Введение
Представленный Вашему вниманию аналитический труд сосредоточен на теме «Природное экологическое состояние» в контексте всеобъемлющего мониторинга.
Цель данного исследования – выявить ключевые вызовы, существующие в сфере природоохранной деятельности, и внести вклад в повышение качества жизни граждан через укрепление экоустойчивости нашей Республики. Позвольте обратить внимание: корни экологических проблем уходят глубоко – в состояние «природы души». Эти уровни тесно переплетены, формируя единую цепочку взаимодеструкции или созидательности, когда душа загрязняется равнодушием и потребительством, неизбежно следует деградация природного окружения. Эта идея заставила задуматься: почему в общественном дискурсе доминирует лишь «экология окружающей среды», тогда как экологические аспекты человеческой сущности остаются маргинализированными?
Актуальность исследования обусловлена:
- Критическим состоянием глобальной экосистемы, вызванным интенсивной антропогенной деятельностью.
- Экономическими процессами, которые бездумно разрушают природные ресурсы: обезлесенные территории, загрязненные водоемы и почвы становятся жертвами неумеренного роста экономики. [5]
Взаимосвязь очевидна – потребительское отношение к окружающему миру порождает «внутреннее» загрязнение: упадок нравственности, нарушение личной экологии человека и серьезные проблемы со здоровьем. Современная наука подтверждает прямую связь между 80% заболеваний и состоянием окружающей среды это – тревожный звоночек к переосмыслению нашего отношения с природой: пора осознать, что человек не господин над ней, а её органическая составляющая.
Пришло время для глубокого рефлексирования и корректировки подходов в экологической политике – от внешних мер до внутреннего преобразования сознания каждого индивида...[7]
Гипотеза;
В нашей стране охрана природы является делом государственной важности. Все мы должны бережно относиться к природе, ко всему живому, соблюдать определенные правила поведения. Этому нужно учиться, этому нужно учить! Учить любить, беречь и защищать природу нужно с детства, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей среде, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго (а порой на всю жизнь) остаются в памяти человека.
«Человек должен жить в согласии с природой, человек не рождается с этим чувством, его надо в себе воспитать». В. Бианки.
Цель: формировать экологическую культуру и экологическую грамотность. Привлечь внимание людей к значимости экологических проблем.
Основные задачи проекта:
познакомить с материалами о загрязнении окружающей среды;
сформировать активную жизненную позицию, направленную на защиту, бережное отношение к природе;
показать взаимосвязь экологии природы и экологию человека в комплексном понимании;
воспитывать экологически грамотное поведение, показать взаимодействие всех живых объектов.
Объект исследования: Окружающая среда
Дата исследования: Лето, осень 2024
Методы исследования:
Исследование научно-публицистической литературы;
Социологический опрос, анкетирование, наблюдение, анализ литературы;
Сбор информации;
Обобщение полученных результатов;
Ожидаемый результат:
повышение экологической грамотности, развитие умственных способностей, которые проявляются в умении анализировать и делать выводы;
проявление у людей желания общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
формирование основ экологической культуры, в котором сочетаются качества нравственности, коммуникативных навыков, образного мышления, творческих способностей;
приходит понимание в необходимости заботливого и созидательного отношения к себе, своему здоровью и к окружающему миру.
Глава 1. Экологические проблемы вокруг нас.
Экология и мы.
Если экология – это наука об условиях существования всего живого в окружающем мире, включая взаимоотношения и охрану природы и человека, то предметом комплексной экологии может являться охрана внутреннего мира человека, забота о чистоте и развитии души. [6] Как о природе, так и о душе человека написано много стихотворений и рассказов.
Вот, что сказано в стихах Сергея Острового:
Человек - он ведь тоже природа,
Он ведь тоже закат и восход.
И четыре в нем времени года,
И особый в нем музыки ход.
И особое таинство цвета,
То с жестоким, то с добрым огнем.
Человек - он зима, или лето,
Или осень с грозой и дождем.
Все вместил в себя - версты и время,
И от атомных бурь он ослеп.
Человек - он и почва, и семя,
И сорняк среди поля, и хлеб.
И какая в нем брезжит погода?
Сколько в нем одиночества? Встреч?
Человек - он ведь тоже природа -
Так давайте природу беречь!
В начале XXI века, неожиданно для самих себя, мы оказались в уникальной роли: одновременно являясь очевидцами и активными участниками глобальных трансформаций на планете. [3] Природа-опекуньша щедро дарует нам дары жизни: свет солнца, воздуха, питательную землю с её необозримыми богатствами – от лесов до подземного углеводородного изобилия (нефть и газ), ископаемых. Она заботится о нас как любящая мать, готовая на жертвы ради благополучия своих детей.
Представьте путешествие в прошлое – к временам без машинных заводов и цифровой эры, где не существовало высоток и современной инфраструктуры. Тогда люди чтили природу как священное дарование, с трепетом относились к окружающему миру, воздавали почести стихиям: Солнцу, Земле водным божествам.
Однако в эпоху нанотехнологий мы стали свидетелями утраты гармонии. Миллионы тонн ископаемых – нефти, газа и углей – извлекаются безудержно, загрязняя атмосферу ядовитым смогом, реки превращая в отравленные потоки.
Реки Северной Осетии страдают особенно: Терек с его притоками (Ардон, Урух), Гизельдон и Геналдон, Фиагдон, Урсдон – все они несут на себе тяжесть человеческой беспечности. Особенно тревожно состояние Сунжи и Камбилеевки: эти реки стали яркими примерами антропогенного воздействия. Заводы и города вблизи берегов, бездумное потребление природных ресурсов – вот цена нашего прогресса. [3]
Возвращаясь к Тереку, его 175-километровому пути по республике, мы видим отражение всей трагедии: реки теряют свою первозданную чистоту и силу. И это лишь одно из многих напоминаний о том, что природа – не безграничный источник для бесконечного потребления. Возвращаясь к Тереку, его 175-километровому пути по республике, мы видим отражение всей трагедии: реки теряют свою первозданную чистоту и силу.
И это лишь одно из многих напоминаний о том, что природа – не безграничный источник для бесконечного потребления. Основные источники обогащения Терека в его притоках - это многоводные реки Камбилеевка и Сунжа, которые активно подпитывают водную сеть региона. Ключевые факторы загрязнения водных ресурсов – промышленное развитие, жилищно-коммунальная инфраструктура (включая выбросы) и сельское хозяйство. Несмотря на возможность точного учета локальных загрязнителей, многообразие распыленных источников от сельскохозяйственной деятельности и других видов воздействия затрудняет их эффективное регулирование. [3]
Проблематика особенно актуальна для животноводческих комплексов и ферм в бассейне Терека: отсутствие обваловки, жижесборников способствует прямому попаданию биогенных элементов (включая азотные и фосфорные соединения) в водоемы. Кроме того, навоз содержит тяжелые металлы – преимущественно медь и цинк из кормов для животных.
В условиях недостаточного увлажнения негативное влияние оказывают возвратные воды орошения: их объем превышает суммарный вклад бытовых и промышленных сточных вод, усиливая минерализацию речной системы. Экономическая и экологическая стабильность требует комплексного подхода к защите как урожая, так и водной среды на уровне источников загрязнения. Однако до сих пор остается нерешенным вопрос адекватной охраны водных объектов от промышленных выбросов и коммунальных стоков. В зонах с недостаточным увлажнением, где расположены животноводческие хозяйства вблизи рек и ручьев, ситуация усугубляется смывом навоза дождями. Это приводит к дополнительному загрязнению почвы тяжелыми металлами и органическими соединениями. [1]
Таким образом, для обеспечения качества водных ресурсов необходимо не только строгое соблюдение норм в сельском хозяйстве, но и активные меры по снижению воздействия промышленности и коммунальных систем на окружающую среду. [6]
Воды бассейна реки Гизельдон подвержены естественному влиянию выходов на поверхность минеральных источников; отрицательно влияют на воды реки базы отдыха, предприятий и учреждений города Владикавказ. Загрязняется река органическими и взвешенными веществами, смываемыми дождями с сельхозугодий, стоками животноводческих ферм.
Не исключается поступление загрязнений с действующих карьерных хозяйств и со свалки г. Владикавказа, расположенной в истоке р. Черная. К устью, воды реки приобретают класс «умеренно грязных вод». Превалируют: растворенный кислород, медь, цинк, азот аммония, нефтепродукты. Антропогенное загрязнение поверхностных вод реки Гизельдон и ее притоков обусловлено наличием большого количества животноводческих ферм и мелких предприятий сельскохозяйственного назначения.[4]
Человек бездумно загрязняет природу: выпил баночку сока или съел шоколадку, а мусор выбрасывает себе под ноги. Более 80 процентов лесных пожаров происходит из-за людской невнимательности. Давайте подумаем. Неужели мы настолько стали черствы и безжалостны, грубы и беспощадны, что не ценим того, что даровано нам Богом?
Представьте, одним утром мы проснемся и не увидим яркого солнца, растений и животных. Что с нами тогда будет?..
Природа и человек — единое целое, а значит, разрушая природу, человек разрушает и самого себя.
А ведь природа укрепляет нашу жизнь. Она доставляет нам много радости. С каким удовольствием мы слушаем пение птиц, журчанье ручейка, таинственный шепот леса, с наслаждением любуемся раздолью полей, зеркальной гладью рек и озер или величественными громадами гор. [5]
Все это нам щедро дает планета Земля, а взамен просит только бережного и доброго отношения к сохранению природы, что является главным условие дальнейшего существования и развития цивилизации.
Сегодня ведутся споры об использовании ресурсов природы, поэтому мы должны научится не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять её и приумножать её богатства
По-моему, если каждый из нас будет соблюдать чистоту в среде своего обитания, мир станет намного лучше и краше. Уверена, человек опомнится и не допустит разрушения планеты, а значит, и жизни.
Охрана природы, чтобы нам жить в гармонии с природой.
От рождения каждому человеку предназначаются естественные права: жизнь, свобода и стремление к подлинному благополучию. Эти основополагающие принципы крепко укоренились в Конституции Российской Федерации. В рамках жизненного пути человек реализует своё право на здоровый образ жизни, отдых, защиту здоровья, экологически чистую среду обитания и труд при соблюдении норм безопасности и гигиены. Экостратегия России сосредоточена вокруг охраны природы с целью её оздоровления. Это включает рациональное использование ресурсов, их возобновление, а также сохранение и развитие социума для обеспечения нормальной жизнедеятельности граждан и экологической стабильности страны. [1]
Для решения насущных природоохранных задач возникают различные фонды и организации:
- Всероссийское общество охраны природы (ВООП), активно занимающееся экообразованием населения, пропагандой осознанного образа жизни;
- Международная организация «Гринпис», с 1967 года выступающая против ядерных испытаний и загрязнения окружающей среды; [6]
- Всемирный фонд по охране животных. Неотъемлемым звеном в этой цепи являются волонтёры – энтузиасты, которые на безвозмездной основе участвуют в защите природы. Они не только непосредственно заботятся о ней, но и мотивируют тысячи людей к активным действиям по решению экологических проблем для создания гармоничного сосуществования с окружающим миром. [2]
Вспомним: наша ответственность перед природой – это не просто слова. Беречь её – значит беречь своё будущее, ведь забота о ней напрямую связана с благополучием каждого из нас!
1.3 Экология природы начинается с экологии самого человека.
Изрекал К. Зелинский: "Согласно природе человека – его душа в явном отображении".
Истоки благой сущности пробудим:
Природы сердцем коснуться,
Восхититься, познать,
Любовью к миру наполниться!
Мечтаем о земле цветущей,
Где дети словно маков роща.
Экология – не лишь наука строгая,
А часть души живая и щедрая.
Душа ведает мораль, этику слышит зов совести. Осознание заботы об себе, ближних, природе – вот ключ к гармонии личной и вселенной вокруг. Кто осознаёт это, разрушения избегает: неприятно станут ему грехи.
Формируют души:
Доброта,
Терпимость,
Воспитание,
Любовь,
Взаимопомощь,
Культура
И стремленье к совершенству внутреннему.
"Человеческая душа – цветок благородный", - утверждается в мудрых словах.
Основы "Экологии человека":
- Благодарность, что признательность за добро проявляет;
- Благожелательность и приветливость искренняя;
- Благородство – нравственное величие безупречное,
Честности пример, интересов личных пренебрежение
и совести открытость;
Благотворительность:
Помощь бескорыстная нуждающимся.
Вежливость – учтивость и воспитанность в каждом дне.
Для осознания ценностей важных,
Человеку стоит часто вопрошать себя: "Какие цели, на самом деле, мне дороги? Будет ли это значимо спустя время?"
Высокая духовность и нравственность – богатство неподкупное. Сенека мудро гласил: "Величие души должно быть свойством каждого человека".
Глава 2. Исследовательская часть
2.1 Результаты социологического опроса
Исследовательская работа проходила в несколько этапов.
Мы провели исследование в форме соцопроса и анкетирования учащихся с целью выяснения общественного мнения по теме: «Экологии природы» «Комплексный мониторинг», их осведомленности об экологической ситуации.
Всего в исследовании приняло участие 44 учащихся
Анкета содержала в себе 10 вопросов и имела следующий вид:
1.Как вы думаете, актуальна ли проблема загрязнения экологии?
2.Кто, по вашему мнению, виноват в возникновении этой проблемы?
3.Можете ли Вы дать определение экологии природы?
4.Влияет ли загрязнение экологии на поведение и здоровье человека?
5.Коснулась ли эта проблема Вас или Ваших близких, друзей, знакомых?
6. Как Вы думаете, что такое «экология души»?
7. Какая взаимосвязь между экологией природы и экологией души.
8.Участвовали ли Вы в общественных работах по очищению природы?
9. Какие организации Вы знаете по охране природы?
10.Ваши предложения - как можно решить проблему?
Для того, чтобы ответы давались максимально честными, анкетирование проводилось анонимно. Далее проводился подсчёт ответов и составление статистических диаграмм. Результаты сравнивались и анализировались.
Результаты социального опроса:
Как вы думаете, актуальна ли проблема загрязнения природы в Вашем городе?
Да- 95,5%
Нет- 4,5%
Не знаю -0 %
Кто, по вашему мнению, виноват в возникновении этой проблемы?
Человек- 100 %
Природа – 0 %
Можете ли Вы дать определение экологии природы?
Экология – это наука об условиях существования всего живого в мире, включая взаимоотношения и охрану природы и человека.
Верно- 93,1%
Неверно-6,9 %
4.Влияет ли загрязнение экологии на поведение и здоровье человека?
Да- 97,7%
Нет- 2,3%
Не знаю- 0%
Коснулась ли эта проблема Вас или Ваших близких, друзей, знакомых?
Да ― 34,1%
Нет ― 38,6%
Не знаю - 27,3%
6. Как Вы думаете, что такое «экология души»?
Чистота души - 47,7 %
Чистота природы – 9,09%
Чистота души и природы – 43,1 %
7. Знаете ли Вы, какая взаимосвязь между экологией природы и экологией души.
Верно – 72,7 %
Неверно- 27,3%
8.Участвовали ли Вы в общественных работах по очищению природы?
Да- 69,5%
Нет- 29,5%
9. Какие организации Вы знаете по охране природы?
Общества по охране животных- 56,8%
Организация по охране природы;
Фонд дикой природы;
10.Ваши предложения - как можно решить проблему?
Не загрязнять природу- 41,8 %
Экологическое воспитание детей – 27,2%
Изменение законов по экологии природы – 31%
2.2. Участия учащихся в экологическом воспитании.
В нашем учреждении проводится большая работа по экологическому воспитанию, профилактике вредных привычек, пропаганде здорового образа жизни.
Все мы принимаем активное участие в уборке территории, субботниках. С удовольствием работаем на огороде, выращиваем овощи, собираем урожай, радуемся результатам нашего труда. Участвуем в различный мероприятиях, посвященным бережному отношению к окружающей среде. Наша школа ежегодно принимает участие в разнообразных экологических мониторингах, экологических диктантах, конкурсах, что тоже приводит к воспитанию подрастающего поколения грамотному и бережному отношению к окружающей среде.
Выводы по главе II
Исследования, основанные на социологических опросах и наблюдений за учащимися, выявили 100% одобрение инициатив в области охраны природы. Подверженность экологическому осознанию среди школьников очевидна: подопечные знакомы с понятиями как "экология природы", так и более тонкими аспектами, связанными с "экологией души".
Однако понимание взаимосвязи этих двух составляющих остается недостаточным. Большинство учеников испытывает неопределённость относительно глубины проблемы экологии души.
Особую сложность представляют вопросы о значимости и путях решения проблем, связанных с экологией человека; это указывает на пробелы в осведомлённости учащихся. Многие подростки не только недостаточно информированы об этих аспектах, но даже не рассматривали их ранее.
В свете полученных данных актуальным представляется разработка и внедрение следующих мер:
- Организация творческих проектов;
- Проведение тематических выставок в библиотеках;
- Регулярное проведение занятий, направленных на углубление понимания экологии души.
Таким образом, исследование подчёркивает особую актуальность проблемы для молодёжи современного общества.
Заключение
Проект «Экология природы: комплексный мониторинг» успешно расширил не только теоретические знания учащихся об экологии, но и сформировал практические навыки применения этих знаний в повседневной жизни, что особенно важно. Открытие взаимозависимости человека с природой через физиологические потребности до духовных аспектов стало ключевым моментом исследования.
Лично убеждён: взаимодействие с окружающим миром требует бережного отношения ко всему живому и соблюдения экологических норм, что должно стать предметом систематического обучения.
Гипотеза о необходимости осознанной заботы о природе полностью подтвердилась – каждый из нас не просто нуждается в ней, но и обязан активно участвовать в её сохранении на основе приоритета общечеловеческих ценностей.
В результате проведенных исследований я пришел к следующим выводам: моя гипотеза полностью подтвердилась: Все мы должны бережно относиться к природе, ко всему живому, соблюдать определенные правила поведения на природе. Этому нужно учиться, этому нужно учить!
Чтобы сохранить удивительный и многообразный мир природы нужно знать его и любить всем сердцем. И мы все должны приложить совместные усилия, чтобы сохранить его. Данный проект изменил мое мировоззрение. Сейчас мне 15 лет. Но я знаю точно, что не хочу и никогда не буду равнодушен к проблемам экологии природы» (вода, воздух, почва…) Я постараюсь делать добрые поступки, активно участвовать в актуальных проектах, конкурсах, акциях, форумах, направленных убеждать людей ценить природу и беречь наше здоровье.
Я считаю, если мы хотим красивой природы вокруг, то сначала нужно начать с себя.
Я понял главное, что любовь к природе – это великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее.
И тогда мы все вместе сможем спасти нашу планету. Я искренне верю в это и считаю, что многие меня поддержат в этом решении!
Список литературы:
1..Михеев А.В., Константинов В.М. Охрана природы: учеб. для ССУЗ / — М. : Высш. шк., 1986 — 256 с.
2. Охрана природы: справочник / К.П. Митрошкин и др.; Под ред. К.П. Митрошкина — М.: Агропромиздат, 1987 — 269 с.
3. Денисова, Л. А. Экологическая культура и экологические потребности как препятствия на пути к потребительскому отношению к природе и обществу / Л. А Денисова // Гуманитарные практики в современном социуме: модернизация и глобализация: сборник научных трудов. - СПб. : Изд-во Политех. Ун-та, 2011.- С.410- 412.
4. Кленин, П. В.Образовательно-воспитательные начала в системе Российского образования XXΙ века / П. В. Кленин // Аксиология массовой культуры: материалы XXΙ международной конференции «Ребёнок в современном мире. Детство и массовая культура 2.- СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та, 2014. - С. 485-488.
5. Губарева Л.И., Мизирева О.М., Чурилова Т.М. Экология человека. Изд-во ВЛАДОС, 2003, - С. 18-21.
6. Дотто Л. Планета Земля в опасности. Изд-во «Мир» 1998 С- 43-45
7. Городецкая Н.А. Природе - заботу молодых Изд-во Лесная промышленность 1993
С. 8-13
Приложение
Рис.1 Поймо реки Гизельдон
Рис.2 Поймо реки Гизельдон
Рис.3-5 ст. Архонская
Рис. 6 Русло реки Терек
Рис.7-10 Сбор макулатуры и батареек в МБОУ СОШ 1 ст. Архонская
Рис.11 Соц.опрос учащихся школы МБОУ СОШ 1 ст. Архонская