Какое молоко мы пьём?

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Какое молоко мы пьём?

Проваткина М.К. 1Черепанова З.А. 1
1МОУ Батаминская СОШ
Минина Е.В. 1Минина И.Л. 2
1МОУ Батаминская СОШ,
2МОУ Батаминская СОШ
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Молоко – это слово всем знакомо. Оно содержит все питательные вещества, необходимые для человеческого организма и по своей ценности превосходит многие другие продукты. В состав молока входят жиры, белки, минеральные соли и витамины. Молоко является одним из самых ценных продуктов питания человека. Все дети с самого раннего возраста знают вкус молока. О том, что молоко полезно, мы слышим от мам и бабушек, в детском саду от воспитателей, затем от учителей. При этих словах вспоминается детская песенка: «Пейте, дети, молоко! Будете здоровы!». Но полезным бывает только качественный продукт. Мы решили узнать, как же самим проверить качество молока, которое мы покупаем и пьём, и провели небольшое исследование на тему «Какое молоко мы пьём?».

Актуальность исследования. Молоко считается востребованным продуктом питания, которое мы пьём каждый день дома и в школьной столовой. У нас возникли вопросы. А что же мы знаем о нём? Качественное ли молоко мы пьём? Проведя исследование, мы сможем узнать больше о молоке и его качестве и поделиться своими открытиями с ребятами.

Новизна исследования: Мы выбрали для исследования именно эту тему, потому что мне и моим одноклассникам мало что известно о молоке. А как самим проверить качество молока, мы этого не знаем.

Цель исследования: научиться определять качество молока самостоятельно.

Задачи:

  • Изучить и проанализировать литературу по теме.

  • Выявить опытным путем качество молока.

  • Провести анкетирование среди одноклассников с целью выявления знаний о молоке и способах определения его качества.

Объект исследования: молоко.

Предметом исследования является: методы определения качества молока.

Гипотеза: употребляемое нами молоко дома и в школьной столовой качественный продукт.

Методы исследования: изучение литературы по теме, анкетирование, наблюдение, сравнение, анализ, обобщение.

База исследования: Батаминская школа, кабинет химии.

Содержание работы: Работа посвящена изучению молока. В основной части работы представлена информация о происхождении молока, его составе, сферах применения и видах. В практической части даётся описание опытов по определению качества молока, которые можно провести самостоятельно и вывод.

Глава 1

1.1 Молоко – это …

«МОЛОКО» – первичное значение этого слова – «жидкость». Иначе говоря - это питательная жидкость, вырабатываемая молочными железами самок млекопитающих животных и человека. Молоком вскармливают своих детёнышей все млекопитающие животные.

Люди точно не знают, с каких времён вошло в историю молоко. Но история этого продукта очень древняя. О молоке упоминается ещё в Библии. Авель, сын первого человека на Земле, пас овец и употреблял молоко.

Молоко – самый первый продукт, который пробует в своей жизни человек. Именно с молока начинается дорога в жизнь. Это первая пища человека после рождения.

Молоко – один из важнейших продуктов питания человека. Это настоящий клад. В нём собраны почти все элементы таблицы Менделеева. Описывая здорового человека, говорят: «Кровь с молоком!». Гиппократ, знаменитый врач, называл молоко лекарством, а средневековый учёный Авиценна - лучшей пищей для человека, академик Павлов - пищей, которую готовит для людей сама природа. «Белая кровь», «источник здоровья», «сок жизни».

О чем это? Конечно же, о молоке!

Вывод: Изучив специальную литературу, узнали, что молоко – это питательная жидкость, известная с давних времён, которую готовит для людей сама природа. Знаменитые люди Древнего Египта, Греции, Рима, наблюдая за действием молока на организм человека, называли этот чудесный напиток «источником здоровья», «соком жизни», «белой кровью».

1.2 Состав молока

Многие люди считают молоко едва ли не самым лучшим продуктом из тех, которые мы употребляем в пищу. Узнав, сколько полезных для вашего организма веществ содержится в нем, вы поймете, почему это так.

По современным данным, в молоке содержится свыше 200 ценнейших компонентов, которые необходимы человеку.

«Из чего сделано молоко?» Одной из главных составляющих молока является белок, необходимый для укрепления мышц и восстановления их после тяжелой работы. Другой – жир, вместе с которым в ваше тело поступает энергия. Этот жир называется молочным. И конечно же в молоке содержится вода.

Витаминов в молоке около 30. Особенно много витаминов А и В, а в обогащённом и Д. В молочный жир входят витамины A, D, Е и К, которые почти отсутствуют в других животных жирах. В молоке также содержится сахар-углеводород, являющийся другим источником энергии. Он называется лактоза. Он не столь сладок на вкус, как сахар, зато легче, чем все остальные.

Молоко снабжает организм и важными  минеральными солями. Они требуются человеку для укрепления костей и производства свежей крови. Особенно много содержится в молоке фосфора и кальция. Молоко богато кальцием, который усваивается организмом почти на 100 %, чем не могут похвастаться другие продукты. Кроме того, в молоке присутствуют железо, медь, марганец, магний, натрий, хлор, йод, кобальт, цинк. И этот список еще не полон!

Вывод: Изучив информационные источники, мы узнали, что молоко - уникальный продукт по пищевой и биологической ценности, усвояемости и значению для организма.

1.3 Применение молока

Молоко в кулинарии. На молоке люди готовят супы с использованием макаронных изделий и круп. Без молока вы не приготовите булочки, оладьи, блинчики, печенье, пудинги, запеканки, омлет. А сколько известно молочных напитков?! В нашей стране люди пьют кофе с молоком, какао на молоке. Полезные и целебные напитки можно приготовить из протёртых ягод, ягодных соков, смешав их с молоком.

Молоко как косметологическое средство. Издавна молоко использовалось в народной косметике. С его помощью красавицы мира пытались продлить свою молодость и сохранить красоту. Например, египетская царица Клеопатра ежедневно принимала именно молочные ванны. А ещё из молока делали маски против морщин. Средневековый учёный Авиценна утверждал, что молоко может убрать пятна на коже.

Целительная сила молока. Целительная сила молока известна давно. Греческие учёные рекомендовали молоко при чахотке. Гиппократ назначал молоко тем, кто болел туберкулёзом, у кого наблюдались нервные расстройства. Немецкий химик-органик Гофман рекомендовал молоко как противоядие, предварительно смешав его с минеральной водой. В России, профессор Фёдор Иванович Иноземцев предложил способы лечения туберкулёза лёгких, бронхита, холеры молоком. Русский учёный Боткин считал молоко одним из средств для лечения некоторых болезней почек и сердца. Издавна люди знают, как бороться с бессонницей – это стакан тёплого молока перед сном. Молоко с мёдом поможет побороть кашель или простуду.

Молоко - как подкормка для комнатных растений. Хотите подкормить комнатные растения? Обратитесь к молоку. В чистом виде этот напиток использовать нельзя, можно нанести вред корням. Поливают растения только молочной водой. Для этого возьмите литр воды и чайную ложку молока. Смешайте смесь, и смело выливайте в грунт, предварительно полив грунт обычной водой.

Вывод: Молоко нашло применение практически во всех сферах жизнедеятельности человека.

1.4 Виды молока

Питьевое молоко - это продукт, изготовленный из коровьего сырого молока или молочных продуктов, а также молочный напиток, изготовляемый из сухого молока и воды с добавлением или без добавления коровьего сырого молока или молочных продуктов, предназначенные для непосредственного использования в пищу.

Все виды молока различаются, прежде всего, по содержанию СОМО (сухой обезжиренный молочный остаток), по пищевым добавкам и наполнителям, а также по способу тепловой обработки. Сырьем для производства молока являются натуральное молоко, сливки, обезжиренное молоко.

В зависимости от степени и типа обработки различают следующие виды молока и молочных продуктов:

  • сырое молоко;

  • питьевое молоко;

  • цельное молоко;

  • нормализованное молоко;

  • восстановленное молоко.

В зависимости от вида термической обработки различают следующие виды молока:

  • топленое молоко;

  • пастеризованное;

  • стерилизованное молоко;

  • ультрапастеризованное молоко;

Вывод: Все виды молока различаются, прежде всего, по содержанию СОМО (сухого обезжиренного молочного остатка), по пищевым добавкам и наполнителям, а также по способу тепловой обработки.

Глава 2

    1. Итоги анкетирования

В данной работе провели анкетирование среди учащихся 4 «А» класса
Батаминской школы с целью составления объективной оценки знаний о молоке. Для этого была составлена и запущена анкета из 4 вопросов. В анкетировании приняли участие 15 обучающихся. Представим результаты анкетирования. (Приложение А)

  1. Пьёте ли вы молоко?

Результаты опроса показали, что учащиеся (это 80%) пьют молоко.

  1. Какие виды молока вы знаете?

Ребята назвали такие виды молока: сухое молоко, парное молоко, топлёное молоко и сливки.

  1. Какое молоко пьют в вашей семье?

66% опрошенных ответили, что пьют домашнее молоко.

  1. Знаете ли вы, как проверить качество молока самостоятельно?

Как самим проверить качество молока, 93% из ребят не знают.

По результатам анкетирования, можно сделать следующие выводы: выбранная нами тема является актуальной. А результаты проведенного исследования будут интересны и познавательны как для нас, так и для наших одноклассников.

2.2 Методы определения качества молока

Не всегда на качество молока указывают вкус, запах или цвет. Бывает, что производители добавляют в молоко мел, соду, крахмал, аспирин, для того, чтобы увеличить срок хранения, улучшают вкусовые качества молока, его внешний вид. Разве может принести пользу нашему организму такой продукт? Определить состав молока можно в лаборатории, но несложные исследования можно провести и самому. Объектами нашего исследования стали 3 марки молока, которое мы пьём в школьной столовой, домашнее молоко.

  • Образец № 1 (из школьной столовой)

  • Образец № 2

  • Образец № 3

Образцы молока пронумерованы без указания производителей.

2.2.1 Опыт №1

Определение качества молока по внешнему виду

Материалы и оборудование: молоко, стеклянный стакан 100-250 мл.

Вывод: Молоко всех образцов однородное, без примесей, осадков, хлопьев. (Приложение Б)

2.2.2 Опыт № 2

Определение качества молока по цвету

Материалы и оборудование: молоко, прозрачный стеклянный стакан на 100-250 мл, белый лист бумаги.

Вывод: Все образцы имеют белый цвет, непрозрачно. (Приложение Б)

2.2.3 Опыт № 3

Определение консистенции молока

Материалы и оборудование: молоко, пробирка с пробкой или баночка с крышкой.

Вывод: У всех образцов консистенция однородная без примесей и осадков, в образцах №1 и №3 жидкая. (Приложение Б)

2.2.4 Опыт № 4

Определение запаха молока

Материалы и оборудование: молоко, стакан.

Вывод: Все образцы имеют молочный запах, но в образце под № 1 ярко выражен, № 3 слабо ощутим. (Приложение Б)

2.2.5 Опыт № 5

Определение вкуса молока

Материалы и оборудование:  молоко, стеклянный стакан, вода питьевая.

Вывод: Все образцы имеют хорошо выраженный молочный вкус. (Приложение Б)

2.2.6 Опыт № 6

Определение наличия в молоке крахмала в качестве загустителя

Материалы и оборудование: молоко, стаканчик, пипетка, йод.

Вывод: Данный эксперимент подтвердил, что ни один образец молока не имеет примесей крахмала в своем составе. (Приложение Б)

2.2.7 Опыт № 7

Определение в молоке воды для увеличения объёма продукта

Материалы и оборудование: 1 часть молока, 2 части спирта, стаканы.

Вывод:Образец № 2: молоко не разбавлено водой, Образец № 1 и 3: молоко разбавлено водой. (Приложение Б)

2.2.8 Опыт № 8

Определение в молоке соды (извести) в качестве нейтрализатора молочной кислоты

Материалы и оборудование: молоко, стаканчик, уксусная кислота.

Вывод: В ходе опыта было выявлено, что в образцах № 2,3 исследуемого нами молока пищевой соды не обнаружено, в образце № 1 сода присутствует.

2.2.9 Вывод

Проведенное исследование с помощью опытов подтвердили частично нашу гипотезу. Образец под № 2 оказался качественным продуктом, без примесей. Образец №1 имеет примеси соды и разбавлен водой на 20%. Образец №3 не имеет примесей и разбавлен водой на 40%.

Заключение

Наша гипотеза - употребляемое нами молоко дома и в школьной столовой качественный продукт - подтвердилась частично.

Выполняя эту работу, изучили специальную литературу и узнали, что молоко – это питательная жидкость, известная с давних времён, которую готовит для людей сама природа.

Выполняя эту работу, изучили специальную литературу и узнали, что молоко – это питательная жидкость, известная с давних времён, которую готовит для людей сама природа. Люди Древнего Египта, Греции, Рима, наблюдая за действием молока на организм человека, называли этот чудесный напиток «источником здоровья», «соком жизни», «белой кровью».

Так же узнали, что молоко - уникальный продукт по пищевой и биологической ценности, легко усваивается и имеет большое положительное значение для организма.

Проделав опыты, мы поняли, что качество молока можно определить самостоятельно, без лаборатории, а также пришли к выводу: что из трёх образцов оказался качественным только один №2. Образец №1 имеет примеси соды и разбавлен водой на 20%. Образец №3 не имеет примесей и разбавлен водой на 40%.

Мы научились находить нужный материал из различных источников, проводить опыты, делать выводы.

Поставленные в работе задачи полностью выполнены, в результате была достигнута основная цель - научиться определять качество молока самостоятельно.

Анкетирование учащихся 4 «А» класса позволило сделать вывод о том, что выбранная нами тема интересна не только нам, но и одноклассникам. Следовательно, собранный нами материал можно применять на уроках окружающего мира и на занятиях внеурочной деятельности.

Список литературы

  1. Горбатов К.К. Биохимия молока и молочных продуктов. М.: «Легкая промышленность»; 1984 г.,

  2. Детская энциклопедия: «Аргументы и факты – детям». Молоко и… - ЗАО «Аргументы и факты». № 8, 2001г.; № 11, 2004г.

  3. Крусь Г. Н. Методы исследования молока и молочных продуктов. – М: КолосС, 2002

  4. Интернет – источники

  • http://moloko-maslo.ru/ Молоко и молочные продукты - Энциклопедия молока.

  • http://milkdaru.chat.ru/0079.htm Общие сведения о коровьем молоке.

  • http://potomy.ru/tag/moloko/ Потому.ру. Детская энциклопедия.

  • https://deti.mail.ru/news/7-interesnyh-faktov-o-moloke/ 7 интересных фактов о молоке - Новости - Дети Mail.Ru.

  • http://enciklopediya1.ru/index/0-1950 Детская энциклопедия. Рассказ о молоке.

  • http://slovari.bibliofond.ru/semenov_word/Молоко/ Молоко - трактовка в словарях Библиофонда

Приложение А

Результаты анкетирования обучающихся 4 «А» класса

Таблица А.1 – Итоги анкетирования

№ п/п

Вопросы и варианты ответов

Результаты анкетирования

(количество человек)

1

Пьёте ли вы молоко?

а) Да

б) Нет

в) Иногда

12

1

2

2

Какие виды молока вы знаете?

Сухое молоко – 4

Парное молоко – 5

Топлёное молоко – 3

Сливки - 3

3

Какое молоко пьют в вашей семье?

а) Домашнее

б) Купленное в магазине

10

5

4

Знаете ли вы, как проверить качество молока самостоятельно?

а) Знаю

б) Не знаю

1

14

Приложение Б

Опыт № 1 Определение качества молока по внешнему виду

Ход работы:

1.Налить в стакан молока.

2. Внимательно рассмотреть молоко на наличие загрязнений, примесей и отметить однородно ли оно.

3.Дать молоку отстояться в течении 3-5 минут и отметить наличие или отсутствие осадка.

Рисунок В.1 – Определение качества молока по внешнему виду

Опыт № 2 Определение качества молока по цвету

Ход работы:

1. Налить в стакан молока.

2. Поднести к стакану белый лист бумаги и сравнить цвет.

Рисунок В.2 – Определение качества молока по цвету

Опыт № 3 Определение консистенции молока

Ход работы: 

1. Налить в пробирку молоко.

2. Закрыть пробирку крышкой и слегка встряхнуть её, чтобы намокли стенки.

3. Дать молоку стечь и в течение 1-2 минут оценить результат.

Рисунок В.3 – Определение качества молока по консистенции

Опыт № 4 Определение запаха молока

Ход работы:

1. Налить в стакан молока.

2. Понюхать. Запах определить многократными короткими вдыханиями, направляя воздух ладонью в сторону носа. Не вдыхать непосредственно из стакана!

Рисунок В.4 – Определение качества молока по запаху

Опыт № 5 Определение вкуса молока

Ход работы:

1. Налить в стакан молока.

2. Взять глоток молока в рот, стараясь распределить его по всей полости рта, подержать его некоторое время. Определить вкус.

После каждой пробы молока следует прополоскать рот водой и между отдельными определениями делать небольшие перерывы.

Рисунок В.5 – Определение качества молока по вкусу

Таблица В. 1 - Результаты органолептического анализа

Показатели

Образец молока

 

№1

№2

№3

Внешний вид

Однородное,

без примесей осадков и хлопьев

Однородное,

без примесей и осадков

Однородное,

без примесей и осадков

Цвет

Белый цвет, непрозрачно

Белый цвет, непрозрачно

Белый цвет, непрозрачно

Консистенция

Однородная, жидкая

Однородная

Однородная,

самая жидкая

Запах

Специфический,

ярко выражен

Запах

натурального

молока

Запах

слабо ощутим

Вкус

Хорошо

выраженный молочный вкус

Хорошо

выраженный молочный вкус

Хорошо выраженный молочный вкус

Опыт № 6 Определение наличия в молоке крахмала в качестве загустителя

Ход работы:

1. Налить в стаканчик молока.

2. Набрать в пипетку чуть йода.

3. Добавить в молоко.

4. Дать молоку постоять.

Появление синей либо фиолетовой окраски свидетельствует о присутствии в молоке крахмала. Если пошли желтовато – оранжевые, коричневые круги они укажут на отсутствие крахмала в молоке – молоко натуральное.

Рисунок В.6 – Определение наличия в молоке крахмала

Таблица В.2 - Результаты и выводы

Показатели

Образец молока

 

№ 1

2

3

Наличие крахмала в молоке

Пожелтело.

Коричневый

Жёлто-коричневый

Вывод

Крахмала в молоке нет.

Крахмала в молоке нет.

Крахмала в молоке нет.

Опыт № 7 Определение в молоке воды для увеличения объёма продукта

Ход работы:

1. Налить в стаканчик молока.

2. Добавить этиловый спирт в молоко.

3. Помешать и дать молоку постоять, внимательно наблюдая за состоянием смеси и фиксируя время, через которое в ней появятся хлопья белого цвета;

По времени образования хлопьев можно судить о степени разбавленности молока водой. Если хлопья образовались в течение 5-6 секунд, это указывает на высокое качество молока. Если хлопья появляются с опозданием, значит молоко разбавлено водой. Если для образования хлопьев понадобилось около минуты, то 20 % объема заменено водой, интервал в 25-30 минут укажет на содержание в молоке 40 % воды, а если хлопья казеина начали появляться лишьспустя 40 минут, такое молоко разбавлено водой на половину.

Рисунок В.7 – Определение наличия воды в молоке

Таблица В.3 Результаты и выводы

Показатели

Образец молока

1

2

3

Молоко или молочная вода

Образовались хлопья, через 42 сек.

Образовались хлопья через, 4 сек.

Образовались хлопья, через 35мин.

Вывод

Молоко разбавлено водой на 20%.

Молоко не разбавлено водой.

Молоко разбавлено водой на 40%.

Опыт № 8. Определение в молоке соды (извести) в качестве нейтрализатора молочной кислоты

Ход работы:

1. Налить в стаканчик молока.

2. Добавить уксусную кислоту в молоко.

Рисунок В.8 – Определение наличия в молоке соды

Таблица В.4 Результаты и выводы

Показатели

Образец молока

1

2

3

Наличие мела в молоке

Образовалась не больная пена.

Ничего не произошло.

Ничего не произошло.

Вывод

Сода в молоке присутствует

Сода в молоке отсутствует

Сода в молоке отсутствует

Просмотров работы: 1