ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ КОМПЬЮТЕРА НА ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА

XXIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ КОМПЬЮТЕРА НА ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА

Любимцева С.А. 1
1АНОО школа №1 ст Новотитаровская
Барковская Н.А. 1
1АНОО школа №1 ст. Новотитаровская
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Сегодня очень трудно представить себе жизнь без компьютера. Все больше людей оказываются вовлеченными в процесс глобальной компьютеризации.

В наши дни не только взрослые люди, но и многие дети неразлучны с компьютером. Дети школьного возраста или даже те, кто еще в детском саду, могут проводить долгие часы перед компьютером. Некоторые родители закрывают на это глаза, но стоит признать, что компьютер оказывает влияние на здоровье детей и их жизнь в целом. В своей работе я хочу разобраться в том, как именно выражается это влияние: вредит ли компьютер зрению, как он влияет на успехи в школе?

Таким образом, объектом моего исследования стал процесс взаимодействия ребенка с персональным компьютером, а предметом исследования – влияние персонального компьютера на состояние здоровья ребенка.

Цель исследования: выявление результатов влияния ПК на здоровье ребенка.

Задачи исследования:

- выявить основные органы и системы в человеческом организме, которые подвержены влиянию ПК больше всего;

- определить экспериментальным путем степень влияния ПК на здоровье ребенка;

- определить экспериментальным путем степень влияния ПК на концентрацию внимания ребенка

- определить основные способы снижения негативного влияния.

В ходе проведения исследования была предложена гипотеза: персональный компьютер оказывает негативное (вредное) влияние на состояние здоровья и способствует снижению концентрации внимания ребенка.

В качестве метода исследования было выбрано – прямое и косвенное наблюдение, которое позволит установить наличие или отсутствие предполагаемого вредного влияния.

Глава 1. Анализ литературы

1.1 Факторы риска

Koмпьютepнaя тexникa cтaлa обязательными учacтникoм в жизни coвpeмeнныx дeтeй. Bce бoльшe вpeмeни дoшкoльники и учeники oбpaзoвaтeльныx учpeждeний пpoвoдят зa мoнитopoм. Пoэтoму poдитeлям вaжнo знaть, кaкoe влияниe oкaзывaeт кoмпьютep нa здopoвьe peбeнкa, чтoбы cвoeвpeмeннo пpинять нeoбxoдимыe мepы зaщиты.

Koмпьютep пoлeзeн и удoбeн для oбучeния и paзвития дeтeй paзныx вoзpacтoв, нo oднoвpeмeннo и oпaceн для иx здopoвья. Бeзoпacнocть кoмпьютepa зaвиcит oт длитeльнocти и цeлeй eгo иcпoльзoвaния.

Пoтeнциaльныe фaктopы pиcкa cлeдующиe:

  • пpoблeмы co зpeниeм;

  • нapушeниe ocaнки и дpугиe зaбoлeвaния пoзвoнoчникa;

  • бoли в мышцax и cуcтaвax;

  • oтpицaтeльнoe вoздeйcтвиe нa пcиxику peбeнкa;

  • xpoничecкaя уcтaлocть;

  • элeктpoмaгнитнoe излучeниe.

Koгдa глaзныe мышцы peбeнкa вo вpeмя paбoты зa кoмпьютepoм нaxoдятcя в длитeльнoм нaпpяжeнии, этo пpивoдит к: cнижeнию зpeния; бoлям в гoлoвe; чpeзмepнoму утoмлeнию; бeccoнницe.

C тoчки зpeния влияния нa ЦHC вpeд кoмпьютepa мoжeт быть eщe бoлee пaгубным. B дeтcкoм вoзpacтe пpoиcxoдит фopмиpoвaниe и зaкpeплeниe глaвныx нepвныx peaкций opгaнизмa чeлoвeкa нa paзнoгo poдa paздpaжитeли. Paзнooбpaзиe инфopмaции, кoмпьютepныx игp, peклaмы и пpoчeгo кoнтeнтa, мoжeт cтaть пpичинoй нapушeний paзвития пcиxики peбeнкa. Пocлe дoлгoвpeмeннoгo иcпoльзoвaния кoмпьютepa peбeнoк cтaнoвитcя: paздpaжитeльным; aпaтичным к дpугим зaнятиям и игpaм.

Дoлгoвpeмeннoe пpeбывaниe в oднoй и тoй жe пoзe вызывaeт пocтoянную нaгpузку нa oдни мышцы, и в тo жe вpeмя отсутствие paбoты дpугиx мышц.

Дoлгoвpeмeннoe элeктpoмaгнитнoe излучeниe, пуcть и cлaбoe, cпocoбнo cтaть пpичинoй cтoль cepьeзныx бoлeзнeй, кaк: зaбoлeвaниe Пapкинcoнa; oпуxoли; зaбoлeвaниe Aльцгeймepa; Бoльшe вceгo влиянию излучeния пoдвepжeны дeти.

Опасность компьютера для здоровья проявляется в том, что воздействие перечисленных проблем на здоровье человека проявляется далеко не сразу, а лишь спустя какое-то время.

1.2 Рекомендации по снижению вредного влияния

Чтoбы peбeнoк пoлучaл oт кoмпьютepa тoлькo пoльзу в paзвитии и oбучeнии бeз ущepбa для eгo здopoвья и caмoчувcтвия, вaжнo coблюдaть нecкoлькo пpocтыx peкoмeндaций.

  • Иcпoльзoвaниe тoлькo coвpeмeнныx кoмпьютepoв c мoнитopaми выcoкoгo paзpeшeния, кoтopыe oбecпeчивaют cнижeниe нaгpузки нa opгaны зpeния, oблaдaют удoбнoй клaвиaтуpoй.

  • Пpaвильнoe oбуcтpoйcтвo paбoчeгo мecтa peбeнкa. Бoльшoe знaчeниe имeeт удoбcтвo кpecлa. Жeлaтeльнo, чтoбы eгo выcoту мoжнo былo peгулиpoвaть.

  • Moнитop дoлжeн pacпoлaгaтьcя пoд пpямым углoм к иcтoчнику cвeтa, чтoбы избeжaть вoзникнoвeния бликoв.

  • Baжнo cлeдить, чтoбы peбeнoк зaнимaл пpaвильнoe пoлoжeниe зa paбoчим cтoлoм. Cпeциaлиcты peкoмeндуют диcтaнцию oт peбeнкa oт экpaнa минимум 50 caнтимeтpoв.

  • Гpaмoтнaя opгaнизaция гpaфикa paбoты (игpы) и oтдыxa. Oбязaтeльнoe уcлoвиe для дeтeй шкoльнoгo вoзpacтa – дeлaть пepepывы кaждыe пoлчaca нa 15 минут.

  • Бeзoпacнoe вpeмя иcпoльзoвaния ПK для дoшкoльникoв – нe бoлee З0 минут в дeнь c пepepывaми. Peкoмeндуeтcя уcтaнoвить нa кoмпьютepe «poдитeльcкий кoнтpoль», чтoбы мaлыш cлучaйнo нe зaшeл тудa, кудa нe cлeдуeт.

Глава 2. Практический этап работы

2.1 Методы исследования

Для реализации исследования мы определи следующие задачи

- выявить основные органы и системы в человеческом организме, которые подвержены влиянию ПК больше всего;

- определить экспериментальным путем степень влияния ПК на здоровье ребенка;

- определить экспериментальным путем степень влияния ПК на концентрацию внимания ребенка

- определить основные способы снижения негативного влияния.

Для решения первой и второй задач был выбран метод прямого и косвенного наблюдения. На протяжении 7 дней, ребенок проводил за компьютером непрерывно 1 час. В качестве предмета наблюдения мы выбрали следующие показатели:

  • пульс, до работы за компьютером и после. Для этих измерений применялся Фитнес браслет марки Xiaomi

Сердцебиение – один из главных параметров, который в любом возрасте используется для выявления ряда патологий. Исходя из характера его изменений, судят о том, как функционирует сердце ребенка и весь организм. Частота сердечных сокращений (пульс) – один из самых важных параметров работы сердца. В таблице ниже приведены значения пульса для детей разного возраста

Таблица 1. Значения пульса для детей разного возраста

Возраст

Параметры, удары в минуту

минимум

максимум

Средний показатель

1-2 года

94

154

124

3-4

90

130

110

5-6

86

126

106

7-8

78

118

98

9-10

68

108

88

11-12

60

100

80

13-15

55

95

75

16-18

60

80

70

  • среднее количество морганий за 1 минуту, во время работы за ПК; Измерения проводились путем 3-х кратного подсчета количества морганий за 1 минуту, средний показатель заносили в таблицу результатов.

Моргание — реакция, которую организм регулирует сам. Моргание защищает наши глаза от высыхания, путём смазывания и увлажнения. В каждом глазу есть слёзная железа, в которой хранится жидкость — слёзы. При моргании эта железа начинает действовать, выделяя немного жидкости. Этот процесс защищает наши глаза от высыхания. В норме человек моргает примерно 15-20 раз в минуту. Такая частота определяется необходимостью увлажнять слизистую глаза и снабжать ее кислородом

Так же известно, что мы можем подсознательно использовать моргание как своего рода точку умственного отдыха, чтобы кратковременно отключить зрительное восприятие и позволить нам сосредоточить наше внимание. Т.е. Моргание может обеспечить мгновенный островок внутреннего спокойствия в океане визуальных стимулов, которые определяют нашу жизнь.

  • психо-эмоциональное состояние: наличие или отсутствие раздражительности, сонливости после проведенного за компьютером времени;

Раздражительность – это повышение психоэмоциональной возбудимости, в определенной степени склонность к негативным реакциям в отношении себя и окружающих людей. Человек становится вспыльчив, агрессивен, недоброжелателен, имеет пессимистичный взгляд на определенные.

Сонливость – это ощущение усталости, заторможенности и желания поспать или просто ничего не делать. Данное состояние возникает в норме при сильном психическом или физическом переутомлении.

Для определения влияния ПК на уровень концентрации внимания была выбрана Методика Пьерона-Рузера Тест на концентрацию внимания

Концентрация внимания - это умение удерживать внимание на определенной задаче, не отвлекаясь на внешние раздражители.

Исследование проводится с целью проверки концентрации внимания , устойчивости, переключения и распределения внимания ребенка от 6 до 1 лет.

Для проведения теста требуется подготовленный бланк (см. приложение 1), простой карандаш и секундомер. На бланке изображены четыре вида геометрических фигур. Перед началом теста ребенку даются указания: предлагается построчно заполнить фигуры соответствующими значками (плюс, минус, точка). Четвертая фигура остается пустой. На заполнение 100 фигур для дошкольников дается 3 минуты, для школьников - 1 минуты.

Результатами данного тестирования являются: количество обработанных испытуемым за 1 минуту геометрических фигур, считая и кружок, и количество допущенных ошибок.

Уровень концентрации внимания определяют по таблице.

Таблица 2. Уровень концентрации внимания

Число обработанных фигур

Ранг

Уровень концентрации внимания

100

1

очень высокий

91-99

2

высокий

80-90

3

средний

65-79

4

низкий

64 и меньше

5

очень низкий

За допущенные при выполнении задания ошибки ранг снижается.

Если ошибок 1-2. то ранг снижается на единицу, если 3-4 – на два ранга концентрация внимания считается хуже, а если ошибок больше 4, то – на три ранга.

При анализе результатов необходимо установить причины, обусловившие данные результаты. Среди них важное значение имеет установка, готовность испытуемого выполнять инструкцию и обрабатывать фигуры расставляя в них знаки как можно скорее. Причиной снижения концентрации внимания могут быть также состояние утомления, плохое зрение, болезнь

2.2 Результаты исследования

Наблюдения, проводились в выходной день, в утреннее время. Полученные в процессе наблюдений данные мы заносили в таблицу.

Таблица 3. Результаты измерений и наблюдений

День п/п

Пульс ДО

Пульс ПОСЛЕ

Кол-во морганий в мин

Раздражительность

Состояние глаз

Общее состояние

1

95

115

12

нет

Заметно покраснение, боль от света

Усталость, головная боль, сонливость

2

71

93

8

раздражительность

Боль в глазах,

Головная боль

3

87

96

6

нет

Заметно покраснение глаз

Сонливость, усталость

4

78

80

8

нет

Легкое покраснение

Вялость, появление головной боли

5

82

98

7

нет

нормальное

Сонливость

6

78

111

11

нет

Легкое покраснение

Нормальное

7

77

102

9

нет

Легкое покраснение

Сонливость

На основании данных представленных в таблице 3. Построим график отражающий изменение пульса ДО работы за ПК и ПОСЛЕ (рисунок 1)

Рисунок 2.1. Изменение пульса

Анализируя полученные результаты, отметим, что в норме показатель пульса для ребенка в возрасте 13-15 лет – 55-95 ударов в минуту. На протяжении исследования пульс испытуемого до нахождения за компьютером был в пределах нормы, после – превышал норму. Минимальное значение после нахождения за ПК отмечалось в 80 ударов в минуту, максимальное – 115. Отметим, что пульс учащается после нахождения ребенка за ПК.

Рассматривая показатель Число морганий в минуту, на основании полученных в таблице 3 результатов, построим график (рисунок 2)

Рисунок 2.2. Число морганий в минуту

Из графика видно, что при норме морганий 15-20 раз в минуту, находясь за компьютером, ребенок моргает 6-12 раз, а это в 2 раза меньше нормы. Так как моргание нам необходимо чтобы увлажнять глаза, можно говорить о том, что во время работы за компьютером глаза подвержены пересыханию, что в дальнейшем может привести к такому заболеванию как синдром «Сухого глаза».

Зная, что моргание обеспечивает нам мгновение внутреннего спокойствия или умственного отдыха, можно говорить о том, что, при снижении частоты моргания в 2 раза, соответственно и в 2 раза уменьшается время этого отдыха, что может служить причиной переутомления. В большинстве проведенных испытаний после работы за ПК отмечалось покраснение глаз, что может быть связано с напряжением глазных мышц, а также с уменьшением количества морганий.

Обычно взгляд человека меняет свое направление: он может смотреть то в близь, то вдаль, периодически оборачиваясь по сторонам в те самые моменты непроизвольно моргая. При работе с ПК взор все время устремлен на монитор. Происходит перенапряжение определенных глазных мышц. В дальнейшем это может привести к снижению остроты зрения.

Отмечая психо-эмоциональное состояние испытуемого после проведенного за ПК времени (см табл.3), видно что раздражительность отсутствует, напротив появляется состояние вялости, сонливости.

Результаты проведенного теста на концентрацию внимания показаны в таблице 4. Заполненный бланк теста содержится приложении 1.

Таблица 4. Результаты Теста на концентрацию внимания.

День

Ранг, Уровень концентрации внимания

До

После

1

2, высокий

(97 фигур , 0 ошибок)

3, низкий

(96 фигур, 1 ошибка)

2

3, средний

(84 фигуры, 1 ошибка)

4, низкий

(65 фигур 1 ошибка)

3

1, очень высокий

(100 фигур, 0 ошибок)

3, средний

(86 фигур,1 ошибка)

4

2, высокий

(100 фигур, 1 ошибка )

3, средний

(94 фигуры,1 ошибка)

5

2, высокий

(100 фигур 1 ошибка)

2, высокий

(90 фигур, 0 ошибок)

6

2, высокий

(100 фигур 1 ошибка)

3, средний

(98 фигуры, 1 ошибка)

7

1, очень высокий

(100 фигур, 0 ошибок)

3, средний

(96 фигур, 1 ошибка)

Из таблицы 4 видно, что до начала работы за ПК уровень концентрации внимания у ребенка очень высокий или высокий (см. таблица 4), прохождение теста не вызывает трудностей.

После работы за ПК уровень концентрации внимания отмечается на среднем уровне, количество обработанных фигур составляет 83 шт, ошибок -1. Выполнение теста вызывает меньше интереса. Очевидное снижение уровня концентрации внимания, связано с утомлением ребенка во время работы за ПК.

Рекомендации по снижению прямого влияния ПК на ребенка

1. Делать регулярные перерывы в процессе работы за ПК. На сегодня существует много программ позволяющих контролировать этот процесс, т.е. программы которые в определенное время напоминают о перерыве, либо блокируют экран ПК на несколько минут. Например программа Personal Monitor и др.

2.Стараться произвольно моргать во время работы за ПК

3. Не превышать нормы времени провождения за ПК на уроке, Общая продолжительность использования компьютера в течение одного урока не должна превышать:

Для детей 5-9 классов - 30 минут.

Времяпровождение детей за компьютером регламентируется действующими нормами РФ – нормами СП 2.4.3648-20, утверждёнными главным санитарным врачом РФ в сентябре 2020 г. Эти нормы являются юридическим документом, регулирующим отношения в сфере воспитания и образования детей, и за их несоблюдение воспитательные и образовательные учреждения могут быть привлечены к юридической ответственности.

4. В школьном расписании для уроков информатики отводить последние уроки

5. Не работать за компьютером перед выполнением важного задания требующего концентрации внимания

Заключение

Основной целью выполнения данной работы было - выявление результатов влияния ПК на здоровье ребенка. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- выявить основные органы и системы в человеческом организме, которые подвержены влиянию ПК больше всего;

- определить экспериментальным путем степень влияния ПК на здоровье ребенка;

- определить экспериментальным путем степень влияния ПК на концентрацию внимания ребенка

- определить основные способы снижения негативного влияния.

По результатам проведенного исследования выявлено, что наиболее подвержены негативному влиянию ПК глаза. Это обусловлено снижением частоты морганий в 2 раза, что влечет за собой переутомление и перенапряжение глазных мышц.

После проведенного за компьютером времени пульс заметно учащается.

Психо-эмоциональное состояние ребенка после проведенного за ПК времени отмечается сонливость, вялостью.

Уровень концентрации внимания после работы на ПК снижается на 2 порядка с показателя «очень высокий» до показателя «низкий».

Таким образом, гипотеза о том, что персональный компьютер оказывает негативное (вредное) влияние на состояние здоровья и способствует снижению концентрации внимания ребенка подтверждается.

Были разработаны рекомендации по снижению влияния ПК на здоровье ребенка.

Список литературы

  1. Рогалевич А. «Компьютерные» болезни // Портал о здоровье и красоте 103.by. 2014 г. - https://mag.103.by/zdorovje/

  2. Никитина М.В. «Ребенок за компьютером». – М.: Эксмо, 2006. – 288 с.

  3. Информационный студенческий ресурс Пьерон Рузер тест/методика по определению концентрации и распределения внимания https://studopedia.net/

  4. Интернет журнал о мамах и детях «Kaкoй вpeд нeceт кoмпьютep для дeтeй» https://momjournal.ru/zdorove-rebenka/

  5. Почему человек моргает? // Хочу все знать 22.01.2020 г. Источник: https://znaniyaetosila.ru/

  6. Нормы пульса у детей: изменения с возрастом // Cardiolog.online Заболевания сердца и сосудов https://cardiolog.online/

  7. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» / Информационно-правовой портал «Гарант.ру»

Приложение 1.

Бланк и Методика изучения концентрации и устойчивости внимания

(модификация метода Пьерона - Рузера).

Инструкция: "Закодируйте таблицу, расставив в ней знаки по образцу".

Анализ результатов: Фиксируется количество ошибок и время, затраченное на выполнение задания.

Оценка: Высокий уровень устойчивости внимания - 100% за 1 мин 15 сек без ошибок. Средний уровень устойчивости внимания - 60% за 1 мин 45 сек с 2 ошибками. Низкий уровень устойчивости внимания - 50% за 1 мин 50 сек с 5 ошибками. Очень низкий уровень концентрации и устойчивости внимания - 20% за 2 мин 10 сек с 6 ошибками (по М.П.Кононовой).

Просмотров работы: 4