Формирование экологического сознания у школьников и дошкольников

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Формирование экологического сознания у школьников и дошкольников

Сорокина А.А. 1Сегаева М.И. 1
1МАОУ гимназия №13
Струлева О.В. 1
1МАОУ гимназия №13
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

История развития человечества напрямую связана с развитием природы. Но что сегодня делает современный человек для сохранения окружающей нас среды?

Экологическое сознание позволяет человеку бороться со сложными и весьма значимыми экологическими проблемами, такими как загрязнение окружающей среды, истребление и естественное вымирание большого количества видов живых организмов.

Формирование экологического сознания и воспитания является важной и приоритетной задачей в современной школе. Главная задача – формирование экологической культуры человека, и необходимо формировать ее с самого раннего возраста. Следовательно, необходимо в дошкольных учреждениях проводить мероприятия, направленные на формирование экологических знаний детей. Так же экологическое воспитание способствует гармоничному развитию школьников и является необходимым в учебных учреждениях.

На сегодняшний день есть сложности в формировании экологического сознания у детей, ведь в школах нет отдельного и самостоятельного учебного предмета «экология». Вопросы экологии не достаточно объемно изучаются в курсе предмета биологии. Следовательно, возникает особая потребность в проведение дополнительных просветительских мероприятиях экологического направления.

Цель: развитие экологических знаний детей разных ступеней образования по принципу «равный обучает равного».

Задачи:

  1. Создать на базе гимназии экологический отряд;

  2. Создать базу наработок экологически значимых проблем;

  3. Проведение занятий с экологическим направлением.

Срок реализации проекта: сентябрь 2023 года – по сегодняшний день.

1. Литературный обзор

1.1. Что такое экологическое сознание и экологическое воспитание

Экологическим сознанием называют форму сознания человека, включающую в себя совокупность теорий, взглядов, идей отражающих экологическую сторону общественного бытия, практику реальных отношений человека с окружающей средой, между обществом и природой.

Экологическое сознание продолжает формироваться вместе с развитием человека. Термин «экология» было введен в 1866 году Геккелем, но с каждым столетием, десятилетием он приобретает все больше значимости. Происходят новые открытия, человек начинает все больше взаимодействовать со средой обитания и другими живыми организмами. В конце концов, человек начинает негативно воздействовать на природу, нарушая ее целостность, истребляя виды. В какой-то момент была необходимостью остановится и задумать о сохранности природы. Поэтому постепенно получая новые представления, понимая механизм процессов в природе и необратимого их характера, человек пытается сохранять место своего существование, биоразнообразие окружающей среды.

Экологическое воспитание сегодня является приоритетным направлением человеческого общества. Экологическим воспитанием считается часть нравственного воспитания, которое отражает единство сознания и поведения в гармонии с природой и правильным экологическим поведением. Целью экологического воспитания является формирование ответственного отношения к природе и формирование в глобальном понимании экологической культуры.

1.2. Необходимость формирования экологического сознания

Актуальность формирования экологического воспитания и сознания с каждым годом растет. Причин много, во - первых, необходимость сохранения и улучшения условий жизни на Земле, не нарушая целостности природы, во – вторых, ежедневно мы оказываем влияние на окружающую среду, и далеко не всегда благоприятно, следственно, появляется необходимость в решение актуальных проблем по природоохране и правильному использованию природных ресурсов.

1.3. Экологическое образование в школе

Экологическое воспитание в школе происходит на постоянной основе. Экологические проблемы затрагиваются на всех предметах естественнонаучного цикла: биологии, химии, физике, географии. Экологические вопросы и проблемы обсуждаются на уроках. Проблема в том, что экологические проблемы затрагиваются очень поверхностно. Обучающиеся не всегда понимают значимости серьезных экологических аспектов. Связанно это с нехваткой времени. Поэтому появляются занятия экологического направления во внеурочное время и на кружковой деятельности.

Экологическое воспитание может иметь широкую материальную базу: экологические центры, парки, скверы, музеи.

Сформировать правильное экологическое мышление за одно занятие невозможно, это должно происходить системно, и лучше всего начинать формирование экологическое мышление с раннего возраста, например с дошкольных учреждений или еще лучше дома родителями с раннего детства, но, к сожалению, это происходит не всегда.

Целью экологического воспитания является подготовка человека, который знает, как правильно пользоваться природными ресурсами не нанося вред среде обитания, который понимает важность сохранения биосферы, который понимает как правильно взаимодействовать с природой.

Задача школьного образования состоит не только в том, чтобы обучающийся получил определенный набор экологических знаний, но и способствовать приобретению навыков, которыми ребенок в дальнейшем сможет воспользоваться. При этом ребенок должен осознавать значимость своего любого влияния, как позитивного, так и негативного, на окружающую среду. Формирование экологических знаний у обучающихся может происходить разными способами: беседы, дискуссии, викторины, игры. Формы занятий должный подбираться правильно, в соответствии с возрастом обучающихся.

2. Практическая часть

Так как мы обучаемся в классе с естественнонаучным направлением, в десятом классе у нас была внеурочная деятельность экологического направления. При изучении мы затрагивали важные не только экологические, но и просто жизненные вопросы. И мы, вместе с учителем биологии, решили, что есть потребность в массовом освещении некоторых проблем.

2.1. Создание и функционирование ЭКО-отряда на базе гимназии

Идея создания экологического отряда возникла сразу, в нашем городе еще ни в одной школе он не функционирует. Мы собрали активную группу в размере десяти человек и выдвинули идею директору нашей гимназии, которую она с удовольствием поддержала.

Совместно с учителем биологии был разработан план мероприятий на учебный год. Мы придумали эмблему нашего ЭКО – отряда и чуть позже у нас появилась атрибутика в виде футболок с эмблемой (Фото 1).

Фото 1. Атрибутика ЭКО – отряда

Наша задача – на своем примере показать, как важно привлекать внимание к важным экологическим и жизненным проблемам.

2.2. Разработка учебных занятий

За 2023 – 2024 учебный год нами было разработано и проведено более четырех важных, по нашему мнению, мероприятий.

Мероприятия были по темам:

«Покорми птиц зимой. Поможем друзьям нашим пернатым» для дошкольников (старшие группы) и 1 – 5 классов;

«Раздельный сбор отходов – проблема нашего времени» для 2 – 6 классов;

«Помощь бездомным животным» для 1 – 11 классов;

«Соберем макулатуру и облагородим нашу пришкольную территорию!»

Изначально мы планировали просветительские беседы только в пределах гимназии. Когда поступило предложение от учителя провести занятие на тему «Покорми птиц зимой. Поможем друзьям нашим пернатым» со старшими группами дошкольного отделения «Лучик», нам стало интересно, и мы сделали больше акцент на игровой форме деятельности. Разработка занятия прилагается (Приложение 1). Занятие строилось на беседе, в которой мы обсудили, какие птицы остаются на зимовку в нашем регионе, чем мы можем им помочь, поиграли в игры, связанные с птицами, а после, как итог учебного занятия, мы вместе с ребятами вышли на улицу, и повесели кормушки на территории дошкольного отделения.

Мы не только члены ЭКО – отряда гимназии, но мы еще и люди, которые очень трепетно относятся к братьям нашим меньшим. 4 апреля проводится Всемирный день бродячих животных, мы решили приурочить наше мероприятие к этому дню. Случайно в интернете мы наткнулись на объявление с просьбой о помощи приюту «Гвардия», который находится в деревне Дивово. У них на сайте мы нашли информацию о том, что необходимо приюту. Мы в течение дня разработали презентацию, и вышли с ней на классы. Такого результата мы не ожидали. За два дня нами было собрано более 200 кг корма собакам и кошкам, огромное количество медицинских принадлежностей в виде стерильных салфеток, бинтов, средств для обработки ран. Приносили так же старые вещи, которые можно использовать в качестве подстилок. Нашими активистами все было доставлено в приют по окончанию сбора, так же нам удалось покормить и поиграть с собаками, находящимися в приюте. Такие добрые дела мы будем продолжать делать на постоянной основе.

Весной 2024 года нашим отрядом проводился ЭКО – квест для учеников 5 – 7 классов. Команды каждого класса проходили станции с заданиями «Эко-ребусы», «Экологические загадки», «Объясните знак», «Помоги природе». Мы плодотворно провели время в день добрых дел.

Новый учебный год, будучи уже ученицами одиннадцатого класса, нам бы хотелось начать с акции по сбору макулатуры. По итогу сбора мы получим денежные средства, на которые мы хотим приобрести саженцы и посадить их на территории нашей гимназии. Очень приятно что наши идеи поддерживают не только родители и учителя, но и администрация нашей гимназии и активно принимает участие в развитие нашего ЭКО – отряда.

Вывод

Наш эко – отряд – это группа единомышленников, которая стремится нести в массы важные проблемы, которые касаются каждого. Мы постепенно накапливаем разработки мероприятий экологического направления, приглашаем ребят других классов, младше, вступать в наши ряды, чтобы как можно дольше продлить жизнь экологического отряда МАОУ гимназии №13.

Разработка мероприятий, а главное выбор темы, это не простой выбор. Ведь так много значимых проблем, которые хочется поднять и обсудить со сверстниками, рассказать о них малышам и выслушать их мнение, искать вместе возможные пути решения проблем. Важность таких мероприятий заключается не только в том, что мы преподносим готовый материал, мы так же дискутируем, применяем групповые методы, а самое главное мы используем принцип «равный обучает равного». Порой этот принцип лучше работает, другие наши одноклассники и ребята, которые учатся с нами в гимназии, видят нашу заинтересованность и часто хотят быть частью нашего пока еще небольшого отряда.

Заключение

Экологическое воспитание – это очень важный компонент образовательного процесса, который позволяет применять полученные знания на практике для решения значимых экологических проблем.

Показывая на своем примере, что мы можем что-то изменить, или помочь, например бездомным животным очень приятно видеть отклик других. Устроив сбор в помощь приюту, мы показали, что позаботиться о животных это очень важно! Приятно было видеть такое количество неравнодушных ребят. Своим примером, мы показываем, что добрые дела делать можно и самое главное – это совсем не сложно! И это тоже как пример формирования экологического самосознания…

К сожалению, проблема экологического воспитания всегда существовала, но все в наших силах, чтобы предпринять меры для ее решения. Каждый из нас должен принимать участие в значимых экологических мероприятиях, например в субботниках, или же акции «Посади дерево». С таких мероприятий можно начать формировать экологическое сознание, а дальше – больше!

Литературный обзор

  1. Бобылева Л.Д., Бобылева О.В. Экологическое воспитание младших школьников. М.: ЮРАЙТ. - 2010

  2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. – М.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2018

  3. Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В., Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2009

  4. Каропа Г.Н. Теоретические основы экологического образования школьников: учебник - М.: НМО, 2005

  5. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010

  6. Танасийчук В. Экология в картинках. – М.: Детская литер, 1989

Интернет – источники:

  1. Педсовет.URL: https://pedsovet.org/article/problemy-ekologicheskogo-vospitaniya-i-obrazovaniya-i-puti-ih-resheniya

  2. Справочник. URL: https://spravochnick.ru/biologiya/bioticheskie_elementy_sredy_i_vzaimootnoshenie_organizmov/ekologicheskoe_soznanie/

Просмотров работы: 39