Введение
Я родилась и живу в Санкт-Петербурге. Мой родной город имеет богатую историю и тесно связан с историей российского флота, корабельного дела и с судьбой Военно-Морского флота России.
Я учусь в «Морском лицее» и с гордостью ношу звание-кадет. Частью стандартной формы кадета Морского лицея является гюйс (матросский воротничок), имеющий три полоски. Три полоски символизируют три основных победы морских сил России. Это Гангутское сражение, Синопское сражение и Чесменское сражение. О каждом из этих сражений мой город хранит память.
Актуальность исследовательской работы.
В 2024 году (по некоторым данным в 2023) исполняется 250 лет с приказа Императрицы Екатерины II о строительстве «по Царскосельской дороге, не доезжая Средней Руки, каменного дворца», как писали камер-фурьерские журналы тех лет. Храм в честь Рождества пророка Иоанна Предтечи входит в состав ансамбля Чесменского дворца, и является редким образцом не только необычного для нашей страны псевдоготического стиля строения, но и копируемого (что необычно), в дальнейшем, здания.
Удивительно и то, что в шестистах километрах от Санкт-Петербурга в селе Красное, Тверской области находится «копия» Чесменской церкви. Об этом я узнала от свой семьи, корни которой уходят в село Красное. Меня очень заинтересовала история создания и редкая архитектура Чесменской церкви, а также захотелось узнать причину появления и судьбу усадебных «копий».
М ной был проведен анкетный опрос среди учащихся 5-6 классов моей школы, который позволяет оценить актуальность выбранной темы.
Объект исследования: Храм, архитектурное сооружение, как памятник русским морякам и способ увековечивания боевой славы русского флота.
Предмет работы: Чесменская церкви в честь Рождества пророка Иоанна Предтечи, история создания, архитектурные особенности и её усадебные «копии».
Цель работы: изучить историю Чесменской церкви в честь Рождества пророка Иоанна Предтечи и узнать о её усадебных «копиях».
Задачи работы:
- проследить взаимосвязь Чесменского сражения и Чесменского церкви,
- определить причины строительства Чесменской церкви,
- узнать об архитекторе и архитектурных особенностях Чесменской церкви,
- выявить этапы функционирования здания Чесменской церкви,
- узнать об усадебных «копиях» Чесменской церкви, причинах строительства, архитектурных отличиях и о сложившейся судьбе этих сооружений.
- составить краткий доклад, сопровождая его иллюстрированными материалом в виде презентации и выступить с ним на классном часе в лицее.
Методы исследования: получение информации путем беседы с родственниками, изучение интернет-ресурсов, анкетный опрос, сбор фото данных.
Гипотеза – в своей исследовательской работе я предполагаю, что Чесменская церковь и её усадебные «копии» были построены по указу Екатерины II во славу российского флота. Подобный подход, и в настоящее время, считается одним из наиболее одобряемых среди респондентов опроса.
В настоящей исследовательской работе в качестве источников использованы:
- современная литература (ХХ-ХХI веков),
- открытая информация, полученная в сети Интернет,
- информация, собранная автором лично или третьими лицами, по просьбе автора,
- материалы и экспозиция музея Военно-Морской славы в городе Кронштадте.
Глава I. Исторический очерк
1.1 Чесменские сражение
Немногие морские триумфы русского флота могут сравниться по своим масштабам и значимости с победой над турками в Чесменском сражении 24–26 июня (5–7 июля) 1770 г. в районе современного города Чешме на западе Турции.
Чесменскому сражению предшествовал переход русской эскадры во главе с графом Алексеем Орловым - из Кронштадта через Атлантику к берегам Греции, который начался в июле 1769 года. На тот момент у России ещё не было Черноморского флота. Всё черноморское побережье контролировалось Османской империей и полностью зависимым от неё Крымским ханством. Императрица Екатерина II стремилась осуществить то, что в силу различных обстоятельств не удалось её предшественникам - выйти к Чёрному морю.
Европа, как и сегодня, враждебно настроенная по отношению к России, не желавшая видеть ее суда на Черном море, не мирившаяся с мыслью о присутствии русских там, злорадно предсказывала бесславное поражение русской эскадры, тем более во главе ее стоял совершенно далёкий от морских дел кавалерийский генерал.
В 1768 году, когда Османская Порта, воспользовавшись сложностями, которые испытывала в это время Россия в Польше, объявила войну. Поводом для начала военных действий стал набег повстанцев-гайдамаков во главе с сотником Шило на турецкое поселение Балта, расположенное на правом берегу реки Кодыма (приток Южного Буга) по соседству с польским местечком Юзефград (ныне это часть города Балта на севере Одесской области).
Из Кронштадта в Средиземное море отправилась русская эскадра в составе семи линейных кораблей (68-пушечный "Ростислав", 66-пушечные "Европа", "Иануарий", "Северный Орёл", "Святой Евстафий", "Трёх Иерархов", "Трёх Святителей"), 36-пушечного фрегата "Надежда Благополучия", бомбардирского корабля "Гром" и нескольких вспомогательных судов - пинков и пакетботов. Командовал эскадрой адмирал Григорий Спиридов. Общее командование экспедицией осуществлял граф Алексей Григорьевич Орлов.
24 июня (5 июля) в Хиосском проливе разгорелся бой между русской эскадрой А.Г. Орлова и Г.А. Спиридова и турецкой Гассан-бея. Несмотря на более чем двукратное превосходство со стороны противника, русские корабли смело и решительно вступили в бой. Шедший во главе кильватерной колонны линейный корабль "Святой Евстафий", приблизился почти вплотную к 80-пушечному турецкому флагману "Реал-Мустафа" и с дистанции 50 метров открыл по нему огонь, а затем взял на абордаж. Самого Гассан-бея захватить не удалось. Турецкий адмирал во время абордажного боя выбросился за борт корабля и был подобран одной из своих шлюпок.
Возникший на "Реал-Мустафе" пожар быстро перекинулся на "Святого Евстафия", вследствие чего оба корабля взорвались. Адмиралу Г.А. Спиридову, командиру "Святого Евстафия" Александру Крузу и ещё нескольким десяткам членов команды корабля чудом удалось спастись. Это была первая серьёзная боевая потеря русской эскадры. После гибели флагмана, турецкий флот потерял управление, и корабли начали отходить в расположенную неподалёку от места сражения Чесменскую бухту.
В ночь с 25 на 26 июня (с 6 на 7 июля) 1770 года русские корабли скрытно вошли в Чесменскую бухту и неожиданно атаковали неприятеля. Под прикрытием линейных кораблей к вражеской эскадре двинулись брандеры. Однако лишь одному из брандеров, которым командовал лейтенант Дмитрий Ильин, удалось подойти вплотную к 84-пушечному турецкому кораблю и поджечь его. Последовал мощный взрыв, пожар от которого распространился на стоявшие почти вплотную друг к другу турецкие корабли. От зарева пожара было светло как днем. Страшную картину представляла Чесменская бухта.
К утру 26 июня (7 июля) турецкий флот в Чесменской бухте прекратил своё существование. Было уничтожено 14 линейных кораблей, 6 фрегатов, большое количество вспомогательных судов. Погибло от 7 до 10 тысяч турецких моряков. Русские потери в ходе сражения в Чесменской бухте составили 3 человека убитыми и 9 человек ранеными. Были захвачены чудом уцелевшие турецкий линейный корабль "Родос" и пять галер.
В результате выдающейся победы в Чесменском морском сражении русский флот получил возможность полностью контролировать Эгейское море, а также блокировал стратегически важный для Османской империи пролив Дарданеллы. Постоянное присутствие у греческих и малоазийских берегов русской эскадры, которое продолжалось вплоть до заключения в 1774 году Кючук-Кайнарджийского мирного договора, отвлекало на себя значительную часть турецких сил, которые могли быть использованы в сражениях на Дунае или в Крыму.
За Чесменские сражение граф А.Г. Орлов был награжден высшем воинским орденом – Св. Георгия Победоносца 1-ой степени. Кроме того, ему был присвоен чин генерал-аншефа и пожалован кайзер-флаг, с правом внесения его в свой герб и «пожизненно поднимать его во время пребывания на флоте». Также ему была преподнесена именная золотая медаль с надписью «Гр. А. Гр. Орлов. Победитель и истребитель турецкого флота». Одновременно к фамилии графа было прибавлено наименования – Чесменский. Это означало самую высокую оценку заслуг перед Отечеством, а также ставило полководца в ряд народных героев и навсегда связало его имя с деяниями во славу России.
В память о сожжении турецкого флота при Чесме были отлиты золотые и серебряные медали (носить их полагалось на Андреевской ленте). На аверсе - профиль Екатерины, на реверсе - корабли в дыму и одно слово "Былъ". Слово «Былъ» относится к турецкому флоту. Флот был, теперь его нет.
1.2 Каменный дворец по Царскосельской дороге, не доезжая Средней Руки
Блестящая победа при Чесме вызвала прилив творческих сил в патриотически настроенной среде архитекторов, скульпторов и живописцев.
В честь Чесменской победы в окрестностях Санкт-Петербурга было создано несколько памятников. Среди них — Чесменский обелиск в Гатчине, Чесменский зал в Большом Петергофском дворце. Каждый, кто посещает Екатерининский парк Царского Села (г. Пушкин), попадает в «Пантеон российской славы». Здесь, над гладью Большого пруда, высится ростральная Чесменская колонна, сооруженная по проекту А. Ринальди в 1774—1776 годах в честь крупнейшей морской победы российского флота над Оттоманской Портой.
В 1774-1780 годах по велению Екатерины II, желавшей «сохранить воспоминания о победе, одержанной А.Г. Орловым», по проекту академика архитектуры Ю.M Фельтена был сооружен великолепный архитектурный ансамбль.
Юрий Матвеевич (Георг Фридрих) Фельтен родился в Санкт-Петербурге в семье эконома Санкт-Петербургской Академии наук. В 15-летнем возрасте он вместе с матерью уехал в Германию, но вскоре вернулся обратно в российскую столицу. Поступил в Академию и окончил курс наук в ноябре 1751 года. Совет Академии дал Ю.М. Фельтану отличную аттестацию особо отметив его способности в архитектуре. В октябре 1760 года Ю.М. Фельтен получает должность архитектора и после ухода Ф.-Б. Растрелли возглавляет Канцелярию от строений. Став придворным архитектором, Ю.М. Фельтен выполнял работы во многих дворцах по поручению Екатерины II.
Вторая половина XVIII века характеризуется проникновением романтических настроений во все виды искусства. Появляются постройки в псевдоготическом, мавританском стиле. Увлечение готикой Ю.М. Фельтена нашло свое отражение в ряде его построек, посвящённых Чесменской победе.
В 1780 году название Чесменского получил дворец на седьмой версте по Царскосельской дороге. Он был задуман как путевой дворец — для кратковременных остановок во время переезда императорского двора из Санкт-Петербурга в Царское Село.
По преданию, именно в этом месте, императрица Екатерина II получила от курьера известие о Чесменской победе над турецким флотом. Эта местность носила название «Кикерикексен», иногда сокращавшееся в «Кикерико» (по-фински - «Лягушачье болото»), поэтому дворец первоначально назывался Кикерикексенским. В официальных документах он, вначале, обозначался топографически: «Каменный дворец, что не доезжая Средней Руки».
Строительство дворца было завешено в 1777 году. Архитектура дворца, благодаря его малым габаритам, компактности, отличалась некоторой суровостью, свойственной архитектуре старинных английских замков. Исследователи нашли сходство этого замка с Лонгдфортским дворцом в столице Англии – Лондоне, а некоторые архитекторы сравнивали своеобразный облик дворца с архитектурой замков Босфора и Дарданелл. В плане он представляет равносторонний треугольник, по углам которого располагаются круглые башни с полукруглыми сферами.
После смерти Екатерины II в 1796 году дворец пришёл в запустение. В 1830 году Чесменский дворец был реконструирован для нужд открытой здесь богадельни. Осенью 1918 года к старикам-инвалидам подселили детей-сирот. В конце весны 1919 года богадельня была закрыта. В Чесменском дворце открыли Первый лагерь принудительных работ, ставший известным как "Чесменка". Трудовой лагерь был закрыт в 1924 году. Затем, в Чесменском дворце открыли Первую сельскохозяйственную колонию. Позже здесь работал дом престарелых, а с 1930 года - Автодорожный институт. В 1947 году он был преобразован в Авиационно-приборостроительный институт. В настоящее время здесь работает Государственный Университет Аэрокосмического Приборостроения (ГУАП).
Глава II. Храм в честь Рождества пророка Иоанна Предтечи.
2.1 История создания. Архитектурные особенности
Российские правители были людьми весьма набожными, а потому рядом с дворцами довольно часто возводили церкви. Не остался без храма и Чесменский дворец.В Московском районе Санкт-Петербурга, среди построек сталинских времен, можно увидеть удивительный по красоте храм. Его изящный устремленный к небу силуэт напоминает средневековую европейскую готику.
Возведение храма по проекту Ю.М. Фельтена было завершено в 1780 году, к 10-ой годовщине знаменитого морского сражения в Чесменской бухте. Поскольку Чесменская битва началась в день святого Иоанна Предтечи, храм освятили его именем. Это событие состоялось в 10-летний юбилей сражения 24 июня 1780 года. При этом также присутствовала императрица, но на этот раз вместе с римским императором Иосифом II. Тогда же она повелела "именовать дворец и церковь Чесменскими".
Церковь имеет «центрическую» планировку и представляет собой «четырёхлистник». В основе-квадрат, перекрытый куполом. С каждой стороны к квадрату примыкают помещения полукруглой формы. В единое целое композицию церкви объединяют стрельчатые арки, опирающиеся на 4 пилона. Главный вход обрамляют пилоны портала, перевитые лепными лентами, на который установлены две аллегорические статуи: Веры – с крестом и чашею в руках и Надежды – с пальмовой ветвью и пламенем.
Над входом располагается фронтон, украшенный барельефом, изображающим Всевидящее Око Господне в обрамлении лучей и головок херувимов.
Чесменскую церковь украшает невысокий белый иконостас работы Ю.М. Фельтена и иконы неизвестного итальянского мастера. В храме висела картина с видом Чесменского сражения. При входе прихожан встречала мемориальная доска, напоминающая о том, что церковь была построена в честь Чесменской победы: «Сей храм сооружен во имя святого пророка предтечи и крестителя Господня Иоанна в память победы над турецким флотом одержанной при Чесме 1770 года в день его рождества. Заложен в 15-е лето царствования Екатерины II в присутствии короля шведского Густова III под именем графа Гогландского и освещен в 1780 года 24 дня в присутствии его величества римского императора Иосифа II под именем графа Фалькенштейна».
Екатерина II посещала Чесменскую церковь во время каждой Масленой недели. Справа от входа для императрицы здесь было устроено специальное оббитое красным бархатом царское место с гербом и балдахином. Храм принадлежал дворцовому ведомству.
2.2 Чесменская церковь после 1917 года.
1 июня 1919 года церковь была закрыта. На куполе храма вместо креста установили символы пролетарского труда: клещи, молот и наковальню. Иконы и церковная утварь были изъяты и переданы в Эрмитаж. Богослужения до 17 июля 1924 года продолжались в доме Вебера (Московское шоссе, 29). В 1924 году церковные колокола были отправлены на переплавку. С 1925 по 1930 годах в церкви располагался архив, а затем столярные мастерские Автотранспортного института (находился во дворце). Зимой 1930 года во время пожара сгорел иконостас.
Автотранспортный институт настаивал на сносе церкви как памятника мракобесия. Однако ещё в 1920-х годах здание было поставлено на учёт как памятник архитектуры, снос не был одобрен. Тем не менее, здание приходило в упадок. Крыша протекала, на ней выросло дерево, кресты упали.
Во время Великой Отечественной войны Чесменская церковь сильно пострадала, так как недалеко проходил фронт. На церковном кладбище хоронили погибших воинов. В их числе - герои Советского Союза лётчики Алексей Севастьянов и Феодосий Смолячков.
Чесменскую церковь восстановили в 1965-1977 годах. Реставрационные работы проводились по проекту архитектора А. П. Куликова, после чего решением Исполкома Ленгорсовета здание передали Военно-Морскому музею.
После завершения всех реставрационных работ 6 декабря 1977 года в здание церкви состоялось торжественное открытие филиала Военно-Морского музея - "Чесменская победа". Его экспозиция рассказывала о блестящих победах России на Черном море. Здесь были представлены личные вещи моряков, ордена, медали русско-турецкой войны, морская форма тех времен, модели различных судов, некоторые виды оружия. Центральное место в экспозиции музея занимала диорама «Чесменское сражение» ленинградского художника А.М. Яковлева. Она размещалась в главной части церкви – алтаре.
28 января 1994 года здание храма был официально передано Санкт-Петербургской епархии. Диорама «Чесменское сражение», несмотря на попытки сотрудников Военно-Морского музея спасти уникальное произведение искусства, была уничтожена вскоре после демонтажа экспозиции.
В моей семье сохранился значок музея «Чесменская победа». На лицевой стороне которого помещено рельефное изображение: в обрамлении лаврового венка на синем эмалированном фоне представлены здание Чесменской церкви и корма линейного корабля «Европа» с диорамы «Чесменское сражение», в нижней части, на рельефной ленте, надпись: «МУЗЕЙ/ЧЕСМЕНСКАЯ/ ПОБЕДА».
Работы по восстановлению православной церкви начались в 1996 году, через два года она была вновь освящена. В 1996 году был воссоздан иконостас по первоначальному проекту XVIII века.
В настоящее время в церкви осуществляются богослужения, и она является памятником архитектуры федерального значения.
При приходе Чесменской церкви для организации досуга детей и подростков создан детский клуб «Школа капитанов».
На небольшом воинском кладбище (Чесменском), расположенном за церковью, где покоится прах ветеранов войны 1812-14 годов, красноармейцев и защитников Ленинграда, погибших в дни Великой Отечественной войны накануне Дня Победы ежегодно проводятся торжественные мероприятия.
Глава III. Усадебные «копии» Чесменской церкви
3.1 Спасо-Преображенская церковь в селе Красное под Старицей в Тверской губернии.
У Чесменской церкви были две усадебные копии, построенные вскоре после появления первоисточника. Первая «копия» - Спасо-Преображенская церковь в селе Красное под Старицей в Тверской губернии, возведенная между 1785 и 1790 годами. Храм сохранился до наших дней, пережил запустение советского времени и постепенно восстанавливается.
Храм, имеет некоторые отличия от Чесменской церкви в размерах и деталях, которые соответствуют сохранившемуся памятнику. Возможно, вскоре после постройки и освящения Чесменской церкви кем-то была сделана копия с проектных чертежей А.М. Фельтена и скорректированы с учетом пожеланий заказчика - оперного певца, дворянина М. Ф. Полторацкого, у которого было имение в Красном.
Идея постройки церкви в селе Красном, по легенде, принадлежит в Агафоклее Полторацкой, хотя в качестве заказчика и значится ее муж, но известно, что муж был в полном "подкаблученье" у своей супруги... так что скорее всего инициатором все же была именно она. В пользу этой версии говорит так же и то, что саму Чесменскую церковь очень любила императрица Екатерина II, а Агафоклея Полторацкая в сою очередь была преданной, как мы бы сегодня сказали, фанаткой Екатерины II. Так что вполне понятна причина иметь у себя копию Чесменской церкви. Замысел реализовывали в Тверской усадьбе неизвестные нам мастера, естественно, без участия самого столичного зодчего. Строители допустили ряд вольностей в трактовке фасадных деталей, по-провинциальному интерпретировав хрупкие «стрельчатые» формы, снабдив их витиеватыми дополнениями. Особо отличаются фигуры ангелов над главным входом.
Примечательно, что в декоре Спасо-Преображенской церкви присутствует белый камень, в изобилии добываемый в окрестностях Старицы. Это придает зданию свой колорит и наделяет его еще одним отличием от оригинала.
3.2. Никольская церковь в селе Посадниково Новоржевского уезда Псковской губернии.
Вторая «копия» – это Никольская церковь в селе Посадниково Новоржевского уезда Псковской губернии, построенная примерно между 1781 и 1788 годами фаворитом Екатерины II Александром Дмитриевичем Ланским. Церковь строилась сразу за Чесменской и, вероятнее всего, под присмотром самого Ю.М. Фельтена. На это, кроме планировки самой церкви, указывает и то, что Ю.М. Фельтен строил дом А.Д. Ланского в Петербурге рядом с Зимним дворцом в 1782–1784 гг.
В 1789 г. при церкви возвели отдельно стоящую колокольню в том же «мавританском» стиле. Колокольня являлась оригинальной постройкой.
Постоянных служб в церкви не велось. Для них использовали Казанскую церковь (также, построенную семьёй Ланских) которая располагалась в 250 метрах от Никольской церкви.
Большую часть времени Никольский храм стоял запертым и постепенно от времени начал ветшать.
Уже во второй половине XIX в. прихожане начали выступать с требованием разборки сильно обветшавшего храма. Эти требования привлекли внимание Императорской археологической комиссии, которая в 1877–1878 гг. вела переписку с причтом Казанской церкви, а затем и направила своего представителя для осмотра церкви на месте. Согласно акту 1878 г. церковь стояла пустая, утварь её была перенесена в Казанскую церковь, иконы в церковь села Стехново, а колокола на погост в Турово. Причт Казанской церкви в свою очередь сообщал, что Никольская церковь освящена не была и всё это время церковь не была подведомственна епархиальному управлению.
В 1901 г. по заказу имперской археологической комиссии фотосъёмку храма и колокольни и их обмер произвел архитектор С. В. Беляев. В выписке о состоянии Никольской церкви за то же время говорится, что кровля ветхая, кирпич плохого качества, водостоки и трубы разрушены, пол разобран, винтовая лестница рухнула ещё в 1898 г. Колокольня имеет наклонённое и искривлённое положение. Ограда вокруг церкви уничтожена в 1880 г.
В 1920 г. состояние храма привлекло внимание Отдела по охране, учёту и регистрации памятников старины и искусства Главнауки, о чем был сделан доклад сотрудницей отдела К. В. Беклемишевой. В докладе указывалось, что разрушение идёт быстрыми темпами, кирпич растаскивается местными жителями, на крыше церкви построены ульи.
Предположительно, решение о её сносе было принято весной 1925 г. и, вероятно, тогда же она была разобрана. Сейчас, только уцелевшие архивные документы, способны пролить свет на его судьбу и дополнить представления о его архитектуре. На редких старых фото можно увидеть Никольскую церковь, а также колокольню, которой нет ни у Чесменской, ни у Преображенской церкви.
Выводы
В результате проведенного исследования, моя гипотеза частично подтвердилась. Чесменская церковь в честь Рождества пророка Иоанна Предтечи действительно была построена по указу Екатерины II в память о выдающейся победе русского флота в Чесменском сражении и в «ознаменование» заслуг Чесменского героя графа Алексея Григорьевича Орлова. Возведение храмов в честь побед единственных союзников России- её армии и флота (Александр III), как и строительство монументов/памятников/арок/ворот, позволяет сохранять и передавать из поколения в поколение память о службе Родине. И в 18-м веке и сегодня.
Что касается двух усадебных копий то строились они совершено по другим мотивам и обстоятельствам. Обе церкви были построены по заказам самих владельцев имений и являются не более чем данью моде и тщеславным желанием хозяев иметь в своих владениях постройки как в Российской столице, тем самым, показать свое приближённое положение к Императрице.
В ходе исследования я достигла намеченной цели и выполнила все поставленные задачи.
Заключение
К сожалению, ограничения в объёме работы не позволяют отразить все аспекты темы, такие, как кладбище, расположенное у храма, современная жизнь храма, храм и… шахматы и прочее.
В своей работе, я оценила храбрость матросов и милосердие командиров, а также стремление Екатерины II увековечить память о блестящей победе русского флота в красоте и изысканности Чесменской церкви. Я не только погрузилась в историю Российского флота, архитектуру, но и увидела различные подходы к сохранению истории нашей Родины. И, конечно, я рада с гордостью носить гюйс, одна из полосок которого - напоминание о неслыханной победе над Турцией в Чесменской бухте.
Список литературы и используемые материалы:
Архипелагские экспедиции русского флота. Чесма. / Куроедов. В.И. (гл. ред.) // Военно-морской энциклопедический словарь. Москва: Воениздат, 2003. - С. 52.
Великая победа. Чесма. / Сирый С.П. // Чесменская церковь. Официальный сайт Храма в честь Рождества пророка Иоанна Предтечи. https://chesma.spb.ru/history-battle. Дата обращения 22.12.2023. Режим: доступно для всех пользователей.
Головачёв В.Ф. Чесма. Экспедиция русского флота в архипелаг и Чесменское сражение.- Москва, Ленинград: Военно-Морское Издательство НКВМФ СССР, 1944. - 61 с., 1 л. схем.
Жигало М.В. Самые известные храмы Санкт-Петербурга.- Москва: АСТ, 2007 г. - 285 стр.
История Церкви. Чесменская церковь. Официальный сайт Храма в честь Рождества пророка Иоанна Предтечи. https://chesma.spb.ru/history. Дата обращения 22.12.2023. Режим: доступно для всех пользователей.
О судьбе забытой копии Чесменской церкви / Чекмарев. А.В. // «Русская усадьба». Сборник Общества изучения русской усадьбы, 2009. - Вып.15 (31). - С. 386-399.
О Храме. Официальный сайт Спасо-Преображенской церкви в селе Красное под Старицей в Тверской губернии. https://hramvkrasnom.ru/o-hrame-preobrazheniya-gospodnya/. Дата обращения 22.12.2023. Режим: доступно для всех пользователей.
Посадниково. Церковь Николая Чудотворца. https://sobory.ru/article/?object=34096. Дата обращения 02.04.2024. Режим: доступно для всех пользователей.
Чесменская церковь - тема огня в архитектуре, или Самая огненная церковь России / Крылов А. // Журнал «Пожарное дело». - 2020. - № 2. - С. 18-21.