УКРАДЕННОЕ ДЕТСТВО

XXIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

УКРАДЕННОЕ ДЕТСТВО

Прохорова А.Ю. 1Зеньчик Т.В. 1
1Государственное учреждение образования «Вилейская гимназия № 2»
Кажуро В.В. 1
1Государственное учреждение образования «Вилейская гимназия № 2»;
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Мы обращаемся к вам, живущие сегодня: «Память поколений делает нас сильнее и мудрее, а народ без исторической памяти превращается в толпу манкуртов, готовых разрушать свои святыни и предавать память своих предков».

Тема работы – «Украденное детство» возникла не случайно. Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Справедливо, ибо противоестественно сближение самих этих понятий.

Актуальность исследования заключается в том, что «без уважения к прошлому, без традиций нет будущего, нет государства и нет народа». А если останется неизвестной судьба хотя бы одного ветерана, то в летописи Великой Отечественной войны может появиться “белое пятно”.

Дети... С ними война обошлась безжалостно. Как утверждают исследователи, в годы Великой Отечественной войны погибло около 27 миллионов граждан Советского Союза. Из них около 10 млн. – солдаты, остальные – старики, женщины, дети. В том числе, согласно официальным данным, во время оккупации Беларуси врагами были уничтожены 166 885 детей. Сиротами после 1945 года остались более 138 000 белорусских мальчиков и девочек. А сколько детских жизней было искалечено? Сколько так и не узнали, какое оно – светлое и счастливое детство?

Об этом рассказывается на страницах тысяч книг, посвященных теме «Дети и война» как в белорусской, так и в русской литературе. Среди них – книги, написанные на основе архивных материалов и воспоминаний непосредственных участников тех страшных лет: «Дети Беларуси в войне 1941-1945 гг.: преступления вермахта: акция «Сено», 1944 год» [2], «Дети войны: их детство закончилось летом 1941-го» [3], «Молодые герои Великой Отечественной войны» [4], «Никогда не забудем» [5] и многие-многие другие.

В книгу «Дети Беларуси в войне 1941-1945 гг.: преступления вермахта: акция «Сено», 1944 год» включены архивные документы 9-й германской армии и материалы судебных процессов по обвинению германских военачальников за совершенные преступления против гражданского населения в период оккупации, рассказывающие о причинах и целях создания «Детской деревни Скобровка» в мае 1944 года, откуда лежал прямой путь в Германию, в рабство.

В основу книги «Дети войны: их детство закончилось летом 1941-го» легли воспоминания ровесников автора, белорусских детей, которые, вопреки всему, выжили и выстояли в огне войны.

Книга «Молодые герои Великой Отечественной войны» рассказывает о судьбах детей, подростков, юношей и девушек, чья молодость и лучшие годы жизни пришлись на Великую Отечественную войну. Рискуя жизнью, невзирая на возраст, они шли на опасные боевые задания, сражались с фашистами в рядах партизан или на фронтах, прошли концлагеря, трудились на военных заводах в тылу.

«Никогда не забудем» – это сборник рассказов белорусских детей о жизни в годы Великой Отечественной войны. Всем героям книги в то время было от 7 до 14 лет. Многие из них остались сиротами, видели, как гитлеровские каратели убивали их родных и близких. Многим самим довелось побывать в лагерях смерти и выжить. Многие уходили воевать в партизанские отряды.

Приближается 80-летие Великой Победы над фашистской Германией в годы Великой Отечественной войны. Дети войны выросли, постарели, но в их душах и сердцах навсегда осталась страшная боль, которую нельзя излечить, нельзя забыть.

Я, Ангелина, учусь в 9 классе, и мне 14 лет, а Тимофею – 10 лет, он занимается в 5 классе. В далёком 1941 году нашим ровесникам было столько же. Мы живем в мирное, благополучное время, учимся, занимаемся музыкой, танцами, спортом, мечтаем о хорошем будущем.

А они? Какие чувства переполняли их, о чем мечтали те мальчики и девочки? Кем они хотели стать?

Мы уже никогда не узнаем об этом: украденное войной детство, страдания, боль и горе не ко времени сделали их взрослыми.

А сколько детей было угнано на чужбину? Сколько становились подопытным материалом для фашистских экспериментов в концлагерях, гибли под фашистскими пулями, умирали от голода в блокадном Ленинграде, сгорели заживо в Хатыни?

Дети войны… Именно им мы посвящаем свою работу. Прошлое нельзя забывать, его нужно уважать. Нужно научиться ценить этот мир и свободу, которые достались нашему народу дорогой ценой.

Поэтому цель работы: на основании изучения жизни и деятельности детей войны: Светланы Никифоровны Слепцовой, Антонины Ивановны Горчаковой, Якова Евгеньевича Дреера, Фаины Сергеевны Анасович – расширить знания молодого поколения о Великой Отечественной войне, о героизме и мужестве нашего народа в борьбе с фашизмом.

Объект исследования: биографии детей войны, предмет: деятельность Светланы Никифоровны Слепцовой, Антонины Ивановны Горчаковой,Якова Евгеньевича Дреера, Фаины Сергеевны Анасович как пример служения Родине и воспитания патриотизма и гражданственности.

Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:

  1. собрать информацию о жизни и деятельности Светланы Никифоровны Слепцовой, Антонины Ивановны Горчаковой, Якова Евгеньевича Дреера, Фаины Сергеевны Анасович из воспоминаний самих детей войны и их родственников ;

  2. систематизировать и изучить материалы, представленные Вилейским краеведческим музеем, о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны на территории Вилейки и Вилейского района;

  3. на примере жизни и деятельности земляков – детей войны – способствовать формированию патриотизма и гражданственности молодого поколения.

В процессе работы использовались следующие методы исследования: интервьюирование, анализ, синтез, наблюдение.

Таким образом, жизнь и деятельность ветеранов – детей войны – должна стать для подрастающего поколения примером мужества, героизма, преданности Родине и своему народу.

ГЛАВА 1. МАЛОЛЕТНИЕ УЗНИКИ

Историческая справка

В годы Великой Отечественной войны в Беларуси было создано около 260 лагерей смерти. В каждом районе действовали тюрьмы, гетто, лагеря. В Минске и на его окраинах находилось пять таких лагерей. Один из них – Тростянец, – в 10 км на восток от города. В системе лагерей фашисткой Германии он стоял на третьем месте после Освенцима и Майданека по числу уничтоженных людей (206500 чел.). Людей сжигали, рвали собаками, закапывали живьем в землю, травили газом в «душегубках» – приспособленных для этого помещениях [1, с. 98].

В нашей Вилейке местом массового уничтожения мирных жителей стала территория бывшей тюрьмы, где фашисты уничтожили около 7000 человек из 11000, проживавших тогда в городе [6, с. 273].

Руководство СС считало необходимым сооружение лагерей смерти. Условия там были чудовищными, а жизнь – нечеловеческой.

Дети умирали от голода. Для них хлеб всегда оставался самым вкусным лакомством. Но дети в лагерях получали его только по 50-100 граммов в день.

Только это ещё не все зверства, чинившиеся в лагерях. Самое страшное, что детей разлучали с матерями и помещали в спецбараки. Малыши зачастую в последний раз слышали своё имя, а затем их называли только по номеру, который являлся единственным документом малолетнего узника. У мальчиков он состоял из шести цифр, а у девочек – из пяти. У младенцев номер на руке не помещался, и его выкалывали на бедре, не помещался на бедре – выкалывали на ягодице.

В концлагерях содержались дети всех национальностей. Фашисты планировали подвергнуть их «германизации» и использовать в будущем в качестве рабов.

Детей старше десяти лет вывозили на работу в Германию. За время оккупации из Беларуси было вывезено около 380000 человек, в том числе почти 33000 юных жителей республики. Очутившись на каторге, дети гибли от голода, болезней, издевательств, тяжелого труда. Согласно неполным данным, после разгрома гитлеровской Германии в Беларусь вернулось лишь 120000 человек.

1.1 Светлана Никифоровна Слепцова

Светлана Никифоровна Слепцова – малолетний узник мест принудительного содержания на оккупированной фашистами территории БССР
(г. Червень Минской области) в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

В 1942 году С.Н. Слепцова содержалась в созданной фашистами на оккупированной территории тюрьме в г. Червене, куда она была помещена в 4-летнем возрасте вместе с матерью – Корольковой Ядвигой Гиляровной и двумя родными сёстрами: Галиной (15 лет) и Клавдией (8 лет).

Ее отец – Никифор Фролович Корольков – до войны работал в партийных и правоохранительных органах. В начале Великой Отечественной он привёз семью в г. Червень, откуда родом была мать Светы, а сам ушёл на фронт.

По доносу местных жителей, знавших Н.Ф. Королькова, его жену с тремя детьми бросили в тюрьму по подозрению в сотрудничестве с антифашистским подпольем. Мать девочек после долгих допросов и истязаний расстреляли. А детей в декабре 1942 года из тюрьмы г. Червеня перевели в детский дом №1 этого же города, где они находились примерно до конца 1943 года.

Отец Светланы с фронта вернулся инвалидом (без одной ноги) в 1943 году. Тогда он и узнал, что за несчастье постигло его семью. Боясь за судьбу своих детей (старшую дочь Галину могли угнать на работу в Германию), он попросил свою старшую сестру, которая проживала в Минске, забрать детей из детского дома.

Сёстрам удалось спастись, живя сначала в Минске, а затем в городском посёлке Радошковичи (с 1944 по 1963 год). Там Никифор Фролович работал следователем Радошковичской прокуратуры. А в 1963 году они переехали в Вилейку.

Время лечит раны… Светлана Никифоровна окончила Белорусский государственный университет имени Ленина, факультет ботаники. Она стала замечательным педагогом, преподавала химию и биологию. А ещё (как утверждали многие) была очень хорошим человеком и чудесной бабушкой. После выхода Светланы Никифоровны на пенсию каждый праздник приходили её ученики, благодарили за прекрасные знания, которые она им дала. Сейчас у неё есть любящая семья, дети, внуки, правнуки. Великая Отечественная война, забравшая бесчисленное количество жизней, оставила раны на сердце Светланы Никифоровны от украденного детства, но в наших сердцах живёт гордость за тех, кто, пережив ужасы той жестокой войны, остался настоящим Человеком!

Светлана Никифоровна Слепцова – педагог с 44-летним стажем, методист, педагог высшей квалификационной категории. Награждена Почетной Грамотой Министерства образования Беларуси, значком «Отличник народного образования БССР», медалью «Ветеран труда» и медалью «70 лет со дня рождения В.И. Ленина».

Долгое время Светлана Никифоровна являлась председателем клуба «Дети войны», организованным ВТЦСОН. Участники клуба подготовили сборник воспоминаний, встречались с молодёжью, рассказывали свои жизненные истории.

1.2 История Антонины Ивановны Горчаковой

Антонина Ивановна родилась в России в 1937г. В годы Великой Отечественной войны вместе с матерью оказалась в фашистском концлагере в г. Витебске. Таким трагическим оказалось её первое знакомство с нашей республикой. Но свершилось чудо: она осталась жива, пройдя через все трудности. Потом было освобождение…

Несмотря на годы, прошедшие с тех времен, память об украденном детстве жива в сердце Антонины Ивановны. «Война! Это страшное слово, будто колючая заноза, засела навечно в моём сердце. Война нанесла раны, которые не лечат даже самые опытные доктора. Вскоре восьмидесятилетие Победы, а воспоминания всё не дают покоя».

И сегодня Антонина Ивановна вспоминает события, которые невозможно забыть, как бы того не хотелось:

«Накануне войны отец построил новый дом, куда семья переехала с хутора. Немного больше года прожили мы в этом доме, пахнущем смолой и лесом. Каждое бревно светилось, как кусочек янтаря, блестели капли смолы на балках. Всё тут излучало счастье. С финской войны вернулся отец, живой, не раненый. Его радовало, что родился сынок, которого Васильком назвали. Радовались родители, не могли напиться своего счастье». Позже память о родном доме Антонина Ивановна выразит в своих стихотворениях.

«Неожиданно началась война. В ту ночь никто не спал в новом доме, только Василёк беззаботно сопел носиком. Помню, как сильно отец прижал меня к колючей щеке, поцеловал, вытер слёзы на глазах. Я слышала, как он говорил маме:

- Береги, Фрося, детей, на великую войну иду. Может, последний это вечер у нас, может, не увидимся больше, но помни мой завет: если останетесь живыми и доведётся жить после войны, учи детей, будь им и отцом, и матерью.

Вскоре в деревне появились каратели. Нас выкинули из нового дома, а потом много кого из нашей деревни повезли в неизвестность. У мамы на руках трое детей. Куда везут? За что карают?

Передние повозки остановились. Заголосили женщины, заплакали дети. Все знали, что на этом месте всегда расстреливали. Мама поцеловала нас – думала, что прощается. Но немцы только посчитали детей, отобрали у матерей, согнали в крытую машину. Куда повезли? Больше их никто не видел. Нас не забрали: был тяжело болен Василёк. Пройдя мимо, немец что-то сказал, но мама только и поняла: «Тифус! Тифус!»

Товарный поезд стучал колёсами. Нас везли в концентрационный лагерь г. Витебска «Пятый полк». (См. Приложение 1. Концлагерь «Пятый полк» (Шталаг 313).

Жизнь за решёткой мать не любила вспоминать. Но ведь это не сон, это ужас, когда каждый день нужно смерти в глаза смотреть. «Береги детей!» – слышалось ей. А как сберечь? Чем накормить? Где спрятать их?

Детской памяти присуще надолго запоминать увиденное. И то, что пришлось увидеть мне в лагере смерти, запомнилось на всю жизнь.

Каждое утро фашисты выгоняли всех на «перекличку». А в тот день они считали до пяти. Каждого пятого расстреливали. Некоторых повели к виселице. Так они отомстили невинным за побег военнопленных.

В бараках свирепствовал тиф, и люди умирали. Больных вывозили в Лётки, где была тифозная больница. А оттуда – в ров, даже не заботились о похоронах. Мама рассказала, что все мы болели, и она не надеялась, что выживем. Судьба подарила нам жизнь и память.

Освобождение спасло от смерти, но не избавило от тех бед, что выпали на долю женщины-вдовы в послевоенный час.

В первую послевоенную весну совсем плохо было. Нечего было есть. Голод, бедность вызывали разные болезни у замученных войной детей. Заболела туберкулёзом моя сестра Люба, меня трясла малярия, болел и Вася.

Тяжело было всем, а особенно тем, чьи отцы не вернулись с войны. Но не поверите, мы были счастливы, потому что это счастье было в свободе, в Победе.

В горе и трудностях мы росли. Потеряв на войне отцов, сами старались и делали всё. Трудности были после войны и в школе: не хватало учителей, книг, бумаги, было холодно, замерзали руки, ноги, хотелось есть.

Родина по-отцовски заботилась о тех, кого война сделала сиротами. Мама никогда не забывала слова отца: «Учи детей!» После окончания семилетки я поступила в Полоцкое педучилище, а потом заочно окончила пединститут в Могилёве.

Стала учителем. Почти пятьдесят лет учила белорусскому языку и литературе. Затем работала заместителем директора по учебной работе в
СШ №3 г. Вилейки, заместителем директора в СШ №2, директором СШ №3. Я учила детей любить Родину, беречь мир, быть патриотами своего Отечества, рассказывала, как дорого стоит Победа. Беларусь стала моей Родиной, потому что в Россию мы не вернулись: некуда и не к кому было возвращаться.

Отец с войны не вернулся – получили казённое письмо, в котором сообщили, что он пропал без вести на фронте. Даже не знаем, где его могила».

ГЛАВА 2. ДЕТСТВО, ОПАЛЕННОЕ ВОЙНОЙ

2.1 Яков Евгеньевич Дреер

«Что такое война? Это гибель солдат, безоружных людей, стариков, женщин, детей. Это уничтожение заводов, фабрик, населенных пунктов. В Великой Отечественной войне был период холокоста (уничтожения) целого еврейского народа, захваченного в период Великой Отечественной войны на территории СССР и Европы. В Беларуси было уничтожено 800000 евреев. Демобилизованные и ушедшие в партизаны 200000 евреев погибли, сражаясь с фашистами.

У каждого была своя судьба. Чудом 26 июня 1941 года мне и моей семье посчастливилось сесть в поезд, отправлявшийся в Казахстан, в глубину страны. Многие мои родственники (около 20 человек), которым не удалось уехать, погибли вместе с 40 тысячами евреев в Бобруйске – городе, где я родился.

В Казахстане погода была сложной: холодная зима и жаркое лето. Для нашей семьи нашли маленькую комнату с железными кроватями и глинобитным полом. Нас было шестеро: дедушка, бабушка, мама, я и сёстры. Пищу готовили во дворе на костре. Обстановка была очень тяжелая: питания практически не хватало. За время нашего нахождения в Казахстане умерли мои сёстры и бабушка. Я тоже сильно пострадал и заболел тяжелой болезнью. В 1945 году, после окончания войны, вернулись домой только дедушка, мама и я».

Этот рассказ я, Дреер Мария, слышала не раз от своего дедушки, и каждый раз мое сердце переполняется гордостью, уважением и огромной благодарностью ко всем, кто выстоял и остался человеком в те суровые военные годы.

Дети и война. Как уже говорилось, тысячи людей были вывезены из Беларуси в рабство. Для многих эта дорога стала дорогой в неизвестность.

События тех лет болью откликаются и в сердцах оставшихся тогда в живых, и в душах нынешнего молодого поколения. В наших силах не допустить войны, ведь мир достался очень дорогой ценой.

2.2 Она из огненной деревни (Фаина Сергеевна Анасович)

Историческая справка

Великая Отечественная война – это трагедия советского народа, время испытаний для каждого жителя Беларуси. Вовлеченными в войну оказались не только солдаты, а все жители: женщины, старики, дети.

Территория Вилейщины через три дня после начала войны, 25 июня
1941 г., была оккупирована фашистами. Три долгих года длилась оккупация. Крестьяне подвергались все возрастающему грабежу и разорению, многие деревни были сожжены, часто вместе со своими жителями. В Вилейском районе уничтожено вместе с частью населения 44 деревни, многие после войны были восстановлены; пять деревень не восстановлены – в живых не осталось ни одной семьи [6, с. 272]. (См. Приложение 2. Памятник сожжённым и не восстановленным деревням Вилейского района на мемориале «Памяти исчезнувших деревень»).

2.3 Боль и память

Д еревню Борки Вилейского района настигла судьба Хатыни. До войны в ней был 21 двор, там проживали 98 человек.

Когда немцы сожгли Борки вместе с жителями, спаслась только одна 11-летняя девочка, Фаина Кучко. (См. Приложение 3. Справка-подтверждение, что Ф.С. Анасович осталась жива после сожжения деревни Борки вместе с жителями).

До войны маленькая Фаня успела отучиться в первом классе. Отец девочки умер, когда ей было два года, мать Ольга одна растила Фаню, братьев Костю и Лёню и сестру Валю.

Старшему исполнилось 17 лет, Фане шел двенадцатый год. Во время войны деревня считалась партизанской, хотя сами партизаны здесь не жили. Но зато порядок установили: кому нужно было отправляться на сенокос за реку – должен был отмечаться у партизан.

В первые дни 1943 года в деревне появились гитлеровцы. Они забирали всё, что находили: и вещи, и продукты. Однажды на них напали партизаны.

На следующий день в деревню прискакали на лошадях двое партизан и сказали, чтобы люди покинули свою деревню и уходили в другие деревни или к партизанам. Еще они сказали, что Любчу и Борки будут жечь вместе с людьми.

Сельчане стали думать, что делать. Всей деревней не уйти. Быть может, отправить сыновей к партизанам? Но тогда немцы устроят перекличку и увидят, что людей не хватает. А сыновья и сами отказались: фашисты пожгут жителей, и их даже не удастся по-человечески похоронить. Так что все решили остаться в деревне. На следующий день договорились выгнать весь скот в поле. С пастухами отправили и Фаню (всего 11 человек, в том числе трое детей). Спать в ту ночь не ложились.

День 5 мая 1943 года был последним днём жизни людей пяти деревень Вилейского района.

Из воспоминаний Фаины Сергеевны Анасович

(записала Прохорова Ангелина)

«В 9 утра послышалась автоматная стрельба. А через некоторое время над Любчей взвился дым. Минут через двадцать и над Борками показался дым. Вскоре со стороны Любчи прибежали на поле два человека в обгоревшей одежде. «Убегайте! – кричат. – В Любче немцы созывали людей, говорили, что будут делать перекличку, но загнали всех в ток, заперли и подожгли». Эти двое выломали доски и еще с одним товарищем убежали.

Через час на поле пришли трое: один полицай и двое в штатском и приказали гнать скот домой. По пути один из них сказал мне: «Видать, твой батька не в партизанах, раз ты в лаптях ходишь». На что девочка ответила: «Нет у меня батьки…». В деревне не было видно людей.

Во дворе семьи Кучко была закопана кое-какая одежда и дрова – и это припрятанное добро вырыли и забрали. Дома тоже всё было перевернуто, вещи разбросаны по полу.

«Я снова подбежала к полицаям. Один из них сказал, что мамы больше нет, но другой поправил: мол, жива, но ее угнали в Германию. Тут подошел немец с автоматом и полицай, спросили, где я была. Ответила, что в поле.

- Партизанка? – спросил полицай.

- Из нее партизан, как из тебя немец, – ответил другой.

Дядьки стали думать, куда меня спрятать. Один из мужиков раскопал в куче веток, находившихся около дома, некое подобие ямы и сказал мне, чтобы я туда забралась и сидела до тех пор, пока кто-нибудь не придет. В среду я увидела, как остатки награбленного добра сгрузили в бортовую машину и уехали, в деревне осталась только пара полицаев. Мне пришлось вернуться в хату, а на ночь снова перебраться в свою яму.

В четверг утром каратели подожгли деревню – с одного конца и с середины. Хата семьи Кучко сгорела, а гумно – нет. Едкие дым и вонь разносились далеко вокруг. Никого не было видно и слышно, и я вылезла из своего укрытия и пошла по бывшей деревенской улице. В одном сарае были четыре убитых пастуха, в другом – сожженные остальные жители деревни, своего дядю нашла убитым на пороге его дома. От деревни остались только три дома – они стояли на отшибе. В одном из них я «работала» нянькой маленького Мишки – меня за это кормили. Зашла туда – никого нет. На столе стояли жбаны с испорченным уже молоком и немного хлеба. Я, три дня ничего не евшая, отрезала кусочек хлеба и начала жевать. В это время к дому подъехала машина голубого цвета. Из нее вышли трое: водитель и два немецких офицера. Хотела спрятаться в погреб, но испугалась мышей и стала за шкафом. Немцы зашли в дом и стали на пороге.

Немец от порога дал автоматную очередь по шкафу, окошку, но меня чудом не задело, от страха упала на пол. В дом вошли немцы и подняли меня.

Тут один немец и говорит: «Сорок пять лет прожил, а такого чуда не видел: целую обойму выстрелил, а ты целая», – и сказал, что больше стрелять не будет. Немцы взяли какие-то тарелки и унесли в свою машину. И тогда человек в штатском попросил немца отдать ему меня, чудом уцелевшего ребенка. Немец согласился. Они сказали взять какой-нибудь одежды, я сходила к пепелищу своей хаты, взяла там какую-то постилку и вернулась. Пока ехали в Илью, где размещался детский дом, немцы расспрашивали о семье, а водитель переводил.

В Илье меня отдали в детский дом, а через день тетка Ганна из села Безводное забрала к себе, ей немцы выдали расписку. Через месяц переправили к другой тетке, которая была бездетная и значительно богаче,– Катерине Супранович в деревню Рабунь.

Тетка была строгая, мне приходилось много работать, пасти коров. В школу не ходила. В 1949 году пришла работать в колхоз, и три года работы пришлось записать на тетку.

Шофёр Гондарович, который помог моему спасению, оказался связистом* партизанского отряда «За Родину» бригады имени Фрунзе, впоследствии его расстреляли фашисты».

Фаина Сергеевна рассказывала своим близким еще такой случай. Уже после трагедии в деревне Борки она подружилась с девочкой. Иногда подружкам разрешали оставаться ночевать в хлеву на сеновале. Однажды они проснулись и услышали немецкую речь. Посмотрели сквозь щели в стене сарая и увидели, что немцы за связь с партизанами пришли и расстреляли всю семью ее подруги. Девочки затаились в своем убежище, чтобы каратели их не заметили. Так маленькие подружки остались живы.

Детство, обожженное войной, никогда не забудется. Память постоянно возвращает очевидцев в те страшные события… (См. Приложение 4.
Ф.С. Анасович около памятника погибшим жителям д. Борки).

____________________________________________________________________

*Так записано со слов Ф.С. Анасович.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, из материалов работы следует, что жизнь и деятельность детей войны, которые пережили ужасы концлагерей, сметрть близких, издевательства фашистов, голод, но выстояли и выжили, – пример служения Родине, который и сегодня помогает воспитывать у молодого поколения гражданско-патриотические чувства, мотивацию к активной созидательной деятельности и ответственности за свои поступки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Великая Отечественная война Советского народа (в контексте Второй мировой войны): учеб. пособие для 9 (11) кл. учрежд. общ. сред. образования с рус. яз. обучения. / А.А. Коваленя [и др.]; под ред.
    А.А. Ковалени. – Минск: Изд. центр БГУ, 2022. – 246 с.

  2. Шкуран, Аркадий Петрович. Дети Беларуси в войне 1941-1945 гг.: преступления вермахта: акция «Сено», 1944 год / Аркадий Шкуран, Анатолий Рожков. – Минск: Кнігазбор, 2020.334 с.

  3. Дети войны: их детство закончилось летом 1941 / [составитель
    И.М. Карабликов]. – Минск: Беларусь, 2024 – 198, [1] с.

  4. Усачев, О.А. Молодые герои Великой Отечественной войны /
    О.А. Усачев. – Минск: Беларусь, 2024 – 127 с.

  5. Никогда не забудем : рассказы белорусских детей о днях Великой Отечественной войны / [перевод с белорусского Б.И. Бурьяна, В.А. Жиженко ; предисловие Я. Коласа; художник И.А. Давидович]. –Минск: Юнацтва, 1985 – 236, [1] с.

  6. Памяць: гіст.-дакум. хроніка Вілейскага раёна / рэдкал.: Г.К.Кісялёў (гал. рэд.) [і інш.]. – Мінск: БЕЛТА, 2003. – 704 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Концлагерь «Пятый полк»

(Шталаг 313) г. Витебск

Приложение 2. Памятник сожжённым

и не восстановленным деревням Вилейского района

на мемориале «Памяти исчезнувших деревень»

Приложение 3. Справка-подтверждение,

что Ф.С. Анасович осталась жива

после сожжения деревни Борки

в месте с жителями

Приложение 4. Ф.С. Анасович около памятника

погибшим жителям д.Борки

Просмотров работы: 22