Литературное волонтёрство как способ реализации читательской активности

XXIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Литературное волонтёрство как способ реализации читательской активности

Наседкина М.Д. 1
1МБОУ "СОШ №11"ИМОСК
Стрельникова О.П. 1
1МБОУ "СОШ №11"ИМОСК
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность: Интенсивное развитие информационных и цифровых технологий способствует развитию нового формата книги – созданию ее электронного аналога, цифровой копии, а зачастую и изначально «сетевого произведения», взаимодействие с которым также строится по иным стратегиям, чем традиционное чтение. В связи с этим растет актуальность использования различных форм социокультурной деятельности для поддержания статуса чтения, раскрытия его потенциала как средства освоения социального опыта и собственного духовно-интеллектуального развития.

Проблематика: В настоящее время общепризнанным является тот факт, что снижение у молодого поколения интереса к чтению имеет масштаб общемировой тенденции. К сожалению, все чаще приходится констатировать, что одним из базовых противоречий, выступающих ограничением процесса приобщения школьников к чтению, является низкий уровень читательской культуры. Перемены в общественной жизни молодежи оказали существенное влияние на читательскую грамотность. Современный читатель имеет так много соблазнов, что магия книги постепенно утрачивается, вытесняясь другими источниками информации и впечатлений. Однако глубокое убеждение в важности и незаменимости чтения заставляет искать новые пути приобщения к чтению подрастающего поколения.

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования в данной работе являются волонтерская деятельность в области литературы.

Предмет исследования – влияние литературного волонтерства на интерес к чтению в нашей школе.

Цель работы:

популяризация среди подростков и молодежи идеи о необходимости активной социальной позиции в поддержке русской литературы и культуры чтения; разработка материалов для организации и распространения лучшего молодежного опыта, направленного на поддержку чтения.

Задачи:

- изучить материал об истории возникновения литературного волонтерства;

- выявить причины снижения читательской активности среди подрастающего поколения;

- провести опрос среди школьников, с целью узнать, как волонтерство в литературе способствует поддержанию статуса чтения;

- проанализировать результаты опроса, сделать вывод;

- создать и популяризировать телеграмм канал для подростков с рекомендациями для чтения произведений художественной литературы.

Гипотеза: использование такой формы социокультурной деятельности, как волонтерство в литературе, способствует поддержанию статуса чтения, раскрытия его потенциала как средства освоения социального опыта и духовно-интеллектуального развития молодежи.

Практическая значимость данной работы заключается в максимальном привлечении внимания к проблеме снижения интереса к чтению и использовании разработанных материалов для решения данной проблемы.

Методы исследования: теоретический анализ статистических данных, собранных в сети Интернет и литературе по теме исследования, опрос и анкетирование, творческое задание.

Этапы работы над проектом.

Этап

Содержание

1.Подготовительный

Формулировка целей, задач, методов, содержание и конечного результата данной работы.

2.Организационный

Ознакомление с содержанием работы, определения и направление работы, определение примерных сроков для предоставления материала.

3.Осуществление деятельности

Работа по поиску информации, решению поставленных задач: найти теоретический материал по нашей теме. Составить вопросы и провести анкетирование среди учащихся. Создать телеграмм канал (отзывы по книгам). Провести повторное анкетирование среди учащихся. Проанализировать полученные данные.

4. Оформление

Оформление работы согласно выбранной темы.

5. Защита проекта

Выступления на уроках, участие в конкурсах.

В современном социокультурном пространстве происходит ряд трансформаций, влияющих на читательскую культуру, отношение к чтению. Нарастает тенденция визуализации и геймификации культурной среды, визуальные образы, как традиционные (кино, телевидение), так и инновационные (инфографика, видеохостинги в Интернете), вариативность и многообразие доступных игровых пространств снижают степень интереса к книге и чтению как более сложному интеллектуальному занятию. Кроме этого, сама книга также подверглась процессам визуализации, к которым можно отнести экранизации, буктрейлеры, перевод литературных произведений в «комиксы». Ю.В. Щербинина даже характеризует современность как «время библиоскопов», говоря о том, что нынешнее поколение – «это поколение имитаторов, которые активно пользуются книгами, то и дело обращаются к ним, любят рассматривать, хотят обсуждать, но гораздо реже… читают». [6]

Чтение выполняет в жизни культурного человека сразу несколько важнейших функций. Наиболее очевидная из них – познавательная, так как книга расширяет горизонты познания, позволяя узнать о том, что нам, возможно, даже не придется никогда увидеть. Но в XXI веке появился «виртуальный» мир, который имеет всеобщую доступность информации.

Вторая функция литературы – воспитательная. Иногда именно книжные примеры учат законам жизни в обществе и правилам общения с себе подобными, помогают усвоить нравственные устои… познать самого себя, развивают способность к сопереживанию, заставляя смеяться и плакать, помогают научиться входить в положение других людей, Они сокращают одиночество, приносят утешение и указывают выход из трудного положения.

Несмотря на эти важные функции, чтение художественной литературы потеряло свою популярность. Школьник, читающий много, обладает более высоким уровнем читательского и литературно-творческого развития, чем его сверстник, читающий мало: он глубже воспринимает литературно-художественные произведения, обладает более развитым эстетическим вкусом, лучше сочиняет художественные тексты. Его ценностные установки также более гуманистические, а способность решать свои психологические проблемы с помощью литературно-художественного творчества лучше развита, чем у нечитающего подростка.[1]

Глава I.ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1.1Волонтерская деятельность как инструмент реализации социальной активности подрастающего поколения.

Одним из важнейших направлений современной молодежной политики России является создание условий для совершенствования волонтерского движения и подготовки отрядов добровольцев, осуществляющих бескорыстную помощь тем, кто в ней нуждается. В основе идеологического посыла современной благотворительности и волонтерского движения может лежать постулат великого немецкого поэта Гете: «Тот, кто ничего не делает для других — ничего не делает для себя».[1] Сегодня добровольчество — волонтерская деятельность поддерживается на всех уровнях власти и является неотъемлемой частью воспитания молодежи и реализации ее общественной активности. В современной социальной ситуации понятие «волонтер» стало общепринятым как в бытовой практике, так и на официальном уровне – в правительственных документах и распорядительных актах. Этимология понятия «волонтер» имеет латинские корни. В переводе с латинского «voluntarius» означает «добровольный». В русском языке «волонтер» и «доброволец» являются синонимами и используются как равнозначные понятия. Доброволец — волонтер — это человек, имеющий активную жизненную позицию, безвозмездно выполняющий какую-либо работу или общественную деятельность, искренне вкладывающий в дело свои навыки и время. В документах, регламентирующих волонтерскую деятельность, отмечается, что добровольческая деятельность может быть как индивидуальной, так и коллективной. Анализ официальных документов, регламентирующих организационные особенности и содержание волонтерского движения, позволяет установить, что на законодательном уровне волонтерская деятельность регламентируется Федеральным законом «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». Согласно закону, стать волонтером может любой гражданин Российской Федерации, достигший 14-летнего возраста.[7] Несовершеннолетним добровольцам нужно разрешение от родителей, а детей младше 14 лет во время волонтерских работ должны сопровождать их официальные представители.[8]

Сегодня основные задачи подготовки волонтеров и создания волонтерских групп направлены на оказание помощи нуждающимся. Вместе с тем отряды волонтеров создаются для утверждения духовно-нравственных ориентаций соотечественников и иностранных граждан в традициях гостеприимства Российского государства, для распространения обычаев и культуры народов, живущих на его территориях. Современное общество остро нуждается в молодых людях, стремящихся к общественной деятельности и созидательной активности. Закон позволяет им быть полезными и востребованными при проведении масштабных государственных мероприятий, оказывать помощь населению в случае возникновения бед или катастроф. Специалисты в области педагогики, социологии, психологии отмечают огромные воспитательные возможности содействия добровольческой деятельности молодых волонтеров со стороны государственных структур или общественных организаций. Именно волонтерство способствует развитию нравственного человеческого потенциала и помогает молодым людям стать творцами социальной реальности, способными конструктивно взаимодействовать с другими людьми во имя достижения общих целей и сохранения единых ценностей. Государственная молодежная политика в России отвечает потребностям российского общества в воспитании молодых волонтеров. Эти идеи воплощаются благодаря таким документам как Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»,«Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».[8]

Особая роль в волонтерском движении принадлежит молодежи. Формирование социальной компетенций подрастающего поколения посредством волонтерской деятельности приобретает важное общественно-государственное значение, оно способствует успешной социализации молодежи, а в дальнейшем — ее адаптации к будущей профессиональной деятельности, к участию в гражданских инициативах на благо развития нашей страны.[3]

Изложенное выше позволяет сделать вывод о том, что, волонтерскую деятельность как один из инструментов реализации социальной активности студенческой молодежи, следует рассматривать как мощное новаторское средство, способствующее профессиональной социализации обучающихся и обладающее безграничным воспитательным потенциалом. Сегодня добровольческая деятельность позволяет создать условия для формирования у студентов сострадания, милосердия, социально – нравственной ответственности, то есть тех гуманных качеств, которые признаются наиболее важными и значимыми в обществе. Вместе с тем, волонтерское движение позволит выработать коммуникативные навыки и навыки межкультурного общения между студенческой молодежью разных национальностей, проявлять милосердие и поддержку слабым, немощным, больным, обучить других навыкам социального проектирования и ответственного поведения.[2]

1.2 Виды волонтерства

В современном социуме есть много проблем, решение которых невозможно без помощи волонтеров. Существует обширное множество направленностей волонтерской деятельности для подрастающего поколения:[9]

1) профилактика наркомании;

2) распространение здорового образа жизни;

3) работа с социально незащищенными группами населения;

4) помощь животным и защита окружающей среды;

5) психолого-педагогическая поддержка детей;

6) сельскохозяйственная работа;

7) археологическая работа;

8) помощь в проведении спортивных мероприятий;

9) литературное волонтерство и тд.

В своей работе, мы бы хотели подробнее остановиться на проблеме волонтерства в литературе. Кто такие волонтеры чтения?

Волонтеры — это добровольцы, которые, руководствуясь внутренними убеждениями и потребностями, безвозмездно участвуют в социально значимой деятельности. А волонтеры чтения — это инициативные люди, на добровольных началах занимающиеся развитием и популяризацией чтения среди разных слоев населения.

Волонтеры чтения — это люди, которые:

  • с удовольствием посвящают значительную часть своего времени чтению хороших книг;

  • хотят, чтобы в современном мире стало больше читателей;

  • могут заинтересовать чтением своих сверстников или младших товарищей, а также родителей;

  • готовы придумать и осуществить свой читательский проект и поделиться его результатами.[11]

1.3 От читающего учителя к ученику - читателю

Проблема чтения находится в настоящее время в зоне особо пристального внимания. Диапазон мнений варьируется от констатации глубокого кризиса читательской культуры до утверждения новой модели чтения в современных условиях информационного общества. «Чтение — это освоение письменной информации», — такое определение принято в Национальной программе поддержки и развития чтения (2007).[6] С этим трудно поспорить, однако, если взглянуть на это явление шире, масштабнее, то будет понятно: чтобы феномен чтения состоялся, нужно как минимум три участника: текст, читатель и социум. На каждом историческом этапе своего развития социум порождал новые тексты, принимаемые или отвергаемые своими читателями. Очередной виток развития культуры добавлял, усложнял, обогащал функции текста и чтения как способа социализации, получения информации, образования, источника эстетического удовольствия, формы общения и развлечения. Сегодня становится все более очевидно, что уровень культурной компетентности граждан (в частности уровень чтения) во многом определяет характер политики и экономики. «Грамотность» в широком смысле, обеспечивающая человеку возможность полноценного участия в жизни общества, включена Всемирной организацией здравоохранения в 12 показателей, характеризующих здоровье нации, а ООН взяла этот показатель в качестве индекса к продолжительности жизни населения. Если в самом общем плане попытаться осмыслить культурные изменения, происходящие сегодня с чтением, то можно смело утверждать: изменился и текст, и читатель, и социум.

В масштабах социума происходит последовательное возрастание роли информации, знания, а, следовательно, и социальной значимости чтения в условиях информационного общества. При этом в обществе складывается ситуация, когда ценности молодого поколения существенно отличаются от ценностей старших. Опыт прошлого оказывается недостаточным в решении актуальных проблем. Дети быстрее адаптируются и лучше, чем взрослые, ориентируются в меняющемся мире. Очевидно, можно говорить о формировании нового облика образования, наиболее значимой характеристикой, которого выступает категория «открытости». Открытость образования проявляется в его доступности, альтернативности, вариативности и непрерывности. Определяются его новые ценностные, технологические и педагогические доминанты, в том числе в отношении чтения школьников. Мы видим и понимаем, что происходит становление нового культурного типа личности читателя-школьника. Он знает и умеет зачастую то, что непонятно и недоступно его учителям и родителям. Он постоянно испытывает на себе такой шквал социального и педагогического воздействия, что самозащита оказывается единственным способом выживания. Он вынужден быть прагматичным, чтобы быть современным (хочется подчеркнуть, что данные утверждения не имеют оценочного характера, они просто констатируют ситуацию). Нельзя игнорировать те изменения, которые происходят с традиционной культурой текста. Бесценные рукописи, создававшиеся десятилетиями, и виртуальные гипертексты, мгновенно рассылаемые по сети, далеки друг от друга, как средневековые книжники от современных пользователей «юзеров». Визуализация как неотъемлемая часть современной культуры, фантастические возможности медиатехнологий активно осваивают современное пространство чтения.[7]

1.4 Нечитающий мир

В настоящее время общепризнанным является факт, что снижение у молодого поколения интереса к чтению имеет масштаб общемировой тенденции. Большинство развитых стран, в том числе и Россия, активно предпринимают меры с целью противодействовать этому явлению, исходя из своего понимания роли чтения в общественном развитии. В странах, где чтению уделяется должное внимание, приобщение к чтению становится не только педагогическим, но и социальным, экономическим и политическим делом. В 80-е гг. внимание общественности привлекла проблема так называемой «функциональной неграмотности» значительной части населения стран Европы и США. Функционально неграмотные — это «вторично неграмотные», то есть те, кто умел читать и писать, но в какой-то мере утратил эти навыки, во всяком случае, утратил их настолько, чтобы эффективно «функционировать» в современном обществе.

Проблема оказалась настолько острой, что 1990 г. по инициативе ЮНЕСКО был провозглашен Генеральной Ассамблей ООН Международным годом грамотности. Группа людей, наиболее близко стоящая к функционально неграмотным или в какой-то мере совпадающая с ними, называется «слабыми читателями», для которых характерно «пассивное» чтение. Сюда относятся взрослые и дети, которые не любят читать. Они читают от случая к случаю и не тратят на это много времени, считая это занятие нецелесообразным. В чтении такие читатели обычно ищут «полезную» информацию, то есть информацию, носящую практический характер. Кроме того, в окружении этого человека чаще всего мало читают и редко говорят (либо вообще не говорят) о книгах. Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь. Тенденция падения интереса к чтению в России — тревожное явление для страны, в которой чтение всегда было занятием исключительно интеллектуальным, личностно значимым и неизменно возглавляло перечень любимых занятий образованных людей.[7]

Результаты исследования отразили не только ослабление внимания к чтению в системе российского образования, но и отсутствие у школьников таких качеств, как самостоятельность мысли, инициатива, конструктивное мышление. К сожалению, все чаще приходится констатировать, что одним из базовых противоречий, выступающих ограничением процесса приобщения школьников к чтению, является низкой уровень читательской культуры и слабая приобщенность к чтению.

Почему так важно иметь в стране высокий уровень чтения? Доказано, что читатели, в отличие от нечитателей, способны мыслить в категории проблем, схватывать целое и выявлять противоречивые взаимосвязи явлений. Хорошие читатели имеют больший объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью, точнее формулируют и свободнее пишут. Такие люди более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении.

Фраза, вынесенная в заголовок главы «От читающего учителя к ученику-читателю» может рассматриваться как лозунг и руководство к действию. Предлагаемый вектор позволяет затронуть как минимум три аспекта приобщения к чтению: на уровне ценностного отношения; на уровне читательской компетентности; на уровне позитивного принятия.

Однако особенно актуальной темой для каждого заинтересованного человека становится поиск адекватных технологических решений проблемы, учитывающих особенности современного ученика-читателя и тот социокультурный контекст, в котором происходит его становление. Попробуем обозначить несколько принципиальных позиций, которые, на наш взгляд, позволят не только преодолеть имеющиеся негативные тенденции в отношении чтения современных школьников, но и создадут существенные предпосылки устойчивого развития чтения в условиях отечественного образования. В самых общих словах эти позиции определяются следующими утверждениями: книжная культура — основа современной культуры, ее сохранение и развитие — важная миссия человечества; читающие люди более успешны в жизни, чем их антиподы; глагол «читать» не терпит повелительного наклонения; успешное чтение — залог успеха в обучении.

«Воспитание у детей любви к чтению — дело педагогической чести» (Ш. Амонашвили)[7]

Возвращаясь к теме приобщения к чтению современных школьников, необходимо отметить, что в международной практике существуют разные способы системного решения этой проблемы. Развитие культуры чтения давно рассматривается не только как забота начальной школы, но как проблема непрерывного образования. Учитель чтения как профессия появился в 1980– 1990-х гг. в Великобритании, когда страна искала пути выхода из кризиса образования. Такая должность существует и в Новой Зеландии, и в США, и в Финляндии. Учитель чтения — это особый специалист, который помогает детям преодолеть сложности, связанные с процессами чтения. В его обязанности входит обучение детей чтению, оценка достигнутых успехов и помощь в организации образовательного процесса на уроке.[7]

1.5 Невероятно, но факт!

Актуализация проблемы чтения происходит на фоне международных сравнительных исследований. Показатели навыков чтения (reading literacy) российских школьников в рамках исследования PISA (Programme for International Student Assesment, международная программа оценки знаний школьников) за последние годы оказались значительно ниже, чем в большинстве развитых стран. При этом оценивалась не техника чтения, а способность ученика использовать чтение как средство приобретения новых знаний для дальнейшего обучения. Предметом внимания были различные умения, которые можно было объединить в три группы: нахождение в тексте информации, заданной в явном или неявном виде, интерпретация текста, рефлексия и оценка текста. Результаты исследования отразили не только ослабление внимания к чтению в системе российского образования, но и отсутствие у наших школьников таких качеств, как самостоятельность мысли, инициатива, конструктивное мышление. К сожалению, все чаще приходится констатировать, что одним из базовых противоречий, выступающих ограничением процесса приобщения школьников к чтению, является низкой уровень читательской культуры.[5]

Почему так важно иметь в стране высокий уровень чтения? Доказано, что читатели, в отличие от нечитателей, способны мыслить в категории проблем, схватывать целое и выявлять противоречивые взаимосвязи явлений. Хорошие читатели имеют больший объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью, точнее формулируют и свободнее пишут. Такие люди более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении.[4]

Вывод: чтение может и должно стать определяющим фактором в решении актуальных задач российского образования, согласно которым школа призвана обеспечить следующее: историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности, непрерывность образования в течение всей жизни человека.

Глава 2. Анализ и изучение полученных данных

2.1. Опрос и статистика

В рамках исследовательской работы мною был проведён опрос среди учащихся, с целью определить, уровень читательской активности, какую роль играют книги в жизни подростка, влияет ли на них использование различных форм социокультурной деятельности для поддержания статуса чтения. В опросе приняли участие 15 человек в возрасте от 11 до 13 лет. Анкета представлена в приложении 1.Данные анкетирования представлены в приложении 2.

Данные социологического опроса подсказали необходимость поиска решений этой проблемы, ведь потребность в чтении не возникает сама по себе и не складывается в результате принудительного общения с книгой. Большинство учащихся не читает, так как это скучно или из-за нехватки времени. 60% опрошенных читают только то, что требует школьная программа. На вопрос о жанрах были даны разные ответы, но больше всего отмечались книги в жанре фантастика/ фэнтези, мистика, детективы. Абсолютное большинство читает раз в месяц. Наиболее актуальным занятием чтение книг было в возрасте 5-10, 10-12 лет. 10 человек из 15 предпочитают электронные книги, так как их проще найти, а печатные книги, по их мнению «прошлый век». Мало кто слушает аудиокниги, а большинство опрошенных предпочитают книге просмотр ее экранизации.

Как показало анкетирование, уровень читательской активности подростков достаточно низкий. В связи с этим было принято решение создать сделать свой собственный телеграмм канал «Волонтёры чтения», где участники группы могут оставить свой отзыв о прочитанной книге. Члены клуба читают самые разнообразные жанры и нацелены на вдумчивое чтение глубоких книг о вечных добрых ценностях, делятся интересными книгами, обмениваются мнениями. Можно отметить положительную динамику по увеличению уровня читательского интереса, (приложение 3) после ведения телеграмм канала, за один месяц его использования у многих подростков отмечается переход от низкого уровня читательского интереса к среднему, а у учеников и ранее проявлявших его он сохранился на прежнем уровне или же повысился. Количество обращений к ресурсам школьной библиотеки выросло. Можно отметить, что чтение школьной программы держится приблизительно на одном уровне, в то время как внеклассному чтению стали уделять больше внимания.

Таким образом, было выявлено значение внеурочной деятельности на современном этапе развития школы как ресурса приобщения учащихся к чтению художественной литературы.

Заключение

Как показывает опыт различных стран, несмотря на культурный прогресс общества, поддержка и продвижение чтения остаются актуальным направлением социокультурной деятельности даже в экономически и культурно развитых странах. Популяризация чтения осуществляется как в рамках государственной политики, деятельности институциональных структур (библиотеки, культурно - досуговые, образовательные учреждения), так и в общественных гражданских инициативах. На современном этапе эта деятельность приобретает системный характер, что отражается в комплексных программах поддержки и развития чтения.

Продуктивность процесса чтения будет способствовать успешному взаимодействию образования и социума. Скорость обновления информации, масштабы происходящих в социуме изменений актуализируют вопросы читательской компетентности. Чтение как личностная ценность определяет уровень совместной деятельности и общения участников образовательного процесса; обогащает личный опыт ученика; является нравственным ресурсом в проблемных ситуациях. Чтение как вид познавательной интеллектуальной деятельности является необходимым навыком в условиях непрерывного вариативного образования. Мы можем сделать вывод, что мой телеграмм канал по повышению уровня читательской грамотности  помог учащимся изменить свое отношение к чтению, количество отзывов по книгам растет, подростки с большим удовольствием делятся своими мнениями о прочитанной книге.

Гипотеза о том, что использование такой формы социокультурной деятельности, как волонтерство в литературе, способствует поддержанию статуса чтения, раскрытия его потенциала как средства освоения социального опыта и духовно-интеллектуального развития молодежи подтвердилась.

Список источников и использованной литературы

1. Кабачек О. «Читающие и нетающие подростки: в чём разница». c.10

2. Певная М. В. Роль и значение волонтерства в воспитательной деятельности и образовательном процессе современного российского вуза // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2012. Т. 104. № 3. с. 131–138.

3.Самаркина И. В. Добровольчество как способ реализации инновационного потенциала молодежи // Социальные технологии исследования. 2010. № 4. с. 53–55.

4.Чудинова В.П. Читательская грамотность и поддержка чтения: опыт разных стран // Университетская книга. 2017. № 3. с. 44-49

5.Щербинина Ю.В. Время библиоскопов: современность в зеркале книжной культуры. М.: Форум; Неолит, 2016. с.416

6.О благотворительной деятельности и добровольчестве: Федеральный закон от 05.02.2018 № 15-ФЗ [Электронный ресурс].URL.:http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102037027

7. Волонтерская деятельность как инструмент реализации социальной активности студенческой молодежи [Электронный ресурс].URL.:https://cyberleninka.ru/article/n/volonterskaya-deyatelnost-kak-instrument-realizatsii-sotsialnoy-aktivnosti-studencheskoy-molodezhi

8."О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204
года" [Электронный ресурс].URL.:https://base.garant.ru/71937200/

9.Основные направления волонтерской деятельности, способствующие формированию духовно-нравственных качеств подрастающего поколения Дувалина О.Н., Тегниренко Е.А. [Электронный ресурс].URL.:https://elibrary.ru/item.asp?id=37037174

10. Научно- техническая библиотека: [Электронный ресурс].URL.:https://ntb.bstu.ru

11. Российский книжный союз «Кто такие волонтеры чтения»? [Электронный ресурс].URL.:https://bookunion.ru/news/kto_takie_volontery_chteniya/

12.Электронная библиотека УрГПУ [Электронный ресурс].–URL.: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/12045/2/10Zavyalova.pdf

Приложение 1

АНКЕТА

Уважаемый читатель! Некоторые из предлагаемых вопросов содержат варианты ответов. Запишите те из них, которые соответствуют Вашему мнению. Если ни один из них Вас не устраивает, напишите, пожалуйста, собственный вариант ответа.

1. Читаете ли Вы книги (любые, хотя бы иногда)?

а) да б) нет

2. Если Вы не читаете книги, то почему?

а) это скучно б) нет времени, потому, что есть более интересные занятия

в) нет времени, т.к. учусь

3. Если Вы читаете, то почему?

а) потому что нравится б) потому что надо по учебной программе

в) потому что родители заставляют

4. Книги, каких жанров Вы читаете чаще всего?

а) научные книги б) научно популярные в) фантастика/фэнтези

- мистика- приключения- классика

- женские романы - исторические книги- детективы

5. Как часто Вы читаете книги?

а) несколько раз в неделю б) несколько раз в месяц в) крайне редко

6. В каком возрасте Вы больше всего читали? (возможно, несколько вариантов ответов)

а) 5-10 б) 10-13 в) 14-16

7. В каком виде Вы читаете книги?

а) в печатном виде б) в электронном виде

8. Если читаете книги в печатном виде, то почему?

а) зрение не хочу портить

б) она мобильнее и не разрядится на самом интересном, как КПК, ноутбук и т.д.

в) не все книги и учебники доступны в электронном виде

9. Если читаете книги в электронном виде, то почему?

а) так проще, никуда идти за ней не надо

б) печатные книги – это прошлый век, сейчас у нас информационное общество

в) не все книги и учебники доступны в печатном виде

10. Слушаете ли Вы аудиокниги?

а) да б) нет

11. Что на Ваш взгляд лучше – прочитать книгу или посмотреть по ней фильм-экранизацию?

а) лучше прочитать б) лучше посмотреть фильм – экранизацию

Приложение 2

Приложение 3

Просмотров работы: 23