Введение
Учитывая большое значение реформ Петра I в истории России, в 2022 году был подписан указ Президента Российской Федерации «О праздновании 350-летия со дня рождения Петра I». История богата яркими событиями, пронизана великой силой духа. Одним из этих ярких событий является целый период - эпоха правления Петра I. Его реформаторская деятельность в корне поменяла быт, уклад и политику России. Предлагаемая развивающая игра «Загадки Великого Путешественника» на доступном языке знакомит с наиболее важными событиями из истории правления царя Петра I:
возникновения Российского флота;
расширение территории государства;
различные реформы:
- административная;
- образовательная;
- военная;
- церковная
Я решил провести исследование и разработать игру, способствующую развитию познавательных способностей детей, формированию высокого уровня нравственности, прививанию любви к Отечеству, развитию интереса к русской культуре, сохранение которых приводит к престижу образования - знаниям. Чувство патриотизма широко и многогранно: Патриотизм проявляется не только в сложных и тяжелых ситуациях, но и в повседневной жизни, ведь как известно без прошлого нет будущего.
Проект инновационный, творческий, отвечает современным задачам образования, в том числе таким, как усиление внимания к ценностям, традиционной духовной культуре и исторической преемственности через игровую деятельность.
Актуальность заключается в том, что современное Российское государство началось именно с эпохи правления Петра 1, и с учетом изучения этой эпохи на уроках истории, возникают проблемы с освоением учебного материала, значимости реформ Петра 1, я решил доступно довести материал в игровой форме.
Цель проекта: создание и апробирование игры «Загадки Великого Путешественника»
Продуктом выступает интеллектуальная познавательная игра об эпохе Петра I
Предмет: Преобразования в эпоху Петра I, коснувшиеся нашего государства.
Объект исследования является уровень знаний среди людей различного возраста о Петре и эпохе Петровских реформ.
Гипотеза: Создание игровых форм способствует развитию познавательного интереса и углублению знаний по предмету: история.
Исходя из представленной цели, определения объекта, предмета, гипотезы были сформулированы следующие задачи:
Задачи:
- изучить научную литературу о Петре и его деятельности;
- оценить у учащихся 7-9 классов уровень владения материала по данной
теме;
- произвести отбор материала на основе исследования;
- создать игру;
- апробировать подготовленную игру;
- дать рекомендации для разновозрастных групп;
Теоретическая значимость заключается в возможностях изучения истории
России через игровую деятельность.
Практическая значимость заключается в возможности использования игры. Ознакомившись с правилами нескольких игр: монополия, мозгобойня, игра-ходилка, кортексполе чудес, [https://www.kp.ru/family/deti/igry-dlya-detej-i-vzroslykh/] мы поняли, что каждая из них может служить нам примером при моделировании, проектировании и выпуска нашей игры. В игре «Загадки Великого Путешественника» были использованы такие методики, как:
Теоретические: изучение и анализ исторической литературы, консультационный метод изучения теории, исследование в малых группах, синтез и обобщение материала.
Эмпирические – наблюдение, эксперимент, моделирование, конструирование.
Игра предназначена на категорию 14+.
Теоретическая часть. Исторический портрет Петра I.
«Сей монарх отечество наше привел в сравнение с прочими, научил узнавать, что и мы люди; одним словом, на что в России ни взгляни, все его началом имеет, и что бы впредь ни делалось, от сего источника черпать будут»
[И. И. Неплюев]
Глава I. Личность Петра
1.1. Детство и юность Петра 1
Дата рождения Петра I – 30 мая (9 июня) 1672 года. Петр был старшим сыном царя Алексея Михайловича от второй жены, Натальи Кирилловны Нарышкиной. Воспитывали наследника престола няньки, а грамоте обучал не слишком образованный дьяк Никита Зотов. Петр I не получил систематического европейского образования, поздно освоил грамоту и писал с ошибками. Юный царевич всегда отличался тягой к знаниям и всю жизнь учился новому. Он с удовольствием осваивал ремесла и говорил на нескольких иностранных языках.
В Москву Петра привозили редко, только для участия в церемониях. Он не любил Москву и Кремль. Здесь он страдал от своей болезни – агарофобии - боялся больших пространств (например, в Грановитой палате в присутствии Петра снижали потолки при помощи тканей).
Уже в раннем детстве проявилась у царевича и тяга к военной науке. Для игр Петра был сформирован «потешный» полк из сверстников будущего императора. Петр со своими соратниками устраивал показательные сражения, штурмовал крепости и даже завел, при своих потешных полках, артиллерию. Постепенно «игра в солдатики» перешла в настоящее военно-практическое обучение, а в число потешных полков стали записываться и взрослые люди. Из детских игр царевича выросла впоследствии знаменитая петровская армия нового строя, а сами потешные полки стали ее элитными гвардейскими частями – Преображенским и Семеновским полками.
В юности царь часто бывал в Немецкой слободе, которая представляла собой возможность первого контакта будущего царя с европейской культурой. Немецкая слобода была поселением в Москве, на острове реки Яуза, где жили европейцы, в основном, представители тех профессий, которых в России не хватало (врачи, аптекари, инженеры, офицеры, купцы). Нравы здесь были намного свободнее, чем в православной Москве – иностранцы курили табак, что было в России запрещено; распространено было пьянство. [ Н.И.Павленко «Петр Великий]
1.2. Великое посольство
Вторая встреча Петра с Европой - создание Великого посольства. В 1697-1698 гг. Петр со своей свитой отправился в Англию, Голландию и Германию, чтобы лично ознакомиться с жизнью Европы. Он работал на верфях и в порту, изучал корабельное и артиллерийское дела. Известно, что он посетил английский парламент. Многие европейские обычаи Петр решил перенести в Россию. Петр I был вообще первым русским монархом, появившимся за границей России. [Н.И.Павленко «Петр 1 и его время]
1.3. Правление Петра 1
Царь Федор Алексеевич, старший брат Петра, правил недолго. Он скончался в 1682 году, оставив открытым вопрос о престолонаследии. Разгорелась ожесточенная борьба двух боярских родов – Нарышкиных и Милославских. Из Милославских происходил брат Петра Иван, которому по старшинству и полагалось занять трон. Однако Боярская дума постановила венчать на царство здорового и смышленого царевича Петра, а не Ивана – человека хилого и мало способного к управлению государством.
В попытке сохранить власть Милославские пустили слух, что царевич Иван убит Нарышкиными. Вспыхнул кровавый стрелецкий бунт. 15 (25) мая 1682 года разъяренная толпа вооруженных людей ворвалась в Кремль. Хоть Иван и предстал перед стрельцами живым и невредимым, мятеж продолжался, пока не были убиты многие бояре. В итоге трон разделили оба претендента на престол. Иван V был назначен «первым» царем, а Петр I – «вторым». Регентшей при них, а фактически – правительницей государства, стала царевна Софья Алексеевна. [Соловьев С.М. «История России с древнейших времён]
Два раза Софья поднимала против Петра бунты. Впервые это произошло в 1689 г. Петр I тогда испытал панический страх и в одной рубашке бежал в Сергиев Посад, забыв о своей матери и беременной жене. Однако сторонники Нарышкиных взяли верх, и Софью сослали в монастырь.
Когда Петр I с Великим посольством был за границей, Софья вновь подняла стрелецкий бунт. На этот раз Петр с противниками справился жестоко – всех их казнил перед окнами монастырской кельи, где была заточена Софья. После подавления восстания царь решил ослабить власть бояр.
В 1696 г., когда брат Иван скончался, 24-летний Петр стал единственным самодержцем России. Позже он провозгласил себя императором (титул связан прежде всего с неограниченной военной властью).
Глава II. Войны и территориальное расширение России
Целью Петра I было открыть выход к морю и, таким образом, прорубить окно в Европу“.
2.1. Азовские походы
Внешняя политика Петра I была обращена на юг. При царевне Софье Россия вступила в войну с Османской империей, и задачей молодого царя было эту войну не проиграть. Петр I Великий справился с этой задачей блестяще: Константинопольский мирный договор 1700 года укрепил позиции России на юге, и правитель перенес внимание на северо-западные границы государства.
2.2. Северная война
После заключения мира с Турцией Петр рассудил, что Балтийское море для выхода на Запад важнее, чем Черное, и начал войну со Швецией.
Был сформирован «Северный союз» – антишведская коалиция России, Дании, Саксонии и Речи Посполитой. Начало Северной войны оказалось для нашей страны тяжелым. После разгрома русских войск при Нарве 19 (30) ноября 1700 года стало очевидно, насколько катастрофическим было отставание России в военной, промышленной и экономической сфере.
Пётр I полностью реорганизовал управление армией, изменил систему снабжения, поставил на службу армии промышленность, построил верфи и флот. Результат не заставил себя ждать: уже спустя два-три года русские вышли на побережье Балтийского моря в устье Невы, захватив крепости Нотебург и Ниеншанц и начав строительство Санкт-Петербурга. К 1704 году Петр овладел Нарвой и Дерптом, а 27 июня (8 июля) 1709 года наголову разгромил шведского короля Карла XII в Полтавской баталии. Среди крупнейших побед молодого российского флота – битвы при Гангуте 1714 года и при Гренгаме 1720 года. Мир со Швецией был подписан 30 августа (10 сентября) 1721 года в Ништадте. Россия закрепила за собой обширные прибалтийские территории (Ингрию, Карелию, Эстляндию и Лифляндию) и овладела выходом к морю.
2.3. Русско-турецкая война 1710–1713 гг.
В 1710 году султан объявил войну России, и Петру пришлось воевать на два фронта. Государь лично повел войска в сторону Дуная, где надеялся получить поддержку подвластных Турции христиан. Этот поход 1711 года окончился для России плачевно. Армия была окружена при реке Прут. Солдаты жестоко страдали от жажды и голода, самому царю и его окружению грозил плен – пришлось просить у турок мира.Прутский мирный договор с Османской империей, а затем и Адрианопольский мир 1713 года позволили Петру продолжить борьбу со Швецией, но отняли у него все прежние южные завоевания. Азов вернули Турции, Таганрог разрушили, Россия потеряла Азовский флот и выход к морю. Впрочем, эти условия были гораздо мягче тех, на которые был изначально согласен Петр, отчаянно метавшийся в прутской западне.
2.4. Продвижение на восток
Несмотря на непрекращающиеся войны в европейской части России, Петр Великий продолжал освоение и восточных земель – Сибири, Средней Азии, Дальнего Востока. Сподвижник государя И.Д. Бухгольц отправился в экспедицию в Сибирь в 1714 году и основал к югу от Иртыша Омскую крепость. В 1716–1717 гг. в Хивинское ханство был послан с крупным отрядом князь А. Бекович-Черкасский. Он должен был склонить к подданству хивинского хана, разведать, нельзя ли добывать в Амударье золото, и даже проложить путь в Индию. Поход Бековича окончился неудачей: все его солдаты погибли или попали в плен, был убит и сам предводитель.
При Петре продолжалось активное освоение Дальнего Востока, в том числе Камчатки. С 1708 года полуостров вошел в состав Якутского уезда Сибирской губернии. Именно с подачи императора уже после его смерти были организованы экспедиции Витуса Беринга в Америку через Тихий океан.
2.5. Каспийский (Персидский) поход
В 1722–1723 гг. Россия под властью императора Петра вступила в новую войну – с Персией. Целью Персидского (Каспийского) похода было овладение территориями юго-восточного Закавказья и Дагестана. В 1722 году русской армии и флоту сдался Дербент, а в 1723 году подчинился западный берег Каспийского моря, в том числе крепость Баку. Вмешательство Османской империи остановило дальнейшие завоевания, а спустя несколько лет после кончины Петра прикаспийские земли были возвращены Персии.
3. Реформы Петра
Эпоха Петра I считается поворотной в русской истории: победоносная Северная война и завоевание выхода к Балтике, создание международного престижа страны, рождение Империи и выбор европейского пути развития.
Все действия Петра I во внутренней и внешней политике так или иначе сводились к одному: император стремился увеличить военную и техническую мощь страны, прорубить «окно в Европу» и заимствовать лучшие достижения европейской цивилизации.
Радикальные преобразования петровского времени коснулись всех сфер русской действительности. Среди основных можно назвать военную, административную, финансовую и церковную реформы.
С помощью реформ император заставлял российское общество перейти к западному стилю жизни и труда. Реформы проходили очень быстро, буквально на глазах одного поколения. Некоторые затронули всех обитателей России, некоторые - только верхушку общества, аристократию.
Петровские реформы касались всех сфер жизни и проходили по личной инициативе царя. Новые правила придумывал сам Петр; он же лично контролировал, как к ним люди привыкают и как их соблюдают.
3.1. Военные реформы
Роспуск стрелецкого войска и создание армии «нового строя», то есть регулярной армии, организованной по европейскому образцу, стали первым этапом масштабных военных реформ. За пару десятилетий Петр «с нуля», а иногда и собственноручно построил флот со всей его инфраструктурой – верфями, адмиралтействами, лесозаготовительными предприятиями.
Была создана огромная регулярная армия, происходили постоянные наборы рекрутов (15-20-летних холостых юношей - крепостных крестьян, дворян и монахов) на неопределенное время – военная служба была фактически пожизненной.
Был создан знаменитый морской флот.
3.2. Административные реформы
В 1711 г. был образован Сенат (просуществовал 200 лет), куда вошли 9 ближайших сотрудников Петра. Сенат занимался в основном вопросами государственного бюджета.
Было учреждено 9 коллегий („министерств“).
Был разработан , Тaбель о рангах“– система чинов государственной службы (14 рангов), которая стратифицировала общество. Чин мог получить и человек недворянского происхождения за службу государю. Царь диктовал образ жизни согласно этой стратификации. Было строго определено, кто какие дома должен строить, кто какое количество водки может выпить, как кто должен одеваться и т.п.
Произошла реформа административно-территориального устройства. Страна была разделена на 8 губерний. Во главу каждой губернии был поставлен губернатор, подчиняющийся царю.
Быстро и эффективно вымогались средства от граждан (небывалый налоговый гнет).
3.3. Церковные реформы
Церковь была подчинена государству, во главу церкви царь поставил Святейший Синод (орган, управлявшийся светским лицом).
Было ограничено число монахов. Петр закрывал монастыри, присваивал церковное имущество. Над церковными обрядами он издевался. Староверы-раскольники, а также многие крестьяне считали Петра Антихристом и думали, что наступили «последние времена».
3.4. Быт
Царь повелел всем подданным, кроме крестьян и священничества, обрить бороды (иногда он резал их боярам сам).
Запретил носить длинные русские платья, все придворные должны были одеваться на немецкий или французский манер (чтобы двигаться быстрее).
Были введены светские развлечения (танцы, игры, встречи) и курение трубки.
Петр создавал многочисленные мастерские, вводил новые ремесла – следствием был подъем экономики.
Сам Петр I изложил правила надлежащего поведения для дворян в книге Юности честное зеркало.
Царь приглашал иностранных инженеров (около 900 специалистов прибыли с Петром из Европы), немало молодых россиян отправились за границу изучать науки и ремесла.
В больших городах возникли больницы, в Москве - первый приют для младенцев.
3.5. Реформы в культуре и образовании
Создается система государственных светских школ (высшим учебным заведением до тех пор в России была лишь Славяно-греко-латинская академия). Возникают светские школы, гимназии, Морская академия. В конце правления Петра во всех более-менее крупных городах были созданы минимум две школы – светская и духовная.
В 1724 г. была основана Академия наук.
В России появляются первые музеи, например, кунсткамера в Санкт-Петербурге, где до сих пор хранятся личные коллекции Петра I.
Бурное развитие получило издательское дело. В начале 17 в. действовала в Москве лишь одна типография, выпускающая главным образом церковные книги. К концу властвования Петра их работали десятки. Петр I хотел, чтобы люди „смотрели и учились“.
Петр I стал выпускать первую периодически издаваемую газету „Ведомости“ (1702), в которой лично разъяснял и пропагандировал реформы, нес в народ новые знания, знакомил русских не только с отечественными событиями, но и с зарубежной жизнью.
Развивается театр. Раньше художественный театр был предназначен лишь для царской семьи и узкого круга избранного общества, теперь он обращался к широким массам зрителей.
Реформа правописания - была введена „гражданка“ („гражданское письмо“ – упрощенная форма азбуки) и арабские цифры.
Вывод по теоретической части
Влияние Петра Первого на исторический путь России сложно не оценить. Император заложил основы российской промышленности и сырьевой независимости. На Урале в 1723 был заложен крупнейший железоделательный завод в России, из которого развился город Екатеринбург. Появились оружейные заводы (пушечные дворы, арсеналы) в Олонецком крае, Сестрорецке и Туле, пороховые заводы — в Петербурге и под Москвой, развивались кожевенная и текстильная промышленность — в Москве, Ярославле, Казани и на Левобережной Украине, что обуславливалось необходимостью производства экипировки и обмундирования для русских войск, появляется шёлкопрядение, производство бумаги, цемента, сахарный завод и шпалерная фабрика. Была проведена масштабная работа по геологоразведке, которая позволила открыть месторождения залежи руды и других полезных ископаемых.
Аналогии на современную реальность напрашиваются сами собой. Именно Владимир Путин обеспечил масштабные инвестиции во все секторы экономики, прежде всего в авиастроение, судостроение, производство машин и технологического оборудования с высокой добавленной стоимостью, не «полагаясь» исключительно на нефтегазовую ренту. Были возрождены крупные промышленные и сельскохозяйственные производства, основаны новые. Сформировалась система малого и среднего бизнеса в России. Именно Владимир Путин определил курс на цифровизацию экономики и развитие современных производств и технологий. И в контексте этой политики появились научно-технические кластеры и особые экономические зоны. [Колчин П. А.экспертный клуб]
Таким образом, в ходе работы над главой 1 моей исследовательской работы, мною была изучена научно-методическая литература и были проведены уроки истории, а также взято интервью у учителя истории Гимназии № 5, Гуляева А.Б [приложение 1] для того, чтобы изучить эпоху правления Петра I.
Я сделал выводы, что реформы и завоевания Петра Великого сделали Российскую империю одной из ведущих военных и промышленных держав мира. Петр 1 создал в России новую культурную среду, изменил экономику, государственное устройство, бытовой уклад, питание, моду и даже досуг. Во времена петровских преобразований роскошной столицей Российской империи был Санкт-Петербург.
Внутренняя политика Петра I внесла преобразования в национальные традиции (вплоть до запрета носить русскую одежду и отпускать бороды).
Не все преобразования Петра были продолжены его преемниками, однако деятельность императора задала вектор развития России до самого конца XVIII столетия.
2. Практическая часть
Практическая часть посвящена исследованию того, насколько подростки знакомы с реформами Петра Великого. Исследование проводилось среди учащихся 7-9 классов «Гимназии № 5», всего приняло участие 72 обучающихся.
Для проведения исследования мною была составлена анкета из 5 вопросов, Учащимся предлагалось ответить на следующие вопросы:
[анкетирование см приложение № 2]
А знаете ли вы?
1. Какие реформы ввел Пётр1? (да/нет)
2. Что было открыто Петром 1 на Урале? (да/нет)
3. Что означает реформа «красоты»»? (да/нет)
4. Что такое рекруты и с какого возраста можно было вступить в ряды? (да/нет)
5. В каком возрасте умер Петр1? (да/нет)
После проведения анкетирования учащихся нами была обработана полученная информация и сделаны выводы. Результат анкетирования приводится ниже. (синий цвет-ответы до игры, желтый-после игры)
На диаграмме видно, что уровень знаний, обучающихся по эпохе Петра ниже среднего. После игры в классных коллективах процент информации увеличился. [Приложение 3]
На диаграмме 2 видно, что уровень знаний, взрослого поколения по эпохе Петра выше среднего. После игры в коллективах процент знаний увеличился. [Приложение 5]
Вывод
Итак, в практической части я провел исследование и выяснил уровень знаний детей и взрослых по петровской эпохе, а также интерес к изучению истории. Я составил анкету из 5 вопросов. Для более объективных данных провёл опрос среди учащихся разных возрастов. В анкетирование приняли участие 72 обучающихся «Гимназии № 5» и 23 родителя и несколько членов общественной палаты БГО. После проведения анкетирования, проанализировал и составил диаграмму с подробным описанием.
Заключение
Вам когда-нибудь приходилось учиться чему-нибудь ужасно скучному? Да, наверняка у каждого есть подобный опыт. Но любой предмет может быть интересен, если его правило преподавать или изучать. Как правило, большинство людей, которые считают историю скучной и бесполезной, не знают ее. Но отсутствие интереса — не проблема самой науки. История многому способна научить и дать пищу для размышлений. Если вы действительно заинтересованы в том, чтобы развиваться как личность, попробуйте:
Подводя итог работы, можно с уверенностью заявить, что знание истории является одним из этапов патриотической воспитанности молодежи. Данные знания позволяют быть на ступень образованнее, знать культуру, традиции и важные факты становления Руси, которые позволили стать нашей родине великой державой. Без знания истории невозможно получить полное образование. Какими бы ни были интересы подростка, знание исторических фактов поможет более тщательно оценить роль Петровской эпохи в современной России.
В ходе исследования мне удалось установить, что интерес к изучению истории у подростков низкий. Я пришёл к выводу, что создание игры повысит уровень знаний и заинтересованности. К основным мотивам изучения истории можно отнести факты, что спустя десятилетия после Петра Первого, Россия уже решала, кто будет находиться на престолах стран Европы, стала крупнейшим экспортером разных товаров, наша артиллерия стала лучшей в мире. Флот, которого не существовало до Петра, побеждал во всех морских сражениях, армия диктовала свои условия на европейском континенте. Русских писателей начали переводить на все языки мира, музыка наших композиторов зазвучала во всех концертных залах, а для художников пришлось открывать отдельный Русские музеи. Затем я выяснил, что метод изучения истории играет немаловажную роль. Помимо уроков в школе среди подростков популярны такие формы, как занятие с репетитором, онлайн платформы, интернет ресурсы, обучающие фильмы и игровые методы. Используя все эти методы в разработке игры, я понял, что игровая деятельность более доступна каждому и оставляет положительный результат. Таким образом выдвинутая гипотеза была подтверждена. В результате моей исследовательской работы я создал игру, которая состоит из [приложение 6]:
игровое поле,
66 карточек с залданиями,
указатель,
6 пазлов,
7 мешочков с заданиями для тактильных карт,
песочные часы,
бланки для записей,
правила игры.
Ход игры:
1. Отпределиться игра командная или индивидуальная
2. Вебрать ведущего;
3. Разложить игровое поле на столе;
4. Разловжить карточки на игровом поле, каждая группа дидактических карточек обознаячена отдельным цвето;
5. Установить указатель для игры в центре игрового поля;
6. Ведущий раскучивает стрелк;
7. Команда или один игрок берёт краточку из стопки, указанноую стрелкой;у;
8. Ведущий устанавливает время на песочных часах. Каждой команде даётся 1 минута на размышление, игроку 2 минуты;
9. Ответить на вопрос ;
10. За правильный ответ ведущий выдаёт часть пазла;
11. И вновь действия повторяются с пункта 5;
Значение карточки с кодом: ведущий направляет камеру для считывания кода, открывается историченская видео-пауза, герои петровксой эпохи рассказывают о реформах.
Игра продолжается пока одна из команд или участник не соберёт весь пазл-картинку.
Моя игра «Загадки Великого Путешественника» может объединить молодых людей по всей стране, вовлечет их в предметный, обстоятельный и вместе с тем увлекательный метод обучения о Петровской эпохе, поможет по-новому взглянуть на отечественную историю и ее наиболее выдающихся деятелей.
В дальнейшем я планирую применять данную игру на уроках истории. Мною был проведён эксперимент, я пригласил к себе на игру учителя истории, преподающего в 5 классах, провел с ней игру и получил рецензию. [приложение 4]. Предлагаю мою творческую работу применять в тематических кружках и рекомендовать ее как игру «Политикум» в «Молодежке» а также общественным организациям: школам города, библиотекам, родительскому кимитету города для пропаганды семейного отдыха, так как мною была проведёна игра с родителями, с членами общественной палаты БГО и я увидил заинтересованность. Опыт показывает что игра будет аткуально для досуга в любой компании. С отзывами игроков вы можете ознакомиться в [приложение 5]. Все эти факты вызывают у меня желание презентовать «Загадки великого Путешественника»и во дворовых клубах города Березовский и на площадке Дворца Молодежи г. Екатеринбурга. Также рекомендовать её сообществу историков.
Одним из своих решений считаю важным. Апробируя настольныю игру, мне пришла идея моделировать её в интерактивный формат. Работа над данным проектом ведётся, о чём вы можете ознакомится в [приложении 7].
Также по моделе данной игры я планирую изучить, смоделировать и выпустить игры по следующими эпохам становления нашего государства.
Список литературы:
Анисимов Е.В. Время петровских реформ. – Ленинград, 2000г.
Большая Советская Энциклопедия, — М.: 1975г. Тома 18, 19, 20, 2
Карамзин Н.М. «Записка о древней и новой России в ее политическом и
гражданском отношениях». М., 1991.
Ключевский В.О. «Исторические портреты». М.: Яуза, 2008г.
Ключевский В.О. Курс русской истории. М.,2003 г
И. И. Неплюев - государственный деятель России XVIII века/ Научная статья 2010.
Мавроди. В.В. н «Рождение новой России.», - М. ,1998г.
Мордовцев Д.Л. «Собрание сочинений» — М.: 1996г. т.т. 10, 11.
ПавленкоН.И. «Петр Великий» — М.: 1998г.
Павленко Н.Н “Петр Первый и его время”. М.:“Просвещение”. 1996 г.
Пыляев М.И. «Старый Петербург»., А.С.Суворина 1889г. Издана в Москве в 1990 г.
Соловьев С.М. «Публичные чтения по истории России». М., 2003г.
Соловьев С.М. ― «Об истории новой России». Москва,1993г.
Соловьев С.М. «История России с древнейших времен». М., 2009г.
Интернет-ресурсы:
1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Пётр_I- Википедия. Пётр Великий
2. Образовательный проект Следственного комитета Российской Федерации 3.«Личность Петра Первого в истории государства российского» (sevkadetskrf.ru)
Приложение 1
Интервью с учителем истории БМАОУ «Гимназии№5»
Гуляевым Андреем Борисовичем.
https://cloud.mail.ru/public/SJeQ/5BmmtKJfd
Вопросы интервью:
1. Каким характером обладал Петр 1?
2.Сколько лет правил Петр 1?
3.Какие черты характера помогли ему вводить новые реформы?
4. Какая реформа, по Вашему мнению, была самой успешной?
5. Какие реформы были при Петре 1?
6. Как его деятельность влияла на народ?
Приложение 2
Анкеты
До игры
После игры
Приложение 3
Классная игра учеников:
https://cloud.mail.ru/public/U9Sb/ijhsDHU9e
Отзывы учеников
Приложение 4
Видео рецензия и рекомендацииучителя истории
БМАОУ «Гимназия № 5»
Шпица А.С.
https://disk.yandex.ru/i/_LH_EcS6cmwqnQ
Приложение 5
Игра с родителями и членами общественной палаты Березовского городского округа Курабтовой Ю.А. и Тебенькова С.В.
БМАОУ «Гимназия №5»
Отзывы
Приложение 6
Содержание игры
Игровое поле
Пазл
Тактильные карты
QRcode
Вопросы игры
Вопросы и ответы (серая карточка)
1. Когда в России был введен европейский календарь (1 января 1700г/ 1 января 7208)
2. В каком году в Петербурге был открыт первый русский музей Кунсткамера (1714)
3. Как называлась открытое в годы Петра | учреждение для развития науки (Петербургская академия наук)
4. В каком году открылась первая в России государственная публичная библиотека (1 сентября 1714)
5. Ассамблеи - новый вид досуга для высшего общества, указ об утверждении которых Петр | издал (25 ноября 1718)
6. Как назывались первые школы для обучения технических специалистов в которых преобладали математические науки. (Цифирные)
7. Название учебного заведения для подготовки инженеров для флота. (Школа математических и навигационных наук)
8. Как называлось первое печатное издание, выпущенное в 1703 г., имевшее немаловажную роль в просвещении граждан. (Газета «Ведомости»)
9. Где Пётр 1 открывал учебные заведения? (По всей стране: в больших городах и в маленьких деревнях.)
10. В каком году произошло создание и введение гражданской азбуки в образовательный процесс? (В 1708 г.)
11. Какой выдающийся историк и государственный деятель петровского времени занимался организацией школ на Урале. (Татищев В. Н.)
12. Наиболее известное учебное пособие по точным наукам изданное в 1703 году. Им пользовались в течении 50 лет. («Арифметика» Магницкого А. Ф.)
13. На что была ориентирована деятельность Академии наук, открытой в 1724 г. (Ёе е деятельность была ориентирована на укрепление научного потенциала страны.)
14. Когда было упразднено патриаршество? (25 января 1721г.)
15. Главная цель Указа об ограничении числа священнослужителей от 1716 г? (Прикрепление священнослужителей к определенному приходу и запрет странствий)
16. Какова роль Церковной реформы Петра Великого в образовании детей? (Создание церковных школ)
17. К какой форме правления привела реформа Церкви? (Абсолютная монархия)
18. Как по-другому называется Правительствующий Синод? (Духовная коллегия)
19. Кто руководил Правительствующим Синодом? (Обер-прокурор Святейшего Синода)
20. Кем был назван Петр I за проведение реформы церкви? (Антихристом)
21. Кто контролировал деятельность Синода? (Фискальные службы)
22. Что стало с налогами в результате Церковной реформы? (Они были увеличены)
23. Как назывался утверждённый Петром 1 документ, устанавливающий единую систему воинских званий? (Табель о рангах)
24. Что было принято в 1722 г. императором Петром Алексеевичем? (подписан указ о единонаследии)
25. В каком году Петр 1 сделал Россию империей? (1721г)
26. Кем был Никита Демидов в юности? (кузнецом)
27. Какой металл не выплавляли во время правления Петра? (золото)
28. Кто стал первым президентом Академии в 1725 г? (1. Лейб-медик. Лаврентий Блюментрост)
29. В каком году рекрутская повинность стала постоянной? (1705)
30. Какое железо было признано лучшим в Европе? (уральское)
31. До какого числа сократилось число букв в русском алфавите в результате петровской реформы? (38)
32. В каком году Петр Великий получил возможность самостоятельно принимать государственные решения? (1689)
33. Церковная реформа Петра – это? (1: комплекс мер...)
34. В каком году Петр 1 провел пробный набор рекрутов? (1699)
35. Какой регион России получил развитие в году правления Петра 1? (Урал)
36. По чьим эскизам были выполнены рисунки нового алфавита в 1707-1708 гг чертежником и рисовальщиком Куленбахом? (по эскизам самого Петра)
37. На какие крупные части Петр 1 разделил страну? (Губернии)
38. В 1738 году в Петербурге была открыта Танцевальная школа. Как она называется сейчас? (Хореографическое училище им. А.Я. Вагановой)
39. Что перестали завозить в Россию с 1712 года из Европы? (Оружие)
40. Кем стал Петр 1 после победы над Швецией в 1721 году? (императором)
Приложение 7
Перспективы творческого проекта.
Я, проведя игру на аудиториях разного возраста, оценил преимущества, решил попробовать изменить формат. Учитывая, что, новые современные возможности инициируют педагогов и обучающихся к решению образовательных задач разными путями и один из которых - применение новых средств ИКТ. Нам интересно стало попробовать придумать и реализовывать свою авторскую игру с использованием интерактивного приема.
Актуальность заключается в то, что изучение эпохи Петра 1 на уроках истории, возникают проблемы с освоением учебного материала, а игровая деятельность способствует более эффективному, не принудительному обучению. Интерактивный формат более доступен каждому.
Цель: перевод в электронный формат и апробирование игры «Загадки Великого Путешественника»
Продукт интерактивная интеллектуальная, познавательная игра об эпиках Петра I.
Во время апробации игры я с поделился опытом создания игр в интерактивной форме одноклассник. Рассказал, о том, что интерактивные игры, тренажеры и презентации широко применяются для автоматизации и дифференциации. Каждый владеет элементами компьютерной грамотности: начальными знаниями устройства компьютера, умением работать в программах: Word, PowerPoint, ScreenMedia, Движок Unity, практикой работы в Интернете (для поиска изображений).
Преимущества использования интерактивных игр:
1) Компьютер игры на занятии усиливает функцию учителя, повышает скорость обмена информацией между ребенком и педагогом. Новые способы подачи материала, помогают развитию непроизвольного внимания.
2) Деятельность детей реализуется в игровой форме. Повышение самооценки ребенка за счет системы поощрений, возможности исправить недочеты самостоятельно.
3) Закрепление пройденного материала в игровой форме. Развитие активного восприятия, которое является опорой прочных знаний.
4) Решение большого круга учебных задач.
5) Высокая скорость обновления дидактического материала на экране экономит время на занятии, делает занятие более динамичным.
6) Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества. Развитие таких волевых качеств, как самостоятельность, собранность, усидчивость (т.к. решая проблемную задачу, ребенок стремится к достижению положительного результата, подчиняет свои действия поставленной цели)
Использование интерактивных игр позволяет включаться трем видам памяти: зрительной, слуховой, моторной, что позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально — аудиальные условно-рефлекторные.
Использование ИКТ подходят к критериям отбора нововведений, учитывают интересы и потребности самих детей. В настоящее время существует огромное количество компьютерных программ. Мы планируем использовать в своей практике программно-методический комплекс Игры для Тигры.
Проект авторской интерактивной игры выполняется в среде PowerPoint и Движок Unity, колесо сделано в AdobePhotoshop. Она представлена в виде; интерактивный игры, которые может входить в медиатеку образовательной организации. Мы создали творческую группу, которая разработала алгоритм создания интерактивной игры и поможет педагогам внедрять в образовательный процесс информационно коммуникативные цифровые технологии. Алгоритм создания игры «Загадки Великого Путешественника» в интерактивном формате:
1. Определили, тип и цель работы.
2. Составили временную структуру, в соответствии с главной целью наметить задачи и необходимые этапы для их достижения.
3. Продумали этапы, на которых необходимы инструменты интерактивной доски, составили презентацию, смоделировали макет интерактивной игры;
4. Апробируемигру, отберём наиболее эффективный механизм.
5. Апробировав оценим целесообразность их применения в сравнении с традиционными средствами.
6. Проектный материал оценим во времени: и составим временную развертку (поминутный план).
7. Проведём предварительную работу по подготовке детей.
8. Конечный этап-проведение занятия.
С перспективной разработкой проекта игры можно будет ознакомиться перейдя по ссылке https://cloud.mail.ru/public/ouoC/6LXqxcYQj
Я, автор проекта, готов делиться игрой с применения цифрового интерактивного оборудования в образовательном процессе.