Введение
Вода – самое удивительное и самое распространенное природное соединение, один из самых важных источников жизни на Земле. Эта удивительная жидкость является незаменимым веществом, которое входит в состав всех живых организмов. Вода является главным компонентом жизни, необходимым для жизнедеятельности растений и животных, неотъемлемым условием существования, здоровья и активной деятельности человека. Человек состоит из воды на 70-80%. В ней протекают все химические процессы в организме. Вода - самый ценный природный ресурс, который не терпит небрежного и неуважительного отношения.
Питьевая вода – это вода по качеству в естественном состоянии или после подготовки, отвечающая гигиеническим нормативам и предназначенная для удовлетворения питьевых и бытовых потребностей человека, либо для производства продукции, потребляемой человеком.
Она принимает участие в усвоении клетками питательных веществ и в их транспортировке по всему организму, регулирует температуру тела, позволяет выводить из организма шлаки и другой «мусор». Утром, как только мы проснулись, мы должны «запустить» организм, выпить 2 стакана воды. Это помогает нам выглядеть более ухоженными, здоровыми и красивыми. Достаточное потребление воды – это профилактика многих болезней. Потеря организмом большого количества воды неизменно влечёт за собой гибель человека. В день человеку, в зависимости от возраста, нужно от 1,5 до 5 л воды. Без воды человек может прожить максимум 5 дней. Таким образом, для правильного функционирования всех систем организма необходимо потребление достаточного количества воды. В таком случае возникает вопрос, какую же воду можно и нужно использовать?
Актуальность темы: для человека по значимости вода занимает второе место после кислорода. Без неё наш организм не может существовать. Вода помогает пищеварению, кровообращению, выводу шлаков и усвоению витаминов. Вода нужна для поддержания нормальной температуры человеческого тела. В настоящее время вопросы качества питьевой воды не утратили своей актуальности. Качество питьевой воды связано с состоянием здоровья населения, экологической чистотой продуктов питания. Для нормального функционирования организма нужна вода, не содержащая вредных примесей и механических добавок, т.е. хорошего качества. И мне стало интересно, какую же воду мы пьем? И как в домашних условиях определить качество воды? Человеку необходимо знать, какая питьевая вода хорошо влияет на организм, а какая ему вредна.
Гипотезы:
Минеральную воду можно пить постоянно
Водопроводную воду нашего города можно использовать без дополнительной очистки и обработки
Соленая и пресная вода имеют одинаковые свойства
Жизнь растений возможна в пресной и соленой воде
Цель работы: выяснение, какой вид питьевой воды самый полезный и пригодный для человека и животного мира.
Задачи:
Изучить свойства и особенности воды
Изучить литературу о значении питьевой воды для здоровья человека
Провести опыты в лабораторных и домашних условиях по определению качества воды
Объект исследования: питьевая вода разных видов.
Предмет исследования:
основные показатели качества питьевой воды.
Методы исследования:
изучение литературы по данной теме
измерение, сравнение, эксперименты
анализ и обобщение
Практическая значимость работы заключается в систематизации и обобщении знаний по теме исследования, составление рекомендаций по использованию воды.
Основная часть
Вода – самое распространённое вещество на Земле. Почти три четверти поверхности земного шара покрыты водой, образующей океаны, моря, озёра, реки, а пятая часть суши покрыта снегом и льдами. В атмосфере находится много паров воды. В недрах Земли также много воды, пропитывающей почву и горные породы. Животные и растения большей частью состоят из воды, в том числе и человек. Без пищи человек может прожить около месяца, если при этом будет потреблять жидкость. Без воды он погибнет через несколько дней. Взрослый человек для поддержания своей жизни должен получать 2,5 л в сутки, за 60 лет жизни в среднем выпивается 50 т воды. Природная вода не бывает совершенно чистой. Наиболее чистой является дождевая вода, но и она содержит незначительные количества различных примесей, которые захватывает из воздуха. Прежде неисчерпаемый ресурс - пресная чистая вода – становится исчерпаемым. Сегодня воды, пригодной для питья, промышленного производства и орошения, не хватает во многих районах мира. Проанализировав материал из научных источников, я выделил следующие свойства воды:
1. Вода – универсальный растворитель.
2. Вода на Земле присутствует одновременно в трех состояниях: в жидком, твердом и газообразном.
3. Вода обладает памятью. Она способна впитывать, хранить и передавать человеческие мысли и эмоции.
Вода - источник жизни и питания для растений. Вода жизненно необходима. Она нужна везде – в быту, сельском хозяйстве и промышленности. Вода необходима организму в большей степени, чем всё остальное, за исключением кислорода. Потребление чистой воды обеспечивает нормальную работу внутренних органов, повышает защиту организма от стресса. Она разжижает кровь, борется с усталостью, помогает сердечно сосудистой системе, борется со стрессом. Здоровый образ жизни основан на правильном питании, активности и потреблении чистой воды. Проблема качества питьевой воды затрагивает очень многие стороны жизни человека.
Водопроводная вода.
Прежде, чем попасть к нам в кран, на водоочистительных станциях воду подвергают воздействию хлора, в результате чего она очищается, но образуется много других веществ, вредных для человека. Этот процесс называется хлорированием воды. В воде присутствуют химические элементы, газы, органические и неорганические вещества. Кроме того, в воде может содержаться песок, ил, ржавчина, частицы глины. Важно знать, что существует несколько показателей качества пресной природной воды: жёсткость, кислотность, цвет, вкус, запах, мутность. Вода с большим содержанием кальция и магния называется жесткой, с малым содержанием – мягкой. В нашей стране существуют определенные стандарты, которым должна соответствовать питьевая вода. Схема очистки водопроводной воды состоит в следующем: отстаивание, фильтрация через слой песка, обработка ультрафиолетовыми лампами, хлорирование.
Родниковая вода
Родником называют место, где подземные воды поднимаются на поверхность в силу естественных причин. Родниковая вода считается одной из чистейших. Утверждать это позволяет особенность самой жидкости: в процессе выхода на поверхность она преодолевает несколько грунтовых слоев, проходит через камни и песок, которые выполняют функции естественных фильтров. Пробившись на поверхность, жидкость сохраняет все полезные качества, поэтому в старину ее всегда называли «живой». Источник богат кислородом, может нести в себе пресные воды либо минеральные, обладающие лечебными качествами. Природная родниковая вода не проходит промышленную очистку, в ней нет хлора, как в водопроводной, и умягчителей.
Минеральная вода.
Минеральная вода – вода из природных источников с повышенным содержанием солей и микроэлементов, образующаяся в результате прохождения подземных вод через богатые минералами слои почвы и горные породы. В зависимости от содержания солей вода делится на следующие виды:
- лечебная минеральная вода с содержанием солей более 8 г/л, пить такую воду можно только по назначению врача, бесконтрольный прием способен вызвать расстройства минерального обмена организма;
- лечебно-столовая минеральная вода, в которой содержится от 1 до 8 г/л минеральных солей, также назначается врачом, но можно пить ее и самостоятельно;
- столовая минеральная вода с содержанием солей менее 1 г/л, пить ее можно без ограничения, прекрасно утоляет жажду, особенно в летнюю жару и во время занятий спортом, поскольку содержащиеся в ней соли восполняют потери минералов с потоотделением.
Если минеральная вода пьется без рекомендаций специалистов, то основной совет, который здесь дают врачи – выбирать минеральную воду из источников, географически близких к вашему постоянному проживанию, поскольку организм привыкает к составу питьевой воды своего региона.
Опытно – экспериментальная часть
Чтобы убедиться в верности двух моих первых гипотез и для определения химических показателей отобранных образцов воды я обратился в лабораторию контроля качества питьевой, поверхностной и сточной воды водоканала г. Кумертау, где вместе с лаборантом испытательной лаборатории провел ряд опытов, чтобы проверить: соответствуют ли мои образцы воды нормативам.
Определение жесткости воды
Одним из важных свойств воды является жесткость, которая, прежде всего, характеризует наличие растворенных солей, кальция и магния
Вода из-под крана в школе №5 |
Минеральная вода, приобретенная в магазине |
Родниковая вода |
Сероводородная вода из Якутовского природного соленого источника |
«Святая» вода, освященная в Храме православной церкви г. Кумертау |
|
Единица измерения (миллиграмм - эквивалента на литр воды) |
6 |
30 |
1,9 |
34 |
5 |
Таблица измерений жесткости воды
ВЫВОД: чем больше растворов солей кальция и магния в воде, тем она жестче.
Вода из-под крана школы №5, освященная вода и родниковая вода соответствуют требованиям. Минеральная и сероводородная вода очень жесткие – постоянно пить такую воду нельзя! Только по показаниям
Определение общего солесодержания в воде
В данном опыте определили общую минерализацию*, т.е. общее содержание соли в предоставленных образцах воды
* Общая минерализация воды (или «общее солесодержание») — это сумма всех растворенных веществ, которые распадаются на заряженные частицы — ионы. Благодаря им раствор проводит электрический ток. Обычно уровень минерализации измеряют в мг/л или миллионных долях
Вода из-под крана в школе №5 |
Минеральная вода, приобретенная в магазине |
Родниковая вода |
Сероводородная вода из Якутовского природного соленого источника |
«Святая» вода, освященная в Храме православной церкви г. Кумертау |
|
Единица измерения (мг/литр) мт 1000 до 1500 мг/л |
510 |
1 106 |
202 |
2 044 |
404 |
Таблица измерений минерализации воды
ВЫВОД: Все образцы предоставленной воды соответствуют требованиям, кроме сероводородной – пить ее категорически запрещено.
Определение водородного показателя
Так же мы исследовали водородный показатель, который количественно выражает кислотность воды.
Вода из-под крана в школе №5 |
Минеральная вода, приобретенная в магазине |
Родниковая вода |
Сероводородная вода из Якутовского природного соленого источника |
«Святая» вода, освященная в Храме православной церкви г. Кумертау |
|
Единица измерения (pH - моль) от 6 до 9 моль |
7,76 |
7,28 |
7,97 |
7,04 |
6,03 |
Таблица измерений РН баланса
По показателю кислотности все образцы воды соответствуют требованиям, что говорит о качестве воды. Следовательно вода чистая, избавлена от примесей, абсолютно нейтральна. Данная характеристика считается одной из важных, так как по ней оценивают пригодность употребления ее в быту и в народном хозяйстве.
В ыводы по исследованиям в лаборатории
После проведенных мною исследований в лаборатории водоканала г. Кумертау, я сделал следующие выводы:
По всем показателям видно, что вода из-под крана школы №5 родниковая и "святая» вода, полностью соответствуют всем требованиям. Моя гипотеза, что водопроводную воду нашего города можно пить без дополнительной обработки и очистки – подтвердилась!
Минеральная покупная вода соответствует не всем требованиям. Причем можно сказать, что купленная минеральная вода на заводе проходит дополнительную обработку и очистку. Но, несмотря на это, пить минеральную воду постоянно нельзя! Моя гипотеза, о том, что минеральную воду можно пить постоянно – опровергнута! Моя гипотеза, о том, что минеральную воду можно пить постоянно – опровергнута!
В домашних условиях я проверил две своих последние гипотезы и физические свойства воды.
Для дальнейших экспериментов использовал 4 образца воды:
Вода из-под крана школы №5
Минеральная вода, приобретенная в магазине
Сероводородная вода из Якутовского минерального источника
Соленая вода (водопроводная вода с солью в соотношении 300:60)
Опыт №1. Прозрачность и цвет воды
Образцы воды я разлил в стеклянные стаканы и сзади разместил цветной фон. У всех образцов воды фон хорошо просматривается, прозрачность воды высокая
Опыт №2. Плотность воды
Для данного эксперимента я использовал: яйца, соль и выбранные мной образцы воды. В водопроводную воду, 350 мл, я добавил 2 стл. соли (60 гр.). Во всех образцах воды яйцо опустилось на дно, а в стакане с солью яйцо всплыло. С добавлением соли, плотность воды поменялась!
Опыт №3. Запах воды
В лаборатории я узнал, что для определения запаха воды существуют специально обученные люди. Но все же я решил самостоятельно проверить, чем же пахнут мои образцы воды? Я выяснил, что соленая вода, вода из под крана школы №5 и минеральная вода запаха не имеют. А вот сероводородная вода пахнет тухлыми яйцами. Это объясняется наличием в ней хлора, серы и водорода, которые имеют резкий запах.
Опыт№4.Замораживание воды
Все образцы своей воды я поместил в морозильную камеру. Через 3 часа замерзла вся вода, кроме соленой, через 4 часа соленая вода стала густой и только через 6 часов она частично замерзла. Температура замерзания соленой воды намного ниже, чем пресной.
Выводы по домашним опытам
В результате проведенных экспериментов, я выяснил:
И соленая, и пресная вода прозрачны и бесцветны.
Ни соленая вода, ни пресная вода не имеют запаха, в отличие от сероводородной.
И соленая вода, и пресная вода растворяют вещества.
При замерзании все выбранные мной образцы воды расширяются.
Но, при всех своих сходствах с пресной водой, соленая вода имеет свои отличительные свойства, она:
поднимает предметы;
замерзает полностью только при очень низкой температуре.
Моя гипотеза, что соленая и пресная вода имеют одинаковые свойства – подтвердилась частично!
Эксперимент с луком и цветком
Для изучения моей гипотезы, о том, что жизнь растений возможна и в пресной, и в соленой воде, я решил провести эксперимент с луком и цветком.
Эксперимент с луком и цветком спустя 1 день
Цветок в воде с солью погиб
С луком ничего не происходило
Эксперимент с луком и цветком спустя 3 дня
С отростками цветов ничего не происходило
У лука показались корешки только в воде из-под крана школы № 5
Эксперимент с луком и цветком спустя 7 дней
Цветок в сероводородной воде погиб, остальные были живые
корешки только в воде из-под крана школы № 5
У лука в минеральной воде появились отчетливые корешки. В сероводородной воде появились чуть заметные корешки, а вот в соленой воде корешков не было совсем, но появилось темное пятно на луке
Выводы по эксперименту с луком и цветком
Завершив данный эксперимент, я сделал следующие выводы:
Самой благоприятной водой для растений оказалась вода из под крана школы № 5
В минеральной воде, купленной в магазине, жизнь растений возможна, но растения развиваются в ней медленнее и болезненно.
Соленая и сероводородная вода не пригодны для жизни растений.
Моя гипотеза, о том, что жизнь растений возможна в любой воде – опровергнута!
Заключение
Здоровье каждого человека – в его руках. Для того чтобы хорошо себя чувствовать, человек должен употреблять только чистую качественную питьевую воду. От качества той питьевой воды напрямую зависит наше здоровье.
На основании проведенного мной исследования, я сделал следующие выводы:
минеральную воду можно пить только по назначению врача и непродолжительными курсами;
воду в нашем городе можно пить без дополнительной очистки и обработки;
соленая и пресная воды имеют как одинаковые, так и отличительные свойства;
жизнь растений возможна только в пресной воде, в соленой и сероводородной водах растения погибают.
А самый главный вывод в том, что тайны воды – бесконечны, и я хотел бы продолжить их разгадывать в будущем…
Список используемой литературы.
Ахманов М. С. Вода, которую мы пьем, М.: Эксмо, 2002.
Александр Лидин. Минеральные воды , Феникс, 2009.
Брэгг П. Вода и соль. Шокирующая правда. М- 200.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Вода.
http://www.vodoobmen.ru/.