ПОЧЕМУ ВАЖНО ЖИТЬ ДРУЖНО: КОНФЛИКТ КАК ФАКТОР СТРЕССА

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ПОЧЕМУ ВАЖНО ЖИТЬ ДРУЖНО: КОНФЛИКТ КАК ФАКТОР СТРЕССА

Атаманюк А.С. 1
1МБОУ "Лицей №11 г. Челябинска" (филиал)
Мамиева В.О. 1
1МБОУ "Лицей №11 г. Челябинска" (филиал)
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Все мы время от времени сталкиваемся с конфликтами в общении с другими людьми. Учащиеся часто сталкиваются с конфликтными ситуациями разной степени сложности в школе. Например, сложные ситуации могут возникнуть, когда формируется новый коллектив или когда в устоявшемся коллективе появляются новые учащиеся.

Конфликты повышают уровень стресса, влияют на психологическое состояние человека, что может негативно сказываться на здоровье. Научные исследования показывают, что нерешенные длительные конфликты в школе приводят к ухудшению памяти, снижению мотивации к учебе, постоянному чувству тревоги и сложностям в общении с людьми.

Изучение последствий социальных конфликтов и связанного с ними стресса для здоровья возможно в экспериментах на животных. Так, мышей используют для моделирования социального стресса – самцы мышей могут быть очень агрессивны друг к другу, и при помещении в одну клетку ранее незнакомых мышей у них неизбежно возникает конфликт.

В данной работе я с помощью своего научного руководителя решила проверить в эксперименте, вызывает ли острый конфликт у мышей повышение их уровня стресса, а также сказывается ли такой стресс на исследовательской активности животных. Цель работы: оценить изменение поведения мышей в тесте «открытое поле» в ситуации моделирования социального стресса.

Мы поставили следующие задачи:

  1. Провести тестирование мышей методом «открытое поле» без всякого воздействия (контроль).

  2. Протестировать поведение мышей после ситуации, моделирующей социальный конфликт, изучив поведение «агрессоров» и «жертв» конфликта.

Гипотеза исследования: конфликт повышает уровень стресса у вовлеченных в него участников и ухудшает способность успешно учиться.Актуальность работы обусловлена частотой возникновения конфликтов в школьной среде, а также предстоящей сменой классных коллективов после перехода из начальной школы в среднее звено. Практическая значимость проведенной работы состоит в информировании учащихся о важности позитивного разрешения возникающих в школе конфликтных ситуаций.

Глава 1. Конфликт, социальный стресс и его последствия

    1. Понятие конфликта, типы конфликтов

Человек живет, учится и работает в обществе, во взаимодействии с другими людьми. Частью такого взаимодействия время от времени становятся конфликты, это естественно и неизбежно для групп людей. Конфликт можно определить как состояние открытой борьбы, войны; состояние дисгармонии в отношениях, эмоциональное напряжение. Возникают конфликты из-за противоречий, осознания невозможности одновременно совместить цели участников спора [1].

Конфликт не всегда и необязательно приводит к разрушениям, он может быть и конструктивным, если конфликт направлен на преодоление противоречий, содержит позитивные возможности к изменениям.

По числу вовлеченных участников конфликты могут быть [1]:

  • внутриличностные – противоречия между желаниями и потребностями внутри одного человека;

  • межличностные – столкновения между отдельными лицами при их взаимодействии;

  • конфликты между личностью и группой;

  • межгрупповые.

Межличностные конфликты могут быть очень разнообразными, их особенности зависят от равенства и неравенства позиций участников конфликта. В межличностном конфликте большое значение имеют личностные качества людей, их психические и нравственные особенности.

Конфликт между личностью и группой более сложный. Группа включает в себя целую систему отношений. В группе, как правило, имеется лидер, определенная структура подчинения друг другу (иерархия). Поэтому вероятность конфликтов между отдельным человеком и группой возрастает.

По длительности протекания конфликты можно подразделить на кратковременные и затяжные. Первые чаще всего являются следствием взаимного непонимания или ошибок, которые быстро осознаются. Вторые связаны с объективными трудностями. Длительные конфликты очень опасны, поскольку в них конфликтующие личности закрепляют свое негативное состояние.

Также можно выделить следующие типы конфликтов [1]:

– Подлинный конфликт, когда столкновение интересов существует на самом деле.

– Случайный конфликт – зависит от случайных внешних причин, которые участниками не осознаются.

– Скрытый конфликт – внешне не проявляется, поэтому может быть неверно приписан или неверно истолкован.

В повседневной жизни сложилось однозначное отношение к конфликтам как тяжелым, негативным явлениям, как симптому неблагополучных отношений. Но среди положительных функций конфликта можно назвать поиск продуктивных способов решения проблемы, вскрытие и устранение обнаруженных противоречий, сплочение группы, развитие межличностных отношений, возможность лучше узнать друг друга.

Нерешенные конфликты часто приводят к негативным, вредным последствиям, разрушению отношений и ухудшению психического состояния участников конфликта. Конфликты могут сопровождаться психологическим и физическим насилием, стрессом, а это плохо влияет на здоровье и ухудшает качество работы или учебы участников конфликта.

Вариантами разрешения конфликта могут быть: уход от конфликта, борьба, поиск компромисса, приспособление или сотрудничество. Самым продуктивным способом является сотрудничество, при котором учитываются интересы всех участников конфликтной ситуации.

    1. Влияние конфликтов на учебу в школе

В общеобразовательных организациях конфликты могут происходить между отдельно взятыми учащимися, между одним учащимся и группой других учеников, между одним или несколькими учащимся и учителем. Большинство конфликтов в образовательной среде связано с субъективными, личностными причинами [2].

Важная задача школы – научить детей искать решения в сложных жизненных ситуациях, сохраняя уважение к правам человека.

В наиболее тяжелых случаях конфликты между учащимися в группе принимают форму буллинга, или травли – проявления постоянной агрессии, направленной на одного и того же человека. Стресс и беспокойство, вызванные буллингом, может затруднить обучение детей. Это проявляется в трудностях концентрации внимания и снижении способности фокусироваться на предмете и учебе, ухудшении памяти. Жертвы буллинга часто чувствуют себя беспомощными, уязвимыми и запуганными, что наносит сильный эмоциональный ущерб. Это приводит к повышению уровня тревожности и неуверенности в себе. Также у жертв подобных конфликтов снижена учебная мотивация, развиваются различные проблемы с общением. [3]

Стресс, связанный с деструктивными конфликтами, приводит к изменениям состояния физического здоровья: усиливается выработка адреналина – гормона стресса, учащается сердцебиение, нарушается работа иммунитета, могут быть нарушения аппетита и пищеварения, головные боли и боли в животе, проблемы со сном, а также нарушение памяти и способности к обучению.

Более того, последствия буллинга в детском возрасте могут проявляться и во взрослой жизни. У жертв таких конфликтов ниже самооценка, больше склонность к депрессии, больше уровень тревожности, одиночества. С другой стороны, агрессорам во взрослой жизни сложнее выстраивать отношения и найти работу, у них больше проблем со здоровьем [4].

    1. Моделирование конфликтов в экспериментах на животных

Поскольку межличностные конфликты оказывают серьезные последствия на здоровье человека, на способность хорошо учиться в школе, важно изучать эти эффекты, понимать, как именно конфликты и связанный с ними стресс влияют на психику людей, на нервную систему, мозг, память, иммунитет, изучать возможности снизить вредное действие такого стресса.

Основным способом познания в науке является эксперимент. Но не всегда есть возможность проводить эксперименты на людях – было бы не этично специально моделировать конфликты в группе детей в целях научного исследования. В таких ситуациях на помощь приходят эксперименты с использованием животных.

Так, есть научные работы, моделирующие социальный стресс и конфликты в группе на мышах. Мыши, особенно самцы, могут проявлять сильную агрессию по отношению друг к другу. Мыши живут группами, внутри которых установлены иерархические отношения доминирования и подчинения – есть лидер, которому подчиняются все остальные члены группы, второй по значимости доминант и так далее. Установление системы отношений в группе происходит за счет проявления агрессии, при этом животные испытывают социальный стресс, обусловленный взаимодействием друг с другом.

Исследователи моделируют социальный стресс, провоцируя конфликты у мышей, для изучения влияния конфликтов на иммунитет, нервную систему, память. Используются разные способы моделирования стресса: регулярные кратковременные контакты двух незнакомых ранее животных; ссаживание в одну клетку ранее незнакомых мышей по схеме 5+5, 3+3+3, или 10 ранее содержавшихся изолированно самцов [5]. В таких исследованиях выявили снижение числа клеток, ответственных за иммунитет и защиту от болезней после острого социального стресса.

Разработана модель для изучения на мышах длительных социальных конфликтов и буллинга. Моделирование буллинга происходило по схеме «резидент – интрудер», то есть в устоявшуюся, давно сформированную группу мышей на несколько дней добавляли новую особь. Было выявлено, что у всех участников конфликта в более позднем возрасте ухудшалась память по сравнению с контрольной группой, нарушалась работа мозга, связанная с социальными взаимодействиями [6].

    1. Тест «открытое поле» как способ оценки поведения мышей

Тест «открытое поле» является самым распространенным при изучении поведенческих реакций грызунов в биомедицинских исследованиях и заключается в исследовании двигательного компонента ориентировочной реакции и эмоциональной реактивности животных, изучения поведения грызунов в новых условиях [7].

Данный тест позволяет наблюдать элементарные поведенческие акты у грызунов в стрессовых условиях, возникающих при помещении лабораторного животного в установку, имеющую большую площадь и интенсивность освещения, чем клетка для повседневного содержания (фото в приложении).

Установка для теста представляет собой круглую или квадратную арену, пол которой расчерчен на 3-4 ряда секторов (квадратов), в пересечении квадратов находятся отверстия диаметром 1-2 см («норки»). Мышь помещается в установку на 3 минуты, за это время наблюдают и подсчитывают различные элементы поведения животного. В тесте, как правило, оцениваются следующие показатели: двигательная активность (по числу пройденных за время тестирования квадратов); исследовательская активность (по числу вертикальных стоек – подъемов на задние лапы с опорой передних лап на стенку установки или без опоры, а также по числу обнюхиваний и исследований отверстий, «норок»); эмоциональный статус животного (по числу актов дефекации и мочеиспускания, по числу актов груминга – почесывания и «умывания»).

На повышение уровня стресса указывает снижение исследовательской активности – снижение числа исследования норок и числа вертикальных стоек, а также увеличение числа актов груминга (мыши имеют привычку «умываться», когда находятся в состоянии волнения) и числа актов дефекации.

Глава 2. Экспериментальное исследование

2.1 Материалы и методы исследования

Эксперимент проводили на лабораторных мышах (линия C57Bl/6) в экспериментальном отделе Уральского научно-практического центра радиационной медицины. Использовали самцов в возрасте 5 месяцев.

Для создания ситуации конфликта и социального стресса использовали схему «резиденты»-«интрудер»: взяли 2 клетки, в которых содержались по 10 мышей в каждой, а затем 3 мышей из одной клетки на 30 минут переместили в другую. Перемещенным животным нанесли маркером метки на хвосты, чтобы затем можно было отличить резидентов от вновь добавленных особей. Схема эксперимента представлена на рисунке 1.

Рис. 1 – Схема эксперимента

Получилось три экспериментальные группы:

  1. Контрольные животные, не подвергнутые никакому воздействию (протестировали 5 таких мышей);

  2. Животные, перемещенные из своей домашней клетки в другую (3 мыши),

  3. Животные, к которым были помещены незнакомые им мыши (протестировали 5 мышей).

Тестирование проводили через 30 минут после перемещения мышей из домашней клетки в новую. После тестирования мышей из группы 2 вернули в их обычную клетку.

При тестировании мышей помещали в боковой квадрат установки «открытое поле» (приложение 1). Установка имеет квадратную форму, пол расчерчен на 16 квадратов, в пересечении которых расположено 9 отверстий «норок». Фиксировали поведение животных в течение 5 минут. Для более точного анализа вели видеосъемку на фотоаппарат Sony α 52, затем при просмотре видео подсчитывали требуемые показатели.

Для анализа двигательной активности животных считали число квадратов, пройденных животным. Если мышь находилась в пределах одного квадрата (всеми четырьмя лапами), а затем переходила в смежный с ним квадрат (задние лапы пересекали разделяющую их линию), то считалось, что пересечен один квадрат.

Для анализа исследовательской активности считали число обследования норок (обнюхивание отверстий) и число вертикальных стоек (подъем на задние лапы с опорой передних лап на стенку установки или без опоры) (приложение 1), для характеристики эмоционального статуса грызунов подсчитывали число актов груминга.

2.2 Результаты исследования

Сразу после перемещения в новую клетку мыши начали обнюхивать друг друга, а затем начали драться. Самцы, постоянно жившие в клетке, стали нападать на новичков. Через 30 минут нахождения в новой клетке мы обнаружили у вновь подсаженных животных укусы, взъерошенную шерсть, выдранные клочки шерсти. Таким образом, можно определить экспериментальные группы как «контроль» (1 группа), «жертвы» (2 группа, пересаженные животные) и «агрессоры» (3 группа, животные, к которым были помещены незнакомые им мыши).

Наибольшая двигательная активность отмечена во второй группе «жертв»: в среднем мыши этой группы проходили в открытом поле за 5 минут 94 квадрата, в контрольной группе – 79 квадратов. Мыши-«агрессоры» же показали минимальную двигательную активность – в среднем они прошли 75 квадратов (рисунок 2).

Рис. 2 – Среднее число пройденных квадратов в разных экспериментальных группах

Исследовательское поведение мышей при попадании в новое пространство – открытое поле, характеризует число обследованных отверстий (норок) и число вертикальных стоек. В норме мыши должны стремиться изучить новое пространство. В контрольной группе мыши в среднем 13 раз заглядывали в «норки» и обнюхивали их (рисунок 3). Этот показатель оказался выше у животных-«жертв» (19 норок в среднем) и меньше у животных-«агрессоров» (11 норок в среднем).

Рис. 3 – Среднее число исследования норок в разных экспериментальных группах

По числу вертикальных стоек не выявлено отличий между контрольной группой и животными-«жертвами» в обеих группах в среднем мыши вставали на задние лапы около 21 раза. Но в группе «агрессоров» этот показатель был снижен почти в 2 раза, до 12 стоек (рисунок 4).

Рис. 4 – Среднее число вертикальных стоек в разных экспериментальных группах

По тому, как часто мыши останавливаются и принимаются «умываться», приглаживать шерсть, почесываться, судят об их эмоциональном состоянии. Чем больше волнение животного, тем чаще происходит груминг. Если в группе контроля и группе «жертв» мыши в среднем занимались грумингом дважды, то в группе «агрессоров» такое поведение происходило чаще – в среднем три с половиной раза (рисунок 5).

Рис. 5 – Среднее число актов груминга в разных экспериментальных группах

Таким образом, можно заключить, что максимальные признаки стресса были выявлены вовсе не у «жертв», оказавшихся в новой группе и пострадавших от нападения тех животных, в окружении которых они оказались. Наиболее выраженным по показателям поведения в открытом поле оказался стресс у животных из группы 3 – «агрессоров». Это можно видеть по их сниженной исследовательской активности (минимальное число пройденных квадратов, обследованных отверстий и вертикальных стоек) и повышенной эмоциональности (максимальная частота груминга). Для мышей 2 группы – «жертв», напротив, отмечено максимальное число обследованных норок и повышенная двигательная активность. Вероятно, краткосрочный стресс может активировать защитные реакции организма, повышать активность животных, необходимую для защиты.

Заключение

В школьной среде, как и в других сферах жизни человека, периодически возникают конфликтные ситуации. Длительные нерешенные конфликты повышают уровень стресса, негативно влияют на здоровье человека и его психику, вызывают сложности в общении с людьми, снижают способность хорошо учиться.

В экспериментах на животных (лабораторные мыши) возможно искусственное моделирование социального стресса – конфликтных ситуаций между животными. Это позволяет изучать последствия конфликтов для здоровья и психики. В нашем исследовании мы моделировали социальный стресс у мышей, поместив трех новых самцов в сформированную и сложившуюся ранее группу других мышей. Самцы, постоянно жившие в клетке, стали нападать на новичков. Было исследовано 3 экспериментальные группы: «контроль», «жертвы» (пересаженные животные) и «агрессоры» (животные, к которым были помещены незнакомые им мыши).

При тестировании мышей в установке открытое поле максимальные признаки стресса были выявлены вовсе не у «жертв», пострадавших от нападения тех животных, в окружении которых они оказались, а напротив – у «агрессоров», вынужденных защищать свою территорию и группу. Вероятно, краткосрочный стресс может активировать защитные реакции организма у «жертв», повышать активность животных, необходимую для защиты.

Конечно, нельзя утверждать, что поведение и реакции человека и мыши абсолютно одинаковы. Однако в целом мозг млекопитающих организован схожим образом, и общие закономерности могут быть обобщены из экспериментов с животными на людей. Можно сделать следующие выводы:

  1. Смоделированный социальный конфликт у мышей повлиял на их поведение в тесте открытое поле.

  2. Мыши, оказавшиеся в новом окружении («жертвы»), отличались повышенной двигательной и исследовательской активностью.

  3. Максимальный уровень стресса отмечен у «агрессоров» - тех животных, в группу к которым были помещены новые особи. У них выявлено снижение двигательной активности, снижение числа обследованных норок и вертикальных стоек, увеличение частоты груминга.

  4. В конфликте страдают обе стороны, как агрессоры, так и жертвы. Возникающий при этом стресс может мешать успешной учебе. Важно учиться решать возникающие конфликты продуктивно!

Список литературы

  1. Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб., 2004.

  2. Кирсанов А. И. Конфликты в общеобразовательных организациях. Причины усиления конфликтности образовательной среды // Язык и текст. 2019. Т. 6. № 4. C. 32 – 41.

  3. Якунина Е. О. Причины школьного буллинга // Вестник науки. – 2021. – Т. 3. – №. 5-1 (38). – С. 35-40.

  4. Цыганенко К. М. Долгосрочные последствия школьной травли // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2021. – №. 2 (54). – С. 41-45.

  5. Корыстов Ю. Н. и др. Социальный стресс в группах мышей: методы регистрации конфликта и его последствий // Доклады Академии наук. – Федеральное государственное бюджетное учреждение" Российская академия наук", 2003. – Т. 390. – №. 6. – С. 847-849.

  6. Еремеева Н. А. и др. Влияние хронического социального стресса в подростковом возрасте на показатели памяти в раннем и отдаленном периодах на модели мышей C57BL/6 // Фундаментальные науки для медицины FSM-2021. – 2022. – С. 19.

  7. Нотова С. В., Казакова Т. В., Маршинская О. В. Современные методы и оборудование для оценки поведения лабораторных животных (обзор) // Животноводство и кормопроизводство. 2018. Т. 101. №. 1. С. 106-115.

Приложение

Фотографии экспериментальных животных

Рисунок 1. Клетки для содержания лабораторных мышей

Рисунок 2. Тестирование мыши в установке «открытое поле»

Рисунок 3. Обследование норки

Рисунок 4. Вертикальная стойка

Просмотров работы: 8