Образ царя Бориса Годунова в историческом, литературном и музыкальном аспектах

XXIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Образ царя Бориса Годунова в историческом, литературном и музыкальном аспектах

Вольвич П.Р. 1Плотникова Е.А. 1
1МАОУ ДО Центр детского творчества и искусств "Родник" г. Краснодар
Рыбалко Е.Е. 1
1МАОУ ДО ЦДТиИ "Родник"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Царь Борис Годунов – значимая фигура, оказавшая огромное влияние на ход истории российского государства. На уроках истории, изучая тему правления Бориса Годунова, мы узнали, что он сделал многое на пользу государства. Однако, несмотря на все его заслуги, в сознании большинства Борис Годунов в первую очередь ассоциируется с царём-убийцей, при этом все его заслуги нивелируются. «Почему же так произошло?» - этот вопрос стал основой для нашей работы.

Однозначную характеристику царю Борису Годунову дать сложно, поскольку его личность весьма противоречива. С одной стороны, это был умный и дальновидный правитель, но с другой стороны, все его благородные помыслы и деяния были, вероятно, результатом удовлетворения собственных тщеславных помыслов. По мнению ряда историков, именно чрезмерное желание взойти на российский престол сподвигло Бориса Годунова на убийство законного наследника – сына Ивана Грозного царевича Димитрия. Однако достоверность этой версии до сих пор не доказана, и вопрос причастности Б. Годунова к убийству царевича Димитрия на сегодняшний день по-прежнему открыт.

Так почему же при всех значимых достижениях Бориса Годунова в сознании многих людей он ассоциируется исключительно как убийца? Данное противоречиелегло в основу настоящего исследования.

На занятиях по музыкальной литературе, изучая оперу М.П.Мусоргского, нас удивило, что композитор причастность к убийству не рассматривает как одну из версий. В опере указывается на совершенное преступление весьма однозначно. Поскольку опера написана по одноименной драме А.С. Пушкина, а тот, в свою очередь опирался на «Историю государства Российского» Н.М. Карамзина, мы решили выяснить, откуда появилась подобное обвинение.

Рассмотрение образа царя Бориса Годунова в историческом, литературном, и музыкальных аспектах обуславливает новизну нашей работы. Разностороннее представление личности этого правителя, включающее и аспекты его политической деятельности, и психологический портрет, объясняющий мотивы его действий и поступков, позволит составить о нем целостное представление. Это является актуальностью данной работы.

Объект исследования - фигура царя Бориса Годунова. Предмет исследования – интерпретированная версия его образа у А.С. Пушкина и М.П. Мусоргского. Гипотезой данного исследования выступило предположение, что А.С. Пушкин сделал акцент на морально-нравственной стороне личности царя для усиления степени эмоционального воздействия на читателя, оставив его заслуги «за кадром». М.П. Мусоргский, воплотив в музыке созданный А.С. Пушкиным образ, закрепил в общественном сознании данную версию.

Цель - изучить период правления Бориса Годунова и сравнить его личность с образами, созданными А.С. Пушкиным и М.П. Мусоргским.

Задачи:

1.Изучить исторические сведения и факты о Борисе Годунове;

2.Изучить период правления Б. Годунова, представленный в «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина;

3.Рассмотреть образ царя Бориса Годунова в драме А.С. Пушкина;

4.Рассмотреть образ царя Бориса Годунова в опере М.П. Мусоргского.

Методы исследования: методы теоретического анализа, сравнения, обобщения; методы системного подхода, классификации.

ГЛАВА 1. Правление царя Бориса Годунова: исторический обзор

    1. Борис Годунов: исторические сведения и факты

Борис Годунов (12 августа 1552 г. – 23 апреля 1605 г.) – первый избранный государь Русского царства, вокруг имени которого по сей день ведутся дискуссии. Ряд исследователей причисляет его к двуличным и способным на коварство правителям. Другие – наоборот, считают, что он инициировал прогрессивные реформы, которые, как он планировал, должны были пойти на пользу государству. Он был боярином Ивана Грозного и советником его сына Федора. Право наследования престола по крови отсутствовало, он приходился шурином законного наследника (сестра Бориса Годунова являлась женой Федора Ивановича).

Историки по-разному характеризуют Бориса Годунова. Так, Н.И.Костомаров пишет, что «Борис не был человек злой, делать другим зло для него не составляло удовольствия, ни казни, ни крови не любил он. Борис даже склонен делать добро, но это был человек из тех недурных людей, которым всегда своя сорочка к телу ближе и которые добры до тех пор, пока можно делать добро без ущерба для себя; при малейшей опасности они думают уже только о себе и не останавливаются ни перед каким злом» [7].

По версии В.О. Ключевского «Борис принадлежал к числу тех злосчастных людей, которые и привлекали к себе, и отталкивали от себя,- привлекали видимыми качествами ума и таланта, отталкивали незримыми, но чуемыми недостатками сердца и совести. Он умел вызывать удивление и признательность, но никому не внушал доверия; его подозревали в двуличии и коварстве и считали на все способным» [6].

С.Ф. Платонов считает, что Борис Годунов «мягкий, любезный, склонный к привету и ласке в личном обращении, «светлодушный». Борис был чуток к добру и злу, к правде и лжи; он не любил насильников и взяточников, как не любил пьяниц и развратников. Он отличался личной щедростью и «нищелюбием» и охотно приходил на помощь бедным и обездоленным. Соединяя с большим умом административный талант и житейскую хитрость, Борис сумел внести в жизнь дворца и в правительственную практику совершенно иной тон и новые приемы. Вместо обычных от царя Ивана Васильевича «грозы» и «казни», от царя Федора и «доброго правителя» Бориса народ видел «правосудие» и «строение». Но от «светлодушия» и доброты Бориса было бы ошибочно заключать к его правительственной слабости. Власть он держал твердою рукою и умел показать ее не хуже Грозного, когда видел в этом надобность. Только Грозный не умел обходиться без плахи и веревки, а Борис никогда не торопился с ними» [10].

В 1598 году Борис Годунов, согласно решению Земского собора, стал полноправным правителем государства, поскольку после смерти сына Ивана Грозного, не осталось законных наследников. Первый период его правления был преисполнен самых высоких устремлений: «он первым из русских государей попытался приобщить Россию к достижениям европейской цивилизации» [9]. В целом он вел достаточно мудрую политику для развития государства и внедрил много прогрессивных начинаний.

В 1601 начинается «чёрная полоса» правления: неурожайный период в сельском хозяйстве на протяжении трех лет привел к голодомору. Летописец Келарь Палицын так описывает этот период: «Люди сделались хуже зверей и пожирали друг друга. Путешественники боялись хозяев, и гостиницы стали вертепами душегубства: давили, резали сонных для ужасной пищи! Мясо человеческое продавалось в пирогах на рынках! Матери глодали трупы своих младенцев!.. Гибло множество в неизъяснимых муках голода. Везде шатались полумертвые, падали, издыхали на площадях. Москва заразилась бы смрадом гниющих тел» [5]. Простолюдины считали, что это «кара Божья, что царствование Бориса не законно и поэтому не благословляется Богом» [12]. Последовавшая за тем эпидемия чумы, формирование разбойничьих группировок лишь усугубило положение царя: отношение к нему в народе было крайне отрицательным. Люди обвиняли Бориса Годунова в убийстве законного наследника – царевича Дмитрия. В этом они и видели первопричину своих страданий.

По стране начинают распространяться слухи: царевич Дмитрий жив и находится в Польше. Этим «спасшимся царевичем» на самом деле являлся галицкий дворянин Григорий Отрепьев, вошедший в историю как Лжедмитрий I. Заручившись поддержкой польского дворянства, Лжедмитрий собирает войско и движется к Москве; в 1605 году он пересекает границу России. В этот момент по неустановленным причинам Борис Годунов умирает. На этом заканчивается правление первого избранного русского царя [2]. Большинство историков склоняется к мнению, «что правление Бориса Годунова оценивается в целом исключительно с отрицательной стороны» [1]. Однако если посмотреть на реформы Бориса Годунова, изучить его внутреннюю и внешнюю политику, то становится понятно, что не все начинания первого избранного русского царя были отрицательными. Напротив, становится ясно, что «те реформы, которые затевал Борис Годунов во время своего правления, были направлены на укрепление государства Российского, и их даже можно признать весьма перспективными и сравнить с реформами Петра Первого» [1].

За годы своего правления Борис Годунов добился следующего:

- сближение России с Западом и приглашение иноземцев на службу;

- заключение мира с Польшей, возврат к позициям у Финского залива, отторгнутым в итоге русско-шведской войны;

- налаживание внешних связей с такими государствами, как Литва, Швеция и Дания, Англия, Константинополь, Персия, Рим, Флоренция;

- в 1598 Борис Годунов навсегда присоединил земли Сибири к составу России;

- Б. Годунову удалось вернуть города, потерянные в Ливонскую войну;

- им основано несколько новых городов, которые значительно обезопасили границы России;

- «Он первый из русских государей попытался приобщить Россию к достижениям европейской цивилизации (много строил, одним из замыслов построить собор «Святая святых» - как зримый символ Святой Руси, как главный храм Москвы, России, а, может быть и всего православного мира» [9];

- широкое развитие строительства (среди прочего строил типографии и развивал книгопечатание);

- издал указ о «заповедных летах», запрещающий выход крестьян (отмена «Юрьева дня» - день, когда крестьяне имели право на переход от одного помещика к другому). Но позже временно восстановил, чтобы укрепить свои позиции как правителя. Но народ не воспринял это положительно, «по стране прокатились народные бунты»;

- издал указ о «урочных летах», по которому беглые крестьяне подлежали розыску и возврату владельцу в течение 5 лет;

- образование стрелецкого приказа;

- укрепление крепостного права, в котором Борис Годунов видел выход из хозяйственного кризиса;

- долгожданное учреждение патриаршества, что укрепило положение России и дало возможность отделиться Русской православной церкви от Византийской патриархии. Годунов способствовал назначению патриархом в России митрополита Иова;

- именно при Борисе в честь московского блаженного Василия была пристроена церковь к Храму Покрова на Рву;

- искоренение грубых пороков (пьянство): издал приказ о запрете спиртного.

Личность царя Бориса Годунова представляет собой весьма разноплановый и неоднозначный портрет. С одной стороны, он был заботливым правителем. Об этом свидетельствует факт, что в тяжелый для страны период, когда был голод, и погибло до трети русского населения, Годунов раздавал всю свою казну и хлеб нуждающимся и беднякам, стремясь улучшить положение страны. Царь не жалел денег для помощи московскому люду.

Также очень много сведений о том, что Б. Годунов был хорошим отцом, который безмерно любил своего сына. Он много уделял ему внимания, занимался его образованием, тем самым, готовя к царствованию.

Однако историк Н.М. Карамзин отмечает, что Борис Годунов был достаточно хитер и коварен. Он называет Годунова «величайшим стратегом» и великолепным оратором, поскольку, когда дело дошло до одобрения Годунова в качестве царя - Москва была за него. За всю историю России к тому времени это был первый случай, когда престол доставался не Рюриковичам. Разумеется, что никаких правил или традиций по избранию нового царя не существовало. Поэтому новый кандидат хотел выставить свое избрание как можно более законно. Выборы происходили следующим образом: Патриарх Иов предложил избрать Бориса на престол. Собор проголосовал «за». Затем, Крестный ход во главе с Иовом направился в Новодевичий монастырь, где находился Годунов вместе с сестрой. От предложенного венца он отказался. 20 февраля Крестный ход с иконой Владимирской Богоматери вновь вышел из Успенского собора в Кремле и отправился к Новодевичьему монастырю. При этом патриарх заявил, что если Годунов не примет корону, то его отлучат от церкви, сам патриарх и все епископы сложат сан, а во всех церквях прекратятся богослужения. После чего Борис Годунов дал свое согласие. По некоторым данным считается, что многочисленные рыдающие женщины с детьми, которые играли роли в выборах Годунова на престол, были им проплачены. Впрочем, как утверждают источники, все эти сведения были получены от недоброжелателей Бориса. Исходя из этой точки зрения, царя Бориса можно назвать первым российским политиком, который добился успеха благодаря «пиар – технологиям»: прекрасные ораторские данные и стратегическое мышление позволило ему добиться своей цели1. Интересно, что при этом Годунов не имел достаточного хорошего образования, по некоторым оценкам был просто безграмотным.

Кроме того, до сих пор историки спорят о причастности Бориса Годунова к смерти сына Ивана Грозного – царевича Димитрия (а по некоторым источникам и к смерти самого Ивана Грозного). Самой распространённой версией является следующая: царевич Димитрий со своей матерью Марией Нагой жил в городе Угличе на Волге. В 1591 году он умирает при весьма странных обстоятельствах. Официально объявили, что во время игры мальчик наткнулся на ножичек и сам себя заколол. Борис Годунов, разумеется, организовал следствие по смерти царевича. Туда вошли Богдан Бельский и Василий Шуйский. Следствие подтвердило, что смерть мальчика была случайной. Но, несмотря на это, в народе продолжали ходить слухи о причастности Годунова к смерти законного наследника.

Впрочем, став царем, Борис Годунов укоренить в сознании подданных мысль о законности своих прав на престол так и не смог. Из-за этого он чувствовал предубеждение боярской думы и старался на все ответственные посты назначать родственников. Борис редко показывался на людях. Во время царских трапез обязательно должны присутствовать врачи, потому что царь очень опасался отравления. Также он был очень суеверным, и постоянно советовался с астрологами. Вероятно, одним из самых больших страхов Б.Годунова был страх потери власти и поэтому он озаботился тем, чтобы пересечь всевозможные ветви родового дерева законных претендентов на престол. Ему постоянно чудились враги и недоброжелатели, лишь только в кругу семьи он мог чувствовать тепло и спокойствие.

К тому же, опираясь на официальные данные, можно сказать, что царь Борис явно страдал манией величия, поскольку при жизни провозгласил себя «Защитником Отечества» после похода на хана Казы-Гирея, а еще приказал построить «самый большой собор, колокольню и отлить самый большой колокол, чтобы сравниться с царем Соломоном» [5].

Много споров у историков по сей день вызывает смерть Бориса Годунова, поскольку точную причину до сих пор не удалось определить. Существует множество предположений, таких, как отравление, длительная болезнь, самоубийство и даже подагра. И все же большинство исторических версий склоняются, что причиной смерти царя стал апоплексический удар (инсульт). Согласно историческим данным смерть царя пришла неожиданно: «13 апреля 1605 года Борис Годунов был очень подвижным и энергичным, много и с аппетитом ел, шутил. Потом даже поднялся на вышку, с которой можно было увидеть всю Москву, а спустившись, пожаловался на плохое самочувствие. Когда к Борису Годунову пришёл врач, ему стало ещё хуже, из носа и ушей пошла кровь и царь скончался» [2].

После смерти Бориса царем стал его сын Федор. Он был образованным юношей 16-ти лет. Молодой царевич не получил поддержки правительства. Удержать власть династия Годуновых не смогла: Федора Борисовича, его мать, и сестру Ксению приспешники Лжедмитрия взяли под стражу, а когда он въехал в Москву, то отдал приказ их убить. Народу сообщилось, что семья Бориса покончила жизнь самоубийством. Их тела были похоронены в общей могиле у ворот Варсонофьевского монастыря Лубянке.

1.2. Царствование Б. Годунова в «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина.

Историк Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского»дает очень меткую характеристику правителю: «Он не был, но бывал тираном». Он считал, что Борис Годунов был величайшим стратегом, который направлял все свои силы на достижение поставленных целей. Об этом свидетельствует следующее высказывание: «Сей муж знамениты величественною красотою, повелительным видом, смыслом быстрым и глубоким, сладкоречием обольстительным превосходя всех вельмож, не имел только добродетели; хотел, умел благотворить, но единственно из любви к славе и власти; видел в добродетели не цель, а средство к достижению цели: если бы родился на престоле, то заслужил бы имя одного из лучших венценосцев в мире. Но, рожденный подданным, с необузданною страстью к господству, не мог одолеть искушений там, где зло казалось для него выгодою, и проклятие веков заглушает в истории добрую славу Борисову» [5].

Историк неоднократно отмечает маниакальное желание Годунова возвеличиться. Ярким примером может послужить поход на хана Казы-Гирея, который фактически не состоялся, потому что военных действий как таковых не было («вместо тучи врагов явились мирные Послы Казы-Гиреевы»). Н.М.Карамзин так описывает данное событие: «Дворяне, Дети Боярские выехали в поле на лучших конях, в лучших доспехах, со всеми слугами, годными для ратного дела, к живейшему удовольствию Царя, который не знал меры в изъявлениях милости: ежедневно смотрел полки и дружины, приветствовал начальников и рядовых, угощал обедами, и всякий раз не менее десяти тысяч людей, на серебряных блюдах, под шатрами. Сии истинно Царские угощения продолжались шесть недель: ибо слухи о неприятеле вдруг замолкли; <…> и стражи, нигде не видя пыли, нигде не слыша конского топота, дремали в безмолвии степей. Ложные ли слухи обманули Бориса, или он притворным легковерием обманул Россию, чтобы явить себя Царем не только Москвы, но и всего воинства, воспламенить любовь его к новому Самодержцу» [5].

Но при этом Борис Годунов выставил данный поход как величайшую победу. Его возвращение в Москву очень эффектным: «вся Москва встретила его, как некогда Иоанна, завоевателя Казани, и Патриарх в приветственной речи сказал ему: «Богом избранный, Богом возлюбленный, великий Самодержец! Мы видим славу твою: ты благодаришь Всевышнего! Благодарим Его вместе с тобою; но радуйся же и веселися с нами, совершив подвиг бессмертный! Государство, жизнь и достояние людей целы; а лютый враг, преклонив колена, молит о мире!»» [5].

Венчание Бориса Годунова на Царство тоже было очень пышным и эффектным. Историк пишет, что: «Борис венчался на Царство, еще пышнее и торжественнее Феодора, ибо приял утварь Мономахову из рук Вселенского Патриарха» [5].

Интересным фактом является и то, что во время своего правления Годунов приказал заменить обычную молитву о Государе и Государстве на особенную, в которой вся Русь просила о его благополучии: «Слуги Божия, Царя Всевышним избранного и превознесенного, Самодержца всей Восточной страны и Северной; чтобы все иные властители пред ним уклонялись и рабски служили ему, величая имя его от моря до моря и до конца вселенныя; чтобы Россияне всегда с умилением славили Бога за такого Монарха, коего ум есть пучина мудрости, а сердце исполнено любви и долготерпения; чтобы все земли трепетали меча нашего, а земля Русская непрестанно высилась и расширялась; чтобы юные, цветущие ветви Борисова Дому возрасли благословением Небесным и непрерывно осенили оную до скончания веков!» [5].

Историк не уменьшает заслуг Бориса Годунова, отмечая, что он был правителем, который старался решить все военные конфликты (где это возможно) мирным путём: «Мы везде хотели мира или приобретений без войны, готовясь единственно к оборонительной». Также Н.М. Карамзин подчеркивает, что «из всех древнейших Венценосцев России Борис Годунов превзошёл всех в любви к гражданскому образованию» [5]. Царь строил школы и университеты, чтобы учить свой народ европейским языкам и наукам. Для этого он в 1600 году приказал немцу Иоанну Крамеру найти и привезти профессоров и докторов из Германии.

Историк пишет, что первые два года царствования Бориса Годунова казались лучшим временем в России с XV века. Страна была на высшей степени своего могущества. Борис Годунов описан, как мудрый правитель, который поддерживает безопасность внешних границ, а внутри страны правит по обетам царского Венчания: «все были обласканы: простой народ, купечество, дворяне, духовенство. Все государственные состояния могли быть довольны за себя и еще довольнее за отечество, видя, как Борис в Европе и в Азии возвеличил имя России без кровопролития и без тягостного напряжения» [5].

Однако при этом тут же косвенно указывает на причастность царя к убийству законного наследника: «и так не удивительно, что Россия, по сказанию современников, любила своего Венценосца, желая забыть убиение Димитрия или сомневаясь в оном!» [5].

Ставит Н.М. Карамзин и риторические вопросы о том, терзали ли царя муки совести о совершенном преступлении: «достигнув цели, возникнув из ничтожности рабской до высоты Самодержца усилиями неутомимыми, хитростию неусыпною, коварством, происками, злодейством, наслаждался ли Годунов в полной мере своим величием, коего алкала душа его - величием, купленным столь дорогой ценою? Наслаждался ли и чистейшим удовольствием души, благотворя подданным и тем заслуживая любовь отечества?» [5]. Вероятно, что нет. Если царя и терзали мысли, то, скорее всего, они были связаны не с убийством Димитрия, а со страхом потерять власть. По данным из «Истории государства Российского» Годунов не только истребил род Романовых, но и запретил жениться Князьям Мстиславскому и Василию Шуйскому как возможным претендентам на престол. Борис Годунов старался избавиться от всех, кто мог его свергнуть.

Историк отмечает, что страх потерять власть был настольно велик, что царь начал замыкаться в себе: «Венценосец знал свою тайну и не имел утешения верить любви народной; благотворя России, скоро начал удаляться от Россиян; отменил устав времен древних: не хотел, в известные дни и часы, выходить к народу, выслушивать его жалобы и собственными руками принимать челобитные; являлся редко и только в пышности недоступной» [5].

В дальнейшем описании Н.М. Карамзин уже явно обвиняет царя в смерти царевича Димитрия: «То есть, святое действие души человеческой, ее таинственное сношение с Небом, Борис дерзнул осквернить своим тщеславием и лицемерием, заставив народ свидетельствовать пред Оком Всевидящим о добродетелях убийцы, губителя и хищника!» [5].

Следующим образом Н.М. Карамзин описывает смерть Бориса Годунова: «13 Апреля 1605 года Борис Годунов обедал со знатными иноземцами в золотой палате и, едва встав из-за стола, почувствовал дурноту: кровь хлынула у него из носу, ушей и рта; лилась рекою: врачи… не могли остановить ее. Он терял память, но успел благословить сына на Государство Российское» [5]. Историк подчеркивает, что Россия, лишенная умного правителя, стала добычей злодеев на многие годы. Однако указывает, что «имя Годунова, одного из разумнейших властителей в мире, в течение столетий было и будет произносимо с омерзением, во славу нравственного неуклонного правосудия»2 [5].

Личность Бориса Годунова тесно связана с другой исторической персоной – Григорием Отрепьевым. Н.М. Карамзин дает о нем много интересных сведений: перейдя литовскую границу, Григорий Отрепьев поступает на службу к князю Адаму Вишневецкому. Тут Самозванец приступает к делу «и если искал он надежного, лучшего пособника в предприятии равно дерзком и нелепом, то не обманулся в выборе: ибо Вишневецкий, сильный при дворе и в Государственной думе многочисленными друзьями и прислужниками, соединял в себе надменность с умом слабым и легковерием младенца» [5].

Став новым слугой знаменитого пана, Григорий вел себя скромно, избегал всяких низких забав, «участвуя только в воинских, показывая свою отменную ловкость». Имея незаурядную внешность: средний рост, широкую грудь, рыжие волосы, круглое бледное лицо, которое было совсем не привлекательным, голубые тусклые глаза, широкий нос, бородавку под правым глазом, также на лбу, и одну руку короче другой Отрепьев «заменял эту выгоду острым умом, красноречием и благородной осанкой» [5].

Заслужив внимание и доверие господина, хитрый лжец притворился больным, и потребовал Духовника. Диалог между ними был следующий: «Умираю. Предай мое тело земле с честию, как хоронят детей Царских. Не объявлю своей тайны до гроба; когда же закрою глаза навеки, ты найдешь у меня под ложем свиток, и все узнаешь; но другим не сказывай. Бог судил мне умереть в злосчастии» [5]. Духовник же поспешил осведомить князя об услышанной тайне. Вишневецкий приказал обыскать постель мнимоумирающего и нашел бумагу, которая была изготовлена Отрепьевым заранее. Содержание послания было следующим: «слуга его есть Царевич Димитрий, спасенный от убиения своим верным медиком, и что злодеи, присланные в Углич, убили одного сына Иерейского вместо Димитрия» [5].

Далее коварный план Самозванца реализовался наилучшим образом: об его «царском происхождении» стало известно королю Сигизмунду и его допустили ко двору. Историк пишет, что 25 мая 1604 Самозванец дает расписку о том, что:

- он выбрал себе будущую жену Марину Мнишек, но откладывает бракосочетание до своего восшествия на престол;

- выдает ей немедленно миллион золотых (1350000 серебряных рублей) «на уплату его долгов и на ее путешествие до Москвы, сверх драгоценностей, которые пришлем ей из нашей казны Московской» [5];

- отдает Марине Мнишек два великих государства Новгород и Псков в самовластное правление, разрешает ей строить там монастыри и церкви Латинской веры, которую позже планирует распространить на все государство Московское.

Если расписка не будет исполнена в течение года, то Марина может развестись или ожидать еще один год. После этого Лжедмитрий второй распиской отдает отцу Марины Мнишек владение Княжеством Смоленским и Северским, кроме некоторых уездов, подаренных им Королю Сигизмунду «в залог вечного, ненарушимого мира между ею и Московскою державою...». Историк резюмирует что «так беглый Диакон, чудесное орудие гнева Небесного, под именем Царя Российского готовился предать Россию, с ее величием и православием, в добычу Иезуитам и Ляхам!» [5].

Чтобы наверняка заручится поддержкой Литвы, Самозванец тайно принимает другую веру, и шляхта начинает собирать войско для похода на Москву. Однако это трудно назвать полноценной армией, поскольку «стремились туда бродяги, голодные и полунагие, требуя оружия не для победы, но для грабежа, или жалованья» [5]. Войско Лжедмитрия состояло примерно из 1500 человек.

Успех данного похода во многом был связан с недовольством внутри России династией Годуновых. Поэтому в условиях политического раздора авантюра, затеянная Григорием Отрепьевым, увенчалась успехом. Однако его правление было недолгим: в результате заговора он был жестоко убит.

ГЛАВА 2. Образ царя Бориса Годунова в литературном и музыкальном воплощении

2.1. Образ царя Бориса Годунова в драме А.С. Пушкина

А. С. Пушкин начал писать драму «Борис Годунов» в 1824 году, находясь в Михайловской ссылке. Огромное влияние на создание произведения оказала прочтенная поэтом «История государства Российского» Н. М. Карамзина. Однако, опираясь на данный текст, А.С.Пушкин стремился передать следующую идею: главным вершителем исторических событий является народ.

Произведение поэт писал с перерывами и закончил 7 ноября 1825 года. В рукописном виде поэма была озаглавлена как: «Комедия о царе Борисе и Гришке Отрепьеве». Также имелось ещё несколько вариантов названия [4].

Осенью 1826 года в Москве поэт читает произведение своим друзьям. Узнав об этих чтениях, начальник Третьего отделения органа политического сыска и цензуры, А.Х. Бенкендорф потребовал от А.С. Пушкина рукопись «Бориса Годунова» для проверки. Спустя время о «Борисе Годунове» узнает сам Николай I, известный своей строгостью к новопечатанным произведениям. Прочитав драму, император не одобрил произведение, поэтому оно не было опубликовано в полной версии, а только отрывками.

Через четыре года А.С. Пушкин снова просит у А. Х. Бенкендорфа разрешения на публикацию поэмы. После ряда серьезных изменений (многие сцены были переработаны, а одну и вовсе вырезали) поэт, наконец, получает разрешение на издательство своей исторической трагедии. Целиком историческая драма «Борис Годунов» вышла в 1830 году. А. С. Пушкин посвятил книгу историку Н.М. Карамзину [4].

Однако исторические данные о правлении царя Бориса Годунова А.С.Пушкин отразил в своей интерпретации. На первый план у поэта выступает идея возмездия за совершенное преступление.

Претерпевают изменений ряд значимых событий. Например, сцена избрания Бориса на престол у А.С. Пушкина показана следующим образом: на площади собрался народ, который просит Годунова принять правление страной. Но люди мало понимают, что на самом деле происходит:

«Все плачут,

Заплачем, брат, и мы.

Другой

Я силюсь, брат,

Да не могу.

Первый

Я также. Нет ли луку?

Потрем глаза.

Второй

Нет, я слюнёй помажу.

Что там еще?»

Таким образом, поэт подчеркивает коварство и хитрость правителя.

Также А.С. Пушкин указывает, что еще при правлении Федора Ивановича (сына Ивана Грозного), Борис был очень близок к царю и фактически выполнял роль руководителя: «Но царь на все глядел очами Годунова, Всему внимал ушами Годунова».

В характеристике Б. Годунова поэт раскрывает следующие черты его личности:

Притворство и коварство

Шуйский:

«Чем кончится? Узнать не мудрено:

Народ еще повоет да поплачет,

Борис еще поморщится немного,

Что пьяница пред чаркою вина,

И наконец по милости своей

Принять венец смиренно согласится;

А там — а там он будет нами править

По-прежнему.»

Готовность пойти на все ради своей цели

Воротынский

«Ужасное злодейство! Слушай, верно

Губителя раскаянье тревожит:

Конечно, кровь невинного младенца

Ему ступить мешает на престол.

Шуйский

Перешагнет; Борис не так-то робок!

Какая честь для нас, для всей Руси!

Вчерашний раб, татарин, зять Малюты,

Зять палача и сам в душе палач,

Возьмет венец и бармы Мономаха...»

Жестокость и безжалостность

«…он правит нами,

Как царь Иван (не к ночи будь помянут).

Что пользы в том, что явных казней нет,

***

А там меня ж сослали б в заточенье,

Да в добрый час, как дядю моего,

В глухой тюрьме тихонько б задавили.

***

Уверены ль мы в бедной жизни нашей?

Нас каждый день опала ожидает,

Тюрьма, Сибирь, клобук иль кандалы,

А там — в глуши голодна смерть иль петля…»

Авторитарность

«Да трудно нам тягаться с Годуновым <…>; а он умел и страхом, и любовью, и славою народ очаровать».

Важным моментом в характеристике Бориса является монолог, в котором царь сетует, что народ его не принимает, не любит («Я им сыскал работы — они ж меня, беснуясь, проклинали!..») и обвиняет во всех злодеяниях, даже тех, которые он не совершал: «Как буря, смерть уносит жениха...И тут молва лукаво нарекает Виновником дочернего вдовства Меня, меня, несчастного отца!..; «Кто ни умрет, я всех убийца тайный» …; «Николку маленькие дети обижают... Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича». При этом поэт подчеркивает, что главной причиной переживаний царя выступает не столько моральная основа его поступков, сколько испорченная репутация и страх потерять власть.

Но в тоже время А.С. Пушкин в своей драме раскрывает не только отрицательные черты Бориса Годунова. Он показан и с положительной стороны, например, как прекрасный семьянин. Его дети – отдушина в жизни царя. Он искренне любит и трепетно относится к дочери Ксении и сыну Федору, помогает им в трудных жизненных ситуациях. Наставляя на путь истинный сына, Борис Годунов говорит ему следующее:

«В семье своей будь завсегда главою;

Мать почитай, но властвуй сам собою.

Ты муж и царь; люби свою сестру,

Ты ей один хранитель остаешься.»

Перед смертью он даже признается сыну: «…Чувствую, мой сын, ты мне дороже душевного спасенья».

А.С. Пушкин изображает Годунова не только хорошим отцом для родных детей, но и хорошим правителем русского народа. Восходя на престол, он говорил боярам, что принимает «власть великую со страхом и смиреньем», обещая быть праведным и честным. И в этот момент Борис не лгал, не лицемерил и не лукавил. Его искренним желанием было сделать из России процветающее государство.

Сцену смерти А.С. Пушкин изображает по Н.М. Карамзину: царь, встречая иноземных гостей, внезапно: «на троне он сидел и вдруг упал — Кровь хлынула из уст и из ушей».

Несмотря на то, что характеристика царя Бориса Годунова в драме А.С.Пушкина представлена широко и разнообразно (поэт показывает его и как преступного царя, пришедшего к власти нечестным путем, и как заботливого правителя, радеющего за свое государство) основной акцент автор делает на обличении человеческих пороков. Главной идеей поэмы выступает предположение, что именно маниакальное желание стать законным правителем довели Годунова до преступления, навсегда изменив его жизнь. Возможно, именно поэтому возмездием в этой драме выступило столь жестокое свержение семьи Бориса: убийство царских детей Лжедмитрием, как когда-то сам Борис Годунов убил царевича Димитрия. Как говорится - «око за око, зуб за зуб».

Несколько иначе у А.С. Пушкина представлен и образ Лжедмитрия. В отличие от исторического прототипа, в драме этот персонаж изображен как удачливый авантюрист («бродяга безымянный, мог ослепить чудесно два народа»), но при этом человек завистливый («а я от отроческих лет по келиям скитаюсь, бедный инок! Зачем и мне не тешиться в боях, не пировать за царскою трапезой?»), подлый и поверхностный.

Чувство неприязни и даже отвращения появляется у читателя, когда Самозванец, влюбившись в польскую княжну Марину Мнишек готов на все ради внимания прекрасной панночки. А.С. Пушкин в характеристике Гришки Отрепьева акцентирует внимание, что этим человеком руководят эмоции, а не разум. В порыве страсти Самозванец признается Марине, что он не тот, за кого себя выдает:

«Всю истину; так знай же: твой Димитрий

Давно погиб, зарыт — и не воскреснет;

А хочешь ли ты знать, кто я таков?

Изволь, скажу: я бедный черноризец;

Монашеской неволею скучая,

Под клобуком, свой замысел отважный

Обдумал я, готовил миру чудо —

И наконец из келии бежал

К украинцам, в их буйные курени,

Владеть конем и саблей научился;

Явился к вам; Димитрием назвался

И поляков безмозглых обманул».

При этом он готов отказаться от своего замысла ради любви:

«Твоя любовь... что без нее мне жизнь,

И славы блеск, и русская держава?

В глухой степи, в землянке бедной — ты,

Ты заменишь мне царскую корону»

Но узнав, что Мариной Мнишек руководят исключительно корыстные помыслы, не брезгует подачками:

«Веди полки скорее на Москву —

Очисти Кремль, садись на трон московский,

Тогда за мной шли брачного посла;

Но — слышит бог — пока твоя нога

Не оперлась на тронные ступени,

Пока тобой не свержен Годунов,

Любви речей не буду слушать я»

И чтобы добиться ее расположения решает реализовать свой коварный план до конца.

2.2. Образ царя Бориса Годунова в опере М.П. Мусоргского

Неувядаемое творение великого русского композитора М. П. Мусоргского – опера «Борис Годунов» - относится к шедеврам мирового музыкального искусства. Автор назвал свою оперу народной музыкальной драмой. Этим он хотел подчеркнуть общественно-важный смысл «Бориса Годунова», где главным героем является народ: «Я разумею народ как великую личность, одушевленную единою идеею,- говорил М.П.Мусоргский. – Это моя задача. Я попытался разрешить её в опере» [3].

В опере «Борис Годунов» показан период XVI-XVII веков, период тяжелого для России Смутного времени. В своем произведении М.П.Мусоргский стремился не только отразить жизнь целого народа того времени, но и задать вопросы, волнующие в современности. «Прошлое в настоящем – вот моя задача», - говорил автор.

М. П. Мусоргский начал работать над оперой в 1868 году, за основу он использовал тексты А. С. Пушкина и Н. М. Карамзина. Работа над оперой шла долго. Вначале М.П. Мусоргский тщательно продумывал все в голове, затем представлял отрывки знакомым, словно «обкатывая» детали и лишь потом записывал ноты. Партию для оркестра писал позже [8].

Начав писать оперу в конце 1868 г., М.П. Мусоргский завершает её через год и в 1870 сдает готовую партитуру на проверку Дирекции императорских театров. Оперу не приняли к постановке, а причиной отказа выступило «преобладание хоров и отсутствие большой женской партии». М.П.Мусоргский продолжает работать над произведением и создает сцены «Под Кромами», «Уборная Марины», «У фонтана». В 1872 г. композитор вновь просит принять оперу, на что получает повторный отказ.

Круг общения композитора – преподаватели, друзья, студенческая молодежь – все настаивали на поставке оперы. «Бориса Годунова» удалось поставить лишь спустя два года, благодаря энергичной поддержке в театральных и музыкальных кругах. Премьера состоялась 27 января (8 февраля) 1874 года на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Спектакль прошел с небывалым величием и успехом, благодарностям композитору не было конца. Но, несмотря на восторженный приём публики, критика встретила оперу резко отрицательно. В 1882 г. выстояв 26 представлений, опера была снята с репертуара [3].

В 1896 году Н. А. Римский-Корсаков восстанавливает оперу. Впоследствии многие композиторы также редактировали это произведение, но самой распространённой является версия Н. А. Римского-Корсакова.

Портрет царя Бориса Годунова, представленный М.П. Мусоргским, менее разноплановый, чем у А. С. Пушкина. Композитор трактует образ Бориса Годунова с психолого-драматической стороны: умный, дальновидный, искренне желающий добра своим подданным царь, в глазах народа выступает преступником, незаконно завладевшим престолом.

В отличии от трагедии А.С. Пушкина, в которой основной акцент идет на обличении человеческих пороков и идее возмездия, М.П. Мусоргский в характеристике царя Бориса Годунова усиливает психологическую линию. Главная мысль - властолюбие погубило царя, поселив душе адскую муку. Таково жестокое возмездие за попытку обмануть народ. Композитор акцентирует внимание на угрызениях совести и душевных терзаниях царя и это становится одной из основных линий драматургического развития оперы.

Более того, М.П. Мусоргский дополняет психологический портрет царя Бориса эмоцией, вызванной ощущением бессилия перед народной массой и чувством горечи о содеянном преступлении. Такой характеристики в портрете Годунова у А.С. Пушкина не было. В трагедии царь Борис Годунов - коварный человек, получивший по заслугам. У М.П. Мусоргского же он кающийся грешник, обреченный на вечные страдания3.

Таким образом, личность царя Бориса Годунова у А.С. Пушкина и М.П. Мусоргского охарактеризована с разных точек зрения, писатель и композитор в трактовке этого персонажа расходятся во мнениях. А.С. Пушкин находит Бориса Годунова двуличным, коварным, авторитетным, властным, жестоким и безжалостным. Его версия близка к описанию царя у Н.М. Карамзина.

М.П. Мусоргский, напротив, больше выделяет его положительные человеческие качества. Композитор в какой-то степени оправдывает своего персонажа, добавляя в его характеристику раскаяние о совершенном преступлении.

В ряде сцен зритель проникается жалостью и сочувствием к несчастному царю (например, в сцене, где Бориса мучают размышления, связанные с новостями о появлении Лжедмитрия).

А.С. Пушкин считает, что основная причина переживаний Годунова – страх потерять власть и остаться с испорченной репутацией. По версии композитора царь раскаивается в совершенном преступлении. А муки совести доводят его до сумасшествия. При этом оба автора причастность Бориса Годунова к убийству законного наследника воспринимают как очевидность.

Образ Лжедмитрия, представленный М.П. Мусоргским, совпадает с трактовкой А.С. Пушкина. В характеристике этого персонажа композитор так же, как и в характеристике царя Бориса Годунова усиливает психологическую линию. Григорий Отрепьев показан в опере как завистливый подлый и поверхностный человек. В нем отсутствуют такие качества как благородство, честь и достоинство. Самозванца переполняют низменные желания – стремление к роскоши, богатству и славе, которые еще больше усиливаются в попытках добиться внимания красивой женщины. Ради удовлетворения своих тщеславных желаний идет на страшное преступление – предательство, предательство своей веры, своего народа, своей Родины.

Заключение

Образ царя Бориса Годунова весьма неоднозначен, его можно рассматривать с разных точек зрения. Многие современные историки уходят от вопроса причастности царя к убийству, делая акцент на его заслугах перед Родиной. В художественном же творчестве внимание сосредотачивается на идее добра и зла. Особенно ярко эта линия очерчена у А.С. Пушкина. Однако, взяв за основу тему обличения и порицания человеческих пороков, поэт создал настолько яркий образ тщеславного царя-убийцы, который, вероятно, еще не одно столетие будет существовать на равных с историческими данными. Отметим, что подобный пример не единственный у А.С. Пушкина. К теме совместимости добра и зла, гениальности и злодейства А.С.Пушкин обращался в другой своей пьесе «Моцарт и Сальери», в которой поэт представил, как очевидность, отравление Моцарта его врагом и завистником Сальери.

Также отметим, что своеобразным импульсом к созданию драмы «Борис Годунов» для А. С. Пушкина послужила «История государства Российского». Н.М. Карамзина. И хотя те сведения, которые представлены в «Истории» дают нам очень разностороннюю характеристику, историк, не умаляя заслуг Годунова, дает нам устойчивое понимание, что преступление возможно и было совершено. При этом Н.М. Карамзин фактов, доказывающих причастность Годунова к убийству, не предоставляет. Об этом мы узнаем из его личных размышлений, носящих философский характер. Возможно именно этот философско-моральный аспект А.С. Пушкин и выделил для себя как главный, и в драме сосредоточился именно на нем.

М. П. Мусоргский, работая над оперой, за основу использовал тексты А.С. Пушкина и Н. М. Карамзина. Многое в трактовке образа царя Бориса у композитора совпадает с его историческим описанием и литературной версией. Композитор трактует Бориса Годунова и как достойного правителя и хорошего семьянина, и как человека, которого желание занять престол оказалось сильнее моральных убеждений и подтолкнуло к тяжкому греху – убийству безвинного младенца.

Однако трактовка данной исторической персоны у композитора отмечена и индивидуальным видением. Если А.С. Пушкин находит Бориса Годунова двуличным, коварным, авторитарным, жестоким и безжалостным, то М.П. Мусоргский, напротив, больше выделяет его положительные человеческие качества. Композитор, усиливая психологическую линию, акцентирует внимание на угрызениях совести и душевных муках царя. И если А.С. Пушкин считает, что основная причина переживаний Годунова – страх потерять власть и остаться с испорченной репутацией, то по версии композитора царь испытывает беспокойство из-за постоянных мук совести об убитом наследнике, которые доводят его до сумасшествия. При этом оба автора причастность Бориса Годунова к убийству законного наследника воспринимают как очевидность.

Подвергся изменениям в художественной интерпретации и образ Лжедмитрия. В отличие от исторического прототипа, у А.С. Пушкина он представлен, как удачливый авантюрист, но при этом человек завистливый, подлый и поверхностный. Поэт в характеристике Гришки Отрепьева акцентирует внимание, что этим человеком руководят эмоции, а не разум, ведь в порыве страсти Самозванец признается Марине, что он не тот, за кого себя выдает. У М. П. Мусоргского трактовка личности Лжедмитрия совпадает с версией А.С. Пушкина.

Так почему же Борис Годунов вызывает с собой ассоциации царя-убийцы? Ответ очень прост: в своих произведениях М.П. Мусоргский и А.С. Пушкин не указали в полном объеме заслуги Бориса Годунова как правителя, но они создали настолько яркий образ царя-убийцы, что именно он отложился в памяти у многих людей.

Разностороннее рассмотрение личности этого правителя, изучение его политической деятельности, составление психологического портрета на основе исторических данных позволило нам сформировать о царе Борисе Годунове целостное представление и понять значение таких терминов, как «художественная интерпретация», «индивидуальное прочтение», «авторская версия». В этом ракурсе данная работа может быть полезна и для других школьников, поскольку наглядно демонстрирует специфику художественного творчества. Материалы данной работы также можно использовать и в качестве дополнительных сведений при изучении периода правления первого избранного русского царя - Бориса Годунова.

Список литературы и Интернет-источников:

  1. Борис Годунов: 7 фактов об истории правления русского царя / [Электронный ресурс] // kp.ru : [сайт]. — URL: https://www.kp.ru/putevoditel/interesnye-fakty/boris-godunov/ (дата обращения: 19.10.2023).

  2. Борис Годунов / [Электронный ресурс] // uznayvse.ru : [сайт]. — URL: https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-boris-godunov.html (дата обращения: 04.12.2023).

  3. Друскин М. Опера Мусоргского «Борис Годунов» Boris Godunov / Друскин М. [Электронный ресурс] // Вelcanto. : [сайт]. — URL: https://www.belcanto.ru/godunov.html (дата обращения: 09.03.2024).

  4. История создания трагедии «Борис Годунов» Пушкина / [Электронный ресурс] // literaturus. ru : [сайт]. — URL: https://vk.com/@piterhistory-istoriya-sozdaniya-tragedii-boris-godunov-pushkina (дата обращения: 13.10.2023).

  5. Карамзин Н.М. История государства Российского. / [Электронный ресурс] // spsl.nsc.ru : [сайт]. — URL: http://www.spsl.nsc.ru/history/karam/kar11_01.htm (дата обращения: 02.12.2023).

  6. Ключевской, В. О. Сочинения / В. О. Ключевской — том 3. — Москва: Политиздат, 1959 — 430 c.

  7. Костомаров Н. И. Исторические монографии и исследования [Текст] / Костомаров Н. И. — 4 т. — М: «Книга», 1989 — 403 c.

  8. Мусоргский М.П. Борис Годунов / [Электронный ресурс] // Конб : [сайт]. — URL: https://lib39.ru/inform/rarity/index.php?ELEMENT_ID=20956 (дата обращения: 09.03.2024).

  9. Перевезенцев, С. В. Россия. Великая судьба / С. В. Перевезенцев. — Москва: Белый город, 2007 — 704 c.

  10. Платонов С.Ф. Борис Годунов. 1921 / Платонов С.Ф. [Электронный ресурс] // : [сайт]. — URL: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9c96b617-a06a-4b4c-bf96-f7bbd81a4bfe/DswMedia/vremyabgodunovaistdiskussiya.pdf (дата обращения: 09.09.2023).

  11. Садков П. Правда о Борисе Годунове / Павел Садков [Электронный ресурс] // kp.ru : [сайт]. — URL: https://www.kp.ru/putevoditel/interesnye-fakty/tsar-boris-godunov/ (дата обращения: 08.10.2023).

  12. Энциклопедия царей и императоров. Россия IX-XX вв. — Москва: Роосса, 2007 — 290 c.

Приложение 1. Сводная таблица

Б. Годунов: исторические данные

Царствование Б. Годунова в

«Истории государства Российского»

Н.М. Карамзина

Образ Б. Годунова у

А.С. Пушкина

Образ Б. Годунова у

М.П. Мусоргского

Причастность Б. Годунова к убийству царевича Димитрия

Не доказано

Причастен, но указано косвенно:

«Россия, по сказанию современников, любила своего Венценосца, желая забыть убиение Димитрия или сомневаясь в оном!»

Причастен

Причастен

Личное отношение Б. Годунова к совершенному преступлению

Нет сведений

Доминирующая эмоция - страх потерять власть

Царь, который в первую очередь боится потерять власть, авторитет и положительную репутацию в связи с появлением Лжедмитрия. Об угрызениях совести речи не идет

Царь, терзающийся муками совести из-за убитого наследника престола. Душевные переживания настолько сильны, что доводят его до сумасшествия

Причины смерти Б. Годунова

  • Отравление

  • Инсульт

  • Самоубийство

  • Подагра

  • Длительная болезнь

Точно не указано, предположительно, отравление:

«кровь хлынула у него из носу, ушей и рта; лилась рекою: врачи, столь им любимые, не могли остановить ее. Он терял память, но успел благословить сына на Государство Российское и чрез два часа испустил дух...»

Точно не указано, предположительно, отравление:

«На троне он сидел и вдруг упал —Кровь хлынула из уст и из ушей»

Точно не указано, предположительно, сердечный приступ:

«Ой! Душно! Душно! Свету! Царевича скорей! Ох, тяжко мне! Схиму

Психологический портрет Б. Годунова

Отрицательные черты

  • Коварный

  • Жестокий

  • Хитрый

  • Двуличный

  • Интригант

  • Властолюбивый

  • Человек с манией величия

  • Хитрый

  • Коварный

  • Способный на убийство

  • Жестокий

  • Тщеславный

  • Лицемерный

  • Властолюбивый

  • Человек с манией величия

  • Двуличный

  • Коварный

  • Авторитарный

  • Жестокий

  • Безжалостный

  • Человек, идущий на все ради своей цели

  • Человек с расшатанной психикой

Положительные черты

  • Умный

  • Дальновидный

  • Отличный семьянин

  • Человек, обладающий стратегическим мышлением

  • «Величайший стратег» - цит. по Н. М.К

  • Целеустремлённый

  • Трудолюбивый

  • Личность, умеющая повернуть ситуацию в свою пользу

  • Правитель, умеющий военные конфликты (где это возможно) решать мирным путем

  • Мудрый правитель

  • Отличный семьянин

  • Умный и дальновидный правитель

  • Отличный семьянин

  • Царь, раскаивающийся в своих грехах и пытающийся искупить свою вину

  • Правитель, искренне желающий добра и проявляющий милосердие к своему народу

  • Хороший отец

Заслуги Б. Годунова как правителя

  • Сближение России с Западом и приглашение иноземцев на службу;

  • Заключение мира с Польшей, возврат к позициям у Финского залива, отторгнутым в итоге русско-шведской войны;

  • Налаживание внешних связей с Литвой, Швецией и Данией, Англией, Константинополем, Персией, Римом, Флоренцией;

  • Присоединение Сибири к составу России;

  • Возвращение городов, потерянных в Ливонскую войну;

  • Основание нескольких новых городов, которые значительно обезопасили границы России;

  • Широкое развитие строительства (одним из замыслов было построить собор «Святая святых» - как зримый символ Святой Руси, как главный храм Москвы, России, а, может быть и всего православного мира);

  • Первый из русских государей, который попытался приобщить Россию к достижениям европейской цивилизации (строил типографии и развивал книгопечатание);

  • Издание Указа о «заповедных летах», запрещающий выход крестьян (отмена «Юрьева дня» - день, когда крестьяне имели право на переход от одного помещика к другому);

  • Указ о «урочных летах», по которому беглые крестьяне подлежали розыску и возврату владельцу в течение 5 лет;

  • Образование стрелецкого приказа;

  • Учреждение патриаршества, которое укрепило положение России и дало возможность отделиться от Византийской патриархии;

  • При Борисе в честь московского блаженного Василия была пристроена церковь к Храму Покрова на Рву;

  • Укрепление крепостного права, в котором Борис Годунов видел выход из хозяйственного кризиса;

  • Искоренение грубых пороков (пьянство): издал приказ о запрете спиртного.

Указаны косвенно, в момент размышлений о причинах нелюбви к нему народа:

«Бог насылал на землю нашу глад,
Народ завыл, в мученьях погибая;
Я отворил им житницы, я злато
Рассыпал им, я им сыскал работы —
Они ж меня, беснуясь, проклинали!
Пожарный огнь их домы истребил,
Я выстроил им новые жилища.
Они ж меня пожаром упрекали!
Вот черни суд: ищи ж ее любви»

Указаны, как в драме

А.С. Пушкина:

«Бог насылал на землю нашу глад,
Народ завыл, в мученьях погибая;
Я отворил им житницы, я злато
Рассыпал им, я им сыскал работы —
Они ж меня, беснуясь, проклинали!
Пожарный огнь их домы истребил,
Я выстроил им новые жилища.
Они ж меня пожаром упрекали!
Вот черни суд: ищи ж ее любви»

1 Известно, что все время, пока тянулась «церемония» приглашения на царство и отказами претендента, и сам Годунов, и его сестра «вели работу» и со стрельцами, и с московскими общинами.

2 Характеристика царя Бориса Годунова из разных исторических источников представлена в Приложении 1.

3 Сравнительная характеристика образа царя Бориса Годунова, представленного А.С. Пушкиным и М.П. Мусоргским представлена в Приложении 1.

Просмотров работы: 55