Терроризм среди подростков

XXIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Терроризм среди подростков

Ворона Е.А. 1
1МБОУ "КСОШ" №2, 11 класс
Вильская О.Ю. 1
1МБОУ "КСОШ" №2
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В настоящее время одной из основных угроз государственной и общественной безопасности в Российской Федерации является деятельность террористических и экстремистских организаций, направленная на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, дестабилизацию работы органов государственной власти и местного самоуправления, уничтожение или нарушение функционирования военных и промышленных объектов, объектов жизнеобеспечения населения, транспортной инфраструктуры, устрашение населения, в том числе путем завладения оружием массового уничтожения, радиоактивными, отравляющими, токсичными, химически и биологически опасными веществами, совершения актов ядерного терроризма, нарушения безопасности и устойчивости функционирования критической информационной инфраструктуры Российской Федерации.

Экстремизм и терроризм являются реальной угрозой национальной безопасности Российской Федерации.

Самыми социально незащищенными в обществе являются дети до 18 лет, которые в последнее время все чаще выступают активными участниками конфликтных ситуаций, подвержены пропаганде разрешения конфликтов с использованием насильственных и иных противоправных действий, в том числе террористического характера.

Подростковый терроризм может принимать различные формы, от акций протеста до более серьезных актов насилия, таких как массовые расстрелы и террористические атаки.

По данным генерального прокурора Российской Федерации Игоря К., в 2022 году было зарегистрировано 127 террористических актов, из них - с участием несовершеннолетних были совершены 13 терактов1. По данным из средств массовой информации (далее по тексту – СМИ) за 2023 год в Российской Федерации предотвращено 118 террористических преступлений с участием молодежи. Об этом 11 апреля сообщил директор ФСБ, председатель Национального антитеррористического комитета.2

Актуальность темы — подростковый терроризм в Российской Федерации привлекает все больше внимания общества, исследователей и властей в последние десятилетия. Выбранная тема проектной работы является как никогда актуальной с учетом совершаемых в последние годы террористических актов в Российской Федерации.

Цель работы — изменить правовую психологию людей, добиться отторжения абсолютным большинством населения самой мысли о возможности применения террористических методов для разрешения в территориальных, социальных, культурных и любых других проблем и неприязней.

Задачи в рамках проектной работы:

  1. Изучить нормативно-правовую базу регулирования борьбы с терроризмом, а также научные источники по данному вопросу;

  2. Определить причины возникновения терроризма среди подростковой части населения;

  3. Изучить способы борьбы с подростковым терроризмом.

Назначение проекта не только теоретическое, но и практическое. Изложенная информация в ходе обзора нормативных и научных источников может быть применена при проведении мер профилактики, пресечения терроризма среди подростков.

Глава 1 Обзор литературы

Экстремизм и терроризм - два опасных для общества и государства явления, получившие особое распространение в XX веке.

На территории Российской Федерации правовые постулаты борьбы с терроризмом закреплены в Конституции Российской Федерации3, нормах международного права (например, Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 года, Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма 2005 года), а также в российском законодательстве (например, Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму») с целью обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина. Решением Президента Российской Федерации для совершенствования государственного управления в борьбе с терроризмом был создан Национальный антитеррористический комитет - федеральный орган исполнительной власти, координирующий и организующий антитеррористическую деятельность органов государственной власти на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Согласно статье 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», под терроризмом понимается идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами публичной власти федеральных территорий, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий4.

Первые крупные террористические атаки в нашей стране пришлись на конец 1990-х и на начало 2000-х гг. Первопричиной распространения терроризма и увеличения числа террористов в Российской Федерации послужили чеченские кампании 1994 и 1999 гг. Именно в этот период на территорию страны прибыло большое число террористов-исламистов, которые воспользовались дестабилизированной обстановкой в Чеченской Республике, где и начали продвигать свои учения в массы. Это стало предпосылкой небывалого роста террористов на территории России, в частности очень плотное их насаждение произошло в республиках Северного Кавказа.

Однако окончание чеченских кампаний к полному искоренению терроризма не привело. Еще в течение нескольких лет после войны террористические и экстремистские группировки, запрещенные на территории Российской Федерации, продолжали устраивать теракты. Самые громкие из них, унесшие жизни многих людей, - атака театра на Дубровке (в ходе террористического нападения группа из 40 вооружённых чеченских боевиков захватила и удерживала в течение трёх дней заложников из числа работников, зрителей и актёрского состава мюзикла «Норд-Ост» — 912 человек в здании Театрального центра5, по другим данным — 916 человек6, в общей сложности погибло 174 человека), захват больницы в Буденновске (группа террористов численностью 195 человек приехала в Будённовск с территории Дагестана. Террористы захватили в заложники более 1200 жителей Будённовска, которых согнали в местную районную больницу. В результате теракта погибли 129 человек (в том числе 18 работников милиции и 17 военнослужащих), 415 были ранены7), и школы в Беслане (в течение двух с половиной дней террористы удерживали в заминированном здании более 1100 заложников (преимущественно детей, их родителей и сотрудников школы) в тяжелейших условиях, отказывая людям даже в удовлетворении минимальных естественных потребностей. Хотя большинство заложников были освобождены в ходе штурма, в результате теракта погибли 314 человек из числа заложников, из них 186 детей8).

На сегодняшний день определенный процент террористических организаций составляют молодые люди до 18 лет. Молодежь представляет особую ценность для вербовщиков таких организаций. Зачастую это еще не состоявшиеся люди, не до конца понимающие свое предназначение и не имеющие четкого жизненного ориентира. Ими легко манипулировать, прививая им ложные и вредоносные ценности, выдавая их за единственно правильные. Люди такого возраста еще не обладают достаточным уровнем знаний и мудрости, для того чтобы отличить, что на самом деле хорошо, а что плохо даже для них самих.

Технический прогресс и развитие информационных технологий постоянно выступают источником террористических провокаций. Информационно – телекоммуникационная сеть Интернет (далее по тексту – Интернет) является одним из ключевых факторов, активизирующих рост экстремизма и терроризма. Обилие сайтов, число которых растет с каждым днем, на которых беспрепятственно может зарегистрироваться любой желающий, выступают средоточием пропаганды террористических идей. Интернет дает доступ к широкой аудитории, возможность размещения подробной информации о своих целях и задачах. Тем более вовлечение в такой среде весьма эффективно и набирает свои обороты.

Однако, как отмечают представители правоохранительных органов, подобный информационный контент засекречивается и требует приложения значительных усилий для их поиска. Террористические высказывания в больших количествах также публикуются на личных страницах в социальных сетях пользователей. При этом многие из них трудно обнаружить, а владельцев данных ресурсов сложно заподозрить в противозаконной деятельности, поскольку транслируемый контент напрямую не содержит агитации9.

Популярность социальных сетей обусловлена рядом факторов: они являются новым форматом функционирования СМИ в сети Интернет; слабоконтролируемы со стороны правоохранительных органов; обладают высоким мобилизационным потенциалом (например, в случае применения санкций в виде блокировки группы в социальной сети за нарушение законодательства Российской Федерации не возникает трудностей создать группу с аналогичным контентом); позволяют оперативно разместить информацию; способствуют созданию сообществ по интересам10.

В литературе выделяют ряд причин возрастания проблемы терроризма среди подросткового населения, например: социальная напряженность; отсутствие равных условий труда, а соответственно экономическое неравенство, что влечет агрессивную настроенность общества, а молодежи в частности, на власть11.

Рассматривая причины роста терроризма, следует также отметить немаловажную роль снижения преемственности поколений, ослабление патриотизма среди молодого поколения, представители которого открыто демонстрируют отвращение к власти и законам.

Все чаще новостные ленты сообщают о массовых беспорядках, учиненных молодежью, о совершении ими различных видов преступлений, в том числе террористических актов. Обороты набирает также подростковый терроризм социальных сетей. Сеть Интернет в последние годы все больше подвергается радикализации, в эту идеологию вовлекается большое число подростков и молодежи, а отсутствие сложного планирования при осуществлении террористических атак позволяет практически всем желающим принимать в них участие.

Для подросткового терроризма характерна принципиально новая структура и подход. Если в недавнем прошлом террористов можно было отследить в сети по принадлежности к определенной террористической ячейке, отдающей приказы к действию, и впоследствии выявить различные элементы одной цепочки, то современные террористы выступают в роли «одиноких волков», не подчиняющихся ничьим приказам и не принадлежащие какой-либо террористической организации или группировке.

Социальные сети, такие как YouTube и Twitter (ранее Facebook и Instagram, которые с марта 2022 года признаны экстремистскими и запрещены на территории Российской Федерации) осуществляют блокировку пользователей, распространяющих призывы к насилию. Однако появление приложения TikTok стало местом миграции заблокированных в других приложениях пользователей. Позже модераторы TikTok выступили с заявлением о запрете любых учетных записей, продвигающих террористическую идеологию и начали блокировку аккаунтов с публикациями террористического контента, также были удалены многочисленные видео с изображениями трупов, боевиков, их маршей, женщин, называющих себя «гордыми джихадистками». Платформа TikTok оказалась самой популярной из всех существующих для подростковой аудитории12.

Помимо интернет-условий еще одной причиной проявления террористических установок у подростков являются насмешки сверстников, вызывающие такие негативные эмоции, как гнев, злость и ненависть, которые могут привести к неблагоприятным последствиям. Об этом свидетельствуют множественные случаи расстрела одноклассников и сверстников притесняемым членом коллектива. Это лишний раз подтверждает, что в силу возраста, психофизиологических особенностей и легкой внушаемости подростки ищут ярких ощущений и не могут самостоятельно принять верные решения, становятся легкой добычей для вовлечения в террористическую деятельность.

Поскольку молодежь является особой группой риска, склонной к агрессивно-экстремистским действиям, необходимо тщательно изучать их психологический портрет личности. Молодой возраст предопределяет и свойственные подросткам особенности, например, такие как отсутствие интереса к познавательной деятельности, неумение сочувствовать, неспособность поддерживать стабильные взаимоотношения, переменчивое настроение со склонностью к вспыльчивости и раздражительности, презрительное отношение к общечеловеческим ценностям, высокая предрасположенность к внешнему воздействию13.

Вследствие отсутствия у молодежи четкого понимания жизненных морально-нравственных принципов, а также незнания терминов патриотизма и толерантности возрастает их интерес к террористической идеологии. В литературе существует точка зрения, в соответствии с которой недостаточно эффективная реализация государственной молодежной политики напрямую влияет на более легкое и доступное вовлечение подростков в террористическую деятельность. Как следствие, некоторые представители молодежи оказываются втянутыми в эту деятельность под чужим влиянием и воспринимают государственную власть не как партнера, а как врага.

Одним из множества примеров подросткового терроризма является ситуация, произошедшая в городе Томске в декабре 2014 года. Бывший ученик элитной городской гимназии «Томь» пришел в учебное учреждение с пневматическим ружьем. Подросток Евгений Неверковец выстрелил в завуча в коридоре, а затем вошел в актовый зал, где открыл стрельбу по ученикам. В итоге ранения получили четыре человека14.

Второй пример подросткового терроризма – прогремевшая на всю Российскую Федерацию стрельба в гимназии №175 г. Казани. В тот день всей стране преступник стал известен как «казанский стрелок» - Ильназ Галявиев, девятнадцатилетний выпускник этого учебного заведения. Жертвами юноши стали 9 человек.

Преступность несовершеннолетних лиц представляет собой особый разрушительный фактор общества. В нашей стране 2018—2027 гг. объявлены Десятилетием детства. В рамках реализации данного Указа Президента Российской Федерации подготовлен План до 2027 года, в котором предусмотрены мероприятия, направленные на развитие инфраструктуры, обеспечивающей повышение значимости несовершеннолетних в социуме, включая привлечение несовершеннолетних правонарушителей к общественно значимой деятельности; в частности, к указанным мероприятиям относятся разработанные меры и проекты, связанные с работой по профилактике безнадзорности, правонарушений и преступности несовершеннолетних на региональном и муниципальном уровнях . Все это в очередной раз доказывает, что необходимость сохранения и развития подрастающего поколения остается актуальным вопросом.

Во многих источниках литературы выделяют самый действенный способ борьбы с терроризмом – это его профилактика среди подростковой аудитории.

Эффективному разрешению указанного вопроса может способствовать объединение усилий государственных органов федеральной и региональной власти, органов местного самоуправления и антитеррористических комиссий, направленное на реализацию ряда профилактических мероприятий: проведение разъяснительной работы в образовательных организациях с учащейся молодежью, направленной на воспитание толерантности, освещение сущности терроризма и его общественной опасности; разъяснение положений об административной и уголовной ответственности за совершение подобных преступлений; организация просмотров тематических фильмов, посвященных укреплению толерантности; организация тематических встреч с сотрудниками правоохранительных органов по вопросам профилактики терроризма; проведение работы по профилактике ложных сообщений об актах терроризма15.

Помимо этого существует необходимость отслеживать и пресекать факты использования лицами, которые могут вовлечь подростков в террористические сообщества и совершение действий, представляющих разновидности психического насилия, включая травлю, средств массовой информации и информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть Интернет.

С 2017 г. на регулярной основе проводится Всероссийский онлайн-фестиваль «Я против экстремизма и терроризма», созданный для привлечения несовершеннолетних к общественно-значимой деятельности по профилактике указанных противоправных деяний. Данный фестиваль проходит в формате заочного интернет-конкурса.

Борьба с молодежным терроризмом ведется на общегосударственном, региональном, муниципальном уровнях. В соответствии с требованиями статьи 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в том числе разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, организуют и проводят в муниципальных образованиях информационно-пропагандистские мероприятия по разъяснению сущности терроризма и его общественной опасности, а также по формированию у граждан неприятия идеологии терроризма, в том числе путем распространения информационных материалов, печатной продукции, проведения разъяснительной работы и иных мероприятий; участвуют в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, организуемых федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Стоит отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», руководствуясь постановлением МО «Кяхтинский район» от 28.10.2019 г. № 864 «О порядке разработки муниципальных программ муниципального образования «Кяхтинский район», была утверждена программа «Профилактики терроризма и эктремизма на территории Кяхтинского района Республики Бурятия на 2021-2023 годы»16. Целью такой программы являлись: создание условий для устранения причин, способствующих проявлению терроризма и экстремизма, в том числе устранение предпосылок распространения террористической и экстремисткой идеологии в Кяхтинском районе; укрепление межнационального согласия, достижение взаимопонимания и взаимного уважения в вопросах межэтнического и межкультурного сотрудничества.

Также, если говорить про муниципальные акты, стоит отменить действующую с 2022 по 2027 гг. Муниципальную программу «Профилактика терроризма и экстремизма на территории г. Улан-Удэ», утвержденную постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 14.01.2022 № 417. Данная актуальная программа содержит цели, задачи, ожидаемые результаты реализации программы и многое другое, что несомненно должно способствовать разрешению существующей проблемы терроризма.

Условием эффективной организации борьбы с терроризмом является заблаговременная подготовка сил и средств субъектов противодействия терроризму к пресечению террористического акта18.

Как справедливо отмечают Ю. М. Антонян и И. А. Коновалова, основная функция семьи заключается как в правильном воспитании ребенка, так и в его успешной социализации в соответствии с общепринятыми в обществе нормами19. В соответствии с частью 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации и реализации в нашей стране государственной семейной политики оба аспекта (забота о детях, их воспитание) представляют собой как право, так и обязанность родителей.

Стоит также помнить о том, что установление наилучших интересов ребенка как предмета основной заботы родителей закреплено и в международных актах (пункт 1 статьи 18 Конвенции о правах ребенка). Поэтому семья обязана неустанно защищать и обеспечивать интересы ребенка, следовательно, и работа по профилактике молодежного терроризма должна подразумевать тесный контакт с родителями. Однако следует также оказывать подросткам необходимую социальную помощь, поскольку зачастую молодыми правонарушителями становятся лица, находящиеся в социально опасном положении, это ситуация, когда семьи не в состоянии исполнять свои функции по поддержке и воспитанию детей в полной мере.

Важная роль в реализации задач в сфере противодействия терроризму, поставленных полиции, возложена на Центр по противодействию экстремизму ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее — Центр). Согласно положениям ФЗ № 114 и Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» основными направлениями противодействия экстремистской деятельности предусмотрены следующие: взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления в области противодействия экстремизму и терроризму, принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и устранение причин и условий, способствовавших осуществлению экстремистской деятельности, выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций и физических лиц.

Возвращаясь к тезису о роли семьи в борьбе с молодежным экстремизмом и терроризмом, необходимо отметить, что родители могут предостеречь своих детей от негативного влияния экстремистских идей, используя методические рекомендации по профилактике экстремизма. Например, в сентябре 2020 г. были направлены подготовленные совместно с Комитетом по образованию специалистами Центра методические рекомендации20. Указанные Методические рекомендации определяют следующий порядок действий: при выявлении информации о возможной причастности несовершеннолетнего к неформальным молодежным группировкам необходимо зафиксировать данный факт и составить служебную записку на имя директора образовательного учреждения, которая в дальнейшем направляется в правоохранительные органы по месту жительства несовершеннолетнего для организации профилактический работы.

В целях отработки определенной системы мер по профилактике проявлений экстремизма и терроризма необходимо использовать различные формы сотрудничества, социального партнерства с общественными объединениями, иными организациями и гражданами, такие как осуществление профилактических, в том числе воспитательных, пропагандистских мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности.

Профилактика преступности несовершеннолетних в целом и молодежного экстремизма и терроризма в частности представляет собой залог стабильного общества в будущем, потому как именно молодое поколение выступает потенциалом социального развития. Основными направлениями в данной области на государственном уровне являются проведение предупредительно-профилактической работы, пропаганда верховенства права и закона в обществе, совершенствование нормативно-правового регулирования, укрепление правоохранительной системы и вооруженных сил страны. Приоритетными направлениями предупреждения молодежного экстремизма и терроризма должны стать качественное образование молодого поколения, пропаганда патриотизма среди подростков, обеспечение информационной безопасности, защита от наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию информации, воспитание терпимости к представителям чужих народов и разных религий.

Заключение

В рамках выполненной проектной работы были достигнуты задачи: изучена нормативно-правовая база регулирования борьбы с терроризмом, а также научные источники по данному вопросу; определены причины возникновения терроризма среди подростковой части населения; изучены способы борьбы с подростковым терроризмом.

Основными, но не единственными нормативными источниками в сфере противодействия терроризму являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму». Борьба с молодежным терроризмом ведется на общегосударственном, региональном, муниципальном уровнях. В соответствии с требованиями статьи 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в том числе разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма.

Одним из примеров таких муниципальных программ является программа «Профилактики терроризма и эктремизма на территории Кяхтинского района Республики Бурятия на 2021-2023 годы». Целью такой программы являлись: создание условий для устранения причин, способствующих проявлению терроризма и экстремизма, в том числе устранение предпосылок распространения террористической и экстремисткой идеологии в Кяхтинском районе; укрепление межнационального согласия, достижение взаимопонимания и взаимного уважения в вопросах межэтнического и межкультурного сотрудничества. Реализация муниципальной программы поспособствует укреплению толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, соблюдения прав и свобод человека, поддержание межнационального мира и согласия на территории муниципального образования.

Также, если говорить про муниципальные акты, стоит отменить действующую с 2022 по 2027 гг. муниципальную программу «Профилактика терроризма и экстремизма на территории г. Улан-Удэ», утвержденную постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 14.01.2022 № 4. Данная актуальная программа содержит цели, задачи, ожидаемые результаты реализации программы и многое другое, что несомненно должно способствовать разрешению существующей проблемы терроризма.

Также в проектной работе раскрыты множественные причины возникновения подросткового терроризма, среди них – экономическое неравенство населения, социальная напряженность, издевательство над подростками со стороны сверстников, распространение информации террористического характера в сети Интернет.

В рамках выявленных причин возникновения терроризма среди подростков существует вопрос о противодействии такому терроризму, искоренению причин его возникновения. Одним из ключевых направлений борьбы с террористическими проявлениями в современном обществе выступает применение профилактических, в том числе воспитательных, пропагандистских мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности. А условием эффективной организации борьбы с терроризмом является заблаговременная подготовка сил и средств субъектов противодействия терроризму к пресечению террористического акта.

Считаю, что самым действенным способом борьбы с терроризмом в подростковой среде является применение всех указанных средств борьбы в совокупности. Только таким образом можно достичь положительных результатов. Если говорить про перспективы противодействия подростковому терроризму, то, конечно, очевидно, что искоренить такую проблему не получится, но достичь минимизации случаев такого терроризма, думаю, возможно, если совершенствовать как законодательную базу, так предупреждающую систему на государственном, региональном, муниципальном уровнях.

Список источников

  1. Абазов А.Б. Профилактические меры по противодействию радикализму и экстремизму в молодежной среде // Журнал прикладных исследований. Нальчик. - 2021. С. 168-171.

  2. Антонян Ю. М. Формирование личности в детстве и корыстное преступное поведение подростков // Lex Russica. Мск. - 2017. – С. 115-122.

  3. Антонян Ю.М. Личностные характеристики преступников: монография. Москва: ЮНИТИ-ДАНА. - 2017. – С. 311.

  4. Бураева Л.А. Об актуальных проблемах противодействия молодежному экстремизму в глобальной сети // Пробелы в российском законодательстве. Нальчик. - 2021. - С. 29-33.

  5. Войс [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.thevoicemag.ru/social/incidents/strelba-v-rossiyskih-shkolah-ot-pul-gibnut-deti-i-uchitelya/

  6. Известия [Электронный ресурс] // Режим доступа:https://iz.ru/1496582/2023-04-11/za-god-v-rossii-predotvratili-118-terroristicheskikh-prestuplenii-s-uchastiem-molodezhi

  7. Интерфакс [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.interfax.ru/russia/897807

  8. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». ˗ Режим доступа: https://www.consultant.ru.

  9. Лента.ру [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://lenta.ru/news/2005/06/14/budennovsk/

  10. О противодействии терроризму [Электронный ресурс] Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». ˗ Режим доступа: https://www.consultant.ru.

  11. Письмо Комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга от 21.09.2020 № 03-28-7749/20-0-0. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://school583spb.ru/userfiles/files.pdf

  12. Постановление Администрации г. Улан-Удэ от 14.01.202 № 4 «Об утверждении муниципальной программы «Профилактика терроризма и эктремизма на территории г.Улан-удэ»[Электронный ресурс] // Режим доступа: https://docs.yandex.ru/docs/view?url=https://ulan-ude-eg.ru/upload/iblock/669/PAG-ot-14.01.2022-_-4-_red.-ot-23.03.2023-_-77_ MP.docx

  13. Постановление муниципального образования «Кяхтинский район» от 03.04.2023 № 129 «О внесении изменений в муниципальную программу «Профилактика терроризма и эктремизма на территории Кяхтинского района Республики Бурятия на 2021-2023 годы» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://admkht.ru/tinybrowser/01042023_01052023/129.pdf

  14. Риа.ру [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://ria.ru/20131023/971874957.html

  15. Тасс [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://tass.ru/proisshestviya/1519813

1 Интерфакс [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.interfax.ru/russia/897807

2 Известия [Электронный ресурс] // Режим доступа:https://iz.ru/1496582/2023-04-11/za-god-v-rossii-predotvratili-118-terroristicheskikh-prestuplenii-s-uchastiem-molodezhi

3 Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». ˗ Режим доступа: https://www.consultant.ru.

4 О противодействии терроризму [Электронный ресурс] Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». ˗ Режим доступа: https://www.consultant.ru.

5 Тасс [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://tass.ru/proisshestviya/1519813

6 Риа.ру [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://ria.ru/20131023/971874957.html

7 Лента.ру [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://lenta.ru/news/2005/06/14/budennovsk/

8 Википедиа [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/

9 Таков А.З. Интернет как фактор распространения экстремизма в молодежной среде // Образование и право. Краснодар. - 2021. - С. 336-340.

10 Жамборов А.А. Подростковый терроризм: причины возникновения и пути противодействия // Пробелы в российском законодательстве. Краснодар. - 2022. - С. 80-86.

11 Инаева Д. Д. Профилактика терроризма и экстремизма в молодежной среде // Молодой ученый. Грозный. - 2017. - С. 334-336.

12 Бураева Л.А. Об актуальных проблемах противодействия молодежному экстремизму в глобальной сети // Пробелы в российском законодательстве. Нальчик. - 2021. - С. 29-33.

13 Антонян Ю.М. Личностные характеристики преступников: монография. Москва: ЮНИТИ-ДАНА. - 2017. – С. 311.

14 Войс [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.thevoicemag.ru/social/incidents/strelba-v-rossiyskih-shkolah-ot-pul-gibnut-deti-i-uchitelya/

15Абазов А.Б. Профилактические меры по противодействию радикализму и экстремизму в молодежной среде // Журнал прикладных исследований. Нальчик. - 2021. С. 168-171.

16Постановление муниципального образования «Кяхтинский район» от 03.04.2023 № 129 «О внесении изменений в муниципальную программу «Профилактика терроризма и эктремизма на территории Кяхтинского района Республики Бурятия на 2021-2023 годы» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://admkht.ru/tinybrowser/01042023_01052023/129.pdf

17 Постановление Администрации г. Улан-Удэ от 14.01.202 № 4 «Об утверждении муниципальной программы «Профилактика терроризма и эктремизма на территории г.Улан-удэ»[Электронный ресурс] // Режим доступа: https://docs.yandex.ru/docs/view?url=https://ulan-ude-eg.ru/upload/iblock/669/PAG-ot-14.01.2022-_-4-_red.-ot-23.03.2023-_-77_-MP.docx

18 Антонян Ю. М. Формирование личности в детстве и корыстное преступное поведение подростков// Lex Russica. Мск. - 2017. – С. 115-122.

19 См. там же

20 Письмо Комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга от 21.09.2020 № 03-28-7749/20-0-0. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://school583spb.ru/userfiles/files.pdf

Просмотров работы: 55