Реликвии нашей семьи

XXIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Реликвии нашей семьи

Фролова В.А. 1
1ГБОУ «Брянский городской лицей №1 имени А.С. Пушкина»
Власенкова И.А. 1
1МБОУ «Супоневская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза Н.И. Чувина»
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1 Введение

Аннотация

В проекте исследуется история семьи автора на предмет определения семейных реликвий. В процессе работы над проектом совершается экспедиция на малую родину старейшего члена семьи с целью изучения истории семьи, знакомства с историей страны и поиска реликвии. В результате создаётся предмет семейной реликвии.

Актуальность темы проекта

Актуальность темы определяется необходимостью воспитания ребенка в рамках семейных ценностей, учитывающих историю семьи в связи с историей страны. В Указе Президента от 07.05.2018г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [4] одной из целей национального проекта в сфере образования обозначено воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Цель проекта

Цель проекта – изучить историю семьи автора и создать предмет семейной реликвии.

Задачи проекта

Для реализации цели были поставлены и решены следующие задачи:

  1. Определить содержание понятия «семейная реликвия».

  2. Собрать имеющуюся в семье информацию об предметах, хранящихся в семье, передающихся из поколения в поколение и имеющих для семьи историческую ценность.

  3. Проанализировать полученную информацию на предмет определения значимости описываемых событий в связи с историей и культурой России.

  4. Определить назначение и организовать экспедицию к семейным местам, хранящим информацию об истории семьи.

  5. Исследовать исторические объекты семьи в связи с историей страны, определить предмет для создания семейной реликвии.

  6. Создать проектный продукт – семейную реликвию.

Практическое значение результатов проекта

Практическое значение результатов проекта выражается в укреплении института семьи, формировании символического фактора поддержания отношений в семье посредством передачи информации о семейной идентичности через поколения. Результаты проекта имеют практическую значимость для членов семьи автора проекта, ее близких и знакомых, членов семей учеников, проходящих обучение в одном классе с автором, при условии ознакомления учащихся с результатами проекта.

Материалы проекта могут также использоваться классным руководителем автора при проведении обучающих занятий на классных часах.

Этапы и методы работы над проектом

Работа над проектом была проведена в три этапа:

  1. Теоретический этап.

Работы на данном этапе выполнялись в форме обзора литературы, рассказов, обсуждений. При этом использовались методы сравнения и логики, интуитивного поиска.

На этапе решались следующие задачи:

– определение содержания понятия «семейная реликвия»,

– сбор информации о предметах, хранящихся в семье, передающихся из поколения в поколение и имеющих для семьи историческую ценность.

В ходе выполнения работ автором была проанализирована литература на предмет определения понятийного содержания работы. Также была собрана информация у старших членов семьи о жизни и деятельности предков и передававшихся ими предметах, сопровождающие происхождение предметов истории.

По результатам выполнения работ на этапе были решены поставленные задачи: определено понятие «семейная реликвия», собрана исходная информация для выполнения работы.

Продолжительность этапа составила – 1 месяц.

  1. Аналитический этап.

Работы на данном этапе выполнялись в форме обработки исходных данных. При этом использовались методы обобщения и исторического сравнения, метод планирования.

На этапе решались следующие задачи:

– анализ полученной информацию на предмет определения значимости описываемых событий в связи с историей и культурой России,

– определение назначения и организация экспедиции к семейным местам, хранящим информацию об истории семьи.

В ходе выполнения работ автором были определены предметы, имеющие историческую ценность для семьи и связанные с историей и культурой страны. Также были установлены места проживания старших членов семьи (бабушек, дедушек, прабабушек, прадедушек), знакомство с которыми может подтолкнуть к идее создания семейной реликвии. Совместно с родителями была организована экспедиция к семейным местам.

По результатам выполнения работ на этапе были решены поставленные задачи: проанализирована и систематизирована информация об истории семьи, биографии ее старших членов, имеющихся семейных реликвиях, определено место и организована экспедиция в «родовое гнездо».

Продолжительность этапа составила – 3 недели.

  1. Практический этап.

Работы на данном этапе выполнялись в форме ознакомления с историческими объектами и разработки технического решения. При этом использовались методы визуальной оценки и творческого созидания.

На этапе решались следующие задачи:

– исследование исторических объектов семьи в связи с историей страны, определение предмета для создания семейной реликвии,

– создание проектного продукта – семейной реликвии.

В ходе выполнения работ автор ознакомился с историческими объектами семьи: «родовым» домом и соседними домами, церковью, окружающей природой. По результатам визуальной оценки объектов исторического места был определен предмет для изготовления семейной реликвии – кирпич из стены дома.

По результатам выполнения работ на этапе были решены поставленные задачи: исследование исторического объекта и родового места в рамках экспедиции, определение предмета для изготовления реликвии и ее создание.

Продолжительность этапа составила – 3 недели.

Материальное обеспечение выполнения проекта

  1. Автомобиль ВАЗ-2109 1987 г.в.

  2. Затраты на экспедицию:

– бензин – 70 литров,

– расходы на проживание и питание на 4-х человек – 2000 рублей.

  1. Слесарный инструмент для изготовления сувенира (ножовка, напильник, шлифовальная бумага, кисть).

  2. Брус деревянный размером 200×50×50 мм.

  3. Лак для дерева.

Продукт

Продуктом реализации проекта является сувенирное изделие и сборник стихов, представленные на фото в приложениях 1, 2.

2 Основная часть

  1. Теоретический этап

На начальном этапе с целью определения ключевого понятия проекта «семейная реликвия» была проанализирована справочная литература. В словаре С. И. Ожегова [1] реликвия – это вещь, свято хранимая как память о прошлом. В толковом словаре Д.Н. Ушакова [3] под семейной реликвией понимается особо чтимая, дорогая по воспоминаниям или по традициям вещь. Исходя из этих определений, проводился сбор исходной информации об истории семьи, жизни предков и семейных реликвиях.

В ходе общения с членами семьи были изучены имеющиеся семейные реликвии, а также истории и достижения предков в различных сферах.

Прадедушка автора Сафронов Василий Панферович участвовал в Великой Отечественной войне в 1941-1945г.г. Он награжден Орденом Отечественной войны II степени и многими медалями (приложение 3). Его мундир с наградами хранится у родственников и считается семенной реликвией. Дедушка автора снискал славу на трудовом поприще. За изобретательскую деятельность он награжден знаком «Изобретатель СССР». За заслуги в работе за рубежом награжден Орденом Дружбы Народов (приложение 4). В семье хранятся семейные альбомы, которые считаются семейной реликвией. Отец автора закончил школу с серебряной медалью и университет с красным дипломом. Данные предметы со временем можно будет отнести к семейным реликвиям.

Представители старшего поколения семьи автора были простыми людьми, но стремились к образованию, были трудолюбивыми. Прабабушкам и прадедушкам получить должное образование помешала война. Дедушки и бабушки смогли его получить. Дедушка получил высшее профессиональное образование. Родители также успешно закончили высшие учебные заведения.

В семье существуют свои традиции. Например, совместно отмечаются праздники: Новый год, Рождество Христово, 1 Мая – Праздник Весны и Труда, 9 мая – День Победы, некоторые церковные праздники и дни рождения членов семьи.

  1. Аналитический этап

На данном этапе проведения работ была проанализирована и обобщена полученная информация о жизни старшего поколения и предметах их заслуг. Примеры из жизни и работы предков демонстрируют их незаурядные способности и служат положительным примером для воспитании младшего поколения семьи. Прадедушка воевал и имел награды за военные заслуги. Дедушка же добросовестно трудился и за достигнутые успехи имеет награды за трудовые заслуги. Эти награды являются свидетельством их конкретных достижений и могут считаться семейными реликвиями. Однако, они являются предметами отличия отдельных членов семьи, т.е. не выражают собой проявление становления и жизни семьи в целом. Необходимо определить такой предмет семейной реликвии, который будут отражать связь всех членов семьи между собой и с семейными «корнями». Немаловажно, чтобы предмет семейной реликвии был связан с историей страны, ее культурой, что позволит семье определять себя и свою значимость в историческом процессе.

При общении с дедушкой и бабушкой выяснилось, что бабушка родилась в п. Огоревка, дедушка – в с. Березовка Тульской области. Интерес вызвало месторасположение с. Березовки: неподалеку от известного исторического места – Куликово поле. В этом месте в 1380 году произошло сражение дружины князя Дмитрий Донского с ордынским войском темника Мамая, в котором наши предки одержали победу. Из книги «Поле русской славы» [2], переданной дедушкой, была получена информация об этом событии. Из сети Интернет удалось узнать, что сейчас там находится музейный комплекс, посвящённый теме знаменитого сражения.

Это обстоятельство подтолкнуло к идее экспедиции на историческую родину дедушки в с. Березовка с одновременным посещением музейного комплекса на Куликовом поле с целью знакомства с семейными «корнями» и определения предмета для создания семейной реликвии. Совместно с родителями автором было принято решение посетить данное место на автомобиле ВАЗ-2109. Был рассчитан бюджет поездки и подобраны необходимые материалы для выполнения работы: фотоаппарат, мерительный и слесарный инструмент. Участниками поездки были определены: автор проекта, родители, дедушка и бабушка.

Автором проекта был составлен план экспедиции:

  1. Трансфер Брянск – Тульская область, Куркинский район, деревня Моховое (музейный комплекс «Куликово поле») – 6 часов.

  2. Пребывание и экскурсия по территории музейного комплекса «Куликово поле» – 6 часов.

  3. Трансфер до с. Березовка (место рождения и детства дедушки) – 1 час.

  4. Ночевка в с. Березовка.

  5. Исследование с. Березовка и окрестностей, общение с родственниками и местными жителями – 12 часов.

  6. Ночевка в с. Березовка.

  7. Трансфер с. Березовка – Брянск – 6 часов.

При участии автора была выполнен сбор необходимых материалов и провианта для экспедиции. Коллегиально со всеми участниками были оговорены цель и план поездки, определен ее временной период, назначен старт.

  1. Практический этап

На данном этапе автор принял участие в экспедиции на автомобиле ВАЗ-2109 в Тульскую область в район Куликова поля и с. Березовка. По прибытию в д. Моховое при посещении музейного комплекса были исследованы его объекты (приложения 5, 6, 7). На территории музея-заповедника находятся следующие достопримечательности и музеи: памятник-колонна Дмитрию Донскому, 1850 год, архитектора Александра Брюллова; храм-памятник Сергия Радонежского, 1917 год, архитектора Алексея Щусева; храм Рождества Пресвятой Богородицы, 1884 года, архитектора Александра Бочарникова; Музей Куликовской битвы, Детский музей-квест, Музейно-мемориальный комплекс героям Куликовской битвы в селе Монастырщино. По ходу посещения музейных объектов была приобреталась сувенирная продукция с целью анализа ее применения в работе над проектом. Экскурсии по музейному комплексу произвела на участников экспедиции огромное впечатление, автор проникся чувством гордости и уважения к истории Российского государства. Был сделан вывод о желательности связи семейных реликвий с таким историческом событием, как Куликовская битва.

По приезду в с. Березовка произошло знакомство с родственниками семьи и местными жителями. От них была получена дополнительная информация о генеалогическом древе семьи автора, заслушаны истории об образе жизни людей в селе в прошлом. Во время экскурсии по близлежащей местности были исследовано состояние дорог, лугов и реки Непрядва. Дороги в селе грунтовые и узкие, луга не выкашиваются, зарастают травой. Раньше на р. Непрядва работала мельница, было много рыбы, сейчас река обмелела и заросла травой, берега стали не проходимы. В последствии, по результатам посещения села дедушка написал стихотворение о своей малой родине (приложение 10).

Важное место в процессе ознакомления с исторической родиной дедушки было уделено сельской церкви. По информации из литературного источника, Храм Успения Божией Матери был построен в 1810 году помещиком-прихожанином, лейб-гвардии Преображенского полка сержантом Д.Н. Ляпуновым [5]. В настоящее время храм находится в полуразрушенном состоянии (приложение 8). От местных жителей была получена фотография церкви, сделанная в 60-х годах прошлого XX века, что позволило провести сравнение строения с прежним его состоянием (приложение 8а). Был сделан вывод, что причиной ее запустения и разрушения является приход советской власти в село в 20-х годах XX века.

В селе сохранился дом, в котором родился и жил дедушка автора. Родители дедушки строили дом из кирпича, который сами лепили из местной глины. В настоящее время в доме никто не живет, он постепенно разрушается (приложение 9). После его осмотра и консультаций с дедушкой было принято решение изъять из стены дома красный глиняный кирпич. Возникла идея переработать кирпич в сувенирную форму на память о посещении родительского дома дедушки. Данный предмет не представляет из себя материальной ценности, не является свидетельством каких-либо достижений и заслуг, но несет в себе символический смысл связи старейшего члена семьи с родителями, местом его рождения, началом жизни и ее продолжением через детей и внуков. Таким образом, после придания предмету эстетического вида его можно будет определять, как семейную реликвию для передачи последующим поколениям.

По приезду домой было проработано техническое решение для реализации сувенирной модели. С участием автора и родителей был определен состав изделия, его конструкция, нарисован эскиз поделки, подобраны материалы и инструмент для изготовления. Эскиз поделки представлен в приложении 1а.

При изготовлении сувенира при участии автора были проведены слесарные операции:

– разделение кирпича с помощью ножовочного полотна на несколько элементов размером 100×65×20 мм каждый,

– очистка и шлифовка поверхностей элементов кирпича с помощью шкурки шлифовальной,

– изготовление с помощью ножовочного полотна деревянной подставки – бруска размером 60×50×50 мм,

– скрепление элемента кирпича с деревянной подставкой с помощью эпоксидного клея;

– подгоночные операции с элементами изделия с помощью напильника;

– покрытие изделия лаком для дерева с помощью кисти.

Всего было изготовлено несколько подобных сувениров, которые были переданы младшим членам семьи – внукам, в том числе автору проекта.

После посещения родины дедушки автором проекта было предложено издать в типографии сборник стихов дедушки. Дедушка является поэтом-любителем и уже написал много стихов о своей семье и жизни. Автор проекта постоянно консультирует дедушку в его стихотворной работе. Сборник был издан с включением написанного на данный момент в нескольких экземплярах, которые были распространены среди близких и дальних родственников. С этого момента сборники стали считаться семейной реликвией.

Дедушка автора, Сафронов Николай Васильевич, занимает активную общественную позицию, постоянно участвует в жизни школы, приглашается классным руководителем автора для чтения учащимся лекций на тему труда, патриотизма и семейных ценностей, чем способствует их нравственному воспитанию.

3 Заключение

В результате реализации проекта была достигнута его цель – исследование истории семьи и создание семейной реликвии. Поставленные задачи были решены:

– определено содержание понятия «семейная реликвия»,

– собрана информация о предметах, хранящихся в семье, передающихся из поколения в поколение и имеющих для семьи историческую ценность,

– полученная информация проанализирована на предмет определения значимости описываемых событий в связи с историей и культурой России,

– определено назначение и организована экспедиция к семейным местам, хранящим информацию об истории семьи,

– исследованы исторические объекты семьи в связи с историей страны, определен предмет для создания семейной реликвии,

– создан проектный продукт – семейная реликвия.

При оценке имеющихся в семье реликвий ощущалась сложность их определения, скудность информации об их местонахождении и истории появления, установлено невнимательное отношение к их хранению. Все это подтвердило необходимость создания новых предметов семейных реликвий, способных пробудить интерес членов семьи к своей истории.

В ходе работы над проектом возникла проблема сбора полной информации об истории семьи, визуального восприятия ее истории через рассказы. Также ощущался недостаток идей для реализации продукта проекта. Данные проблемы были решены посредством сбора дополнительной информации в процессе экспедиции. Знакомство с историческим событием через посещение музейного комплекса способствовало появлению у участников экспедиции – членов семьи чувства сопричастности с историей страны. Таким образом возникла идея связать историю семьи с историей государства посредством соответствующего символа-реликвии.

По ходу работы над проектом была создана другая реликвия – сборник стихов дедушки, в котором нашли свое отражение члены семьи и их истории.

Передача семейных реликвий из поколения в поколение будет способствовать воспитанию подрастающего поколения, сплочению семьи, формированию у ее членов семейных ценностей.

От автора: Я горжусь своими родными и хочу продолжать семейные традиции. При более глубоком изучении истории семьи я узнала много нового о своих предках, прониклась чувством уважения к ним, стала бережнее относится к семейным реликвиям.

Список использованных источников и литературы

  1. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. − 4-е изд., доп. − Москва : Азбуковник, 2000. – 940 с.

  2. Поле русской славы: Под ред. и со вступит. Статьей проф. В.И. Буганова. – Тула: Приок. кн. изд-во, 1984. – 238 с.

  3. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940. (4 т.) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://enc.biblioclub.ru/Termin/1187910_RELIKVIYA (дата обращения: 13.11.2019).

  4. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201805070038.pdf. (дата обращения: 13.11.2019).

  5. Храмы Куликова поля. Книга Вторая: Богородицкий, Воловский, Кимовский, Куркинский и Узловский районы / Кусакин С.В. – Тула, 2014. – 395 с.

Приложения

Приложение 1.
Продукт проекта
(фото сувенирного изделия)

Приложение 1а.
Эскиз сувенирного изделия

Приложение 2.
Продукт проекта

(Сборник стихов Заметки о прошлом и настоящем. – Брянск: ООО «Типография ВОГ», 2024. – 50 с.)

Приложение 3.
Семейные реликвии: награды прадедушки Сафронова В.П.

Приложение 4.

Семейные реликвии: награды дедушки Сафронова Н.В.

Приложение 5.
Семейное фото у памятника-колонны Дмитрию Донскому

Приложение 6.
Фото автора у памятной плиты Куликовской битвы

Приложение 7.
Фото автора у храма Сергия Радонежского

Приложение 8.
Церковь Успения Божией Матери

(фото 2024 года)

Приложение 8а.
Церковь Успения Божией Матери

(фото 60-х годов XX века)

Приложение 9.
Родительский дом дедушки в с. Березовка (фото 2024 года)

Приложение 10

Стихотворение «Березовка»

Вблизи у поля Куликова

Среди холмов, полей,

Стоит село – частица Родины моей,

Березовка – село.

Оно моими прадедами названо.

Оно красиво – прямая стать.

Домов, селян раньше было

Не сосчитать.

Сейчас – не то село.

Оно государством разорено.

Среди села – могучий храм:

Он древний и седой,

Привлекателен своею красотой.

В Березовке течет малая, глубокая река,

Которая была непроходима

Для монгола-чужака!

И в том далеком 1380 году

Русские поставили точку на Непрядве и Дону.

Березовка родная!

Здесь зародилась правда,

Победа наша началась

Здесь на реке Непрядве

Россия родилась!

Просмотров работы: 59