Введение
Кожа – это зеркало души, экран, на котором можно наблюдать происходящее в глубинах нашей души на уровне подсознания (Йаэль Адлер - дерматолог, доктор медицинских наук).
Во время подросткового возраста у человека происходят изменения кожного покрова. Организм ребенка готовится стать «взрослым», т.е. происходит формирование организменного фундамента и, как не странно, это будет влиять на состояние кожного покрова. Таким образом, подростковая кожа требует повышенного внимания и постоянного ухода. Для каждого подростка важно знать, что поможет сохранить красоту его кожи.
Актуальность: проблема изменения кожного покрова касается большинства подростков, которые часто страдают от проблемной кожи и не могут с ней справиться, что часто приносит дискомфорт и большое количество комплексов, поскольку в этот период важно мнение окружающих нас сверстников. Во время работы над проектом, мы постараемся выяснить, с чем связано изменение кожного покрова в период данного возраста.
Цель: изучить причины возникающих изменений кожи у подростков и особенности ухода за ней в этом возрасте.
Задачи:
Познакомиться с наукой, которая занимается изучением кожи.
Узнать, из чего состоит кожа. Выявить причины изменения кожного покрова в подростковом возрасте.
Провести опрос среди учащихся 7 - 11 классов нашей школы на тему: «Кожный покров подростка» и опрос родителей, педагогов школы на тему: «Как ухаживали за кожей в подростковом возрасте разные поколения»
Собрать советы по уходу за кожей.
Методы работы над проектом:
эмпирический:
1. Проведение опросов среди учащихся 7 - 11 классов, родителей и педагогов школы разных поколений, чтобы собрать информацию о способах ухода за кожей в подростковом возрасте и сравнить их.
2. Анализ результатов опросов и выделение наиболее эффективных методов ухода за кожей в период переходного возраста.
теоретический:
1. Изучение литературы и проведение анализа научных исследований в области дерматологии и психологии, чтобы глубже понять причины изменений кожного покрова в подростковом возрасте.
2. Составление рекомендаций по уходу за кожей подростков на основе полученных данных и советов специалистов в области дерматологии.
Новизна данного проекта заключается в комплексном подходе к изучению проблемы изменений кожного покрова в подростковом возрасте, а также в выявлении эффективных способов ухода за кожей в этом периоде. Ожидается, что результаты и рекомендации, полученные в рамках проекта, помогут подросткам лучше заботиться о своей коже и повысить их самооценку и уверенность.
Практическая значимость заключается в определении оптимальных способов ухода за кожей подростка, создание буклета «Советы по уходу за кожей» для обучающихся 7 – 11 классов.
Механизм реализации проекта.
Подготовительный этап:
Изучение информации из разных источников о науке «Дерматология»
Анализ опроса целевой аудитории проекта
Этап реализации проекта:
Встреча с врачом-дерматологом (прохождение профпробы).
Самостоятельное проведение опыта на тему «Какие средства лучше всего помогают против угревой сыпи»
Разработка буклета «Советы по уходу за кожей» для обучающихся 7 – 11 классов.
Этап оценки эффективности проекта:
Анализ анкеты обратной связи от обучающихся 7 – 11 классов.
Ресурсное обеспечение проекта.
Во время написания проекта мы пользовались различными ресурсами. Информационные: интернет, учебные пособия: «Анатомия и физиология человека», «Гистология в вопросах и ответов», «Гистология с основами эмбриологии», «Кожные и венерические болезни». Также изучали книгу «Что скрывает кожа. 2 квадратных метра, которые диктуют, как нам жить».
Материально – технические ресурсы: микроскоп, микротом, лупа, чашки Петри; Зеркалин, Ромашка, Салициловая кислота, Дегтярное мыло.
Экспертные: беседы с врачом дерматологом и учителем по биологии. Под руководством преподавателя по гистологии сделали срезы тканей и рассмотрели их в микроскоп.
Ожидаемые результаты.
Повышение осведомленности подростков о разнообразии проблем с кожей поможет им лучше заботиться о своем здоровье, увеличит самооценку и повысит комфорт в жизни. Участники проекта узнают о правильном питании, об уходе за кожей, о физической активности и как здоровый образ жизни влияет на состояние кожи.
Глава 1. Особенности кожных покровов подростков.
Дерматология.
Дерматология кожного покрова – наука, которая изучает строение, физиологические функции, заболевания кожи, методы диагностики и лечения. Специалиста, занимающегося данной наукой, называют дерматовенерологом (дерматологом) [9].
Мальпиги в 16 веке начал микроскопическое изучение строения кожи.
Гиппократ (460-370 г. до н.э.) описал множество кожных болезней, разделив их на зависящие от внешних и от внутренних причин (теория порчи соков).
В период 18-19 веков во Франции развилась своя дерматологическая школа, основателем которой был Жан Алибер (1766-1837). Он предложил классификацию кожных болезней в виде дерева с ветвями (ствол - кожа, крупные ветви - роды болезней, мелкие ветки - виды болезней) [10]
1.2. Учение о коже.
Кожа (cutis) – это покров нашего тела и самый большой орган человеческого организма [4]. Она прочная, эластичная и защищает внутренние органы от механических повреждений, от потери воды и внедрения микроорганизмов. На цвет кожи, кроме пигмента меланина, который будет нами замечен чуть позже, на цвет кожи так же может влиять протекающая в кровеносных сосудах кровь - это зависит от степени прозрачности кожи.
Строение кожи.
Кожа построена из эпителия (эпидермис), соединительной ткани (дерма) и жировой ткани (гиподерма, подкожная клетчатка).
1) Эпидермис (epidermis) - наружный слой кожи, образованный эпителиальной тканью. Наружный слой эпидермиса состоит из плотно прилегающих друг к другу погибших клеток, которые способны к постоянному слущиванию. Глубокий слой эпителия состоит из живых клеток, которые содержат пигмент меланин (определяет цвет кожи и защищает организм от лучей солнца, при увеличении образуется загар).
Кроме пигмента меланина существуют белок кератин, создает внешний водоупорный слой кожи и совместно с коллагеном и эластином (белки кожи) придает ей упругость и прочность.
2) Дерма (corium) - второй слой кожи, образованный соединительной тканью, значительно толще наружного. Благодаря дерме наша кожа эластична. Данный слой пронизан кровеносными сосудами, которые питают клетки кожи и участвуют в терморегуляции. И отростками чувствительных нейронов – рецепторами (воспринимают температуру, прикосновения, болевые ощущения). Также к дерме относятся производные кожи - потовые и сальные железы, волосы и ногти.
3) Гиподерма(hipoderma) – третий слой кожи, самый глубокий, связывающий кожу с костями и мышцами. Предохраняет внутренние органы от резких толчков, ушибов. Жировая клетчатка защищает организм от переохлаждения, в ней откладываются запасные питательные вещества – жиры. Кроме того, это энергетическое депо, а также депо крови в организме (см. приложение 1).
1.3. Подросток. Особенности кожи подростка.
Половое созревание — это фаза быстрого роста организма, в конце которой человек достигает репродуктивной зрелости. Этот процесс обычно происходит в возрасте от 10 до 14 лет у девочек и в возрасте от 12 до 16 лет у мальчиков. Переход из тела ребенка во взрослое тело стимулируют половые гормоны. Дисбаланс которых может сопровождаться не совсем приятными физическими и эмоциональными дополнениями: повышенной активностью сальных желез, чрезмерным потоотделением, высыпаниями на лице и теле, головными болями, капризностью и апатичностью.
Гормональные всплески стимулируют производство кожного сала, поэтому большинство подростков имеют жирную кожу, склонную к высыпаниям и акне.
Акне – (угревая болезнь, прыщи) – воспалительное заболевание кожи, характеризующееся гиперактивной работой сальных желез и скоплением выделяемого ими густого кожного сала в устьях волосяных фолликулов. Чаще всего патология не опасна для жизни пациента, но вызывает комплексы. [7] (см. приложение 2).
На картинке представлены наглядно все виды заболевания акне, а также для сравнения здоровая пора человека. Как мы видим, во всех новообразованиях присутствуют бактерии, которые фактически и являются причиной появления непривычных пузырьков на коже (см. приложение 3).
Мы можем увидеть, что секрет, создаваемый сальными железами, при этом заболевании становится густым и закупоривает устья волосяных фолликулов, а активное размножение в образовавшейся замкнутой среде микроорганизмов приводит к воспалению и формированию пустул (пузырьков, наполненный гноем).
Ещё одной особенностью кожного покрова является чрезмерное потоотделение. Железы, внезапно становятся активнее, и они добавляют в пот новые химические вещества, которые усиливают его запах. Специализированные апокринные железы в подмышках теперь выделяют жирный вид пота, который является любимой пищей некоторых бактерий. Когда эти бактерии начинают питаться потом, который выделяется во время активности, жары или стресса, они издают неприятный запах[14].
Также мне хотелось бы выделить еще одну особенность – жирная кожа. Когда дети достигают переходного возраста, мозг начинает вырабатывать гормональный «сигнал» для гипофиза (железа внутренней секреции), чтобы тот в свою очередь производил другие, они же и заставляют организм вырабатывать эстроген и тестостерон. Как раз эти гармоны и побуждают сальные железы создавать большое количество жирового вещества, называемого кожным салом. Кожное сало – это тот жир, который придает лицу блеск, а волосам – вялость.
Причины появления особенностей кожного покрова у подростка.
генетическая предрасположенность;
избыток солнечных лучей;
стрессы;
нарушение правил гигиены кожи, использование агрессивных косметических средств;
особенности питания (частое употребление молочных продуктов, жирных, сладких блюд).
дисбаланс половых гормонов (часто встречаемая причина воспаления у подростков)[7].
Глава 2. Исследование причин появления изменений у кожи подростка.
2.1. Профпробы.
Во время написания моего проекта мне удалось пройти профпробы под руководством заведующей кафедрой гистологии. Появилась возможность поработать с некоторыми видами оборудования, такими как микротом и микроскоп. Микротом - прибор для получения тонких срезов со специально обработанных кусочков органов и тканей растений или животных (ткани заливают в парафин и фиксируют, после срезы окрашивают подходящими красителями) с целью последующей микроскопии.
(см. приложение 4)
Делаю срезы с помощью прибора микротома.
(см. приложение 5)
Рассматриваю кожу человека с помощью микроскопа.
Кроме знакомства с некоторым оборудованием, которые используют гистологи, когда помогают дерматологам определять заболевание, мне с моими одноклассниками удалось побеседовать с самим врачом дерматологом, а также с заместителем главного врача. Они с удовольствием провели с нами беседу, ответили на интересующие нас вопросы, рассказали, что находится в кабинете у каждого врача дерматовенеролога для работы.
(см. приложения 6;7;8;9)
2.2. Причины изменения кожного покрова подростка. Подготовка к составлению буклета.
Для того чтобы узнать ответы на некоторые, интересующие меня аспекты, я провела опросы. Один из них предназначался для подростков (дети с 7-11 класс (см. приложение 10)), а другой для их родителей.
На опрос для подростков ответили 159 обучающихся нашей школы. Можно заметить, что большая часть, а точнее практически 70% школьников, заметили изменения кожного покрова (см. приложение 11), я считаю это подтверждением того, что наступление переходного возраста оказывает влияние на состояние кожи. Хотя, можно отметить, что у крайне малого количества учеников изменения были максимально интенсивными, многие считают, что их высыпания средней активности (см. приложение 12). В этот же момент, можно сказать о том, что практически 83 % опрашиваемых, не обращались к специалисту после обнаружения изменений кожного покрова (см. приложение 13). Я не могу не отметить один из главных вопросов: «какие же факторы влияют на изменение кожи подростка». Часто выбирали 3 варианта из предложенных: чрезмерное употребление сладкого, стресс и менструальный цикл (см. приложение 14).
Перейдем ко 2 опросу. Стоит напомнить, что его проходили родители подростков, а точнее 150 человек. Практически у 60% были проблемы с кожей в подростковом возрасте (см. приложение 15). И тут же можно заметить схожесть с предыдущим опросом. Если проблемы были, то они были средней интенсивности. Оценку «5» проблемам с кожей выбрали лишь 13 человек (см. приложение 16).
Рассмотрим самый главный вопрос. «Какими средствами для ухода за кожей пользуются в подростковом возрасте». Ответов на данный вопрос было много, но мне бы хотелось отметить наиболее часто встречаемые. Зеркалин; хозяйственное мыло; средства с салициловой кислотой; умывание мылом, ромашкой, пенкой; сыворотки; лосьоны; тоники; правильное питание; дегтярное мыло; энзимная пудра; крема; чистка лица; огуречный лосьон; мази (см. приложение 17).
Проведя опросы, я подготовилась к проведению классных часов, составлению буклета и осуществлению опыта. Для опыта я возьму такие средства, как лосьон с салициловой кислотой, ромашку, дегтярное мыло и зеркалин. Кроме средств, которые часто встречались в ответах, в буклеты я включу факторы, которые необходимо по возможности снизить, для улучшения состояния кожи.
2.3. Советы
Для начала, мне бы хотелось заметить, что для каждого человека, подходит индивидуальный уход. Но может быть помогут собранные советы помогут вам в уходе за вашей кожей. Во-первых, необходимо соблюдать личную гигиену постоянно. Грязными руками не трогать лицо, на фалангах пальцев и всей ладошке скапливается огромное количество микробов. Избавиться от прыщей, угрей, черных точек и т.д. может помочь распаривание лица, чистка и протирание каждое утро огуречным лосьоном или же раствором с салициловой кислотой (Салициловая кислота известна в медицине как противовоспалительный компонент).
Как выяснилось, средство от угревой сыпи «Зеркалин» способствует замедлению роста бактерий на лице. От черных точек помогают полоски с углем или же белая глина. Также необходимо увлажнять кожу различными кремами, например детский крем «Лисичка». Если рассматривать исходя из чего, происходят изменения кожного покрова, то можно придерживаться здорового питания или же снизить количество сладкого в рационе. Для улучшения здоровья не только кожи, но и организма в целом можно пропить курс витаминов (лучше по рекомендации врача). Не стоит выдавливать прыщи, потому что после этого воспаления усиливаются, появляются синюшные пятна и рубцы, так же при убирании пустул выделившиеся бактерии загрязняют периферию кожи лица.
Для написания данной главы, были проведены опросы, исходя из которых, я узнала, что для увлажнения кожи лица можно приготовить маску из лесных трав[13].
Рецепт:
Свежие листья одуванчика мелко нарезать (3 столовые ложки)
залить их холодной кипячёной водой (2 чайными ложечками)
добавить тёплый, жидкий мёд (2 столовые ложки)
Если у вас появились изменения с кожным покровом, можно обратиться к специалисту, который посоветует, как лучше ухаживать за вашим типом кожи. Это, наверное, самый важный совет.
По данной главе я составила буклет советов по уходу за кожей
(см. приложение 18) (см. приложение 19)
2.4. Проведение классных часов.
Проведя классные часы у восьмых классов, я выяснила, что ситуация с проблемной кожей всё ещё актуальна (см. приложения 21). Целью разговора с ребятами было повышение осведомленности ребят о проблемах с кожей в подростковом возрасте, предоставление информации о правильном уходе в виде буклетов (см. приложение 20). Мы обсудили причины появления проблем на коже. Например, такие причины, как «переходный возраст», стресс и неправильное питание. Я объяснила ребятам, почему важно избавляться от вредных привычек. Кроме того, рассказала ученикам, что для каждого типа кожи требуется различный уход. Классные часы получились очень информативными и интересными, в первую очередь для ребят. Также я смогла узнать немного новой информации для себя. Ещё после классного часа я попросила учащихся пройти анкету обратной связи. Её анализ я приведу в следующей главе.
2.5. Анализ анкет обратной связи
Как уже было сказано в главе 2.4, в конце проведения классного часа, я попросила учащихся ответить на несколько вопросов из анкеты обратной связи. (см. приложение 22). На анкету ответили 85 восьмиклассников. Из них на первый вопрос 1% учеников отметил минимальную оценку, 28% отметили среднюю оценку (оценка 2, 3, 4) и 71% отметил максимальный балл (см. приложение 23). На вопрос 2А ни один из учеников не выбрал минимальную оценку, 59% отметили среднюю оценку и 41% полностью довольны практической ценностью данного проекта (см. приложение 24). На вопрос о новизне материала мероприятия (вопрос 2Б) 10% учащихся отметили, что они не довольны новизной информации, 58% отметили среднюю оценку, 32% полностью довольны (см. приложение 25). На третий вопрос ни один из восьмиклассников не выбрал минимальную оценку, 19% выбрали среднюю оценку, 79% были полностью довольны (см. приложение 26).
Исходя из анкетирования, мне кажется, что мой разговор с восьмиклассниками прошёл продуктивно.
2.6 Определение эффективных средств ухода за кожей подростков.
Во время написания проекта, мне стало интересно выяснить экспериментальным путем, какое средство лучше справляется с образованием пустул на лице или же с чрезмерным выделением кожного сала.
Для проведения опыта мне понадобятся: 4 чашки Петри, Агар-Агар, Мясной бульон, шприц без иглы, раствор дегтярного мыла, Зеркалин, раствор ромашки, раствор салициловой кислоты.
Действия |
Наблюдения |
1. Приготовим питательную среду для роста будущих бактерий: сварим мясной бульон. |
|
2. Добавим в сваренный бульон агар-агар(5 грамм для 300 мл жидкости), дадим немного остынуть, не доводя до застывания. |
|
3. Перед использованием чашек Петри тщательно вымоем их и продезинфицируем. |
|
4. Разольем по чашкам Петри получившийся раствор в слои по 1 см (см. приложение 27). |
|
5. Соберём с помощью ватной палочки кожное сало с лица и добавим на уже застывшие слои питательных сред. |
. |
6. Оставим на 2 дня около тепла (батареи). |
ПослП После 1 дня нахождения в тепле начал образовываться белый налёт, на 2 день стали четко заметны в питательной среде бактерии (белые выпуклости) (см. приложение 32) |
7. Спустя 2 дня созревания, мной были добавлены растворы: ромашки, салициловой кислоты, дегтярного мыла и Зеркалина. Добавляла примерно по 4 мл с помощью шприца без иголки, оставила на 3-4 дня. |
Спустя некоторое время, были замечены некоторые изменения в чашках Петри. Больше всего удивил результат в чашке с Зеркалином (см. приложение 28), бактерии практически полностью исчезли. С ромашкой (см. приложение 29) бактерии полностью исчезли, но образовалась небольшая жидкость поверх слоя, скорее всего это из-за долгого нахождения в тепле, такой же эффект получился в чашке с раствором дегтярного мыла (см. приложение 30), сверху появились разводы от мыльного раствора. Там, где была салициловая кислота (см. приложение 31) - самый худший результат, с точки зрения исчезновения бактерий. Они не исчезли, появились белые и желтые полосы, также от температуры. Своим экспериментом просто подтвердился тот факт, что салициловую кислоту используют для убирания блеска лица и для того, чтобы меньше образовывалось кожное сало в виде пустул (прыщей). |
8. После окончания опыта бактерии были утилизированы (залиты антисептическим средством) |
Мне кажется, что исходя из моего исследования, можно сделать вывод, что при угревой сыпи или образовании прыщей, скорее всего, больший эффект, направленный в хорошую сторону, будет происходить после действия средства «Зеркалин»
Заключение
В ходе работы над проектом я узнала много нового и интересного. Я познакомились с наукой, которая занимается изучением кожи, выяснила, что дерматология, также изучает строение, физиологические функции, заболевания кожи, методы диагностики и лечения. Узнала, что кожа состоит из 3-х слоев. Первый образован эпителиальной тканью, второй - соединительной, а 3 состоит из жировой клетчатки. Мне удалось выяснить особенности кожного покрова и узнать, что причинами изменений являются: стресс, менструальный цикл и чрезмерное употребление сладкого. Также я провела 2 опроса населения, смогла выяснить, чем пользовались разные поколения в подростковом возрасте, чаще всего пользовались или пользуются, такими средствами, как мази, гели для умываний и лосьоны. С помощью анкетирования создала себе базу для составления буклета советов, которую позже оформила. Поработала с новым для меня оборудованием, таким как микротом и микроскоп, т.е. прошла проф-пробы. Побывала на беседе с дерматологом и заместителем главного врача, получила ответы на интересующие меня вопросы. Опытным путём выяснила, как реагируют с бактериями кожи лица различные средства, какие лучше использовать, как выяснилось лучше использовать такое средство, как «Зеркалин». Можно сделать вывод, что я достигла поставленной цели и выполнила все задачи, стоящие перед мной во время написания проекта.
Работа над проектом показала мне, что есть ещё много материала для исследования, необходимо только желание для его изучения.
Список источников
[1]Анатомия и физиология человека: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / И. В. Гайворонский, Г. И. Ничипорук, А. И. Гайворонский. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2011.
[2]Гистология в вопросах и ответов: Учебное пособие / А. А. Артишевский, В. С. Гайдук, А. С. Леонтюк, Б. А. Слука; Под ред. Б. А. Слуки. – Мозырь: ИД «Белый Ветер», 2001.
[3]Гистология с основами эмбриологии : [Учеб. пособие для пед. ин-тов по биол. спец.] / Ю. П. Антипчук. - Москва : Просвещение, 1983.
[4] Кожные и венерические болезни: учебник / под ред. О.Ю. Олисовой. — М.: Практическая медицина, 2015.
[5]Что скрывает кожа. 2 квадратных метра, которые диктуют, как нам жить / Йаэль Адлер ; [пер. с нем. Т. Юриновой]. – Москва : Эксмо, 2023.
Интернет источники:
[6]Акне: причины, симптомы, лечение -https://polyclinika.ru/tech/akne-prichiny-simptomy-lechenie/
[7]Акне (прыщи) - https://www.smclinic.ru/diseases/pryschi/
[8]Дерматология - https://бмэ.орг/index.php/ДЕРМАТОЛОГИЯ
[9]Дерматология - -https://docdoc.ru/library/dermatologiya/#:~:text=Дерматопатология%20(дерматология)%20–%20это%20раздел,(лечение%20волос%20и%20кожи%20головы)
[10]Кожные и венерические болезни - https://med.wikireading.ru/27293
[11]Лекции по гистологии, цитологии, эмбриологии -https://www.sechenov.ru/upload/iblock/99d/Kurs-lektsiy.pdf
[12]История развития дерматологии -http://vmede.org/sait/?id=Dermatovenerologija_skripkin_2011&menu=Dermatovenerologija_skripkin_2011&page=2
[13]Травяные маски для лица в домашних условиях - https://dzen.ru/a/W4ljWP87jwCq3KIJ
[14] 5 способов, которыми меняется ваша кожа в подростковом возрасте - https://health.howstuffworks.com/skin-care/information/anatomy/5-skin-changes-during-adolescence.htm
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Приложение 10
Приложение 11
Приложение 12
Приложение 13
Приложение 14
Приложение 15
Приложение 16
Приложение 17
Зеркалин |
11 |
Соблюдение правил гигиены |
33 |
Nivea |
2 |
Правильное питание |
11 |
Салициловая кислота |
15 |
Маски |
15 |
Чистка лица |
1 |
Мыло |
21 |
Лосьон |
12 |
Мази |
9 |
Greenini |
1 |
Ромашка |
8 |
Пенки для умывания |
19 |
Крема |
36 |
Увлажнение кожи |
2 |
Скраб |
3 |
Aravia |
2 |
Чистая линия |
1 |
Сыворотки |
10 |
Пудра |
5 |
Гидрофильное масло |
7 |
Витамины |
3 |
Garnier |
1 |
Тоник |
9 |
Пантенол |
3 |
The act |
1 |
Beauty Bomb |
1 |
Приложение 18
Приложение 19
Приложение 20
Приложение 21
Приложение 22
Анкета обратной связи
Пожалуйста, оцените мероприятие, отвечая на предложенные Вам вопросы, по 5 бальной шкале, где 1 – соответствует минимальной оценке, а 5 – максимальной.
1. Общая оценка мероприятия 1 2 3 4 5
2. Насколько материал мероприятия обладает для вас:
А) практической ценностью 1 2 3 4 5
Б) новизной 1 2 3 4 5
3. Оцените качество раздаточных материалов: 1 2 3 4 5
Приложение 23
Приложение 24
Приложение 25
Приложение 26
Приложение 27
Приложение 28
Приложение 29
Приложение 30
Приложение 31
Приложение 32