Введение
Актуальность темы. Я выбрал эту тему потому, что проблема личной гигиены всегда актуальна. Мытье рук – одна из самых эффективных гигиенических процедур. Она доступна любому человеку, препятствует массовому распространению возбудителей инфекционных заболеваний. Значительно снижает риск кишечных и вирусных инфекций. Гигиена рук с мылом обладает широким спектром защиты.
Целью работы было доказать, что мыло эффективно устраняет с кожи рук грязь и микробы.
Задачи:
1. Узнать об истории мыла.
2. Узнать о правилах мытья рук.
3. Изучить моющие свойства мыла.
4. Исследовать кожу грязных и чистых рук.
5. Оценить противомикробный эффект разных сортов мыла.
Объекты исследования – кожа рук, мыло.
Гипотеза. Мы думаем, что мыло убивает микробы.
Методы работы:
1. Работа с литературой и интернет ресурсами, сбор материалов по теме.
2. Анкетирование.
3. Эксперимент.
4. Фотографирование.
5. Обработка результатов.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Мытье рук – ключевой компонент профилактики целого ряда инфекций, включая острые кишечные, грипп и другие респираторные, в том числе новый коронавирус. Согласно данным Роспотребнадзора, в среднем за год происходит более 300 вспышек инфекционных заболеваний из-за немытых рук, при этом более 85% пострадавших в этих вспышках – дети. [4]
1.1 История создания мыла
Мыло находится сегодня в каждом доме, и мало кто из нас задумывается над историей его изобретения. Как же оно стало главным средством гигиены в нашей жизни?
До сих пор однозначного ответа кто был первым в создании мыла нет.
Самое древнее упоминание об изготовлении мыльного раствора было найдено на шумерских табличках в древнем Вавилоне (Древний ближний Восток), примерно 2500 год до н.э. Его изготавливали из смеси золы и козлиного жира, заливали водой и кипятили.
По другой версии, мыло родом из Древнего Египта, и его возраст 6 тысяч лет. Здесь были найдены древние папирусы. На них конкретно указывалось, из чего получали мыло. Мыло производили из растительных и животных жиров, которые разогревались с содой и щелочными солями.
Древние египтяне для гигиены использовали соду. Также в древнеегипетском медицинском трактате (1550 год до н. э.) упоминается некая мылоподобная субстанция из животных (гусиный) и растительных жиров с добавлением экстракта галенита (минерала из класса сульфидов) или карбоната натрия (извлекаемого из реки Нил).
Однако, если отталкиваться от реальных фактов, то местом появления первого мыла следует считать Древний Рим. В Древнем Риме была гора Сапо, на которую приносили в качестве жертвы тела животных [5].
В процессе сжигания, жир перемешивался с золой от костра. После дождей эта жидкость стекала в реку Тибр. Жители, которые стирали в ней свои вещи, заметили, что процесс стирки в это время становился намного легче. Затем эту смесь стали использовать не только для стирки белья и одежды, но и для мытья тела (Рис.1). По легенде слово мыло образовалось от названия горы Сапо, soap – на английском, savon – на французском, sapone – на итальянском.
При раскопках Помпей были найдены помещения, в которых осуществлялся процесс варения мыла. В те времена мыло использовали исключительно для стирки. И только во II веке врач Галеон указал на то, что мыло можно использовать как средство личной гигиены. Спустя некоторое время появилась профессия «сапонариус» - мыловар (упоминается впервые в 385 году н. э.)
Рис. 1.
1.2. Когда необходимо мыть руки?
В ряде ситуаций нужна обязательная гигиена мытья рук с мылом. Среди них выделяют следующие моменты:
перед работой с продуктами питания;
после посещения туалета;
перед тем, как приниматься за еду;
после посещения любых общественных мест: магазинов, детской площадки, автобусов и другого транспорта;
после прикосновения к деньгам – на них скапливается максимальное количество бактерий;
после физического контакта с животными или их отходами;
после того, как убрали квартиру;
если на руках есть любое очевидное загрязнение;
после возвращения домой с любой прогулки, даже если не посещали общественные места, поскольку в любом случае, прикасались к кнопке лифта, перилам или ручке входной двери;
после контакта с больными людьми (в особенности, болеющими инфекциями);
если вы чихаете или кашляете, прикрывая рот рукой. Бактерии осядут на ладони, их нужно обязательно смыть, чтобы не заражать других людей.
1.3. Алгоритм гигиены рук
Специалисты утверждают, что только 5 % всего населения правильно моет руки. Значительная часть жителей пренебрегает правилами, или вовсе не знает их. Процедура, проведенная некачественно, не даст должного эффекта. Алгоритм правильного мытья следующий (Приложение 1):
Откройте кран, включив теплую воду.
Намочите руки и намыльте их мылом.
Тщательно вымойте ладони, кисти, пальцы. Уделите внимание кожным покровам между пальцами, ногтям. Можно использовать и специальные щеточки для ногтей.
Мойте руки 30 секунд или дольше, затем смойте мыло обильным количеством воды.
В общественных местах закройте кран, используя локоть (если есть возможность) или бумажным полотенцем. Дома – рукой (если нет локтевого смесителя), но в процессе мытья сполосните и ручку крана.
Насухо вытрите руки индивидуальным полотенцем.
1.4. Чем мыть руки?
Самое простое и надежное средство – мыло. Это поверхностно-активное вещество: оно помогает разрушить пленку, которую образовала грязь, и отделить ее частички от поверхности. Когда мы растираем твердое мыло или вспениваем жидкое, образуется эмульсия: водная среда, в которой плавают небольшие пузырьки – мицеллы. Внутрь этих пузырьков попадают нерастворимые частицы жира и других загрязнений, на которых сидят бактерии. Это позволяет смыть их водой.
1.5. Принцип действия мыла.
Рис.2.
Молекулу мылa можно предстaвить в виде змеи с большой головой и длинным хвостом [2,3]. Хвост змеи не любит воду, но зaто очень любит жир. Длинный хвостик молекулы смешивается с грязью и частичками кожи, накопившимися на теле, и не просто смешивается, а обволакивает их, и удерживает до тех пор, пока не начнет работать вторая часть мыльной молекулы - голова. Головa молекулы очень любит воду, цепляется зa молекулы воды и тянет за собой в воду первую половинку молекулы – хвост, удерживающую грязь. В итоге, длинный «хвостик» молекулы мыла забирает грязь с тела, а «голова» утаскивает ее в воду (Рис.2).
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Анкетирование среди одноклассников
Цель анкетирования: узнать как часто в течение дня ученики 4 «Н» класса моют руки, какое мыло чаще используют для гигиены рук, а также считают ли одноклассники, что мыло убивает микробы.
На первый вопрос «Часто ли Вы моете руки?» (Рис. 3) 11 детей (46%) выбрали вариант «3-5 раз», 9 человек (37%) ответили «6-9 раз» и 4 детей (17%) моют руки «более 10 раз» в день.
На второй вопрос «Каким мылом Вы моете руки?» (Рис.4) 14 человек (58%) ответили «антибактериальным», 8 учеников (34%) моют руки обычным мылом и 2 человека (8%) затруднились с ответом.
На третий вопрос «Как Вы считаете, убивает ли мыло микробы?» (Рис.5)18 человек (75%) ответили положительно, 2 ученика (8%) ответили «нет» и 4 человека (17%) затруднились с ответом.
Таблица 1. Сводная таблица по результатам анкетирования
№ |
Вопрос |
Варианты ответов |
Кол-во чел |
% |
1 |
Часто ли Вы моете руки? |
3-5 раз |
11 |
46 % |
6-9 раз |
9 |
37 % |
||
более 10 раз |
4 |
17 % |
||
2 |
Каким мылом Вы моете руки? |
обычным |
8 |
34 % |
антибактериальным |
14 |
58 % |
||
затруднились с ответом |
2 |
8 % |
||
3 |
Как Вы считаете, убивает ли мыло микробы? |
да |
18 |
75 % |
нет |
2 |
8 % |
||
не знаю |
4 |
17 % |
Вывод: в ходе анкетирования мы выявили, что почти половина учеников моего класса моют руки 3-5 раз в день и больше половины человек используют при этом антибактериальное мыло (Табл.1). Также, подавляющее большинство одноклассников думают, что мыло убивает микробы.
Опыт 1. Исследуем руки на наличие микробов
В нашей жизни сейчас такое многообразие моющих средств, что мы не знаем какому мылу надо отдать предпочтение. Но все они действуют по одному принципу. Врачи говорят, что кожа, особенно на руках, постоянно заселена микроорганизмами, даже тщательно вымытая. Я решил это проверить!
Для исследования кожи рук мы отправились в бактериологическую лабораторию, там стерильными тампонами мне взяли смывы с рук до мытья и после мытья обычным (не антибактериальным) мылом (рис.6)
Врач посеял микробы (рис.7) (которые остались на тампонах после взятия смывов) на чашки Петри с питательной средой и поместил их в специальные условия при температуре 370С на два дня, чтобы они размножились, и мы смогли их увидеть глазами.
Рис.6 Рис. 7
Прошло 2 дня, мы снова отправились в лабораторию, чтобы узнать результаты анализа.
В чашке Петри с надписью «грязные руки» появилось множество образований, похожие на бусины. Мне объяснили, что бусинка – это колония микробов, то есть это тысячи микробов, выросшие из одной микробной клеточки (рис. 8). А на чашке их было целое множество! То есть на грязных руках очень много микробов.
В чашке Петри с надписью «чистые руки» колоний микробов было значительно меньше (Рис. 9). Следовательно, можно сделать вывод – микробов на чистых руках было мало, поэтому и колоний микробов на чашке мало.
Рис. 8 Рис. 9
На мой вопрос: «Что это за микробы?»,- врач ответил, что это микробы, обитающие на коже любого человека, они составляют нашу естественную микрофлору. Такие микробы не опасны в малом количестве, но в случае накопления на руках они способны вызывать заболевания.
Так мы доказали, что на руках и предметах находятся микробы. Однако после мытья рук, микробов на них остается значительно меньше.
Тем временем мы приобрели 5 сортов жидкого мыла:
1. Туалетное мыло – «Образец №1»
2. Детское мыло - «Образец №2»
3. Биоразлагаемое мыло - «Образец №3»
4. Крем-мыло - «Образец №4»
5. Антибактериальное мыло - «Образец № 5»
Мне интересно убивает ли мыло микробы или просто с помощью мыльной пены смывает грязь? Мой эксперимент продолжается!
Опыт 2. Исследуем антибактериальные (противомикробные)
свойства мыла
Рис.10 Рис.11
В лаборатории у меня взяли одинаковые порции мыла и растворили каждую в отдельных пробирках (Рис.10).
Выросшие микробы с грязных рук размножили в 5 чашках Петри, и на каждую капали разным мыльным раствором (Рис.11). Если мыло действительно убивает микробы, то на месте мыльной капли через 24часа микробы не вырастут.
Результат опыта показал, что эффективно убивает микробы образец мыла «№ 5» (Рис. 12) и «Образец № 4» (Рис.14). Мыло «Образец №5» содержит в своем составе антибиотик «триклозан», который убивает микробы. А вот в мыле «Образец № 4» антибиотика нет, значит можно предположить, что в составе этого мыла есть другие химические вещества, которые тоже губительно действуют на микробы.
Рис. 12 Рис.13
По словам врача - бактериолога такое мыло не следует использовать ежедневно, так как это убивает не только вредные, но и полезные микробы и снижает защитные способности кожи.
Рис. 14 Рис.15
Другие три образца мыла – «Образец № 1» (Рис. 14), «Образец № 2» (Рис.15), мыло «Образец № 3» (Рис.16) не убивает микробы поскольку на месте мыльной капли мы увидели рост бактерий.
Вывод: главное в любом мыле – его моющие и очищающие свойства, а антибиотики здоровому человеку не нужны.
То есть мы должны предупредить болезнь, а не лечить ее.
Рис.16
Заключение
Наша гипотеза не подтвердилась! Оказывается, не каждое мыло убивает микробы, а только то, в чьём составе имеются антибиотики или другие химические вещества, губительно действующие на бактерии!
В ходе экспериментов мы узнали, что кожа рук заселена микробами. На коже грязных рук микробов так много, что при попадании внутрь организма человека они могут вызвать различные заболевания. После мытья рук, даже с обычным, не антибактериальным мылом, микробов на них остается незначительное количество.
Мы убедились, что мытье рук это важная гигиеническая процедура, защищающая нас от многих инфекционных заболеваний. Цель достигнута, задачи решены!
Используемая литература
1. Девяткин В.В., Ляхова Ю.М. «Химия для любознательных, или о чём не узнаешь на уроке» — Ярославль: Академия развития: Академия, Академия холдинг, 2000г. -89с.
2. Журнал «Наука и жизнь» Образцов П.А. «Мыльная опера», 2012. № 2.
3. Стрельникова Л.Н. «Из чего всё сделано? Рассказы о веществе»; под редакцией Генриха Эрлиха. – М.: Яуза-пресс, 2011.-208 с.
4.https://здоровое-питание.рф/healthy-nutrition/articles/pravila-zhizni-myte-ruk/
5.https://cgon.rospotrebnadzor.ru/istoriya/istoriya-sanitarnogo-prosveshcheniya/istoriya-vozniknoveniya-i-razvitiya-gigieny/istoriya-sozdaniya-myla/
риложение 1.
Памятка ученикам «Как правильно мыть руки»