: «Дорогой мой человек, отдай крышку!» Отнять крышку он не мог, потому что не смел переступить через начерченный круг. Гончар говорит: «Не отдам, если не скажешь, где ты был ночью и что делал». Тот сначала замялся, а потом говорит: «Я мертвец, а при жизни был колдуном. А был в ближайшем селе, где перед этим играли свадьбу, и погубил молодых. Скорей же давай мне крышку, а то мне пора возвращаться назад».

Гончар не отдал мертвецу крышку, пока не выведал у него, как можно спасти молодых. Для этого нужно отрезать от гроба упыря четыре кусочка обивки, поджечь ее и этим дымом окурить молодых. Тогда гончар отдал упырю крышку, а сам отрезал с четырех углов его гроба по кусочку обивки. Гроб закрылся и опустился в землю, которая опять сошлась, как будто бы ничего и не было.

Гончар рано утром запряг волов и поехал в село. Видит: около одного дома полным-полно народа и все плачут. «Что тут случилось?» – спрашивает гончар. Ему рассказали, что накануне была свадьба, а теперь молодые как уснули, так их не могут разбудить. Гончар рассказал обо всем опечаленным родителям и окурил умерших молодоженов дымом от гроба, после чего они ожили. Узнав об упыре, жители села пошли к его могиле и забили в нее осиновый кол, чтобы он больше никогда не вредил им. [3]

В русских сказках фигура yпыря действительно нашла лишь сдержанный отголосок. Московский архивариус и коллекционер Александр Афанасьев в восьми -томном собрании «Народные русские сказки», изданном в 1855–1863 гг., опубликовал несколько историй об оживших покойниках. В шестом томе 1861 г. есть под названием «Нечистый». «Нечистый» изображается злым духом и людоедом вот каким образом: красавица Маруся встречает на танцах незнакомца, который делает ей предложение. Чтобы выяснить его происхождение, мать советует ей взять на следующую встречу клубок ниток и прикрепить петельку на пуговицу. Таким образом Маруся следует за незнакомцем в церковь, но к собственному ужасу, она обнаруживает, что тот пожирает мертвеца. Она не осмеливается никому рассказывать о своем наблюдении, а также отказывается признаться незнакомцу, что видела его в церкви. Тогда нечистый сначала убивает ее отца, затем мать, а затем и ее саму. Ранее Маруся по совету бабушки просит священника в случае ее смерти вытащить гроб из ямы, вырытой под порогом, и похоронить его на перекрестке. Проходящий мимо сын боярина так пленен цветком, который вырос на ее могиле, что приказывает посадить его в своем собственном саду. Ночью цветком оказывается Маруся. Она очаровывает боярского сына и тот делает ей предложение. Маруся соглашается при условии, что она не будет ходить в церковь в течение четырех лет. Они живут в мире и у них рождается сын. Но из-за жалоб своих гостей муж заставляет Марусю пойти в церковь раньше уговоренного срока. У стены кладбища она снова встречает нечистого. Он вновь допрашивает Марусю и угрожает ей смертью мужа и сына. Затем Маруся берет у бабушки бутылку святой и бутылку живущей воды. Оснащенная этими предметами, она, наконец, признается нечистому, что видела, как тот жрал труп в церкви, и обливает его святой водой. Нечистый рассыпается прахом. [18]

Такие легенды и предания обогащают наше наследие и культурные представления. Можно ли считать их доказательством существования реальных вампиров? Современная наука относится к этому скептически. Но, несмотря на это, мифическое воплощение вампиров все еще живет в коллективном сознании и продолжает волновать людей по всему миру.

Культура

Легенда о вампире

Славянская

Упырь — смертельный враг красивых девушек, его можно победить только с помощью магии.

Греческая

Летучий грешник ищет несчастных путников и нападает на них, пользуясь своими изменяемыми формами.

Восточноевропейская

Темный монстр, похищающий кровь и силу у людей, покидающий только пустую оболочку.

Глава 3

3.1 Популяризация вампиров в литературе и искусстве

Вампиры в фольклоре были далеки от образа всем известного «классического» вампира. Упыри, стригои и им подобные представляли собой ожившие тела «деревенщин», и были неинтересны для литераторов. Они воспринимались ими как часть суеверий недалеких крестьян и были слишком примитивны, чтоб стать антагонистами главных героев. По этой причине художественная литература не знала вампиров вплоть до конца XVIII столетия.
В XVIII веке резко возрос интерес к фольклористике, появились первые собиратели народных преданий (такие, как братья Гримм), и аристократы обратились к изучению верований простого народа. Кроме того, литература постепенно выходила из-под контроля церкви, что способствовало появлению сюжетов, нарушавших христианских представления о том, что душа после смерти попадает в рай или ад. Истории о вампирах как бы заявляли о других вариантах посмертного существования.

Одним из упоминаний вампира в художественной литературе считается стихотворение немецкого поэта Г.А. Оссенфельдера «Вампир» (1747 г.). Его сюжет построен на том, что отвергнутый благочестивой девушкой мужчина грозится после смерти пробраться к ней в спальню, выпить всю ее кровь, подарив, тем самым «поцелуй» вампира.

Мотивы вампиризма звучат в произведениях А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, А.К. Толстого, В.И. Даля. [12]

Одним из самых известных литературных образов вампиров стал граф Дракула, созданный Брэмом Стокером. Дракула воплотил в себе все страшные черты вампира: привлекательность, силу и жажду крови. Его образ впоследствии стал образцом для многих других литературных и кинематографических персонажей. [7]

Ренессансом вампирской тематики считаются 70-е годы XX века и романы Энн Райс, среди которых были всемирно известные «Вампирские хроники». Ее «изобретением» стало создание у вампиров более древней истории, чем времена правления Влада Цепеша. В своих книгах Энн Райс коснулась и психологии бессмертного существа, давно переставшего быть человеком. Это добавило образу новую глубину. [13]

«Дневники вампира» - серия книг, написанная Лизой Джейн Смит. В основе сюжета — история о девушке Елене Гилберт, за любовь которой сражаются два брата-вампира Дэймон и Стефан Сальваторе.

«Сумерки» - популярная серия романов американской писательницы  Стефани Майер. Каждая из книг описывает события, происходящие с главной героиней, девушкой по имени Белла Свон, которая влюбилась в вампира.

Вампиры обладают сверхъестественной красотой, позволяющей привлекать добычу. Они никогда не спят и обладают невероятной силой, например, могут выдёргивать деревья с корнем, поднимать и бросать автомобили, стирать металлические предметы в порошок. Они бессмертны и практически неуязвимы. Единственный способ убить вампира — разорвать на части и сжечь. [16] (см. Приложение VI)

3.2 Современные исследования и споры вокруг вампирских легенд

Несмотря на все усилия исследователей, полное и нетривиальное объяснение происхождения вампирских легенд до сих пор остается загадкой. Существуют различные гипотезы, каждая из которых имеет своих сторонников и противников.

Одна из самых распространенных гипотез связывает появление вампирских легенд с представлениями древних народов о жизни после смерти и необходимости обрядов и ритуалов, связанных с мертвецами. По этому мнению, вампиры — это образы, созданные для объяснения некоторых явлений, связанных с смертью и могилой.

Другая гипотеза связывает появление вампирских легенд с различными болезнями и медицинскими состояниями, которые могут быть ошибочно интерпретированы как признаки вампиризма. Например, известно, что некоторые заболевания, такие как порфирия, могут быть связаны с чувствительностью к свету и смене окраски кожи, что может напоминать симптомы вампиризма.

Некоторые исследователи также видят в вампирских легендах отражение социальных и политических изменений, происходивших в разные исторические эпохи. Например, в период эпидемий чумы, люди могли считать, что мертвецы, которые не распались, оживают и заражают других своими кровяными напитками, а это могло стать основой для возникновения вампирских мифов.

Современные споры вокруг вампирских легенд не исчерпываются только исследовательскими работами. В нашей эпохе они нашли продолжение в массовой культуре, особенно в кинематографе и литературе. Споры и дискуссии о том, какими должны быть вампиры и из чего они состоят, ведутся среди поклонников жанра, а также среди критиков и теоретиков. [11]

В городе Атланта существует так называемый Альянс вампиров Атланты и согласно проведенному в 2019 г. опросу среди их членов, в США обитает около 5 тысяч реальных вампиров. Джон Эдгар Браунинг - академический исследователь из Университета Луизианы, специально изучал вампирскую культуру Нового Орлеана. По его словам, в данном городе живет более 50 вампиров. Часть из них пьет человеческую кровь, часть кровь животных, а некоторые являются энергетическими вампирами. [9]

По мнению исследователей, вампирское движение могло прийти в Россию из США, там оно зародилось еще в 70-х. В 2009 г. было открыто «профильное» сообщество — Vampire Community, ориентированное на российскую аудиторию. Российские вампиры настаивают, что у них мало общего с киноперсонажами, фанатами ролевых игр и лайф-сталкерами. Они не бессмертны, не превращаются в кого-либо, не всемогущи. У них нет войны с оборотнями, они не летают. Считают, что обратиться в вампира невозможно, к этому якобы нужно иметь предрасположенность от рождения. А начинается все с «‎пробуждения»‎. Характерные симптомы: голод, который нельзя заглушить обычной пищей, неустойчивое настроение, слабость, головные боли, бессонница, а при длительном отказе от крови — набор веса или ослабление иммунитета. Психиатр Петр Каменченко уверен: все симптомы «пробуждения» объясняются обычным самовнушением. С точки зрения науки, люди, причисляющие себя к вампирам, либо относятся к истероидным психопатам, которые хотят чем-то выделиться и эпатируют окружающих, либо склонны к патологиям влечения и получают удовольствие от крови как от фетиша. Увлекаться вампиризмом могут и люди с параноидной шизофренией: у них питье крови выступает неким продолжением бреда. Они искренне верят, что кровь «дарит силы или защищает». Есть и просто люди с неустойчивой психикой, попавшие под чужое влияние. [14]

Интерес к вампирам и вампирским легендам сохраняется и продолжает исследоваться, несмотря на то что некоторые считают их всего лишь мифами и сказками. Но мифы и сказки отражают важные аспекты культуры и менталитета людей, и их изучение всегда будет актуальным и интересным.

3.3 Научные исследования в области вампиризма

  Самое революционное открытие медиков, связанное с вампиризмом, было сделано лишь во второй половине XX века. В 1963 году английский доктор Ли Иллис предоставил в Королевское медицинское общество свою монографию «О порфирии и этиологии оборотней», где были проанализированы документальные записи о случаях вампиризма и оборотничества в Европе XII-XIX вв. Доктор Иллис высказал революционное предположение, что в основе большей части подобных историй не суеверия, а реальные случаи, связанные с порфирией.

Порфирия – это редкая форма генетического нарушения: болеет один человек из 200 тысяч. Если у кто-то из родителей есть порфирия, то с вероятностью в 25% она передастся ребенку. Как и многие другие генетические нарушения, порфирия часто бывает в результате инцеста, поэтому от нее часто страдали европейские монархи, вынужденные выбирать жен среди близких родственников.

Болезнь характеризуется тем, что нарушается пигментный обмен, и под воздействием солнечного ультрафиолетового излучения или ультрафиолетовых лучей начинается распад гемоглобина. Таким больным солнечный свет приносит невероятные мучения, поэтому они вынуждены днем прятаться в закрытых помещениях, а на улицу выходить только ночью.

При тяжелых формах болезни у пациентов деформируются сухожилия, что иногда приводит к скручиванию пальцев. Кожа вокруг губ и дёсен высыхает и ужесточается, что в результате приводит к тому, что резцы обнажаются до десен, создавая эффект оскала. У пациентов бледнеет и истончается кожа, а иногда из-за отложения порфирина зубы приобретают красноватый цвет. Словом, все признаки вампиризма налицо. [6]

С заболеванием порфирия связаны имена двух исторических личностей: короля Георга III, правившего Великобританией и Ирландией с1760 по 1820, и голландского художника Винсента Ван Гога.

В 1966 году два британских психиатра, Ида Макальпин и Ричард Хантер, обнаружили, что приступы психического расстройства Георга III всегда сопровождались физическими симптомами: хромотой, болями в животе, тошнотой, тахикардией, кожной сыпью и красным цветом мочи. Они предположили, что Георг III был болен острой перемежающейся порфирией. Доказать верность своего предположения авторы не успели, так как оба рано скончались. Спустя несколько лет, путем изнурительных архивных поисков, исследователям, изучавшим причины безумства Георга III, удалось не только доказать, что король страдал порфирией, но и установить ее форму, обнаружив мутационное нарушение у прямых потомков. [4]

Заключение

В ходе работы были изучены: древний мифологический образ упыря, образ вампира в истории средневековья, исследования в области вампиризма, проанализированы легенды, приведены примеры вампиризма из истории и литературы, сделан вывод.

Сегодняшней массовой культуре известно большое количество выдуманных образов, пришедших из мифологии. Среди них особняком стоит вампир, ведь его образ был ко всему прочему переработан и литературой периода романтизма. С развитием науки меняется и восприятие вампиризма как такового. Появляются идеи о вирусных эпидемиях, генных мутациях, иной расе и паразитах. Вампиры все больше становятся похожими на людей и теряют большую часть своих сил.

С развитием христианства в Европе образ вампира начал приобретать новые нюансы и ассоциации. Православная церковь считала их живыми мертвецами, которые не могут покоиться в мире и заставляют живых мучиться. В западном христианстве, вампиризм был связан с дьяволом и всеми его атрибутами. Вампиры стали символом зла, и вокруг них начали строиться различные теории и предположения, а также разрабатываться способы борьбы с ними.

В нашем современном мире легенды о вампирах всё ещё являются объектом интереса и фантазии. Благодаря литературе, кино и телевидению образ вампира всегда остается актуальным и вызывающим интерес у людей. Вампирские легенды продолжают жить в наших представлениях и вдохновлять на создание новых историй и исследований.

Истории о вампирах пережили испытания временем и постоянно вдохновляют книги, фильмы и другие произведения искусства. Возможно, существование вампиров останется загадкой для науки, но они всегда найдут свое место в народных легендах и фольклоре.

Список литературы

1. Бауэр, А. Вампиры в России. Все, что нужно знать о них! Современное руководство/А. Бауэр. – Москва: Изд-во АСТ, 2010. – 288 с. 2. Гальковский, Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Т. 1/ Н.М. Гальковский. - Харьков: Епархиальная типография, 1916. -376 с. 3. Левкиевская, Е.Е. Мифы и легенды восточных славян/ Е. Е. Левкиевская. – Москва: Изд-во Детская литература, 2023. – 316 с. 4. Лучинина, Ю. А. Молекулярно-генетическая диагностика острой перемежающейся порфирии/ Ю.А. Лучинина. - Москва, 2010. – 140 с. 5. Вампир — Википедия – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Вампир (02.12.2023) 6. Вампиризм: история болезни | Будь Здорова – МедПортал – URL: https://medportal.ru/budzdorova/winner/vampirizm-istoriya-bolezni/ (15.12.2023) 7. Вампиры: реальность или миф? Научный взгляд на их возможное существование - URL: .https://galivacia.ru/mogut-li-sushhestvovat-vampiry-s-tocki-zreniya-nauki(10.12.2023) 8. Вампирский фольклор по регионам мира — Википедия - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Вампирский_фольклор_по_регионам_мира 9. В США насчитали 5 тысяч настоящих вампиров, которые пьют кровь людей или животных - Загадки человека - URL: https://paranormalnews.ru/news/v_ssha_naschitali_5_tysjach_nastojashhikh_vampirov_kotorye_pjut_krov_ljudej_ili_zhivotnykh/2019-12-04-16467 (12.12.2023) 10. Жители Малави подвергаются атакам вампиров | Мир тайн - URL: https://mirtayn.ru/zhiteli-malavi-podvergayutsya-atakam-vampirov/ (13.12.2023) 11. История возникновения легенд о вампирах - searchfaq.ru - URL: https://searchfaq.ru/istoriya-vozniknoveniya-legend-o-vampirax/ (08.12.2023) 12. Никольский Е.В. Образы вампиров в повестях В.И. Даля и А.К. Толстого в контексте европейского романтизма | Studia Humanitatis - URL: https://st-hum.ru/content/nikolskiy-ev-obrazy-vampirov-v-povestyah-vi-dalya-i-ak-tolstogo-v-kontekste-evropeyskogo-0(18.12.2023) 13.Образ вампиров: от мифов до наших дней – URL: https://beliyles.com/tpost/dlcbpco671-obraz-vampirov-ot-mifov-do-nashih-dnei (10.12.2023) 14. При себе опасная бритва": сколько вампиров живет в России - РИА Новости, 09.12.2021 - URL: https://ria.ru/20211209/vampiry-1762776249.html (25.12.2023) 15.Славянский бестиарий - URL: https://www.culture.ru/materials/253399/slavyanskii-bestiarii (16.12.2023) 16. Список персонажей серии романов «Сумерки» — Википедия – URL: Список персонажей серии романов «Сумерки» — Википедия (wikipedia.org) (24.12.2023) 17. Ученые выяснили, откуда взялись легенды о вампирах и кем они были на самом деле - KP.RU - URL: https://www.kp.ru/daily/27119/4200370/ (22.12.2023) 18. Ходячие покойники в жизни восточных славян: “Magia Posthuma” в Древней Руси и вампиризм в дореволюционной России - URL: (12.12.2023) https://cyberleninka.ru/article/n/hodyachie-pokoyniki-v-zhizni-vostochnyh-slavyan-magia-posthuma-v-drevney-rusi-i-vampirizm-v-dorevolyutsionnoy-rossii

Древний мифологический образ упыря Приложение I

Упырь (Славянская мифология)

Вампиры в истории средневековья Приложение II

Петар Благоевич

Сава Саванович (Сербская мифология)

Славянские представления о вампирах Приложение III

Вурдалак (Славянская мифология)

Гули (Славянская мифология)

Представления о вампирах в разных странах Приложение IV

Драуг (Скандинавская мифология)

Даханавар (Древнеармянская мифология)

Представления о вампирах в разных странах Приложение V

Популяризация вампиров в литературе и искусстве Приложение VI

Елизавета Батори, кровавая графиня.

Вероятно, это одна из самых известных женщин-вампиров в истории. Легенда о зловещей Елизавете (Элизабет) Батори описывает персонаж, которого можно считать вампиром. Это человек, который питается кровью и считает ее источником жизни и молодости. Она не умирала, чтобы вернуться из могилы демоном ужаса, и тем не менее была вампиром.

Елизавета Батори была венгерской графиней шестнадцатого века, применявшей жестокие пытки к жителям принадлежавших ей деревень.

О детстве кровавой графини известно очень мало, но, как говорят, в возрасте 6 или 11 лет она сбежала от гувернантки. Юная Элизабет рвалась посмотреть на казнь цыган, приговоренных к смерти за продажу своего сына туркам.

Ее известность как вампира началась с распространения слухов о том, что она купалась в крови молодых девушек. Практика, которой занимаются чтобы сохранить молодость, и многие историки считают, что она входит в сферу легенды. Только это были не слухи и сплетни о молодой графине.

Ее можно классифицировать как первого серийного убийцу из своего времени. Она положила конец жизни сотен девушек, чтобы удовлетворить кроме своего садизма сексуальное влечение к женщинам. Её личное кладбище никогда не было раскопано, но по оценке; от 100 до 650 девушек были замучены и убиты настоящей вампиршей.

  • Елизавета Батори – Кровавая графиня и вампир Трансильвании.

Чем больше она причиняла боль жертвам, тем больше удовольствия она испытывала.

В завершение долгих разбирательств графиня Батори была замурована в комнате замке. Её оставили взаперти с достаточным пространством, чтобы дышать и кормить. Кровавая дама умерла спустя несколько лет, породив слухи, что теперь она бродит в палатах замка призрачным видением.

https://fentaziland.ru/shest-vampirov-kotorye-dejstvitelno-sushhestvovali-v-proshlom/ Шесть вампиров, которые действительно существовали в прошлом. | Фэнтазиланд | Волшебный мир мифологии

Просмотров работы: 38