Введение
Исследования в области восприятия школьных предметов мальчиками и девочками представляют большой интерес, поскольку помогают понять, какие факторы влияют на интерес учащихся к определенным предметам и какие стратегии могут быть использованы для улучшения учебного процесса.
Например, в некоторых исследованиях [1, 2] было показано, что мальчики чаще интересуются предметами, связанными с точными науками, технологиями и инженерией, в то время как девочки предпочитают гуманитарные науки, социальные и педагогические предметы [3, 4].
Эти различия могут быть обусловлены как биологическими факторами (например, различиями в мозговой активности или гормональным уровнем), так и социокультурными факторами (например, стереотипами о том, какие предметы соответствуют мужчинам или женщинам). Некоторые исследования [5, 6] также показывают, что интерес к определенным предметам может быть формироваться в детском возрасте под воздействием родителей, учителей и окружающей обстановки.
Существуют исследования, в которых для девочек при объяснении предметов важно [7, 8]:
- перед началом работы предоставить инструкцию по выполнению задания;
- пошагово направлять к поиску собственного решения новых задач;
- развивать абстрактное пространственное мышление с использованием графиков, таблиц и иллюстрированного материала;
- поощрять конкуренцию, активность, лидерские качества и способность решать нестандартные задачи.
В некоторых исследованиях утверждается, что для мальчиков при изучении предметов используют [9, 10]:
- момент поиска, требующий сообразительности;
- создание ситуаций для решения, ориентированного на получение информации;
- методики с развитием вербальных навыков, слухового внимания и рассказа;
- разрешение для движения и обеспечение пространства для этого.
В современной школе не всегда используется гендерный подход к обучению и не всегда происходит учет психофизических особенностей мальчиков и девочек при овладении учебной программой.
Наличие современных электронно-обучающих средств также к более интенсивному вовлечению учеников в учебный процесс.
Известно, что успех школьника, скорость усвоения материала и участие в образовательном процессе зависят от его интереса к учебе.
Важным является изучение установления причин интереса к тем или иным школьным предметам и существует ли сходства и различия в увлеченности этими предметами между мальчиками и девочками.
Понимание восприятия школьных предметов у мальчиков и девочек позволяет выявить стереотипы и предвзятость, которые могут препятствовать полноценному обучению.
Кроме того, исследования по восприятию школьных предметов помогают понять, какие предметы более привлекательны для мальчиков и девочек, и какие могут требовать дополнительных усилий со стороны учителя, чтобы заинтересовать всех учащихся.
Таким образом, исследования по восприятию школьных предметов мальчиками и девочками являются важным инструментом для создания равных условий обучения и обеспечения успешности их учебного процесса и являются актуальными.
Цель исследования – установить взаимосвязь интереса к учебным дисциплинам между гендерами учеников 10 классов.
Объект исследования – увлеченность школьными предметами учеников 10 классов.
Предмет исследования – взаимосвязь между мальчиками и девочками в увлеченности изучения школьных предметов.
Задачами исследования являются:
- изучение теоретических основ оценки определения ранговой корреляции;
-оценка тесноты связи в увлечённости изучения школьных предметов между мальчиками и девочками.
Научная новизна исследованиязаключается в установлении зависимости гендера школьников и интереса изучения учебных дисциплин.
Практическая значимостьисследования заключается в возможности использования полученных данных в курсах по педагогической психологии, возрастной психологии и психологии личности, выработки новых подходов к обучению у мальчиков и девочек, в также возможности разработки индивидуальных методик, учитывающих эти различия.
Методы исследования: опрос-анкетирование, метод ранжирования, использование критерия Спирмена для определения тесноты связи между исследуемыми факторами, использование критерия Стьюдента для проверки значимости коэффициента корреляции.
Гипотеза исследования заключается в том, что существует сходство интересов в изучении учебных предметов среди учеников 10 классов.
1 Теоретические основы определения ранговой корреляции
Для того, чтобы определить тесноту связи между двумя объектами по нескольким факторам в психологии и социологии часто используют ранговую корреляцию Спирмена [11].
Для этого необходимо осуществить последовательность действий по следующему алгоритму, представленному на рисунке 1.
Рисунок 1 – Алгоритм определения корреляционной зависимости по критерию Спирмена
Ниже подробно расписаны этапы данного алгоритма.
Ранжирование данных: для каждой переменной рассчитывается ранг, который отражает относительное положение значения переменной по сравнению со всеми остальными значениями. Если имеются повторяющиеся значения, то имеется среднее арифметическое их рангов;
Вычисление разностей между рангами: для каждой пары значений переменных считается разность их рангов;
Квадрат ранговой разности: каждая разность рангов возводится в квадрат;
Суммирование квадратов ранговых разностей;
Расчет коэффициента корреляции Спирмена: коэффициент корреляции рассчитывается по формуле [12]:
(1)
где rs - коэффициент корреляции Спирмена;
d - ранговая разность;
n - количество наблюдений.
Коэффициент Спирмена - это статистический критерий, который показывает степень линейной зависимости между двумя переменными. Он также называется ранговым коэффициентом корреляции, поскольку он использует ранжированные данные для расчета корреляции.
Коэффициент ранговой корреляции rs – это линейный коэффициент корреляции между рангами. Он изменяется в пределах -1 ≤ rs ≥ 1 и чем он ближе по модулю к единице, тем теснее ранговая корреляционная зависимость.
При оценке коэффициента корреляции используется шкала Чедока (таблица 1).
Таблица 1 – Шкала Чедока
Диапазон значений rs |
Ранговая корреляционная зависимость Yот X |
0 ÷ 0,1 |
практические отсутствует |
0,1 ÷ 0,3 |
слабая |
0,3 ÷ 0,5 |
умеренная |
0,5 ÷ 0,7 |
заметная |
0,7 ÷ 0,9 |
сильная |
0,9 ÷ 0,99 |
очень сильная |
0,99 ÷ 1 |
практически линейная зависимость рангов |
Если rs < 0 – наблюдается обратная корреляционная зависимость, если rs > 0 – наблюдается прямая корреляционная зависимость.
Определение статистической значимости.
Нулевая и альтернативная гипотеза имеют вид:
- Н0: коэффициент ранговой корреляции Спирмена rs незначимый;
- Н1:коэффициент ранговой корреляции Спирмена rsзначимый.
Для оценки значимости корреляции Спирмена rsиспользуется критерий Стьюдента (t-критерия).
Вычисляется значение статистики t по формуле [13]:
(2)
где n – количество пар.
Определяется число степеней свободы: df = n - 2
На основе полученного значения t и числа степеней свободы df определяется уровень значимости (p-value) с помощью таблицы 2.
Таблица 2 – t-распределение Стьюдента
Р df |
0,80 |
0,40 |
0,20 |
0,10 |
0,05 |
0,02 |
0,01 |
1 |
0,325 |
1,376 |
3,078 |
6,314 |
12,706 |
31,821 |
63,657 |
2 |
0,289 |
1,061 |
1,866 |
2,920 |
4,303 |
6,965 |
9,925 |
3 |
0,277 |
0,978 |
1,638 |
2,353 |
2,182 |
4,541 |
5,841 |
4 |
0,271 |
0,941 |
1,533 |
2,182 |
2,776 |
3,747 |
4,604 |
5 |
0,267 |
0,920 |
1,467 |
2,015 |
2,571 |
3,365 |
4,032 |
6 |
0,265 |
0,906 |
1,440 |
1,943 |
2,447 |
3,143 |
3,707 |
7 |
0,263 |
0,896 |
1,415 |
1,895 |
2,365 |
2,993 |
3,499 |
8 |
0,262 |
0,889 |
1,397 |
1,860 |
2,306 |
2,896 |
3,355 |
9 |
0,261 |
0,883 |
1,383 |
1,833 |
2,262 |
2,821 |
3,250 |
10 |
0,260 |
0,879 |
1,372 |
1,812 |
2,228 |
2,764 |
3,169 |
11 |
0,260 |
0,876 |
1,363 |
1,796 |
2,201 |
2,718 |
3,106 |
12 |
0,259 |
0,873 |
1,356 |
1,782 |
2,179 |
2,681 |
3,055 |
13 |
0,259 |
0,870 |
1,350 |
1,771 |
2,160 |
2,650 |
3,012 |
14 |
0,258 |
0,868 |
1,345 |
1,761 |
2,145 |
2,624 |
2,977 |
15 |
0,258 |
0,866 |
1,341 |
1,753 |
2,131 |
2,602 |
2,947 |
16 |
0,258 |
0,865 |
1,337 |
1,746 |
2,120 |
2,583 |
2,921 |
17 |
0,257 |
0,863 |
1,333 |
1,740 |
2,110 |
2,567 |
2,898 |
18 |
0,257 |
0,862 |
1,330 |
1,734 |
2,101 |
2,552 |
2,878 |
19 |
0,257 |
0,861 |
1,328 |
1,729 |
2,093 |
2,539 |
2,861 |
20 |
0,257 |
0,860 |
1,325 |
1,725 |
2,086 |
2,528 |
2,845 |
Затем необходимо сравнить полученное значение уровня значимости с заданным уровнем значимости.
Рисунок 2 – Ось значимости p
Обычно при расчетах используют значения уровня значимости 0,05 и уровнем доверия 0,95.
Еслиtрасч > tтабл, H0 гипотезу отклоняют на заданном уровне значимости p, то коэффициент корреляции Спирмена rsсчитается статистически значимым.
Таким образом, определение ранговой корреляции заключается в ранжировании переменных, вычислении ранговых разностей, расчете коэффициента корреляции и проверке его статистической значимости.
2 Оценка тесноты связи в увлечённости изучения школьных предметов между мальчиками и девочками
В исследовании принимали участия ученики 10 классов СОШ им. академика Е.А. Букетова в количестве 60 человека. Из них было 30 мальчиков и 30 девочек.
Для оценки гендерных различий в увлечённости изучения школьных предметов между учениками 10 классов был проведен опрос, где ученикам предлагалось оценить 16 предметов, изучаемых по программе 10 класса естественно-математического направления по шкале от 1 до 16, где 1 – это самый неинтересный предмет, а 16 – самый интересный предмет.
После сбора информации для каждого из предметов было определено среднее арифметическое по формуле:
(3)
где xi– балл для каждого предмета, присвоенный каждым учеником;
N – количество учеников.
Значения среднего арифметического для каждого из предметов по ответам мальчиков и девочек приведены в таблицах 3 и 4.
Таблица 3 - Значения среднего арифметического и ранг для каждого из предметов по ответам девочек
№ |
Предметы |
Среднее арифметическое () |
Ранг |
1 |
Геометрия |
6 |
4 |
2 |
Алгебра и начало анализа |
5,6 |
3 |
3 |
Физика |
4,5 |
2 |
4 |
Всемирная история |
9 |
12 |
5 |
История Казахстана |
8,4 |
8 |
6 |
География |
8,5 |
9 |
7 |
Химия |
8,6 |
10 |
8 |
Биология |
6,7 |
5 |
9 |
Физкультура |
8,7 |
11 |
10 |
Начальная военная подготовка |
4,4 |
1 |
11 |
Русский язык |
9,2 |
13 |
12 |
Казахский язык и литература |
11,7 |
15 |
13 |
Английский язык |
11,8 |
16 |
14 |
Русская литература |
10,8 |
14 |
15 |
Основы права |
6,8 |
6 |
16 |
Информатика |
7 |
7 |
Таблица 4 - Значение среднего арифметического и ранг для каждого из предметов по ответам мальчиков
№ |
Предметы |
Среднее арифметическое () |
Ранг |
1 |
Геометрия |
4,8 |
2 |
2 |
Алгебра и начало анализа |
5,5 |
4 |
3 |
Физика |
7,5 |
7 |
4 |
Всемирная история |
10,6 |
14 |
5 |
История Казахстана |
10,5 |
13 |
6 |
География |
11,6 |
16 |
7 |
Химия |
8,8 |
11 |
8 |
Биология |
6,7 |
5 |
9 |
Физкультура |
11,1 |
15 |
10 |
Начальная военная подготовка |
4 |
1 |
11 |
Русский язык |
8,4 |
9 |
12 |
Казахский язык и литература |
5,3 |
3 |
13 |
Английский язык |
9,3 |
12 |
14 |
Русская литература |
8,7 |
10 |
15 |
Основы права |
7 |
6 |
16 |
Информатика |
7,9 |
8 |
По данным таблиц 2 и 3 сказать, что для девочек самым интересным предметом является «Английский язык», самым неинтересным – «Начальная военная подготовка». Для мальчиков самый интересный предмет – «География», самый неинтересный «Начальная военная подготовка».
Согласно формуле (1) был выполнен расчет коэффициента корреляции Спирмена, приведенный в таблице 4.
Коэффициент корреляции Спирмена равен: rs = 0,426.
Это означает, что между предпочтениями мальчиков и девочек в изучении школьных предметов наблюдается умеренная корреляционная зависимость. Так rs > 0, то эта зависимость является прямой.
Определим значимость корреляции Спирмена по формуле (2). Подставив значения, получим:
Далее сравнимtрасчсtтабл, принимая во внимание данные таблицы 1:
Таким образом, 1,76 < 2,145.
Так как tрасч < tтабл, то H0 гипотеза принимается на заданном уровне значимости p и коэффициент корреляции Спирмена rs считается статистически незнанчимым.
Таблица 4 - Расчет коэффициента корреляции Спирмена
Предметы |
Ранг (девочки), Rx |
Ранг (мальчики), Ry |
di = Rx - Ry |
di2 |
Геометрия |
6 |
4,8 |
1,2 |
1,44 |
Алгебра и начало анализа |
5,6 |
5,5 |
0,1 |
0,01 |
Физика |
4,5 |
7,5 |
-3 |
9 |
Всемирная история |
9 |
10,6 |
-1,6 |
2,56 |
История Казахстана |
8,4 |
10,5 |
-2,1 |
4,41 |
География |
8,5 |
11,6 |
-3,1 |
9,61 |
Химия |
8,6 |
8,8 |
-0,2 |
0,04 |
Биология |
6,7 |
6,7 |
0 |
0 |
Физкультура |
8,7 |
11,1 |
-2,4 |
5,76 |
Начальная военная подготовка |
5,5 |
4 |
1,5 |
2,25 |
Русский язык |
9,2 |
8,4 |
0,8 |
0,64 |
Казахский язык и литература |
11,7 |
5,3 |
6,4 |
40,96 |
Английский язык |
11,8 |
9,3 |
2,5 |
6,25 |
Русская литература |
10,8 |
8,7 |
2,1 |
4,41 |
Основы права |
6,8 |
7 |
-0,2 |
0,04 |
Σ |
88,19 |
Однако, незначимость коэффициента корреляции не исключает наличие реальной корреляционной зависимости между увлеченностью мальчиков и девочек школьными предметами, но показывает, что эта зависимость не достаточно сильна, чтобы можно было считать ее статистически значимой.
Результаты статистических тестов могут быть незначимыми, если выборка слишком мала или если в данных присутствует сильное влияние случайных факторов.
В данном случае это возможно объяснить личными отношениями учеников и преподавателей, что влияет также на интерес к предмет или конкретными методиками преподавания, используемыми на уроках. Также это может быть вызвано наличием специальных установок от родителей или иных лиц (например, репититоров), обьяснивших значимость этого предмета.
Заключение
Содержание образования в современной школе сконцентрировано на технократических и естественно-научных аспектах.
Исследованиями установлено, что интерес к изучению технических дисциплин слабее, чем к изучению естественно-научных дисциплин, а интерес к естественно-научным дисциплинам слабее, чем интерес к гуманитарным дисциплинам как у мальчиков, так и у девочек.
Возможно это связано со сложностью изучения технических дисциплин.
Также в ходе исследования было установлено:
1) самый слабый интерес как у мальчиков, так и девочек вызывает предмет «Начальная военная подготовка»;
2) самым интересным предметом для девочек является английский язык, для мальчиков – география;
3) приблизительно одинаковый средний интерес и у мальчиков, и у девочек вызывает «Информатика»;
3) между существует умеренная корреляционная зависимость между предпочтениями мальчиков и девочек в изучении школьных предметов (rs = 0,426)
4) связь между интересами мальчиков и девочек не является статистически значимой.
Таким образом, гипотеза об о том, что существует сходство интересов в изучении учебных предметов среди учеников 10 классов подтверждена, хотя сходство это не является значительным.
Эти выводы открывают горизонты для следующих исследований, которые помогли выяснить:
- причины небольшого интереса школьников к военной подготовке;
- связан ли повышенный интерес мальчиков к изучению географии с личностью преподавателя, или открытыми возможностями мира для путешествий, или лучшего восприятия визуализации географических компонентов и т.д.;
- связан ли повышенный интерес девочек к изучению английского языка с современными требованиями к коммуникации, привлекательностью преподавателя, способностью к языкам, настоянием родителей и т.д.;
- связан ли интерес к школьным предметам с успеваемостью по ним в соответствии с гендерной принадлежностью.
Проведенные исследования могут внести вклад в разработку более эффективных методик обучения, адаптированных под особенности восприятия различных школьных предметов мальчиками и девочками, что способствует повышению образовательных результатов и улучшению общей успеваемости учащихся.
Данные исследования могут служить основой для выявления различий в подходах к изучению материала, предпочтениях в методах обучения, а также возможных проблем, с которыми сталкиваются учащиеся в зависимости от своего пола.
Список используемых источников
1.Мешкова И.В. Гендерные предпочтения современных школьников при выборе профиля обучения //InternationalJournalofHumanitiesandNaturalSciences, vol. 8-1 (59), 2021. – C. 73 - 77
2. Ильина О.Б. Интересы и профессиональные предпочтения современных подростков Актуальные вопросы психологии, педагогики и образования // Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 2. Самара, 2015. - 241 с.
3.Старосветская А.В., Пантюшина О.И. Гендерные особенности учебно-познавательной мотивации подростков 13-14 лет //Материалы VI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум»
4.Кандальникова П. И. Исследование гендерных различий учебно-познавательной мотивации // Молодой ученый, 2015, № 23.2 (103.2). - С. 58-61.
5.Трубинова К. М. Познавательный интерес и его развитие в процессе обучения в начальной школе // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г.). - Казань: Молодой ученый, 2017. - С. 9-14.
6.Широкова К.А. Проблема формирования учебного интереса у школьников //Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» - 2018
7.Жданова С.Н. Социально-педагогические аспекты дифференцированного воспитания девочек и мальчиков: Учеб. пособие. Оренбург, 2009. - 55 с.
8.Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному: Нейропедагогика – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. Самара, 2010. - 160 с.
9.Симонов В. П. Учёт гендерных различий в образовательном процессе // Педагогика, 2005, № 4. - С. 40 - 44.