МУЗЫКА + МАТЕМАТИКА

XXIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

МУЗЫКА + МАТЕМАТИКА

Батожалсанова Д.Т. 1
1МАОУ «СОШ № 2», Забайкальский край, п. Агинское
Чимитова Б.Ц. 1
1МАОУ «СОШ № 2», Забайкальский край, п. Агинское
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Я учусь в детской школе искусств по классу фортепиано в 3 классе, весь период обучения составляет 8 лет. За время учебы в музыкальной школе, многие ученики были отчислены. И мне очень стало интересно, а как можно узнать с помощью цифр, например, дат рождения детей, музыкант ребенок или математик?

Цель исследования: доказать, что существует связь между датой рождения и предрасположенностью к определенному типу мышления, которая влияет на склонность к музыке и математике.

Задачи исследования:

  1. Вывести общие понятия в музыке и в математике;

  2. Провести практическую работу.

  3. Разработать методику определения «Музыкант или математик»

§1. Теоретический блок: связь музыки и математики

В математике существует понятие «счет»:

Устный счёт — это математические вычисления, которые человек использует без помощи дополнительных устройств и приспособлений.

Без счета невозможно прожить. Он нужен в магазине, на производстве, в научной лаборатории, в любой работе, в армии, и даже в лесу.

А есть ли в музыке понятие СЧЕТ?

На первых же уроках сольфеджио – так называются уроки музыкальной грамоты – мы, ученики музыкальных школ сразу же сталкиваемся с математикой.

И в музыке все считать надо. Как и в математике:

  • 7 нот,

  • 5 линеек нотного стана,

  • интервалы :

СЕКУНДА МАЛАЯ И БОЛЬШАЯ,

ТЕРЦИЯ ,

КВИНТА,

КВАРТА

СЕПТИМА

Также в математике есть понятие «деление».

Деле́ние — одно из четырёх простейших арифметических действий, обратное умножению.

Деление чисел издавна считалось самой трудной из арифметических операций. В Средние века «секрет» деления знало не очень много посвящённых людей. Происходило это потому, что существовавшие алгоритмы деления были очень громоздки, сложны для исполнения и запоминания.

Первой дробью, наверное, была дробь 1/2.

О бращаясь к истории, нам стало известно, что первым дробную черту ввёл итальянский математик Леонардо Пизанский (Фибоначчи). Это случилось в 1202 году.

В Древнем Китае вместо черты использовали точку.

На Руси дроби называли долями, позже “ломаными”

числами.

В старых записях найдены следующие записи дробей:

половина полтина, четь, треть, полчеть, полтреть.

Деление школьники начинают изучать только в 8-9 лет, в конце второго класса. А ребята, которые занимаются музыкой, уже в 5-6 лет узнают, что ноты могут делиться. Ноты все разные. Одни коротенькие совсем, другие длинные.

При записи мелодии музыканту очень важно знать как и какими длительностями нужно записать произведение.

Здесь и происходит сопоставление целого числа и целой длительности, дробного числа и длительности коротких нот, записываемых при помощи дроби.

Ноты отличаются по длительности их звучания. Самая “длинная” нота – целая. И пауза есть тоже целая. С точки зрения математики целую ноту можно принять за единицу. Например, Целый торт.

Нота и пауза вдвое короче называются половинными. Половинной ноте соответствует дробь 1/2. Или половина торта.

Есть нота и пауза, которые еще в два раза короче.. Это четвертные. Им соответствует дробь ¼.В торте не хватает одной четверти.

Восьмая нота и пауза имеют еще меньшую длительность. И дробь – 1/8

Не зная математических понятий, не умея различать дроби, не умея сравнивать их, невозможно было бы сыграть музыкальный фрагмент.

Именно здесь мы сталкиваемся с математической операцией сравнения.

Ещё математике есть понятие параллельности.

Параллельные прямые - это прямые, которые лежат в одной плоскости и либо совпадают, либо не пересекаются. И также в жизни есть огромное количество различных инструментов и конструкций, которые используются в строительстве, информатике, телевидении, кораблестроении, космосе, которые созданы на основе признака параллельности прямых.

Запомнить надо на всю жизнь, словами не бросаются:

Параллельные прямые не пересекаются.

И не по щучьему велению, а по определению.

В музыке, как и в математике, тоже есть понятие параллельности. Параллельные тональности, а ещё линии нотного стана всегда параллельны, то есть никогда не пересекаются.


А знакомы ли музыкантам эти математические термины?

Одним из первых, кто попытался выразить красоту музыку с помощью чисел, был древнегреческий ученый Пифагор, он являлся не только знаменитым математиком, но и блестящим музыкантом.

§ 2. Практический блок: Исследование связи цифр и музыки

Что такое наша дата рождения? Это ни что иное как ряд чисел. Мы попробовали «послушать» как звучат даты рождения разных людей и установить связь между характером звучания и свойствами личности. Для этого были исследованы даты рождений обучающихся по классу «Фортепиано». Предположив, что дата – набор цифр, мы переложили даты на ноты, условившись, что цифра 0– до, 1– ре, 2 – ми, 3 – фа, 4– соль, 5 – ля, 6 – си, 7–до, 8 – ре, 9 –ми.

Важную роль в понимании связи между математикой и музыкой имеет открытие Пифагора. Оно состоит в том, что сочетание звуков, издаваемых струнами, наиболее благозвучно, если длины струн музыкального инструмента относятся как целые числа первой четверки: 1:2; 2:3; 3:4.

Чем ближе в этих отношениях числа к единице, тем более благозвучнее сочетание. Так, самое «красивое» звучание – у октавы, где соотношение частот 1:2.

Гармоничное сочетание называется КОНСОНАНС.

Я исследовала дни рождения нескольких учениц класса фортепиано. У каждого ученика получился мотив, который соответствуют дате рождения. Если сыграть эти ноты одновременно, получаются аккорды. Мелодия получилась благозвучной., то есть наши ученики правильно выбрали музыкальный кружок.

ФИО

Дата рождения

Гармоничность звучания

Наличие творческих интересов

Направленность мышления

1

Девочка

30.10.2012

Да

Да

Гуманитарная

2

Девочка

01.04.2009

Да

Да

Гуманитарная

3

Девочка

17.07.2014

Да

Да

Гуманитарная

4

Девочка

20.01.2013

Да

Да

Гуманитарная

5

Девочка

23.03.2009

Да

Да

Гуманитарная

6

Девочка

09.08.2010

Да

Да

Гуманитарная

7

Девочка

18.10.2008

Да

Да

Гуманитарная

8

Девочка

06.06.2009

Да

Да

Гуманитарная

9

Девочка

25.11.2011

Да

Да

Гуманитарная

10

Мальчик

10.12.2012

Да

Да

Гуманитарная

Такую же работу я провела с датами рождения учеников, которые посещают кружок «Робототехника» Детского дома творчества имени Иосифа Кобзона поселка Агинское. В результате исследования дат рождения данных учеников и разобрав их на ноты, выяснилось, что звучание представляется дисгармоничным. Таким образом, можно сделать следующий вывод: ребята, занимающиеся робототехникой имеют логический склад ума и предрасположенность к изучению точных наук.

ФИО

Дата рождения

Гармоничность звучания

Наличие творческих интересов

Направленность мышления

1

Девочка

11.12.2012

Нет

Нет

Техническая

2

Девочка

08.03.2012

Нет

Нет

Техническая

3

Девочка

07.09.2012

Нет

Нет

Техническая

4

Мальчик

23.07.2012

Да

Нет

Техническая

5

Мальчик

11.06.2012

Да

Нет

Техническая

6

Мальчик

19.09.2012

Нет

Нет

Техническая

7

Мальчик

21.05.2012

Да

Нет

Техническая

8

Мальчик

12.01.2010

Нет

Нет

Техническая

9

Мальчик

04.10.2011

Нет

Нет

Техническая

10

Мальчик

29.11.2012

Нет

Нет

Техническая

§ 3. Аналитический блок: анализ полученных результатов, выводы

Таким образом, у творчески развитых людей даты рождения звучат гармонично, гармоничное звучание мы получили почти в 100,0 % случаев, а не гармоничное у учеников, посещающих кружок «Робототехника» Оказалось, где мелодия звучала благозвучно и гармонично, большинство детей любят заниматься музыкой и пением. То есть данная группа детей обладает творческими способностями, которые косвенно или напрямую связаны с музыкой. Это же подтвердил анализ нашей нотной записи. Из исследуемых мною детей кружка «Робототехника» 5 учеников имеют технические способности, 2 ученика имеют логический склад мышления. Таким образом, мы установили, что цифры (даты рождения) можно переложить на ноты и установить их связь со способностями личности. Новизна нашего исследования в том, что мы предлагаем новый способ диагностики свойств личности при помощи цифр и звуков.

Наши исследования имеют практическую значимость.

Результаты исследования оказались мне интересны . Я хочу предложить методику определения преподавателям, это поможет планировать работу, как со всем классом, так и с отдельными учениками, учитывая их свойства личности.

Заключение

Мне очень понравилось исследовать дни рождения, переводя их в музыкальное звучание. Это увлекательное занятие и возможность каждого родителя с помощью таких исследований, присмотреться к своему ребенку, а также узнать какому типу мышления он соответствует. Ну и занимаясь музыкой, человек развивает и тренирует свои математические способности.

Наш главный вывод:

Новизна моего исследования заключается в том, что я предлагаю новый способ диагностики свойств личности при помощи цифр и звуков.

А закончить свое исследование хочется словами великого математика Лейбница:

«Музыка есть таинственная арифметика души; она вычисляет, сама того не сознавая».

Список литературы

1. Жмудь Л. Я. Пифагор и его школа. - М.: Наука, 1990. - 192с.

2. Холопов Ю. Н. Консонанс и диссонанс // Музыкальный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1990.

3.Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1. /под ред. Аксеновой М.Д. – М.: Аванта +, 2001. – 688 с.: ил.

4.Энциклопедический словарь юного музыканта /сост. В.В. Медушевский, О.О. Очаковская. – М.: Педагогика, 1985. – 352с., ил.

5.Энциклопедический словарь юного математика. -М.; «Педагогика» 1985г.

6.Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка / под ред. О.Г. Хинн. – М.: ООО Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 46с.

7.Связь музыки и математики. - Википедия

8.Энциклопедия Кругосвет.

9.Математика в Древнем Египте. – Википедия

10. Пифагор пифагорейцы. – Википедия

Просмотров работы: 13