Уникальный экспонат

XXIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Уникальный экспонат

Востракнутова С.А. 1
1МБОУ "СОШ № 106" города Трехгорного
Федичкина Т.С. 1
1МБОУ "СОШ № 106" города Трехгорного
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Великая Отечественная война оставила значительный отпечаток в памяти нашего народа и сильно повлияла на дальнейшее развитие истории России. Про эту войну много написано книг, песен, баллад, снято фильмов и сериалов. Наш народ делает все, чтобы не забыть те страшные, тяжелые годы, бережно храня о них память, передавая это наследие молодым поколениям, ведь, как говорил Михаил Васильевич Ломоносов: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего» …

Однажды в нашем школьном музее я увидела старую подшивку журнала «Крокодил» и мне пришла в голову такая мысль: «А как может юмористический журнал серьезно рассказать о событиях Великой Отечественной войны? Действительно ли он был, как отмечали в своих воспоминаниях ветераны войны, «печатным оружием Победы»?

Вот я и решила это проверить, посвятив этой важной и нужной теме войны свое небольшое исследование, основным направлением которого стало знакомство с историей Великой Отечественной войны через призму юмористического журнала «Крокодил» и создание небольшой школьной видео - экскурсии «Строки давно отгремевшей войны…».

Проблема: может ли юмористический журнал стать источником информации об истории Великой Отечественной войны?

Объект: сатирический журнал «Крокодил»

Предмет: сатирический журнал «Крокодил», выпускаемый в годы Великой Отечественной войны.

Цель: создание школьной видео- экскурсии «Строки давно отгремевшей войны…»

Задачи:

  1. Познакомиться с историей советского сатирического журнала «Крокодил»

  2. Узнать о роли журнала «Крокодил» в годы Великой Отечественной войны.

  3. Выяснить историю появления в нашем школьном музее подшивки журнала «Крокодил» за 1943 год.

  4. Создать школьную видео-экскурсию «Строки давно отгремевшей войны…»

Гипотеза: юмористический журнал «Крокодил» может стать источником информации об истории Великой Отечественной войны.

Методы:

  1. Теоретические (изучение и анализ справочной, энциклопедической, научно-популярной литературы, интернет-источников, обобщение и систематизация полученных результатов).

  2. Практические (создание школьной видео- экскурсии «Строки давно отгремевшей войны…»)

Практическая значимость исследования: продуктом моей исследовательской работы станет школьная видео – экскурсия «Строки давно отгремевшей войны…», в которой я расскажу обучающимся нашей школы об уникальном экспонате нашего школьного музея – подшивке журнала «Крокодил» за 1943 год, а также о влиянии его сатиры на моральный дух советских бойцов на полях Великой Отечественной войны.

Причиной выбора такого формата экскурсии стала реконструкция нашего школьного музея, в силу чего возможности провести ее «в живую» пока нет. Но работа по патриотическому воспитанию школьников должна продолжаться, несмотря ни на что, поэтому я и озадачилась созданием этой мини экскурсии.

Глава 1. Уникальный экспонат школьного музея…

1.1. История сатирического журнала «Крокодил»

«Крокодил» — это советский и российский литературно- художественный иллюстрированный сатирический журнал. Главным символом издания был рисунок: красный крокодил с вилами (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Журнал выходил три раза в месяц. Тираж достигал 6,5 миллиона экземпляров.

«Крокодил» был основан в 1922 году. Изначально это было приложение к периодическому изданию «Рабочей газеты», которое выпускалось раз в неделю. В мемуарах карикатуриста Бориса Ефимова «Десять десятилетий (О том, что видел, пережил, запомнил)» рассказывалось о том, что вначале иллюстрированного приложения не было названия. В нем имелась, по воспоминаниям Ефимова, «сатирическая часть», которая «расширялась из номера в номер и вскоре «Приложение» по существу превратилось в самый настоящий сатирический журнал, у которого только не было своего имени». Название «Крокодил» было придумано молодым сотрудником «Рабочей газеты» Сергеем Гессеном, которое так со временем и прижилось. [2. с.157]

После массовой политической и идеологической атаки на «буржуазную сатиру», НЭПовского периода был закрыт журнал «Лапоть», с этого момента «Крокодил» стал единственным всесоюзным сатирическим журналом.

В 1930—1934 годы главным редактором журнала был Михаил Захарович Мануильский при котором журнал стал сторонится участия в политических кампаниях, был осторожен в высказываниях и оценках. «Крокодил» «повернулся лицом к читателю»: «Работа выездных бригад, «крокодильский» контроль за строительством крупнейших заводов (например, в 1931 году журнал взял под свой контроль 36 передовых строек), выпуск специальных сатирических листков и газет «Крокодила» — всё это стало постоянными формами связи журнала с читателями, с жизнью». [2. с.164] Номера журнала выходили в пяти вариантах: основном, московском, урало-сибирском, ленинградском и украинском. Также выпускались специальные листки («штурмовки») «Крокодил у нас», рассаживающие про отдельные фабрики и заводы. Издавался «сатирический блокнот» под названием «Крокодил — агитатору», выпускался мультипликационный киножурнал «Кинокрокодил».

В журнале на постоянной основе работали: писатели М. М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров, В. П. Катаев, М. Д. Вольпин, А. С. Бухов, В. Е. Ардов, Э. Кроткий, М. А. Глушков; художники М.М. Черемных, Кукрыниксы, Б.Е. Ефимов и др.

В 1933 году НКВД нашел в «Крокодиле» «контрреволюционное формирование», занимавшееся «антисоветской агитацией» в форме сочинения и распространения нелегальных сатирических текстов. Ряд журналистов были арестованы, редколлегия распущена, редактор лишился своего поста. По решению Оргбюро и Политбюро ЦК ВКП (б) «Крокодил» был передан издательству «Правды» и с этого времени начал участвовать во всех советских политических кампаниях. Редактором журнала стал М. Кольцов. Заведовать редакцией стал Аркадий Бухов, сотрудничавший с ОГПУ-НКВД. В 1936—1940 годах многие сотрудники журнала, работавшие при Мануильском, были репрессированы.

С 1934 года «Крокодил» стал главным официальным рупором политики на всех уровнях общественно-политической жизни. В журнале публиковались как сатирические материалы, так и рассказывалось о значительных достижениях СССР.

После войны около 20 лет главным редактором «Крокодила» был М. Г. Семёнов.

Сатира «Крокодила» не ограничивалась мелкими бытовыми темами — разоблачениями бюрократов, взяточников, пьяниц, стиляг, халтурщиков,  она также отражала ключевые вопросы и центральные события внутренней и внешней политики, простираясь от обличений Льва Троцкого, шпионов и «врагов народа» до бичевания западногерманского реваншизма, американского империализма и его сателлитов, колониализма, НАТО и т. д. Вплоть до начала Перестройки сатира журнала сохраняла жёсткий характер, за минимальными исключениями.

В 2000 году была предпринята попытка радикально изменить популярный журнал, но вернуть интерес широкой публики к журналу не удалось, инвесторы закрыли проект, уволив всех сотрудников.

С сентября 2001 года выходил журнал сатиры и юмора «Новый Крокодил», в прежнем формате, прекративший существование в августе 2004 года из-за проблем с финансированием. Окончательно журнал закрылся в 2008 году.

1.2. «Крокодил» в годы Великой Отечественной войны

В периоды грозных исторических событий, глубочайших переживаний народа мужественно крепнет голос сатиры. Ее силы мобилизует и волшебно преображает нависшая над Родиной смертельная опасность. Так было и в годы Великой Отечественной войны, когда организующая сила боевого искусства карикатуры оказалась в самые первые дни на переднем крае борьбы. Уже 27 июня 1941 года на улицах Москвы появился красочный плакат одного из зачинателей «Крокодила» Михаила Черемныха «Чего Гитлер хочет и что он получит». Это было первое «Окно ТАСС», нарисованное организатором знаменитых «Окон РОСТА» (в дни гражданской войны). В июне же 1941 года был расклеен и первый плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага». [1. с. 8]

С первых дней Великой Отечественной войны все содержание «Крокодила» подчинено одной задаче — борьбе с немецко-фашистскими захватчиками (ПРИЛОЖЕНИЕ 2). Журнал изобличает планы фашистской армии, призывает к беспощадной борьбе с врагами, выражает твердую уверенность в окончательной победе над фашистскими захватчиками. Сатира «Крокодила» мобилизовала трудящихся и воинов Советской Армии на подвиги в тылу и на фронте. Наряду с политическими плакатами, «Окнами» ТАСС, сатира «Крокодила» в эти годы становится большой агитационной силой. Многие сатирики «Крокодила» в годы Великой Отечественной войны сражались в рядах Советской Армии. Из действующей армии, с передовой линии огня отправляли они в свой журнал острые гневные произведения. 

С начала войны журнал «Крокодил» перестроился на военный лад. Ухудшился его внешний журнала, поблекли краски, «Крокодил» выходил в уменьшенном объеме, а некоторые номера 1941 и 1942 годов сдваивался из-за нехватки бумаги. Но качество рисунков не только не снизилось, а, наоборот, работы карикатуристов стали злее, острее, талантливее.

В 1943 году было выпущено 48 номеров «Крокодила» тиражом 100.000 экземпляров. Этот год один из самых значимых этапов в истории Великой Отечественной – период коренного перелома: победа наших войск в боях за Сталинград, Курская дуга и начало контрнаступления. Все это нашло свое отражение и на страницах «Крокодила»: победный настрой, ожидание новых успехов на фронтах, вера в нашего солдата.

Трудности военного времени заметно сказываются на полиграфическом оформлении «Крокодила», его объеме, тираже, периодичности. Журнал часто печатался на обычной газетной бумаге, иногда с одноцветными иллюстрациями. Объем его сократился до 8 страниц. Журнал делался силами узкого коллектива сотрудников, опирался на немногочисленные кадры сатириков, работающих в тылу.

В журнале много постоянных рубрик. Например, «Метким ударом», которая строилась преимущественно на материалах фронтовых и армейских газет.

Документальный материал лежал в основе таких отделов и рубрик, как «Короткая очередь», «Есть о чем поговорить».

Рубрика «С подлинным скверно» заполнялась выдержками из писем и показаний пленных немецких солдат и офицеров.

Под рубрикой «От собственного корреспондента» печатались сатирические произведения собственных корреспондентов журнала из действующей армии.

Большой популярностью читателей пользовалась пародийная газета «Вралише Брехобахтер», регулярно печатавшаяся на страницах журнала.

Жизнь тыла страны находила отражение в отделах «Дорогой Крокодил», в котором простые солдаты в своих письмах рассказывали о фронтовых делах, делились своими переживаниями и мечтами. «Таланты и поклонники», «Однажды...» и др.

Отдельный цикл портретов «Герой не нашего времени» - это карикатурные рассказы о трусах, перекупщиках и спекулянтах. Так же на страницах «Крокодила» большое количество частушек, анекдотов, рассказов, мини-пьес, стихотворений юмористических, патриотических и… лирических.

Да, советская сатира, убедительно показала в дни войны, какие огромные возможности таит в себе этот жанр искусства.

Исследуя специфику работы журнала «Крокодил» в годы Великой Отечественной войны, Чайковский А.Е., Родина Н.А. отмечают, что на страницах журнала регулярно публиковались произведения художников и поэтов [4. с. 161]. В статье Рябова О.В. приводятся сведения о тиражах журнала «Крокодил»: «На протяжении войны его тираж колебался от 100 000 до 217 000 экземпляров; журнал широко распространялся на фронте и в тылу, и всего за июнь 1941 – май 1945 гг. вышло 180 номеров…» [3. с. 90].

1.3. Истории появления в нашем школьном музее подшивки журнала «Крокодил» за 1943 год

Одним из самых ценных экспонатов нашего школьного музея стала подборка журналов «Крокодил» за 1943 год, подаренная нашему школьному музею 20 мая 2018 года жителем Трехгорного Игорем Владимировичем Б. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

На последней странице каждого журнала подшивки карандашом написано «Пушкина 27, квартира 29, Тарасову». Но в Челябинске по этому адресу стоит пятиэтажный жилой дом, построенный в 78-ом. Скорее всего, наш адресат жил в доме, который находится рядом под номером 27/а, построенном в 1936 году (ПРИЛОЖЕНИЕ 3). Сюда, в 29 квартиру, почтальон и приносил свежий номер журнала...

Но как же наш экспонат оказался в Трехгорном- закрытом атомном городе, который был основан через 7 лет после окончания Великой Отечественной?

В 1952-ом году в глубине уральской тайги, решением правительства началась стройка одного из секретных объектов атомной отрасли - завода № 933 Главстроя СССР. Были задействованы серьезные человеческие и технические ресурсы. Самые прогрессивные предприятия делегировали лучших специалистов на «Приборостроительный завод». В 1955-ом прибыл на этот военный объект и был назначен начальником цеха связи Анатолий Иванович Тарасов, выпускник Ленинградского электротехнического института связи, который с 1939 года и на протяжении всех лет войны работал в Челябинском управлении связи, обеспечивая бесперебойную работу этого важного стратегического объекта (ПРИЛОЖЕНИЕ 3). Молодого инженера заметили, высоко оценили его работу и предложили новое место работы на военном заводе.

Так, вместе с личными вещами он привез с собой из Челябинска и подшивку журнала «Крокодил», которая со временем перекочевала из домашнего архива в гараж, который впоследствии был куплен у детей Анатолия Ивановича родственниками нашего дарителя. Вот так из Танкограда, который в годы войны «ковал щит Победы», журнал попал в Трехгорный, который и сегодня кует «Ядерный щит Родины».

Глава 2. Создание школьной видео - экскурсии

«Строки давно отгремевшей войны…»

2.1. Сценарий видео - экскурсии «Строки давно отгремевшей войны…»

Итогом моей работы стала видео - экскурсия «Строки давно отгремевшей войны…», которая была выложена на странице группы нашего школьного музея «Страницы истории» в ВКонтакте.

При создании сценария видео-экскурсии я использовала самые доступные способы объяснения нужного мне материала.

Мои основные этапы работы над видео-экскурсией:

- разработка текста для видео-экскурсии, подбор иллюстрационного материала: для этого я переработала информацию, представленную в теоретическом разделе моего проекта, подобрала соответствующее текстовое содержание;

- затем я оформила сам сценарий видео-экскурсии.

Сценарий видео - экскурсии «Строки давно отгремевшей войны…»

Софья на фоне книжных шкафов сидит за столом. На столе газеты «Правда», фотографии. Рядом этажерка, на ней подшивка журнала «Крокодил» за 1943 год.

Софья рассматривает предметы.

Софья: Экспонаты музея… молчаливые свидетели многочисленных человеческих драм и испытаний. Одним из самых трагических этапов истории страны стала Великая Отечественная. Память о минувшей войне неподвластна времени. Она бережно передается из поколения в поколение. В нашем школьном музее не так много подлинных предметов того времени, но каждый из них может поведать свою историю о стойкости и героизме народа.

Я хочу рассказать вам об одном уникальном экспонате, который переносит нас в далекие военные годы.

Софья подходит к этажерке, протягивает руку к подшивке журналов, кадр фокусируется на руке.

Софья: Это подборка журналов «Крокодил» за 1943 год, подаренная музею 20 мая 2018 года жителем Трехгорного Игорем Владимировичем Б.

Кадр на Софью, она уже в военной форме.

Софья: «Крокодил» — популярный советский сатирический журнал, который выходил с 1922 года. «Когда пушки гремят, музы молчат» — гласит старая пословица. Когда фашисты напали на нашу землю, наши музы загремели, как пушки!» - так в дни войны, находясь в эвакуации в Уфе, писал в газете «Красная Башкирия» художник Мануэль Шац об «Окнах ТАСС» и журнале «Крокодил».

С первых дней войны все содержание «Крокодила» подчинено одной задаче — борьбе с захватчиками. Журнал изобличает планы фашистов, призывает к беспощадной борьбе с врагами, к подвигам на фронте и в тылу.

На последней странице каждого журнала подшивки карандашом написано «Пушкина 27, квартира 29, Тарасову». Но в Челябинске по этому адресу стоит пятиэтажный жилой дом, построенный в 78-ом.

Фото военного Челябинска.

Софья: Скорее всего, наш адресат жил в доме, который находится рядом под номером 27/а., построенном в 1936 году. Сюда в 29 квартиру почтальон и приносил свежий номер журнала... Всего в 43-ем было выпущено 48 номеров «Крокодила» тиражом 100.000 экземпляров. 43-ий год один из самых значимых этапов в истории Великой Отечественной – период коренного перелома: победа наших войск в боях за Сталинград, Курская дуга и начало контрнаступления. Все это нашло свое отражение и на страницах «Крокодила»: победный настрой, ожидание новых успехов на фронтах, вера в нашего солдата.

Что же мы можем увидеть на страницах «Крокодила» того времени? Это огромное количество карикатур, изображающих поражения немецких войск, рассказывающие о доблести русского солдата, о новинках нашей боевой техники, о том, что делает тыл в поддержку фронта. И обязательно под каждой карикатурой емкая, хлесткая фраза. (читает) «Уральские самоцветы. Продукция уральских заводов налицо!»

В журнале много постоянных рубрик: «От собственного корреспондента», рассказывающая о солдатских буднях; «Метким ударом!»– выдержки из фронтовых газет, листовок. (читает) «Что за музыка вчера была? Роту эсэсовцев отправляли на тот свет. У русских специально для нее «Катюша» играла…»

Рубрика «Дорогой Крокодил!» – простые солдаты в своих письмах рассказывают здесь о фронтовых делах, делятся своими переживаниями и мечтами. Отдельный цикл портретов «Герой не нашего времени» - это карикатурные рассказы о трусах, перекупщиках и спекулянтах. Так же на страницах «Крокодила» большое количество частушек, анекдотов, рассказов, мини-пьес, стихотворений юмористических, патриотических и… лирических. (читает)

«Вчера у нас земля гудела, сейчас, покуда тишина,

стоят деревья в дымке белой и светит ясная луна.

И вспомнил я такой же вечер, и вспомнил лыжи, лес и снег,

И радость нашей первой встречи, и твой веселый, звонкий смех»

Софья: Советская сатира, убедительно показала в дни войны, какие огромные возможности таит в себе этот жанр искусства. После победы «пушки смолкли» и началось восстановление страны, укрепление ее обороноспособности.

Кадры хроники стройки нашего города Трехгорного.

Софья: В 52-ом году в глубине уральской тайги, решением правительства началась стройка одного из секретных объектов атомной отрасли - завода №933 Главстроя СССР. Были задействованы серьезные человеческие и технические ресурсы. Самые прогрессивные предприятия делегировали лучших специалистов на «Приборостроительный завод». В 55-ом прибыл на объект и был назначен начальником цеха связи Анатолий Иванович Тарасов, выпускник Ленинградского электротехнического института связи, который с 1939 года работал в Челябинском управлении связи.

Вместе с личными вещами он привез с собой и подшивку журнала «Крокодил», которая со временем перекочевала из домашнего архива в гараж, который впоследствии был куплен у детей Анатолия Ивановича родственниками нашего дарителя. Вот так из Танкограда, который в годы войны «ковал щит Победы», журнал попал в Трехгорный, который и сегодня кует «Ядерный щит Родины».

2.2. Ролик музейной видео - экскурсии «Строки давно отгремевшей войны…»

Следующим шагом моей работы над видео-экскурсией стало снятие ролика по написанному сценарию. За помощью в этом я обратилась к давнему социальному партнеру нашей школы Муниципальному унитарному предприятию «Телерадиокомпания «ТВС», операторам стал М.А. Кагало.

Ролик музейной видео - экскурсии «Строки давно отгремевшей войны…» представлен в отдельном файле, расположенном на ЯндексДиске

Ссылка: https://disk.yandex.com.am/i/P_yBg0lRDA-uLQ

Заключение

В ходе своего исследования я поняла, что юмористический журнал «Крокодил» может серьезно рассказать о событиях Великой Отечественной войны, став «печатным оружием Победы».

Я достигла цель, поставленную в начале работы над проектом, создав школьную видео - экскурсию «Строки давно отгремевшей войны…»

Также я сумела реализовать все поставленные мной задачи:

  1. Познакомилась с историей советского сатирического журнала «Крокодил»

  2. Узнала о роли журнала «Крокодил» в годы Великой Отечественной войны.

  3. Выяснила историю появления в нашем школьном музее подшивки журнала «Крокодил» за 1943 год.

  4. Создала школьную видео-экскурсию «Строки давно отгремевшей войны…»

Полностью подтвердила, поставленную в начале работы гипотезу о том, что юмористический журнал «Крокодил» может стать источником информации об истории Великой Отечественной войны.

Да, соглашусь, что в моей экскурсии вы не увидите большого количества музейных предметов… Причиной выбора такого формата экскурсии стала реконструкция нашего школьного музея, в силу чего возможности провести ее «в живую» пока нет. Но работа по патриотическому воспитанию школьников должна продолжаться, несмотря ни на что, поэтому я и создала свою мини экскурсию. О том, насколько удачной стала экскурсия, можно судить по лайкам и положительным откликам на мою работу учеников школы, их родителей и учителей.

Поверьте, она вызвала большой интерес у школьников 5-8 классов! Всего с экскурсией я посетила 7 классов, то есть около 160 ребят. Я была очень удивлена такой заинтересованности ребят, честно говоря, даже не ожидала, что ученики будут так тронуты моим рассказом!

И, если есть музеи одной картины, то есть и музеи, вся экспозиция которых состоит всего лишь из одного экспоната. Знаете, я уверена, что эта подшивка журнала «Крокодил», достойна своего музея! Не умея говорить, каждая страница журнала не рассказывает, а буквально кричит о той боли, которую пришлось пережить нашему народу во время войны, о том героизме, который наша страна показала всему миру, освободив Европу от фашизма!

Литература

  1. Абрамовский И.П. Смех сильных. О художниках журнала «Крокодил» — Издательство: Искусство - М: 1977. – 320 с.

  2. Ефимов Б.Е. Десять десятилетий (О том, что видел, пережил, запомнил). - Издательский дом: Вагриус – М: 2000. – 355 с.

  3. Рябов О.В. Женщины нацисткой Германии в зеркале советской карикатуры (на материале журнала «Крокодил» // Уральский исторический вестник. 2019. № 3(64). С. 84–92.

  4. Чайковский А.Е., Родина Н.А. Специфика работы журнала «Крокодил» в годы Великой Отечественной войны // Клио. № 11 (119). Ноябрь 2016. С. 161.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 
 

Символ издания «Крокодил»: красный крокодил с вилами, 1922 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

   
   

Журнал «Крокодил» в годы Великой Отечественной войны

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Игорь Владимирович Б.

Подборка журналов
«Крокодил», 1943 год

Тарасов

Анатолий

Иванович

г. Челябинск, ул. Пушкина 27/а

Просмотров работы: 6