I. Введение
Часто родители, говоря о своих детях, могут сказать: «Мой ребёнок совсем не хочет ничего делать!». Обычно после этого в беседах идёт речь о современном избалованном поколении, новое поколение начинают сравнивать с предыдущим, отмечая, что: «А вот мы в их возрасте…» Однако, психологи уверяют, что дело далеко не в разнице поколений, а в синдроме выученной беспомощности.
Понятие выученной беспомощности ввели в 1967г. американские психологи Мартин Селигман и Стивен Майер. Они провели ряд экспериментов, которые ставились по схеме классического обуславливания И. П. Павлова, над собаками. Часть эксперимента состояла в том, чтобы сформировать у собак условный рефлекс страха на звук высокого тона, а в качестве негативного подкрепления использовался чувствительный удар электрического тока, который собаки, сидя в клетках, испытывали после того, как услышали звук. После нескольких стимуляций экспериментаторы открыли клетки, но собаки не пытались убежать. Тогда Мартин Селигман предложил, что собаки не пытаются избежать удара током не из-за отсутствия страха – по их поведению было очевидно, что они ожидают удара, так как в ходе эксперимента они несколько раз пытались его избежать, но поскольку это не получилось, они привыкли к его неизбежности. Иначе говоря, собаки «научились беспомощности»
Со стороны данный эксперимент выглядит достаточно жестоко. А теперь давайте представим себе, какого же всё-таки людям, в частности подросткам - несформированным личностям, которые попробовав достичь какую-то определённую цель и не добившись успеха, получили «боль» от принятого решения. А вдруг это случилось и несколько раз… Или ребёнок формировался в среде, где каждый раз ему внушали какую-либо информацию о его неспособности, а иногда и невозможности сделать что-то ( например : в силу возраста, физического состояния, материального благополучия семьи и т.д.).
Захочется ли такому человеку пробовать делать что-то дальше? Как выявить у себя данный синдром и взять ситуацию под контроль? Разберёмся в этом далее.
Актуальность: Создание профилактического видеоролика и брошюры поможет рассказать о синдроме выученной беспомощности не только подросткам, но и старшему поколению. Также данный стратегический проект будет иметь социальную значимость, так как научит подростков и их родителей выявлять синдром и бороться с ним, исключая различные последствия синдрома, которые в будущем могут негативно сказаться на психологическом здоровье, способности к образованию и работоспособности.
Цель: разработать рекомендации и мероприятия для профилактики синдрома выученной беспомощности у подростков
Задачи:
Изучить литературу, раскрывающую понятие и тему синдрома выученной беспомощности.
Изучить методы диагностики синдрома выученной беспомощности.
Провести социологический опрос по выявлению синдрома выученной беспомощности среди подростков в школах г. Кемерово.
Провести анализ социологического опроса.
Разработать рекомендации для подростков, содержащие эффективные способы управления эмоциями и стресса.
Создать комплексный план по внедрению разработанных рекомендаций и мероприятий, направленных на борьбу с синдромом выученной беспомощности.
Создать и распространить видеоролик по профилактике синдрома выученной беспомощности среди подростков учеников МАОУ «СОШ №85».
Провести психологический тренинг среди учащихся 9-11 классов МАОУ «СОШ №85».
Ресурсы проекта: материально-технические, кадровые, информационные
Продукт проекта: видеоролик
II. Основная часть
Прежде чем приступать к разработке концепции стратегии профилактики синдрома выученной беспомощности у подростков, с помощью OTSW-анализа мы определили возможности и угрозы нашего проекта, а также его сильные и слабые стороны.
Возможности(Opportunities): |
Угрозы(Treats): |
1.Низкий уровень распространения синдрома среди подростков 2.Повышение внимания к устранению рассматриваемого синдрома |
1.Недостаточная вовлеченность родителей в воспитание детей 2.Отсутствие интереса у детей к профилактике синдрома 3.Недостаток квалификации у членов команды 4.Риск эмоционального выгорания у членов команды 5.Краткосрочный период реализации проекта |
Сильные стороны(Strengths): |
Слабые стороны(Weaknesses): |
1.Актуальная и уникальная тематика 2.Поддержка со стороны педагогического и психологического сообщества 3.Обширный ресурсный потенциал для продвижения проекта 4.Важность проблемы, затрагивающей многих людей и требующей безотлагательного решения |
1.Неправильная интерпретация рекомендаций 2.Дефицит школьных психологов 3.Ограниченный доступ к технологиям и различным ресурсам для выполнения проекта |
Разница между ситуативной и личностной беспомощностью. Ситуативная беспомощность - проявляется как временная реакция человека в неподконтрольных ситуациях. Не является фактом нарушения психического и психологического здоровья человека.
От того, каким образом трактуется собственная неудача, будет зависеть, возникнет ли состояние беспомощности у человека. Ситуация воспринимается в пессимистичном ("Не могу это контролировать") или в оптимистичном стиле ("Я прилагаю недостаточно усилий").
Например: человек видит, что он не справляется в какой-либо ситуации и не может найти выход, но все равно старается предпринять какие-то действия для решения данной проблемы.
Личностная беспомощность – постоянная характеристика, которая формируется по мере развития личности. На возникновение синдрома влияет окружающая среда, семья. Является фактом нарушения психического и психологического здоровья человека.
Личностная беспомощность проявляется у человека постоянно, что ведет к приобретению синдрома личностной беспомощности или, если говорить более точным языком к синдрому выученной беспомощности.
Что такое выученная беспомощность?
Выученная беспомощность – состояние индивида, при котором он не предпринимает попыток к улучшению своего состояния ( не пытается избежать отрицательных стимулов или получить положительные ), не смотря на неудобства, боль и тому подобные негативные факторы, хотя имеет такую возможность. При этом человек далеко не всегда находится в действительно безвыходной ситуации. Это состояние возникает после серии неудачных попыток воздействовать на отрицательные обстоятельства среды или избежать их, для него характерны пассивность, отказ от активных действий, нежеланием менять враждебную среду или избегать ее, даже когда появляется такая возможность.
Как возникает выученная беспомощность?
Согласно концепции Селигмана, существует три источника формирования выученной беспомощности:
Опыт переживания неблагоприятных событий.
Опыт наблюдения за беспомощными людьми.
Отсутствие самостоятельности в жизни.
Рассмотрим подробнее особенности возникновения данного синдрома.
В формировании данной особенности психики особую роль играет травмирующий опыт в детстве, например : если ребёнок часто обращается к родителям за помощью, но не получает её, он может решить, что никак не способен влиять на положение дел; если ребёнок пережил тяжёлую жизненную ситуацию или плохое отношение к себе от окружающих его людей, он будет бояться, что ситуация вновь повторится в будущем. Впрочем, гиперопека тоже может привести к подобному результату, так как ребёнок, будучи не наученным делать что-то самостоятельно, может иметь страх ошибиться, а иногда и вовсе нежелание учиться чему-то и проявлять эту самостоятельность.
Кроме того, чувство собственного бессилия может появиться у детей в результате жестокого обращения. Ребёнок будет видеть наглядный пример того, как делать не стоит и у него может сформироваться негативное мнение о картине мира в целом.
Примеры выученной беспомощности:
1. Подросток, подвергавшийся буллингу в школе, поступает в университет и ведёт себя в новой обстановке, с новыми людьми все также закрыто и отстранённо, потому что не видит смысла вести себя иначе, думая, что ситуация повторится снова.
В данном случае формированию выученной беспомощности послужил негативный опыт, проявляющийся в некорректном отношении одноклассников к представленному подростку, это отношение принесло человеку боль и оставило психологическую травму, которая не даёт ему возможности двигаться дальше. Человек думает, что он «какой-то не такой» и все окружающие его люди видят это, так как эту информацию внушал ему достаточно продолжительное количество времени круг приближенных к нему людей.
2. Когда Юле был один год, она пыталась хватать ложку, но мама не давала (ей казалось, что накормить ребенка самой проще, ведь потом не нужно убирать всю кухню). Когда Юле было полтора года, и она хотела сама одеваться, мама все так же предпочитала быстро одеть дочь сама. Если Юля хотела залезть на горку, она обязательно слышала: «Ты ещё маленькая, свалишься, не лезь туда». Ножницами нельзя было резать, потому что они острые, помогать маме мыть посуду нельзя, потому что Юля может разбить стакан, и т.д. Когда Юле было семь лет, мама собирала ей портфель в школу, потому что «Юля обязательно что-то забудет» . В девять лет мама все ещё учит вместе с Юлей уроки, чтобы Юля не отвлекалась на посторонние вещи. Сейчас Юле 15 и когда мама просит её прибраться в своей комнате или помочь ей в чем либо, она обычно слышит: «Давай ты сама сделаешь, у тебя лучше получится»
Как видим, формированию выученной беспомощности в данном случае способствовала мама. Дети с раннего возраста инициативны, хотят все делать сами, хотят трогать разные вещи и пользоваться ими. Малышей привлекают все предметы, которые находятся вокруг, и они с удовольствием делают все то же, что и взрослые. Одна из важных потребностей ребёнка — это познание, которое осуществляется через взаимодействие с предметным миром, а также подражание родителям. И если взрослые не удовлетворяют эту потребность ребёнка, то он перестаёт проявлять инициативу. И, наоборот, поощрение инициативы ребёнка способствует повышению его любознательности, активности и самостоятельности.
Особенности формирования выученной беспомощности в гендерном аспекте.
Данная проблема требует отдельного внимания, так как нередко родители, педагоги и в принципе окружающие люди руководствуются гендерными стереотипами при воспитании детей. А именно, поощряя у мальчиков мускулинные виды деятельности в большей степени, чем фемининные, а у девочек соответственно, наоборот, родители способствуют формированию у детей синдрому выученной беспомощности.
Пример 1. Катя и Кирилл близнецы. Им по 8 лет. Недавно мама начала учить Катю готовить, но у Кати не очень получалось, не смотря на это, мама снова и снова показывала и объясняла Кате, как ей нужно обращаться с продуктами. Мама подбадривала Катю, говорила, что она обязательно научится вкусно готовить. Спустя время Кирилл тоже захотел присоединиться к ним и начать учиться готовить. Но мама сказала Кириллу, что готовка – это не мужское дело, и мужчинам не надо ей заниматься, тогда подключился и папа, сказав, что готовить в семье должна женщина. Больше Кирилл не пытался заниматься «женским делом», так как в его голове отложилось, что он будущий мужчина и ему это не понадобится.
Пример 2. Кирилл решил начать заниматься боксом. Когда Кирилл пришёл домой после первого занятия, он начал с большим жаром рассказывать о том, как же ему понравилось. Катю тоже заинтересовали занятия боксом, она подумала, что эти занятия научили бы её приёмам самозащиты и улучшили её физическую подготовку. Катя попросила маму тоже записать её на бокс, но мама негативно отреагировала на просьбу, сказав, что «Такой вид спорта совсем не подходит для девочки, девочка не должна уметь драться, а для её защиты всегда есть мужчина». Тогда Катя начала разграничивать для себя направления мужские и женские, что привело к тому, что она так и не открыла свои таланты, думая о постоянных рамках.
Не только взрослые могут оказать влияние на ребёнка. Нередко сами дети способствуют появлению выученной беспомощности друг у друга, транслируя традиционно патриархатные гендерные стереотипы.
Пример 3. Мальчишки во дворе играют в игру «пираты». Лиза и Маша захотели присоединиться к ребятам, но они не хотят брать их в игру, аргументируя свой поступок тем, что эта игра не предназначена для девочек, и они совсем не нужны им в компании.
Из всего вышесказанного следует, что выученная беспомощность может быть связана с биологическим полом ребёнка. Часто из-за такого рода разделений девочки не пытаются стать лучше мальчиков в каких-то направлениях и наоборот. Разделяя «мужские и женские дела», ребёнок не может правильно формировать представления о мире, тогда ему становится труднее найти себя и в принципе сформироваться как личности и социальному существу. Вырастая, мальчик или девочка, будучи носителем синдрома выученной беспомощности, часто даже не пытаются выполнять виды деятельности, которые традиционно не соответствуют их биологическому полу. Данная проблема часто приводит к личностным, социальным, а также семейным конфликтам.
Оптимизм и пессимизм в контексте феномена выученной беспомощности.
В контексте феномена выученной беспомощности можно рассмотреть людей, страдающих синдромом как оптимистов и пессимистов. В данном случае:
Оптимисты – люди, которые находясь в неблагоприятной среде, думают, что на самом деле не так все плохо и им не нужно никуда двигаться.
Пессимисты – люди, которые находясь в неблагоприятной среде, думают, что все настолько плохо и запущенно, что уже ничего нельзя изменить.
Самый высокий процент людей, страдающих синдромом, приходится на пессимистов.
Также часто выученная беспомощность ведёт к тому, что человек прекращает принимать решения. Он перестаёт учиться адаптивным реакциям – умению менять своё поведение в зависимости от обстоятельств – или использовать их в тяжёлых ситуациях. Все это является полноценной почвой для депрессии.
Например: сдавшиеся из-за каких либо неудач люди нередко в поисках помощи и поддержки обращаются к различным социальным сетям. Но в действительности это мало чем помогает и человек просто использует интернет ресурсы, чтобы забыться или скоротать время. Это превращает его в пассивного и изолированного от реальности наблюдателя.
Поэтому лучше всего, когда между оптимизмом и пессимизмом есть баланс. Данный баланс способен предотвратить формирование неспособности к принятию решений и апатию.
Риск депрессии и других проблем со здоровьем.
В 70-х годах Селигман заявил, что выученная беспомощность – одна из причин развития депрессии. Учёный пришёл к выводу, что люди, не раз оказавшиеся в неконтролируемых стрессовых ситуациях, могут терять способность принимать решения или эффективно добиваться своих целей. Дальнейшие исследования также нашли взаимосвязь между выученной беспомощностью и ПТСР – посттравматическим стрессовым расстройством.
Страдающий от своего пессимизма человек меньше заботится о собственном здоровье: отсутствие внутренней энергии не оставляет ему сил заботится и своем теле, и внешнем виде. Пессимист, даже если в молодости был физически и психически здоровым, 45 – 60 годам имеет больше шансы обрести проблемы со здоровьем
Также эксперименты доказали, что существует связь между чувством безысходности и риском развития рака.
Кроме того, выученная беспомощность как и депрессия, ухудшает работу иммунной системы.
III. Практическая часть
Наша группа проанализировала психологическое состояние учеников МАОУ «СОШ»№85, благодаря социологическому опросу, который прошли 66 человек. Для опроса было составлено 10 вопросов.
1) Как часто тебе кажется, что твои усилия ничего не меняют?
На вопрос «Как часто тебе кажется, что твои усилия ничего не меняют?» 29 человек (43,9%) ответили иногда, 19 человек ответили (28,8%)-редко, остальные 11 человек (16,7%) - часто, 3 человека (4,5%) - никогда, 4 человека (6,1%) - всегда
2 ) Насколько ты уверен(-а), что сможешь достичь поставленных целей?
На вопрос «Насколько ты уверен(-а), что сможешь достичь поставленных целей?» Половина опрошенных - 33 человека (50%) ответили скорее да, чем нет. 21 человек (31,8%) уверены полностью, 9 человек (13,9%) сомневаются, 3 человека (4,5% ) практически не верят в собственный успех.
3) Какие чувства возникают у тебя при мысли о том, чтобы начать новое дело?
На вопрос «Какие чувства возникают у тебя при мысли о том, чтобы начать новое дело?» 30 (45,5%) опрошенных испытывают небольшую тревогу, но готовность действовать, 26 человек (39,4%) испытывают воодушевление и интерес, 5 человек (7,6%) испытывают сильную неуверенность, 2 человека (3%) - страх перед возможными неудачами, 3 человека (4,5%) - безразличие
4 ) Вспоминая свои неудачи, насколько они влияют на твоё желание пробоватьснова?
На вопрос данный вопрос большая половина опрошенных, 34 человека (51,5%) выбрали ответ, что сразу сдаются после первой неудачи. 14 человек (21,2%) считают, что неудача их не останавливает, а остальные 14 человек (21,2%) выбрали, что это придаёт им мотивацию попробовать ещё раз, 4 человека (6,1%) сразу сдаются после первой неудачи.
На вопрос «Когда ты сталкиваешься с трудностями, чувствуешь ли ты, что можешь справиться с ними самостоятельно?» 44 человека (66,7%) выбрали ответ, что в большинстве случаев, 11 человек (16,7%) ответили -да, всегда, 7 человек(10,6%) - только иногда, 3 человека (4,5%)-очень редко,1 человек (1,5%) - нет никогда
6 ) Если ты получаешь плохую оценку за контрольную работу, как ты реагируешь?
На 6 вопрос 27 (40,9%) человек начинают готовиться лучше к следующей работе, 25 человек (37,9%) рассматривают это как случайность и продолжают учиться как обычно, 11 человек (16,7%) чувствуют себя подавленным(-ой) и теряют веру в свои силы, 2 человека (3%) сразу думают, что им не дано хорошо учиться и 1 человек (1,5%) прекращает стараться вообще.
7 ) Что ты делаешь, когда сталкиваешься со сложной задачей?
На вопрос «Что ты делаешь, когда сталкиваешься со сложной задачей?» 43 (65,2%) опрошенных стараются найти решение, даже если оно сложное, 13 человек (19,7% ) пробуют решить её, но быстро сдаются, если не получается, 10 человек (15,2%) стараются избегать таких задач.
8 ) Часто ли ты чувствуешь, что от тебя мало что зависит в твоей жизни?
На вопрос «Часто ли ты чувствуешь, что от тебя мало что зависит в твоей жизни?» 23 человека (34,8%) ответили, что изредка, у 16 человек (24,2%) ни разу такого не было, у 15 человек (22,7%) это происходит время от времени, у 12 человек (18,2%) это происходит довольно часто или постоянно.
9 ) Были ли моменты, когда ты чувствовал(-а) себя совершенно бессильным(-ой)?
На вопрос «Были ли моменты, когда ты чувствовал(-а) себя совершенно бессильным(-ой)?» 36 человек (54,5%) ответили, что у них такое чувство было пару раз, у 18 человек (27,3%) такие ощущения возникают редко, а 12 человек (18,2%) отметили, что такие моменты у них бывают довольно часто.
1 0) Какой из этих вариантов больше всего отражает твоё отношение к жизни?
На вопрос «Какой из этих вариантов больше всего отражает твоё отношение к жизни?» 31 человек (47%) отметили вариант «Жизнь полна трудностей, но можно многое сделать, приложив усилия». 20 человек (30,3%) выбрали вариант - «Можно добиться многого, если упорно работать над этим», остальные 8 человек (12,1%) ответили, что всё, что происходит - предопределено, и изменить ничего нельзя. А 7 человек (10,6% ) отдали свой голос за ответ - главное - принять то, что есть, и жить дальше.
Проанализировав данные опроса можно сделать вывод о том, что нет определённого состояния подростков относительно изучаемого нашей командой синдрома и их отношения к различным жизненным ситуациям. Но и игнорировать факт негативных ответов недопустимо. Поэтому, исходя из анализа опроса, возникла идея создания рекомендаций по выявлению синдрома выученной беспомощности, а также борьбе с ним, и проведения профилактического занятия с элементами диагностики синдрома выученной беспомощности у подростков среди учащихся 9-11 классов, для сравнения итогов проведения занятия и дальнейшего мониторинга ситуации.
На данном этапе работы над проектом, нами разработаны рекомендации по распознаванию синдрома выученной беспомощности у себя, упражнения для борьбы с синдромом выученной беспомощности, а также планы двух мероприятий, которые можно проводить с подростками, для профилактики синдрома выученной беспомощности у подростков. Рекомендации и упражнения размещены в приложении 1.
IV. Заключение
Выученная беспомощность может создавать трудности в различных сферах жизни, ограничивая возможности личного роста и благополучия. Детям и подросткам с раннего возраста необходимо проводить тестирования для мониторинга синдрома «выученной беспомощности», своевременно оказывая психологическую помощь
Данный синдром можно предотвратить, и каждый успешный шаг приближает к освобождению от ограничивающих убеждений и создаёт возможность для новых достижений и личного роста.
Ссылки на интернет источники:
https://www.b17.ru/article/497475/
https://psychologyjournal.ru/stories/vyuchennaya-bespomoshchnost/
https://rehabfamily.com/articles/vyuchennaya-bespomoshchnost/
https://ru.wikipedia.org/wiki/
https://www.litres.ru/book/murad-kamalov-265808/selfbilding-kak-spravitsya-s-vyuchennoy-bespomoschnos-62704376/
Приложение 1
Как распознать синдром выученной беспомощности самостоятельно?
Распознать синдром выученной беспомощности помогут следующие проявления:
Боязнь ставить цели и брать ответственность за сделанный выбор.
2. Страх действий. Человек, который заранее уверен, что идея обречена на провал, не может найти для себя мотивацию, чтобы начать действовать. Он может месяцами думать и строить планы, но до реальных свершений дело так и не дойдёт.
3. Страх трудностей. Столкнувшись с первыми проблемами, человек сразу отступает. Человеку при выученной беспомощности проблематично сохранить изначальный настрой и мотивацию, если на пути регулярно возникают препятствия. Объясняется это тем, что ему приходится постоянно делать выбор и принимать решения, брать ответственность. Таким людям проще отступить, чем бороться. В своё оправдание они придумывают массу аргументов: стало скучно или передумал.
4. Смена деятельности на псевдоцель. Все поступки человека бессмысленные. Он тратит много сил на выполнение ненужных дел. Например, вместо составления отчёта отправляется домой, чтобы вымыть окна. Человек меняет акцент своего внимания, чтобы не заниматься сложными задачами.
5. Неумение анализировать ситуацию и принимать своё решение, следование стереотипам, несмотря на их низкую эффективность. Например, человек от руки пишет объёмный реферат вместо того, чтобы научиться работать с ПК.
6. Нестабильность поведения и когнитивные расстройства. Человек может проявлять агрессию и раздражительность. Деструктивное поведение и отношение к окружающим зачастую сопровождается возникновением пагубных пристрастий, которые негативно воздействуют на здоровье или общение с другими людьми. Проблемы с концентрацией внимания, постоянная усталость и заторможенность также характерны для лиц с синдромом.
Способы борьбы с синдромом выученной беспомощности:
Упражнение 1: Самопознание и выявление выученных шаблонов мышления.
Цель упражнения: Разработать осознанность относительно выученных шаблонов мышления, которые могут поддерживать беспомощность, и начать процесс изменения негативных убеждений.
Шаги упражнения:
Запись ситуаций
Анализ эмоций и мыслей
Вопросы для рефлексии
Формулирование новых убеждений
Практика новых убеждений
Завершение упражнения
Упражнение 2: Постановка и достижение небольших целей для постепенного укрепления уверенности
Цель упражнения: Развивать уверенность и постепенно изменять выученную беспомощность путем постановки и достижения небольших, реалистичных целей.
Шаги упражнения:
Определение целей
Разделение на подцели
Планирование шагов
Выбор первой цели
Действие
Отслеживание прогресса
Оценка и адаптация
Награды и поздравления
Переход к следующей цели
Постоянное укрепление
Это упражнение позволяет постепенно изменять паттерны поведения, свойственные выученной беспомощности, и развивать уверенность через постепенные, но регулярные достижения.
Упражнение 3: Постепенное выход из зоны комфорта и преодоление страхов
Цель упражнения: Преодоление выученной беспомощности путём постепенного расширения зоны комфорта и преодоления страхов.
Шаги упражнения:
Идентификация страхов
Ранжирование страхов
Цель
Разработка пошагового плана
Начало с легких шагов
Постепенное увеличение сложности
Рефлексия
Поддержка и поощрение
Постоянное развитие
Воспоминание о достижениях
Это упражнение помогает снизить выученную беспомощность, позволяя постепенно выходить из зоны комфорта и преодолевать страхи. Каждый успешный шаг создаёт позитивный опыт и укрепляет убеждение в собственной способности справляться с трудностями.