ВВЕДЕНИЕ
Мошенников в Интернете и различных схем обмана сегодня очень много. Сообщения в социальных сетях о выигрыше в лотерее или специальном розыгрыше, фишинговые сайты, маскирующиеся под площадки с хорошей репутацией, ложные объявления на Авито — способов лишить вас денег припасено немало. В данном проекте мы разберем основные виды киберпреступлений и выясним, как защититься от действий мошенников.
Цель работы: рассмотреть проблемы информационной безопасности, и возможные способы применения современных методов и средств защиты информационных ресурсов от мошенничества.
Гипотеза нашего исследования: должны ли мы знать способы защиты от интернет-преступности и обеспечение своей информационной безопасности.
Объект исследования: методы и средства информационной безопасности.
Своими задачами мы поставили:
1. Познакомиться с литературой и интернет-источниками на данную тему;
2. Отработать и выстроить нужный материал, провести его анализ;
3. Выяснить, существенна ли проблема информационной безопасности;
4. Разработать рекомендации по защите и утечки информации;
5. Обобщить материал и оформить результаты.
Методы исследования:
исследование научной литературы;
сбор материалов исследования;
анкетирование;
обобщение полученных результатов.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ КИБЕРПРЕСТУПНОСТИ
Киберпреступность – это любая преступная деятельность, которая использует компьютер, сетевое устройство или сеть. Отдельные киберпреступления совершаются для получения денег. С другой стороны, некоторые из них совершаются для уничтожения или отключения компьютерной системы.
Хотя термин «киберпреступность» получил широкое признание и широкое распространение, потребовалось некоторое время, чтобы это понятие было признано в соответствии с фактическим определением, используемым словарями, юридическими источниками и источниками по предупреждению преступности. Киберпреступность в настоящее время определяется, как любое уголовное преступление, которое связано с использованием электронных средств связи или информационных систем, включая любое электронное устройство, компьютер или Интернет.
В то время как общий термин киберпреступности охватывает множество возможностей в отношении видов преступлений, они разбиты на несколько категорий. В некоторых видах киберпреступности для совершения преступления используется компьютер или другое устройство электронной связи, а в других видах киберпреступности компьютер или устройство является фактической целью преступления. Компьютерный вирус – это просто небольшая компьютерная программа, которая размещает свои копии на других компьютерах без согласия пользователей.
Наиболее распространенный способ для создателей компьютерных вирусов распространять свои вирусные программы – это прикреплять или вставлять их в электронные письма. Когда электронное письмо открыто, вирус активируется и делает все, для чего он был запрограммирован, например, крадет ценное место на жестком диске, уничтожает данные на компьютере получателя, получает доступ к личной информации или отправляет информацию (или саму себя) на другие компьютеры, используя список контактов первоначальной жертвы. Кража личных данных включает в себя кражу личной информации физического лица, а затем использование этой информации либо для использования их финансовых ресурсов без их согласия, либо для открытия новых финансовых или кредитных счетов, что позволяет похитителю личных данных использовать кредит жертвы без их ведома. Информация, обычно похищаемая для совершения этих преступлений, включает имя, дату рождения, номер социального страхования и номера кредитных карт.
Хотя такая информация может быть физически получена из письменных записей, таких как кредитные заявки, отклоненные розничным продавцом, она часто похищается из-за нарушений в компьютерной безопасности людей, шпионских программ и вирусов. Личная идентификационная информация также может быть украдена, когда человек, разбирающийся в компьютерах, взламывает компьютерную сеть, такую как сеть, по которой банк или розничное учреждение обмениваются информацией со своими филиалами. Эти типы нарушений позволяют хакерам захватывать огромные блоки информации одновременно.
История и эволюция киберпреступности легки для понимания и совпадают с эволюцией самого Интернета. Первыми преступлениями, конечно, были простые технические операции, чтобы получить информацию о локальной сети, но по мере того, как сеть создавалась, то же самое происходило и с сетевыми атаками. Действительно, первая большая волна киберпреступности произошла в конце 1990-х и начале 2000-х годов, задолго до того, как киберпреступность появилась, как термин (понятие). Киберпреступность принимает различные формы, включая взлом, вредоносное ПО, программы-вымогатели, фишинг и другие формы киберпреступности.
ГЛАВА 2. ВИДЫ КИБЕРПРЕСТУПЛЕНИЙ И МОШЕННИЧЕСТВА
Многие виды киберпреступности являются продолжением существующей преступной деятельности, поскольку компьютеры и Интернет отделили их от географического местоположения преступника, обеспечивая анонимность и защиту от судебного преследования. Интернет, который позволяет различным мошенникам и вредоносным программам проникать в почтовый ящик, не подвергая опасности вас или членов вашей семьи.
Хотя компьютеры и Интернет являются ценными технологическими достижениями, которые во многом принесли пользу современному обществу, они также использовались во зло и во благо. Информационные сети и технологии постоянно подвергаются атакам злоумышленников, которые используют свою способность получать доступ к сетевой информации для нанесения вреда другим людям и их имуществу. Некоторые из худших действующих лиц – это коммерческие преступники, такие как хакеры, киберпреступники и кибертеррористы. Одно из первых задокументированных киберпреступлений произошло примерно в 1970-х гг.
Главный кассир списал 1,5 миллиона долларов с сотен счетов в нью-йоркском отделении Юнион Дайм Сберегательного банка. Первая крупномасштабная атака произошла в 1989 году, когда из Первого национального банка Чикаго было украдено 70 миллионов долларов. С развитием мобильных технологий в последние десятилетия развитие мобильных вредоносных программ затмило тип вредоносных программ, внедренных с помощью современных технологий. Учитывая продолжающийся прогресс в области вредоносных программ, будущие атаки могут быть обнаружены и устранены без ущерба для целых сетей. На протяжении многих лет вредоносное ПО эволюционировало от простого отключения компьютеров до уничтожения всей сети и других важнейших инфраструктур, таких как энергетическая, водная и телекоммуникационная инфраструктура.
Поскольку компании тратят миллиарды на модернизацию и совершенствование своих компьютерных сетей и систем, сами киберпреступники научились адаптироваться. Примечательно, что финансовые компании и компании, выпускающие кредитные карты, стали первопроходцами в разработке технологий, которые менее благоприятны для преступной деятельности в Интернете. В них описываются меры, которые организации могут предпринять для лучшего понимания киберпреступности и того, как они могут применять полученные знания в своей деятельности.
Киберзапугивание происходит, когда кто-то использует Интернет, мобильный телефон, электронную почту, мгновенные сообщения, чаты или социальные сети, такие как Facebook (соцсеть признана экстремистской и запрещенной на территории России, заблокирована РКН) и Twitter, для преследования, унижения, смущения или запугивания кого-либо другого. Обычно это преступление совершается детьми и подростками, поскольку их растущий доступ к электронным коммуникациям позволяет высмеивать или подвергать остракизму других.
Проблема распространяется, как лесной пожар, поскольку хулиган может прятаться за анонимностью учетной записи, одновременно поощряя других детей присоединиться к «веселью», преследуя жертву. Однако следует отметить, что киберзапугивание не является исключительной областью подростков, но совершается так же взрослыми. Киберзапугивание – это преступление, влекущее за собой такие уголовные обвинения, как преследование, клевета, нападение и даже терроризм. В дополнение к уголовным обвинениям, киберзапугиватели могут быть привлечены к ответственности за ущерб, который они наносят в гражданском процессе, где им может быть предписано оплатить медицинские счета и другие расходы, а также моральный вред.
Кибертерроризм определяется как любая угроза причинения вреда или вымогательства через Интернет. По мере увеличения размеров и мощности компьютеров и компьютерных систем кибертерроризм использует хорошо спланированные атаки на правительственные и корпоративные компьютерные системы. Такие атаки могут включать в себя нацеливание на стратегические службы, управляемые компьютером, такие как услуги электроснабжения, водоснабжения и связи.
Правовая система определяет кибертерроризм как «использование компьютерных ресурсов против лиц или имущества для запугивания или принуждения правительства, гражданского населения или любого его сегмента в интересах достижения политических или социальных целей». Современное общество определяет киберпреступность, как одну из величайших угроз, стоящих перед мировым сообществом. В то время как на правительственном уровне основное внимание уделяется национальной безопасности, общественной безопасности и экономическому процветанию, отдельные лица обеспокоены предотвращением киберпреступности в том, что касается защиты их личной информации. Отдельные киберпреступники координируются, они используют стратегии прогресса, и на самом деле они очень талантливы, другие - просто начинающие хакеры.
Время от времени киберпреступность может нанести вред информационным системам не только из-за денег, их целью может быть политика и др. Интернет изменил современное общество и это привело к угрозе новых видов преступлений. На сегодняшний день, основной эффект киберпреступности-финансовый, киберпреступность может включать в себя множество различных видов преступной деятельности, направленной на получение прибыли. Это включает в себя мошенничество с электронной почтой и Интернетом.
Кроме того, это связано с мошенничеством с использованием личных данных, а также попытками украсть финансовые счета, кредитные карты или другую информацию о платежных картах. Киберпреступники, также могут использовать личную информацию физического лица, а также корпоративные данные для кражи и перепродажи. Последние несколько лет многие сотрудники организаций работают на дому из-за пандемии, таким образом, ожидается, что в 2022 году частота этих преступлений возрастет, что делает особенно важной защиту резервных копий данных.
Киберпреступники могут заражать компьютеры ошибками и вредоносными программами, чтобы нанести вред устройствам, или чтобы помешать им работать, они также могут использовать вредоносные программы для удаления или получения информации. Один из популярных видов киберпреступности запрещает клиентам использовать устройство или сеть. Или мешает бизнесу предоставлять услуги по продукту своим клиентам.
Это известно как атака «Отказ в обслуживании» (DoS). Другой вариант киберпреступности использует компьютеры для совершения различных неправильных действий. Они могут включать использование компьютеров или организаций для распространения вредоносных программ, незаконных данных или незаконных изображений. В некоторых случаях киберпреступники совершают два вида преступлений без промедления. В первую очередь они могут быть нацелены на компьютеры с вирусами. В этот момент они используют их для распространения вредоносных программ на разные машины, или все через организацию.
Вредоносная атака – это ситуация, когда система ПК или организация заражены вирусом ПК, или другие виды вредоносных программ. Компьютер, зараженный вредоносным ПО, может быть использован киберпреступниками в нескольких целях. Они включают в себя сбор личной информации, или использование ПК для совершения других преступных действий, или причинение вреда данным.
Популярным примером вредоносной атаки является атака вымогателей WannaCry, это всемирное киберпреступление, совершенное в мае 2017 года. Вымогатели – это разновидность вредоносных программ, используемых для шантажа за наличные. Удерживая данные жертвы или устройство для доставки. WannaCry – это своего рода программа-вымогатель, которая фокусируется на слабых местах компьютеров. Особенно для тех, кто работает под управлением Microsoft Windows.
В момент атаки вымогателей WannaCry было затронуто 230 000 компьютеров в 150 странах, клиентов лишили документов. Они получали сообщения о том, чтобы заплатить биткойн, чтобы получить доступ к данным. По оценкам, во всем мире киберпреступность WannaCry привела к финансовым потерям в размере 4 миллиардов долларов. Так же особо хотелось бы отметить фишинг – это когда отправляются спам – сообщения, или одновременно отправляются различные типы коммуникационных сообщений. Цель состоит в том, чтобы обмануть получателей, заставив их сделать что-то, что ослабит их безопасность. Или сделать что-то, что ослабит безопасность компании, в которой они работают. Сообщения о попытках фишинга, могут содержать зараженные вложения, или он может содержать ссылки на поврежденные сайты. С другой стороны, они могут потребовать, чтобы получатель ответил секретными данными.
Хорошо известный пример фишингового трюка произошел во время чемпионата мира по футболу в 2018 году, об этом свидетельствуют отчеты Inc. Фишинговый трюк чемпионата мира включал сообщения, которые были отправлены футбольным фанатам. Эти спам – сообщения пытались обмануть фанатов поддельными бесплатными поездками в Москву, именно там проходил Чемпионат мира по футболу. Люди, которые открывали и нажимали на ссылки, попадали в ловушку, ссылки, прикрепленные к этим сообщениям, были заражены, в результате их личные данные были украдены. Другой вид фишинга известен как фишинг с копьем, они сосредоточены на фишинговых усилиях, которые пытаются обмануть явных людей, это ставит под угрозу безопасность компании, в которой они работают. Они совсем не похожи на массовые попытки фишинга, которые носят общий характер. Эти сообщения о фишинге обычно выглядят как сообщения из надежного источника.
Например, они сделаны так, чтобы выглядеть так, как будто они исходят от генерального директора или ИТ-администратора. Они могут не содержать никаких визуальных намеков на то, что они являются мошенничеством. Распространяемые DoS – атаки (DDoS) – это разновидность кибератак, которые преступники используют для взлома системы. Или нанести вред организации. Иногда подключенные устройства интернета вещей (internet of things) используются для отправки DDoS – атак.
Киберпреступники, занимающиеся кибератакой, могут использовать опасность DDoS – атаки для запроса наличных денег. С другой стороны, DDoS может быть использован в качестве стратегии прерывания. В то время как другие виды киберпреступности продолжают происходить. Популярным примером такого рода нападений является DDoS – атака 2017 года на сайт национальной лотереи Великобритании. Это привело к закрытию сайта лотереи, кроме того, он отключил свое мобильное приложение.
ГЛАВА 3. СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ОТ КИБЕРПРЕСТУПНЫХ ПОСЯГАТЕЛЬСТВ
Для выявление различных особенностей защиты персональных данных, необходимо дать трактовку этому понятию. Защита персональных данных – это совокупность технических, организационных средств, которые направлены на защиту сведений, принадлежащих физическому лицу (субъекту персональных данных).
В наше время обеспечение безопасности персональных данных является объективной реальностью и составляет неотъемлемую часть современной жизни общества. Издавна самой дорогостоящей информацией являлась информация о человеке, ведь она носит в себе точные факторы и представляет довольно значимый аспект, выражает данные о человеке.
Персональные данные нуждаются в серьезной и крепкой защите, ведь при попадании в злостные руки мошенника, процесс может быть необратим. Например, информация в руках хакера превращается в орудие преступления, в руках недовольного человека, который был уволен с работы – в средство мести, а в руках хитрого конкурента – в безвыходный и постоянный шантаж. Поэтому в наше время актуальна проблема возникновения возможности злоупотребления информацией, собранной о человеке на протяжении длительного времени. Так же, злоумышленники зачастую активно используют средства обработки персональных данных, представляющие прямую угрозу правам и законным интересам человека и гражданина.
Для защиты своих персональных данных следует принимать определенные меры, которые необходимы и вызваны высокими возможностями по копированию и распространению информации.
В постиндустриальный период (период информации и высоких технологий) информационные технологии достигли такого уровня, когда самозащита информационных прав уже не является значимым фактором против посягательств на частную жизнь каждого. С вступлением в законную силу Федерального закона «О персональных данных»2 защитой прав субъектов персональных данных занимается Федеральная служба по надзору в сфере информационных технологий, связей и массовых коммуникаций – Роскомнадзор, который является федеральным органом, осуществляющим государственный контроль и надзор за исполнением принимаемых Федеральным Собранием Российской Федерации законодательных актов в области персональных данных.
В своей деятельности Роскомнадзор руководствуется положениями международных правовых актов, один из главных это Конвенция Совета Европы о защите физических лиц в отношении обработки персональных данных от 28 января 1981 г. № 1083.
После подписания данной Конвенции 7 ноября 2001 г. Российская Федерация возложила на себя обязательства в соответствие с нормами европейского законодательства как национального, так и деятельности в области защиты прав субъектов персональных данных. Для рассмотрения вопроса о защите персональных данных представим состав и содержание данного понятия. Состав и содержание персональных данных определяют операторами персональных данных (согласно закону РФ от 27 июля 2006 г. № 152- ФЗ «О персональных данных») – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных) в зависимости от целей их обработки.
Неоднократно встречались такие ситуации, когда цели, состав и содержание персональных данных четко определяются законодательством. В основном, это относится к сферам, в которых взаимоотношения между субъектом и оператором нуждаются в четкой регламентации. Бывают случаи, когда субъект персональных данных обязан предоставить оператору определенные данные о себе.
Кроме того, в процессе регистрации субъект ставит галочку в поле электронной формы листа, в котором содержится вся информация о согласии субъекта с установленными правилами обработки предоставленных персональных данных. Тем самым в соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О персональных данных» субъект персональных данных принимает решение о предоставлении своих персональных данных и дает согласие на их обработку своей волей и в своем интересе.
Регламентация состава и содержания персональных данных связана с трудовой деятельностью человека. К примеру, система кадров, в состав которой входят персональные данные, к которым относятся сведения, предусмотренные унифицированной формой учета кадров Т-2, утвержденной Постановлением № 1 Госкомстата России от 05.01.20044. К персональным данным относятся: фамилия, имя, отчество, дата рождения, гражданство, номер страхового свидетельства, ИНН, знание иностранных языков, данные об образовании (номер, серия дипломов, год окончания), данные об имеющихся специальностях, а также семейное положение, данные о членах семьи (степень родства, Ф.И.О., год рождения, паспортные данные, включая прописку и место рождения), фактическое место проживании, контактная информация (адрес места проживания, номер мобильного телефона и др.), данные о военной обязанности, данные о текущей трудовой деятельности (дата начала трудовой деятельности, кадровые перемещения, оклады и их изменения, сведения о поощрениях, данные о повышении квалификации).
Для соизмеримости персональных данных и определения степени обеспечения защиты данных рассмотрим определенные категории персональных данных, которые устанавливаются законодательством. Категории подразделяются на: общедоступные, специальные категории, категории персональных данных, обрабатываемые в информационных системах, биометрические и другие. Категория общедоступных персональных данных представлена данными пользователей, доступ к которым предоставлен неограниченному кругу лиц с согласия субъекта или на которые в соответствии с федеральными законами не распространяются требования соблюдения конфиденциальности.
К специальным категориям относятся персональные данные, которые касаются национальной принадлежности, расовой, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни.
Выделение персональных данных, которые обрабатываются в информационных системах, позволяет применять для защиты данных совместный приказ ФСБ, Министерства информационных технологий и связи РФ от 13 февраля 2008 г. № 55/86/20 «Об утверждении порядка проведения классификации информационных систем персональных данных».
Данный приказ определяет следующие категории персональных данных, которые обрабатываются в информационных системах:
Категория 1 – персональные данные, касающиеся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных и философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни.
Категория 2 – персональные данные, позволяющие идентифицировать субъекта персональных данных и получить о нем дополнительную информацию, за исключением персональных данных, относящихся к категории 1.
Категория 3 – персональные данные, позволяющие идентифицировать субъекта персональных данных.
Категория 4 – обезличенные и (или) общедоступные персональные данные. Биометрические персональные данные – это конкретная информация, которая характеризует физиологические особенности индивида, и благодаря этим сведениям можно установить его личность.
Биометрические персональные данные обрабатываются в соответствии со ст. 11 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных». Они могут обрабатываться только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных. Обработка биометрических персональных данных может осуществляться правосудием без согласия субъекта, а также в тех случаях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о, об оперативно-розыскной деятельности, о безопасности, о государственной службе, о порядке выезда за территорию Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, уголовно-исполнительным законодательством. Для защиты персональных данных необходимо принимать различные меры. Они классифицируются на внутренние и внешние.
К внутренним мерам относят:
ограничение числа работников, имеющих доступ к персональным данным; выявление, предупреждение и устранение нарушений по защите персональных данных;
проведение различных профилактических работ с сотрудниками, касающихся вопросов предупреждения и разглашения персональных данных.
К мерам внешней защиты относят:
введение пропускных режимов;
ведение журнала об учете посетителей;
введение различных технических средств охраны информации;
назначении сотрудника, ответственного за организацию обработки персональных данных.
Любому гражданину необходимо знать, какие органы в праве требовать его персональные данные. Такими органами прежде всего являются суды и правоохранительные органы. Рассмотрев состав, содержание и категории персональных данных необходимо сделать вывод о том, что особенности защиты персональных данных пользователей Интернет-ресурсов регулируются основными положениями федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», обязывающие владельцев сайтов хранить персональные данные россиян на территории России: оператор, предоставляющий интернет-услуги обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
В опросе приняли участие обучающиеся школы, всего было прошено 50 человек. Респондентам задавались следующие вопросы:
1. Были ли у вас случаи взлома ваших социальных сетей?
2. Знаете ли вы основные меры предосторожности для защиты своих персональных данных в Интернете?
3. Используете ли вы надежные пароли, которые не повторяются в разных социальных сетях?
4. Публикуете ли вы в социальных сетях ваши персональные данные?
5. Случались ли с вами случаи мошенничества ваших денежных средств в банковских приложениях?
1. Были ли у вас случаи взлома ваших социальных сетей?
2. Знаете ли вы основные меры предосторожности для защиты своих персональных данных в Интернете?
3. Используете ли вы надежные пароли, которые не повторяются в разных социальных сетях?
4. Публикуете ли вы в социальных сетях ваши персональные данные?
5. Случались ли с вами случаи мошенничества ваших денежных средств в банковских приложениях?
Таким образом, проанализировав ответы респондентов, можно прийти к выводу о том, что большинство обучающихся довольно хорошо осведомлены о мерах, направленных на защиту своих персональных данных. Однако не все их соблюдают на практике. При этом часть обучающихся столкнулась с утечкой собственных данных и даже мошенничеством. В связи с этим, я считаю, что необходимо дополнительное осведомление учеников о способах защиты данных и мерах предосторожности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С учетом изложенного представляется, что основные направления противодействия киберпреступности в эпоху повсеместного использования информационных цифровых технологий должны включать в себя:
повышение уровня информационной грамотности населения путем проведения соответствующих профилактических мероприятий с использованием возможностей СМИ;
повышение объемов мониторинга в киберсреде неправомерных действий с присвоением злоумышленникам индикатора компрометации (по ранее разработанной системе индикации по уровню общественной опасности);
подготовку и совершенствование в данной сфере сотрудников правоохранительных органов, привлечение к сотрудничеству высококвалифицированных специалистов коммерческих организаций, специализирующихся на расследовании киберпреступлений (службы безопасности и др.);
повышение уровня технической оснащенности специализированных подразделений правоохранительных органов; разработку методических рекомендаций (типовых схем и алгоритмов действий) по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений в данной сфере (с учетом результатов анализа следственной и судебной практики, сведений о технических новинках (в том числе используемых в преступных целях) в данной сфере и др.).
Находясь в виртуальной паутине и социальных сетях, нельзя забывать про бдительность. Российские силовые структуры успешно справляются с киберпреступностью, как и с терроризмом в целом. Однако граждан, особенно молодое поколение следует просвещать и психологически укреплять по отношению к киберпреступности. Преступность ищет людей с несформировавшимся мировоззрением и тех, кто не ведает о своем будущем. В особенности нужно быть более бдительными к словам различных пабликов и лозунгов. Образование – это и есть ключ по борьбе с любым негативным влиянием, поражающим психику и мышление человека. Важно быть просвещенным для обнаружения ложной, противоречивой информации. Интернет — это место, где преступность не сидит уже на одном месте, как это было в былые времена. Преступность рассредоточена по всему миру и не признает законов ни одного государства, а их вымышленная конституция – великая ложь.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Маслиенко М.А. Киберпреступность на современном этапе // Проблемы правоохранительной деятельности. 2021. № 2. С. 28-32.
2. Баландин О.С. Киберпреступность в сфере информационных технологий как современная угроза // Управление образованием: теория и практика. 2021. № 5 (45). С. 153-160.
3. Каримов В.Х. Современное состояние и тенденции дальнейшего развития системы криминалистического обеспечения борьбы с преступностью в информационно-телекоммуникационной сфере // Проблемы правовой и технической защиты информации. 2020. № 8. С. 66-72.
4. Патрикеев В.Е. Отдельные проблемы расследования преступлений, совершенных с использованием компьютерных и телекоммуникационных технологий // Вопросы российского и международного права. 2021. т. 11. № 8-1. С. 179-185.
5. Черепашкин А.С., Тансыкова А.Ш. Противодействие киберпреступности в России: уголовноправовые и криминологические аспекты // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2021. № 3 (56). С. 63-66.
6. Оганов А.А. Предложения по противодействию киберпреступности в отношении несовершеннолетних с использованием киберпространства // Вестник Московского университета МВД России. 2021. № 4. С. 114-119.
7. Симоненко А.В. Актуальные вопросы подготовки кадров для противодействия киберпреступности // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2021. № 4 (54). С. 6-14.
8. Ковтун К.А. Банковская киберпреступность как одна из основных проблем современного общества // Теоретическая и прикладная юриспруденция. 2021. № 1. С. 94-97.
9. Нечаев Д.Н., Букреева Т.Н. Россия и Китай в противодействии терроризму: этапы и направления сотрудничества // Среднерусский вестник общественных наук. 2021. Т. 16. № 1. С. 208-225.
10. Чуносов М.А. Направления противодействия распространения идеологии экстремизма среди несовершеннолетних // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. 2022. Т. 8. № 1. С. 198-202.