Эффект плацебо (ноцебо)

XXIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Эффект плацебо (ноцебо)

Горшкова Д.С. 1
1МОУ СОШ №43
Егорова Н.Ю. 1
1МОУ СОШ №43
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Возможно ли выздороветь, принимая пустую пилюлю? Можно ли изменять состояние своего бытия одной только мыслью? Как мысли влияют на здоровье человека? Эти и многие другие вопросы возникают у человека, который впервые услышал об эффекте плацебо. Благодаря развитию науки и современных технологий учёные всего мира пытаются раскрыть тайны человеческого сознания. Однако многие вопросы до сих пор остаются открытыми. Многие слышали об эффекте плацебо из средств массовой информации, но относились к случаям чудесного выздоровления скептически. Эффект, впервые обнаруженный в период Второй мировой войны, до сих пор с каждым днем открывает всё больше новых возможностей человеческого организма. Как же на самом деле работает плацебо? Данный вопрос вызвал большой интерес.

Цель данной работы – выяснить, действует ли эффект плацебо (ноцебо) на учащихся МОУ СОШ №43 г.Твери.

Задачи:

  • изучить литературу, посвященную вопросам эффекта плацебо;

  • провести эксперимент среди учащихся пятых и одиннадцатых классов МОУ СОШ №43, направленный на выявление эффекта плацебо и ноцебо;

  • проанализировать результаты эксперимента и соотнести их с данными анкетирования.

Для решения поставленных задач была использована книга профессора нейрохимии и нейробиологии доктора Джо Диспензы. В основе этой книги – исследования и эксперименты психологов всего мира, изучавших работу человеческого мозга и эффект плацебо.

  1. Эффект плацебо (ноцебо)

  1. Теория эффекта плацебо

    1. История изучения плацебо

Что такое плацебо? Это феномен, при котором человек улучшает физическое состояние своего тела, исключительно с помощью веры во что-либо или убеждения в чем-либо. Впервые люди стали замечать и использовать эффект плацебо в период Второй мировой войны. Автор изученной книги описывает эксперимент выпускника Гарвардского университета, который являлся хирургом во время Второй мировой войны. Генри Бичер провел сложную операцию, вколов пациенту вместо морфия обычный физиологический раствор. При этом пациент не впал в болевой шок и остался жив. После такого успеха, врач проводил подобные операции каждый раз, когда в госпитале заканчивался морфий. Конечно идея о том, что человек может изменять свою физическую реальность при помощи мысли зародилась задолго до опыта Бичера. Автор утверждает, что все истории чудесного исцеления из Библии, лечения шаманов и даже заговоры также являются примерами действия эффекта плацебо. Но можно вспомнить, что колдуны и ведьмы по повериям разных народов кроме целительных сил обладают и способностями наводить порчи. Считается, что человек на которого навели порчу должен ощущать какие-либо недомогания, у него могут развиваться болезни, иногда жертвы порч могут умирать. Это является примером эффекта, обратного плацебо и в современной науке носит название эффекта ноцебо. Знаменитый эксперимент для изучения этого эффекта был проведен в Японии в 1962 году. Детям, обладающим сильной аллергией на листья ядовитого плюща, одну руку натирали листьями этого растения, но испытуемым говорили, что используют листья сакуры, которая не вызывает аллергии. Другую руку наоборот натирали листьями сакуры, которую выдавали испытуемым за листья ядовитого плюща. В результате аллергия проявилась на первой руке, которую натирали листьями сакуры. Физиология детского организма менялась за счет простого изменения мыслей.

    1. Нейробиология плацебо

Как такое возможно? Благодаря развитию технологий учёным удалось выяснить нейробиологию плацебо. В 2004 году итальянский исследователь Фабрицио Бенедетти объяснил механизм плацебо на уровне условного рефлекса. Учёный провел эксперимент с пациентами, имеющими болезнь Паркинсона. Сначала Бенедетти давал испытуемым лекарство суматриптан1, а затем заменял его на плацебо, но сканы мозга больных продолжали «светиться» в тех же местах, что и при употреблении настоящего препарата, то есть мозг продолжал вырабатывать гормон роста самостоятельно. Такой опыт повторялся и с другими препаратами. Выяснилось, что человеческий организм действительно может самостоятельно вырабатывать множество веществ, которые способны улучшать или наоборот – ухудшать его состояние. Если человек достаточное количество времени принимает определенный препарат, который заставляет мозг активировать одни и те же нейронные пути, вырабатывается условный рефлекс. Мозг запоминает, какие вещества вырабатываются при употреблении той или иной пилюли или введении инъекции. Эта ассоциативная память автоматически возбуждает нужные нейронные связи даже при употреблении плацебо. Следовательно, в теле активируются гены, которые отвечают за выработку тех же химических веществ, что и при употреблении настоящего лекарства. Такая область науки как «эпигенетика» занимается изучением управления генами с помощью сигналов, приходящих из окружающей среды. Эпигенетические исследования доказывают, что организм человека не предопределен генами, а зависит от нашего сознания и поведения. То есть мы можем изменять свою «генетическую судьбу», включая гены, которые хотим и выключая нежелательные. Таким образом, при употреблении плацебо мозг посылает определенные сигналы генам, происходит их экспрессия – синтез нужных белков (Рис.1). В некоторых случаях организм способен включать в работу так называемые стволовые клетки, которые принимают на себя любую функцию, необходимую в той или иной ситуации.

 

Рис.1. Схема преобразования мыслей в череду упрощенных механизмов и химических реакций более низкого уровня

Однако Бенедетти утверждал, что реакция плацебо не одна – их несколько. Иногда эффект основывается на одной вере в возможные изменения, без выработки условного рефлекса. В 2007 году психологи Гарвардского университета Алия Крам и Элен Лангер провели исследование, в котором приняли участие 84 горничные. Испытуемых разделили на две группы: одним сообщили, что физические нагрузки, которые они испытывают ежедневно превышают норму, что сильно влияет на количество сжигаемых калорий, другие продолжили выполнять свою работу без этой информации. Через месяц у горничных из первой группы снизилось процентное содержание жира в организме, средняя потеря в весе составила около 1 килограмма. Показатели второй группы остались неизменны. Эти данные подтверждают, что иногда достаточно только веры и осознания для физических изменений тела и здоровья человека.

    1. Факторы

От чего же зависит подверженность человека эффекту плацебо? Доктор Джо Диспенза в своей книге приводит ряд факторов, влияющих на эффективность плацебо для изменения физиологии человека0. Их можно разделить на две группы: внешние факторы и внутренние.

а) Внешние факторы

В 2006 году ученые из Канады провели эксперимент, в котором приняли участие 220 студенток. Девушкам предоставили информацию о том, что у мужчин способность к математике выше, чем у женщин, на 5%. Затем испытуемых разделили на две группы. Всем необходимо было выполнить одинаковое математическое задание, но первой группе сообщили, что информация о способностях мужчин к математике подтверждена различными научными исследованиями, а второй – что это распространенный миф. В результате девушки из первой группы справились с заданием намного хуже, чем испытуемые из второй. Этот эксперимент доказал, что исходный настрой играет важную роль в жизни человека. Такая внешняя установка называется «прайминг»0. Прайминг активирует в сознании те или иные ассоциации, которые заставляют нас действовать в соответствии со стереотипами. Большинство действий, вызванных такими установками мы осуществляем неосознанно. Прайминг является важным фактором эффектов плацебо и ноцебо, ведь внешние установки влияют на наши мысли, а значит и на организм в целом. Современные учёные считают, что доля пациентов выздоровевших благодаря эффекту плацебо колеблется от 10 до 100%. Можно только представить сколько болезней человек получает только из-за эффекта ноцебо. Вспомните случаи, когда недомогания появлялись будто из ниоткуда. Это может показаться невозможным, однако современные исследования подтверждают способность нашего организма самостоятельно регулировать его физиологическое состояние.

б) Внутренние факторы

Автор изученной книги выделяет три внутренних фактора: установки, убеждения и восприятие. Ежедневно в нашей голове проносятся тысячи мыслей. Последние исследования установили, что около 70% этих мыслей имеют негативный и избыточный характер. Безусловно это оказывает губительное влияние на наш организм. Со временем мозг начитает связывать повторяющиеся мысли и чувства, в результате они становятся привычными. Так образуется установка. Множество установок формируют состояние бытия, нашу повседневность. Если человек достаточно долго живет с одними и теми же установками, она превращаются в убеждения. В этот момент определенное состояние фиксируется на подсознательном уровне. То есть негативные мысли становятся привычкой. А группы родственных убеждений составляют наше восприятие в целом, и человек начинает смотреть на мир через призму негативных эмоций и убеждений. Таким образом восприятие – это устойчивое состояние бытия, основанное на долгосрочных убеждениях, установках, мыслях и чувствах. Научные эксперименты доказывают, что человек не видит реальность такой, какая она есть в действительности, он неосознанно меняет её в соответствии со своим прошлым опытом. Поэтому очень важно уметь сохранять в повседневной жизни устойчивый положительный эмоциональный заряд.

В обычной жизни человеческий мозг формирует связи между нейронами, а когда какое-либо действие становится рутинным и выполняется достаточно часто такие связи «закосневают», их работа осуществляется почти автоматически. Так же работает с нашими мыслями. Если каждый день погружаться в одни и те же переживания, наш мозг свяжет соответствующие нейроны в «коробочку». Так, мыслить «в коробочке» означает постоянно подчиняться одному шаблону, сформированному у нас в голове (Рис.2). Но когда мы изучаем что-то новое, мыслим по-другому, наш мозг срабатывает в иных последовательностях, а разум меняется – мы выходим за пределы «коробочки». Только такой новый образ мыслей сможет привести к иным выборам и поступкам (Рис.3). Наш мозг способен расти и изменяться благодаря нейропластичности. Неойропластичностью называют способность мозга адаптироваться и меняться, в зависимости от новой информации и опыта. У этой способности есть несколько механизмов: сокращение (избавление от старых нейронных связей) и выращивание (создание новых). В хорошо развитом мозге эти процессы происходят за считанные секунды. Таким образом, чтобы разрушить существующие шаблоны, требуется много усилий и новые знания, которые будут развивать нейропластичность.

   

Рис.2. Графическое изображение мышления «в коробочке»

Рис.3. Графическое изображение гибкого мышления

Раннее говорилось о том, что наши мыли могут влиять на состояние человека, именно поэтому настрой сильно влияет на эффективность плацебо. Учеными доказано, что человеческий мозг почти не отличает реальность от воображения. То есть, если мысленно представлять положительные изменения и сохранять такой настрой длительное время, мозг примет воображаемые образы за действительность и начнёт вырабатывать химические вещества, соответствующие мнимым изменениям. Кроме того, позитивный настрой повышает тонус блуждающего нерва – элемента вегетативной нервной системы, который отвечает за работу многих внутренних органов. Однако для улучшения состояния организма недостаточно просто избегать отрицательных эмоций, необходимо культивировать в себе искренний позитивный настрой. Такие чувства, как благодарность, воодушевление, восхищение, доверие, признательность и доброта, помогут укрепить здоровье.

Изучив факторы, влияющие на работу плацебо остаётся вопрос: на каждого ли влияет данный эффект? Автор отвечает, что подобно гипнозу, эффект плацебо работает не у всех. Так как истинная трансформация происходит на подсознательном уровне, важно сознательно задать верный настрой. Чтобы создать правильные убеждения (которые и сохраняются в подсознании), человеку необходимо научиться контролировать свои мысли. Но далеко не каждый способен преодолеть негативный настрой в тяжелой ситуации (например, во время болезни) и принять новые мысли, которые могли бы подкрепить образ желаемого будущего. Чем больше мы принимаем, крепче верим и полней полагаемся, на то, что делаем для изменения, тем лучшего результата мы сможем достигнуть.

    1. Эффект плацебо на квантовом уровне

В изученной книге автор описывает «эффект наблюдателя»0, в соответствии с которым, физической материи не существует до тех пор, пока мы не начинаем ее наблюдать. Это значит, что каждый может сделать свой разум материей. В квантовой физике материей является частица, а волна – это нематериальное энергетическое поле. Изменяя своё восприятие, мы меняем свою энергию, наращивая частоту атомов и молекул физического тела, тем самым увеличивая свое энергетическое поле. Физические частицы в свою очередь реагируют на возросшую энергию, и мы становимся скорее энергией, чем материей. Сознательно мы выводим нашу материю на более высокую частоту, а тело реагирует на это новое состояние сознания. Исследования доказали, что взаимодействие между клетками организма происходят быстрее скорости света. Поэтому, повышая частоту, мы улучшаем сообщение между каждой клеточкой тела, тем самым улучшая общее состояние организма, а любая болезнь – не что иное, как понижение частоты (Рис.4).

 

Рис.4. Шкала зависимости состояния человека от частоты эмоций

Выводя сознание на более высокую частоту, вегетативная нервная система становится организованнее и превращается в связь с неким «врожденным разумом». По мнению автора, этот разум способен контролировать все процессы в организме, именно он отвечает за наше состояние. Но как же выйти на новую частоту сознания? Доктор Джо Диспенза предлагает использовать его авторскую медитацию для того, чтобы стать чистым сознанием, перейти к отсутствию «я». С помощью концентрации на отдельных мыслях во время медитации человеку удается попасть в квантовое поле, откуда открываются невероятные возможности для создания своего будущего.

    1. Сам себе плацебо

Понимание механизма плацебо на квантовом уровне помогает превратить выражение «сам себе плацебо» в реальность. В классическом эффекте плацебо (при употреблении пустой пилюли) вера человека направлена на что-то материальное, вне нас. Однако, с точки зрения квантовой модели логичнее, если эффект плацебо будет работать, основываясь на нематериальном мире, на нашем внутреннем сознании. Исследования и эксперименты, которые проводил автор изученной книги0, показывают, что, если человек направляет свою веру и энергию на неведомое внутри себя, превращая его в известное, исцеление происходит более эффективно. То есть, идея исцеления существует в квантовом поле, как неведомая возможность только до тех пор, пока человек не обратит на нее внимание. Направив, свою энергию на такую потенциальную возможность, мы делает ее материальной. Таким образом, если неоднократно представлять это неведомое будущее с ясным стремлением и положительным эмоциональным настроем, то в мозге произойдут те же нейропластические изменения, что и при классическом эффекте плацебо. Соответственно это приведет и к эпигенетическим изменениям в теле, то есть улучшению.

Для фокусирования своей энергии на конкретной идее используются медитации. Для того, чтобы понять, как переход в состояние медитации влияет на человеческий мозг и организм в целом, автор снимал ЭЭГ со своих учеников во время групповых сеансов медитации. После результаты ЭЭГ были преобразованы в качественные, что позволило нагляднее изучить динамики изменений (Рис.5).

 

Рис.5. Изменение согласованности в процессе медитации

По завершению обработки полученных данных автор сделал следующие выводы:

  1. 91% ЭЭГ свидетельствуют об улучшении функций мозга. Участники приходили к более согласованному состоянию мышления.

  2. Среднее время перехода в медитативное состояние составляет чуть более 1,5 минут. За такой короткий промежуток времени человек способен изменить свой мозговой ритм. Также отмечается, что погружение в более восприимчивое состояние является навыком, который можно тренировать.

  3. У медитирующего человека лобные доли мозга взаимодействуют более уравновешено и единообразно. В таком состоянии мы чувствуем себя счастливее и осознаннее.

Попасть в медитативное состояние достаточно трудно. Важно понимать, что материя не может изменить материю. Во время медитации необходимо научиться отступать от своего аналитического рассудка. Это позволит перейти в сферу подсознания, которая контролирует большую часть нашей психики (Рис.6). Эффект плацебо возможен только когда человек преодолевает границу аналитического ума. Только будучи самим сознанием, человек сможет изменить свой мозг. Поэтому для достижения лучшего результата нужно постоянно тренироваться.

 

Рис.6. Условная схема соотношения сознательной психики и подсознательной

  1. Исследование эффекта плацебо среди учащихся МОУ СОШ №43 города Твери

Выше описывался эксперимент канадских учёных, которые выявляли влияние эффекта ноцебо на результаты проверочных работ по математике у студентов университета. Возникает вопрос, действуют ли феномены плацебо и ноцебо на учеников средней школы? Было решено провести эксперимент среди учащихся МОУ СОШ №43 города Твери. Всего в нём приняли участие 86 человек, из которых: 36 учеников 11-ых классов и 50 учеников 5-ых классов.

Эксперимент состоял из четырёх проверочных работ по математике приблизительно одинакового уровня сложности. Первая работа проводилась в обычных условиях, без замечаний и напутствий учителя. Перед проведением второй работы учитель мотивировал учащихся, говорил о том, что с работой легко могут справиться все ученики. Перед третьей, наоборот, учитель негативно настраивал школьников, убеждая в том, что задания очень сложные и вряд ли с ними все хорошо справятся. Настрой перед четвёртой проверочной работой был схож с условиями канадских учёных: учитель сообщал, что по статистике мальчики справляются с данной работой лучше девочек. Затем результаты всех работ были проанализированы и преобразованы в диаграммы для наглядности.

Выяснилось, что по сравнению с оценкой за полугодие, для большинства одиннадцатиклассников положительный настрой перед работой никак не повлиял на успеваемость, а вот негативный настрой в 83% случаев снизил успеваемость учеников (Рис.7.). Среди учеников пятых классов статистика немного другая: за работу с мотивацией 20% учеников получили оценку выше, чем четвертная, ещё 70% получили оценку, совпадающую с четвертной, и лишь 10% – снизили свои результаты. В случае с негативным настроем ни один ученик не получил отметку выше четвертной, 40% получили более низкую, а 60% такую же (Рис.8.). В двух параллелях наблюдается эффект ноцебо (при работе с негативным настроем ученики получают более низкие оценки), а в более младших классах не очень ярко, но выражен и эффект плацебо. Важно отметить, что в большинстве случаев, оценки каждого отдельного ученика различались на 1 балл (как в лучшую, так и в худшую сторону).

   

Рис.7. Соотношение оценок учащихся 11-ых классов за работу с мотивацией/негативным настроем с оценкой за полугодие

Рис.8. Соотношение оценок учащихся 5-ых классов за работу с мотивацией/негативным настроем с оценкой за четверть

Однако, при таком сравнение нужно учитывать, что отметка за четверть или полугодие может отличаться от оценки за самостоятельную работу в обычных условиях, ведь итоговая оценка часто складывается из результатов работ по нескольким темам, кроме того у учеников есть возможность переписать работу в случае неудовлетворительной оценки. Поэтому, для большей точности эксперимента, сначала сравним результаты обычной работы с четвертной/полугодовой оценкой учащихся, а затем сопоставим результаты обычной работы с проверочными, перед которыми учитель настраивал школьников.

Действительно, в 11-ых классах оценки за обычную работу ниже оценки за полугодие у 61%, еще у 6% – выше (Рис.9.). В 5-ых классах разница не так значительна: у 37% учащихся оценка оказалась ниже, у 10% - выше (Рис.10.). Поэтому при сравнении оценки за работы с положительным и негативным настроем с оценкой за обычную работу получили следующие результаты: в старших классах при мотивации от учителя 56% учеников получили более высокую оценку, чем при написании обычной работы, и 39% написали работу с негативным настроем хуже, чем обычную самостоятельную по той же теме. Процент старшеклассников, получивших более высокие оценки при негативном настрое и более низкие при положительном настрое можно считать незначительным и принять за статистические выбросы.

   

Рис.9. Соотношение оценок учащихся 11-ых классов за работу с мотивацией/негативным настроем с оценкой за обычную работу

Рис.10. Соотношение оценок учащихся 5-ых классов за работу с мотивацией/негативным настроем с оценкой за обычную работу

В 5-ых классах 43% учащихся улучшили свои результаты при написании работы с положительным настроем, столько же участников эксперимента получили те же оценки, что и при обычной работе. За проверочную работу с негативными замечаниями учителя 27% учеников получили более низкие оценки и 69% идентичные результатам обычной работы.

Таким образом, полученные данные доказывают влияние эффекта плацебо на результаты работ учеников одиннадцатых классов и еще раз подтверждают работу эффекта ноцебо среди школьников.

Затем было решено проанализировать результаты работы с противопоставлением. Напомним, что перед данной проверочной работой учитель приводил данные ложной статистики, согласно которым, девочки справляются с данной работой хуже мальчиков. Сравнение результатов проводилось отдельно среди мальчиков и среди девочек в каждой параллели.

   

Рис.11. Сравнение оценок учениц 11-ых классов за работу с противопоставлением с оценкой за полугодие

Рис.12. Сравнение оценок учеников 11-ых классов за работу с противопоставлением с оценкой за полугодие

Видим, что в 11-ых классах процент девочек, имеющих оценку «отлично» снизился с 67% до 50%, а оценку «хорошо» вместо 17% получили 33%, то есть в целом успеваемость снизилась (Рис.11.). Среди мальчиков также выявлено снижение успеваемости: увеличился процент учащихся, которые имеют оценки «удовлетворительно» и «неудовлетворительно», а количество отметок «хорошо», наоборот – уменьшилось (Рис.12.). Можно сделать вывод о том, что эффект ноцебо, который повлиял на результаты девочек, имеет большую значимость, чем эффект плацебо, который должен был воздействовать на результаты мальчиков.

В 5-ых классах девочки наоборот улучшили свои результаты: количество отметок «отлично» выросло с 12% до 25% (Рис.13.). Возможно, сработал эффект мотивации от обратного: девочки старались приложить максимум усилий, чтобы опровергнуть статистику. Успеваемость мальчиков также снизилась (Рис.14.).

   

Рис.13. Сравнение оценок учениц 5-ых классов за работу с противопоставлением с оценкой за полугодие

Рис.14. Сравнение оценок учеников 5-ых классов за работу с противопоставлением с оценкой за полугодие

Затем, было проведено анкетирование среди учеников 10-ых и 11-ых классов, с целью выявления уровня знаний об эффекте плацебо у старшеклассников. Всего в анкетировании приняли участие 70 человек, из которых: 23 мальчика и 47 девочек.

   

Рис.15. Результаты анкетирования по вопросу «Знакомо ли Вам понятие «эффект плацебо»?»

Рис.16. Результаты анкетирования по вопросу «Слышали ли Вы о случаях излечения больного, принимающего «пустышку»?»

Выяснилось, что большинство опрошенных (73%) не знакомы с понятием «эффект плацебо» (Рис.15.), но 59% слышали о случаях излечения больного, принимающего «пустышку» (Рис.16.).

   

Рис.17. Результаты анкетирования мальчиков по вопросу «Верите ли Вы в силу самовнушения?»

Рис.18. Результаты анкетирования девочек по вопросу «Верите ли Вы в силу самовнушения?»

Девочки в большей степени верят в силу самовнушения (87%), чем мальчики (74%) (Рис.17-18.).

 

Рис.19. Результаты анкетирования по вопросу «Вы когда-нибудь замечали, что Ваши мысли влияют на реальность?»

Большинство старшеклассников замечали, что их мысли влияют на реальность: 56% – редко и еще 25% утверждают, что это случается почти всегда (Рис.19.).

В основном мысли и чувства мальчиков влияют на их самочувствие (48%), эффективность труда (39%) и оценки в школе (30%) (Рис.20.), а 17% учеников утверждают, что эмоции ни на что не влияют. Девочки отмечают те же категории, однако ответов «ни на что не влияют» значительно меньше – всего 2% (Рис.21.).

   

Рис.20. Результаты анкетирования мальчиков по вопросу «Как Вам кажется, на что влияет Ваш эмоциональный настрой, Ваши мысли и чувства?»

Рис.21. Результаты анкетирования девочек по вопросу «Как Вам кажется, на что влияет Ваш эмоциональный настрой, Ваши мысли и чувства?»

Ответы на некоторые вопросы в анкетировании позволяют еще раз убедиться в том, что негативные эмоции влияют на нашу действительность.

   

Рис.22. Результаты анкетирования мальчиков по вопросу «Как часто Вы болеете, чувствуете слабость и недомогания?»

Рис.23. Результаты анкетирования мальчиков по вопросу «Как часто вы испытываете негативные эмоции, сильный стресс?»

Анализ ответов мальчиков показал, что большинство (78%) чувствуют слабость и недомогания достаточно редко – 1-2 раза в год, примерно такой же процент респондентов (74%) очень редко испытывают стресс и негативные эмоции (Рис.22-23.).

   

Рис.24. Результаты анкетирования девочек по вопросу «Как часто Вы болеете, чувствуете слабость и недомогания?»

Рис.25. Результаты анкетирования девочек по вопросу «Как часто Вы испытываете негативные эмоции, сильный стресс?»

Среди девочек на вопрос о том, «как часто Вы болеете», наиболее популярны такие ответы, как «раз в месяц» (40%) и «2-3 раза в месяц» (41%) (Рис.24.). Соответственно, большинство девочек (79%) испытывают сильный стресс или другие негативные эмоции каждый месяц (Рис.25.). Девочки больше подвержены действию эффекта ноцебо. Вероятно, это связано с тем, что они в принципе больше верят в самовнушение, как выяснилось ранее (Рис.17-18.).

Таким образом, прослеживается четкая взаимосвязь между негативными эмоциями и физическими недомоганиями, что подтверждает действие эффекта ноцебо среди старшеклассников.

  1. Заключение

В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы.

Плацебо – это феномен, при котором человек улучшает физическое состояние своего тела, исключительно с помощью веры во что-либо или убеждения в чем-либо. Впервые люди стали замечать и использовать эффект плацебо в период Второй мировой войны, но идея о том, что человек может изменять свою физическую реальность при помощи мысли зародилась задолго до этого: истории чудесного исцеления из Библии, лечения шаманов и даже заговоры также являются примерами действия эффекта плацебо.

Существует несколько механизмов плацебо. В 2004 году итальянский исследователь Фабрицио Бенедетти объяснил механизм плацебо на уровне условного рефлекса. Выяснилось, что человек может менять свою судьбу одной только мыслью.

Факторы, влияющие на работу эффекта плацебо можно разделить на группы: внешние (к ним относят окружающую обстановку) и внутренние (установки, убеждения и восприятие).

Подобно гипнозу, эффект плацебо работает не у всех. Важно уметь задавать верный настрой, научиться контролировать свои мысли.

Доктор Джо Диспенза предлагает использовать медитацию для того, чтобы стать чистым сознанием. С помощью концентрации на отдельных мыслях во время медитации человеку удается попасть в квантовое поле, откуда открываются невероятные возможности для создания своего будущего.

Попасть в медитативное состояние достаточно трудно. Важно понимать, что материя не может изменить материю. Во время медитации необходимо отступать от своего аналитического рассудка.

В результате проведенного эксперимента удалось определить, что наибольшему влиянию плацебо подвержены учащиеся пятых классов. В старших классах наиболее ярко выражен эффект ноцебо, причем у девочек он проявляется сильнее.

Большинство старшеклассников признают, что мысли могут влиять на реальность. По результатам проведенного анкетирования прослеживается четкая взаимосвязь между негативными эмоциями и физическими недомоганиями, что подтверждает действие эффекта ноцебо среди старшеклассников.

Таким образом, удалось выяснить, что внушаемость при негативном настрое выше, чем при позитивном. Вероятно, это связано с тем, что поверить в успешность сложнее, так как это потребует значительных усилий.

  1. Литература

  1. Диспенза, Джо Сам себе плацебо. Как использовать силу подсознания для здоровья и процветания: [перевод с английского] / Джо Диспенза. – Москва : Издательство «Э», 2018. – 416 с.

  1. Приложение

Анкетирование учащихся об осведомленности об эффекте плацебо

  1. Как часто Вы болеете, чувствуете слабость и недомогания?

 

1-2 раза в год

 

1 раз в месяц

 

2-3 раза в месяц

  1. Как часто вы испытываете негативные эмоции, сильный стресс?

 

Никогда

 

Очень редко

 

Каждый месяц

  1. Знакомо ли Вам понятие «эффект плацебо»?

 

Да

 

Нет

  1. Слышали ли Вы о случаях излечения больного, принимающего «пустышку» (препарат без действующего вещества), уверенного в том, что принимает лекарство?

 

Да

 

Нет

  1. Вы когда-нибудь замечали, что ваши мысли влияют на реальность? (Например, после замечания учителя, вы плохо справились с контрольной работой) Если да, то, как часто?

 

Никогда

 

Редко

 

Почти всегда

  1. Как вам кажется, на что влияет ваш эмоциональный настрой, ваши мысли и чувства?

     

    На самочувствие

     

    На оценки в школе

     

    На эффективность труда

     

    Ни на что не влияет

     

    Другое:

  2. Верите ли вы в силу самовнушения?

 

Да

 

Нет

1 Препарат, стимулирующий гормон роста и подавляющий секрецию кортизола – Диспенза, Джо Сам себе плацебо. Как использовать силу подсознания для здоровья и процветания: [пер. с англ.] / Джо Диспенза. – Москва: Издательство «Э», 2018. – С.92

0 Диспенза, Джо Сам себе плацебо. Как использовать силу подсознания для здоровья и процветания: [пер. с англ.] / Джо Диспенза. – Москва : Издательство «Э», 2018. – С.232

0 Диспенза, Джо Сам себе плацебо. Как использовать силу подсознания для здоровья и процветания: [пер. с англ.] / Джо Диспенза. – Москва : Издательство «Э», 2018. – С.99

0 Диспенза, Джо Сам себе плацебо. Как использовать силу подсознания для здоровья и процветания: [пер. с англ.] / Джо Диспенза. – Москва : Издательство «Э», 2018. – С.262

0 Диспенза, Джо Сам себе плацебо. Как использовать силу подсознания для здоровья и процветания: [пер. с англ.] / Джо Диспенза. – Москва : Издательство «Э», 2018. – С.324

Просмотров работы: 13