Зачем нужен завтрак школьнику

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Зачем нужен завтрак школьнику

Сабенина К.В. 1
1МБОУ "СОШ №5 г.Кировска "
Брызгалина К.А. 1
1 МБОУ «СОШ № 5 г. Кировска»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Каждому ребёнку с детства твердят, что очень важно хорошо и правильно завтракать. Утро каждого ученика нашего класса начинается с того, что родители готовят нам завтрак и постоянно задают вопрос: «Позавтракал (ла) ли ты перед школой?»

Некоторые ребята считают, что можно обойтись без завтрака с самого утра, главное, в школу не опоздать. Другие считают, что завтрак – это непросто еда и пренебрегать им не стоит.

Чтобы проверить, кто из нас прав, мы решили провести исследование «Зачем нужен завтрак школьнику?»

Цель исследования: изучить влияние завтрака на школьника.

Задачи:

  1. Выяснить, что такое завтрак, зачем нужен завтрак, каким должен быть завтрак школьника

  2. Определить, как завтрак влияет на работоспособность школьников

  3. Разработать анкету и провести анкетирование «Как завтракают школьники в нашем классе»

  4. На основе результатов опроса разработать сборник полезных завтраков для школьника.

Гипотеза: Мы предположили,что завтрак - самый важный прием пищи на протяжении всего дня. Завтрак имеет значение для решения многих проблем связанных со здоровьем, успехами в учебе.

Для доказательства гипотезы мы использовали следующие методы:

  1. Теоретическое исследование

  2. Анализ и обобщение информации

  3. Анкетирование учащихся

  4. Беседа с медиком школы

По словам министра здравоохранения «В России являются абсолютно здоровыми лишь около 20% школьников. Если быть точными, то к группе абсолютно здоровых относятся 21,4% учащихся, ко второй группе относятся дети, нуждающиеся в амбулаторном лечении,- это 58%.

Наиболее высокий уровень болезни занимает орган пищеварения -25%

Главными причинами болезни органов пищеварения стали неправильное и нерегулярное питание, т.е. прежде всего это связано с состоянием питания школьников.

Итак,актуальностьпроблемы питания школьников очень велика. Одна из её составляющих - это завтрак.

1.1 Что такое завтрак?

Завтрак – первый дневной приём пищи, утренняя еда.

Мы изучили некоторые словари русского языка, узнали значение слова «завтрак» и пришли к выводу, что слово «завтрак» существует во всех языках мира. Вот некоторые примеры:

В русском языке слово «завтрак» означает

  1. Завтрак – «оставленное на завтрак», то есть оставленное с вечера на завтра.

  2. За́втрак — первый ранний горячий или холодный приём пищи в начале светового дня; завтраком именуют и саму еду, приготовленную для утренней трапезы (Русская энциклопедия «Традиция»)

  3. За́втрак — первый дневной приём пищи, как правило — в период от рассвета до полудня. («Википендия»)

  4. Еда между утренним и обеденным временем. (Толковый словарь Ушакова)

  5. В переводе с японского «завтрак» (асгохан или асахан)- «утренний рис».

  6. А с немецкого слово «завтрак» (фрюштюк)- «ранний кусок».

  7. В буквальном переводе с английского слово «завтрак» (брекфаст)- «короткий перерыв».

В значении слова «завтрак» в разных языках много общего. Значит, все люди мира утром принимают пищу!

1.2. Зачем нужен завтрак?

Причина №1. Завтрак заряжает энергией на целый день

Завтрак - это ваша энергия на весь день. "Организм с утра "голый и босый", - поэтому ему нужен хороший заряд энергии. Замечено, что завтрак на 30% повышает работоспособность, оказываясь для детей настоящей «пищей для мозга». Поэтому независимо от того, предстоит вам тяжелый рабочий день или легкий - позавтракав, вы справитесь с работой быстрей и сделаете ее качественней. Лучше всего завтракать до 9-10 часов утра.

Причина №2.Завтрак поднимает настроение

Ничто так не поднимает настроение с утра как вкусный завтрак. Утренняя трапеза помогает собраться с мыслями и настроиться на предстоящий день.

Причина№3.Завтрак контролирует голод в течение дня

Специалисты утверждают, что если позавтракать яйцами, в течение дня проголодаешься не так сильно и, как результат, будешь меньше есть.

Исследователи пришли к выводу, что яйца насыщают лучше других блюд и снижают потребление калорий на протяжении дня. Яйца полезнее есть вареные, а не жарить.

Если же позавтракать рисом, гречкой или овсянкой, то в течение дня будете меньше есть жирного, утверждают все те же американцы.

Причина№4. Завтрак улучшает память и внимание

Завтрак помогает лучше концентрироваться и запоминать информацию.

Причина№5. Завтрак спасает от стресса

Врачи утверждают, что тому, кто завтракает, не страшны стрессы в течение дня.Ученые пришли к выводу: дети, которые получают полноценный завтрак, лучше развиваются, более успешны в учебе, у них реже встречаются угнетённые состояния, приступы беспокойства и гиперактивность.

Полезный завтрак – это не просто еда. Это начало дня, это забота о себе и своём здоровье, это заряд энергией на целый день. Этот факт, научно доказанный специалистами в области питания.

1.3. Каким должен быть завтрак школьника?

Специалисты в области питания детей считают, что завтрак для ребенка должен состоять из трех основных элементов: фруктов, зерновых и молочных продуктов.

Фрукты.Это источник витаминов, поддерживающих иммунитет. В период приближающегося весеннего авитаминоза актуальны будут цитрусовые (при условии, что у ребенка нет на них аллергии), гранаты, а также черешня, клубника и наши северные ягоды.

Зерновые продукты. В них содержатся углеводы, которые дают энергию после ночного перерыва.

Молочные продукты– молоко, йогурт, творог, сыр – незаменимый источник кальция, столь необходимого для детского организма.

Завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда, горячего напитка.

Разнообразие меню достигается путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки.

По мнению врачей - диетологов, «идеальный» завтрак должен содержать:

  • 1/3 суточной нормы белка, он дает чувство сытости на целый день. Источники белка для завтрака: рыба, мясо, кисломолочные продукты, яйца, орехи, фасоль, грибы.

  • 2/3 суточной нормы углеводов, которые являются энергией для нашего организма, поддерживают в нем работоспособность. Следует употреблять в пищу те продукты, которые содержат не «быстрые» углеводы (пирожные, булочки…), а «медленные» (различные крупы и молочные продукты, овощи и фрукты). Есть еще одна группа углеводов, которая очень необходима нашему организму, это клетчатка. Источники клетчатки: хлеб из муки грубого помола и каши: овсянка, гречка.

  • 1/5 суточной нормы жиров. Их можно найти в арахисе, подсолнечном масле, миндале.

Кроме того, наша пища должна быть богата витаминами и минералами, запасы которых можно пополнить из фруктов и овощей.

1.4. Завтрак для отличника

К сожалению, чаще всего неправильное питание приводит к плохой успеваемости, скверному настроению и быстрой утомляемости.

Кормя ребенка по утрам излишне сладкой кашей, сдобными булочками или блинами с вареньем, прилив бодрости в его организме получится вызвать лишь на короткое время. Этой энергии хватает разве что дойти до школы и отучиться первый урок. После этого наступает период спада: к второму-третьему часу занятий школьник чувствует себя уставшим, становится невнимательным и полностью теряет интерес к учебе. Уже установлено, что дети, потребляющие много сладкого, чаще других бывают рассеянными. Все дело в «быстрых» углеводах, то есть глюкозе, уровень которой в крови падает также быстро, как и повышается. Так каким же должен быть завтрак настоящего отличника?

Плотный белковый завтрак помогает мозгу проснуться и включиться в работу. Дефицит белка ведет к сбою всех функций организма, снижению иммунитета.

Чтобы ребенок хорошо учился в школе, обязательно вводить в  утренний рацион творог, яйцо, сыр и орехи. А чтобы поддерживать стабильный уровень энергии, повысить выносливость и уменьшить утомляемость на уроках, на завтрак можно использовать крупы, приготовленные на молоке, цельно-зерновой хлеб, картофель, бобовые, то есть сложные углеводы, не приводящие к резким колебаниям уровня сахара в крови. К тому же эти продукты в своем составе содержат витамины группы В, ускоряющие все биохимические процессы в клетках головного мозга.

А вот от готовых завтраков в виде хлопьев лучше отказаться. Количество сахара в них превышает все возможные полезные ингредиенты.

Крепкий черный чай, кофе (даже с молоком) на завтрак лучше не употреблять т.к. они препятствуют усвоению витаминов и минералов, но и чрезвычайно обезвоживают организм. Слишком часто будет ученик просится в туалет. Чай или кофе по утрам лучше заменить на сок или молоко.

2.Практическая часть

2.1.Анализ результатов анкетирования

После изучения теоретического вопроса, мы приступили к нашему исследованию.

Мы провели опрос среди учеников класса.

В опросе принимали участие 32 человека,Я получила следующие результаты.

Вопрос

Ответ


Результат


1.

Завтракаешь ли ты дома?

да

человек

нет

0человек

иногда

человек

2.

Что ты ешь утром на завтрак?

   

3.

Завтракаешь ли ты в школе?

да

человек

нет

0 человек

иногда

0 человек

4.

Чувствуешь ли ты бодрость после завтрака?

да

0 человек

нет

0 человек

иногда

10 человек

5.

Считаешь ли ты что питаешься правильно?

да

человек

нет

человек

не знаю

0 человек

Таблица 1. Результаты опроса

1.Завтракаешь ли ты дома?

Вывод:не все ребята завтракают дома.
2. Что ты ешь утром на завтрак?

Вывод: Я пришла к выводу, что мои одноклассники чаще всего завтракают кашей – это очень хорошо, но большинство из ребят пьют чай с бутербродом вместо нормального завтрака. А это первые шаги к заболеваниям органов пищеварения.

3. Завтракаешь ли ты в школе?

Вывод: На этот вопрос 80% обучающихся дали положительный ответ.
4. Чувствуешь ли ты бодрость после завтрака?

Многие ребята затруднились ответить на этот вопрос. Те дети, которые не завтракают в школе или дома чувствуют себя хуже тех, кто завтракает; они чаще испытывают чувство голода, более нервозны, быстрее устают, им тяжелей сконцентрировать внимание на уроке, у них теряется внимание, снижается работоспособность, они часто жалуются на головную боль, на боль в животе. Соответственно, снижается успеваемость.

5. Считаешь ли ты,что питаешься правильно?

Вывод: Большинство учеников считают, что питаются правильно, из анализа анкетирования мы видим, что правильно питаются только 20 учащихся.

 

2.2.Создание книги «Полезные завтраки для школьника»

Совместно с моими одноклассниками мы разработали книгу «Полезные завтраки для школьника». В нее вошли такие рецепты ,как создание сырников,омлета,оладушек и многое другое…

Заключение

Полезный завтрак – это не просто еда. Это начало дня, это забота о себе и своём здоровье, это заряд энергией на целый день. Этот факт, научно доказанный специалистами в области питания.

После изучения различных источников я выяснила ,что завтрак - это:

  1. молодость

  2. энергия

  3. стройная фигура

  4. малый риск заболеваний

  5. хорошая успеваемость!

Если школьники научатся с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если будут личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то наше поколение детей будет более здоровым.

Для того чтобы школьнику быть здоровым надо:

  • соблюдать правильное питание, а не есть только то, что нравится

  • фрукты, каша и что-то молочное – основа детского завтрака

  • нужно отказаться от готовых завтраков в виде хлопьев

  • школьники, получающие правильное питание - ежедневный полноценный, сытный завтрак, лучше учатся и реже страдают от избыточного веса, чем те, что пренебрегают утренней трапезой.

Итак, в ходе исследования мы поняли, что принятие домашнего и школьного завтрака способствует лучшей успеваемости ребенка в школе. Завтраки - это лучшее начало дня!

Список литературы

  1. Александрова В.А. Здоровье Вашего ребенка//Новейший справочник. М.:Эксмо, 2003. – 768 с.

  2. Воронова Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе// Программы, мероприятия, игры. М.: Феникс, 2008. – 256 с.

  3. Дереклеева, Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5

  4. Змановский. Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми. - М.: «Медицина», 1989. – 163с - классы. – М.: ВАКО, 2004. – 152с.

  5. РАМН: Здоровье российских школьников [Электронный ресурс]. URL:адресhttp://top.rbc.ru/retail/05/10/2006/88733.shtml

  6. Зачем нужен завтрак. [Электронный ресурс]. URL:адрес

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2013/03/24/zachem-nuzhen-zavtrak

  1. Какой завтрак нужен школьнику? [Электронный ресурс]. URL:адрес

http://project.1september.ru/works/597186

  1. Нужен ли школьный завтрак.[Электронный ресурс]. URL:адрес

http://tatian.ucoz.ru/load/proekty/proekty/nuzhen_li_shkolnyj_zavtrak/7-1-0-29

  1. Зачем нужен завтрак. [Электронный ресурс]. URL:адрес

http://roschinski.ucoz.ru/pitanie/issledovatelskij_proekt_zachem_nuzhen_zavtrak.docx

  1. Завтрак. [Электронный ресурс]. URL:адресhttps://ru.wikipedia.org/wiki

  2. Каким должен быть завтрак школьника. URL:адрес

http://zdorov-info.com.ua/stati/zdorove-rebenka/11634-kakim-dolzhen-byt-zavtrak-shkolnika.html

  1. Классный час «Нужен ли нам завтрак?»URL:адрес

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/01/17/klassnyy-chas-nuzhen-li-nam-zavtrak

  1. Какие каши самые полезные.URL:адрес

http://f-journal.ru/poleznye-kashi/

  1. Рецепты полезных завтраков для школьников. URL:адрес

http://tvoyaizuminka.ru/dom-i-semya/deti/poleznyi-zavtrak-dlya-shkolnika/

Приложения

«Рецепт сырничков»

Приложение 1

«Омлет»

Приложение 2

П амятка школьника «7 ПОЛЕЗНЫХ ЗАВТРАКОВ»

Приложение 3

Просмотров работы: 17