Введение
Кто не слышал выражение «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок» (А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»). Сказка – небылица, фантазия одного человека или целого народа, рассказ о мире, в котором чудеса, волшебные явления встречаются на каждом шагу. «Сказка лож, да в ней намек…» - значит, в каждой такой небылице спрятан тайна. И, правда, читая сказки, мы учимся, как правильно поступать, как отличать добро и зло, как справляться с проблемами в реальной жизни. На простых примерах, тактично, сказка показывает, к каким последствиям приводят необдуманные поступки.
В свое работе я рассмотрела поведение сказочных героев с точки зрения правонарушения и последующего за ним наказания. А также, какое наказание понесли герои сказок за проступки, если бы жили в реальной жизни.
Актуальность: по официальным данным за последние десять лет, количество преступлений, совершенных подростками, постепенно снижается. [См. Рис.1] В то же время, доля тяжких преступлений составляет примерно 50% (то есть убийства, грабежи и другое) и продолжает расти. «… Преступность несовершеннолетних, …, по-прежнему является серьезной проблемой российского общества. Это обусловливает совершенствование имеющихся и поиск новых мер предупреждения преступлений…» [3] Кроме того, как утверждают социологи, не все подростки знают, к каким последствиям для них самих могут привести их необдуманные поступки. Все эти факты обуславливают актуальность наших исследований.
Проблема преступности среди подростков в России стоит очень остро, а значит потребность в знаниях прав, обязанностей и наказаниях за нарушения законов возрастает. И тогда возникает вопрос: если бы дети знали, к каким последствия могут привести необдуманные действия, совершали бы они правонарушения.
Гипотеза: изучение поведения сказочных героев с точки зрения уголовного кодекса расширят мои знания в области Уголовного права.
Основная цель работы — ответить на вопрос, какие правонарушения встречаются в сказках, какое наказание понесли бы сказочные герои в реальной жизни.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
Изучение информационных источников;
Выяснить значение терминов, встречающихся в Уголовном кодексе РФ;
Выполнить анализ поведения сказочных героев с точки зрения Уголовном кодексе:
Определить какое наказание несут сказочные герои
Сравнить наказание героев в сказках и в реальной жизни.
Сделать вывод по результатам работы
Предмет: русские народные и авторские сказки
Объект: правонарушения и наказания в сказках
Методы:
Поиск и сбор информации;
Теоретический анализ информационных источников;
Сравнительный анализ статистических данных;
Обобщение данных.
Новизна: На сегодняшний день детская преступность и причины ее возникновения изучены в различных науках: обществознание, правоведения, психология, юриспруденция. науки. При работе с источниками мы встречались такими исследованьями. При этом в работах чаще всего рассматривались сами преступления, к каким категориям они относятся или факторы, влияющие рост преступности среди несовершеннолетних. Новизна нашей исследовательской работы заключается в том, проблему мы рассмотрели на примере поведения сказочных героев.
По данным официальной статистики, количество преступлений, совершенных несовершеннолетними за последние пять лет уменьшается. Вместе с тем практически не уменьшается число «тяжкий» преступлений и количество преступлений совершенные подростками.
Рис. 1. Структура преступлений, совершенных несовершеннолетними
Наряду с этим число тяжких преступлений (грабеж, разбой, убийство), которые совершили несовершеннолетние 2019 году, составляет примерно 50% из них убийства 27%. [11, 3]
Настораживает жестокость, с которой совершаются преступления. По данным психологов у подростков 12-14 лет снижен порог самосохранения, чувства опасности, не сформирована способностью к состраданию, и поэтому совершают агрессивные действия и могут адекватно оценить тяжесть своих поступков для жизни как своей, так и других. [4]
Еще одна особенность, вызывающая опасения у правоохранительных органов это «девичья» преступность. В последнее время девочки собираются в группы и с особой жестокостью издеваются над своими же ровесницами.
Факторов, виляющих на рост преступности и тяжесть их последствий, можно назвать много это и вяление среды, в которой ребенок воспитывается, растет, учиться, и не достаток внимания взрослых, и компьютерные игры, которые способны притуплять реальность происходящего, и правовая неграмотность подростков.
Часто преступления совершаются из любопытства или в целях самоутверждения в подростковой среде. Совершая преступление, несовершеннолетний считает, что тем самым он может показать свою силу и сможет завоевать авторитет. А попробовав один раз, почувствовав безнаказанность, подросток уже не может остановиться. Со временем преступление становится спланированными часто более жестоким. [3]
В аналитической записке МВД, где представлены данные о преступлениях, говорится о том, что необходимо вести активную профилактическую работу и «информировать несовершеннолетних о мерах наказания за совершаемые деяния», а также повышать правовую грамотность детей. «Очень важными направлениями профилактической деятельности должна стать работа предупреждающая развитие жестокости и пренебрежительного отношения к общественным нормам у детей, устранение ее начальных проявлений». В этом может оказать помощь положительный пример литературных произведений, в том числе и сказок. [11]
Что мы знаем об правовой ответственности.
Для дальнейшей работы нам потребуются следующие термины: уголовный кодекс, проступки, правонарушение преступление, уголовная и юридическая ответственность, наказание. Чтобы узнать их значение мы обратились к информационным источникам. На официальном сайте узнала, что «Уголовный кодекс РФ считается базисным и единственный источником уголовного права. Является единственным нормативным актом в нашей стране, устанавливающим преступность и наказуемость деяний.» [5, 6]. Уголовный кодекс РФ был принят 24.05.1996 г. в настоящее время ведется работа по усовершенствованию положений, входящих в данный документ.
«Правонарушения - неправомерное поведение, виновное противоправное общественно опасное деяние (действие или бездействие), противоречащее требованиям правовых норм» [5, 6], (Ст. 14. Понятие преступления). То есть правонарушения совершается людьми, они противоречат нормам права, являются опасным для общества, то есть наносят вред или создают опасность такого вреда для общества. Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления. [5, 6]
«Проступок – деяние, нарушающее установленные трудовым, административным или гражданским законодательством нормы». [5]То есть проступки — это обобщённое название всех видов правонарушений, по сравнению с преступлением они имеют меньшую общественную опасность.
Согласно ст.14 УК РФ п.1: «Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания».
В зависимости от опасности и тяжести вреда, причинённые человеку, все преступления делятся на преступления небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления. (Ст. 15. УК РФ п.1)
«Но́рма пра́ва — общеобязательное, формально определенное правило поведения, гарантируемое государством, отражающее уровень свободы граждан и организаций, выступающее регулятором общественных отношений». [5, 6]
«Юридическая ответственность —применение мер государственного принуждения по отношению к правонарушителю. За свои деяния человек отвечает перед законом и судом (этим юридическая ответственность отличается от моральной, где основным мерилом оценки поведения являются стыд и совесть человека)». [5, 6]
(Ст. 20.УК РФ п.1) «Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста». «Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста» за тяжкие и особо тяжкие преступления, к которым относятся убийства, разбой, терроризм, грабеж, вандализм.
За преступление совершенные детьми ниже этого возраста несут ответственность родители или законные представители. [5, 6].
Если несовершеннолетний совершил какое-нибудь противоправное действие или преступление, но ему еще нет 14 лет, то российским законодательством предусмотрены в отношении него меры воспитательского характера. С такими детьми ведутся беседы, разъяснения последствия его противоправных действий, могут передать под надзор родителей; ограничить досуг, то есть запрещается посещать различные мероприятия, ходить в определенные заведения, находиться вне дома после 20:00; привлечь к труду или отдать в специальные школы с определенным режимом по решению суда. [2, 6, 7]
«Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда… Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.»
То есть наказание — это применение каких-либо мер в отношении человека и даже животного за не правильное поведение. Ответственность за правонарушения начинается с шестнадцати лет, иногда в случаях за особо опасные преступления ответственность наступает с четырнадцати и даже двенадцати лет. [5, 6]
Статья 44. Видами наказаний являются: штраф, обязательные, принудительные и исправительные работы, ограничение или лишение свободы на определенный срок или пожизненно, смертная казнь (в настоящее время данный вид наказания не применяется). [5, 6]
Все полученные определения мы собрали в специальный словарь – глоссарий.
Кроме того, мы подобрали статьи из «УК РФ», которые были нарушены сказочными героями.
Глава 16. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ
Статья 105. Убийство (умышленное причинение смерти другому человеку).
Статья 109. Причинение смерти по неосторожности
Статья 116. Побои (насильственные действия, причинившие физическую боль)
Статья 119. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью
Статья 124. Неоказание помощи больному
Статья 125. Оставление в опасности
Глава 17. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ СВОБОДЫ, ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА ЛИЧНОСТИ (ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
Статья 126. Похищение человека
Статья 127. Незаконное лишение свободы
Статья 127.2. Использование рабского труда
Статья 128.1. Клевета (распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию)
Глава 20. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ СЕМЬИ И НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Статья 151.2. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение действий, представляющих опасность для жизни несовершеннолетнего
Статья 156. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего
Глава 21. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ
Статья 158. Кража (тайное хищение чужого имущества)
Статья 159. Мошенничество (то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием)
Статья 168. Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности
Глава 24. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 213. Хулиганство (то есть грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу)
Статья 245. Жестокое обращение с животными
Следует отметить, что мы выбрали лишь те статьи УК РФ, которые были нарушены явно, главными героями сказок. [5, 6]
Анкетирование.
Для того, чтобы выяснить, что известно учащимся нашей школы о правонарушениях и уголовной ответственности несовершеннолетних, мы провели опрос среди учащихся 6 - 11 классов. Опрос проводился посредством анкетирования. В опросе приняли участие 36 учащихся. Респондентам были заданы следующие вопросы
Что такое правонарушение?
Чем отличается «проступок» и «преступление»?
С какого возраста начинается уголовная ответственность?
Если ребенок совершил какое-нибудь противоправное действие или преступление, но ему еще нет 14 лет, понесет ли он какое-либо наказание?
Какие уголовные наказания могут быть назначены несовершеннолетним по УК РФ? (Укажите 3-4 вида).
Где вы узнали о своих правах.
Результаты опроса мы занесли в таблицу (Приложение1) и представили в виде диаграмм.
Первая диаграмма показывает количество учащихся отвечавших правильно на поставленные вопросы анкеты. (Приложение 4)
Рис. 2. Распределение «положительных» ответов на вопросы анкеты.
Следующая диаграмма показывает, как распределились «положительные» ответа по разным возрастным категориям и вопросам.
Рис. 3. Распределение «положительных» ответов по классам.
На основе анализа анкетирования я сделала следующие выводов:
Подавляющее большинство опрошенных отвечавших правильно обучаются в старших классах. Учащиеся 6-7 классов с вопросами справились значительно хуже.
Самыми распространенными ответами на вопрос «Что такое правонарушение?» являлись: воровство - 4 (11,1%), убийство – 4 человек (11,1%), нарушение закона – 10 (26,7%), 8 (22,2%) дали определение слову «преступление», 9 (25%) - правильно объяснили, но не дали определение.
15 (41,7%) - опрошенных понимают разницу между «проступком» и «преступлением». Остальная часть опрошенных либо не знают 9 (25%), либо затрудняются ответить 7(19,4%), либо не правильно отвечают 5(13,9%).
На вопрос «С какого возраста наступает уголовная ответственность?» подавляющее большинство 27 (75%) ответила -18 лет, и только 16 (44,4%) человек указало правильно 16 лет и для «особо тяжких преступлений» - 14 лет.
20(55,6%) респондентов заявили, что если ребёнку не исполнилось 14 лет, то никакой ответственности за преступления он не несёт. Родителей «оштрафуют на 500 рублей».
На вопрос «Какие уголовные наказания могут быть назначены несовершеннолетним по УК РФ?» ответило правильно 10 (27,8%), самыми распространенным ответом -20 (55,6%) стал – «тюремное заключение», остальные назвали «штраф».
Анкетирование показало, что большинство опрошенных не знают, с какого возраста наступает уголовная ответственность за преступления, совершенные подростками. Имеют минимальные знания в вопросе о мерах наказания за правонарушения. Всем учащимся необходимо повышать правовую грамотность учащихся и не только на уроках «Обществоведение», а также использовать другие профилактические меры.
Что такое сказка?
Волшебный мир сказки… Мир невероятных приключений с множеством необычных предметов, наделенных чудесными свойствами помогать и направлять сказочных героев; животные, владеющие человеческими достоинствами и недостатками, люди, умеющие летать, понимать животных и много другое. На протяжении столетий сказка учила добру, честности, любви, верности, давала представление об окружающем мире, «учила уму – разуму». Из сказок мы черпаем мудрость времен, они помогают нам сопереживать героям, ценить прекрасное, справляться с проблемами в реальной жизни. На простых примерах, тактично, сказка показывает, к каким последствиям приводят необдуманные поступки.
В сказах говорится о взаимоотношениях между героями, высмеиваются недостатки, отражают веру народа в торжество добра над злом. Что же такое «сказка»? Обратимся к словарю. «Ска́зка — один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера.» [1]
Перечитывая сказки я обратила внимания, что сказочные персонажи совершают поступки, за которые в реальной жизни они могли понести уголовную ответственность. Меня заинтересовал вопрос, а какое наказание понесут такие действия в сказках и какое наказание могли бы получить, если бы они жили бы в реальном мире.
Мои исследования.
В качестве материала для исследования мы взяли двадцать русских народных сказок и двадцать авторских сказок. Данные внесли в таблицу. (Приложение 1.). Затем проанализировали сказки по схеме: «преступление –наказание», выполнили сравнительный анализ, по данной схеме, для авторских и русских народных сказок. И построили диаграммы.
Рис.4. Правонарушения встречающееся в сказках.
Рис.5 Наказания за правонарушения встречающееся в сказках.
Итак, в результате исследования можно сделать следующие выводы:
Практически в любой сказке можно найти ни одно, а несколько правонарушений.
Сказочные персонажи совершают правонарушения, и чаще всего это мошенничество, кражи, «оставление в опасности». В сказках, где героями были люди, очень часто наблюдалась «использование рабского труда», «оставление в опасности».
В русских народных сказках наиболее распространенное преступление – мошенничество, а авторских сказках «оставление в опасности».
Сказочные герои не всегда были наказаны за свои проступки. Наиболее распространённым видом наказания стало – «высмеяли и отпускали». В авторских сказках «смерть» за преступления стоит на втором месте как вид наказания. В русских народных сказках на втором месте «физическое» наказание. Причем, наказывали по всей строгости: «лупили батогами», «привязывали к лошадям и отпускали в чисто поле», превращали в «ледышки», некоторые герои сказок сами себя наказывали «падали на раскалённые угли», их «трепали собаки» и так далее.
В Уголовном кодексе РФ существуют статьи, по которым сказочных героев можно привлечь к уголовной ответственности. Иногда за совершенное преступление в современном уголовном кодексе предусматривается более «мягкая» мера наказания чем в прописана в сказке. Например, за «использование рабского труда» максимальное наказание – лишение свободы на срок до 5 лет, а в сказке «Кувшин» Шарля Перро мачехе была уготовлена смерть, а ее дочь превратилась в уродливое существо.
В рассматриваемых русских народных сказках нет преступлений, которые бы совершали несовершеннолетние. В авторских сказках «Добрая хозяюшка» (Вера Осеева) и «Двенадцать месяцев (Самуил Маршак) детьми были совершены правонарушения: девочка меняла своих животных (что может попасть под статью 245 «Жестокое обращение животными») и юная королева в новогоднюю ночь отправляет в лес за цветами (Ст.125.Оставление в опасности).
И еще одну закономерность я заметила. Что если это сказка в которых герои животные, то наказание представлено в виде «прогнали прочь...» (Приложение 2,3)
Заключение.
На протяжении веков сказка учит нас сопереживать героям. Содержание сказок отражают действительность. И в них как в жизни сказочные герои совершают ошибки и как в жизни несут наказание. Опасаться того, что в сказках есть эпизоды, к которым можно применить уголовный кодекс, не стоит. Мы точно знаем, что зло непременно будет наказано, а добро обязательно восторжествует. Золушка точно станет принцессой, мачеха заплатит за обиды. Поп получит по заслугам, а тот, кто обидел бедного зверушку, больше никогда не захочет доставлять другим животным боль.
Я считаю, что мое исследование подтвердила выдвинутую гипотезу - изучение поведения сказочных героев с точки зрения уголовного кодекса расширили мои знания в области Уголовного права. Думаю, что полученные мной знания позволят мне избежать ошибок в дальнейшем.
Моя работа рассматривает лишь один из аспектов проблемы – нарушение уголовного права. Исследования в этом направлении могут быть продолжены. Это могло бы быть изучение не только Уголовного кодекса, но и Семейного или Трудового кодекса. Можно рассмотреть и причины правонарушений несовершеннолетних в нашей местности. Можно рассмотреть какие статьи уголовного кодекса нарушаются в других литературных произведениях.
Материалы моего исследования могут быть интересы и полезны учащимся и учителям при подготовке, например, к классным часам.
Своей работой я хотела в первую очередь привлечь внимание учащихся к проблеме преступности среди подростков.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты легли в основу разработанной мной памятки по Уголовному праву.
Список литературы
Электронный ресурс. Сказка — Википедия // https://ru.wikipedia.org/wiki/Сказка.
Электронный ресурс. Гражданский вопрос. Ответы юриста на вопросы граждан. // https://pomoshhjurista.online/otlichie-prestuplenija-ot-pravonarushenija-i-prostupka-chem-otlichajutsja-prostupki-ot-prestuplenij-primery.html
Электронный ресурс. Пашкина К.В. ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ КАК ОДНА ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА // Студенческий: электрон. Научн. Журн. 2017. № 4(4). URL: https://sibac.info/journal/student/4/74276
Электронный ресурс. Психологические особенности возникновения преступности среди несовершеннолетних
Электронный ресурс. Титова А. И. Преступность несовершеннолетних: состояние и динамика // Молодой ученый. — 2018. — №34. — С. 64-66. — URL. https://moluch.ru/archive/220/52434
//. https://otherreferats.allbest.ru/psychology/00564534_0.html
Электронный ресурс. Уголовный кодекс Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 25.06.1998 N 92-ФЗ). // https://www.uk-rf.com
Электронный ресурс. Уголовный кодекс РФ с комментариями. // http://www.ugolkod.ru/
Русские народные сказки. В 2 томах. Москва. «АСТ-ПРЕСС». 1997
Андерсен Ганс Христиан. Полное собрание сказок и историй. Москва. «Альфа-книга» 2010.
Собрание сказок. Рассказы в Новогоднюю ночь. Москва. «Русич». 2008.
Электронный ресурс. Информационно-аналитическая записка УМВД России по о проделанной работе за 2019 год. Управление МВД России https://53.мвд.рф/
Приложение 1. Список изучаемых сказок.
Название сказки (автор) |
Главные герои |
Главная идея сказки |
Нарушение |
Наказание |
Наказание, предусмотренное УК РФ |
|
Лиса и козёл |
Лиса обманывает козла, чтобы выбраться из колодца |
Мошенничество |
Наказаний не понесли |
Статья 159. Мошенничество (наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.) |
|
Лиса и журавль |
Они пригласили друг друга в гости и поссорились |
Мошенничество |
Наказаний не понесли |
|
|
Лиса и жители деревни |
Лиса просится пожить у хозяев и обманывает их чтобы ей чего- ни будь дали |
Мошенничество |
Лису покусала собака |
|
|
Лиса, рак |
Лиса предложила раку соревноваться на перегонки |
Мошенничество |
Наказаний не понесли |
|
|
Петух, дрозд, кот, лиса |
Лиса ворует петушка, а кот и дрозд его спасают |
Кража петуха |
Лису наказали |
Статья 126. Похищение человека (наказывается лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет) Статья 127. Незаконное лишение свободы (наказывается ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.) |
|
Сестрица, братец, баба Яга, гуси- лебеди |
Сестра не уследила за братом, и его унесли гуси-лебеди к Бабе Яге... |
Похищение человека |
Наказание не понесли |
|
|
Волк, коза, козлята |
Волк пытается съесть козлят |
Кража детей и покушение на жизнь |
Волк попал на горячие угли |
|
|
Алёнушка, Иванушка, ведьма |
Старшей сестре Алёнушке приходится брать братца на работу в поле, чтобы не оставлять без присмотра дома. Однажды по пути домой он выпивает воды из «копытца» и обращается в козлёнка. Девушка выходит замуж за купца. Ведьма обманом бросает Алёнушку с камнем на шею в реку. |
Покушение на жизнь |
Ведьму наказали |
Статья 127.2. Использование рабского труда (наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.) Статья 119. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев.) |
|
Колобок, заяц, волк и лиса |
Колобка хотели съесть волк, медведь, заяц и лиса |
Покушение на жизнь |
Наказаний не понесли |
|
|
Мать сестра |
Красавица Настя всю работу делала, а сестра ее сводная на печи в это время грелась. |
Покушение на жизнь |
Мачехина дочь замерзла |
|
|
Лиса, волк, дед, баба |
Лиса воровала рыбу у рыбака |
Кража имущества и обман |
Наказаний не понесли |
Статья 128.1. Клевета (наказывается штрафом в размере до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до трех лет либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов.) Статья 168. Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности (наказываются штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок) Статья 158. Кража (наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.) |
|
Лиса, заяц и петух |
Лиса попросилась у зайчика погреться и выгнала его из дома |
Незаконный отъем имущества |
Питух выгнал лису из чужого дома |
|
|
Дед, баба, курочка ряба, мышка |
Курочка Ряба жила в доме у деда с бабкой и снесла им как-то яйцо в золотой скорлупе. Хорошее яичко, да вот только не билось оно, хоть и старались дед и баба изо всех сил. Вдруг по столу пробежала мышка-норушка, махнула длинным хвостиком и уронила яйцо на пол. |
Порча имущества |
Наказаний не понесли |
|
|
Мышка, лягушка, зайка, лисичка, волк, медведь |
Звери поселились в заброшенном теремке, но пришел медведь и разрушил теремок. |
Порча имущества |
Восстановили теремок |
|
|
Иван царевич, серый волк |
Царь Берендей отправляет сыновей на поиски чудесной Жар-птицы, которая порой клевала в берендеевском саду волшебные яблоки. Дважды Иван попадал в беду из-за того, что пытался взять запретные предметы: золотую клетку вместе с Жар-птицей, драгоценную уздечку вместе с золотогривым конем. Только на третий раз, похищая Елену Прекрасную, Иван не нарушил указаний Волка. |
Кража |
Откуп |
|
|
Снегурочка, баба, дед |
Дед и баба лепят Снегурочку, и она оживает которая превратилась в живую девочку. В конце сказки Снегурочки исчезает, прыгая вслед за подружками через костер. |
Непреднамеренное убийство |
Наказание не понесли |
Статья 109. Причинение смерти по неосторожности (наказывается исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет) |
|
Мачеха, дочки, хаврошечка, корова |
Сироту Хаврошечку заставляют работать, обижают в доме, где приютили. В её жизни есть одна отрада: с работой ей помогает справиться волшебным образом коровушка. |
Эксплуатирование ребёнка |
Наказаний не понесли |
Статья 127.2. Использование рабского труда (наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.) |
|
Петух, курица, цыплята |
Петух подавился бобовым зёрнышком |
Несвоевременное оказание помощи |
Наказание не понесли |
Статья 124. Неоказание помощи больному (наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев. |
|
Емеля, щука |
Крестьянскому парню Емеле в ведро попала щука, которая пообещала выполнять его желания в обмен на собственную свободу. Разъезжая на печи он напугал жителей своего местечка. |
Хулиганство |
Наказание не понес |
Статья 116. Побои (обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет,) |
|
Маша, медведь |
Пошла гулять Машенька по лесу с подругами и заблудилась, не исполнила наказ дедушки с бабушкой набрела на избушку медведя. |
Лишение свободы |
Собаки покусали |
Статья 127. Незаконное лишение свободы (ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.) |
|
Мачеха, падчерица, дочь ведьма |
Мачеха отправила падчерицу за водой падчерица встретила ведьму, которая попросила попить и за доброту падчерица дала ей дар. |
Эксплуатирование ребёнка |
Дочь и мачеха умерли |
Статья 127.2. Использование рабского труда (наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.) Статья 125. Оставление в опасности (наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех лет) |
|
Золушка, мачеха, сестры, принц, фея |
Мачеха невзлюбила падчерицу и взваливала на нее много работы. Сводные сестры унижали ее, насмехались над ней. Спала она на чердаке, под самой крышей, на тоненькой подстилке. |
Эксплуатирование ребенка. |
Изгнали из королевства |
|
|
Рукодельница, ленивца, Мороз Иванович |
Рукодельница роняет ведро и отправляется за ним в колодец. Она встречает Мороза Ивановича и угощает его яблоками и пирожками. После трех дней работает на Мороза Ивановича, возвращается домой с богатыми дарами. Нянька отправляет в колодец Ленивицу, которая ничего не делает и Мороза Ивановича награждает ее сосульками и льдом. |
Эксплуатирование ребёнка, Оставление в опасности |
Наказания нет |
|
|
Мальчик с пальчик, родители, разбойники. |
Однажды родился мальчик с пальчик. Он помогал отцу в хозяйстве. Однажды его продали незнакомцам, которые собирались показывать его в цирке. Мальчик сбежал, по пути домой обманул разбойников, которые хотели ограбить пастора. Мальчик побывал в желудке коровы, а потом в желудок Волка, после чего добрался до дома. |
Оставление в опасности, кража |
Нет наказания |
|
|
Петя, Вова, Катя, колдуны |
Дети тратили своё время на глупости и колдуны забрали у них детство |
Покушение на жизнь |
Состарились |
Статья 151.2. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение действий, представляющих опасность для жизни несовершеннолетнего (наказывается штрафом в размере от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до одного года) |
|
Хозяйка и звери |
Девочка относилась к своим животным, как к бездушным предметам, и меняла их друг за другом. Девочка легко променяла своих друзей на нового друга, она не задумалась, что им будет больно. |
Жестокое обращение с животными |
Наказание не понесли |
Статья 245. Жестокое обращение с животными (наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет) |
|
Мышонок, крот, собака, белка |
Мышонок хочет стать знаменитым, но увы он всем мешает своим пением. |
Хулиганство |
Не накормили |
Статья 213. Хулиганство (наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок) |
|
Девочка |
Бедная девочка торгует спичками и боится вернуться домой вечером к родителям, так как не продала ни одной из них. Она садится в уголок и замерзает. |
Оставление в опасности, повлекшая смерть |
Не известно |
Статья 156. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей, либо обязательными работами на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.) Статья 125. Оставление в опасности (наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех лет) |
|
Падчерица, мачеха, ее дочка, 12 месяце |
В сказке рассказывается о жизни девушки в доме с мачехой и сводной сестрой. Услышав приказ королевы, мачеха отправляет падчерицу в новогоднюю ночь за подснежниками в лес. Девушка понимает, что ей грозит гибель, но идёт на поиски цветов в стужу. |
Оставление в опасности, эксплуатация |
Замерзли на смерть |
|
|
Кошка. Два котенка. Кот Василий. |
Богатая кошка гордилась своим положением и забывает родство с бедными сиротами-котятами. Когда же случается беда, и кошкин дом сгорает, равнодушные соседи не оказывают гостеприимства. |
Оставление в опасности |
Потеряли имущество |
|
|
Муха, гости, паук, комарик |
Муха нашла монетку, купила самовар и позвала всех насекомых на чаепитие. В разгар праздника «именинницу» похитил паук. На выручку Мухи прилетел Маленький Комарик, который убивает паука. |
Похищение |
Смерть |
Статья 126. Похищение человека (наказывается лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет) |
|
животные |
Крокодилу удалось проглотить солнце. Все животные стали проливать слезы и захотели одолеть злодея. Пошли звери за помощью к медведю, потому как он большой и могучий зверь. Медведь отобрал солнце у крокодила. |
Кража |
Физическое наказание |
Статья 158. Кража (штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.) |
|
Кот, сын мельника, король, людоед. |
После смерти мельника младший сын получает в наследство кота. Хитростью Кот убивает колдуна людоеда и завладевает его имуществом. |
Мошенничество, |
Нет наказания |
Статья 159. Мошенничество (наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.) |
|
Поп, попадья. Балда, старый бес, бесенок |
Поп нанимает Балду работать по хозяйству за три щелчка. Поп боясь расчета, отправляет Балду к чертям за оброком. Старый бес посылает своего внука к Балде. Бесенок и Балда соревнуются. Черти платят оброк, а Поп получает щелчки. |
Мошенничество |
Телесное наказание |
|
|
Осел, собака, кот, петух, разбойники |
Осла выгнали с мельницы и пошел он в Бремен. По дороге встретил собаку, кота и петуха и пошли они вместе. В лесу увидели друзья домик с разбойниками. Ввались звери через окно и напугали разбойников. Разбойники ушли, а звери в доме остались жить. |
Отъем имущества |
Нет наказания. |
|
|
Дюймовочка. Жаба, ее сын, жук. Мышь, крот, ласточка |
Маленькая девочка появилась из цветка Жаба похищает девочку, принуждая выйти замуж за сына. На зиму Дюмовочка попросилась жить к полевой мыши. Крот сватается к Дюймовочке. |
Похищение |
Нет наказания |
Статья 126. Похищение человека (наказывается лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет) |
|
Герда, Кай, Снежная Королева, маленькая разбойница. |
Снежная королева зацепляет за сани Кая увозит к себе. Герда отправляется на поиски Кая. Возвращаются дети домой взрослыми людьми. |
Похищение |
Нет наказания |
|
|
Чиполино и другие, овощи и фрукты |
Отца Чиполлино сажают в тюрьму за то, что тот не случайно наступил на ногу. Со своими друзьями Чиполлино пытается освободить его, захватывая замок, но его пленяют. С помощью Крота заключенные убегают. В стране происходит революция. |
Незаконное лишение свободы |
Лишение всех регалий и имущества. |
Статья 127. Незаконное лишение свободы (ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.) |
|
Мать, девочка, волк, дровосеки. |
Мама отправляет Красную шапочку с подарками к бабушке. Красная шапочка встречает Волка и рассказывает ему про бабушку. Волк бежит короткой дорогой и проглатывает бабушку, а потом и девочку. Подоспевшие Дровосеки убивают Волка и освобождают Красную шапочку и бабушку. |
Покушение на жизнь. |
Убийство |
Статья 151.2. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение действий, представляющих опасность для жизни несовершеннолетнего (наказывается штрафом в размере от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до одного года) |
|
Гадкий утенок и птицы со птичьего двора |
Гадкий утенок появляется на свет в гнезде утки. Обитатели двора невзлюбили Гадкого утенка и стали его клевать и щипать. Утенок долго терпел, но потом убежал. Он с трудом пережил зиму, а весной он увидел, что превратился в лебедя. |
Побои |
Нет наказания |
Статья 116. Побои (обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет,) |
Приложение 2. Таблица распределения правонарушений в сказка.
Преступления |
Мошенничество |
Похищение человека |
Покушение на жизнь |
Кража имущества и обман |
Порча имущества |
Непреднамеренное убийство |
Эксплуатирование ребёнка |
Несвоевременное оказание помощи |
Хулиганство |
Лишение свободы |
Оставление в опасности |
Побои |
Жестокое обращение с животными |
Русские народные сказки |
4 |
2 |
3 |
3 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
Авторские сказки |
2 |
2 |
2 |
2 |
0 |
0 |
2 |
0 |
1 |
1 |
5 |
1 |
1 |
Всего |
6 |
4 |
5 |
5 |
2 |
1 |
3 |
1 |
2 |
2 |
6 |
1 |
1 |
Приложение3. Таблица распределения категорий наказания в сказках.
Наказание |
Наказаний не понесли |
Физическое наказание |
смерть |
Конфискация имущества |
Исправительные работы |
Откуп (штраф) |
Изгнание |
Состарились |
Лишение привилегий |
Русские народные сказки |
11 |
5 |
1 (замерзла) |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
Авторские сказки |
8 |
2 |
4 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
2 |
Всего |
19 |
7 |
5 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
Приложение 4.Сводная таблица анкетирования учащихся 6- 11 классов.
6 класс |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
10 класс |
11 класс |
|
Учащихся в классе |
8 |
6 |
6 |
8 |
6 |
2 |
Что такое правонарушение? |
3 |
4 |
5 |
7 |
6 |
2 |
Чем отличается «проступок» и «преступление»? |
0 |
1 |
2 |
4 |
6 |
2 |
С какого возраста начинается уголовная ответственность? |
1 |
1 |
2 |
5 |
5 |
2 |
Могут ли понести уголовную ответственность двенадцатилетние подростки? Если «да», то за какие преступления? |
1 |
1 |
2 |
5 |
5 |
2 |
Где вы узнали о своих правах? |
Класс. час |
Класс. час |
Класс. Час, родители. |
Класс. час, уроки «Обществознания» |
Класс. час, уроки «Обществознания» |
Класс. Час, уроки «Обществознания» |
Приложение 5. Структура преступлений, совершенных несовершеннолетними.
год |
Количество выявленных несовершеннолетних, совершивших преступления |
Количество осужденных несовершеннолетних |
Количество несовершеннолетних, совершивших тяжкие преступления |
Осуждены на реальное лишение свободы |
2015 |
60761 |
29198 |
11998 |
4602 |
2016 |
54369 |
23586 |
12106 |
3923 |
2017 |
55993 |
22816 |
11351 |
3995 |
2018 |
48589 |
23939 |
10219 |
3864 |
2019 |
42504 |
20631 |
8870 |
3473 |