Введение
Прогресс не стоит на месте: гаджеты всё совершенствуются и совершенствуются, делая нашу жизнь комфортнее, а также, открывают перед нами массу возможностей, как, например, готовиться к ОГЭ, разговаривая с навыком «Алисы». Во всём этом заслуга и аудиоформата, который в последнее время становится всё более популярнее. Под аудиоформатом имеются ввиду аудиокниги, музыка, голосовые навыки… в общем всё, что воспринимается человеком на слух.
Такому росту популярности аудиоконтента есть несколько причин. Во-первых, с аудио происходит примерно то же, что и с видео — онлайн или на ТВ: мы все чаще включаем его в качестве фона, параллельно занимаясь рутинными делами или передвигаясь по городу. При этом нам не нужно смотреть в экран, проматывать или пролистывать что-то, как в случае с видео или текстом. Это значит, что освобождается еще больше ресурсов для занятия важными делами. Во-вторых, подкасты и аудиокниги для многих — едва ли не единственная возможность получать хоть какую-то полезную информацию. Каждый день она обрушивается на нас в гигантских объемах, и мы просто не успеваем охватить все. Это порождает чувство тревоги и синдром упущенных возможностей. Аудио помогает отчасти решить эту проблему, не отвлекаясь от повседневных дел. В-третьих, при прослушивании аудиоформатов есть ощущение, что говорящий обращается непосредственно к тебе. Это создает более доверительную атмосферу и помогает лучше сконцентрироваться. А еще — восполнить недостаток общения. Наконец, аудиоформаты очень демократичны: они гораздо дешевле в производстве, чем видео, а для прослушивания достаточно обычного смартфона с наушниками. [1]
Благодаря развитию технологий и аудиоформату люди стали намного мобильнее, то есть выполняют задачи, не будучи привязанными к определённому месту. Например, разговариваем по телефон, гуляя в парке. В результате мы можем выполнять в одно и то же время несколько задач, прямо как Цезарь, что сохраняет наше время. Только во времена Цезаря это тратило бы множество усилий, а сейчас, благодаря голосовым операторам, навыкам и ассистентам – нет, так как в их программу встроено множество функций, направленных на упрощение жизни пользователя: от будильника – до управления умным домом.
Актуальность
ОГЭ – обязательный экзамен, который затрагивает всех школьников. В большинстве случаев, от его результата зависит поступление в колледж или ВУЗ, поэтому ученики трепетно и тщательно готовятся к нему. Многие учащиеся покупают груды учебников и пособий по выбранному предмету, нанимают репетитора, что не всегда дёшево. Но что, если создать способ подготовки к ОГЭ с помощью гаджетов, просто общаясь с «Алисой»? Такой способ будет включать в себя пользу аудиоформата, что непременно сделает его актуальным.
Цель проекта
Цель проекта - упрощение подготовки к ОГЭ по биологии за счёт практики с голосовым ассистентом «Алисой».
Реализацию этого проекта решено было начать летом, с выбора темы и продукта. Это помогло сэкономить время в начале учебного года и, уже, знать, что и как делать.
Тему "Подготовка к ОГЭ по биологии" была выбрана не случайно, так как планирую сдавать ОГЭ по биологии в следующем году. Такая идея совмещает в себе не только пользу обучения, но и современный и практичный формат. Следует добавить, что ассистент Яндекса был выбрала не просто так - сейчас он всё больше пользуется популярностью, ведь для его использования необязательно иметь колонку - в приложении "Яндекс" встроена "Алиса". Каждый месяц с ней общаются более 45 миллионов пользователей. Они с ней почти не расстаются: в дороге Алиса у них в кармане — в мобильном телефоне, на работе — в компьютере, а дома — в умной колонке.
Основная часть
Итак, начинать проект решено с продукта, так как это займет большую часть времени. Но прежде чем создать продукт, то есть, навык в голосовом ассистенте "Алисе" необходимо было изучить сам процесс создания. В этом мне помогли обучающие видеоролики от «Яндекс Диалогов», где подробно описано, создание навыков с помощью визуального конструктора "Аimylogic". Aimylogic — это low-code платформа для создания ботов, а бот — это программа, которая понимает запросы клиентов на естественном языке и реагирует на них по заранее подготовленному сценарию. Данный конструктор построен на сложных алгоритмах машинного обучения, благодаря чему боты умеют распознавать намерение клиента и отдельные параметры из егозапроса. К тому же, боты Aimylogic могут понимать и воспроизводить текст и речь. И самое главное - чтобы создавать ботов в Aimylogic, не нужны знания программирования. [2] Первым шагом было составление вопросов, которые будет задавать "Алиса". Они были взяты с сайта «Решу ОГЭ», но не все из них подходили. На это влияло множество факторов как, например, размер текста, а также, наличие картинок и таблиц. Последнее не подходило, потому что преимущество этого навыка – аудиоформат. Затем, было необходимо немного сократить и несущественно изменить формулировку, так как пользователю будет трудно запомнить большой текст на слух и, впоследствии, ответить на вопрос. К тому же, навык должен быть интересным, что не совместимо с длинными высказываниями «Алисы». Все вопросы были занесены в таблицу Microsoft Excel, которые затем перенесены в «Google Таблицы». Во-вторых, был создан сценарий, по которому работает этот навык. Благодаря «Aimylogic» не было необходимости в изучении языков программирования, однако и в этом конструкторе требовалось использование переменных, что не так-то просто. Один из плюсов «Aimylogic» - он визуальный, это означает, что диалоговый сценарий можно создавать прямо в визуальном конструкторе, что очень удобно, для того, чтобы визуализировать диалог между пользователем и «Алисой». Весь сценарий состоит из блоков, каждый из которых — это какое-либо действие, которое совершает бот: приветствие пользователя, отправка сообщений и т.п. После создания сценария, его необходимо протестировать. Для этого в «Aimylogic» встроен специальный бот, который запускает этот навык, без его размещения на платформе. Если честно, то работающий сценарий был создан не с первой попытки, но в конечном итоге всё получилось. Остаётся пройти модерацию и опубликовать навык в «Яндекс Диалогах», что было успешно выполнено.
Хочу представить вам навык «Подготовка к ОГЭ по биологии». В нём вы сможете подготовиться к экзамену, а также повторить и закрепить свои знания по биологии, разговаривая с «Алисой». Этот навык представлен в виде викторины, вопросы которой были взяты из пробных вариантов ОГЭ по биологии. На случай, если пользователь не знает ответ на тот или иной вопрос, была добавлена кнопка «Не знаю», нажав на которую появиться правильный ответ с пояснениями. А чтобы «Алиса» повторила задание, следует сказать ей «Повтори».
Итак, в чём же преимущества данного навыка? Во-первых, он в аудиоформате, что уже означает наличие преимущества. Люди, пользуясь этим продуктом, смогут готовиться к ОГЭ в любое время, в любом месте. Ведь для его использования необходимы всего лишь гаджет, «Алиса» и доступ к интернету. Во-вторых, этот навык направлен на улучшение результатов ОГЭ по биологии. Это направление также добавляет преимущества к моему навыку, так как ОГЭ – обязательный экзамен, волнующий всех школьников. К тому же, был проведён опрос в Google Формах, чтобы спрогнозировать актуальность навыка. Первым вопросом является «Какой тип восприятия информации в Вас преобладает?» Он был добавлен, чтобы узнать сколько процентов школьников 8-11 классов, принимавших участие в опросе, составляют аудиалы, так как для них мой продукт будет наиболее подходящим и востребованным. В моём случае 50% голосовавшх являются визуалами, 15% - аудиалами и столько же дигиталами, а 10% считают себя кинестетиками. Во втором вопросе было уточнено, как голосовавшие готовятся к ОГЭ или ЕГЭ. 40% совмещают как чтение учебников, решение пробных вариантов экзамена, так и посещение вебинаров, прослушивание аудиокниг. Это указывает на популярность совмещения разнообразного формата для подготовки к экзаменам. В таком случае вполне вероятно, что ученикам понравится совмещать способы, включая данный голосовой навык. Следующим вопросом было уточнено интересно ли проходившим опрос попробовать использовать навык «Алисы» для подготовки к ОГЭ/ЕГЭ. 65% ответили «Да, конечно, обязательно попробую», что указывает на, возможно, будущую популярность навыка. Последний вопрос - «У Вас бывали такие ситуации, когда Вы планировали готовиться к ОГЭ, но «руки не тянутся»?» Был добавлен с намёком на простоту и лаконичность использования навыка. Теперь, подготавливаясь к ОГЭ, не обязательно открывать учебники, брать с собой решебники и т.п. – всё это гармонично соединено в этом навыке. Большинство ответило на вопрос «Да», что указывает на актуальность навыка.
Как же использовать этот навык? Первым шагом, открываем голосовой ассистент «Алису». Активируем навык, для этого нужно сказать: «Алиса, запусти навык «Подготовка к ОГЭ по биологии»». Она запускает навык и можно отвечать на первый вопрос!
После того, как был сделан и опубликован этот навык на сайте «Яндекс Диалоги» оставалось протестировать его, что мой куратор и родственники и сделали, в ходе чего были найдены недостатки и ошибки, которые были исправлены.
Вывод
В процессе работы над данным проектом были изучены следующие темы: методы подготовки к ОГЭ, типы восприятия информации, польза и популярность аудиоформата. Предварительно был проведён опрос школьников 8-11 классов об их ведущей системе восприятия (визуальная, аудиальная, кинестетическая и дигитальная), если таковая имеется, их способах подготовки к ОГЭ/ЕГЭ. Также были уточнены бывали ли у них ситуации, когда необходимо готовится к ОГЭ/ЕГЭ, но «руки не тянутся» и интересно ли им попробовать использовать мой навык для подготовки к экзамену. Для помощи ученикам 8-11 классов в подготовке к ОГЭ/ЕГЭ, а также для закрепления полученных знаний в области биологии был создан навык в голосовом ассистенте «Алиса».
Список литературы
А. Зуйкова. Как слышно: почему звуковые форматы вытесняют тексты // проект РБК Тренды. – 29.11.2021 [https://trends-rbc-ru.turbopages.org/trends.rbc.ru/s/trends/social/61a0d4629a7947110675a98d]
Начало работы // Интернет портал [https://help.cloud.just-ai.com/aimylogic/overview/]