Введение
В настоящее время в нашем мире у каждого человека есть смартфон, в котором люди проводят большую часть своего свободного времени. При этом у человечества развивается “цифровая деменция”, о которой они даже и не знают.
Цель: Объяснить причины возникновения «цифровой деменции» и предложить тест для определения развития такого состояния.
Задачи:
1) Изучить и объяснить причины возникновения «цифровой деменции».
2) Составить тест для определения развития такого состояния.
3) Провести этот тест для учащихся 6 класса, предварительно пронаблюдав за ними, с целью определения точности заданий.
Методика исследования: Проведение опроса среди учащихся 6 класса
Предмет исследования: Цифровая деменция
Объект исследования: Учащиеся 6 класса
Гипотеза: При постоянном использовании телефона у детей и подростков повышается риск развития цифровой деменции
Глава 1: Теоретический обзор литературы
1.1 Что такое цифровая деменция?
Цифровое слабоумие – это снижение когнитивных функций, развивающееся вследствие активного использования электронного оборудования: смартфонов, компьютеров, телевизоров. Данное состояние ярче всего проявляется у детей, подростков и молодежи. В первую очередь ухудшаются произвольные функции внимания: концентрация, устойчивость. Дети становятся суетливыми, рассеянными. Они не способны длительное время заниматься одним делом, постоянно отвлекаются на посторонние стимулы, разговоры не по существу. Память ухудшается.
1.2.Влияние цифровой деменции на память
Память – способность хранить и извлекать информацию о прошлом опыте. В современном мире мы окружены большим количеством информации, из-за того, что её слишком много, мы не углубляемся в неё и не пытаемся её запомнить, воспринимаем поверхностно. Например, листаем бесконечные ленты новостей в телефоне, смотрим коротенькие ролики в социальных сетях. Такое поверхностное «поглощение» информации не требует её глубокой обработки, поэтому мозг постепенно теряет способность к действительно эффективному анализу и память ослабляется.[1]
О том, что мозг — это «мышца», которую тоже нужно тренировать, известно давно. Доказано [1], что люди, которые на протяжении жизни активно занимались умственным трудом, например, преподавали в вузе, реже сталкиваются с деменцией, или она приходит к ним намного позже. Особое внимание на «прокачку» когнитивных способностей стали обращать [2] после первых волн пандемии коронавируса, когда выяснилось, что коронавирусная инфекция влияет на внимание и память, снижает умственную активность и провоцирует болезнь Альцгеймера. Но как оказывается не только пандемия может являтся причиной деменции.
Нейропластичность позволяет развивать когнитивные функции мозга как в молодости, так и в зрелом и даже преклонном возрасте. Благодаря этому мы можем беспрерывно учиться, осваивать языки, преуспевать в работе и просто в повседневной жизни, полной задач и головоломок.[4]
Когнитивные способности — это навыки мозга усваивать и обрабатывать информацию об окружающем нас мире. К ним относят память, внимание, когнитивную гибкость, воображение, речь, возможность логически рассуждать, воспринимать информацию органами чувств. Когнитивные способности отличают человека от животного, они необходимы для выживания и развития.
Именно они позволяют нам запоминать дорогу от дома до работы, вдумчиво читать документы, одновременно готовить ужин и общаться с членами семьи.[3]
Понятно, что сейчас постепенно будет меняться развитие головного мозга. Но должно пройти несколько поколений, чтобы это произошло. Можно предположить, что какие-то зоны мозга даже будут отмирать за ненадобностью в связи с цифровизацией мышления. Поскольку мозг не меняется так быстро, как окружающая среда, сегодня он ещё требует обычного развития – чтобы ребёнок бегал, прыгал, познавал мир. Всё тесно взаимосвязано. Нельзя выкинуть какой-то этап развития, чтобы это не отразилось на развитии в целом[1].
1.3.Причина возникновения «цифровой деменции»
Цифровое слабоумие обусловлено ситуацией, когда ребенок с раннего детства приобщен к смартфону и/или компьютеру. Причиной снижения когнитивных процессов становится чрезмерное увлечение виртуальной реальностью в ущерб другим видам деятельности, происходящим в настоящем мире.[2]
1.4.Какие должны быть вопросы в тесте для определения цифровой деменции
В тесте должен быть вопрос, проверяющий способность сконцентрироваться на определённом задании (лучше всего бы подошёл вопрос на счёт фигур).
Обязательно должны быть включены примеры на быстрый устный счёт
Один из вопросов должен проверять кратковременную память человека
Должен быть вопрос на быстрое нахождение решения (нарисовать фигуру одним росчерком (см. приложение )
Проанализировав все данные я составил тест, включающий в себя 5 вопросов
Глава 2 Практическая часть
2.1.Составление вопросов
Вопрос №1: Сосчитать сколько треугольников изображено на рисунке ( см. приложение1)
Вопрос №2: Нарисовать фигуру, представленную на рисунке, одним росчерком (см. приложение 1)
Вопрос №3: Запомнить картинки ( см. приложение 1) и ответить на вопросы:
1) Какого цвета был суп?
2) Плод какого растения был изображён на одной из картинок?
3) Какое животное было изображено на картинке?
4) Инструмент на рисунке был…
а) струнный б) клавишный в) ударный
5) Чай был чёрный или зелёный?
Вопрос №4: Запомнить последовательность цифр в таблице и перенести её на память (см. приложение 1)
Вопрос №5:
Решите примеры:
• 3+2*5-16/2=?
• 140-20*4-6=?
• 8*9+5*2-160/80=?
2.2.Проведение опроса
Для проверки достоверности моего теста, я провёл его у учащихся 6 классов, перед опросом я пронаблюдал за учениками и сделал предположения, у кого из них возможна цифровая деменция (это были те, кто очень часто сидел в телефоне), и во время теста выдал им жёлтые листочки, а остальным – белые. (см. приложение 2)
2.3.Критерии оценивания:
14 – 15 треугольников – 1 балл
16 треугольников – 2 балла
2) Указаны стрелочки направления – 1 балл
3) Даны верные ответы на все вопросы – 1 балл
4) Всё верно или допущена 1 ошибка – 1 балл
5) За каждый верный пример 1 балл
Максимум – 8 баллов
8 – 7 баллов – отсутствие цифровой деменции
6 – 5 баллов – вероятная склонность к цифровой деменции
4 балла – слабовыраженная цифровая деменция
Меньше 4 баллов – Прогрессирующая цифровая деменция
2.4.Результаты исследования
У 13 человек отсутствует цифровая деменция (2 с жёлтой карточкой)
У 34 человек вероятная склонность к цифровой деменции(13 с жёлтой карточкой)
У 11 человек слабовыраженная цифровая деменция (9 с жёлтой карточкой)
У 14 человек прогрессирующая цифровая деменция (все из них с жёлтой карточкой)
Всего приняло участие 72 человека, людей с жёлтой карточкой было 38
В первом задании 31 человек ответил неверно, из них 21 человек с жёлтым листочком (с предполагаемой цифровой деменцией), 14-15 треугольников ответили 28 человек, 16 треугольников – 13 человек
Во втором задании 29 человек ответили неправильно, из них 23 человека было с жёлтой карточкой
В третьем задании 14 человек ответили неправильно, из них с жёлтой карточкой было 11
В четвёртом задании 27 человек ответили неправильно, из них 19 было с жёлтой карточкой
В первом примере 5 задания 11 человек ответили неправильно, из них с жёлтой карточкой было 7 человек
Во втором примере 18 человек ответили неверно, из них с жёлтой карточкой было 10
В третьем примере 20 человек ответили неправильно, из них 12 было с жёлтой карточкой
По данным я составил диаграмму (см. приложение 2)
Выводы:
Неточности в тесте возникли из-за того, что я не так хорошо знаю каждого ребёнка, т.е. возможно какие-то дети проводят много времени в телефоне дома, а не в школе или наоборот. Я наблюдал за детьми только в школе, и у меня не было точных сведений о них. В целом, я считаю, что моя гипотеза подтвердилась, и тест действительно помогает определить наличие цифровой деменции.
Список источников
Н. Грин, У. Стауст, Д. Тейлор Биология 2 том, перевод с английского М.Г. Дуниной, Москва «Мир» 1996
Энциклопедия для детей. Том 18. Человек. Ч. 1. Происхождение и природа человека. Как работает тело. Искусство быть здоровым / Глав. ред. В. Володин; отв. ред. Т. Каширина. 2004
Пикеринг В. Р. Биология человека в диаграммах; Пер. с англ. А. Барсуковой. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003.
https://trends.rbc.ru/trends/education/630cda189a79478ce1691c42?from=copy
Приложение
Приложение 1 Задания
Задание №1
Задание №2
Задание №3
Задание №4
1 |
5 |
8 |
6 |
7 |
1 |
2 |
9 |
3 |
Приложение 2
Диаграмма по результатам исследования
Примеры ответов учащихся
самый низкий балл самый высокий балл