Природное экологическое состояние

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Природное экологическое состояние

Артемьев А.В. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "СОШ№1 им. Героя Советского Союза П.В.Масленникова ст. Архонская"
Габанова З.В. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "СОШ№1 им. Героя Советского Союза П.В.Масленникова ст. Архонская"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Представленный Вашему вниманию аналитический труд сосредоточен на теме «Природное экологическое состояние» в контексте всеобъемлющего мониторинга.

Цель данного исследования – выявить ключевые вызовы, существующие в сфере природоохранной деятельности, и внести вклад в повышение качества жизни граждан через укрепление экоустойчивости нашей Республики. Позвольте обратить внимание: корни экологических проблем уходят глубоко – в состояние «природы души». Эти уровни тесно переплетены, формируя единую цепочку взаимодеструкции или созидательности, когда душа загрязняется равнодушием и потребительством, неизбежно следует деградация природного окружения. Эта идея заставила задуматься: почему в общественном дискурсе доминирует лишь «экология окружающей среды», тогда как экологические аспекты человеческой сущности остаются маргинализированными?

Актуальность исследования обусловлена:

- Критическим состоянием глобальной экосистемы, вызванным интенсивной антропогенной деятельностью.

- Экономическими процессами, которые бездумно разрушают природные ресурсы: обезлесенные территории, загрязненные водоемы и почвы становятся жертвами неумеренного роста экономики. [5]

Взаимосвязь очевидна – потребительское отношение к окружающему миру порождает «внутреннее» загрязнение: упадок нравственности, нарушение личной экологии человека и серьезные проблемы со здоровьем. Современная наука подтверждает прямую связь между 80% заболеваний и состоянием окружающей среды это – тревожный звоночек к переосмыслению нашего отношения с природой: пора осознать, что человек не господин над ней, а её органическая составляющая.

Пришло время для глубокого рефлексирования и корректировки подходов в экологической политике – от внешних мер до внутреннего преобразования сознания каждого индивида...[7]

Гипотеза;

В нашей стране охрана природы является делом государственной важности. Все мы должны бережно относиться к природе, ко всему живому, соблюдать определенные правила поведения. Этому нужно учиться, этому нужно учить!  Учить любить, беречь и защищать природу нужно с детства, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей среде, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго (а порой на всю жизнь) остаются в памяти человека.

 «Человек должен жить в согласии с природой, человек не рождается с этим чувством, его надо в себе воспитать». В. Бианки. 

Цель: формировать экологическую культуру и экологическую грамотность. Привлечь внимание людей к значимости экологических проблем.

Основные задачи проекта:

  • познакомить с материалами о загрязнении окружающей среды;

  • сформировать активную жизненную позицию, направленную на защиту, бережное отношение к природе;

  • показать взаимосвязь экологии природы и экологию человека в комплексном понимании;

  • воспитывать экологически грамотное поведение, показать взаимодействие всех    живых объектов.

Объект исследования: Окружающая среда

Дата исследования: Лето, осень 2024

Методы исследования:

  • Исследование научно-публицистической литературы;

  • Социологический опрос, анкетирование, наблюдение, анализ литературы;

  • Сбор информации;

  • Обобщение полученных результатов;

Ожидаемый результат:

  • повышение экологической грамотности, развитие умственных способностей, которые проявляются в умении анализировать и делать выводы;

  • проявление у людей желания общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

  • формирование основ экологической культуры, в котором сочетаются качества нравственности, коммуникативных навыков, образного мышления, творческих способностей;

  • приходит понимание в необходимости заботливого и созидательного отношения к себе, своему здоровью и к окружающему миру.

Глава 1. Экологические проблемы вокруг нас.

    1. Экология и мы.

Если экология – это наука об условиях существования всего живого в окружающем мире, включая взаимоотношения и охрану природы и человека, то предметом комплексной экологии может являться охрана внутреннего мира человека, забота о чистоте и развитии души.  [6] Как о природе, так и о душе человека написано много стихотворений и рассказов.

Вот, что сказано в стихах Сергея Острового:

Человек - он ведь тоже природа,
Он ведь тоже закат и восход.
И четыре в нем времени года,
И особый в нем музыки ход.
И особое таинство цвета,
То с жестоким, то с добрым огнем.
Человек - он зима, или лето,
Или осень с грозой и дождем.
Все вместил в себя - версты и время,
И от атомных бурь он ослеп.
Человек - он и почва, и семя,
И сорняк среди поля, и хлеб.
И какая в нем брезжит погода?
Сколько в нем одиночества? Встреч?
Человек - он ведь тоже природа -
Так давайте природу беречь!

В начале XXI века, неожиданно для самих себя, мы оказались в уникальной роли: одновременно являясь очевидцами и активными участниками глобальных трансформаций на планете. [3] Природа-опекуньша щедро дарует нам дары жизни: свет солнца, воздуха, питательную землю с её необозримыми богатствами – от лесов до подземного углеводородного изобилия (нефть и газ), ископаемых. Она заботится о нас как любящая мать, готовая на жертвы ради благополучия своих детей.

Представьте путешествие в прошлое – к временам без машинных заводов и цифровой эры, где не существовало высоток и современной инфраструктуры. Тогда люди чтили природу как священное дарование, с трепетом относились к окружающему миру, воздавали почести стихиям: Солнцу, Земле водным божествам.

Однако в эпоху нанотехнологий мы стали свидетелями утраты гармонии. Миллионы тонн ископаемых – нефти, газа и углей – извлекаются безудержно, загрязняя атмосферу ядовитым смогом, реки превращая в отравленные потоки.

Реки Северной Осетии страдают особенно: Терек с его притоками (Ардон, Урух), Гизельдон и Геналдон, Фиагдон, Урсдон – все они несут на себе тяжесть человеческой беспечности. Особенно тревожно состояние Сунжи и Камбилеевки: эти реки стали яркими примерами антропогенного воздействия. Заводы и города вблизи берегов, бездумное потребление природных ресурсов – вот цена нашего прогресса. [3]

Возвращаясь к Тереку, его 175-километровому пути по республике, мы видим отражение всей трагедии: реки теряют свою первозданную чистоту и силу. И это лишь одно из многих напоминаний о том, что природа – не безграничный источник для бесконечного потребления. Возвращаясь к Тереку, его 175-километровому пути по республике, мы видим отражение всей трагедии: реки теряют свою первозданную чистоту и силу.

И это лишь одно из многих напоминаний о том, что природа – не безграничный источник для бесконечного потребления. Основные источники обогащения Терека в его притоках - это многоводные реки Камбилеевка и Сунжа, которые активно подпитывают водную сеть региона. Ключевые факторы загрязнения водных ресурсов – промышленное развитие, жилищно-коммунальная инфраструктура (включая выбросы) и сельское хозяйство. Несмотря на возможность точного учета локальных загрязнителей, многообразие распыленных источников от сельскохозяйственной деятельности и других видов воздействия затрудняет их эффективное регулирование. [3]

Проблематика особенно актуальна для животноводческих комплексов и ферм в бассейне Терека: отсутствие обваловки, жижесборников способствует прямому попаданию биогенных элементов (включая азотные и фосфорные соединения) в водоемы. Кроме того, навоз содержит тяжелые металлы – преимущественно медь и цинк из кормов для животных.

В условиях недостаточного увлажнения негативное влияние оказывают возвратные воды орошения: их объем превышает суммарный вклад бытовых и промышленных сточных вод, усиливая минерализацию речной системы. Экономическая и экологическая стабильность требует комплексного подхода к защите как урожая, так и водной среды на уровне источников загрязнения. Однако до сих пор остается нерешенным вопрос адекватной охраны водных объектов от промышленных выбросов и коммунальных стоков. В зонах с недостаточным увлажнением, где расположены животноводческие хозяйства вблизи рек и ручьев, ситуация усугубляется смывом навоза дождями. Это приводит к дополнительному загрязнению почвы тяжелыми металлами и органическими соединениями. [1]

Таким образом, для обеспечения качества водных ресурсов необходимо не только строгое соблюдение норм в сельском хозяйстве, но и активные меры по снижению воздействия промышленности и коммунальных систем на окружающую среду. [6]

  Воды бассейна реки Гизельдон подвержены естественному влиянию выходов на поверхность минеральных источников; отрицательно влияют на воды реки базы отдыха, предприятий и учреждений города Владикавказ. Загрязняется река органическими и взвешенными веществами, смываемыми дождями с сельхозугодий, стоками животноводческих ферм.

Не исключается поступление загрязнений с действующих карьерных хозяйств и со свалки г. Владикавказа, расположенной в истоке р. Черная. К устью, воды реки приобретают класс «умеренно грязных вод». Превалируют: растворенный кислород, медь, цинк, азот аммония, нефтепродукты. Антропогенное загрязнение поверхностных вод реки Гизельдон и ее притоков обусловлено наличием большого количества животноводческих ферм и мелких предприятий сельскохозяйственного назначения.[4]
Человек бездумно загрязняет природу: выпил баночку сока или съел шоколадку, а мусор выбрасывает себе под ноги. Более 80 процентов лесных пожаров происходит из-за людской невнимательности. Давайте подумаем. Неужели мы настолько стали черствы и безжалостны, грубы и беспощадны, что не ценим того, что даровано нам Богом?

Представьте, одним утром мы проснемся и не увидим яркого солнца, растений и животных. Что с нами тогда будет?..

Природа и человек — единое целое, а значит, разрушая природу, человек разрушает и самого себя.

А ведь природа укрепляет нашу жизнь. Она доставляет нам много радости. С каким удовольствием мы слушаем пение птиц, журчанье ручейка, таинственный шепот леса, с наслаждением любуемся раздолью полей, зеркальной гладью рек и озер или величественными громадами гор. [5]

Все это нам щедро дает планета Земля, а взамен просит только бережного и доброго отношения к сохранению природы, что является главным условие дальнейшего существования и развития цивилизации.

Сегодня ведутся споры об использовании ресурсов природы, поэтому мы должны научится не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять её и приумножать её богатства

По-моему, если каждый из нас будет соблюдать чистоту в среде своего обитания, мир станет намного лучше и краше. Уверена, человек опомнится и не допустит разрушения планеты, а значит, и жизни.

    1. Охрана природы, чтобы нам жить в гармонии с природой.

От рождения каждому человеку предназначаются естественные права: жизнь, свобода и стремление к подлинному благополучию. Эти основополагающие принципы крепко укоренились в Конституции Российской Федерации. В рамках жизненного пути человек реализует своё право на здоровый образ жизни, отдых, защиту здоровья, экологически чистую среду обитания и труд при соблюдении норм безопасности и гигиены. Экостратегия России сосредоточена вокруг охраны природы с целью её оздоровления. Это включает рациональное использование ресурсов, их возобновление, а также сохранение и развитие социума для обеспечения нормальной жизнедеятельности граждан и экологической стабильности страны. [1]

Для решения насущных природоохранных задач возникают различные фонды и организации:

- Всероссийское общество охраны природы (ВООП), активно занимающееся экообразованием населения, пропагандой осознанного образа жизни;

- Международная организация «Гринпис», с 1967 года выступающая против ядерных испытаний и загрязнения окружающей среды; [6]

- Всемирный фонд по охране животных. Неотъемлемым звеном в этой цепи являются волонтёры – энтузиасты, которые на безвозмездной основе участвуют в защите природы. Они не только непосредственно заботятся о ней, но и мотивируют тысячи людей к активным действиям по решению экологических проблем для создания гармоничного сосуществования с окружающим миром. [2]

Вспомним: наша ответственность перед природой – это не просто слова. Беречь её – значит беречь своё будущее, ведь забота о ней напрямую связана с благополучием каждого из нас!

1.3 Экология природы начинается с экологии самого человека.


Изрекал К. Зелинский: "Согласно природе человека – его душа в явном отображении".

Истоки благой сущности пробудим:

Природы сердцем коснуться,

Восхититься, познать,

Любовью к миру наполниться!

Мечтаем о земле цветущей,

Где дети словно маков роща.

Экология – не лишь наука строгая,

А часть души живая и щедрая.

Душа ведает мораль, этику слышит зов совести. Осознание заботы об себе, ближних, природе – вот ключ к гармонии личной и вселенной вокруг. Кто осознаёт это, разрушения избегает: неприятно станут ему грехи.

Формируют души:

Доброта,

Терпимость,

Воспитание,

Любовь,

Взаимопомощь,

Культура

И стремленье к совершенству внутреннему.

"Человеческая душа – цветок благородный", - утверждается в мудрых словах.

Основы "Экологии человека":

- Благодарность, что признательность за добро проявляет;

- Благожелательность и приветливость искренняя;

- Благородство – нравственное величие безупречное,

Честности пример, интересов личных пренебрежение

и совести открытость;

Благотворительность:

Помощь бескорыстная нуждающимся.

Вежливость – учтивость и воспитанность в каждом дне.

Для осознания ценностей важных,

Человеку стоит часто вопрошать себя: "Какие цели, на самом деле, мне дороги? Будет ли это значимо спустя время?"

Высокая духовность и нравственность – богатство неподкупное. Сенека мудро гласил: "Величие души должно быть свойством каждого человека".

Глава 2.    Исследовательская часть

2.1 Результаты социологического опроса

Исследовательская работа проходила в несколько этапов.

Мы провели исследование в форме соцопроса и анкетирования учащихся с целью выяснения общественного мнения по теме: «Экологии природы» «Комплексный мониторинг», их осведомленности об экологической ситуации.

Всего в исследовании приняло участие 44 учащихся

Анкета содержала в себе 10 вопросов и имела следующий вид:

1.Как вы думаете, актуальна ли проблема загрязнения экологии?

2.Кто, по вашему мнению, виноват в возникновении этой проблемы?

3.Можете ли Вы дать определение экологии природы?

4.Влияет ли загрязнение экологии на поведение и здоровье человека?

5.Коснулась ли эта проблема Вас или Ваших близких, друзей, знакомых?

6. Как Вы думаете, что такое «экология души»?

7. Какая взаимосвязь между экологией природы и экологией души.

8.Участвовали ли Вы в общественных работах по очищению природы?

9. Какие организации Вы знаете по охране природы?

10.Ваши предложения - как можно решить проблему?

Для того, чтобы ответы давались максимально честными, анкетирование проводилось анонимно. Далее проводился подсчёт ответов и составление статистических диаграмм. Результаты сравнивались и анализировались.

Результаты социального опроса:

  1. Как вы думаете, актуальна ли проблема загрязнения природы в Вашем городе?

Да- 95,5%

Нет- 4,5%

Не знаю -0 %

  1. Кто, по вашему мнению, виноват в возникновении этой проблемы?

Человек- 100 %

Природа – 0 %

  1. Можете ли Вы дать определение экологии природы?

Экология – это наука об условиях существования всего живого в мире, включая взаимоотношения и охрану природы и человека.

Верно- 93,1%

Неверно-6,9 %

4.Влияет ли загрязнение экологии на поведение и здоровье человека?

Да- 97,7%

Нет- 2,3%

Не знаю- 0%

  1. Коснулась ли эта проблема Вас или Ваших близких, друзей, знакомых?

Да ― 34,1%
Нет ― 38,6%

Не знаю - 27,3%

6. Как Вы думаете, что такое «экология души»?

Чистота души - 47,7 %

Чистота природы – 9,09%

Чистота души и природы – 43,1 %

7. Знаете ли Вы, какая взаимосвязь между экологией природы и экологией души.

Верно – 72,7 %

Неверно- 27,3%

8.Участвовали ли Вы в общественных работах по очищению природы?

Да- 69,5%

Нет- 29,5%

9. Какие организации Вы знаете по охране природы?

Общества по охране животных- 56,8%

Организация по охране природы;

Фонд дикой природы;

10.Ваши предложения - как можно решить проблему?

Не загрязнять природу- 41,8 %

Экологическое воспитание детей – 27,2%

Изменение законов по экологии природы – 31%

2.2. Участия учащихся в экологическом воспитании.

В нашем учреждении проводится большая работа по экологическому воспитанию, профилактике вредных привычек, пропаганде здорового образа жизни.

Все мы принимаем активное участие в уборке территории, субботниках. С удовольствием работаем на огороде, выращиваем овощи, собираем урожай, радуемся результатам нашего труда. Участвуем в различный мероприятиях, посвященным бережному отношению к окружающей среде. Наша школа ежегодно принимает участие в разнообразных экологических мониторингах, экологических диктантах, конкурсах, что тоже приводит к воспитанию подрастающего поколения грамотному и бережному отношению к окружающей среде.

Выводы по главе II

Исследования, основанные на социологических опросах и наблюдений за учащимися, выявили 100% одобрение инициатив в области охраны природы. Подверженность экологическому осознанию среди школьников очевидна: подопечные знакомы с понятиями как "экология природы", так и более тонкими аспектами, связанными с "экологией души".

Однако понимание взаимосвязи этих двух составляющих остается недостаточным. Большинство учеников испытывает неопределённость относительно глубины проблемы экологии души.

Особую сложность представляют вопросы о значимости и путях решения проблем, связанных с экологией человека; это указывает на пробелы в осведомлённости учащихся. Многие подростки не только недостаточно информированы об этих аспектах, но даже не рассматривали их ранее.

В свете полученных данных актуальным представляется разработка и внедрение следующих мер:

- Организация творческих проектов;

- Проведение тематических выставок в библиотеках;

- Регулярное проведение занятий, направленных на углубление понимания экологии души.

Таким образом, исследование подчёркивает особую актуальность проблемы для молодёжи современного общества.

Заключение

Проект «Экология природы: комплексный мониторинг» успешно расширил не только теоретические знания учащихся об экологии, но и сформировал практические навыки применения этих знаний в повседневной жизни, что особенно важно. Открытие взаимозависимости человека с природой через физиологические потребности до духовных аспектов стало ключевым моментом исследования.

Лично убеждён: взаимодействие с окружающим миром требует бережного отношения ко всему живому и соблюдения экологических норм, что должно стать предметом систематического обучения.

Гипотеза о необходимости осознанной заботы о природе полностью подтвердилась – каждый из нас не просто нуждается в ней, но и обязан активно участвовать в её сохранении на основе приоритета общечеловеческих ценностей.

В результате проведенных исследований я пришел к следующим выводам: моя гипотеза полностью подтвердилась: Все мы должны бережно относиться к природе, ко всему живому, соблюдать определенные правила поведения на природе. Этому нужно учиться, этому нужно учить!  

 Чтобы сохранить удивительный и многообразный мир природы нужно знать его и любить всем сердцем. И мы все должны приложить совместные усилия, чтобы сохранить его. Данный проект изменил мое мировоззрение. Сейчас мне 15 лет. Но я знаю точно, что не хочу и никогда не буду равнодушен к проблемам экологии природы» (вода, воздух, почва…) Я постараюсь делать добрые поступки, активно участвовать в актуальных проектах, конкурсах, акциях, форумах, направленных убеждать людей ценить природу и беречь наше здоровье.

Я считаю, если мы хотим красивой природы вокруг, то сначала нужно начать с себя.

Я понял главное, что любовь к природе – это великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее.

И тогда мы все вместе сможем спасти нашу планету. Я искренне верю в это и считаю, что многие меня поддержат в этом решении!

Список литературы:


1..Михеев А.В., Константинов В.М. Охрана природы: учеб. для ССУЗ / — М. : Высш. шк., 1986 — 256 с.

2. Охрана природы: справочник / К.П. Митрошкин и др.; Под ред. К.П. Митрошкина — М.: Агропромиздат, 1987 — 269 с.

3. Денисова, Л. А. Экологическая культура и экологические потребности как препятствия на пути к потребительскому отношению к природе и обществу / Л. А Денисова // Гуманитарные практики в современном социуме: модернизация и глобализация: сборник научных трудов. - СПб. : Изд-во Политех. Ун-та, 2011.- С.410- 412.

4. Кленин, П. В.Образовательно-воспитательные начала в системе Российского образования XXΙ века / П. В. Кленин // Аксиология массовой культуры: материалы XXΙ международной конференции «Ребёнок в современном мире. Детство и массовая культура 2.- СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та, 2014. - С. 485-488.

5. Губарева Л.И., Мизирева О.М., Чурилова Т.М. Экология человека. Изд-во ВЛАДОС, 2003, - С. 18-21.

6. Дотто Л. Планета Земля в опасности. Изд-во «Мир» 1998 С- 43-45

7. Городецкая Н.А. Природе - заботу молодых Изд-во Лесная промышленность 1993

С. 8-13

Приложение

Рис.1 Поймо реки Гизельдон

Рис.2 Поймо реки Гизельдон

Рис.3-5 ст. Архонская

Рис. 6 Русло реки Терек

Рис.7-10 Сбор макулатуры и батареек в МБОУ СОШ 1 ст. Архонская

Рис.11 Соц.опрос учащихся школы МБОУ СОШ 1 ст. Архонская

Просмотров работы: 23