Введение.
Каждые выходные вместе с семьей мы любим готовить различные блюда, что не только развивает наши кулинарные навыки, но и учит работать в команде. В процессе приготовления пищи для меня всегда открывается что-то новое и интересное… В очередной раз, подготавливая ингредиенты блюда, при нарезке лука у меня ручьем потекли слезы, хотя настроение при этом было довольно хорошее. Мне всегда было интересно все, что связано с человеческим организмом, однако об этом феномене я не имел никакого представления и решил разобраться:
Почему лук заставляет нас плакать?
Откуда берутся слезы
И почему они такие соленые?
Актуальность темы.
Каждый из нас когда-либо испытывал такие эмоции, как грусть, досаду, когда у нас что-то не складывалось, или наоборот, восторг, умиление, радость, когда происходило какое-то счастливое событие, а глаза переполнялись слезинками и скатывались по щекам… Признайтесь, ведь вы тоже пробовали слезинки на вкус и делали для себя гастрономические открытия?! Но врядли кто задумывался над тем, зачем же нам нужны слезы и где находится эта загадочная «фабрика слёз»?!
Гипотеза исследования.
Основываясь на своих наблюдениях, я предположил:
Слезы являются не только индикатором настроения человека, но возможно имеют и другие свойства, учитывая то, как мы реагируем на лук;
Соль не только поступает в организм в виде пищевой добавки, но и может вырабатываться в самом организме, иначе откуда у слез соленый вкус;
Возможно, фраза «скупая мужская слеза» означает «щедрость» женских слез, ведь девочки чуть что, сразу в слезы.
Цель исследования: изучение влияния слез на организм человека.
Задачи исследования:
Выяснить, что такое слезы и почему они соленые;
Определить механизм и причины возникновения слез;
Узнать, почему лук заставляет нас плакать;
Выявить различия между слезами от лука и от грусти;
Изучить роль слез в организме человека.
Методы исследования:
Изучение материала из различных источников (библиотека, интернет);
Проведение экспериментальных наблюдений;
Анкетирование;
Обобщение полученной информации об уникальных свойствах слез.
Результаты исследования:
Определение понятия слезы и ее состава.
Слезотечение - это физиологическая реакция организма на эмоциональные и физические факторы, а слезы – это бесцветная жидкость, которая не имеет запаха, однако имеет соленый привкус. Слеза состоит на 99% из воды и оставшийся 1% - это жиры, белки, хлорид натрия (это соль) и немножко карбонат натрия (это сода). Именно за счет своего интересного состава слезы обладают соленым привкусом.
В ходе изучения материала исследования, я выяснил, что зависимости от причин возникновения выделяют 3 типа слез:
Эмоциональные слезы – провоцируются радостью или горем, то есть психо-эмоциональными переживаниями;
Базальные слезы – вырабатываются непрерывно и обеспечивают постоянное увлажнение глаз;
Рефлекторные слезы – возникают при раздражении глаз ветром, едким дымом, при попадании пыли в глаза или нарезке лука;
Механизм возникновения слез у человека.
Слеза вырабатывается слезной железой, которая находится у верхненаружного края глазницы, по слезным каналам жидкость поступает в слезный мешок, находящийся у внутреннего угла глаза. Именно оттуда часть слез выступают на поверхность лица во время плача, часть проходит вниз в полость носа. Изучив анатомические особенности слезовыделительной системы человека, я выяснил, что у мужчин носослезный проток шире и короче, соответственно, слезы не могут долго задерживаться в протоке и сразу проходят в носовую полость, а в мешочке слез остается мало, что объясняет «скупость» мужской слезы, а вовсе не безэмоциональность.
С лезоточивые свойства лука.
В ходе изучения темы, я выяснил, что при нарезке лука выделяется особое летучее вещество - лакриматор, раздражающий глаза и вызывающий слезы. Я решил проверить эту теорию. Предварительно я надел маску для плавания, которая плотно прилегала к лицу и при нарезании лука я не чувствовал ни жжения в глазах, ни слез. Реакции слезотечения на нарезанный лук не произошло, поскольку маска перекрывала доступ луковых слезоточивых веществ к органам восприятия, что подтверждает данную теорию. Вывод: при предотвращении попадания в глаза слезоточивых веществ лука – рефлекторного слезовыделения не наблюдалось.
Роль слёз в организме человека.
Одним из важнейших свойств слез - является очищение глаза от инородных частиц, таких как соринки, пыль, песчинки, реснички. Я решил показать, как это происходит на практике.
Д ля примера я взял варенные яйца, по плотности напоминающие глазные яблоки, примерно воссоздал человеческую слезу и щедро посыпал образцы черным перцем, имитируя засорение роговицы глаза. После чего лишь одно яйцо промыл искусственной слезой, а второе яйцо оставил без измнений, как это выглядело бы - не будь у нас слезовыделения. Вывод: базальные и рефлекторные слезы защищают глаза от сухости и загрязнения.
Ученый Уильям Фрей, изучавший слезы, утверждал, что слезы грусти не такие «пустые», как слезы от лука, объясняя это тем, что слезы грусти содержат токсины, которые организм выделяет для снятия стресса.
К огда у моего брата сломалась любимая игрушка - он сильно расстроился, ведь для него это было настоящей трагедией, а для меня - возможностью проверить еще одну научную теорию, под большим сопротивлением, я собрал его слезы в маленькую пробирку, затем собрал свои слезы во вторую пробирку, вызвав их нарезкой лука. На первый взгляд, действительно, образец брата был мутнее. Воспользовавшись служебным положением родителей, я отправился в лабораторию для дальнейшего исследования слезной жидкости…
Результаты анализа не заставили себя долго ждать: В обоих образцах одинаковое количество лейкоцитов – клеток иммуной защиты и одинаковое количество эпителиоцитов – клеток слизистой оболочки слезовыводящих путей. Однако в моем образце обнаружен белок лизоцим, убивающий вирусы и бактерии, в образце брата - белок лейцин, болеутоляющего действия. Патологических клеток не обнаружено ни в одном образце, что говорит об отсутствии у нас заболеваний слезовыделительной системы глаза. Заключение: патологических включений не выявлено, образцы различаются по белковому составу. Я сделал следующий вывод: в моем случае слезы защищали глаза от физического воздействия, в случае брата – помогали снижать стресс.
Ученые считают, что в зависимости от причин возникновения, слезы под микроскопом выглядят совершенно по-разному. Я решил проверить наши слезы под микроскопом и сделал для себя удивительное открытие. Действительно, наши слезы на лабораторных стеклах различались между собой, слезы брата напоминали какие-то лабиринты, мои слезы – снежинки. Вывод: топография слезной жидкости на лабораторных стеклах определяется белковым составом и причинами возникновения слез.
Образец Муслима – слезы грусти. Образец Мансура – слезы от лука
Анкетирование. Результаты анкетирования на тему исследования среди моих одноклассников, оказались неожиданными, выяснилось, что большая часть опрошенных (почти 70%) плачут редко, но, когда это происходит, получают необходимую поддержку от взрослых и им разрешается плакать, при этом они обязательно испытывают облегчение после того, как поплакали и считают, что плакать полезно.
Полученные результаты опроса подтверждают тот факт, что именно утешение взрослого вовремя плача ребенка, к которому он привязан, вызывает повышение в крови гормона окситоцина, его еще называют гормоном привязанности, он подавляет гормон стресса – кортизол. Со слезами выводятся все токсические соединения. Это помогает нам быстрее пережить стресс и дает эмоциональную разрядку.
Поэтому, как сказал английский классик Уи́льям Шекспи́р: «Если у вас есть слезы, приготовьтесь пролить их», но пусть это будут слезы радости!
Выводы:
Основываясь на своих наблюдениях, я пришел к выводам:
Слезы - защитный механизм от высыхания, засорения глаз.
Слезы - снимают нервное напряжение и стресс.
Слезы - обладают болеутоляющими и бактерицидными свойствами.
Соль содержится не только в слезах, но и во всех биологических жидкостях.
Современная наука продолжает изучать удивительные явления человеческого организма, кто знает, какие еще тайны предстоит нам открыть.
Список использованной литературы:
Ю А. Товкайло Ментальный образ слез (tears) в языковом сознании (на примере русского и английского языков) // МНКО. 2019. №6 (79).
Шерстюк О. А., Свинцицкая Н. Л., Дейнега Т. Ф., Тихонова О. О., Солдатов А. К. Современные представления о морфологии и функции больших и малых слезных желез человека // СМБ. 2009. №4.
Мустафаев А.С. КЛИНИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ СЛЕЗНОГО АППАРАТА // Международный студенческий научный вестник. – 2019. – № 1.