ВВЕДЕНИЕ
Инфузория-туфелька – это одноклеточный организм, который играет важную роль в жизни человека и экосистемах. Как часть живой природы, она поддерживает баланс в водоемах, поедая бактерии и очищая воду от избытка органических веществ. Она служит пищей для множества рыб и других водных организмов. Инфузории влияют на состояние почвы, увеличивая её плодородие. Некоторые простейшие являются паразитами и причиной распространения болезней. Таким образом, изучение инфузорий актуально для понимания их разнообразной роли в экосистемах и их воздействии на человеческую жизнь.
Проблема. На уроках биологии знакомство с простейшими организмами происходит чаще всего через постоянные микропрепараты. Практические работы, описанные в учебнике, предполагают использование готовых микропрепаратов. Использование временных препаратов с простейшими на уроках имеют определенные трудности: живые организмы нужно содержать, нужна сноровка, чтобы приготовить препарат. А между тем очень интересно наблюдать за живыми одноклеточными организмами в их микромире.
Актуальность. В источниках, в том числе в сети интернет, нет микрофотографий, описывающих жизнедеятельность инфузорий. В основном только схемы. К примеру, как же выглядят их цисты при неблагоприятных условиях мы узнаем только по текстовым описаниям.
Цель. На практике пронаблюдать и изучить особенности жизнедеятельности инфузории-туфельки.
Задачи:
1) Провести наблюдение за инфузориями, за их передвижением, жизнедеятельностью.
2) Набрать максимальное количество фото и видеоматериала как практическое обоснование теоретического материала, изучаемого в школе.
3) Исследовать на примере инфузории-туфельки различные виды таксиса: фототаксис, хемотаксис, фототаксис и.др.
4) Выяснить наиболее удобный и эффективный способ разведения инфузорий.
5) Попробовать найти математический способ исследования инфузорий в условиях школьной лаборатории для дальнейшего использования на лабораторных работах.
Гипотеза. Предполагаем, что инфузорию-туфельку в виде наглядного живого пособия на уроках биологии использовать реально, доступно.
Объект исследования – инфузория-туфелька.
Предмет исследования – способы разведения инфузории, особенности жизнедеятельности.
Методы исследования: наблюдение, сравнение, эксперимент, математический анализ.
Результаты и новизна. В ходе исследований нам неоднократно удалось пронаблюдать в микроскоп, что в растворе с инфузориями при неблагоприятных условиях появляются шарообразные объекты. Предполагаем, что это цисты инфузорий. Мы смогли сделать несколько разных фотографий и видео. К примеру, в сети мы не нашли, как должны выглядеть цисты, поэтому пока только предполагаем, что у нас есть фотографии именно цист.
Также в ходе эксперимента мы нашли способ, как можно подсчитать инфузории в условиях школьной лаборатории. В микроскоп это сделать невозможно – ограниченное поле зрения. При макросъемке на телефон с дополнительным увеличением х2 с автовспышкой можно сделать фотографию, по которой потом математически подсчитать количество инфузорий в капле, то есть их плотность в растворе.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. Строение инфузории – туфельки. Особенности жизнедеятельности
Размер. 0,1-0,3 см
Питание. У инфузории есть клеточный рот и клеточная глотка — внутриклеточные образования, представляющие собой углубления в оболочке и цитоплазме. Расположенные вокруг рта реснички загоняют в него воду вместе с бактериями. Бактерии попадают в глотку, где формируются пищеварительные вакуоли. Вакуоли перемещаются по клетке вместе с цитоплазмой. В них пища переваривается, образовавшиеся вещества поступают в цитоплазму, а непереваренные остатки выбрасываются наружу через порошицу.
Инфузории-туфельки питаются бактериями, одноклеточными водорослями и грибами.
Дыхание. Дыхание у инфузории осуществляется через всю поверхность клетки.
Выделение. В клетке инфузории-туфельки есть две сократительные вакуоли, расположенные в разных концах тела. Они удаляют из клетки излишек воды.
Передвижение. Инфузория плавает при помощи постоянного биения ресничек, покрывающих всю поверхность клетки.
Среда обитания. Инфузории-туфельки обитают в пресных водоёмах любого типа со стоячей водой и наличием в воде разлагающихся органических веществ.
Виды размножения.
Бесполое размножение.Бесполое размножение происходит делением поперёк. Посередине клетки инфузории появляется перетяжка, и одна клетка превращается в две. В благоприятных условиях деление происходит 1-2 раза в сутки.
Половое размножение.Половой процесс (конъюгация) не приводит к увеличению числа организмов. Он заключается в обмене содержимым ядер при контакте двух клеток. В результате конъюгации обновляется наследственный материал и может возникать изменчивость, то есть могут появиться новые признаки.
очистка водоёмов от избытка органических веществ, так как поедает бактерии, одноклеточные водоросли.
служит пищей для множества рыб и других водных организмов
влияет на состояние почвы, увеличивая её плодородие
являются паразитами и причиной распространения болезней. Таким образом, изучение инфузорий – актуальная задача для понимания их разнообразной роли в экосистемах и их воздействии на человеческую жизнь.
1.3.Таксис. Виды таксиса
Таксис — (от греч. taxis-передвижение) это движения отдельного одноклеточного или многоклеточного организма в пространстве с учётом расположения раздражителя.
Хемотаксис — это двигательная реакция организмов на химический раздражитель.
Термотаксис— это направленное движение живых организмов в зону оптимальной температуры.
Фототаксис — свойство клеток и микроорганизмов ориентироваться и двигаться по направлению к источнику света или от него.
Аэротаксис — это движение микроорганизмов, одноклеточных, подвижных клеток многоклеточных организмов к кислороду или от него.
Положительный таксис — это движение организма по направлению к действующему фактору.
Отрицательный таксис — это движение организма в противоположном направлении от раздражителя.
1.4. Способы выращивания культур инфузорий
Выращивание на кожуре банана. Потребуется 2–3 см² сухой банановой кожуры. В трёхлитровую банку наливают прокипячённую охлаждённую воду и бросают банановую кожуру. Через несколько дней корочка утонет, а на поверхности должна появиться плёнка бактерий — сигнал к внесению культуры инфузорий.
Выращивание на моркови. Морковку нарезают кубиками со стороной в один сантиметр. Затем помещают их в тёплое место, например, на короб освещения аквариума, чтобы они немного подвялились. В сосуд для разведения кладут подвяленные кубики и заливают водой из аквариума, через два дня дополнительно вносят немного чистой культуры инфузорий. Горлышко банки закрывают марлей, культивирование проводят при комнатной температуре, дополнительное освещение не требуется.
Выращивание на дрожжах. В этом варианте в качестве кормовой базы для инфузорий применяют обычные магазинные дрожжи. Стартовый раствор готовят из расчёта 1 грамм дрожжей на сто литров воды.
Выращивание на молоке. В этом случае вместо банановых корок в банку наливают 3–4 капли молока. В среде очень быстро развиваются молочнокислые бактерии — отличный питательный субстрат для инфузорий.
Выращивание на сене. На литр воды берут 30 г сена, замачивают и кипятят двадцать минут. Воду кипятят, потому что при температуре в 100 градусов погибает большинство бактерий, в то время как споры сенной палочки сохраняются.
Выращивание на листьях салата или других овощах. Консервированные или свежие овощи, например нарезанные листья салата, зелёную фасоль или горошек, заполняют 1-литровую банку на четверть, затем заливают их кипятком, пока банка не заполнится на треть. Когда вода остынет до комнатной температуры, доливают в банку аквариумную воду. Банку ставят на солнечное место у окна, чтобы овощи могли разлагаться и образовывать бактерии, которыми питаются инфузории. Через 2–3 дня, когда вода очистится, инфузории будут готовы.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Наблюдение за инфузориями-туфельками под микроскопом
Наблюдение за инфузориями невооруженным глазом.
В растворе с инфузориями при достаточном освещении можно разглядеть большое количество активно плавающих инфузорий без увеличительных приборов. Размер их очень маленький, меньше миллиметра. В капле на предметном стекле можно увидеть наличие или отсутствие данных животных, чтобы в дальнейшем рассмотреть под микроскопом (Рис. 1).
Наблюдение за инфузориями под микроскопом.
На предметное стекло поместили раствор с инфузориями. Размер капли – 1см. Для инфузорий она большая. Инфузории проплывают в поле зрения микроскопа, но, чтобы лучше рассмотреть задержать их нельзя.
Для того чтобы инфузории оставалась в поле зрения, нужно каплю подсушить до 2-3 мм. Это можно сделать промоканием бумагой, или крупинками соли, или подождать естественного испарения. Но при маленьком размере капли есть риск – что капля высохнет полностью. Поэтому кончиком препаровальной илы нужно добавлять микрокапли воды.
При подсушивании капли искусственно возникают другие трудности. Инфузории вместе с водой всасываются бумажным полотенцем. При попытке быстрее высушить каплю на батарее отопления, живых инфузорий мы не обнаружили, но просматривался объект шаровидной формы. С солью тоже непросто подсушить воду. При большом количестве соли – всасывается вся вода. Только при аккуратном подходе получится собрать инфузории в одном месте. Препарат долго хранить не получается – вода высохнет (Рис. 2).
Изучали культуру инфузорий-туфелек в школьный микроскоп при увеличении в х400 раз и в детский микроскоп с держателем для телефона, увеличение х1200 (Рис. 3).
Инфузории активно передвигаются тупым концом вперёд. При этом относительно клеточного рта, который хорошо различим, можно пронаблюдать, что движется инфузория, вращаясь вокруг продольной оси. По периметру тела различимы реснички, но их движение в школьный микроскоп разглядеть нельзя.
При добавлении в каплю с инфузориями каплю с бактериальным содержимым наблюдается активное движение животных. На видео (файлы в облачном хранилище по ссылке из приложения) можно различит, как инфузория плывет» свой клеточный рот по направлению движения, захватываю пищу. Передвигается круговыми движениями по продольной оси, при этом клеточный рот дополнительно «подгребает» как веслом или плавником.
При многократном изучении раствора с инфузориями, кроме туфелек встретились инфузории другого рода, а также червь – коловратка (Рис 4).
Встретилась нам и инфузория с необычной формой тела. По середине клетки животное вздулось. На деление, описанное в источниках, не похоже. Предполагаем, инфузория поглотила клеточным ртом большой кусочек еды. Раствор воды у нас не дистиллированный, обычный – разбухнуть от недостатка соли она не должна была (Рис. 5).
2.2. Изучение строения инфузории с помощью школьного микроскопа
Размер инфузории-туфельки меньше 1 мм. Мы попробовали максимально увеличить обзор микроскопа, чтобы разглядеть строение клетки инфузории туфельки, при этом максимально выдержать резкость изображения. Настроили микроскоп на общее увеличение х1200. С помощью держателя прикрепили к окуляру микроскопа телефон с камерой. Настроили зум на телефоне кратностью в 5 раз. Общее увеличение – 6000 (Рис.2).
При увеличении в 1200 раз уже можно разглядеть вытянутое тело инфузории, клеточный рот. При увеличении в 6000 раз различимы органоиды, реснички. К сожалению возможности микроскопа, дополненные возможностями телефона, не позволяют четко определить органоиды. Надо понимать, что инфузория просвечивает насквозь, и происходит наложение одни органоидов на другие. Кроме этого сам микроскоп пластиковый, неустойчивый, при малейшем прикосновении он трясется. Зафиксировать более чёткое изображение крайне трудно (Рис.2).
2.3. Превращение инфузории в цисту
При попытке собрать инфузорий в поле зрения микроскопа, попробовали подсушить каплю на предметном стекле на батарее отопления. Капля была очень большой, объемной, в диаметре до 2 см. в размерах капля уменьшилась не сильно, но через полчаса мы не увидели в капле живых инфузорий, но было нечто шарообразное.
Мы повторили опыт. Измерили температуру на батарее – 43,3⁰С.
При дальнейшем изучении инфузорий, при попытке пронаблюдать таксис с помощью поваренной соли, наблюдали снова эти шаровидные объекты. До добавления соли в каплю инфузории были в растворе. Когда добавили крупинки соли, мы увидели большое количество маленьких шаровидных тел, которые двигались в противоположную от соли сторону. Мы предположили, что это могут быть цисты инфузорий (Рис.6.)
2.4. Переживания неблагоприятных условий
Наблюдение за инфузориями мы начали в ноябре, когда на уроках биологии изучали строение микроскопа, а в 8 классах по зоологии изучали простейших. Раствор с инфузориями купили на Авито.ру. Их выращивают на корм для мальков рыб. Продавец инфузорий разводит их на банановых корках. Уже на уроках мы делали первые наблюдения, первые эксперименты с подсушиванием капли.
При высокой температуре инфузории переходят в состояние цисты. При подсушивании капли на батарее, думаем, мы наблюдали цисту.
Если в каплю положить соль с краю, инфузория уплывет подальше от соли, соберется на краю капли. Если соль бросить по центру капли – то можно наблюдать шаровидные тела. Возможно, это цисты инфузорий, возможно цисты не инфузорий, а других живых организмов.
Если положить в каплю соли больше, чем сама капля, инфузория не успеет среагировать – высохнет вместе с водой, сморщится (Рис.7).
Если каплю на предметном стекле нагреть на огне свечи, инфузории стянутся, станут более округлыми. Возможно, успевают свариться до того, как превратиться в цисту (Рис.8).
Если каплю на предметном стекле заморозить, то в оттаявшей капле можно увидеть сморщенных инфузорий. Покровы их не целостные. Лёд, скорее всего разрушил клеточную мембрану (Рис. 9).
Если капля с инфузориями будет естественным путем чересчур долго сохнуть, то вероятность обнаружить животных будет тоже нулевой.
2.5. Очищение воды инфузориями
Инфузории питаются бактериями, одноклеточными растениями, дрожжами. Мы приготовили раствор на основе банановой корки. Через несколько дней этот раствор стал мутным, непрозрачным. В отдельную банку мы налили воду аквариумную и добавили раствор с инфузориями. В банке жидкость изначально была прозрачной желтоватого цвета. В банку влили мутный питательный раствор, в нем четко видны бактериальные взвеси.
Раствор в банке помутнел. Через пару дней он стал снова прозрачным, а инфузории активно плавали в большом количестве. Снова добавили мутный питательный раствор и повторили эксперимент ещё 2 раза. По мере увеличения количества инфузорий, раствор становился прозрачным быстрее – за 10-12 часов.
Этот опыт наглядно показывает, как инфузории участвуют в очистке воды (Рис.10).
2.6. Изучение таксиса на примере с инфузориями
Если в каплю воды, в которой находится культура инфузорий, поместить кристалл соли, а затем соединить каплю с солью и инфузориями «мостиком» с каплей чистой воды, то инфузории по мостику переправляются в каплю чистой воды. То есть инфузории реагируют на химический состав воды, проявляя по отношению к соли отрицательный таксис.
Данный эксперимент провести не удалось, так как он достаточно трудоёмкий. В то м числе, потому что мостик воды стягивается и разрывается между каплями, предотвращая миграцию инфузорий.
Не получилось, как планировалось, поставить опыты по изучению таксиса инфузории относительно ванилина, лука, дрожжей, фототаксиса, термотаксиса. Не было надежды, что и простой хемотаксис получится пронаблюдать. Но при неоднократной попытке мы сделали некоторые фотографические доказательства таксиса.
При добавлении в каплю соли под микроскоп можно наблюдать, как в потоке воды двигаются шаровидные тепла в противоположную от соли сторону. Здесь можно объяснить физикой. Шары (возможные цисты) плывут по течению более плотного соляного раствора к менее плотной воды, поэтому и поток в противоположную сторону (Рис.11).
Капля для микроскопа мала, животные не успевают «убежать». Мы та темной тарелке разлили лужицу с инфузориями длиной до 6-7 см. на край лужицы поместили соль. С помощью макросъёмки при дополнительном увеличении х2 с автовспышкой сделали фотографии, где можно наблюдать, как инфузории переместились в противоположный конец капли (Рис.11).
При добавлении в раствор с инфузориями мутный (бактериальный) раствор с банановой коркой, в микроскоп видно, что все виды инфузорий, коловратка скапливаются у пищевых комочков. При кормлении инфузории становятся более активными, клеточный рот «открывают» в сторону еды (Рис.11).
Все виды таксиса из тех, что планировали рассмотреть, изучить не получилось, не хватило времени и сноровки. Достаточно трудно это сделать наглядно. Работу будем продолжать. Планируем лучше изучить теорию данного вопроса, наглядно провести опыты на фототаксис, термотаксис и другие виды хемотаксиса.
2.7.Эксперимент. Изучение питательных сред.
Постановка опыта.
Взяли 3 питательные среды:
Морковь (10 кубиков моркови со стороной 1 см на 200 мл воды).
Дрожжи (30 мг дрожжей на 300 мл воды).
Молоко (2 капли молока на 300 мл воды).
Три мерных стаканчика с одинаковым объемом чистой воды. 50 мл.
Добавили раствор с инфузориями по 10 мл. Также добавили питательный раствор – 10 мл (одинаково на все 3 случая). Стаканчики пронумеровали и растворы питательные добавляли соответсвующем выше списку порядке (Рис.13-14).
Через 4 провели первые наблюдения. В стаканчике с морковью на поверхности образовалась плесень. Инфузории скопились именно у поверхности.
В растворах заметна разница в плотности инфузорий. Растворы 2 и 3 – прозрачные.
В каждую колбу с раствором добавили еще по 5 мл пит.среды (Рис. 15)
Через 7 дней в растворе с морковью разрослась плесень, инфузорий нет. Поставили опыт с морковью повторно. Но наблюдения повторились. Плесень убивает инфузорий. В следующий раз поставим опыт с вареной морковью, исключить вероятность появления плесени (Рис.15).
Через 2 недели мы сравнили визуально растворы 2 и 3. Заметно, что в растворе с дрожжами (№2) инфузорий больше (Рис. 16).
В условиях школьной лаборатории пытались численно подсчитать простейших живтных, и вот что у нас получилось. На темной поверхности с каждого раствора отмерили 3 капли по 0,2 мл. При макросъемке на телефон с дополнительным увеличением х2 с автовспышкой сделали фотографию, по которой потом математически подсчитали количество инфузорий в капле. Далее выразили плотность инфузорий в единице шт./мл. Для этого полученные средние значения умножили на 5. Конечно же наш способ позволяет подсчитать инфузории-туфельки, так как они достаточно крупного размера. Инфузории другого рода, которые нам встретились в большом количестве бананового раствора так подсчитать нельзя.
Коловратки, которые встретились нам единожды при многократных исследованиях размером меньше инфузорий-туфелек. Если они и различимы на фотографии, то на среднее количество инфузорий не повлияют. (Рис.17)
Исходный раствор мы приобрели на Авито.ру. Продавец нам описал свой метод разведения инфузорий - на банановой корке.
Вне эксперимента мы сделали питательный раствор на банане Через несколько дней он заметно помутнел, стал непрозрачным. В пункте 2.5. описано наблюдение на основе этого мутного раствора.
В банку с отстоявшейся водой мы добавили немного инфузорий. Не замеряли, поэтому эти результаты не сравниваем с результатами эксперимента с питательными растворами. Кроме очистки воды (пункт 2.5.) заметили, что очень много инфузорий в этом растворе, поэтому ради интереса решили тоже вычислить их плотность. (Рис.18) В этом «густом» растворе нам и встретились большое количество инфузорий другого вида и коловратка.
Из результатов эксперимента следует вывод:
Для разведения инфузорий как питательная среда наиболее эффективны дрожжи, чем молочные бактерии. В растворе с дрожжами конечная плотность инфузорий составила 232 шт./мл, а конечная плотность инфузорий на молочном питательном растворе – 125.шт./мл.
Растительные субстраты более вероятно лучше использовать после термической обработки, чтобы исключить заплесневение. Морковь была сырой. Банановую кожуру высушили.
Плесень уничтожает инфузории.
На банановой кожуре хорошо разводятся инфузории. но данное утверждение нужно подтвердить численно в сравнении с другими питательными средами. В растворе с банановой питательной средой в мл находится 800 инфузорий-туфелек. Но нужно учесть, что кроме них есть невидимые глазу инфузории другого рода, меньшие по размеру, визуально в большем количестве чем туфельки.
Так как в начале опыта не подсчитывали концентрацию инфузорий в разбавленном растворе, нельзя выяснить, увеличилось число их в растворах 2 и 3, или осталось прежним (№2).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из-за микроскопических размеров инфузорий-туфелек и отсутствия хорошего оборудования проводить исследования очень трудоёмко, но интересно.
У нас много фото и видеоматериала, которые можно использовать как практическое обоснование теоретического материала, изучаемого в школе.
Наш исследовательский проект в основном носит описательный характер, математические расчеты провести в полном объеме не удалось ввиду причин. Тем не менее удалось выяснить расчетным путём относительную плотность инфузорий в экспериментальных растворах.
В ходе эксперимента мы нашли способ, как можно подсчитать инфузории в условиях школьной лаборатории. В микроскоп это сделать невозможно – ограниченное поле зрения. При макросъемке на телефон с дополнительным увеличением х2 с автовспышкой можно сделать фотографию, по которой потом математически подсчитать количество инфузорий в капле, то есть их плотность в растворе.
Не все поставленные задачи были выполнены: не получилось добиться более четких изображений микрофотографий, чтобы можно было изучить и клеточное строение инфузорий.
В ходе исследований нам неоднократно удалось пронаблюдать в микроскоп, что в растворе с инфузориями при неблагоприятных условиях появляются шарообразные объекты. Предполагаем, что это цисты инфузорий. Мы смогли сделать несколько разных фотографий и видео. К примеру, в сети мы не нашли, как должны выглядеть цисты, поэтому пока только предполагаем, что у нас есть фотографии именно цист.
Планируем продолжить работу: найти доступный для школьных условий способ математически описывать исследования инфузорий, чтобы методику предложить для проведения практических работ на уроках биологии. Изучить всевозможные виды таксисов.
Считаем, что для начала проделана большая работа по наблюдению за инфузориями. Открыли много нового для себя.
Список использованной литературы:
Пасечник В.В., Биология: 5 класс: базовый уровень : учебник/ В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, З.Г. Гапонюк; под ред.В.В. Пасечника. –2-е изд., стер. - Москва: Просвещение, 2024. – 160 с.: ил. – (Линия жизни)
Пасечник В.В., Биология: 8 класс: базовый уровень : учебник/ В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, З.Г. Гапонюк; под ред.В.В. Пасечника. – Москва: Просвещение, 2023. – 273 с.: ил. – (Линия жизни)
https://studarium.ru
https://elementy.ru
https://foxford.ru
https://ppt-online.org
https://www.booksite.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ
а) б)
Рис.1. а) Раствор с инфузориями. Инфузории в капле воды.
а) ;б)
в)
Рис.2. а) Инфузории при различном увеличении. б) Инфузории собрались на краю капли;
в) строение инфузории можно различить в микроскоп
Рис.3. Микроскопы
Рис. 4. Инфузории туфельки, инфузории другого рода и коловратка у питательной массы
а) б)
Рис.5. а)Инфузория с деформированным телом; б) некоторое время инфузория проплывала спаренно с другой
Рис. 6. Шаровидные тела. Возможно, цисты инфузорий;
а) б)
Рис.7. а) инфузория в высохшей капле; б)пересоленной воде;
Рис. 8. Инфузории после нагрева над огнем свечи.
Рис.9. Инфузории после замораживания
а) ; б) ;
в) г)
Рис.10. а) Раствор с инфузориями слева и питательный раствор на банановой корке; б) питательный раствор влили к инфузориям; в) те же растворы через сутки;
г) раствор с инфузориями, на поверхности воды бактериальный налет
а)
б) ; в)
Рис.11. а) Отрицательный таксис. Образовавшие пузырьки плывут в противоположную от соли сторону; б) капля до добавления соли; в) капля после добавления соли, инфузории скопились на противоположной стороне капли
Рис.12. Положительный таксис. Инфузории и другие микроорганизмы сосредоточены у корма.
Рис.13. Постановка эксперимента по питательным растворам.
а) б)
в) г)
Рис.14. а) Опыт №1, №2, №3; б) разбавленный раствор с инфузориями слева и аквариумная вода справа; в) разбавленный раствор с инфузориями при увеличении в 10 раз; г) исходный раствор с инфузориями при увеличении в 10 раз
а) б) в)
Рис. 15. День 4. В растворе 1 плесень, скопление инфузорий у поверхности; б) Растворы 2 и 3; в) Повторный опыт с морковью через 7 дней
Рис.16. Визуальное сравнение: в растворе 2 инфузорий больше, чем в растворе 3.
а)
б)
Рис. 17. Макросъемка капель экспериментальных растворов а) питательная среда на дрожжах; б) питательная среда на молоке
Рис. 18. Макросъемка капель питательного раствора на банане
Рис.19. Пример подсчета количества инфузорий (видимых биологических объектов) на графическом редакторе (213 экз.)
Опыт 1. На моркови |
Опыт 2 На дрожжах |
Опыт3 На молоке |
Вне эксперимента. На банановой кожуре |
|
Капля 1 |
0 |
54 |
26 |
163 |
Капля 2 |
0 |
42 |
14 |
213 |
Капля 3 |
0 |
43 |
35 |
104 |
Среднее значение |
0 |
46 |
25 |
160 |
Концентрация инфузорий (шт/мл) |
0 |
232 |
125 |
800 |
Рис. 20. Результаты эксперимента.