Введение
Домашние животные тесно вошли в жизнь людей, и сегодня трудно представить, как люди могли бы жить без них. Они приносят не только материальную пользу, но и помогают воспитывать в людях доброту и вырабатывают в людях способность заботиться о других, на примере заботы о домашних питомцах. Домашние животные поддерживают физическое здоровье и душевное благополучие человека. Присутствие в доме любого животного благоприятно воздействует на нервную систему, снимает стресс, помогает выздоровлению, повышает настроение. Питомцы создают благоприятную атмосферу в доме, делают жизнь человека более интересной и счастливой. Одним из самых популярных домашних питомцев являются кошка или кот. Они неприхотливы в уходе, их удобно держать в городских квартирах. Кошки игривые, ласковые, красивые и грациозные, мягкие и пушистые. Считается, что первыми одомашнили кошек египтяне. Оттуда животные расселились вместе с людьми по другим регионам, где защищали от грызунов запасы зерна.
Дрессировка кошек — это процесс изменения поведения домашней кошки в развлекательных или дружеских целях. Дрессировка обычно используется для уменьшения нежелательного или проблемного поведения домашних кошек, улучшения взаимодействия между людьми и домашними кошками и для того, чтобы позволить им комфортно сосуществовать. В основе дрессировки кошек лежит классический принцип обусловливания (формирование условного рефлекса): кошка учится вести себя определённым образом, опираясь на поощрения от хозяина.
Цель исследования – практическим путем сформировать условные рефлексы домашнего кота
Задачи исследования:
Изучить теорию (физиологические основы) поведения кота и его дрес
сировки;
Ознакомиться с техникой дрессировки;
Провести практическую экспериментальную работу по выработке
условных рефлексов у домашнего кота.
Методы исследования: анализ, наблюдение, сравнение, эксперимент.
Гипотеза исследования – на основе формирования условных рефлексов, кота возможно обучить определенным командам.
Результаты проведенного исследования имеют большую практическую значимость. Они позволят получить возможность управлять поведением домашних и способ укрепить связь между владельцем и питомцем, а также в просвещение молодежи, поскольку по данной теме планируется выступить перед одноклассниками. Материалы и выводы также можно будет использовать при проведении классных часов и уроков по окружающему миру.
1. Физиологические особенности создания условий для формирования условных рефлексов
В современном обществе большинству людей, чем бы они ни занимались, где бы ни жили, приходится иметь дело с животными. Даже житель современного города, так или иначе, соприкасается с животными, будь то борьба с вредителями на кухне или общение и уход за домашними любимцами. Основную роль во всех жизненных процессах любого организма играет нервная система. Она осуществляет связь организма с внешним миром. В основе всех реакций организма на раздражения лежит рефлекс.
Рефлекс – это ответная реакция организма на раздражение нервных окончаний (рецепторов), расположенных как внутри его, так и на поверхности тела, осуществляемая через центральную нервную систему.
Рефлексы животных бывают врождённые (безусловные) и приобретённые (условные).
Безусловные рефлексы — это наследственно передаваемые реакции организма на раздражитель. Такие рефлексы присущи всем представителям вида. Примеры безусловных рефлексов — это рефлекторное отдёргивание руки от горячего объекта или рефлекторное учащение дыхания при избытке углекислого газа в крови.
Условные рефлексы возникают в ходе индивидуального развития и накопления животным опыта. Они формируются на базе безусловных при участии высокоразвитого головного мозга.
Теория условных рефлексов И. П. Павлова гласит, что условный рефлекс возникает на базе безусловного при многократном совпадении условного (сигнального) и подкрепляемого им безусловного раздражителя. Например, если собаке дать понюхать мясо, то у неё выделяется желудочный сок (это безусловный рефлекс). Если же одновременно с появлением мяса звенит звонок, то нервная система собаки ассоциирует этот звук с пищей, и желудочный сок будет выделяться в ответ на звонок, даже если мясо не предъявлено. Рис.1
Условные рефлексы возникают в течение жизни и не закрепляются генетически (не передаются по наследству). Они приобретаются в качестве адаптации к конкретным условиям среды, при изменении среды — изменяются также, могут утрачиваться и снова возникать.
Основные правила для образования условных рефлексов по Павлову:
совпадение во времени двух раздражителей: безусловного раздражителя
и индифферентного (нейтрального) раздражителя, который затем становится условным сигналом;
условный раздражитель должен немного предшествовать безусловному;
определённая сила раздражителей: безусловный раздражитель должен быть настолько сильным, чтобы вызывать доминантное возбуждение в центральной нервной системе;
постоянство окружающей среды — выработка условного рефлекса требует постоянства свойств условного сигнала.
Также к рефлексам животных относят инстинкты — совокупность наследуемых программ поведения, характерных для животных определённого вида в данных условиях. Например, инстинктивно отыскать место для убежища, постройка норы, гнезда или логова, кормление детенышей
2. Техника дрессировки кошек
Дрессировка домашних животных на основе выработки условных рефлексов — это выработка у животного стойких условных рефлексов на выполнение определённых действий по сигналам дрессировщика. Главное условие для выработки условных рефлексов — совпадение во времени действия двух раздражителей: один вызывает безусловный рефлекс, а другой — любой раздражитель, имеющий для данного безусловного рефлекса индифферентное (безразличное) значение, например команда, жест или звуковой сигнал. Некоторые условия для успешной выработки условных рефлексов:
Многократное повторение сочетаний условного и безусловного раздражителя в определённом режиме нагрузки и времени. Чтобы на команду установилась связь, необходимо повторить это сочетание определённое количество раз. Состояние нервной системы. Нервные центры коры головного мозга во время выработки условного рефлекса должны быть свободны от других видов деятельности и находиться в активном состоянии.
Отсутствие посторонних раздражителей. Они должны отсутствовать, чтобы не вызывать ориентировочную реакцию и отвлечение.
Важно помнить, что дрессировка требует времени и терпения.
Главное правило — использовать только добрые и позитивные методы воспитания, а не наказывать животное и вызывать у него стресс.
Некоторые особенности дрессировки кошек:
1. Тренировки должны быть короткими. Концентрироваться на чём-то одном кошка может недолго, поэтому необходимо завершать занятие, как только животное начало уставать.
2. Начать с нескольких лёгких команд. Не стоит пытаться обучит кошку сразу сложным трюкам, лучше начать с лёгких команд, например «Дай лапу» или прыжков через обруч.
3. По возможности практиковать команды в разных местах. Кошка будет быстрее обучаться командам, если повторять их в разных пространствах.
4. Привлекать к тренировкам других людей. Например, можно попросить друзей или родственников иногда проводить с питомцем тренировки или повторять уже выученные команды.
5. Вознаграждать питомца тем, что нравится именно ему. Самая распространённая награда в виде вкусняшки может подойти не всем кошкам. Для кого-то ценнее будет получить любимую игрушку или поглаживания от хозяина.
6. Проводить тренировки в спокойной обстановке. Оптимально проводить занятия в дневное или вечернее время не позже и не раньше 3–4 часов после кормления.
7. Важно учитывать, что кошки — животные самодостаточные и свое-нравные, поэтому хозяину придётся подстраиваться под настроение, характер, поведение и индивидуальные особенности своего питомца
Конечно, при дрессировке кошек стоит прислушаться и к советам знаменитых дрессировщиков кошек. Например, Юрий Куклачёв приобрел славу, занявшись цирковой работой с кошками. Создал Театр кошек. Кроме того, артист - основатель образовательного проекта «Международная Ассоциация Школа Доброты». Регулярно проводит «Уроки Доброты» в школах, детских учреждениях в разных городах России. Философия Юрия Куклачёва – это философия добропорядочности, уважительного отношения к человеку и такого же уважительного отношения к животным. Самое верное правило — это любить кошку всей душой и сердцем. Главное — это умение наблюдать за кошкой, распознать ее интересы, характер и навыки. Если удастся это определить, то в дальнейшем стоить развиваться в плане дрессировки, эффект обеспечен.
3. Практическая работа по формированию условных рефлексов у домашнего кота
У меня есть домашний питомец. Это кот по кличке Маскот, породы манчкин. Кошки породы манчкин характеризуются следующими особенностями:
Внешний вид: тело среднего размера, слегка вытянутое, крепкое и мускулистое. Лапы в два-три раза короче, чем у других кошек. У некоторых манчкинов передние лапы могут быть немного короче задних. Хвост не очень пушистый, но слегка утолщённый, чаще всего поднят вверх.
Шерсть: может быть как короткой, так и средней длины, с умеренным подшёрстком. Окрас может быть любым, встречаются как однотонные, так и смешанные окрасы.
Характер: игривый и активный, всегда готов к контакту с людьми и другими животными, при этом их нельзя назвать навязчивыми. Манчкины хорошо ладят с детьми и могут стать для них отличными компаньонами.
Здоровье: порода отличается относительно крепким здоровьем. Болеют манчкины нечасто. При правильных условиях содержания такие питомцы живут долго — до 15 лет.
Я решил провести серию экспериментов по дрессировке моего кота на основе формирования у него условных рефлексов.
Эксперимент 1. По формированию условного рефлекса приходить на кормление, ориентируясь на характерный звук шуршания корма
Из привычного пакета с кормом я пересыпал часть сухого корма пластиковую банку. Перед каждым кормлением я звал кота: «Маскот, кыс-кыс-кыс!» и затем тряс банкой, издавая звук корма. Далее кот приступал к приему пищи.
Мой кот оказался очень сообразительным и уже на четвертый день условный рефлекс был сформирован: мне не пришлось говорить ни слова, а стоило просто потрясти баночкой с кормом, как мой кот подходил к месту с едой.
Результаты эксперимента 1: данный условный рефлекс сформирован у кота всего за 4 дня, он закрепился у Маскота, и, теперь, мы его приглашаем на завтрак и ужин только тряхнув баночкой с кормом.
Эксперимент 2. Научить кота будить меня по утрам.Рис.1
1 этап. При звонке будильника родители приносят кота и кладут ко мне со словами «Буди Данечку», я- просыпаюсь, глажу кота. Кот лежит, мурлычет от поглаживания.
2 этап. При звонке будильника родители будят меня и зовут кота словами «Буди Данечку», я- глажу кота. Кот сам запрыгивает на кровать самостоятельно, мурлычет. Начал мяукать.
3 этап. Звонит будильник, я зову Маскота и глажу его. Кот подходит к кровати и громко мяукает. Прыгает ко мне и мнет лапами одеяло.
4 этап. Звонит будильник, никто не зовет Маскота, но он после звонка будильника начинает громко мяукать, бежит к родителям, затем заходит в мою комнату, мяукает и прыгает в кровать, мнет одеяло.
Результат эксперимента 2: описанный выше условный рефлекс у Маскота был сформирован с течение 2-х месяцев. Для закрепления рефлекса требуется положительное подкрепление (я гладил кота) Таб.1
Табл.1
Дата |
Действие |
Реакция животного |
2 – 13 сентября 2024 |
Звонит будильник, родители будят меня и кладут ко мне кота со словами: «Буди Данечку!». Я просыпаюсь и глажу его. |
Кот лежит, мурлычет от поглаживания. |
16 сентября – 7 октября 2024 года |
Звонит будильник, родители будят меня и зовут кота: «Кыс-кыс-кыс, Маскот, буди, Даню!». Я просыпаюсь и глажу его. |
Кот сам запрыгивает на кровать самостоятельно, мурлычет. Начал мяукать |
8 октября– 5 ноября 2024 года |
Звонит будильник, я зову Маскота и глажу его. |
Кот подходит к кровати и громко мяукает. Прыгает ко мне и мнет лапами одеяло. |
5 ноября 2024 года |
Звонит будильник, я зову Маскота и глажу его. |
Маскот после звонка будильника начинает громко мяукать, бежит к родителям, затем заходит в мою комнату, мяукает и прыгает в кровать, мнет одеяло. |
Вывод: рефлексы, связанные с базовыми функциями (питание), формируются быстрее.
4. Перспективы освоения навыков дрессировки домашних животных
Проведенные нами эксперименты по формированию условных рефлексов у домашнего питомца имеют большую практическую значимость.
Перспективы освоения навыков дрессировки домашних животных включают:
Возможность положительно повлиять на карьерный рост. Навык дрессировки домашних животных может быть полезен в профессиях, например ветеринарной помощи, спасения животных и гостиничного бизнеса.
Влияние на жизнь домашних животных и их человеческих собратьев. Овладение этим навыком позволяет эффективно общаться и дрессировать домашних животных для удовлетворения конкретных потребностей или поведения.
Возможность работать с животными в специализированных областях. Например, профессиональные дрессировщики могут обучать животных различным командам, послушанию и даже специализированным задачам, таким как поисково-спасательные или терапевтические работы.
Заключение
Для развития навыков дрессировки домашних животных на основе формирования условных рефлексов можно пройти следующие этапы:
Начальный уровень. Сосредоточиться на развитии базового понимания поведения домашних животных, методов положительного подкрепления и базового обучения послушанию.
Промежуточный уровень. Расширить знания и навыки, используя более продвинутые методы обучения, решение поведенческих проблем и специализированное обучение для конкретных целей.
Экспертный уровень. Сосредоточиться на оттачивании знаний в области передовых методов модификации поведения, обучении выполнению специализированных задач и на том, чтобы быть в курсе последних исследований.
Для развития навыков дрессировки домашних животных также рекомендуется обращаться к опыту профессиональных дрессировщиков. Они могут предоставить индивидуальные консультации, решить проблемы поведения и подсказать эффективные методы обучения.
Основным этапом нашего исследования стали эксперименты по формированию условных рефлексов у домашнего кота Маскота. Мы сформировали у него два полезных условных рефлекса. Наши эксперименты доказали возможность формирования новых навыков взаимодействия животного и человека на основе формирования у питомца условных рефлексов.
В результате исследования гипотеза, выдвинутая в его начале, была доказана частично. Нам удалось сформировать два устойчивых рефлекса у домашнего питомца, но мы не останавливаемся на достигнутом и планируем продолжить дрессировку кота Маскота на основе формирования условных рефлексов. Мы планируем научить его давать лапу, ползти, прыгать через препятствие, подавать голос.
Другим практическим результатом исследования стало просветительское мероприятие – выступление на уроке перед одноклассниками. В ходе доклада ребята узнали об условных и безусловных рефлексах, возможности и правилах дрессировки домашних питомцев.
Люди обязаны заботиться о «братьях меньших», проявлять к ним милосердие, сочувствие, сопереживание и сострадание, защищать, заботиться и никогда не обижать. Доброе отношение к животным включает в себя внимание, заботу, искреннюю любовь со стороны человека и исключает грубость, жестокость и равнодушие.
Список использованных источников:
1. Детская энциклопедия. Земля и Вселенная. – М.: «NOTABENE», 1999
2. Биология 2 том. /Д. Тейлор, Н. Грин, У. Стаут - Мир, Москва, 2007.
3. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. /С.Б. Ступина, А.О. Филипьечев - Москва, Высшее образование, 2006.
4. Эволюция дрессировки; Доступ: https://olkar.ru/articles/posts/evoliutsiia-dressirovki-tendentsii-i-perspektivy/
Приложение 1
П риложение 2
Эксперимент 1
Эксперимент 2