Проблемы гендерного неравенства в сознании современного школьника

XXIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Проблемы гендерного неравенства в сознании современного школьника

Фаттыхов Т.Н. 1
1МБОУ "Школа №112" г. Казани
Кораблева Н.Ю. 1
1МБОУ "Школа №112" г. Казани
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Неравенство мужчин и женщин в обществе существовало всегда, но до недавнего времени это неравенство рассматривалось только с биологической точки зрения (соотнесение физических возможностей) и практически не рассматривалось с социальной. Большой интерес, который сегодня проявляется к гендерному неравенству, указывает на то, что за последнее десятилетие этот вопрос стал особенно острым, требующим принятия мер общественных, политических и т.д.

Изучению данной проблематики посвящены исследовательские работы Г.Г. Силласте, Г.В. Турецкой, И.В. Осетровой, О.В.Митиной, Е.Р. Ярской-Смирновой.

Цель работы: изучение проблемы неравенства женщин в обществе.

Цель определяет задачи:

  • определить сущность и направления гендерного неравенства;

  • рассмотреть, как регулируется тендерное неравенство правом;

Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

В первой главе рассмотрено гендерное неравенство и дискриминация женщин, обосновано их существование в современном российском обществе.

Во второй главе рассмотрена специфика проблемы неравенства и дискриминации женщин в сфере труда.

Вторая глава работы содержит в себе социологическое исследование на тему, посвященную отношению учащейся молодежи к проблеме неравенства и дискриминации женщин в обществе. Для наибольшей наглядности параграфы, относящиеся к эмпирической части работы, содержат диаграммы, отражающие наиболее важные результаты исследования.

В приложении представлен образец анкеты, используемой при опросе респондентов.

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы неравенства и дискриминации женщин в современном обществе

 

1.1. Гендерное неравенство: сущность, направления

Гендерные роли, определяемые обществом, имеют чрезвычайно важные последствия в жизни мужчин и женщин. Это «основные статусы», оказывающие первостепенное влияние на взаимодействия и взаимосвязи индивидов с другими людьми. Они отводят мужчинам и женщинам определенные места в социальной структуре, определяя их статус. Следовательно, тендерные роли образуют базисную структуру, в рамках которой мужчины и женщины идентифицируют себя, формулируют свои цели и готовятся к жизни. Кроме того, тендерные роли выступают основным источником социального неравенства. Гендерное неравенство -- социальное неравенство, обусловленное тендерными различиями1.

Мужчины и женщины имеют различный доступ к привилегиям, престижу и власти. Проблема распределения традиционно решалась в пользу мужского пола. Хотя женщины и занимают некоторые властные посты, это скорее исключение из общего правила, судя по газетным сообщениям, в которых отмечается: «она единственная женщина» или «это первая женщина»2.

Ценности и представления, касающиеся роли женщины и мужчины в обществе, и связанные с ними тендерные стереотипы и социальные установки регулируются на глубинном ментальном уровне общественного сознания, уходящем корнями в далекое прошлое, наиболее стабильном, передающимся из поколения в поколение. Этот уровень формируется в ходе долгой истории развития общества и имеет самые различные аспекты: исторический, социальный, экономический, культурный, религиозный, политический.Тендерные представления о женщине, многомерны и противоречивы, помогают обосновать и систематизировать имеющиеся наблюдения и описать женскую природу.

Женщины - особая социально-демографическая группа. Как известно, они составляют 53% всего населения Российской Федерации. Их жизнедеятельность отличается конкретными социальными функциями, включая все сферы отношений в обществе. Женщины отличаются специфическими чертами, особым духовным обликом, они и труженицы, и матери.

Социальная дискриминация женщин (от латинского слова - discriminatio-различие) означает ограничение или лишение прав по признаку пола (или тендерному признаку) во всех сферах жизни общества: трудовой, социально-экономической, политической, духовной, семейно-бытовой. Социальная дискриминация ведет к снижению социального статуса женщины и является одной из форм насилия над ее личностью, и, следовательно, угрозой для ее безопасности.

В последнее время социологи проявляют все больший интерес к различиям в жизненных шансах между мужчинами и женщинами. Например, четкое половое деление наблюдается в отношении видов работы, которыми заняты мужчины и женщины. Доля женщин очень высока в пределах определенных профессий. Женщины занимают более низкие позиции и в пределах отдельных профессиональных групп. Как и следует ожидать, приниженное положение женщин отражается на уровне их зарплаты.

Половое разделение труда между мужчинами и женщинами отчасти вызвано различиями в их возможностях получения образования. В целом картина такова: что чем выше уровень образования, тем меньше на этом уровне представлены женщины. Уровень образования женщины оказывается ниже в любой его области одна из известных особенностей полового дисбаланса в рамках системы образования состоит и в том, что женщины склонны выбиратьвид образования в соответствии со своими интересами в пределах ограниченного круга дисциплин. В последующем выбор образования оказывается на типе доступной женщине карьеры3.

Установлено на официальном уровне, что на рынке труда нарастают дискриминационные тенденции по отношению к женщинам: дает их конкурентоспособность, возможность повысить квалификацию, возрастает риск потерять работу. Растет безработица среди женщин и увеличивается разрыв в заработной плате женщин и мужчин. Адаптация женщин к условиям рынка происходит со значительными издержками. Идет процесс снижения профессионального статуса4.

Широкий доступ женщин в некоторые сферы деятельности, такие, как образование, здравоохранение, культура, торговля и некоторые другие, не является показателем достигнутого равенства. При ближайшем рассмотрении оказывается, что женщины и в этих сферах занимают только низшие, в лучшем случае средние ступеньки, а высшие, как и везде, принадлежат мужчинам.

Неблагоприятная профессиональная ситуация связана с действительной или потенциальной ролью женщины в семье. Она оказывается ограниченной в выборе профессии, так как основное бремя домашнего труда ложится на нее. Перед женщиной стоит проблема выжить и сохранить семью при создавшейся ситуации.

Широко распространенные патриархальные взгляды на место женщины в обществе создают в обществе дополнительные трудности. Довольно сложными являются отношения между супругами, между родителями и детьми. Общество не способствует воспитанию у детей уважительного отношения к матери, профессиональной деятельности родителей, необходимости совместными усилиями решать бытовые проблемы.

1.2. Правовое регулирование тендерного неравенства

Проблема прав женщин является неотъемлемой составляющей проблематики прав человека, как одного из важнейших достижений цивилизации. Всеобщая декларация прав человека подтверждает принцип недопущения дискриминации и провозглашает, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. На государство возлагается обязанность обеспечить равное для мужчин и для женщин право пользования всеми экономическими, социальными, культурными, гражданскими и политическими правами. Дискриминация женщин нарушает принцип равноправия и уважения человеческого достоинства, препятствует участию женщины наравне с мужчиной в политической, социальной, экономической и культурной жизни своей страны5.

Сегодня многие страны столкнулись с задачей выработки современной стратегии, предлагающей обществу новую перспективу решения проблемы обеспечения равенства полов и направленной на формирование тендерного сознания и соответствующих культурно - нормативных стандартов6.

Учитывая значение вклада женщин в благосостояние семьи и в развитие общества до сих пор не получившего полного признания социальное значение материнства в роли обоих родителей в семье и воспитании детей и осознавая, что роль женщины в продолжении рода не должно быть причиной дискриминации, поскольку воспитание детей требует совместной ответственности мужчины и женщины и всего общества в целом7.

Для сохранения семьи и престижа в ней женщины ООН предлагает новую модель семейных отношений, где главным принципом является создание равных стартовых возможностей для всех членов семьи и, в первую очередь, для женщин. В Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, и статье 5, четко определена сущность этой модели. Государства-участники принимают все соответствующие меры для изменения социальной и культурной модели поведения мужчин и женщин, искоренения предрассудков и упразднения обычаев и всей прочей практики, которые основаны на идее неполноценности или превосходства одного из полов или стереотипности роли мужчин и женщин.

В Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, отмечая значение вклада женщин в благосостояние семьи, подчеркивается, что до сих пор не получило полного признания социальное значение материнства и роли обоих родителей в семье и воспитании детей, ибо это требует совместной ответственности мужчины и женщины, а также всего общества в целом. Для достижения полного равенства между мужчинами иженщинами необходимо изменить традиционную роль, как мужчин, так и женщин в обществе и в семье8.

Согласно ст.1 Конвенции ООН 1979г. не считается дискриминационным принятие государствами - участниками не только мер по охране материнства, но и «временных специальных мер, направленных на ускорение установления фактического равенства между мужчинами и женщинами». Однако такие временные специальные меры должны быть отменены, когда будут достигнуты цели равенства возможностей и равноправного положения мужчин и женщин9.

Конвенция 1979г. «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» уделяет значительное внимание проблеме равноправия полов в области занятости. Государства-участники призваны обеспечивать на основе равенства мужчинам и женщинам: 1) право на труд как неотъемлемое право всех людей; 2) право на одинаковые возможности при найме на работу, в том числе применение одинаковых критериев отбора при найме; 3) право насвободный выбор профессии или рода работы, на продвижение в должности и гарантию занятности; 4) право на равное вознаграждение; 5) право на социальное обеспечение и на оплачиваемый отпуск; 6) право на охрану здоровья и безопасные условия труда.

В целях учета гендерных аспектов в РФ разработана и принята «Концепция законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и возможностей мужчин и женщин». В ней определена стратегия развития законодательства по предотвращению дискриминации по признаку пола, недопущению тендерной асимметрии и учету интересов обоих полов при принятии законов. Поставлена задача внедрения тендерного подхода не только при разработке новыхзаконодательных актов, но и пересмотра действующего законодательства с учетом этих обстоятельств.

Так как объем работы не позволяет рассмотреть все перечисленные сферы общественной деятельности, где женщины подвержены гендерному неравенству и дискриминации мы рассмотрим эту проблему более подробно в профессиональной сфере, исходя из того, что здесь она наиболее ярко выражена.

Глава 2. Школьная молодежь и проблема тендерного неравенства (на примере конкретного социологического исследования в общеобразовательной школе № 112).

2.1. Актуальность проблемы неравенства женщин в профессиональной сфере в сознании учащихся.

В связи с тем, что в современном российском обществе существуют тенденции к освоению женщинами все новых и новых профессий, внедрение их в бизнес, происходит и изменение отношения к такому явлению как женщина, строящая карьеру. Но, безусловно, нельзя сказать, что общество на сегодняшний день однозначно согласно с положительностью этого явления, так как в нем существуют традиционные полоролевые стереотипы, а главенствующим источником их распространения непосредственно является семья.

Цель исследования - выявить отношение школьников к дискриминации и к тендерному неравенству женщин в обществе.

Объект исследования - учащиеся школы МБОУ № 112 г. Казани.

Предмет исследования - система взглядов и установок учащихся к проблеме дискриминации женщин и тендерному неравенству.

Задачи исследования:

  1. выявить актуализированность проблемы неравенства женщин в
    профессиональной сфере в сознании учеников;

  2. выявить различия в карьерных установках респондентов в
    зависимости от пола;

  3. оценить, как профессиональный статус родителей отражается на
    распределение тендерных ролей в родительской семье;

  4. оценить установки респондентов на распределение тендерных ролей в

семье.

Гипотезы:

  1. традиционные тендерные стереотипы характерны для большинства
    респондентов;

  2. ученики осознают актуальность проблемы дискриминации и
    неравенства женщины в современном обществе;

  3. распределение тендерных ролей в семьях респондентов на прямую
    зависит от профессионального статуса (более высокий статус женщин
    диктует ее более властную позицию, отстраненность ее от дома, от
    домашних обязанностей);

  4. молодые люди хотят видеть свою жену «хранительницей очага», а не
    деловой женщиной;

  5. девушки более низко оценивают свои способности к
    профессиональному росту, чем молодые люди.

Метод исследования – анкетирование (Приложение 1)

Выборка 40 учеников общеобразовательной школы МБОУ №112 г. Казани (20 девушек, 20 молодых людей)

Для достижения цели исследования респондентам было предложено ответить на 10 вопросов анкеты для выяснения их мнения о дискриминации и неравенстве женщин в профессиональной сфере. Проведенное анкетирование показало следующие результаты:

Большинство учеников (Рис.1) считает, что проблема неравенства и дискриминации в нашей стране является весьма актуальной (47%), 26% респондентов не считает ее таковой, остальные же 27% ответили, что не задумывались над этим вопросом. А это позволяет нам сделать вывод, что учащиеся осознают актуальность проблемы неравенства и дискриминации женщин в современном российском обществе, гипотеза № 2 подтвердилась.

 

Рисунок 1

По мнению учащихся, дискриминация и неравенство женщины более всего выражены в семейной сфере (Рис. 2). Так считают 40% опрошенных, на втором местевыступает профессиональная сфера 37%, 15% считают, что данное явление более выражено в политической сфере. В образовательной сфере, как показало данное исследование, дискриминация женщин менее выражена (8%).

Таким образом, подтвердилась гипотеза о том, что учащиеся осознают проблему дискриминации и гендерного неравенства женщин в современном российском обществе. По мнению респондентов, данные явления значительно выражены в профессиональной сфере, а это еще раз подтверждает актуальность выбранной нами темы исследования.

Рисунок 2

 

Распределение предпочтений респондентов при приеме на работу мужчин и женщин (Рис. 3). Вопрос № 5 анкеты раскрывает мнение учеников по поводу причин дискриминации. 56 % объясняют это тем, что женщина испытывает дискриминацию в трудовой сфере, так как ей чаще всего мешает реализоваться семья, 17%, что причиной является различие в физических возможностях мужчин и женщин, 20 % считают причиной низкую способность женщин к интенсивной умственной деятельности, остальные стают женщин плохими организаторами.

 

Рисунок 3

Таким образом, на лицо парадоксальная ситуация - объект дискриминации в некоторых случаях совпадает с субъектом, а именно, в большинстве случаев дискриминации подвергаются молодые девушки, которые (как показало наше исследование) в некоторых потенциальных случаях сами же могут стать источниками дискриминации женщин.

По полученным данным из двадцати опрошенных девушек 10% после замужества видят себя домохозяйкой, 40% - деловой женщиной, строящей карьеру, а 50%, считают необходимым наравне с мужем вносить свой вклад в материальное благосостояние семьи. Если же говорить о юношах, то 75% из них хотят видеть свою жену домохозяйкой, основные обязанности которой — воспитание детей, поддержание «домашнего очага», а 25% независимой, самостоятельной, «строящей карьеру», (Рис. 4.)

Рисунок 4

В результате исследования нами была решена задача по выявлению различий в карьерных установках респондентов в зависимости от пола. Респондентам было предложено оценить свои способности к профессиональному росту по десятибалльной шкале, ответы девушек колеблются от 5 до 8 баллов, юношей же от 7 до 10. Что тоже является следствием наличия традиционных гендерных стереотипов «привитых» обществом, семьей. Тем самым, выдвинутая нами гипотеза о том, что девушки более низко оценивают свои способности к профессиональному росту, подтвердилась.

В попытке дать характеристику своей родительской семьи 42,5% респондентов утверждают, что отец в их семье зарабатывает больше матери, 37,5% - работает на более престижной работе, 22, 5% ответили, что мать зарабатывает больше и 15%, что работает на более престижной работе. Необходимо отметить и тот значимый для нас факт, что из 35% (14человек) респондентов, которые считают, что главенствующая роль в их семье принадлежит матери, 10 человек ответили, что мать работает на более престижной работе и зарабатывает больше отца. А на основании этого гипотеза о том, что распределение гендерных ролей в семьях респондентов напрямую зависит от профессионального статуса (более высокий статус женщин диктует ее более властную позицию, отстраненность ее от домашнего хозяйства) подтвердилась.

Исходя из всего вышесказанного, мы решили все поставленные задачи, изучили объект исследования, все выдвинутые нами гипотезы были подтверждены.

Подводя итог можно сделать вывод, о том, что учащиеся считают проблему гендерного неравенства весьма актуальной в современном обществе. Многие респонденты проявляют пассивность к решению данной проблемы, что является следствием наличия у них в сознании гендерных стереотипов, вследствие этого они не просто не могут стать, ее «искоренителями», но и являются потенциальной причиной ее возникновения.

Заключение

Гендерное неравенство и дискриминация женщин напрямую сказывается на социальном статусе женщины и ставит этот вопрос в разряд острейших политических вопросов, так как эта проблема тормозит процесс формирования рыночных отношений и становления гражданского общества.

Исследование, позволяет нам предположить, что проблема неравенства и дискриминации женщины в современном российском обществе существует, и будет существовать, так как, несмотря на то, что школьная молодежь считает ее актуальной, в их сознании все же существуют традиционные гендерные стереотипы, порождающие гендерное неравенство.

Таким образом, несмотря на развитую нормативную базу в отношении прав женщин, проблема дискриминации и тендерного неравенства женщин в российском обществе существует. Ее «корни» не лежат на поверхности и поэтому данную проблему невозможно решить только законодательным путем.

Решение данной проблемы кроется в изменении мировоззрений и традиций общества, что осуществить очень трудно и почти невозможно, несомненно, потребует приложения значительных усилий, времени и средств в борьбе за тендерное равенство и за искоренение дискриминации женщин.

Поэтому изучение этой проблемы имеет дальнейшие перспективы:

  1. исследовать тендерное неравенство как объект социальной работы;

  2. изучить опыт тендерных исследований в зарубежных странах;

  3. рассмотреть, как проблема конструируется в средствах массовой информации.

Литература

  1. Зуйкова Е.М., Ерусланова Р.И. Феминология: Учебное пособие. - М.:
    «Маркетинг», 2001. - 248с.

  2. Катрашкин В.А., Лукашева Е.А. Международные акты о правах
    человека. Сборник документов - М.: НОРМА, 2000 - 784с.

  3. Макартуров К.Т. Введение в тендерные исследования. 4.1: Уч. пособие.
    / Под ред. Н.А.Жеребкиной. СПб.: Алетейя, 2001 - 708с.

  4. Митина О.В. Женское тендерное поведение в социальном и
    кросскультурном аспектах. ОНС 1999 №3. - С.179 - 190.

  5. Мишле Н.А. Женщины и дети. Юридический справочник. - М.: Филин,
    1998. -496с.

  6. Осетрова Н.В. Учителя о правах женщин и равенстве полов. - Социс
    2002,№12.-С.50-59.

  7. Силласте Г.Г, Кожамрова Г.Ж. Социальная дискриминация женщин как
    предмет социологического анализа. - Социс 1997, № 12. - С.

  8. Самарцева O.K., Т.А.Фомина. Мужчина и женщина в сфере бизнеса. -
    Социс 2000,№11 .-С.57 - 64.

  9. Смелзер Н. Социология перевод с англ. - М.: Феникс, 1994 - 688 с.

 

Приложение 1

Социальный опрос по теме: Дискриминация женщин в современном обществе. (в опросе участвовало 20 девушек и 20 молодых людей)

  1. Считаете ли вы проблему дискриминации в нашей стране актуальной?

  • А. Да

  • Б. Нет

  1. В какой сфере, по-вашему мнению, дискриминация и неравенство женщины более выражена?

  • А. В семейной сфере

  • Б. В профессиональной сфере

  • В. В политической сфере

  • Г. В образовательной сфере

  1. Кому вы отдали бы предпочтение при приёме на работу?

  • А. Мужчине

  • Б. Женщине

  • В. Пол не имеет значения

  1. Каковы, по-вашему мнению, причины дискриминации?

  • А. Женщине мешает реализовываться семья

  • Б. Различие в физических возможностях мужчин и женщин

  • В. Низкая способность женщин к интенсивной умственной деятельности

  • Г. Женщины плохие организаторы

  1. Сталкивались ли вы с дискриминацией в отношении себя?

  • А. Да

  • Б. Нет

  1. Согласны ли вы с тем, что женщина – хранительница домашнего очага, а мужчина - кормилец семьи?

  • А. Да

  • Б. Нет

  1. Каковы ваши взгляды на роль замужней женщины в семье?

  • А. Домохозяйка

  • Б. Деловая женщина, строящая карьеру

  • В. Вносить вклад в материальное благосостояние наравне с мужем

  1. Кем вы видите себя после замужества? (данный вопрос задан для девушек)

  • А. Домохозяйка

  • Б. Деловая женщина, строящая карьеру

  • В. Вносить вклад в материальное благосостояние наравне с мужем

  1. Дайте характеристику своей родительской семье.

  • А. Отец зарабатывает больше матери

  • Б. Отец работает на более престижной работе

  • В. Мать зарабатывает больше отца

  • Г. Мать работает на более престижной работе

  1. Кому в вашей семье принадлежит главенствующая роль?

  • А. Матери

  • Б. Отцу

1 Социологический словарь. Аберкомби Н., Хилл С..Тернер Б.С./Пер. с англ. Лол ред. С.А.Ерофеева. - М. Изд-во КГУ, 1997. - С.287

2 Социологический словарь. Аберкомби Н., Хилл С,Тернер Б.С./Пер. с англ. Пол ред. С.А.Ерофеева. - М. Изд-во КГУ, 1997. - С.282

3 Макартуров К.Т. Введение в тендерные исследования. 4.1: Уч. пособие. / Под ред. П.А.Жеребкиной. СПб.: Алетейя, 2001.C.353.

4 Зуйкова Е.М., Ерусланова Р.И. Феминология: Учебное пособие. - М.: «Маркетинг». 2001.С. 75.

5 Катрашкин В.А., Лукашева Е.А. Международные акты о правах человека. Сборник документов - М.: НОРМА, 2000 - С. 120.

6 Осетрова П.В. Учителя о правах женщин и равенстве полов. - Социс 2002, №12. -С.59.

7 Мишле Н.А. Женщины и дети. Юридический справочник. - М.: Филин. 1998. С.324.

8 Зуйкова ИМ., Нрусланова Р.И. Феминология: Учебное пособие. - М: «Маркетинг». 2001. - С. 143.

9 Макартуров К.Т. Введение в тендерные исследования. 4.1: Уч. пособие. / Под ред. Н.Л.Жеребкиной. СПб.: Алетейя, 2001.- С.609.

Просмотров работы: 26