ВВЕДЕНИЕ
Рождение внуков придает человеку новый статус. Бабушки зачастую посвящают детям больше времени, чем их родители, осуществляя не только бытовой уход, но и активно занимаясь развитием и воспитанием внуков, помогают им ориентироваться в окружающем мире, сохраняют историю поколений. И главное – бабушки дарят детям заботу, тепло и эмоциональное богатство, которое, по причине занятости, не всегда могут дать родители. Степень участия бабушек в развитии внуков определяется различными факторами, среди которых – возраст, трудовая занятость, близость проживания к семье внуков, состояние здоровья, особенности межличностных отношений в семье, личностные особенности, ценности и т.д. Тем не менее, значительная часть детей с очень раннего возраста включена в отношения с бабушками. Отношения с ними также позволяет ребенку удерживать связь с прошлым, иметь более четкое представление о таких понятиях как дружба, счастье, «хорошо» и «плохо».
Проект «Бабушка в жизни девочки-подростка» имеет высокую актуальность и следующие причины:
Мудрость и опыт: Бабушки – это люди, которые накопили множество жизненного опыта и мудрости. Они могут поделиться ценными советами, помочь девочке разобраться в своих чувствах и трудностях, а также дать практическую помощь в решении различных ситуаций.
Учение традициям: Бабушки часто являются хранительницами семейных традиций и культурного наследия. Они могут помочь девочке узнать об истории своей семьи, научить ее традиционным ремеслам, рецептам, или просто помочь ей понять свои корни.
Положительное влияние: Бабушки, часто являются яркими примерами для девочек. Их жизненный опыт, забота и любовь могут служить положительным влиянием в формировании личности и ценностей девочки.
Цель: выявление роли бабушки в жизни девочки-подростка.
Задачи:
узнать традиционную и современную роль бабушки в жизни внуков;
провести опрос среди девочек-подростков, чтобы выявить роль бабушки в их жизни;
провести опрос среди педагогов-бабушек, чтобы определить их роль в жизни внуков;
понять, почему роль бабушки важна в формировании личности девочек-подростков;
снять видеоролик с поздравлением бабушки от внуков, чтобы показать, что мы сильно любим нашу бабушку.
Гипотеза: Роль бабушки велика в формировании личности внуков.
Объект исследования – бабушка.
Предмет исследования – отношения между бабушкой и внуком.
Методы исследования:
анализ научно-популярной литературы;
опрос-интервью;
анкетирование.
ГЛАВА 1. ОТНОШЕНИЯ БАБУШЕК И ИХ ВНУКОВ
Сегодня у многих женщин и мужчин внуки появляются в возрасте 45–55 лет. Довольно молодые бабушки и дедушки принадлежат к «сэндвич-поколению»: они ведут активную жизнь и при этом помогают и своим взрослым детям, и собственным пожилым родителям.
Забота о тех и других налагает на это поколение большую ответственность, зато в общении с внуками они могут чувствовать себя свободнее. За учебу в школе – один из самых стрессовых вопросов воспитания – отвечают родители, поэтому старшим родственникам не обязательно проявлять строгость и можно ребенка побаловать. Они могут смело давать внукам то, что, возможно, не получилось дать собственным детям: эмоциональное тепло, нежность, совместные игры.
В результате между бабушками и внуками возникает взаимная привязанность и большинство из них хотели бы чаще видеть друг друга. Бабушки хранят историю семьи, поддерживают преемственность поколений, передают семейные ценности и традиции, рассказывают сказки, объясняющие, как жить и справляться со сложными ситуациями.
Чем отличается современная бабушка от прежней?
1.1. Прежняя бабушка
Большинство взрослых людей, которым повезло с бабушками, вспомнят милую старушку в платочке, которая пекла вкусные блинчики и рассказывала интересные сказки. Помимо «индивидуальных» бабушек, были еще «общие». В их роли выступали женщины-пенсионерки, которые сидели на лавочках у подъездов и следили за играющими детьми. Родители вполне спокойно отпускали детей играть в песочнице, прекрасно зная, что «бабушки» проследят, чтобы малыш никуда не убежал и его никто не обидел.
А ведь, если подумать, что те бабушки были по современным меркам совсем не старыми женщинами 50+. Но воспринимались они очень пожилыми. И если детское восприятие вполне понятно, детям и тридцатилетние кажутся стариками, то их собственное мнение о своем возрасте вызывает удивление.
В советское время женщина в возрасте 50+ считалась пожилой, ее уделом были грядки на даче и внуки. Единственное доступное развлечение – поход в магазин, где были очереди, а очереди – это не просто ожидание, но еще и общение. Ну и, конечно же, обсуждение соседей – где, кто, когда. Бабушки у подъезда были самыми информированными людьми во дворе.
Но, бывали и исключения, но такие женщины воспринимались обществом, как «белые вороны» или выскочки.
1.2. Современная бабушка
Современных женщин в возрасте 50+ крайне сложно назвать старушками. Многие из них неплохо выглядят, стараются модно одеваться.
Что носили наши бабушки? Конечно, во все времена были модницы, но все же для большинства женщин пенсионного возраста основной «униформой» был цветастый халат. Вы можете представить свою бабушку в джинсах? А современные женщины одеваются разнообразно, к счастью, выбор одежды сейчас большой.
Наши бабушки не думали о диете, напротив, их задачей было всех накормить до отвала. Причем пища готовилась сытная, вкусная, но по современным понятиям, вредная.
Сейчас мало кто из бабушек печет пирожки, но зато многие знают о здоровом питании и тщательно следят за фигурой.
Сильно изменилась и роль бабушки в семье. В советское время в порядке вещей было отправить внуков на все лето к бабушке. Ведь молодым родителям нужно работать, а чем заниматься «старушке» на пенсии? Конечно же, «водиться» с внуками.
Современные бабушки не сильно-то хотят заменять родителей. Значит ли это, что они меньше любят внуков? Конечно же, нет. Просто сейчас принято считать, что женщина, вырастившая своих детей, имеет право не заниматься воспитанием внуков. Прийти в гости и поиграть с малышами в свое удовольствие – это, пожалуйста. А брать на себя роль полноценного воспитателя современные бабушки не хотят, да и не могут.
Ведь у большинства современных женщин жизнь очень насыщенная. Пока росли собственные дети, приходилось во многом себе отказывать из-за нехватки времени.
Одним словом, современные бабушки совершенно не похожи на бабушек «ранешнего времени». Хорошо это или плохо? У каждого свое мнения на этот счет. Кто-то ностальгирует по прежним временам. А кто-то понимает, что жизнь меняется и не нужно старательно цепляться за прошлое.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ АНКЕТ
Проведение анкетирования среди девочек-подростков
Любимой бабушкой участвующие в исследовании девушки, чаще всего считали бабушку, которая проживает совместно с семьёй внучки и активно участвует в её воспитании. Поэтому именно бабушку со стороны матери, девушки чаще отмечали как самую любимую (бабушку со стороны отца назвали любимой 13% девочек-подростков).
В исследуемой выборке оказалось, что бабушки (87%) чаще проживали отдельно от семей своих дочерей, а 13% бабушек проживают с ними.
37% девочек отметили, что их характер схож с характером бабушки, а 63% считают наоборот, что их характер не схож с характером бабушки.
При сопоставлении ответов было выявлено, что 77% бабушек активно участвуют в жизни девочек-подростков, в то время как 23% девушек выделяют что их бабушка не активно участвует в жизни.
В ответах на вопросы анкеты, 70% девочек отметили, что занимаются совместной деятельностью с бабушками, а остальные 30% не занимаются.
В опросе, девушки большое внимание уделяли совместным занятиям с бабушкой: 39% смотрят телевизор, 33% ходят в магазин, 27% занимаются садоводством, 1% занимаются кулинарией.
Из ответов девочек-подростков было выявлено, что 93% бабушек рассказывали внучкам истории из жизни, 7% девушек отметили, что бабушки не рассказывали им истории из своей жизни.
Интересен тот факт, что в опросе 86% девушек, особенно выделяли, что хотят, чтобы в жизни их ребёнка активно участвовала бабушка, в свою очередь 14% ответили, что не хотят, чтобы в жизни их ребёнка активно участвовала бабушка.
Опрос среди бабушек-педагогов
Я подошла к педагогам, у которых есть внуки и провела опрос.
Изучив ответы на вопрос: живёт ли ваши внук(и) в вашем городе? Я получила такие ответы: 90% ответили - да, 10% - нет.
90% внуков навещают своих бабушек часто, а 10% редко.
Из ответов бабушек-педагогов было выявлено, что 80% внуков помогают бабушкам, в свою же очередь остальные 20% не помогают.
Как показывают результаты моего исследования, 100% педагогов помогают своим детям с внуками.
Участвующие в исследовании 100% педагогов считают, что нужно помогать своим детям в воспитании внуков.
Среди пояснений на вопрос анкеты: Что бы вы хотели делать с внуком(внуками) были такие варианты:
«Помогать нужно, издали советами, больше в юношеском возрасте» -Александрова Л. Н.
«Больше проводить с ними время» - Витужникова О. Ю.
«Помогать нужно, но если просят, играть, заниматься уроками» - Щукина М. В.
«Читать, играть, гулять» - Пономарёва Л. П.
«Читать, рисовать, ездить на отдых, делать поделки» - Жиделёва Н. В.
«Играть, гулять, путешествовать. Материально помогать по мере возможностей» - Сайфутдинова Н. В.
«Вместе отдыхаем, помогаю по дому, уборке» - Гаптелхаевна Р. И.
ГЛАВА 3. БИОГРАФИЯ НАШЕЙ БАБУШКИ
Наша бабушка – Коржавина Лидия Николаевна. Она хорошая и добрая, любящая и заботливая. У бабушки – две дочери, 4 внука и 2 внучки. Мы все её очень любим! Наша бабушка добрый и отзывчивый человек!
Родилась наша бабушка в Верхней Туре, 19 ноября в 1958 году.
Наша бабушка родилась в семье Евдокимовых Николая Ивановича и Нечаевой Галины Николаевны. Галина Николаевна работала на ВТМЗ в 7 цехе. Отец Николай Иванович, работник ВТМЗ цех номер 1, слесарь.
Бабушка закончила 8 классов, школы № 19.
В 1974 году устроилась няней в детские ясли № 10.
В 1976 году бабушку поставили работать воспитателем старшей группы. В детских яслях, бабушка проработала шесть с половиной лет.
В 1980 году, в январе, устроилась в Североуральске Управление Строительства, г. Лесной, учеником штукатура – маляра. Общий стаж 39 лет.
3.1. Бабушка – профессионал
Бабушка Заслуженный Строитель России. У неё много наград и грамот. Но наша бабушка всегда говорит, что она не добилась бы всего этого, если бы не люди, работающие в её бригаде. Как мы понимаем, что она умеет ценить людей и быть благодарной им.
Всё, что мы знаем о женщине, лучше всего вмещает я в одно слово «Милосердие». Есть и другие слова: самое высокое слово-Мать, есть ещё слова-жена, друг, сестра. Женщина даёт жизнь, женщина оберегает жизнь, женщина и жизнь – синонимы. Иногда женщине приходится быть труженицей и выполнять непосильную мужскую работу, чтобы своим трудом внести вклад в общее дело.
Строитель – это одна из самых древних профессий на земле, потому что во все времена люди строили дома, чтобы было, где жить. Строители строят не только дома, но и больницы, школы, детские сады, магазины. Профессия строитель требует знаний и внимания. От результата работы зависит безопасность людей. Люди этой профессии обладают большой выносливостью. Они каждый день выполняют тяжелую работу, работают и летом, и осенью, и весной, и зимой и в жару, и в холод.
Бабушка стала таким уважаемым человеком, в городах: Лесной, Нижняя Тура, Верхняя Тура.
3.2. Хозяйка дома
Практически каждый в этом мире начинает свой путь с семьи. Поэтому семейные традиции, отношения, ценятся, как наиболее значимые, более существенные. Сейчас традиции в семьях, редко соблюдаются, передаются, сохраняются. Но в нашей семье благодаря бабушке все сохраняется. Например, собраться всем вместе на обед или ужин. Каждый праздник мы собираемся всей семьёй и поздравляем друг друга.
Зимним вечером, когда за окном воет вьюга, мы с бабушкой пьём тёплый чай с малиновым вареньем, в печи трещат дрова, пылает огонь – на душе тепло и уютно. Когда мы были маленькие, бабушка садилась в кресло и рассказывала нам сказки. Эти сказки, как драгоценная жемчужина в нашем сердце. Они учат: Добру, послушанию, терпению, любви, честности.
Бабушка хорошо поёт, знает много песен.
Наша бабушка очень вкусно готовит, очень вкусно получается студень и пирожки, салаты и другие блюда. Все эти навыки передала нашей бабушке её свекровь (наша прабабушка) – Коржавина Екатерина Леонтьевна.
У неё есть сад-огород, где она выращивает овощи, ягоды и цветы, создавая атмосферу красоты, её любви и заботы о всех нас.
3.3. Духовная страница
Наша бабушка Коржавина Лидия Николаевна – верующий человек, очень уважительно, почтительно относится к вероучению Православной Церкви, любит Бога, ходит в храм.
Она помогала в восстановлении храма во имя св.блг.кн. Александра Невского в нашем городе в Верхней Туре, выполняя очень непростую работу. Так как она у нас строитель, её попросили штукатурить стены храма, вот как она это вспоминает: «Нас пригласил работать батюшка – отец Дмитрий. Он был очень целеустремлённый, у него было желание всё это сделать желательно в короткие сроки, он сам очень активное участие принимал в работах, каждый день он был с нами. На штукатурке стен работала я и Нечаева Т. П.. Мы работали вдвоём, мальчики нам подавали вёдра с раствором на верёвках, тяжело было очень это делать. Пока мы работали, батюшка всё время читал молитвы. Под самым куполом работать было очень страшно, наверно, молитвами батюшки, мы справились. Батюшка нам говорил: «Девочки ничего не бойтесь, Господь поможет, за ваш труд не оставит вас!» А главное – мы совсем не уставали! Вот это для меня удивительно! Очень запомнилось, как трудился над восстановлением храма отец Дмитрий. Он очень – очень много тогда сделал. Он находил спонсоров, он был очень активный, я вообще восхищалась им! Потом, когда настоятелем стал отец Вадим, я тоже приходила делала ремонт в маленьких помещениях – на клиросе, ещё какие-то комнатки штукатурила и красила. Ещё мы принимали паломников, топили баню для них».
Главная задача, говорит бабушка: научиться миролюбию, спокойствию, смирение, воздержанности от страстей и плохих поступков в жизни, мудрости, неторопливости, духовности.
Вопрос: Какова же роль бабушки и дедушки?
Ответ: Это великая роль. Когда воспитывали собственных детей, не всё умели, со временем обрели опыт. А когда появляются внуки – любовь сохраняется и приобретается разумность, и опыт. Это мудрость, от которой ребёнок черпает основы своей жизни. В семье должны быть традиции семейной жизни, то есть традиции соблюдения иерархичности, почитание главы семьи, почитание матери, традиции уважительного отношения друг к другу, постоянного духовного роста. Должна быть традиция семейного проведения времени, когда вся семья собирается вместе за столом, вместе проводят досуг, вместе ходят в церковь.
У бабушки и дедушки, дома висят семейные иконы: Икона Николая Чудотворца, Пресвятой Богородицы, святого Серафима Саровского, святой Матроны Московской. (Подарок дочери).
3.4. Практическая часть
Мне захотелось сделать бабушке приятно, и эта исследовательская работа подтолкнула меня к созданию видеоролика с поздравлением бабушки от всех внуков. Мы сняли видеоролик, чтобы показать, что бабушка важна и мы её сильно любим.
В видеоролике приняли участие:
Чернов Степан Сергеевич-внук Коржавиной Лидии Николаевны, сын дочери Коржавиной Лидии Николаевны Черновой Марии Викторовны и зятя Чернова Сергея Алексеевича.
Чернов Станислав Сергеевич-внук Коржавиной Лидии Николаевны, сын дочери Черновой Марии Викторовны и Чернова Сергея Алексеевича.
Чернов Дмитрий Сергеевич-внук Коржавиной Лидии Николаевны, сын дочери Черновой Марии Викторовны и Чернова Сергея Алексеевича.
Ширяев Михаил Александрович-внук Коржавиной Лидии Николаевны, сын дочери Коржавиной Лидии Николаевны, Ширяевой Татьяны Владимировны и Кумызова Виктора Ивановича.
Кумызова Александра Викторовна-внучка Коржавиной Лидии Николаевны, дочь дочери Ширяевой Татьяны Владимировны и Кумызова Виктора Ивановича.
Кумызова Елизавета Викторовна-внучка Коржавиной Лидии Николаевны, дочь дочери Ширяевой Татьяны Владимировны и Кумызова Виктора Ивановича.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При работе над проектом «роль бабушки в жизни девочки-подростка» решены все поставленные задачи:
я изучила традиционную и современную роль бабушки в жизни внуков;
провела опрос среди девочек подростков и выявила роль бабушек в их жизни;
провела опрос среди педагогов-бабушек, определила их роль в жизни внуков;
сделала выводы, и поняла, что роль бабушки действительно важна в формировании личности девочки подростка;
создала видео-поздравление бабушки от всех внуков.
Поэтому считаю, что поставленная цель достигнута. Выдвинутая гипотеза подтверждает, что от того, как бабушка взаимодействует с ребенком – такое место она занимает в его социальном развитии.
Выводы:
исследование роли бабушки в жизни девочки-подростка позволило увидеть, что бабушка играет значительную роль в формировании личности и мировоззрения девочки. Она является не только опорой, но и источником мудрости, теплоты и понимания;
сравнив современных бабушек с бабушками прошлого столетия, я пришла к выводу: бабушки занимают главную роль в жизни подростка.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Булыгина Мария. Роль бабушки в жизни молодых женщин и девочек-подростков. [Электронный ресурс]: researchgate. Режим доступа:
https://www.researchgate.net/publication/359442977_Rol_babuski_v_zizni_molodyh_zensin_i_devocek-podrostkov (26.01.2024)
2. Старикова Елена Владимировна. «Роль бабушки в социальном развитии современного внука» (Исследовательская работа) [Электронный ресурс]: Алые паруса. Проект для одарённых детей. Режим доступа:
https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/11/28/rol-babushki-v-sotsialnom-razvitii-sovremennogo-vnuka-issledovatelskaya (26.01.2024)
3. Кирьянова Лиана Игоревна. Исследовательская работа по литературе на тему: Роль бабушки в современном мире ребёнка. [Электронный ресурс]: Инфоурок. Режим доступа: https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-po-literature-na-temu-rol-babushki-v-sovremennom-mire-rebenka-3072012.html (26.01.2024)
4. Современные, «новые» бабушки в 2021, чем они отличаются от прежних. [Электронный ресурс]: Дзен. Режим доступа: https://dzen.ru/articles (25.01.2024)
Источники информации:
1. Рассказ о своей жизни Коржавиной Лидии Николаевны
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1 (к 7 странице)
(к 8 странице)