Реализации человека через любимое хобби

XXIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Реализации человека через любимое хобби

Ивасенко В.А. 1Козырев А.А. 1
1МБОУ "Лицей Технополис"
Немчанинова А.А. 1
1МБОУ "Лицей Технополис"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ.

Человек является биосоциальным существом, социальное и биологическое тесно связано в нем. Два этих качества человека органически связаны между собой, и только в таком случае он существует. Человеку необходимы воздух, вода, еда, тепло, сон, отдых. Также он заботится о том, как выжить самому и продолжить свой род. Это биологические потребности человека. Но для того, чтобы стать личностью и занять своего место в обществе, этого недостаточно. Это говорит о его социальных потребностях, т. е. потребностях в общении и труде. Человек не станет счастливым и не сможет найти свое место в жизни, если не реализует свои способности. Обладая способностью мыслить человек познает мир и самого себя в процессе разнообразной деятельности. Правильная оценка своих способностей необходимы, чтобы успешно жить и действовать в мире. Стремление узнать себя и свои способности – важная потребность подростка. Этот процесс предполагает изучение и оценку своих особенностей и качеств личности, поиск деятельности для их реализации. Ученые утверждают: человек может достичь успеха в труде, лишь занимаясь любимым делом, которое ему в радость. Ведь только дело по душе приносит удовлетворение, способствует проявлению задатков. Чтобы добиться желаемых результатов, человек должен найти среди множества своих интересов основную склонность к деятельности, которая будет получаться у него лучше всего. Это поможет человеку найти свое призвание и место в жизни.

Мы задумались, что поможет человеку самореализоваться в жизни и раскрыть свои способности, тем самым удовлетворить свои духовные и социальные потребности? Для ответа на эти вопросы, мы решили провести исследование одного из способов самореализации и самовыражения человека через любимое хобби. Для этого, мы изучим свой любимый вид спорта «Шахматы». Познакомимся с историей создания шахмат, узнаем интересные факты о шахматах и проведем опрос педагогов Шахматного центра наукограда Кольцово, которые посвятили свою жизнь этому виду спорта. Также расскажем о своих достижениях в этом спорте и поделимся собственным опытом об этом способе самореализации.

Мы считаем, что эта тема важна для изучения, так как самовыражение является наивысшей точкой ступени развития человека. Помогает достичь признания в обществе, да и, в целом, человеческого счастья.

Гипотеза: Любимое хобби и увлечение раскрывают способности человека и помогают ему найти свое призвание и место в жизни.

Цель: показать проявление способностей и способ самовыражения через наш любимый вид спорта - Шахматы.

Задачи:

1) изучить теорию о познание человеком самого себя;

2) ознакомиться с историй шахмат и интересными фактами;

3) провести опрос у тренеров Шахматного центра наукограда Кольцово и проаназировать результат.

4) показать на собственном примере значимость и важность самовыражения, раскрывающие сущность человека.

Объект: хобби

Предмет:  реализация человека

Методы исследования: опрос, аналитический метод

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 Изучение теории и терминологии.

Биологическое и социальное в человеке – две стороны человеческой сущности. Первая – природное, телесное, живое в человеке, связанное с его организмом. Второе – свойства и качества человека, которые формируются и проявляются в обществе [7]

Потребности – осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма (биологические) и развития личности (социальные, духовные) [7]

Способности – индивидуальные особенности личности, условия успешного выполнения определенной деятельности [7]

Человек – существо познающее и сознающее, способное себя поправлять и самосовершенствоваться. Важнейшие роли в этом процессе принадлежит самооценке, самореализации и самовыражению.

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей [8]

Самовыражение – способность отличаться от других людей своим талантом, способностью. Особенно развито у подростков [8]

Самореализация – путь к поставленной цели в хобби или спорте [8]

Человек может достичь успеха в труде, лишь занимаясь любимым делом, которое ему в радость. Ведь только дело по душе приносит удовлетворение и совершенствует талант. Заниматься не своим делом очень тяжело. Человек теряет интерес и быстро устает. Поэтому один из способов достичь успеха – это самовыражение через свое увлечение, любимое хобби.

Хобби - увлечение, вид человеческой деятельности, которым занимаются на досуге, для наслаждения [6].

Наше хобби – это шахматы. Шахматы называют прообразом военного искусства. И действительно, что можно назвать более интересным занятием, чем ратные баталии и боевые действия, пусть и всего лишь на шахматной доске? Шахматы улучшают память, счёт, развивают концентрацию и усидчивость, учат навыкам планирования и оценки, повышают стрессоустойчивость, помогают предсказывать ходы (действия) соперников. К тому же, шахматы – самый безопасный вид спорта, которым могут заниматься практически все люди с любым уровнем физического развития.

1.2 История шахмат и интересные факты.

1.2.1 Начало. Прародителем шахмат считается игра чатуранга, для нее использовали доску в 64 клетки и фигуры, похожие на шахматные. Игра стала популярной в Индии в VI веке. Приблизительно в то же время чатуранга появляется в Персии, где её название немного изменилось и превратилось в чатранг. В Европу шахматы попадают после завоеваний арабами южных регионов Испании и Сицилии. Первые задокументированные упоминания датируются XI веком. Новая история шахмат началась примерно с 1475 года, когда определили основные правила и внесли некоторые изменения в них. Ферзь превратился в самую мощную фигуру на поле, теперь он перемещался в любом направлении на необходимое количество клеток. Слон перестал «прыгать», его перемещение стало неограниченным по диагонали. Нововведения изменили игру в лучшую сторону. Она стала динамичнее, а невнимательность одного из соперников теперь могла повлечь быстрое поражение.

День шахмат отмечают во всём мире каждое лето 20 июля. Дата выбрана в честь дня основания Международной шахматной федерации (ФИДЕ) [4]

1.2.2 История шахмат в России. Впервые на территорию России шахматы попали с Востока. Первое письменное упоминание о шахматах встречается в XIII веке, но, если верить археологическим находкам, то впервые шахматы были упомянуты в Х–XI веках. Во время раскопок в 19 городах России были найдены шахматные фигуры, что свидетельствует о том, что шахматы появились в России еще в XII–XIV веках.

Шахматы были довольны популярны на Руси и об этом свидетельствует упоминание игры в сказаниях и былинах о русских богатырях.

Были времена, когда в России шахматы были запрещены церковью как азартная игра.

Как известно, игре в шахматы уделяли внимание Иван Грозный, Борис Годунов, Алексей Михайлович, Пётр I. В шахматы играли на петровских ассамблеях. Однако историки до сих пор не могут ответить на вопрос, когда в России появились новые шахматы. Доподлинно известно, что во времена Петра I играли уже по новым правилам.

Первый шахматный клуб в России был открыт в Петербурге в 1853 году, а первый шахматный журнал стал выходить с 1859 года, тоже в Петербурге.

Основоположником русской шахматной школы считается М. Чигорин, который был первым русским шахматистом, вступившим в борьбу за высший шахматный титул. Он открывал шахматные клубы, издавал шахматные журналы, вел шахматные отделы в периодической печати, являлся организатором соревнований.

Именно М. Чигорин организовал первый турнир сильнейших шахматистов России (1878–1879), выиграв в нем решающую партию у С. Алапина и став победителем этих соревнований. Первым международным соревнованием в России был матч-турнир сильнейших шахматистов мира, который проводился в Петербурге в 1895–1896 годах.

Несмотря на такое развитие шахмат в России XIX века, по уровню игры Россия сильно отставала от стран Европы. Ситуация начала меняться в лучшую сторону в начале ХХ века, когда отечественные шахматисты стали посещать соревнования в Германии.

Более 100 лет назад, во вторник 4 декабря 1923 года, Высший совет физической культуры (ВСФК) при Всероссийском центральном исполнительном комитете принял решение о создании Всесоюзной шахматно-шашечной секции («Всешахсекции») при ВСФК, от которой ведут свое начало Шахматная федерация СССР и ставшие ее преемниками Российская шахматная федерация и Федерация шахмат России.

Федерация шахмат России как преемник Шахматной федерации СССР начала функционировать с 15 февраля 1992 года.

Целью Федерации является развитие шахмат в России и представление интересов шахматистов - членов Федерации - как внутри государства, так и за рубежом [5]

1.2.3 Интересные факты.

  • Число возможных уникальных шахматных партий больше числа электронов во всей вселенной! 10120 степени комбинаций против около 1079 электронов.

  • Теоретически в самой длинной шахматной партии может быть 5 949 ходов. На практике самая длинная партия имела 269 ходов и была сыграна в 1989 году.

  • Самый старый набор шахмат (XII в. нашей эры) был найден на острове Льюис в Северной Шотландии, создан в Исландии или Норвегии. Эти шахматы послужили образцом для волшебных шахматных фигур в фильме «Гарри Поттер и философский камень»

  • Абхиманью Мишра (США) 30 июня 2021 года, в возрасте 12 лет 4 месяцев и 25 дней, выполнил норму гроссмейстера, став самым молодым шахматистом в истории.  Побил рекорд Сергея Карякина (12 лет и 211 дней), державшийся 19 лет.

1.2.4 Как долго чемпионы удерживали шахматную корону. Дольше всех — 28 лет — титул чемпиона мира по шахматам удерживал гражданин Германии Эммануил Ласкер. Он был сильнейшим шахматистом мира с 1894 по 1921 год. За ним следует уроженец России Александр Алехин — 19 лет (1927-1935 и 1937-1946). Тройку лидеров замыкают Михаил Ботвинник и Гарри Каспаров, обладавшие шахматной короной по 16 лет. Господин Каспаров также является и самым молодым чемпионом мира (Приложение 1) [2]

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Опрос педагогов Шахматного центра наукограда Кольцово.

Шахматы с первых дней наукограда поселились в Кольцово. В этом заслуга основателя знаменитого «Вектора» и, по сути, Кольцово — академика Льва Степановича Сандахчиева. Он основал первую шахматную секцию в Кольцово, сам играл в шахматы. В настоящее время, Шахматный центр наукограда Кольцово проводит занятия по шахматам на множестве локаций. В этом центре трудятся настоящие профессионалы и международные гроссмейстеры.

В рамках исследуемой работы, мы создали опросный лист (Приложение 2), в который включили вопросы, отражающие значимость способа самореализации и самовыражения человека через любимое хобби. Мы задали вопросы тренерам Шахматного центра наукограда Кольцово и получили следующие ответы.

«Я занимаюсь шахматами с 5-го класса. В детстве, участвуя в турнире, верила в приметы - прятала пяточки в обувь под пятки, писала только одной ручкой, если был проигрыш ручку приходилось менять. Сейчас уже в приметы не верю! Шахматы научили меня принимать важные решения в короткие сроки, где нужно оценить большое количество факторов и принять вынужденное решение, которое никак нельзя отложить. Иначе, будет проигрыш. Эта способность, мне кажется, очень помогает в жизни. Также благодаря шахматам научилась никогда не сдаваться, а всегда идти вперёд» - рассказывает свою историю педагог Шахматного центра ЦДТ «Факел» Виктория Галкина.

«Познакомившись с шахматами в возрасте девяти лет, они стали большей частью моей жизни. Постепенно из простого увлечения, шахматы превратились в вид деятельности которому я посвятил свое детство. Упорные ежедневные тренировки, большое количество соревнований для того, чтобы побеждать других и быть лучшим», - делится с нами тренер по шахматам Михаил Чернов.

Отвечая на вопрос: «Помогают ли вам шахматы в жизни?», Михаил Евгеньевич задумался, но продолжил. «На этот вопрос не так просто ответить, скажу что шахматы обучили меня думать. В каждой сложной жизненной ситуации или стоя перед непростым выбором, я тщательно анализирую каждый свой шаг, перебирая все возможные варианты развития событий, это прямо как в игре, ты обдумываешь свой ход, анализируя перед этим несколько ответов противника. Любовь к этой игре, плюс детский соревновательный опыт помогли мне стать детским шахматным тренером. Я считаю это самой важной ролью шахмат в жизни. Сейчас я стараюсь помочь своим ученикам достичь тех успехов, которых не смог добиться я, или даже если ребенок пусть и не станет чемпионом, научить его обдумывать каждый свой шаг на жизненном пути».

«Играть в шахматы меня научил отец. Я помню, что еще в детском саду мы с ребятами играли. А во втором классе мне очень повезло – в нашу школу пришел шахматный тренер, провел турнир, и нескольких ребят, в том числе и меня, пригласил в шахматный кружок при доме пионеров. И с этих пор моя жизнь неотрывно связана с шахматами. Благодаря участию в шахматных турнирах я побывал в огромном количестве мест в нашей стране, а также за ее пределами. И познакомился со многими хорошими и интересными людьми, - своей жизнью, неотрывно связанную с шахматами, поделился международный гроссмейстер Андрей Белозеров, - также хочу поделиться историей из жизни международного мастера Яноша Флеша, которому шахматы спасли жизнь в прямом значении этого слова».

2.2 История международного мастера, почетного гроссмейстера по шахматам Яноша Флэша.

Янош Флеш родился 30 сентября 1933 года в Будапеште, его юные годы пришлись на Вторую мировую войну. После ее окончания Венгрия стала одной из самых шахматных стран в Европе: коммунистическое правительство всячески поощряло занятия этой игрой. Янош уже в раннем возрасте обратил на себя внимание публики яркими красивыми атаками на короля, всевозможными гамбитами, – всё это казалось таким нехарактерным для классической венгерской школы [3]

В 1951 году Флеш выиграл чемпионат страны среди юношей, а вскоре впервые выступил во взрослом чемпионате Венгрии. Поначалу не добившись крупных успехов, Янош, журналист по образованию, начал заниматься шахматной публицистикой, печатался в венгерских изданиях. Его главным увлечением были сеансы вслепую, где Флеш планомерно увеличивая количество досок, добился больших успехов.

Тяжелое впечатление произвели на молодого шахматиста события 1956 года – многие его знакомые участвовали в сражениях с советскими войсками. В то время у Флеша был диагностирован рак легких, и перед смертью венгр решил побить действующий рекорд Мигеля Найдорфа, составлявший 45 досок вслепую. Перед сеансом Яношу позвонил Найдорф и рассказал, что когда он проводил свой рекордный сеанс, то чуть не умер от спазма сосудов головного мозга. Флеш ответил, что не видит особой разницы, умереть от рака или от спазма. За сеансом и рекордной попыткой в 52 доски наблюдало телевидение всего мира. С Яношем одновременно сражались 4 кандидата в мастера, 12 перворазрядников, 36 шахматистов второго и третьего разрядов. Через четыре часа после начала ассистент, который передавал ходы, упал в обморок. Флеш продолжал играть как ни в чем не бывало и показал очень высокий результат, проиграв всего три партии. Самое удивительное произошло через неделю, когда врачи, сделав безнадежному больному очередной снимок, не обнаружили рака! Видимо, чудовищное напряжение мозга стимулировало мобилизацию всех ресурсов организма, что привело к излечению от смертельной болезни. Правда, всего через несколько месяцев рекорд Флеша оказался побит Джорджем Колтановским (56 досок), но Янош вернулся к нормальной жизни и добился больших успехов за доской.

В 1964 году Яноша Флеша приглашают на побочный турнир Вейк-ан-Зее, где он занимает второе место, в Белграде-1964 венгр обыграл Виктора Корчного. Успехи мастера позволили ему войти в олимпийскую сборную страны. Он выступал на Турнире Наций 1964 года, на командном чемпионате Европы 1965 года занял третье место в составе сборной Венгрии. Вскоре Флешу предложили поработать тренером, и он опекал клубы  Ferencvаrosi Torna Club (FTC) Chess Club (1967–1970) и PMSC Chess Club (1971–1983). Когда в начале 70-х были введены рейтинги Эло, Янош получил первый коэффициент в 2430 пунктов. В 1976 году Флеш стал вторым на турнире в Дортмунде и выполнил гроссмейстерский балл. В 1980 году рекордсмену по игре вслепую присвоили звание почетного гроссмейстера.

В 1983 году Янош Флеш с женой Ильдико поехали на два турнира в Англию. Отыграв в Чарльтоне и Лондоне, супруги собрались на север страны в Уитстабл полакомиться устрицами и по дороге погибли в автокатастрофе…

Янош Флеш – автор книг «Серебряные призеры» (про сборную Венгрии), «Шахматный мир», «История чемпионатов мира», «Шахматный миттельшпиль».

2.3 Наши личные достижения по шахматам.

2.3.1 Алексей Козырев. Я занимаюсь шахматами с 8-ти лет. За доской мне интересно, как будет развиваться игра, борьба, интересные идеи, красивые переводы фигур, азарт, когда остается мало времени. Мой рейтинг ФШР составляет 1701 пунктов, если взять для сравнения, то максимальный рейтинг за всю историю шахмат поставил шестнадцатый чемпион мира Магнус Карлсен, его рейтинг составил 2882.

Свою первую победу я одержал спустя один год в 9 лет. Самым моим высоким достижением является 6-е место на Первенстве Сибирского федерального округа (Приложение 3) Шахматы мне помогают развивают память и концентрацию внимания. Шахматы - это спорт, а спорт учит ставить цели и достигать их, также ценить время, ведь в партии каждая секунда на «вес золота». Этот вид спорта развил во мне стрессоустойчивость. Я научился анализировать свои ошибки и извлекать уроки после проигранной партии.

2.3.2 Вера Ивасенко. Я занимаюсь шахматами с 5 лет. Свою первую победу я одержала в 6 лет. Мой рейтинг ФШР составляет 1716 пунктов. Самым моим высоким достижением стала победа в Первенстве Сибирского федерального округа, я заняла 3-е место. Шахматы помогают развить ум, память, считать действия противника, тренируют выносливость, умение сконцентрироваться на деле.

2.4 Анализ и вывод опроса.

Проведя опрос педагогов Шахматного центра наукограда Кольцово и проанализировав их ответы, мы пришли к следующим выводам.

Респонденты начали увлекаться шахматами еще в детском возрасте, средний возраст составил 8 лет. Занятия любимым делом помогало респондентам развиваться в детском возрасте, получать новые навыки и умения. Всеми респондентами был отмечен соревновательный опыт и навык стремления к победе.

Далее увлечение переросло в смысл жизни, все опрошенные благодаря детскому хобби смогли самореализоваться и получить признания в обществе.

Нам шахматы помогают развивать память и концентрацию внимания. Шахматы - это спорт, а спорт учит ставить цели и достигать их, также ценить время, ведь в партии каждая секунда на «вес золота». Мы научились анализировать свои ошибки и извлекать уроки после проигранной партии.

Занятия любимым делом даже спасает жизнь самого человека! Это мы увидели из жизненной истории международного почетного гроссмейстера Яноша Флэша.

Респонденты через свое любимое хобби получили признание в обществе и продолжают самореализовываться путем обучения детей этим увлекательным спортом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Человек – это биосоциальное существо, которому необходимо удовлетворение не только биологических потребностей, но и социальных, духовных. На протяжении всей жизни человек стремится найти свое призвание и место в жизни. Каждый человек уникален и обладает способностями. Развить свои задатки и раскрыть талант ему помогает любимое хобби. Рассмотрев яркие примеры людей, которые получили самовыражение через спорт шахматы, мы можем сказать, что занимаясь любимым делом человек добивается совершенства. В раннем возрасте зарождается интерес к определенному виду деятельности и проносится через всю свою жизнь. Как показал опрос, респонденты связали свою жизнь с шахматами и продолжают реализовываться в этом увлекательном виде спорта - обучая детей. Занятия любимым делом даже спасает жизнь самого человека! Это мы увидели из жизненной истории международного почетного гроссмейстера Яноша Флэша.

Любимое хобби и увлечение раскрывают способности человека и помогают ему найти свое призвание и место в жизни.

Занимаясь любимым делом, человек достигает наивысших успехов и чувствует себя счастливым. Ведь социальная сущность человека требует признания нашей личности в обществе. Добившись успеха, мы осуществляем свою мечту!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Наукоград пресс/ лента новостей наукограда Кольцово. [Электронный ресурс] //URL: http://www.naukogradpress.ru/sport/2015/02/15/v-koltsovo-nachalsya-shahmatnyj-memorial-ak-lva-sandahchieva/ (дата обращения 03.02.2024)

2. Газета «Коммерсантъ» №193 от 14.10.2006 [Электронный ресурс] //URL: https://www.kommersant.ru/doc/713286 (дата обращения 03.02.2024)

3. Федерация шахмат России [Электронный ресурс] //URL: https://ruchess.ru/(дата обращения 03.02.2024)

4. Нестерова Д. В. Учебник шахматной игры для начинающих - М. : РИПОЛ классик, 2007. — 256 с.

5. Х. Дж . Р. Мюррей История шахмат, Clarendon Press, Оксфорд. 1913 [Электронный ресурс] https://archive.org/details/AHistoryOfChess/page/n5/mode/2up (дата обращения 03.02.2024)

6. Пономарева Е. Г., Гаман-Голутвина О. В., Удашова О. А. Обществознание. Настольная книга ученика, - «МГИМО –Университет», 2013. – 474 с.

7. Домашек Е. В. Школьный справочник по обществознанию, - Изд.2-е Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 223 с.

8. Брандт М. Ю. Обществознание. Понятие и термины. Толковый словарь, - Изд.2-е М.: Экзамен, 2014. – 107 с.

Приложение 1

Приложение 2

Опросный лист

Вопрос

Ответ

1) Во сколько лет вы начали заниматься шахматами?

 

2) Помогают ли вам шахматы в жизни?

 

3) Можете ли вы сказать, что шахматы помогли вам найти свой жизненный путь?

 

4) Расскажите интересные истории из жизни, связанные с шахматами. Возможно, есть примеры, когда шахматы сыграли решающую роль в жизни человека.

 

Приложение 3

Приложение 4

Просмотров работы: 24