Сетевой этикет в мессенджерах

XXIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Сетевой этикет в мессенджерах

Усольцева В.А. 1
1Филиал МБОУ «Лицей № 11 г. Челябинска»
Ткачук Л.Г. 1
1Филиал МБОУ «Лицей №11 г. Челябинска»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Современный мир интернета изменил поведение людей и способы их взаимодействия. Онлайн-среда стала местом, где мы общаемся, делимся информацией, ищем новости, учимся и развлекаемся. Однако, как и в реальном мире, существуют правила и нормы, регулирующие поведение в сети. Эти правила известны как сетевой этикет.

Актуальность темы исследования: в современном мире значимую роль занимает интернет, и, как следствие, встает вопрос о сетевом этикете. Объясняется это тем, что при общении с кем-либо во всемирной паутине мы не видим своего собеседника, поэтому гораздо труднее порой бывает передать ему свои чувства и эмоции. Для этого и был создан так называемый сетевой этикет, который должен знать каждый человек, использующий Интернет в целях общения.

Цель исследования: изучить правила сетевого этикета в мессенджерах.

Задачи исследовательской работы:

  1. Узнать, что такое мессенджеры, и их историю.

  2. Изучить правила и нормы сетевого этикета.

  3. Провести анкетирование среди учеников 3А и 3Б Филиала МБОУ «Лицей №11 г. Челябинска», и проанализировать результаты.

  4. Создать буклет «Сетевой этикет: правила общения в мессенджерах».

Мной были изучены различные источники литературы, цель исследования достигнута с помощью поставленных задач. Считаю, что созданный буклет «Сетевой этикет: правила общения в мессенджерах» привлечет внимание школьников и снабдит их необходимой информацией о правилах общения в интернете.

1. Теоретическая часть

1.1. Что такое мессенджер

Мессенджер (от англ. messenger — курьер, посланнБик) — это программа для обмена сообщениями в реальном времени через интернет.

Использовать мессенджер можно на компьютере, смартфоне или планшете — в приложении либо веб-версии для браузера.

В зависимости от возможностей конкретной программы, с помощью мессенджера можно:

  • общаться с другими пользователями один на один или в групповых беседах;

  • отправлять текстовые или голосовые сообщения, а также стикеры, фото, видео и другие файлы;

  • звонить и разговаривать по видеосвязи — один на один или в режиме конференции;

  • создавать публичные каналы и подписываться на них;

  • пользоваться чат-ботами.

Обычно мессенджеры не отключаются, а продолжают работать в фоновом режиме и доставляют сообщения мгновенно, если устройство адресата подключено к интернету.

    1. История мессенджеров

Современная история мессенджеров началась в середине 90-х годов с развитием и популяризацией интернета. С того времени приложения для обмена сообщениями сильно изменились и обросли новыми возможностями.

Принято считать, что история мессенджеров начинается в 1996 году. Именно тогда появилась программа ICQ (I Seek You, я ищу тебя, Аська) от молодых разработчиков из Израиля.

Приложение совершило революцию в мире мобильного общения. Это первая в истории бесплатная платформа для обмена мгновенными сообщениями. В конце 90-х интернет уже объединял миллионы пользователей по всему миру, которые общались либо по электронной почте, либо на форумах. «Аська» же дала им возможность взаимодействовать непосредственно друг с другом.

Следующий важный этап в развитии мессенджеров ознаменовало появление Skype. Он был создан разработчиками из Эстонии в 2003 году. Основной функцией приложения изначально были аудиовызовы. Позднее разработчики реализовали технологию осуществления видеозвонков и конференций с несколькими участниками одновременно.

В 2010-х годах на рынок мессенджеров ворвались WhatsApp и Viber в 2009 и 2010, соответственно. А позже к ним присоединился Telegram. Все мессенджеры запустили собственные версии для мобильных браузеров и приложения для смартфонов.

Основные функции:

  • Текстовые и голосовые сообщения.

  • Возможность прикреплять фото, видео, документы до 100 МБ, делиться местоположением.

  • Встроенный редактор фото.

  • Бесплатные стикеры

  • Аудио- и видео- звонки

  • Групповые чаты

  • Возможность удалять сообщения после отправки (собеседник будет видеть надпись о том, что сообщение удалено).

Одной из ключевых функций современных мессенджеров стали чат-боты, которые работают по заданным алгоритмам, отвечая на частые вопросы пользователей без участия живых собеседников.

    1. Эволюция культуры общения в мессенджерах

Первые мессенджеры работали исключительно в текстовом режиме.

Неудивительно, что культура постоянного общения при ограничении трафика и средств выражения эмоций сформировала ряд аббревиатур в качестве стандартных реакций на определенные типы сообщений. Именно с тех времен и возникли все эти:

BRB (BeRightBack - скоро вернусь),

LOL (Laugh (ing) Out Loud – громкосмеюсь),

OMG (Oh My God / Gosh – О, Боже мой!) и многие другие.

Впоследствии, когда скорость интернет-соединения и интерфейсы позволили перейти к графическим элементам, на смену аббревиатурам пришли смайлики и стикеры.

2. Практическая часть

2.1. Правила и нормы сетевого этикета

Сетевой этикет – это система правил общения, поведения во всемирной сети. Он придуман для того, чтобы пользователям было комфортно и легко общаться между собой.

Одно из главных правил – это приветствие, прощание, благодарность, обращение по имени. Если пишете человеку в мессенджере впервые обязательно нужно сообщить, кто вы.

Не стоит пренебрегать правилами русского языка, отсутствие запятых и вопросительных знаков, явные ошибки и опечатки сильно искажают смысл сообщений и затрудняют восприятие написанного. Прежде, чем нажимать кнопку «Отправить», нужно прочитать свое сообщение и проверить нет ли ошибок.

Грамотные сообщения — признак образованности и уважения к собеседнику.

Если Вы видите, что ваш собеседник ошибся или допустил опечатку в слове, не нужно акцентировать на этом внимание. Будьте снисходительны, ведь никто не застрахован от случайных ошибок.

На полученное сообщение нужно обязательно на него ответить. А если нет времени на беседу в переписке, нужно написать хоть что-то, например, «Извини, сейчас занят, отвечу позже». Никому не нравится, что его сообщение прочитали и не ответили.

Голосовое сообщение — удобный формат для отправителя и максимально неподходящий для получателя. При отправке аудиосообщения нужно уточнить у собеседника, готов ли он послушать его. Нужно помнить, что прочитать сообщение намного удобнее.

Очень важно писать сообщение кратко. Любую идею можно выразить в нескольких словах. Экономьте время и нервы своих собеседников. Не стоит разбивать сообщение на отдельные куски. Возможно у вашего собеседника стоят звуковые уведомления, уже первые «Привет!», «Как жизнь?», «Что делаешь?» вызовут у него раздражение, а желание отвечать будет падать прямо пропорционально количеству звуков, выдаваемых гаджетом.

Не злоупотребляйте эмодзи. Смайлики помогают передать свои эмоции, смягчить критику и выглядеть в переписке дружелюбным и открытым человеком. Но если в тексте сообщения будет большое количеством смайликов, то он будет тяжелым для восприятия.

НЕ ПИШИТЕ БОЛЬШИМИ БУКВАМИ В ИНТЕРНЕТЕ, иначе собеседник подумает, что вы на него орете (если только вы не орете). Обратить внимание и подчеркнуть мысль можно приемами из уроков литературы: сравнениями, метафорами, легкой иронией, не переходящей в сарказм. Отдельные слова можно отформатировать: например, сделать шрифт полужирным или курсивом.

Худшее время для сообщений — ночь. У многих уведомления приходят со звуком, поэтому после 22 часов лучше отложить переписку до утра.

Спамом считаются рекламные сообщения, различные ссылки на вредоносные или подозрительные сайты. Не нужно отправлять малознакомым людям предложения поиграть в онлайн-игры.

2.2. Наказания за несоблюдение правил в сетевом этикете

При общении в мессенджерах нужно помнить о правилах этикета, которых вы придерживаетесь в реальной жизни. Воздержитесь от оскорблений, провокаций, угроз и клеветы, уважайте мнение других участников диалога, высказывайте исключительно конструктивную критику. Помните, что за оскорбления в интернете могут привлечь к ответственности.

Так, размещение на общедоступных сайтах в сети Интернет информации, содержащей унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, является административным правонарушением, предусмотренным ч. 2 ст. 5.61 КоАП РФ – оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, и влечет наказания в виде административного штрафа для граждан в размере от 3 до 5 тысяч рублей, для должностных лиц – от 30 до 50 тысяч рублей, для юридических лиц – от 100 до 500 тысяч рублей.

Распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, в сети Интернет, где указанная информация доступна для неограниченного круга лиц, образует состав преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 128.1. УК РФ (клевета). За данное преступление предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до 1 млн рублей или в размере заработной платы (иного дохода) осужденного за период до 1 года либо в виде обязательных работ на срок до 240 часов.

2.3. Анализ результатов анкетирования

Следующий этап моей работы – это создание анкеты из 10 вопросов (Приложение 1), чтобы выявить знают ли школьники правила этикета и пользуются ли ими при общении в мессенджерах. В опросе приняли ученики 3А и 3Б классов лицея №11 г. Челябинска. Все опрошенные проявили интерес к анкетам, обсуждали некоторые вопросы, просили ознакомить их с анализом всех ответов.

Результаты анкетирования показали, что большинство учеников пользуются мессенджерами WhatsApp, Viber, Telegram.

Чаще всего отправляют текстовые сообщения, реже голосовые, а видео формат используют меньше всего учеников.

Ответы на 3 и 4 вопросы показали, что большинство учеников приветствуют своего собеседника в первом сообщении, а также не забывают про знаки препинания в тексте сообщения. Результаты ответов на вопросы 7 и 8, говорят нам о том, что большинство опрошенных проверяют сообщение перед отправкой, и если получат сообщение с ошибкой, то не скажут об этом собеседнику.

На вопрос, как часто Вы отправляете сообщения в виде смайликов и стикеров, всего 5 человек ответили, что никогда, остальные голоса разделились на часто или редко. Большинство опрошенных ответили, что отправляют различные ссылки своим друзьям.

На вопрос 9 «Всегда ли Вы отвечаете на полученные сообщения», 34 человека ответили «Да», ответ «Нет» выбрали 19 человек. Последний вопрос был «Пишите ли вы сообщение большими буквами?», ответы показали, что большинство предпочитает писать сообщение строчными буквами.

Проанализировав результаты анкетирования, я пришла к выводу, что будет полезно разработать буклет с правилами общения в мессенджерах. Если им следовать, можно избежать конфликтов и недопонимания, поддержать взаимоуважение и сделать общение в мессенджерах приятным.

2.3. Разработка буклета правил общения в мессенджерах

Для буклета была взята информация из теоретической части.

    1. правил общения в мессенджерах:

  1. Приветствие, прощание, благодарность, обращение по имени – одно из главных правил.

  2. Будьте вежливы – не грубите и не хамите собеседнику.

  3. Прежде, чем нажать кнопку «Отправить» - проверьте ошибки в тексте.

  4. Не воспитывайте! Поучение, моральное давление, высокомерие – неуместны в переписке.

  5. Не считайте бревна в чужих глазах! Если видите, что человек ошибся в тексте – не исправляйте.

  6. Обязательно отвечайте на сообщения.

  7. Аккуратнее с аудио и видео сообщениями! Уточните у собеседника, готов ли он их принять.

  8. Сокращайте текст сообщения. Любую мысль можно выразить в нескольких словах.

  9. Не делите одно длинное сообщение на несколько коротких.

  10. Не кричите БОЛЬШИМИ БУКВАМИ.

  11. Не злоупотребляйте смайликами, стикерами, ссылками.

  12. Худшее время для сообщений — ночь.

Грамотные сообщения — признак образованности и уважения к собеседнику.

Правила использования смайликов:

  1. Не заменяй слова на эмодзи.

  2. Не используй их слишком много в тексте.

  3. Лучшее место для эмодзи в конце текста.

  4. Не помещай их между слов.

По итогу, была создана готовая памятка для пользователей мессенджерами (Приложение 2).

Заключение

Сетевой этикет - это набор принятых общепризнанных норм и правил поведения, которые помогают нам вести себя в онлайн-среде вежливо, уважительно и этично.

В данной работе подробно рассмотрено, что такое мессенджеры, история возникновения и эволюция культуры общения в них. Основные правила и нормы сетевого этикета. Специальные правила учат вежливости при переписке, что немало важно для людей в виртуальном общении. Гораздо приятнее общаться с вежливым человеком, нежели с грубияном, который не знает элементарных правил этикета.

В ходе работы было проведено анкетирование среди учеников 3А и 3Б классов филиала «Лицей №11 г. Челябинска». Анализ результатов показал, что не все знают правила сетевого этикета. Поэтому был разработан буклет с правилами общения в мессенджерах.

Владение сетевым этикетом даёт ряд важных преимуществ. Во-первых, следование этикету способствует созданию гармоничной и приятной онлайн-среды. Сетевой этикет помогает предотвратить конфликты, споры и неприятные ситуации, которые могут возникнуть из-за неправильного поведения или неверного толкования сообщений. Он позволяет участникам сетевого взаимодействия чувствовать себя комфортно и безопасно.

Во-вторых, владение сетевым этикетом способствует улучшению качества коммуникации. Правильное использование сетевого этикета позволяет ясно и точно выражать свои мысли и идеи, быть внимательными к другим участникам диалога и уважать их право на собственное мнение. Это способствует более продуктивному обмену информацией, конструктивным дебатам и решению проблем.

Список литературы

  1. Лукинова О.В. Цифровой этикет. /Этикет без границ. Новые правила./О.В. Лукинова. - Москва: ОДРИ, 2020.- 240 с.

  2. Трофимова Г.Н. Языковой вкус интернет-эпохи в России. Функционирование русского языка в интернете: концептуально-сущностные доминанты: Монография // РУДН, 2009г, 436с.

  3. 9 правил поведения и общения в чатах, мессенджерах и социальных сетях [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dzen.ru/a/YOCaMXYBWXwz0Vlv

  4. Нетикет: правила переписки в соцсетях и мессенджерах [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://media.halvacard.ru/life/netiket-pravila-perepiski-v-socsetyakh-i-messendzherakh

  5. Помните Аську? Вспоминаем, какими мессенджеры были 25 лет назад (и как менялись) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.iphones.ru/iNotes/kak-izmenilis-messendzhery-za-25-let-ranshe-o-takih-vozmozhnostyah-nikto-ne-mechtal-04-17-2023

Приложение 1

Анкета

Дорогой друг! Пожалуйста, внимательно прочитай вопросы и ответь на них.

  1. Пользуетесь ли Вы мессенджерами: WhatsApp, Viber, Telegram?

Да Нет

  1. Какие сообщения Вы чаще всего отправляете?

Текстовые Голосовые Видео (кружочки)

  1. Вы приветствуете своего собеседника в первом сообщении?

Да Нет

  1. Ставите ли Вы знаки препинания в текстовом сообщении?

Да Нет

  1. Как часто Вы отправляете сообщения в виде смайликов и стикеров?

Часто Редко Никогда

  1. Отправляете ли Вы различные ссылки своим друзьям?

Да Нет

  1. Проверяете ошибки в сообщении перед отправкой?

Да Нет

  1. Если Вам прислали сообщение с ошибкой, скажете об этом собеседнику?

Да Нет

  1. Всегда отвечаете на полученные сообщения?

Да Нет

  1. ПИШИТЕ СООБЩЕНИЕ БОЛЬШИМИ БУКВАМИ?

ДА Нет

Спасибо за участие!

Приложение 2

Просмотров работы: 16