Определение оптимальных условий микроклимата в классе биологии с помощью цифровой лаборатории и распределение растений в соответствии с ними

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Определение оптимальных условий микроклимата в классе биологии с помощью цифровой лаборатории и распределение растений в соответствии с ними

Сироткина В.С. 1Кульпинова В.В. 1
1ГБОУ ООШ №452 Колпинского района г.Санкт-Петербург
Ермакова Ю.В. 1
1ГБОУ ООШ №452 Колпинского района г.Санкт-Петербург
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность: Создание благоприятной атмосферы для обучения и комфортной обстановки. Подбор именно тех растений, которые подходят под климат именного нашего класса биологии.

Цели: изучить микроклимат в классе, подобрать и распределить растения в соответствии с их экологическими группами

Задачи:

1. Выявить проблематику исследования

2. Изучить соответствующую литературу

3. Изучить микроклимат в классе с помощью цифровой лаборатории

4. Проанализировать полученные результаты

5. Выявить какие растения подходят согласно климатическим условиям

6. Приобрести растения и поставить для комфортной обстановки в классе

7. Сделать выводы

Объект исследования: микроклимат в кабинете биологии.

Предмет исследования: параметры микроклимата в разных точках класса (температура, влажность, освещенности).

Гипотеза: предположим, что для климатических условий нашего класса подходят растения: кактус, антуриум, алоэ вера.

Методы:

1. Теоретические: изучение и анализ литературных источников

2. Опытно-экспериментальный

3. Анализ и сравнение результатов

Новизна исследования (проблема) заключается в том, что в нашем кабинете биологии отсутствуют растения, поскольку здание школы было введено в эксплуатацию лишь в сентябре 2024 года. Наша задача состоит в том, чтобы подобрать растения, гармонично соответствующие их экологическим группам и климатическим условиям, созданным в классе. Это позволит не только обогатить образовательную среду, но и создать живую лабораторию для изучения взаимодействия флоры с окружающей средой.

Глава 1. Теоретическая часть

Для нормально роста и развития растения необходимо свет, воздух, тепло и определенная концентрация химических солей растворенных в воде. Поэтому для того, чтобы обеспечить растению благоприятные условия развития нужно знать микроклимат комнаты, в которой они находятся.

Микроклимат – это комплекс физических факторов внутренней среды помещений, оказывающий влияние на тепловой обмен организма и здоровье человека. Параметрами микроклимата, при которых выполняет работу человек и от которых зависит теплообмен между организмом человека и окружающей средой, являются температура окружающей среды, скорость движения воздуха и влажность (относительная).

Любителю комнатных растений нужно знать о микроклимате своей комнаты, о том, как распределяются в ней свет и тепло и каковы частота и влажность воздуха.

Все комнатные растения следует оберегать от резких колебаний температуры особенно зимой. Свежий воздух необходим растениям, но сквозняки приносят им большой вред. Для нормально роста и развития растения необходимо свет, воздух, тепло и определенная концентрация химических солей растворенных в воде.

Микроклимат в нашем классе соответствует СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Документ устанавливает требования к: температуре воздуха; относительной влажности воздуха; освещенности; и др. показателям. Но в разных точках помещения эти показатели могут немного варьировать и для оптимального роста некоторых растений могут не подходить.

Для измерения показателей микроклимата, мы использовали цифровую лабораторию einstein Tablet+3, планшетный регистратор данных со встроенными датчиками. Цифровая лаборатория (ЦЛ) по биологии представляет возможности для измерения параметров окружающей среды.

Глава 2. Практическая часть

2.1. Измерение.

С помощью цифровой лаборатории мы провели измерения параметров микроклимата в учебном классе: температуры, влажности и освещенности. Измерение проводили на двух планшетах. Исследование проводилось в l3 декабря 2025г. в 12:30.

Для этого на каждом планшете со встроенными датчиками в специализированной программе мы выставили параметры измерения:

- частота замеров – каждые 10 секунд

- время измерения 5 минут

Получили количество измерений – 31

1. Измерили параметры у стены возле раковины (Приложение А). Данные с планшета №1 представлены в таблице1. Данные с планшета №2 представлены в таблице №2.

Таблица 1.

Влажность, %

Температура, °С

Освещенность; лк

1

65,991

23,7

572

2

64,755

23,828

1302

3

62,741

23,903

1342

4

63,45

24,021

1406

5

66,296

24,15

1132

6

66,662

24,29

322

7

67,25

24,408

574

8

67,746

24,515

718

9

67,212

24,611

464

10

66,472

24,729

976

11

66,845

24,847

612

12

69,531

24,955

828

13

72,491

25,04

550

14

72,209

25,18

668

15

72,293

25,351

956

16

70,447

25,469

268

17

69,577

25,609

772

18

68,059

25,748

622

19

66,578

25,845

630

20

64,938

25,941

332

21

63,58

26,005

528

22

62,84

26,081

300

23

62,687

26,145

444

24

61,574

26,209

368

25

62,314

26,242

700

26

61,703

26,306

900

27

61,451

26,333

916

28

60,838

25,349

912

29

62,657

26,435

732

30

65,609

26,445

720

31

63,763

26,531

472

Таблица 2.

Влажность, %

Температура, °С

Освещенность; лк

1

52,861

23,764

572

2

52,113

23,764

1302

3

53,944

23,818

1342

4

58,529

23,882

1406

5

58,651

23,968

1132

6

59,117

24,086

322

7

59,361

24,225

574

8

62,55

24,322

718

9

62,672

24,45

464

10

59,948

24,568

976

11

60,292

24,708

612

12

60,04

24,815

828

13

58,034

24,922

550

14

58,278

25,04

668

15

57,629

25,126

956

16

58,369

25,233

908

17

57,133

25,308

772

18

57,843

25,405

772

19

57,599

25,437

632

20

57,354

25,544

358

21

58,461

25,577

528

22

60,659

25,662

906

23

63,122

25,748

880

24

60,284

25,813

900

25

59,262

25,877

696

26

58,522

25,92

900

27

60,254

26,027

916

28

60,132

26,059

912

29

58,247

26,134

732

30

60,223

26,188

720

31

63,183

26,242

722

2. Измерили параметры микроклимата у окна (Приложение Б).

Данные с планшета №1 представлены в таблице3. Данные с планшета №2 представлены в таблице №4.

Таблица №3.

Влажность, %

Температура, °С

Освещенность; лк

1

46,887

21,501

554

2

47,764

21,533

620

3

48,482

21,608

546

4

49,099

21,64

618

5

49,099

21,683

712

6

48,855

21,726

714

7

48,855

21,726

674

8

48,855

21,769

656

9

48,855

21,812

758

10

48,733

21,834

674

11

48,604

21,866

920

12

48,825

21,898

770

13

48,825

21,876

776

14

48,703

21,951

760

15

49,077

21,93

854

16

49,328

21,973

772

17

49,573

21,994

772

18

49,702

22,027

884

19

49,199

22,037

724

20

50,198

22,048

904

21

49,573

22,08

812

22

49,176

22,112

532

23

49,176

22,134

736

24

49,054

22,123

830

25

47,68

22,187

762

26

48,306

22,155

694

27

49,054

22,209

688

28

49,298

22,23

914

29

49,176

22,241

812

30

49,176

22,273

562

31

48,924

22,295

556

Таблица №4.

Влажность, %

Температура, °С

Освещенность; лк

1

46,886

21,501

654

2

47,766

21,533

620

3

48,482

21,608

646

4

49,1

21,644

618

5

49,1

21,683

714

6

48,855

21,726

714

7

48,856

21,726

674

8

48,855

21,769

666

9

48,855

21,812

758

10

48,733

21,834

774

11

48,604

21,866

920

12

48,825

21,898

870

13

48,825

21,876

776

14

48,703

21,951

760

15

49,077

21,931

854

16

49,328

21,973

872

17

49,573

21,994

872

18

49,702

22,027

884

19

49,199

22,037

724

20

50,198

22,048

904

21

49,573

22,081

812

22

49,176

22,112

632

23

49,176

22,134

736

24

49,054

22,123

830

25

47,681

22,187

862

26

48,306

22,155

694

27

49,054

22,209

688

28

49,298

22,231

914

29

49,175

22,241

812

30

49,176

22,273

862

31

48,925

22,295

856

3. Измерили параметры микроклимата у стены (Приложение В).

Данные с планшета №1 представлены в таблице5. Данные с планшета №2 представлены в таблице №6.

Таблица №5.

Влажность, %

Температура, °С

Освещенность; лк

1

45,498

23,088

610

2

45,743

23,035

746

3

47,108

23,088

780

4

48,352

23,088

798

5

49,313

23,11

776

6

50,113

23,142

784

7

50,557

23,153

790

8

51,175

23,153

766

9

51,671

23,228

762

10

52,167

23,228

764

11

51,549

23,303

736

12

49,565

23,303

582

13

49,687

23,335

788

14

50,557

23,356

778

15

50,183

23,378

790

16

50,651

23,41

780

17

51,526

23,41

788

18

50,9

23,432

772

19

49,908

23,464

772

20

50,282

23,496

776

21

50,282

23,539

782

22

50,282

23,571

766

23

50,656

23,514

778

24

50,129

23,646

796

25

49,908

23,625

794

26

50,007

23,614

786

27

49,634

23,7

776

28

49,511

23,646

762

29

50,252

23,732

766

30

50,252

23,732

742

31

50,129

23,743

812

Таблица№6.

Влажность, %

Температура, °С

Освещенность; лк

1

45,428

23,088

740

2

45,743

23,035

746

3

47,108

23,088

780

4

48,352

23,088

799

5

49,313

23,111

778

6

50,113

23,142

785

7

50,557

23,153

790

8

51,175

23,153

767

9

51,671

23,228

763

10

52,167

23,228

763

11

51,549

23,303

735

12

49,565

23,303

682

13

49,687

23,335

788

14

50,557

23,356

778

15

50,183

23,378

790

16

50,651

23,414

781

17

51,526

23,414

788

18

50,999

23,432

762

19

49,908

23,464

772

20

50,282

23,496

776

21

50,282

23,539

782

22

50,282

23,571

764

23

50,656

23,514

778

24

50,129

23,646

796

25

49,908

23,625

795

26

50,007

23,614

787

27

49,634

23,752

771

28

49,511

23,646

762

29

50,252

23,732

766

30

50,252

23,732

810

31

50,129

23,743

812

2.2. Анализ полученных результатов.

Проанализируем полученные данные, посчитаем среднее арифметическое значение по всем показателям на двух планшетах. Полученные данные внесены в таблицу 7.

Таблица7.

Место измерения

Первые планшет

Второй планшет

Влажность,

%

Температура,

°С

Освещенность,

лк

Влажность,

%

Температура,

С

Освещенность,

лк

У раковины

65,82

25,297

711

58,86

25,084

796

У окна

48,90

21,95

728

48,91

21,95

773

У стены

49,92

23,4

764

49,92

23,39

774

Вывод по таблице 7: полученные результаты на двух планшетах схожи, что указывает на стабильность и надежность показателей в условиях, при которых проводились исследования.

2.3. Изучим, в каких условиях должны произрастать растения: кактус, антуриум, алоэ вера.

Условия, необходимые для успешного выращивания кактуса в домашних условиях:

- Освещение. Большинство кактусов требуют яркого освещения для нормального роста. Идеальным вариантом являются южные окна.  Регулярное вращение кактуса по отношению к источнику света позволяет предотвратить деформацию ствола. Рекомендуемая освещенность 6000-7800 лк.

- Влажность.  Большинство кактусов предпочитает низкую влажность 40% и ниже.  Искусственно поддерживать низкий уровень в помещении можно с помощью хорошей вентиляции и умеренного полива. 

- Температурный режим.  В тёплые месяцы растения развиваются успешно при высоких температурах и низкой влажности, тогда как в зимний период рекомендуется поддерживать температуру на уровне +14–16 градусов. 

Комфортная температура произрастания для алоэ в летний период - 25 °С, в зимний - не менее 15 °С. Алоэ относится к очень светолюбивым видам. Такому растению будут полезны прямые солнечные лучи. Растения алоэ произрастают в засушливых регионах, поэтому они предпочитают среду с низкой влажностью. Лучше всего поддерживать влажность в доме на уровне 30-50% для оптимального роста алоэ. Рекомендуемая освещенность для алоэ 6000-7800 лк.

Антуриум предпочитает высокую влажность 60-70%. Оптимальная температура в период вегетации — 22–28°С, в зимнее время — около 16 градусов. Необходимая интенсивность освещения в пределах 10000—20000 люкс (лк).

Выводы:

Согласно полученным данным, можно сделать вывод, что антуриум и алоэ вера, по климатическим предпочтениям подходят для хорошего произрастания в нашем классе биологии, а кактус - нет. По нашим данным освещенности для произрастания растений недостаточно, поэтому необходимо расположить для растений дополнительный источник света. Исходя из показателей влажности и освещённости, оптимальное размещение растений выглядит следующим образом:

- Антуриум лучше всего поставить у раковины, где влажность составляет около 60%, температура поддерживается на уровне 25°С;

- Алоэ вера предпочтительно расположить у окна или у стены, где влажность достигает 50%, а температура колеблется в пределах 22–23°С.

- Что касается кактуса, полученные данные микроклимата свидетельствуют о неблагоприятных условиях для его произрастания в нашем классе.

Заключение.

В ходе нашего исследования мы тщательно изучили показатели микроклимата в учебном классе чтобы определить их пригодность для выращивания таких растений, как кактус, алоэ вера и антуриум.

Поставленные цели и задачи были успешно достигнуты.

Наша гипотеза подтвердилась в отношении алоэ вера и антуриума: условия класса оказались благоприятными для их произрастания. Однако кактус, требующий более сухого и жаркого микроклимата, не рекомендуется размещать в нашем кабинете биологии.

В дальнейшем мы планируем расширить исследования, изучив пригодность условий для других видов растений, чтобы создать в классе гармоничную и экологически разнообразную среду.

Список литературных источников.

1. Цифровая лаборатория Архимед. Лабораторные работы по биологии. – 2-е издание, испр.и доп. – М.:ИНТ, 2021. -112с.

2. Школьник Ю. К. Растения. Полная энциклопедия [Текст] / Школьник Ю. К. — Москва: ЭКСМО, 2022 — 258 c.

3. Ферма Еxpert: [сайт]. — URL: https://ferma.expert/cvety/kaktus/osobennosti-rasteniya/ (дата обращения: 11.01.2025г)

4. Артфлора: [сайт]. — URL: https://artflora.ru/blog/aloe-vidy-i-uhod-za-cvetkom/ (дата обращения: 11.01.2025г)

Приложение А.

Настраивание программы цифровой лаборатории einstein Tablet+3

Измерение показателей микроклимата учебного кабинета у раковины

Приложение Б.

Измерение показателей микроклимата учебного кабинета у окна.

Приложение В.

Измерение показателей микроклимата учебного кабинета у стены.

Просмотров работы: 26