СОСТАВЛЕНИЕ ЗАДАЧ ПРО РАСТЕНИЯ АГИНСКОГО БУРЯТСКОГО ОКРУГА, ЗАНЕСЕННЫЕ В КРАСНУЮ КНИГУ

XXIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

СОСТАВЛЕНИЕ ЗАДАЧ ПРО РАСТЕНИЯ АГИНСКОГО БУРЯТСКОГО ОКРУГА, ЗАНЕСЕННЫЕ В КРАСНУЮ КНИГУ

Ширапов Ж.А. 1
1МАОУ «Агинская СОШ №2» ГО «Посёлок Агинское»
Чимитова Б.Ц. 1
1МАОУ «Агинская СОШ №2» ГО «Посёлок Агинское»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Растения, занесенные в красную книгу, представляют собой уникальный генофонд, который нуждается в особой охране и внимании. Их численность с каждым годом уменьшается из-за антропогенного воздействия, изменения климата и других негативных факторов.

В Агинском Бурятском округе встречаются редкие и уникальные виды растений, которые были занесены в красную книгу. Эти растения имеют особую ценность с точки зрения науки и сохранения биоразнообразия. Среди них можно выделить такие виды, как кизильник монгольский, родиола розовая, ель сибирская голубая, бесшипник сжатый, тюльпан одноцветковый, корень солодки сапожковия растопыренной.

В традиционных учебниках математики текстовые задачи всегда занимали и занимают особое место. В учебниках, по которым я занимаюсь нет задач про растения, занесенные в красную книгу. Считаю, что мы должны заботиться о природе родного края. Более эффективным может стать использование задач по математике, направленных на изучение растений родного края. Математические задачи, составленные на краеведческом материале, будут способствовать закреплению математических навыков и познакомят учащихся с исчезающими растениями малой родины.

Цель исследования:составить задачипо математике для учащихся 5-8 классов про растения Агинского Бурятского округа, включенных в Красную книгу.

Задачи исследования:

1. изучить элементы методики составления математических задач;

2. изучить растения Агинского Бурятского округа, занесенные в Красную книгу;

3. составить математические задачи;

Объект исследования:растения Агинского Бурятского округа, занесенные в Красную книгу.

Предмет исследования: цифры и факты о растениях

Новизна работы состоит в том, что впервые создана подборка задач для учащихся 5-8 классов с тематическим содержанием, которые знакомят учащихся с растениями округа занесенных в красную книгу.

В перспективе создание сборника задач по всем охраняемым растениям нашего края.

§1. Методика составления математических задач

Проблема самостоятельного составления задач учащимися была поставлена в методической литературе по второй половине 19 века при работе с арифметическими задачами (Л.Н.Толстой, Т.Ф.Лапин и т.д.)Для составления задач, о мнению В.Г.Фридмана, необходимо выделить основание. Он называет три таких основания:

  1. Какой должна быть задача;

  2. Что должна содержать задача;

  3. Каким будет её решение.

Куприянова М.А. выделила основные этапы решения задачи.

  1. Создание представлений о процессах окружающей действительности, соответствующих условию задачи. Привлечение теоретического материала, необходимого для решения данной задачи.

  2. Выбор типа и структуры задачи. Определение взаимосвязи между компонентами задачи. Постановка вопроса, соответствующего составляемой задаче.

предшествовать первому, а в некоторых случаях, например, при составлении задачи по готовому образцу, тема и компонентный состав задачи уже определены.

  1. Постановка вопроса, соответствующего виду или структуре задачи.

В соответствии с выбранной структурой задачи и доминирующими целями нужно определить, какой компонент (или компоненты) будет выделен в требовании задачи, т. е. конкретизировать поставленный вопрос.

  1. Подбор числовых значений исходных величин и установление связей между ними.

  2. Формулирование условия и вопроса задачи, запись на языке, соответствующем предметной области задачи.

  3. Решение и оценка составленной задачи.

Существуют различные приёмы конструирования математических задач, например:

  • замена части данных другими данными без замены заключения;

  • обобщение данных или искомых;

  • специализация данных или искомых;

  • добавление новых заключений при неизменных данных;

  • замена части данных искомыми (обращение задачи).

Составленная задача должна удовлетворять следующим требованиям:

  • корректность условия (разрешимость; отсутствие лишних данных; однозначность ответа, если иное не предусмотрено специально);

  • соответствие поставленным доминирующим целям;

  • использование знакомого — понятного и актуального — материала;

  • отсутствие в решении неоправданной громоздкости.

Для проверки выполнения этих условий необходимо решить составленную задачу. Если задача не удовлетворяет хотя бы одному из перечисленных требований, следует вернуться к соответствующему предыдущему этапу.

§2.Растения Агинского Бурятского округа, занесенные в Красную книгу

Агинский Бурятский округ охватывает часть земель исторически сложившегося расселения агинских бурят. Округ занимает центрально-южное положение в восточном Забайкалье, располагаясь в междуречье крупных рек Онона и Ингоды. Площадь территории округа — 19 592 км2. Растительность округа богата и насчитывает по новым исследованиям более 700—800 видов.Я решил рассмотреть 5 растений Агинского Бурятского округа, занесенные в Красную книгу.

1.Кизильник монгольский

Редкий вид с ограниченной общей зоной распространения, находящийся на северной границе распространения.

Ветвистый, корявый кустарник до 2 м выс. Листья до 3 см дл., удлинённо-эллиптические, с закруглённой вершиной, снизу серовато-войлочные. Цветки до 1 см диам., в щитковидном соцветии, с 5 белыми лепестками. Плоды до 9 мм диам., округлые, суховатые, красные, со слабым сизым налётом.

Изолированность и малочисленность отдельных популяций делает их уязвимыми. Интенсивный выпас скота приводит к механическому повреждению растений и затрудняет семенное возобновление. Представляют опасность степные пожары, особенно повторяющиеся.

В Агинском Бурятском округе находится в с. Ага-Хангил.

Растет по каменистым степным склонам, обычно в зарослях кустарников.

Цветение - в мае — июне.

Плодоношение - июнь — сентябрь.

Включен в Красную книгу Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа.

2. Родиола розовая

Редкий вид. Ценное лекарственное растение, численность которого уменьшается в результате чрезмерной заготовки человеком.

Многолетнее травянистое двудомное растение с коротким многоглавым клубневидным корневищем. В верхней части оно покрыто коричневыми чешуйками, в нижней части и на изломе - золотисто-желтое. При надломе корневище издает нежный аромат розы. Стебли 25–30 см. выс., многочисленные, сочные, толстоватые, вместе с листьями покрыты сизым восковым налетом. Листья сидячие, мясистые, эллиптические. Цветки зеленовато-желтые, мелкие, в густом щитковидном соцветии. Плоды - листовки, краснеющие к осени. Семена очень мелкие.

Популяции сокращаются из-за постоянного сбора лекарственного сырья.

В Агинском Бурятском округе произрастает в Агинском, Могойтуйском, Дульдургинском районах.

Растет чаще в верхней части лесного и альпийского поясов, на каменистых луговых склонах, речных галечниках. Спускается в заболоченные луговые и кустарниковые ценозы. Возобновление при семенном размножении происходит через 12–13 лет.

Цветение - в мае — июне, плодоношение - в августе.

Включен в Красную книгу Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа. Необходимо запрещение сбора и сохранение мест обитания.

3. Ель сибирская голубая

Уязвимый вид, сокращающий зону распространения и подверженный опасности исчезновения в результате деятельности человека.

Дерево до 30 м. выс. и до 70 см. в диам. Крона узкопирамидальная. Кора серая, трещиноватая. Молодые веточки покрыты рыжеватым пушком. Листья (хвоя) очередные, линейно-шиловидные, жесткие и колючие, с 4 тупыми ребрами, при высыхании опадающие, голубоватые или сизые. Мужские шишки овальные, фиолетово-красные, 8-12 мм. Дл., сидят по нескольку на концах веточек. Женские шишки овально-цилиндрические, фиолетово-красные, сидят на концах веточек поодиночке, 1,5–2 см. дл.

Встречается небольшими группами и одиночными экземплярами. Факторами, ограничивающими распространение ели в АБО являются засушливый климат, частые пожары, наличие многолетней мерзлоты

В Агинском Бурятском округе встречается в Дульдургинском районе.

Ель сибирская голубая в АБО встречаются редко, отдельными экземплярами в долинах малых рек.

“Цветет” (пылит) до 15 дней, с середины мая и до начала июня. Семена созревают во второй половине сентября. Время наступления отдельных фаз развития и их продолжительность очень непостоянны.

Включен в Красную книгу Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа.

4. Тюльпан одноцветковый

Вид, находящийся род угрозой исчезновения

Луковицы яйцевидные, покрыты снаружи коричневыми кожистыми чешуями. Стебель 10–20 см. Дл. Листья лентовидные, сидят по 2 (редко - по 3) в нижней части стебля. Цветок одиночный прямостоячий или слегка поникающий. Листочки околоцветника желтые (на наружной поверхности - с фиолетовым оттенком), туповатые, из них три внутренних шире и короче наружных. Тычиночные нити голые. Завязь с длинным столбиком, оканчивающимся трехлопастным рыльцем, плод - трехгранная продолговатая коробочка.

Угрозу представляет эрозия почвы, развивающаяся при интенсивном выпасе и частых степных пожарах.

В Агинском Бурятском округе встречается в Агинском районе.

Произрастает от пустынных предгорий до верхнего пояса гор по каменистым и щебнистым южным склонам, песчаным местам. В Забайкальском крае приурочен к песчаным шлейфам склонов и понижениям между степными узлами. Цветение - в начале-середине мая, плодоношение - в конце мая - начале июня. К концу июня надземная часть растения отмирает.

Выявленные популяции отличаются высокой жизненностью, цветут, плодоносят. Угрозу может представлять эрозия почвы, развивающаяся при интенсивном выпасе и частых степных пожарах.

Включен в Красную книгу Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа. Необходимо запрещение сбора и сохранение мест обитания.

5. Корень солодки сапожниковия растопыренной

Корень 1,5–2 см толщиной, вертикальный. Корневая шейка густо одета бурыми волокнистыми остатками прикорневых листьев. Стебель одиночный, 30–80 см высотой, от основания ветвистый с косо восходящими ветвями, почти равными главному стеблю или даже превышающими его. Главный стебель и его разветвления — ребристые, извилистые, как и листья, голые. Прикорневые листья многочисленные, на коротких, сплюснутых черешках, при основании внезапно расширенные во влагалища. Пластинка листа в очертании продолговатая, 6–20 см длиной и 2–4 см шириной. Первичные доли продолговатые или яйцевидные, сидят на черешках. Нижние вторичные доли на черешках (верхние доли сидячие), в свою очередь перисто рассеченные на узко яйцевидные, сидячие, заостренные дольки. Стеблевые листья сходны с прикорневыми, но более мелкие. Верхние стеблевые листья сидячие, с расширенными влагалищами и недоразвитыми листовыми пластинками. Зонтики 4–6 см в диаметре, многочисленные, сидящие на концах веточек, образующие щитковидную метелку, с 6–7 голыми, угловатыми, неодинаковыми по длине лучами. Обертка отсутствует, зонтики 4–10-цветковые. Зубцы чашечки заметные, короткие, треугольные. Лепестки белые, голые, широкоовальные, тупые. Подстолбие коническое; столбики вначале прямые, после цветения отогнутые. Зрелые плоды голые, яйцевидные, 5–6 мм длиной, с выдающимися островатыми ребрами.

Цветет в июне-июле; плоды созревают в августе-сентябре.

Факторы влияющие на угрозу исчезновения растений

В мире существует множество растений, которые подвергаются опасности исчезновения из-за различных факторов, таких как вырубка лесов, загрязнение окружающей среды и изменение климата.

Угрозами исчезновения растений являются пожары, интенсивный выпас скота, которыйприводит к механическому повреждению и затрудняет семенное возобновление, также из-за постоянного сбора лекарственного сырья, распашки лугов и степей, загрязнение окружающей среды, а также экологические катастрофы. В результате стихийных бедствий растения гибнут в больших количествах в одночасье, что приводит к глобальным изменениям экосистемы.

Угрозы могут быть, также и индивидуальными, как у кизильника монгольского. Изолированность и малочисленность отдельных популяций делает их уязвимыми.

Сапожниковия растопыренная – многолетнее травянистое растение, которое используют в народной медицине. Лечебное действие сапожниковия объясняется наличием в ее составе большого количества биологически активных веществ. Высушенные части растения (стебли, плоды, листья, корни) широко используются в традиционной китайской, тибетской, монгольской медицине. В последние годы растение в лекарственных целях начали заготавливать и в России, а также отправлять на экспорт.В Агинском Бурятском округе эта «эпидемия» началась в 2016–2018 годах. Заготовители тоннами сдавали корень солодки перекупщикам, увозившим его в Китай. Из-за угрозы исчезновения растение занесли в Красную книгу, и с тех пор его добыча является незаконной.

На данный момент идет истребление корня солодки и даже закон об охране их не останавливает. Они без зазрения совести выкладывают объявления о купле-продаже корня солодки. При поиске информации в первых же статьях всплывают статьи о купле-продаже.

§3. Составление задач

  1. Кизильник монгольский

 

Задача1.

Кизильник монгольский дает плоды через 61 день после цветения. Какого числа даст плоды кизильника монгольского, если он зацвел 11 июня?

Задача2.

Если длина одного листа кизильника монгольского составляет 3 см. то, во сколько раз больше длина самого кизильника, если само растение составляет 1.8 м?

Задача3.

Кизильник растет в зарослях кустарников. Если на один кизильник хватает 3 кустарника, то сколько нужно будет кустарников для 16 кизильников?

2. Родиола розовая

 

Задача1.

Родиола розовая начинает цвести в июне-августе и плодоносит через 30 дней после цветения. Если родиола розовая зацветет 13 июля то, когда плоды созреют?

Задача2.

Для возобновления при семенном размножении радиолы розовой требуется 12 лет. Если последнее возобновление было 4.5 года назад то, сколько еще лет осталось для возобновления?

Задача3.

В среднем в 100 гр родиолы розовой содержится 350 мкг витамина А. сколько гр родиолы розовой необходимо в день, чтобы восполнить недостаток в этом витамине, если средняя суточная норма витамина А составляет 0,7 гр?

3. Ель сибирская голубая

 

Задача1.

В среднем в год ель сибирская голубая вырастает на 50 см. Если посадить ель в 2024 году, то какой длины будет достигать ель в 2041 году?

Задача2.

Ель сибирская голубая цветет 12 дней. Начало цветения пришло на 21 мая, когда закончится цветение?

Задача3.

Какое соотношение имеет шишка ели сибирской голубой к длине самого дерева? Если длина шишки 2 см., а длина самой ели 26 м.

Задача4.

Сколько кубических метров воздуха очистит лес ели Сибирской площадью 30 га за 5 лет, если известно, что 1 га леса ели за год, очищает от углекислого газа 18 млн м3 воздуха?

Задача5.

Сколько нужно ели сибирской для переработки углекислого газа в кислород для взрослого человека. При этом в среднем взрослому человеку надо 500 литров кислорода в сутки, а 1 ель перерабатывает 0,25 м3. 1м3=1000л

4. Тюльпан одноцветковый

 

Задача1.

Бутоны тюльпана одноцветкового начинают закрываться с заходом солнца в 20:23. На часах 15:51, через какое время бутоны тюльпана закроются?

Задача2.

Тюльпану со дня посадки семени требуется 18 недель до цветения. Еслипланируется вырастить цветы к Новому году, то к какому сроку нужно посадить семена?

Задача3.

Бутоны тюльпана одноцветкового “спят” с заходом солнца и “просыпаются” с восходом. Если заход солнца в 20:28, а восход в 6:40, то сколько часов “спят” бутоны?

5. Корень солодки сапожниковия растопыренной

 

Задача1.

Корень солодки начинает цвести в июне-июле и плодоносит через 60 дней после цветения. Если корень солодки зацветет 17 июля то, когда плоды созреют?

Задача2.

В среднем в 100г корня солодки содержится 20 мг витамина С. сколько граммов корня солодки необходимо в день, чтобы восполнить недостаток в этом витамине, если суточная норма для ребенка составляет 50 мг.

Задача3.

В среднем в 100г корня солодки содержится 1,5 мг витамина Е. сколько граммов корня солодки необходимо в день, чтобы восполнить недостаток в этом витамине, если суточная норма для детей составляет 12 мг.

Задача4.

Для лечебного Солодкового сиропа объемом 100 мл используют 4 гр высушенного корня. Сколько гр корня необходимо, чтобы получить 20 гр сушенного корня, если корень состоит из 95% воды, а сушенный корень из 5%.

Заключение

С первых уроков математики мы встречаемся с задачами. Они помогает вырабатывать математические понятия, выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающем мире и способствуют развитию логического мышления. Кроме того, задачи помогают нам моделировать жизненные ситуации, приближаясь к реальным событиям. Задачи про растения нашего родного края будут полезны и интересны.

Сохранение богатства растительного мира Агинского Бурятского округа является задачей не только для научного сообщества, но и для всех жителей округа, в том числе и школьников. Важно проводить работы по пропаганде экологической ответственности. Сборник задач про растения, занесенные в красную книгу, является средством решения этих задач. Только при совместных усилиях всех заинтересованных сторон мы сможем сохранить уникальные виды растений Агинского Бурятского округа для будущих поколений.

В перспективе создание сборника задач по всем охраняемым растениям нашего края.

Список литературы

  1. Красная книга Забайкальского края. Растения/ Ред.коллегия О.А.Полякова,О.А.Попова, О.М. Афронина и др., 2017-384с.

  2. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об охране окружающей среды" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2024)

  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Красная_книга_Забайкальского_края

Просмотров работы: 14