Манипулятивное поведение среди подростков

XXIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Манипулятивное поведение среди подростков

Бурлакова К.С. 1
1Кяхтинская Средняя Общеобразовательная Школа №2
Вильская О.Ю. 1
1Кяхтинская Средняя Общеобразовательная Школа №2
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Подростковый период не зря считается наиболее сложным в процессе взросления. В организме ребенка происходит бурный всплеск гормонов, который проявляется и во внешнем виде, и в психоэмоциональной сфере. Грубость, раздражительность, непослушание еще вчера ласкового и покладистого малыша становятся частыми явлениями, вызывающими у недоумевающих родителей зеркальную реакцию: обиду, гнев и раздражение. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но и возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения. Для этого сложного этапа показательны негативные проявления ребенка, дисгармоничность в строении личности, протестующий характер поведения по отношению к взрослым, а также агрессивность, повышенная тревожность, жестокость. То есть в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления агрессивности и конфликтности.

Актуальность: Подростковый период – сложное время не только для ребенка, который его переживает, но и для родителей. Часто подростковое поведение доставляет беспокойство и вызывает заслуженное раздражение. Особо неприятная история — манипуляции.

Цель: рассказать одноклассникам, причины, виды и выявление манипулятивного поведения у детей подросткового возраста, а также предоставить информацию, как избегать манипуляторов своего возраста.

Объект исследования: подростки.

Предмет: манипуляции.

Гипотеза: Пожалуй, наибольшую неприятность доставляют взрослым манипуляции, когда подросток, эмоционально воздействуя на наиболее чувствительные «болевые точки» родителей, пытается добиться от них желаемого.

Задачи:

  • Узнать что такое манипуляция;

  • Изучить причины манипуляции подростков;

  • Выяснить, какие есть виды манипуляций подростков;

  • Раскрыть психологические особенности подросткового возраста;

  • Научиться выявлять манипулятивное поведение;

  • Разузнать, как избегать манипуляции;

  • Провести социологический опрос среди окружения;

  • Изготовление информационного буклета.

Методы исследования:

  • собрать как можно больше информации о данной теме;

  • подготовить вопросы для опроса;

  • обобщение и анализ собранной информации.

Глава 1

1.1 Что такое манипуляция?

Понятие «манипуляция» произошло от латинского слова «manipulus», что означает пригоршня. Первое его значение – ручное управление или ручное действие. В будущем данный термин получил переносное значение и уже имел значение акта влияния на людей, в основе которого находится скрытое управление их поведением. В качестве объектов действия уже были не предметы, а люди. И действия выполнялись уже не руками, а с помощью иных средств.

Манипуляция – это использование опосредованных, непрямых тактик для обретения контроля над эмоциями и моделями поведения другого человека и над отношениями как таковыми.

Манипуляция – это неявная, скрытая тактика воздействия на психику других с целью добиться желаемого. В той или иной мере это делают все. На работе в коллективе, в салоне общественного транспорта, в метро, в семье. Причем у всех без исключения способов манипулировать «ноги растут» именно из практики семейных манипуляций, то есть с детства.

Дети учатся искусству психологического воздействия практически с самого рождения, у них же прекрасные учителя – собственные мама и папа. Даже если родители стараются не прибегать к манипуляциям, нет никаких гарантий, что дети не будут разными способами «шантажировать». Осваивая это искусство, они, по большому счету, учатся быть более успешными. Манипуляцию важно распознать как можно быстрее и принять меры, иначе негативных последствий не избежать. Она может повлечь за собой коварные последствия, которые не являются явными и очевидными и оказывают тайное воздействие, незаметное на первый взгляд. Она часто ассоциируется с эмоциональным насилием, к примеру, в интимных отношениях. Большинство людей негативно относятся к манипуляции – особенно в тех случаях, когда она причиняет вред физическому, эмоциональному или психическому здоровью человека, подвергающегося манипуляции.

Большинство людей периодически прибегают к манипуляции. Например, когда на вопрос "Как дела?" вы отвечаете "Все нормально", тогда как на самом деле вы не в настроении или страдаете от депрессии, технически это является формой манипуляции: таким образом вы контролируете впечатление, которое вы производите на своего знакомого, и его реакции на вас.

Большинство детей - подростков знает, как нажимать на наши кнопки. Они знают, чего хотят от родителей или своих сверстников и как этого добиться.

В современном мире подростки быстро овладевают искусством манипулирования, не понимая этого, многие от непонимания периодически ведутся на их провокации, ретроспективно ощущая, что их в очередной раз использовали.

Жизнь — это большая игра, в которой есть свои правила. Каждый день подросток путём исследований пытается эти правила понять. Ага, подметил, что если ему что-то нельзя, то это в общем-то можно, если кое-что предпринять.

Манипуляторы часто ведут себя так, потому что им кажется, что они обязаны контролировать свое окружение и все, что происходит вокруг них. Эта потребность может происходить из глубоко укоренившейся тревожности или страха, и она не относится к здоровым моделям поведения. Использование манипулятивных моделей мешает манипулятору наладить связь со своей истинной сущностью, и такое обращение может негативно повлиять на человека, подвергающегося манипуляции, целым рядом нездоровых и вредоносных способов.

1.2 Психологические особенности подросткового возраста

Подростковый возраст имеет важное значение в развитии и становлении личности человека. В этот период значительно расширяется объём деятельности ребенка, меняется его характер, в структуре личности происходят ощутимые перемены, обусловленные перестройкой ранее сложившихся структур и возникновением новых образований, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и установок. И всё это происходит на фоне противоречий физиологического и психического развития подростка, на фоне его духовного становления. Отсюда подростковый возраст характеризуется специалистами как переходный, сложный, трудный, критический.

Подросток - еще не цельная зрелая личность. Отдельные его черты обычно диссонируют, сочетание разных образов «Я» негармонично. Неустойчивость, подвижность всей душевной жизни в начале и середине подросткового возраста приводит к изменчивости представлений о себе. Иногда случайная фраза, комплимент или насмешка приводят к заметному сдвигу в самосознании. Когда же образ «Я» достаточно стабилизируется, а оценка значимого человека или поступок самого ребенка ему противоречит, часто включаются механизмы психологической защиты. Помимо реального «Я», «Я - концепция» включает в себя «Я - идеальное». При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей идеальное «Я» может сильно отличаться от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе.

Подростковый возраст характеризуется повышенной возбудимостью, неустойчивостью эмоций и поведения, подростки плохо контролируют себя, эмоциональны и нестабильны, что приводит к повышению агрессивности и конфликтности.

Поскольку манипуляция — скрытое и косвенное воздействие, необходимо отметить, что не каждый взрослый может защитить себя и не испытывать негативных эмоций. Старшеклассники находятся в возрасте, основная особенность которого — повышенное стремление к необоснованному риску.

Поэтому манипулирования друг другом несколько отличаются от манипуляций взрослых. Одним из жестких приемов является достаточно распространенный "а слабо", который можно расшифровать примерно так: "Если ты настоящий мужчина, то ты сделаешь это... ". Проблемными являются темы, связанные с недостатками, особенно физическими: "С такой рожей, как у тебя, только на девочек засматриваться". Подростки стремятся во что бы то ни стало доказать свою силу, взрослость. Часто взросление понимается подростками слишком утилитарно: перенять такие атрибуты взрослой жизни, как куре­ние, алкоголизация, наркотики, сексуальные отношения. В этом возрас­те также начинают проявляться и межполовые манипуляции, которые мо­гут быть связаны с сексуальным принуждением, с давлением ("доказать любовь" и т. д.). Сильнее всего страдают от манипуляции отношения по­строенные на любви, дружбе и взаимной привязанности.

1.3 Причины манипуляции подростков

Причины манипуляций:

1) Основная причина манипуляции в вечном конфликте человека с самим собой, поэтому человек никогда не доверяет себе полностью, однако и другим он не доверяет еще сильнее. «Поэтому он вступает на путь манипуляций, чтобы «другие» всегда были у него на привязи, чтобы он мог их контролировать и при таком условии доверять им больше».

2) Вторую причина манипулирования: желая получить любовь, манипулятор стремится получить полную власть над другой личностью: власть, которая заставляет другую личность делать то, что ОН хочет; думать то, что ОН хочет; чувствовать то, что ОН хочет.

3) Третья причина манипуляций в том, что человек стремится получить одобрение всех и каждого, поэтому вынужден притворяться, скрывать свои чувства, мысли и желания, не может быть правдивым и честным с окружающими, но зато всеми правдами и неправдами старается угодить всем.

4) Четвертая причина манипулирования: демонстрация пассивности. Поскольку риск и неопределенность окружают людей со всех сторон, то человек часто чувствует себя беспомощным, поэтому пассивный манипулятор говорит: «Я не могу контролировать всего, что может со мной случиться, поэтому я ничего не буду контролировать. Я сдаюсь, делайте со мной что хотите!» - и при этом, в конечном счете, - добивается своих целей, используя свою внешнюю беспомощность. Активный манипулятор активно пользуется бессилием других людей, с удовольствием властвует над людьми, стремясь сделать их максимально зависимыми от себя.

5) Пятая причина - желания спрятаться от открытого общения. Манипулятор - личность, которая стремится избежать интимности в отношениях и затруднительного положения, поэтому относится к людям ритуально.

Основная причина манипулирования родителями – стремление подростка к самостоятельности и независимости. И это нормально для растущего ребенка, тем более что мы сами с раннего детства приучали его к этому. Однако под влиянием гормонов в психике подростка происходят изменения, влияющие на его поведение. Обостряются чувства и эмоции, стирается грань между самостоятельностью и вседозволенностью. На этом фоне ранее установленные семейные договоренности (например, не гулять допоздна, не прогуливать уроки и т. д.) воспринимаются ребенком как унизительная опека со стороны родителей и ограничение его личной свободы. Подросток уверен: он уже взрослый, а значит, имеет право вести себя как угодно. Неслучайно именно в подростковом возрасте дети, стремясь, во что бы то ни стало показать свою взрослость, узнают, что такое сигареты, алкоголь и наркотики.

Главная задача подростка в общении с другими людьми – добиться к себе отношения, как к взрослому. Основной показатель взрослости – самостоятельность, избавление от опеки. Родители и учителя воспринимаются как препятствия, которые необходимо преодолеть, и поэтому подросток настраивается на борьбу с ними. Нередко средством такой борьбы, вначале не всегда осознанным, выступает манипулирование, так хорошо усвоенное с детства.

1.4 Как избежать манипуляций?

Любое негативное поведение подростка происходит не от того, что он плохой или злой. Данное поведение сигнализирует о помощи, в которой нуждается сам ребёнок. Подростку нужна помощь, поддержка, понимание. Главное в этот момент — не поддаваться на провокацию, попытаться разобраться в том, что необходимо ребёнку в данной ситуации, о чём он сигнализирует, оказать ему своевременную и необходимую поддержку. Если всё-таки дать волю своим чувствам, то конфликт неизбежен. В таком случае хорошего результата ждать не стоит.

  • В первую очередь нужно понимать механизм возникновения манипуляций и отличать их от обычного эмоционального всплеска. Одно дело, когда ребенок в сердцах говорит родителям обидные слова, но через некоторое время, остыв, извиняется за свою грубость. Совсем другое – когда подросток сознательно грубит, преследуя определенную цель.

  • Необходимо контролировать свои эмоции и не идти на поводу у манипулятора. Спокойно объясните подростку, что идеальных людей не бывает, но это не повод для хамства и безответственного поведения. Подросток, видя ваше спокойствие и невозмутимость в ответ на его грубость и обвинения, поймет, что манипулировать вами бесполезно.

  • Если вы не хотите, чтобы подросток вами манипулировал, не используйте аналогичные методы в семейном общении. Помните, что дети копируют стиль и манеры поведения родителей.

  • Учите ребенка ответственности за свои слова и свое поведение на личном примере. Если вы сами не нарушаете взятые на себя обязательства и договоренности, то вправе требовать того же и от подростка. Раздвигая границы личной свободы подростка, не забывайте напоминать ему об ответственности. Поведение взрослых людей не должно создавать проблем близким людям.

Как избежать манипуляций среди подростков своего окружения?

  1. Сначала подростку необходимо проследить за поведением манипулятора. Выяснить, какой метод для этого применяет собеседник. Пытается ли он льстить, оскорбляет, угрожает или же старается спровоцировать включение чувства вины.

  2. Далее подростку нужно попытаться понять, по какой причине человек пытается им манипулировать. Чего он хочет добиться от него в итоге. Для этого подростку нужно напрямую спросить собеседника. Важно задавать вопрос максимально спокойно. Не проявляя никаких лишних эмоций. Если тинейджер скажет это спокойно, то манипуляция не пройдет. Потому, что эмоций у подростка не будет. Помните, что основная задача манипулятора - вывести из равновесия человека.

  3. Подростку необходимо держать тему разговора в уме. И не давать собеседнику переводить ее в другое русло. Собеседник должен понять, что подросток заметил его манипуляцию. И что больше он не будет пытаться манипулировать им.

  4. И наконец, нужно научиться отказывать, ведь цель манипулятора - сделать так, чтобы тинейджер выполнил его просьбу. Поэтому задача подростка состоит в том, чтобы научиться отказывать. Говорить "нет" громко и четко. Так, чтобы у человека не возникало желание больше пытаться манипулировать подростком.

1.5 Виды манипуляций подростков

Различают несколько видов манипуляций:

  1. Неосознаваемая манипуляция - человек смутно осознает конечную цель и смысл своего воздействия (такой вид чаще встречается в межличностном общении).

  2. Осознаваемая манипуляция - человек понимает суть своего воздействия и видит конечный результат, к которому стремится (такой вид чаще встречается в деловом общении).

  3. Поведенческая – это управление сознанием с помощью действий, ситуаций, поступков (в этом случае речь служит лишь дополнением).

  4. Лингвистическая (иначе их ещё называют коммуникационными) – это психологическое воздействие на человека с помощью речи (во время диалога, дискуссии).

Самые применяемые виды в семье и с близкими людьми:

  1. Манипуляция любовью. Одна из самых коварных и жестоких манипуляций, которыми часто пользуются в семьях. Ребенок, привыкший к такому обращению, начинает понимать, что самые близкие люди не принимают его целиком, любят не за то, что он есть, а за то, что он что-то делает или не делает. «Если любишь, то. » Эта манипуляция рассчитана на близких людей, испытывающих к манипулятору положительное отношение. Страх быть отвергнутым и потерять любовь силен в людях с самого детства. Многие родители неосмотрительно пытались манипулировать своим чадом, приговаривая «Если ты не будешь меня слушать/делать, что я скажу и т. п., то я перестану с тобой общаться/тебя любить/заботиться о тебе и т. д.».

  2. Манипуляция страхом. Использование людских страхов - одни из самых любимых приемов манипуляторов всех типов и мастей. Очень часто они играют на недостаточной информированности человека. Например, в наше время, очень часто подростки говорят о суициде, тем самым пытаясь навести страха на родителей и своего окружения. Естественный страх за жизнь и безопасность своего ребенка – наиболее сильное чувство, которое в большинстве случаев подросток использует для достижения своих целей. Действительно, такие заявления ребенка, как «Я уйду из дома», «Я спрыгну с крыши», «Брошусь под машину», «Украду и попаду в тюрьму» и т. д., по логике должны подействовать на любого адекватного родителя. И в большинстве случаев это срабатывает.

  3. Манипуляция чувством вины. Нередко подростки добиваются своего, заставляя родителей испытывать чувство вины. Поводов для этого может быть множество: недостаточная материальная обеспеченность; загруженность работой, из-за которой ребенку уделяется мало времени; развод родителей; непрестижная школа и многое другое. Но все эти обвинения содержат один и тот же посыл: виноват – исправляйся. И родители, испытывая вину перед ребенком, стараются «исправиться»: берут в кредит дорогие гаджеты; разрешают подростку посещать ночные клубы и ночевать у друзей и т. д. Словом, идут на любые уступки, чтобы не испытывать чувства вины.

  4. Манипуляции гневом. Существуют дети, которые выходят из себя, чтобы вынудить вас им поддаться. Это манипуляторы, использующие так называемый тактический гнев. Истерика - ещё один способ, с помощью которого подросток пытается манипулировать, заставляя выполнять его или ее хотелки. Не получив желаемого, подросток начинает спорить или бросает вызов и делает "на зло".

  5. Манипуляции молчанием. Люди прибегают к многозначительному молчанию, когда хотят показать, как они расстроены. Иначе, по их мнению, вы подумаете, что проблема неважна для них. Люди, часто прибегающие к молчанию по незначительным поводам, создают неприятную атмосферу, которая может испортить отношения. Молчание рассчитано на то, чтобы вызвать у вас чувство вины, когда вы поймете, как расстроен этот человек.

  6. Бунт и пассивно-агрессивное поведение. Подросток может ответить на попытки контролировать его поведение с помощью пассивной агрессии. Они откажутся говорить и перестанут например, выполнить работу по дому. Такой ответ - их «месть» за то, что они не добились своего.

  7. Сталкивание одного родителя с другим. Подростки умеют замечать несоответствия в поведении родителей и различия в строгости родительской оценки . Они знают, кто из родителей может ослабить контроль и выполнить их просьбы. Если отец более строгий, они сначала заручаться поддержкой более уступчивой матери, а затем используют её разрешение, как инструмент (манипулирования) в давлении на отца и ,наоборот, соответственно.

Даже, если в семье двое строгих родителей, их это нисколько не смутит. Они будут сравнивать вас с родителями других детей и, естественно, те, другие родители всегда будут более добрыми и сговорчивыми.

Что нельзя делать родителям, распознав манипуляцию:

  1. Пускать ситуацию на самотек. Ребенок должен понимать необходимость поиска компромисса, умения договариваться, а не выпрашивать.

  2. Терзаться чувством вины. Если не поддаваться на уловки, это не жестокость – это необходимая часть воспитательного процесса.

  3. Кричать, ругаться, применять физическую силу. Эти действия – проявление родительской слабости, что в воспитании манипулятора недопустимо. Обращаться к сыну или дочке надо уважительно, разъяснительным, а не указательным тоном. Авторитарные нотки в голосе вызывают внутренний протест и желание сделать назло.

  4. Читать нотации и нравоучения. Необходимо четко формулировать свою позицию и строго стоять на своем, вместо того, чтоб пускаться в длинные утомительные лекции.

  5. Требовать от ребенка того, что не выполняют родители сами. Личный пример – наилучший способ воспитания. Если папа курит, объяснить подростку, что это плохо – будет сложно. Мама, не поддерживающая постоянно порядок в доме, не научит дочь убирать за собой.

  6. Навязывать свое мнение и ограничивать во всем. Обязательным условием является предоставления права выбора в некоторых вопросах. Причем, чем ребенок старше, тем круг таких вопросов должен быть шире.

  7. Бросаться словами и их не выполнять. Дети очень быстро привыкают, когда за предупреждением «в последний раз» ничего не происходит. И перестают на него реагировать.

  8. Воспитывать каждому «по-своему». Чтобы у обоих родителей имелся перед подростком авторитет, обязательно наличие единого метода воспитания. Если мама отменяет наказания папы или наоборот, ребенок слушаться не будет никого.

  9. Позволять игнорировать чувства и потребности взрослых. Ребенок должен считаться с потребностями родителей, уважать их чувства. Они, в свою очередь, учитывают желания подрастающего ребенка.

Хорошо было б стать для ребенка не просто родителем, а настоящим другом: общаться на равных, просить совета, спрашивать его мнение. Это залог гармоничных отношений родителей с детьми. В семье создается атмосфера взаимной поддержки и понимания.

Если подросток пытается манипулировать, в первую очередь родителям нужно проанализировать собственное поведение и обратить внимание на взаимоотношения с ребенком в семье. Ведь родители подают пример. Учат манипулировать тоже родители.

Глава 2

2.1 Социологический опрос среди окружения

Итак, я провела социологический опрос среди своего окружения, в формате онлайн-теста, я составила 4 вопроса:

  1. Пытались ли Вы манипулировать кем-либо используя обиду, молчание, истерику или страх?

  2. Какая манипуляция больше всех действует?

  3. На кого чаще всего действуют манипуляции?

  4. Нравится ли Вам использовать манипуляции?

Всего прошли тест 62 человека. Я вывела по поставленным вопросам диаграммы с процентным соотношением, вот что у меня получилось (Приложение №1)

Исходя из всех ответов, можно сказать следующее, что у 84,6% подростков есть понимание о манипуляции, по количеству ответов видно, что страх и истерика больше всех преобладает в качестве манипуляции над другими людьми. У большинства опрощенных манипуляции больше всего действуют на родителей. А так же многие подростки не контролируют, свое манипулятивное поведение, но есть и те кто о сознательно применяет его с людьми своего окружения.

Таким образом, я решила сделать информационный буклет, для подростков и их родителей. Где каждый может познакомиться с разновидностями манипуляций и советы о том, как их можно избежать.

Заключение

Таким образом, многие подростки являются манипуляторами, которые имеют много видов манипуляций, вынуждая человека поступать таким образом, каким будет выгодно именно им. Разобравшись в причинах возникновения подростковых манипуляций и механизме их воздействия, можно исключить их из общения с такими подростками и сохранить тепло, доверительные отношения и взаимное уважение, которые были между вами прежде.

Я считаю, мой проект раскрыл все нужные аспекты в данной теме, мною были изучены материалы из разных источников по выбранной теме, актуальность проекта не вызывает сомнений, так как подростковый возраст, действительно сложное время для самого подростка и его окружения, где иногда очень часто страдают нормальные, доверительные отношения в семье, дружбе и т.д. Направленность проекта рассчитана на аудиторию школьников. Данный проект позволил раскрыть мою гипотезу. А так же были выполнены все поставленные задачи и достигнута цель. Думаю, что изложенная мной информация будет полезна не только для моих одноклассников, но и в целом для молодежи в наше время.

Список источников и литературы

  1. Козачек, О. Современные подростки в мире психологической манипуляции / О. Козачек. — Текст: непосредственный // Народное образование. — 2009. — № 1. — С. 239-244. (дата обращения: 15.08.2024).

  2. Курапова, И. А. Макиавеллизм в юношеском возрасте: особенности личности с позиции психологической безопасности / И. А. Курапова. — Текст: электронный // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. — 2015. — № 3 (47). — С. 98-103. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24999490 (дата обращения: 24.08.2024).

  3. Виды манипулятивного поведения https://studbooks.net/1582579/psihologiya/vidy_manipulyativnogo_povedeniya (дата обращения 28.08.2024 г.)

  4. ЧТО ТАКОЕ МАНИПУЛЯЦИЯ? КАК ПОДРОСТКИ МАНИПУЛИРУЮТ ВЗРОСЛЫМИ? https://blago-dg.ru/chto-takoe-manipulyaciya-kak-podrostki-manipuliruyut-vzroslymi/ (дата обращения 29.08.2024 г.)

  5. Маленький манипулятор: распознать и «обезвредить» https://www.smdoctor.ru/about/articles/malenkiy-manipulyator-raspoznat-i-obezvredit/ (дата обращения 02.09.2024 г.)

  6. Как противостоять манипуляциям подростка https://www.defectologiya.pro/zhurnal/kak_protivostoyat_manipulyacziyam_podrostka/ (дата обращения 03.09.2024 г.)

  7. Подростковые манипуляции: основные виды и способы борьбы с ними https://dzen.ru/a/X1otDIJ5tAlGUFzI (дата обращения 04.09.2024 г.)

  8. Манипулятивное поведение https://hr-portal.ru/story/chto-takoe-manipulyativnoe-povedenie (дата обращения 04.09.2024 г.)

  9. Подросток манипулирует родителями: советы психолога http://psychologynow.ru/podrostok-manipuliruet-roditelyami-sovetyi-psihologa.html (дата обращения 07.09.2024 г.).

Приложение №1 (результаты социологического опроса)

Просмотров работы: 101