Введение
Актуальность: Создание благоприятной атмосферы для обучения и комфортной обстановки. Подбор именно тех растений, которые подходят под климат именного нашего класса биологии.
Цели: изучить микроклимат в классе, подобрать и распределить растения в соответствии с их экологическими группами
Задачи:
1. Выявить проблематику исследования
2. Изучить соответствующую литературу
3. Изучить микроклимат в классе с помощью цифровой лаборатории
4. Проанализировать полученные результаты
5. Выявить какие растения подходят согласно климатическим условиям
6. Приобрести растения и поставить для комфортной обстановки в классе
7. Сделать выводы
Объект исследования: микроклимат в кабинете биологии.
Предмет исследования: параметры микроклимата в разных точках класса (температура, влажность, освещенности).
Гипотеза: предположим, что для климатических условий нашего класса подходят растения: кактус, антуриум, алоэ вера.
Методы:
1. Теоретические: изучение и анализ литературных источников
2. Опытно-экспериментальный
3. Анализ и сравнение результатов
Новизна исследования (проблема) заключается в том, что в нашем кабинете биологии отсутствуют растения, поскольку здание школы было введено в эксплуатацию лишь в сентябре 2024 года. Наша задача состоит в том, чтобы подобрать растения, гармонично соответствующие их экологическим группам и климатическим условиям, созданным в классе. Это позволит не только обогатить образовательную среду, но и создать живую лабораторию для изучения взаимодействия флоры с окружающей средой.
Глава 1. Теоретическая часть
Для нормально роста и развития растения необходимо свет, воздух, тепло и определенная концентрация химических солей растворенных в воде. Поэтому для того, чтобы обеспечить растению благоприятные условия развития нужно знать микроклимат комнаты, в которой они находятся.
Микроклимат – это комплекс физических факторов внутренней среды помещений, оказывающий влияние на тепловой обмен организма и здоровье человека. Параметрами микроклимата, при которых выполняет работу человек и от которых зависит теплообмен между организмом человека и окружающей средой, являются температура окружающей среды, скорость движения воздуха и влажность (относительная).
Любителю комнатных растений нужно знать о микроклимате своей комнаты, о том, как распределяются в ней свет и тепло и каковы частота и влажность воздуха.
Все комнатные растения следует оберегать от резких колебаний температуры особенно зимой. Свежий воздух необходим растениям, но сквозняки приносят им большой вред. Для нормально роста и развития растения необходимо свет, воздух, тепло и определенная концентрация химических солей растворенных в воде.
Микроклимат в нашем классе соответствует СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Документ устанавливает требования к: температуре воздуха; относительной влажности воздуха; освещенности; и др. показателям. Но в разных точках помещения эти показатели могут немного варьировать и для оптимального роста некоторых растений могут не подходить.
Для измерения показателей микроклимата, мы использовали цифровую лабораторию einstein Tablet+3, планшетный регистратор данных со встроенными датчиками. Цифровая лаборатория (ЦЛ) по биологии представляет возможности для измерения параметров окружающей среды.
Глава 2. Практическая часть
2.1. Измерение.
С помощью цифровой лаборатории мы провели измерения параметров микроклимата в учебном классе: температуры, влажности и освещенности. Измерение проводили на двух планшетах. Исследование проводилось в l3 декабря 2025г. в 12:30.
Для этого на каждом планшете со встроенными датчиками в специализированной программе мы выставили параметры измерения:
- частота замеров – каждые 10 секунд
- время измерения 5 минут
Получили количество измерений – 31
1. Измерили параметры у стены возле раковины (Приложение А). Данные с планшета №1 представлены в таблице1. Данные с планшета №2 представлены в таблице №2.
Таблица 1.
№ |
Влажность, % |
Температура, °С |
Освещенность; лк |
1 |
65,991 |
23,7 |
572 |
2 |
64,755 |
23,828 |
1302 |
3 |
62,741 |
23,903 |
1342 |
4 |
63,45 |
24,021 |
1406 |
5 |
66,296 |
24,15 |
1132 |
6 |
66,662 |
24,29 |
322 |
7 |
67,25 |
24,408 |
574 |
8 |
67,746 |
24,515 |
718 |
9 |
67,212 |
24,611 |
464 |
10 |
66,472 |
24,729 |
976 |
11 |
66,845 |
24,847 |
612 |
12 |
69,531 |
24,955 |
828 |
13 |
72,491 |
25,04 |
550 |
14 |
72,209 |
25,18 |
668 |
15 |
72,293 |
25,351 |
956 |
16 |
70,447 |
25,469 |
268 |
17 |
69,577 |
25,609 |
772 |
18 |
68,059 |
25,748 |
622 |
19 |
66,578 |
25,845 |
630 |
20 |
64,938 |
25,941 |
332 |
21 |
63,58 |
26,005 |
528 |
22 |
62,84 |
26,081 |
300 |
23 |
62,687 |
26,145 |
444 |
24 |
61,574 |
26,209 |
368 |
25 |
62,314 |
26,242 |
700 |
26 |
61,703 |
26,306 |
900 |
27 |
61,451 |
26,333 |
916 |
28 |
60,838 |
25,349 |
912 |
29 |
62,657 |
26,435 |
732 |
30 |
65,609 |
26,445 |
720 |
31 |
63,763 |
26,531 |
472 |
Таблица 2.
№ |
Влажность, % |
Температура, °С |
Освещенность; лк |
1 |
52,861 |
23,764 |
572 |
2 |
52,113 |
23,764 |
1302 |
3 |
53,944 |
23,818 |
1342 |
4 |
58,529 |
23,882 |
1406 |
5 |
58,651 |
23,968 |
1132 |
6 |
59,117 |
24,086 |
322 |
7 |
59,361 |
24,225 |
574 |
8 |
62,55 |
24,322 |
718 |
9 |
62,672 |
24,45 |
464 |
10 |
59,948 |
24,568 |
976 |
11 |
60,292 |
24,708 |
612 |
12 |
60,04 |
24,815 |
828 |
13 |
58,034 |
24,922 |
550 |
14 |
58,278 |
25,04 |
668 |
15 |
57,629 |
25,126 |
956 |
16 |
58,369 |
25,233 |
908 |
17 |
57,133 |
25,308 |
772 |
18 |
57,843 |
25,405 |
772 |
19 |
57,599 |
25,437 |
632 |
20 |
57,354 |
25,544 |
358 |
21 |
58,461 |
25,577 |
528 |
22 |
60,659 |
25,662 |
906 |
23 |
63,122 |
25,748 |
880 |
24 |
60,284 |
25,813 |
900 |
25 |
59,262 |
25,877 |
696 |
26 |
58,522 |
25,92 |
900 |
27 |
60,254 |
26,027 |
916 |
28 |
60,132 |
26,059 |
912 |
29 |
58,247 |
26,134 |
732 |
30 |
60,223 |
26,188 |
720 |
31 |
63,183 |
26,242 |
722 |
2. Измерили параметры микроклимата у окна (Приложение Б).
Данные с планшета №1 представлены в таблице3. Данные с планшета №2 представлены в таблице №4.
Таблица №3.
№ |
Влажность, % |
Температура, °С |
Освещенность; лк |
1 |
46,887 |
21,501 |
554 |
2 |
47,764 |
21,533 |
620 |
3 |
48,482 |
21,608 |
546 |
4 |
49,099 |
21,64 |
618 |
5 |
49,099 |
21,683 |
712 |
6 |
48,855 |
21,726 |
714 |
7 |
48,855 |
21,726 |
674 |
8 |
48,855 |
21,769 |
656 |
9 |
48,855 |
21,812 |
758 |
10 |
48,733 |
21,834 |
674 |
11 |
48,604 |
21,866 |
920 |
12 |
48,825 |
21,898 |
770 |
13 |
48,825 |
21,876 |
776 |
14 |
48,703 |
21,951 |
760 |
15 |
49,077 |
21,93 |
854 |
16 |
49,328 |
21,973 |
772 |
17 |
49,573 |
21,994 |
772 |
18 |
49,702 |
22,027 |
884 |
19 |
49,199 |
22,037 |
724 |
20 |
50,198 |
22,048 |
904 |
21 |
49,573 |
22,08 |
812 |
22 |
49,176 |
22,112 |
532 |
23 |
49,176 |
22,134 |
736 |
24 |
49,054 |
22,123 |
830 |
25 |
47,68 |
22,187 |
762 |
26 |
48,306 |
22,155 |
694 |
27 |
49,054 |
22,209 |
688 |
28 |
49,298 |
22,23 |
914 |
29 |
49,176 |
22,241 |
812 |
30 |
49,176 |
22,273 |
562 |
31 |
48,924 |
22,295 |
556 |
Таблица №4.
№ |
Влажность, % |
Температура, °С |
Освещенность; лк |
1 |
46,886 |
21,501 |
654 |
2 |
47,766 |
21,533 |
620 |
3 |
48,482 |
21,608 |
646 |
4 |
49,1 |
21,644 |
618 |
5 |
49,1 |
21,683 |
714 |
6 |
48,855 |
21,726 |
714 |
7 |
48,856 |
21,726 |
674 |
8 |
48,855 |
21,769 |
666 |
9 |
48,855 |
21,812 |
758 |
10 |
48,733 |
21,834 |
774 |
11 |
48,604 |
21,866 |
920 |
12 |
48,825 |
21,898 |
870 |
13 |
48,825 |
21,876 |
776 |
14 |
48,703 |
21,951 |
760 |
15 |
49,077 |
21,931 |
854 |
16 |
49,328 |
21,973 |
872 |
17 |
49,573 |
21,994 |
872 |
18 |
49,702 |
22,027 |
884 |
19 |
49,199 |
22,037 |
724 |
20 |
50,198 |
22,048 |
904 |
21 |
49,573 |
22,081 |
812 |
22 |
49,176 |
22,112 |
632 |
23 |
49,176 |
22,134 |
736 |
24 |
49,054 |
22,123 |
830 |
25 |
47,681 |
22,187 |
862 |
26 |
48,306 |
22,155 |
694 |
27 |
49,054 |
22,209 |
688 |
28 |
49,298 |
22,231 |
914 |
29 |
49,175 |
22,241 |
812 |
30 |
49,176 |
22,273 |
862 |
31 |
48,925 |
22,295 |
856 |
3. Измерили параметры микроклимата у стены (Приложение В).
Данные с планшета №1 представлены в таблице5. Данные с планшета №2 представлены в таблице №6.
Таблица №5.
№ |
Влажность, % |
Температура, °С |
Освещенность; лк |
1 |
45,498 |
23,088 |
610 |
2 |
45,743 |
23,035 |
746 |
3 |
47,108 |
23,088 |
780 |
4 |
48,352 |
23,088 |
798 |
5 |
49,313 |
23,11 |
776 |
6 |
50,113 |
23,142 |
784 |
7 |
50,557 |
23,153 |
790 |
8 |
51,175 |
23,153 |
766 |
9 |
51,671 |
23,228 |
762 |
10 |
52,167 |
23,228 |
764 |
11 |
51,549 |
23,303 |
736 |
12 |
49,565 |
23,303 |
582 |
13 |
49,687 |
23,335 |
788 |
14 |
50,557 |
23,356 |
778 |
15 |
50,183 |
23,378 |
790 |
16 |
50,651 |
23,41 |
780 |
17 |
51,526 |
23,41 |
788 |
18 |
50,9 |
23,432 |
772 |
19 |
49,908 |
23,464 |
772 |
20 |
50,282 |
23,496 |
776 |
21 |
50,282 |
23,539 |
782 |
22 |
50,282 |
23,571 |
766 |
23 |
50,656 |
23,514 |
778 |
24 |
50,129 |
23,646 |
796 |
25 |
49,908 |
23,625 |
794 |
26 |
50,007 |
23,614 |
786 |
27 |
49,634 |
23,7 |
776 |
28 |
49,511 |
23,646 |
762 |
29 |
50,252 |
23,732 |
766 |
30 |
50,252 |
23,732 |
742 |
31 |
50,129 |
23,743 |
812 |
Таблица№6.
№ |
Влажность, % |
Температура, °С |
Освещенность; лк |
1 |
45,428 |
23,088 |
740 |
2 |
45,743 |
23,035 |
746 |
3 |
47,108 |
23,088 |
780 |
4 |
48,352 |
23,088 |
799 |
5 |
49,313 |
23,111 |
778 |
6 |
50,113 |
23,142 |
785 |
7 |
50,557 |
23,153 |
790 |
8 |
51,175 |
23,153 |
767 |
9 |
51,671 |
23,228 |
763 |
10 |
52,167 |
23,228 |
763 |
11 |
51,549 |
23,303 |
735 |
12 |
49,565 |
23,303 |
682 |
13 |
49,687 |
23,335 |
788 |
14 |
50,557 |
23,356 |
778 |
15 |
50,183 |
23,378 |
790 |
16 |
50,651 |
23,414 |
781 |
17 |
51,526 |
23,414 |
788 |
18 |
50,999 |
23,432 |
762 |
19 |
49,908 |
23,464 |
772 |
20 |
50,282 |
23,496 |
776 |
21 |
50,282 |
23,539 |
782 |
22 |
50,282 |
23,571 |
764 |
23 |
50,656 |
23,514 |
778 |
24 |
50,129 |
23,646 |
796 |
25 |
49,908 |
23,625 |
795 |
26 |
50,007 |
23,614 |
787 |
27 |
49,634 |
23,752 |
771 |
28 |
49,511 |
23,646 |
762 |
29 |
50,252 |
23,732 |
766 |
30 |
50,252 |
23,732 |
810 |
31 |
50,129 |
23,743 |
812 |
2.2. Анализ полученных результатов.
Проанализируем полученные данные, посчитаем среднее арифметическое значение по всем показателям на двух планшетах. Полученные данные внесены в таблицу 7.
Таблица7.
Место измерения |
Первые планшет |
Второй планшет |
||||
Влажность, % |
Температура, °С |
Освещенность, лк |
Влажность, % |
Температура, С |
Освещенность, лк |
|
У раковины |
65,82 |
25,297 |
711 |
58,86 |
25,084 |
796 |
У окна |
48,90 |
21,95 |
728 |
48,91 |
21,95 |
773 |
У стены |
49,92 |
23,4 |
764 |
49,92 |
23,39 |
774 |
Вывод по таблице 7: полученные результаты на двух планшетах схожи, что указывает на стабильность и надежность показателей в условиях, при которых проводились исследования.
2.3. Изучим, в каких условиях должны произрастать растения: кактус, антуриум, алоэ вера.
Условия, необходимые для успешного выращивания кактуса в домашних условиях:
- Освещение. Большинство кактусов требуют яркого освещения для нормального роста. Идеальным вариантом являются южные окна. Регулярное вращение кактуса по отношению к источнику света позволяет предотвратить деформацию ствола. Рекомендуемая освещенность 6000-7800 лк.
- Влажность. Большинство кактусов предпочитает низкую влажность 40% и ниже. Искусственно поддерживать низкий уровень в помещении можно с помощью хорошей вентиляции и умеренного полива.
- Температурный режим. В тёплые месяцы растения развиваются успешно при высоких температурах и низкой влажности, тогда как в зимний период рекомендуется поддерживать температуру на уровне +14–16 градусов.
Комфортная температура произрастания для алоэ в летний период - 25 °С, в зимний - не менее 15 °С. Алоэ относится к очень светолюбивым видам. Такому растению будут полезны прямые солнечные лучи. Растения алоэ произрастают в засушливых регионах, поэтому они предпочитают среду с низкой влажностью. Лучше всего поддерживать влажность в доме на уровне 30-50% для оптимального роста алоэ. Рекомендуемая освещенность для алоэ 6000-7800 лк.
Антуриум предпочитает высокую влажность 60-70%. Оптимальная температура в период вегетации — 22–28°С, в зимнее время — около 16 градусов. Необходимая интенсивность освещения в пределах 10000—20000 люкс (лк).
Выводы:
Согласно полученным данным, можно сделать вывод, что антуриум и алоэ вера, по климатическим предпочтениям подходят для хорошего произрастания в нашем классе биологии, а кактус - нет. По нашим данным освещенности для произрастания растений недостаточно, поэтому необходимо расположить для растений дополнительный источник света. Исходя из показателей влажности и освещённости, оптимальное размещение растений выглядит следующим образом:
- Антуриум лучше всего поставить у раковины, где влажность составляет около 60%, температура поддерживается на уровне 25°С;
- Алоэ вера предпочтительно расположить у окна или у стены, где влажность достигает 50%, а температура колеблется в пределах 22–23°С.
- Что касается кактуса, полученные данные микроклимата свидетельствуют о неблагоприятных условиях для его произрастания в нашем классе.
Заключение.
В ходе нашего исследования мы тщательно изучили показатели микроклимата в учебном классе чтобы определить их пригодность для выращивания таких растений, как кактус, алоэ вера и антуриум.
Поставленные цели и задачи были успешно достигнуты.
Наша гипотеза подтвердилась в отношении алоэ вера и антуриума: условия класса оказались благоприятными для их произрастания. Однако кактус, требующий более сухого и жаркого микроклимата, не рекомендуется размещать в нашем кабинете биологии.
В дальнейшем мы планируем расширить исследования, изучив пригодность условий для других видов растений, чтобы создать в классе гармоничную и экологически разнообразную среду.
Список литературных источников.
1. Цифровая лаборатория Архимед. Лабораторные работы по биологии. – 2-е издание, испр.и доп. – М.:ИНТ, 2021. -112с.
2. Школьник Ю. К. Растения. Полная энциклопедия [Текст] / Школьник Ю. К. — Москва: ЭКСМО, 2022 — 258 c.
3. Ферма Еxpert: [сайт]. — URL: https://ferma.expert/cvety/kaktus/osobennosti-rasteniya/ (дата обращения: 11.01.2025г)
4. Артфлора: [сайт]. — URL: https://artflora.ru/blog/aloe-vidy-i-uhod-za-cvetkom/ (дата обращения: 11.01.2025г)
Приложение А.
Настраивание программы цифровой лаборатории einstein Tablet+3
Измерение показателей микроклимата учебного кабинета у раковины
Приложение Б.
Измерение показателей микроклимата учебного кабинета у окна.
Приложение В.
Измерение показателей микроклимата учебного кабинета у стены.