Музыка перемен

XXIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Музыка перемен

Зарубина А.П. 1
1МБОУ Гимназия 11 г.Балашиха
Филатова К.В. 1Кремнева М.И. 2
1МБОУ Гимназия N 11 г. Балашиха
2МБУ ДО Дворец творчества детей и молодежи г. Балашиха
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Проблема соблюдения учащимися правил поведения в школе стоит очень остро. В этой связи актуальна и проблема соблюдения учащимися правил поведения в частности на переменах в школе. Если задать вопрос “Что больше всего любят ученики в школе?”, то большинство ответит: “Перемены!”. В последнее время учащиеся проводят перемены, не выпуская из рук смартфонов и гаджетов, многие бегают по школе, толкаются или даже дерутся, громко кричат, иногда, к сожалению, даже употребляют нецензурную лексику в общении. А ведь перемена- это время для отдыха! Организация перемен- это одно из направлений воспитательной работы в школе, основой которой может стать классическая музыка как часть художественно-эстетического воспитания в целом, имеющего целью формирование общей культуры учащихся, их эстетического вкуса, внутреннего мира и нравственного облика, развитие их талантов и способностей, творческой индивидуальности и эмоциональной сферы. Уроки музыки в школе имеют ограниченный ресурс в формировании музыкальной культуры учащихся. Учащиеся самостоятельно формируют свой художественный вкус и музыкальные пристрастия, исходя из того, что “предлагает” Интернет. Зачастую Интернет не “предлагает”, а продвигает выгодный или нужный определенным “заказчикам” контент- то, что ‘модно’, так называемые “топовые” хиты, а классическая музыка остается в лучшем случае на втором, а то и на заднем плане. К классической музыке обращается немногочисленная группа учащихся, обучающихся еще и в музыкальных учреждениях дополнительного образования. Таким образом, возможность выбора для слушания между классическими произведениями и “топовыми” зачастую низкосортными произведениями отсутствует. Школьная перемена- небольшой промежуток времени, когда учащиеся в фоновом режиме могут услышать классику, вообразить атмосферу театра, проходя по школьному коридору между уроками, где еле уловимо и ненавязчиво звучит Моцарт или Вивальди, и у многих при звуках музыки Чайковского или Шопена не возникнет желания употреблять нецензурную лексику (ведь каждый слушающий классическую музыку будет считать себя воспитанным и культурным человеком), а в столовой чуть слышная музыка Бетховена и Рахманинова может создать атмосферу кафе!

Гипотеза: возможно, классические музыкальные произведения являются эффективным инструментом в организации школьных перемен и положительно влияющим фактором на общее развитие учащихся, а учащиеся заинтересованы в повышении эффективности своего времяпрепровождения на переменах.

Цель: изучение фактора влияния классической музыки на общее развитие учащихся в ограниченном временном промежутке(школьной перемене) и уровня заинтересованности учащихся в организации интересных и полезных школьных перемен посредством прослушивания произведений классической музыки.

Задачи: 1. изучить литературу по теме исследования; 2. провести анкетирование; 3. проанализировать результаты; 4. выполнить практическую работу; 5. сделать выводы.

Методы исследования: изучение литературы, поиск информации в сети Интернет, анкетирование, количественный анализ, качественный анализ и сравнение, практическая работа.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Анализ литературы

1.1. Специфика музыки в аспекте прослушивания в школе

Проанализировав научно-исследовательские данные и исторические факты о влиянии музыки на человека, о том, как человеческий организм слышит и воспринимает музыку, о различных сферах “применения” классической музыки, я сделала вывод об исключительно важной роли классической музыки на формирование личности. Музыка как звук воспринимается органами слуха, передающими сигналы в мозг. Воздушные волны с наименьшей частотой колебаний воспринимаются как низкие, басовые (ударные) звуки, а волны с высокой частотой колебаний воспринимаются слухом как высокие. В Международной системе единиц 1 колебание в секунду обозначается как 1 Герц (1Гц). Доказано, что среднестатистический человек не может слышать звуки частотой ниже 20 Гц и выше 20 кГц. Самый большой резонанс в коре мозга получают звуки высокой частоты (от 3000 до 8000 Гц). Классические музыкальные произведения именно такими частотами насыщены. Высокие звуки  умеренной громкости укрепляют микроскопические мышцы среднего уха, что в свою очередь улучшает слух и речь[5]. Таким образом, музыка имеет разнонаправленное влияние на организм человека: на физические характеристики организма, на духовную сферу, на интеллектуальное развитие. В аспекте школьного обучения музыка как инструмент способна повышать работоспособность учащихся, укреплять память и повышать уровень внимания, под влиянием музыки вырабатывается чувство удовлетворения, стимулируется абстрактное мышление, повышается уровень креативности (многие творческие люди создавали свои произведения под впечатлением от прослушивания музыкальных произведений). Музыка способна снижать возросшие учебные нагрузки, снижать уровень стресса и тревожности, тем самым улучшая общее состояние здоровья учащихся.

Работы психофизиологов отмечают синхронизацию работы левого и правого полушарий мозга первым шагом на пути к гениальности. Левое полушарие мозга отвечает за логику, речь, планирование, анализ. Правое – за чувство ритма, воображение, фантазию, цветовосприятие, пространственную ориентацию, креативность [4]. Классическая музыка приводит в баланс обе доли мозга.

Ведущие методы преподавания ориентированы на левополушарное восприятие. Поэтому очень важно использовать музыку как важнейший инструмент сбалансированного интеллектуального и психо-эмоционального развития учащихся.

Знаменитый искусствовед, скрипач и педагог Михаил Семенович Казиник, открывая Нобелевский концерт, сказал: «Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали первый шаг к Нобелевской премии, начинайте не с физики и не с химии - начинайте с музыки, ибо в её структурах скрыты все формулы научного мышления!» [1]

1.2. Страничка истории

С древних времен наука накопила огромное количество сведений о влиянии музыки на человека.

Пифагор обозначал музыку точной наукой и подчиняющейся высшему закону- математике, он проводил занятия математикой под музыку и отмечал благотворное влияние музыки на интеллект.

Платон считал, что слышимая гармония музыкальных произведений вносит гармонию в души людей, и значит, делает их добродетельными.

Аристотель, Гиппократ, Авиценна подчеркивали терапевтическое значение музыки, считая, что музыка снимает тяжелые психические переживания.

Масштабные исследования воздействия музыки на кровеносную систему организма и сферу восприятия и памяти в XIX веке проводил И.М.Догель. В ходе экспериментов И.М.Догель выявил, что один и тот же по высоте и громкости звук, но извлеченный на разных инструментах (например, на духовых и струнных инструментах) вызывает различные изменения в кровообращении человека, может повысить или понизить мышечный тонус и даже уровень глюкозы в крови, стимулировать развитие эмоций, улучшить вербальные и арифметические способности, активизировать процессы восприятия и памяти, творческое мышление. То есть, не только амплитуда и частота звуковой волны, но и её форма (тембр) оказывает воздействие на человеческое восприятие [2]. 

В аспекте механизмов воздействия музыки в конце XIX века исследованиями И.Р.Тарханова в его статье “О влиянии музыки на человеческий организм” (1893г., Петербург) отмечено положительное влияние на функционирование различных систем организма только лишь гармоничной благозвучной музыки [3].

Соответствие классической музыки гармоничным законам природы ей благотворно влиять на человеческий организм и на все живое в целом.

Проведенные эксперименты с водой, животными и растениями доказали огромную положительную роль классической музыки (под воздействием музыки вода меняла свою структуру, приобретая полезные качества; кристаллы, выращенные под музыку, были более ровными и аккуратными; ускорялся рост злаковых культур; увеличивалось количество молока у кормящих матерей и млекопитающих животных; отмечался рост цветения растений и более спокойное поведение акул).

Вдохновляют и примеры известных людей. Киноактер Жерар Депардье в самом начале своей карьеры страдал от сильного заикания и ухудшения памяти, сна и аппетита. Врач Альфред Томатис “прописал” Депардье ежедневное двухчасовое прослушивание произведений Моцарта. Через несколько недель прослушивания Депардье смог избавиться от проблем с памятью, речью и сном, отметив, что Томатис “помог придать завершенность мыслям, а до этого я не мог произнести до конца ни одного предложения” [6]. Кроме Ж.Депардье, у А.Томатиса наблюдалась оперная певица Мария Каллас. А в 1990-х годах обращался певец Стинг, который чуть не лишился слуха.

1.3. Специфика произведений классической музыки для прослушивания на школьных переменах

Не секрет, что в школе на переменах шумно. “Отдых” на перемене в школе трактуется большинством как возможность подвигаться и пошуметь.

Шум - совокупность непериодических звуков различной интенсивности и частоты. С физиологической точки зрения шум - это всякий неблагоприятно воспринимаемый звук. Уровень шума в 20-30Дб воспринимается человеком нормально, выше - отрицательно сказывается на продуктивности деятельности [7]. Шум негативно влияет на учебную деятельность учащихся и повышает их утомляемость. Музыка поможет разнообразить обыденный учебный день.

Исследованиями с 1993 года подтвержден лучший результат выполнения интеллектуального теста студентами, прослушивающими перед прохождением теста произведения Моцарта, вследствие чего была выдвинута теория о положительном воздействии на психические функции в результате прослушивания музыки австрийского композитора [8]. Данная теория воздействия классической музыки на человека получила название “эффект Моцарта”.

В Канаде струнные квартеты из специально нанятых музыкантов играли на городских площадях музыкальные произведения Моцарта, чтобы, по замыслу авторов этой идеи, упорядочить уличное движение и тем самым снизить количество аварий. Аналогичным образом классическая музыка способна ‘упорядочивать движение’ на школьных переменах, когда интерес, вызванный прослушиванием произведения, пересилит у учащихся желание бегать и толкаться. Школьный коридор на переменах превращается в площадку, где каждый может продемонстрировать себя. Возможно, музыка на переменах вызовет у учащихся потребность и желание по-другому выражать себя. Музыка помогает детям самовыражаться и делиться чувствами. Музыка способна создать комфортную атмосферу между уроками, причем опосредованно, когда учащиеся слышат музыку фоново, как бы подсознательно принимая ее полезные свойства.

1.4. Повышение эффективности школьных перемен

Перемена- обязательный элемент режима школьного дня в соответствии с санитарными нормами [9].

С 17 века предложенная чешским педагогом Я.А.Коменским классно-урочная система пришла на смену обучению вместе разновозрастных групп учащихся; доказав повышение эффективности обучения, новая система, впоследствии дополненная К.Д.Ушинским, прочно вошла в российскую систему образования с середины 18 века с определенной продолжительностью уроков и перемен, с определенными каникулярными периодами и распределением учеников по классам в соответствии с возрастом [10]. До того, как образовалась система уроки проходили в атмосфере гула зазубривающих стихи и вслух решающих задачки разновозрастных детей, а учитель по усмотрению разрешал сделать перерыв.

Возможность учеников качественно передохнуть между уроками - первый шаг к тому, чтобы школа чуть менее ассоциировалась с грустной повинностью. Инструментом создания комфортной среды в школе является музыка, в частности прослушивание классической музыки на переменах. Несколько 10-минутных перемен и пара 20-минутных перемен позволят познакомить учащихся с 80-минутным “концертом” классической музыки, позволят учащимся узнать имена многих известных и великих композиторов, позволят учащимся в комфортной обстановке перенастроиться, подготовиться к следующему уроку. Да и само понятие “перемена” многозначно относит нас не только к перерыву между уроками, а и к перемене видов деятельности, что и является лучшим отдыхом. Перемена видов деятельности, к примеру, с чтения или черчения на слушание музыки будет снимать эмоциональное напряжение и помогать “разгрузиться”. Важно сделать классическую музыку на переменах доступным средством повышения комфортности школьного обучения и отдыха на переменах.

2. Анкетирование

2.1. Ход работы

Следующий этап работы – анкетирование учащихся.

Цель анкетирования: выявление уровня заинтересованности учащихся в организации интересных и полезных школьных перемен посредством прослушивания классической музыки.

Текст анкеты представлен в Приложении 1.

Анкетирование проводилось в рамках 1 учебного корпуса среди учащихся 5-х,6-х,7-х,8-х,9-х,10-х,11-х классов.

Анкетирование проведено на базе одного класса из каждой указанной классно-возрастной группы.

Всего в анкетировании принимали участие 209 человек в возрасте от 9-17 лет. Из них 118 девочек и 91 мальчиков.

Анкета заполнялась каждым учащимся индивидуально на отдельных бланках. Мной были выбраны вопросы о поведении учащихся на школьных переменах, о восприятии важности школьной перемены, о нежелательных факторах, сопровождающих поведение учащихся на переменах, о желаемых нововведениях для повышения эффективности деятельности во время школьных перемен, о роли музыки в школьном времяпрепровождении учащихся и личных музыкальных предпочтениях учащихся.

При обработке ответов оценивалась заинтересованность учащихся в повышении эффективности своей занятости на школьных переменах и способах достижения повышения таковой эффективности.

2.2.Анализ результатов.

По результатам анкетирования выявлено значение школьных перемен для учащихся, большинство учащихся воспринимают перемены как время для отдыха (84% опрошенных), посещения столовой и туалетных комнат (23%), для общения (7%), разминки и “перезагрузки” (7%), а также для подготовки к уроку и выполнения домашнего задания (22%).

Учащиеся отмечали несколько факторов при ответах на вопросы о видах деятельности на переменах и о желаемых видах деятельности.

Среди ‘мешающих’ факторов на переменах учащиеся отмечали шум (28% опрошенных), крики (21%), драки, нецензурную лексику (4%), большие скопления людей (22%), бегающих учеников (23%), отмечали отсутствие свободных мест для сидения (5%), короткую продолжительность перемен (4%). Для 12% опрошенных никакие факторы на переменах не являются “мешающими”.

Результаты анкетирования представлены на Рисунках 1-6.

На Рисунке 1 представлены результаты анкетирования в аспекте указания учащимися их видов деятельности на переменах.

На Рисунке 2 представлены результаты анкетирования в аспекте указания учащимися желаемых ими видов деятельности на переменах.

Рис.1.Виды деятельности на переменах Рис.2. Желаемые виды деятельности на переменах

Результаты анкетирования об отношении к классической музыке по каждой классно-возрастной группе представлены на Рис.3 Из общего количества опрошенных относятся к классической музыке нейтрально -59% , положительно -37%, отрицательно -4%.

Рисунок 3. Отношение к классической музыке

Результаты опроса о самостоятельном индивидуальном прослушивании классической музыки по каждой классно-возрастной группе представлены на Рисунке 4.

Рисунок 4. Прослушивание классической музыки

Из общего количества опрошенных по своему желанию самостоятельно прослушивают классическую музыку 42%, не слушают классическую музыку 58%.

Из общего количества опрошенных частота самостоятельного прослушивания классической музыки по собственному желанию указывается учащимися следующим образом: ежедневно -3% опрошенных, часто -13%, редко -24%, иногда (1-2 раза в месяц) -18%, только на уроках музыки -3%, никогда -12%.

Результаты опроса об индивидуальном прослушивании классической музыки на переменах по каждой классно-возрастной группе представлены на Рис.5

Из общего количества опрошенных считают для себя полезным индивидуальное прослушивание классической музыки на переменах -54%, не считают полезным -46%. Предполагаю, что вопрос о самостоятельном прослушивании классической музыки на переменах учащиеся восприняли как о прослушивании в наушниках, в своем смартфоне, индивидуально, а не в компании с кем-либо.

Рисунок 5. Прослушивание классической музыки на переменах

Результаты опроса о желании прослушивания классической музыки в фоновом режиме на переменах в учебном корпусепо каждой классно-возрастной группе представлены на Рисунке 6.

Рисунок 6. Прослушивание классической музыки на переменах в масштабах учебного корпуса

Из общего количества опрошенных считают для полезным прослушивание классической музыки на переменах в фоновом режиме в масштабах школьного учебного корпуса- 57%, не считают полезным -43%.

Значительная часть учащихся, не прослушивающих на переменах классическую музыку в наушниках в своем смартфоне, высказывали одобрение на слушание классической музыки в масштабах учебного корпуса в фоновом режиме.

По результатам анкетирования отмечается высокий уровень заинтересованности учащихся в повышении эффективности своего времяпрепровождения на школьных переменах посредством прослушивания классической музыки в фоновом режиме.

Мы еще раз убедились в актуальности темы исследовательской работы.

3. Практическая работа

3.1. Ход работы

Практическая работа основана на результатах выявленного уровня заинтересованности учащихся во внедрении на школьных переменах музыкального фонового сопровождения произведениями классической музыки. В ходе создания списка классических музыкальных произведений я руководствовалась методическими рекомендациями преподавателей музыки общеобразовательной школы, педагогов музыкальной школы и научных руководителей проекта.

Описание: Практическая работа в рамках проекта выстроена мной на основе отбора произведений в соответствии с методическими рекомендациями, их прослушивания и анализа на предмет соответствия музыкальному сопровождению на переменах, громкости звучания, “настроения” произведения, их длительности и степени сложности для восприятия.

Вывод: Безусловно, единичного введения фонового музыкального сопровождения на школьных переменах недостаточно для объективного вывода относительно повышения интеллектуального развития учащихся в связи с прослушиванием классической музыки, но выявленная заинтересованность учащихся в прослушивании отражает возможность использования фонового прослушивания произведений классической музыки на переменах в школе как инструмента повышения общего культурного уровня учащихся.

3.2. Создание списка произведений классической музыки для сопровождения школьных перемен.

Прослушивание классической музыки на школьных переменах предполагается в фоновом формате, т.е. для всех возрастных групп учащихся. При создании списка произведений классической музыки для сопровождения школьных перемен учтена степень сложности музыкальных произведений и их длительность во времени. Таким образом, длительные и сложные произведения не слишком подходят для воспроизведения на коротких по времени переменах. Также возможно включение фрагментов наиболее интересных произведений, которые в полном формате являются длительными, но представляют интерес и имеют показательный смысл (подобно тому, как в школьную программу по литературе включены фрагменты или выдержки объемного литературного произведения, рекомендуемого к прочтению в сокращенном варианте).

При создании списка классических музыкальных произведений учтены временные промежутки перемен: четыре 10-минутные перемены и две 20-минутные перемены за 1 учебную смену. В итоге подготовлен список более чем на 160 минут классической музыки.

Подобранные произведения размещены также на электронном носителе (флешке) в качестве плей-листа для возможной реализации в рамках учебного корпуса школы при условии организации такового процесса руководством школы. В плей-лист подобранные произведения копированы с сайтов: poiskm.net, drivemusic.re.

Созданный список классических музыкальных произведений с указанием их длительности представлен в Приложении 2.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты работы. Цель достигнута, задачи решены. Гипотеза подтвердилась:классические музыкальные произведения являются эффективным инструментом в организации школьных перемен как положительно влияющий на общее развитие учащихся фактор, а сами учащиеся заинтересованы в организации интересных и полезных школьных перемен посредством прослушивания произведений классической музыки.

В ходе работы я приобрела полезные умения и навыки, научилась искать новую информацию, анализировать собранный материал. Узнала много интересных сведений об истории и специфике школьных перемен в разные эпохи.

Провела анкетирование и выявила заинтересованность учащихся в прослушивании произведений классической музыки.

Создала список рекомендуемых к прослушиванию на переменах классических музыкальных произведений.

Убедилась, что роль классической музыки во времяпрепровождении каждого человека играет положительную роль.

Специфика проекта внедрения прослушивания на переменах в фоновом режиме учащимися музыки может способствовать сплочению учащихся при непосредственном их общении и внесению учащимися предложений по прослушиванию произведений, не вошедших в предложенный автором проекта список. Материалы данного проекта могут помочь в организации учебной, внеклассной и внешкольной деятельности, в учреждениях дополнительного образования, в досуговой деятельности. Надеюсь, что проект будет интересен педагогам.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. Казиник М.С. Погружение в Музыку, или Тайны гениев-2 URL:https://readli.net/pogruzhenie-v-muzyiku-ili-taynyi-geniev-2/ (дата обращения 13.08.2024)

  2. Догель И.М. Влияние музыки на человека и животных URL: https://moluch.ru/young/archive/9/567/ (дата обращения 13.08.2024)

  3. Тарханов И.Р. О влиянии музыки на человеческий организм URL: http://az.lib.ru/t/tarhanow_i_r/text_1893_01_vliyanie_muzyki_oldorfo.shtml (дата обращения 13.08.2024)

  4. Петрушин В.И. Музыкальная психология URL: https://www.booksite.ru/fulltext/0/001/005/225/index.htm (дата обращения 13.08.2024)

  5. Райгородский Б.Д. Что может музыка? URL: https://proza.ru/2006/08/10-252 (дата обращения 13.08.2024)

  6. Фролова Т.А. Влияние музыки на здоровье человека URL: https://moluch.ru/conf/artcult/archive/247/10884/ (дата обращения 13.08.2024)

  7. Шум URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D1%83%D0%BC (дата обращения 14.08.2024)

  8. Эффект Моцарта URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%84%D1%84%D0%B5%D0%BA%D1%82_%D0%9C%D0%BE%D1%86%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0 (дата обращения 14.08.2024)

  9. СанПиН 2.4.2.2821-10 URL: https://rg.ru/documents/2011/03/16/sanpin-dok.html (дата обращения 10.09.2024)

  10. Классно-урочная система обучения URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BD%D0%BE-%D1%83%D1%80%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0_%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F (дата обращения 10.09.2024)

  11. Сергеева Г.П. Музыка 5-8классы.Искусство 8-9классы. Сборник рабочих программ. М, Просвещение, 2017г., 127с.

Приложение 1

Анкета

1. Укажите ваш пол, возраст, класс. М / Ж _____ лет _____класс
2. Для чего в школе перемена? ________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Чем занимаетесь на переменах? (указать виды деятельности) ________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Чем бы хотели заниматься на переменах? (указать виды деятельности) ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
5. Перечислите мешающие факторы на переменах ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
6. Как Вы относитесь к классической музыке?

( Положительно / отрицательно / нейтрально ) подчеркнуть.
7. Прослушиваете ли Вы классическую музыку? (да / нет) подчеркнуть.

Как часто? (_________________________________________________________)
8. Считаете ли Вы для себя эффективным прослушивание классической музыки на переменах? (да / нет) подчеркнуть.
9. Считаете ли Вы полезным прослушивание классической музыки на переменах в фоновом режиме в масштабах школьного учебного корпуса? (да / нет) подчеркнуть.

Приложение 2

Список произведений классической музыки

Бетховен Л. Мелодия слёз (6:04)

Бетховен Л. Тишина (2:40)

Бетховен Л. К Элизе (2:38)

Бетховен Л. Увертюра Эгмонт (9:02)

Бетховен Л. Presto agitato. Соната для ф-но №14 до-диез минор, 3 часть (6:32)

ВивальдиА. La primavera (Концерт №1, E-dur, allegro) (3:21)

ВивальдиА. L’estate (Концерт №2, 3 часть, g-moll, presto) (2:40)

ВивальдиА. L’autunno (Концерт №3, 3 часть, F-dur, allegro) (3:36)

ВивальдиА. L’inverno (Концерт №4, 1 часть, f-moll, allegro non Molto) (3:28)

МоцартВ. Piano Sonata №11 in a Major, K.331 Andante Grandioso (1.31)
МоцартВ. Molto аllegro Симфония №40 сольминор (6.38)
МоцартВ. ТурецкийМарш (3.34)

Моцарт В. Соната для двух фортепиано D-dur (9:48)

Моцарт В. Маленькая Ночная серенада (2.02)
Моцарт В. Опера Дон Жуан. Увертюра (6.32)
Моцарт  В. Iч.Allegro Соната №16 до мажор, K.545 (3.04)
Моцарт В. Adagio Piano concerto №23 in a KV.488 (7.17)

Мусоргский М. Ночь на Лысой Горе (8.38)

Прокофьев С. Сюита №2 из балета “Ромео и Джульетта” (1.10)

Рахманинов С. Романс без слов для высокого голоса с фортепиано. Вокализ, посвящённый Антонине Неждановой (3:51)

Рахманинов С. Сирень (2:17)

Рахманинов С. Прелюдия до диез минор (3:38)

Свиридов Г. Вальс Метель (3.55)
Свиридов Г. Пастораль (2.07)

Хачатурян А. Вальс Маскарад (4:26)

Хачатурян А. Танец с саблями (2:29)

ЧайковскийП.Allegro non Troppo. Концерт для ф-но с оркестром №1, 1ч (3:27)

Чайковский П. Испанский танец (2:19)

Чайковский П. Китайский танец из балета “Щелкунчик”. (1:19)

Шопен Ф. Весенний вальс (4:19)

Шопен Ф. Фантазия-экспромт (соч.66, cis-moll) (5:09)

Шопен Ф. Military-polonaise №3 (5:14)

Шостакович Д.Вальс №2 (3.43)
Шостакович Д. Симфония №7, часть 1 тема нашествия (7.32)
Шостакович Д. Ballet Suite №1/5 (3.00)

Штраус И. Медленный вальс (2.56)

Штраус И. Марш Радецкого (2.23)
Штраус И. Персидский марш (2.10)

Шуберт Ф. Лебединая песня, фортепиано (5.29)
Шуберт Ф. Смерть и девушка.String Quarter No.14 in D minor, 4 часть, Presto (10.35)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 2

Основная часть

1. Анализ литературы

1.1. Специфика музыки в аспекте прослушивания в школе 3

1.2. Страничка истории 5

1.3.Специфика произведений классической музыки для

прослушивания на школьных переменах 6

1.4. Повышение эффективности школьных перемен 7

2. Анкетирование

2.1. Ход работы 8

2.2. Анализ результатов 9

3. Практическая работа

3.1. Ход работы 13

3.2. Создание списка произведений классической музыки

для сопровождения школьных перемен. 13

Заключение 14

Список источников 16

Приложение 1 Анкета 17

Приложение 2 Список произведений классической музыки 18

Просмотров работы: 19