ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЯЗИ В УВЛЕВЧЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ МЕЖДУ УЧЕНИКАМИ 10 КЛАССОВ

XXIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЯЗИ В УВЛЕВЧЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ МЕЖДУ УЧЕНИКАМИ 10 КЛАССОВ

Жаркевич А.Е. 1
1ОШ им. академика Е.А. Букетова
Пинчук Л.Г. 1
1ОШ. им. Е.А. Букетова
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Исследования в области восприятия школьных предметов мальчиками и девочками представляют большой интерес, поскольку помогают понять, какие факторы влияют на интерес учащихся к определенным предметам и какие стратегии могут быть использованы для улучшения учебного процесса.

Например, в некоторых исследованиях [1, 2] было показано, что мальчики чаще интересуются предметами, связанными с точными науками, технологиями и инженерией, в то время как девочки предпочитают гуманитарные науки, социальные и педагогические предметы [3, 4].

Эти различия могут быть обусловлены как биологическими факторами (например, различиями в мозговой активности или гормональным уровнем), так и социокультурными факторами (например, стереотипами о том, какие предметы соответствуют мужчинам или женщинам). Некоторые исследования [5, 6] также показывают, что интерес к определенным предметам может быть формироваться в детском возрасте под воздействием родителей, учителей и окружающей обстановки.

Существуют исследования, в которых для девочек при объяснении предметов важно [7, 8]:

- перед началом работы предоставить инструкцию по выполнению задания;

- пошагово направлять к поиску собственного решения новых задач;

- развивать абстрактное пространственное мышление с использованием графиков, таблиц и иллюстрированного материала;

- поощрять конкуренцию, активность, лидерские качества и способность решать нестандартные задачи.

В некоторых исследованиях утверждается, что для мальчиков при изучении предметов используют [9, 10]:

- момент поиска, требующий сообразительности;

- создание ситуаций для решения, ориентированного на получение информации;

- методики с развитием вербальных навыков, слухового внимания и рассказа;

- разрешение для движения и обеспечение пространства для этого.

В современной школе не всегда используется гендерный подход к обучению и не всегда происходит учет психофизических особенностей мальчиков и девочек при овладении учебной программой.

Наличие современных электронно-обучающих средств также к более интенсивному вовлечению учеников в учебный процесс.

Известно, что успех школьника, скорость усвоения материала и участие в образовательном процессе зависят от его интереса к учебе.

Важным является изучение установления причин интереса к тем или иным школьным предметам и существует ли сходства и различия в увлеченности этими предметами между мальчиками и девочками.

Понимание восприятия школьных предметов у мальчиков и девочек позволяет выявить стереотипы и предвзятость, которые могут препятствовать полноценному обучению.

Кроме того, исследования по восприятию школьных предметов помогают понять, какие предметы более привлекательны для мальчиков и девочек, и какие могут требовать дополнительных усилий со стороны учителя, чтобы заинтересовать всех учащихся.

Таким образом, исследования по восприятию школьных предметов мальчиками и девочками являются важным инструментом для создания равных условий обучения и обеспечения успешности их учебного процесса и являются актуальными.

Цель исследованияустановить взаимосвязь интереса к учебным дисциплинам между гендерами учеников 10 классов.

Объект исследованияувлеченность школьными предметами учеников 10 классов.

Предмет исследованиявзаимосвязь между мальчиками и девочками в увлеченности изучения школьных предметов.

Задачами исследования являются:

- изучение теоретических основ оценки определения ранговой корреляции;

-оценка тесноты связи в увлечённости изучения школьных предметов между мальчиками и девочками.

Научная новизна исследованиязаключается в установлении зависимости гендера школьников и интереса изучения учебных дисциплин.

Практическая значимостьисследования заключается в возможности использования полученных данных в курсах по педагогической психологии, возрастной психологии и психологии личности, выработки новых подходов к обучению у мальчиков и девочек, в также возможности разработки индивидуальных методик, учитывающих эти различия.

Методы исследования: опрос-анкетирование, метод ранжирования, использование критерия Спирмена для определения тесноты связи между исследуемыми факторами, использование критерия Стьюдента для проверки значимости коэффициента корреляции.

Гипотеза исследования заключается в том, что существует сходство интересов в изучении учебных предметов среди учеников 10 классов.

1 Теоретические основы определения ранговой корреляции

Для того, чтобы определить тесноту связи между двумя объектами по нескольким факторам в психологии и социологии часто используют ранговую корреляцию Спирмена [11].

Для этого необходимо осуществить последовательность действий по следующему алгоритму, представленному на рисунке 1.

Рисунок 1 – Алгоритм определения корреляционной зависимости по критерию Спирмена

Ниже подробно расписаны этапы данного алгоритма.

  1. Ранжирование данных: для каждой переменной рассчитывается ранг, который отражает относительное положение значения переменной по сравнению со всеми остальными значениями. Если имеются повторяющиеся значения, то имеется среднее арифметическое их рангов;

  2. Вычисление разностей между рангами: для каждой пары значений переменных считается разность их рангов;

  3. Квадрат ранговой разности: каждая разность рангов возводится в квадрат;

  4. Суммирование квадратов ранговых разностей;

  5. Расчет коэффициента корреляции Спирмена: коэффициент корреляции рассчитывается по формуле [12]:

(1)

где rs - коэффициент корреляции Спирмена;

d - ранговая разность;

n - количество наблюдений.

Коэффициент Спирмена - это статистический критерий, который показывает степень линейной зависимости между двумя переменными. Он также называется ранговым коэффициентом корреляции, поскольку он использует ранжированные данные для расчета корреляции.

Коэффициент ранговой корреляции rs – это линейный коэффициент корреляции между рангами. Он изменяется в пределах -1 ≤ rs ≥ 1 и чем он ближе по модулю к единице, тем теснее ранговая корреляционная зависимость.

При оценке коэффициента корреляции используется шкала Чедока (таблица 1).

Таблица 1 – Шкала Чедока

Диапазон значений rs

Ранговая корреляционная зависимость Yот X

0 ÷ 0,1

практические отсутствует

0,1 ÷ 0,3

слабая

0,3 ÷ 0,5

умеренная

0,5 ÷ 0,7

заметная

0,7 ÷ 0,9

сильная

0,9 ÷ 0,99

очень сильная

0,99 ÷ 1

практически линейная зависимость рангов

Если rs < 0 – наблюдается обратная корреляционная зависимость, если rs > 0 – наблюдается прямая корреляционная зависимость.

  1. Определение статистической значимости.

Нулевая и альтернативная гипотеза имеют вид:

- Н0: коэффициент ранговой корреляции Спирмена rs незначимый;

- Н1:коэффициент ранговой корреляции Спирмена rsзначимый.

Для оценки значимости корреляции Спирмена rsиспользуется критерий Стьюдента (t-критерия).

Вычисляется значение статистики t по формуле [13]:

(2)

где nколичество пар.

Определяется число степеней свободы: df = n - 2

На основе полученного значения t и числа степеней свободы df определяется уровень значимости (p-value) с помощью таблицы 2.

Таблица 2 – t-распределение Стьюдента

Р

df

0,80

0,40

0,20

0,10

0,05

0,02

0,01

1

0,325

1,376

3,078

6,314

12,706

31,821

63,657

2

0,289

1,061

1,866

2,920

4,303

6,965

9,925

3

0,277

0,978

1,638

2,353

2,182

4,541

5,841

4

0,271

0,941

1,533

2,182

2,776

3,747

4,604

5

0,267

0,920

1,467

2,015

2,571

3,365

4,032

6

0,265

0,906

1,440

1,943

2,447

3,143

3,707

7

0,263

0,896

1,415

1,895

2,365

2,993

3,499

8

0,262

0,889

1,397

1,860

2,306

2,896

3,355

9

0,261

0,883

1,383

1,833

2,262

2,821

3,250

10

0,260

0,879

1,372

1,812

2,228

2,764

3,169

11

0,260

0,876

1,363

1,796

2,201

2,718

3,106

12

0,259

0,873

1,356

1,782

2,179

2,681

3,055

13

0,259

0,870

1,350

1,771

2,160

2,650

3,012

14

0,258

0,868

1,345

1,761

2,145

2,624

2,977

15

0,258

0,866

1,341

1,753

2,131

2,602

2,947

16

0,258

0,865

1,337

1,746

2,120

2,583

2,921

17

0,257

0,863

1,333

1,740

2,110

2,567

2,898

18

0,257

0,862

1,330

1,734

2,101

2,552

2,878

19

0,257

0,861

1,328

1,729

2,093

2,539

2,861

20

0,257

0,860

1,325

1,725

2,086

2,528

2,845

Затем необходимо сравнить полученное значение уровня значимости с заданным уровнем значимости.

Рисунок 2 – Ось значимости p

Обычно при расчетах используют значения уровня значимости 0,05 и уровнем доверия 0,95.

Еслиtрасч > tтабл, H0 гипотезу отклоняют на заданном уровне значимости p, то коэффициент корреляции Спирмена rsсчитается статистически значимым.

Таким образом, определение ранговой корреляции заключается в ранжировании переменных, вычислении ранговых разностей, расчете коэффициента корреляции и проверке его статистической значимости.

2 Оценка тесноты связи в увлечённости изучения школьных предметов между мальчиками и девочками

В исследовании принимали участия ученики 10 классов СОШ им. академика Е.А. Букетова в количестве 60 человека. Из них было 30 мальчиков и 30 девочек.

Для оценки гендерных различий в увлечённости изучения школьных предметов между учениками 10 классов был проведен опрос, где ученикам предлагалось оценить 16 предметов, изучаемых по программе 10 класса естественно-математического направления по шкале от 1 до 16, где 1 – это самый неинтересный предмет, а 16 – самый интересный предмет.

После сбора информации для каждого из предметов было определено среднее арифметическое по формуле:

(3)

где xi– балл для каждого предмета, присвоенный каждым учеником;

Nколичество учеников.

Значения среднего арифметического для каждого из предметов по ответам мальчиков и девочек приведены в таблицах 3 и 4.

Таблица 3 - Значения среднего арифметического и ранг для каждого из предметов по ответам девочек

Предметы

Среднее арифметическое ()

Ранг

1

Геометрия

6

4

2

Алгебра и начало анализа

5,6

3

3

Физика

4,5

2

4

Всемирная история

9

12

5

История Казахстана

8,4

8

6

География

8,5

9

7

Химия

8,6

10

8

Биология

6,7

5

9

Физкультура

8,7

11

10

Начальная военная подготовка

4,4

1

11

Русский язык

9,2

13

12

Казахский язык и литература

11,7

15

13

Английский язык

11,8

16

14

Русская литература

10,8

14

15

Основы права

6,8

6

16

Информатика

7

7

Таблица 4 - Значение среднего арифметического и ранг для каждого из предметов по ответам мальчиков

Предметы

Среднее арифметическое ()

Ранг

1

Геометрия

4,8

2

2

Алгебра и начало анализа

5,5

4

3

Физика

7,5

7

4

Всемирная история

10,6

14

5

История Казахстана

10,5

13

6

География

11,6

16

7

Химия

8,8

11

8

Биология

6,7

5

9

Физкультура

11,1

15

10

Начальная военная подготовка

4

1

11

Русский язык

8,4

9

12

Казахский язык и литература

5,3

3

13

Английский язык

9,3

12

14

Русская литература

8,7

10

15

Основы права

7

6

16

Информатика

7,9

8

По данным таблиц 2 и 3 сказать, что для девочек самым интересным предметом является «Английский язык», самым неинтересным – «Начальная военная подготовка». Для мальчиков самый интересный предмет – «География», самый неинтересный «Начальная военная подготовка».

Согласно формуле (1) был выполнен расчет коэффициента корреляции Спирмена, приведенный в таблице 4.

Коэффициент корреляции Спирмена равен: rs = 0,426.

Это означает, что между предпочтениями мальчиков и девочек в изучении школьных предметов наблюдается умеренная корреляционная зависимость. Так rs > 0, то эта зависимость является прямой.

Определим значимость корреляции Спирмена по формуле (2). Подставив значения, получим:

Далее сравнимtрасчсtтабл, принимая во внимание данные таблицы 1:

Таким образом, 1,76 < 2,145.

Так как tрасч < tтабл, то H0 гипотеза принимается на заданном уровне значимости p и коэффициент корреляции Спирмена rs считается статистически незнанчимым.

Таблица 4 - Расчет коэффициента корреляции Спирмена

Предметы

Ранг (девочки), Rx

Ранг (мальчики), Ry

di = Rx - Ry

di2

Геометрия

6

4,8

1,2

1,44

Алгебра и начало анализа

5,6

5,5

0,1

0,01

Физика

4,5

7,5

-3

9

Всемирная история

9

10,6

-1,6

2,56

История Казахстана

8,4

10,5

-2,1

4,41

География

8,5

11,6

-3,1

9,61

Химия

8,6

8,8

-0,2

0,04

Биология

6,7

6,7

0

0

Физкультура

8,7

11,1

-2,4

5,76

Начальная военная подготовка

5,5

4

1,5

2,25

Русский язык

9,2

8,4

0,8

0,64

Казахский язык и литература

11,7

5,3

6,4

40,96

Английский язык

11,8

9,3

2,5

6,25

Русская литература

10,8

8,7

2,1

4,41

Основы права

6,8

7

-0,2

0,04

Σ

88,19

Однако, незначимость коэффициента корреляции не исключает наличие реальной корреляционной зависимости между увлеченностью мальчиков и девочек школьными предметами, но показывает, что эта зависимость не достаточно сильна, чтобы можно было считать ее статистически значимой.

Результаты статистических тестов могут быть незначимыми, если выборка слишком мала или если в данных присутствует сильное влияние случайных факторов.

В данном случае это возможно объяснить личными отношениями учеников и преподавателей, что влияет также на интерес к предмет или конкретными методиками преподавания, используемыми на уроках. Также это может быть вызвано наличием специальных установок от родителей или иных лиц (например, репититоров), обьяснивших значимость этого предмета.

Заключение

Содержание образования в современной школе сконцентрировано на технократических и естественно-научных аспектах.

Исследованиями установлено, что интерес к изучению технических дисциплин слабее, чем к изучению естественно-научных дисциплин, а интерес к естественно-научным дисциплинам слабее, чем интерес к гуманитарным дисциплинам как у мальчиков, так и у девочек.

Возможно это связано со сложностью изучения технических дисциплин.

Также в ходе исследования было установлено:

1) самый слабый интерес как у мальчиков, так и девочек вызывает предмет «Начальная военная подготовка»;

2) самым интересным предметом для девочек является английский язык, для мальчиков – география;

3) приблизительно одинаковый средний интерес и у мальчиков, и у девочек вызывает «Информатика»;

3) между существует умеренная корреляционная зависимость между предпочтениями мальчиков и девочек в изучении школьных предметов (rs = 0,426)

4) связь между интересами мальчиков и девочек не является статистически значимой.

Таким образом, гипотеза об о том, что существует сходство интересов в изучении учебных предметов среди учеников 10 классов подтверждена, хотя сходство это не является значительным.

Эти выводы открывают горизонты для следующих исследований, которые помогли выяснить:

- причины небольшого интереса школьников к военной подготовке;

- связан ли повышенный интерес мальчиков к изучению географии с личностью преподавателя, или открытыми возможностями мира для путешествий, или лучшего восприятия визуализации географических компонентов и т.д.;

- связан ли повышенный интерес девочек к изучению английского языка с современными требованиями к коммуникации, привлекательностью преподавателя, способностью к языкам, настоянием родителей и т.д.;

- связан ли интерес к школьным предметам с успеваемостью по ним в соответствии с гендерной принадлежностью.

Проведенные исследования могут внести вклад в разработку более эффективных методик обучения, адаптированных под особенности восприятия различных школьных предметов мальчиками и девочками, что способствует повышению образовательных результатов и улучшению общей успеваемости учащихся.

Данные исследования могут служить основой для выявления различий в подходах к изучению материала, предпочтениях в методах обучения, а также возможных проблем, с которыми сталкиваются учащиеся в зависимости от своего пола.

Список используемых источников

1.Мешкова И.В. Гендерные предпочтения современных школьников при выборе профиля обучения //InternationalJournalofHumanitiesandNaturalSciences, vol. 8-1 (59), 2021. – C. 73 - 77

2. Ильина О.Б. Интересы и профессиональные предпочтения современных подростков Актуальные вопросы психологии, педагогики и образования // Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 2. Самара, 2015. - 241 с.

3.Старосветская А.В., Пантюшина О.И. Гендерные особенности учебно-познавательной мотивации подростков 13-14 лет //Материалы VI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум»

4.Кандальникова П. И. Исследование гендерных различий учебно-познавательной мотивации // Молодой ученый, 2015, № 23.2 (103.2). - С. 58-61.

5.Трубинова К. М. Познавательный интерес и его развитие в процессе обучения в начальной школе // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г.). - Казань: Молодой ученый, 2017. - С. 9-14.

6.Широкова К.А. Проблема формирования учебного интереса у школьников //Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» - 2018

7.Жданова С.Н. Социально-педагогические аспекты дифференцированного воспитания девочек и мальчиков: Учеб. пособие. Оренбург, 2009. - 55 с.

8.Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному: Нейропедагогика – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. Самара, 2010. - 160 с.

9.Симонов В. П. Учёт гендерных различий в образовательном процессе // Педагогика, 2005, № 4. - С. 40 - 44.

Просмотров работы: 33