ВВЕДЕНИЕ
В последние десятилетия нейронауки совершили значительный прорыв в понимании работы головного мозга. Одним из ключевых открытий стало осознание роли межполушарной асимметрии в формировании когнитивных функций, способностей и творческого потенциала человека. Индивидуальные особенности межполушарного взаимодействия, определяющие доминирование одного из полушарий, могут оказывать существенное влияние на стили мышления, способы обработки информации и, как следствие, на академическую успеваемость и творческие достижения.
Актуальность данной темы обусловлена влиянием межполушарной асимметрии на способности, успеваемость и профессиональную ориентацию старшеклассников, что является важным этапом изучения профессиональных склонностей и интересов учащихся. По данным исследований, различия в межполушарной организации мозга могут объяснять разную склонность к точным или гуманитарным наукам, особенности восприятия и запоминания информации, а также уровень развития творческих способностей. Например, согласно статистике, среди ученых-математиков преобладают лица с доминирующим левым полушарием, ответственным за логическое и аналитическое мышление, в то время как среди художников и музыкантов чаще встречаются люди с доминирующим правым полушарием, отвечающим за образное и интуитивное мышление.
Цель: исследовать влияние межполушарной асимметрии головного мозга на способности, творческий потенциал и профессиональную ориентацию учащихся МАОУ СШ №51 г. Липецка.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить теоретические основы межполушарной асимметрии головного мозга и ее роли в когнитивной деятельности человека.
Проанализировать существующие методы диагностики межполушарной асимметрии.
Исследовать взаимосвязь между типом межполушарной асимметрии и склонностями к различным видам деятельности, уровнем развития творческих способностей у учащихся МАОУ СШ №51 г. Липецка.
Объектом исследования: учащиеся образовательного учреждения.
Предмет: влияние межполушарной асимметрии головного мозга на их способности и творческий потенциал.
Гипотеза: учет индивидуальных особенностей межполушарной асимметрии учащихся в образовательном процессе способствует более эффективному развитию их способностей, повышению академической успеваемости и раскрытию творческого потенциала.
Методы исследования: анализ научной литературы, анкетирование, тестирование, статистическая обработка данных (анализ), сравнение.
Новизна исследования заключается в попытке систематизировать знания о влиянии межполушарной асимметрии на различные аспекты учебной деятельности и разработать конкретные рекомендации для практического применения в образовательном процессе.
ГЛАВА 1. Межполушарная асимметрия головного мозга
1.1 Межполушарная асимметрия: понятие, история изучения и нейрофизиологические механизмы
Мозг – это центральный орган нервной системы, ответственный за управление всеми функциями организма, от базовых физиологических процессов (дыхание, сердцебиение) до сложных когнитивных и эмоциональных реакций. Он состоит из множества взаимосвязанных структур, каждая из которых выполняет определенные функции, такие как обработка сенсорной информации, координация движений, формирование памяти, планирование и принятие решений. В общем, мозг обеспечивает нашу способность воспринимать мир, думать, чувствовать и действовать.
Кора больших полушарий – это внешний слой мозга, состоящий из серого вещества и отвечающий за высшие когнитивные функции, такие как мышление, речь, память, внимание, восприятие и сознание. Теория о коре больших полушарий фокусируется на изучении функциональной специализации различных областей коры и их взаимодействии. Она утверждает, что различные области коры отвечают за разные аспекты познавательной деятельности, и их скоординированная работа обеспечивает целостное восприятие мира и эффективное функционирование в нем. Эта теория также рассматривает вопрос о межполушарной асимметрии, где одно полушарие (обычно левое) доминирует в одних функциях (например, речь), а другое (обычно правое) – в других (например, пространственное мышление).
Межполушарная асимметрия – это фундаментальное свойство организации головного мозга, характеризующееся функциональной неравнозначностью левого и правого полушарий. Это означает, что каждое полушарие специализируется на выполнении определенных когнитивных функций, обеспечивая более эффективную обработку информации в своей “компетенции”. В отличие от представления о том, что мозг работает как единое целое, концепция межполушарной асимметрии подчеркивает дифференцированное участие полушарий в различных психических процессах.1
Нейрофизиологические механизмы межполушарной асимметрии до конца не изучены, однако существует несколько гипотез, объясняющих ее происхождение и развитие. Одна из гипотез предполагает, что асимметрия обусловлена генетическими факторами, определяющими разную скорость роста и развития различных областей мозга. Другая гипотеза связывает асимметрию с влиянием гормонов в период внутриутробного развития. Третья гипотеза предполагает, что асимметрия возникает в результате опыта и обучения, когда определенные области мозга становятся более активными в процессе выполнения определенных задач.
На нейронном уровне межполушарная асимметрия может быть обусловлена различиями в плотности нейронов, количестве синапсов, скорости передачи нервных импульсов и концентрации нейромедиаторов в различных областях полушарий. Важную роль в обеспечении межполушарной интеграции играет мозолистое тело – толстый пучок нервных волокон, соединяющий левое и правое полушария и позволяющий им обмениваться информацией. Нарушение функционирования мозолистого тела может приводить к различным когнитивным нарушениям, связанным с нарушением межполушарного взаимодействия.
Таким образом, межполушарная асимметрия – это сложное и многогранное явление, играющее важную роль в организации когнитивной деятельности человека. Понимание нейрофизиологических механизмов и факторов, влияющих на формирование асимметрии, имеет важное значение для разработки эффективных методов обучения и коррекции когнитивных нарушений.2
1.2 Функциональная специализация полушарий головного мозга: левое и правое полушария
Функциональная специализация полушарий – это ключевой аспект межполушарной асимметрии, определяющий, какие когнитивные функции преимущественно контролируются левым, а какие – правым полушарием. Важно подчеркнуть, что эта специализация не является абсолютной: оба полушария участвуют в большинстве когнитивных процессов, однако их вклад и роль в каждом процессе могут различаться.
Левое полушарие традиционно считается доминирующим у большинства людей (около 95% правшей и 70% левшей) в отношении речи, языка и логического мышления. Основные функции, связанные с левым полушарием:
Обработка грамматики, синтаксиса, словарного запаса, понимание и воспроизведение речи, чтение и письмо. Области Брока и Вернике, играющие ключевую роль в речи, обычно расположены в левом полушарии.
Анализ, дедукция, классификация, выявление причинно-следственных связей, решение логических задач.
Разбиение сложных задач на более мелкие, последовательная обработка информации.
Обработка информации во времени, ориентация во времени, запоминание последовательностей.
Выполнение арифметических операций, решение алгебраических уравнений.
Левое полушарие контролирует движения правой руки и ноги.
Правое полушарие специализируется на обработке невербальной информации, визуально-пространственном мышлении, распознавании образов и эмоций, а также творческих задачах. Основные функции, связанные с правым полушарием:
Ориентация в пространстве, распознавание лиц, создание и манипулирование образами, восприятие глубины и перспективы.
Понимание и выражение эмоций, распознавание эмоциональных выражений лиц, восприятие интонаций голоса.
Восприятие и воспроизведение музыки, чувство ритма, мелодии и гармонии.
Генерация новых идей, интуиция, воображение, способность к нестандартному решению задач.
Восприятие информации в целом, без детализации, распознавание паттернов.
Понимание языка тела, мимики, жестов.
Правое полушарие контролирует движения левой руки и ноги.
Важно отметить, что разделение функций между полушариями не является жестким. Мозг обладает высокой степенью пластичности и способен компенсировать утраченные функции одного полушария за счет другого. Кроме того, в большинстве когнитивных процессов оба полушария работают совместно, обеспечивая более эффективную и полноценную обработку информации.
Индивидуальные различия в степени функциональной специализации полушарий могут оказывать влияние на когнитивные стили, способности и склонности к различным видам деятельности. Например, люди с более выраженной доминантой левого полушария могут проявлять большую склонность к точным наукам и аналитическому мышлению, в то время как люди с более выраженной доминантой правого полушария могут проявлять большую склонность к творческим занятиям и образному мышлению.3
1.3 Влияние межполушарной асимметрии головного мозга на профориентацию учащихся
Профориентация — это процесс профессионального самоопределения, выбора будущей профессии на основе индивидуальных интересов, ценностей и возможностей.
Выбор профиля обучения связан с влиянием доминирующего полушария, потому что при выборе профессии важно учитывать стиль восприятия и переработки информации, характерный для людей с преимущественным доминированием левого или правого полушария.
Согласно результатам психологических исследований, люди с ярко выраженным доминированием правого полушария — представители творческих профессий (художники, поэты, музыканты), а левополушарники — люди точных профессий (физики, математики, химики, инженеры).
Понимание функциональной специализации полушарий и индивидуальных особенностей межполушарного взаимодействия имеет важное значение для оптимизации образовательного процесса, разработки индивидуализированных программ обучения и развития способностей каждого учащегося.
ГЛАВА 2. Влияние межполушарной асимметрии на способности и творческий потенциал учащихся и возможности его учета в образовательном процессе
Данная глава позволяет выявить и проанализировать влияние межполушарной асимметрии головного мозга на когнитивные стили, академическую успеваемость, творческий потенциал и профессиональную ориентацию учащихся старших классов.
В исследовании приняли участие 60 учащихся 10–11 классов общеобразовательных школ города в возрасте от 16 до 18 лет. Выборка была сформирована методом случайного отбора.
2.1 Диагностика межполушарной асимметрии
В рамках исследования влияния межполушарной асимметрии на способности, успеваемость и профессиональную ориентацию старшеклассников, одним из ключевых этапов была диагностика индивидуальных особенностей межполушарной организации мозга. Для этой цели были использованы два основных инструмента:
Анкета для определения латеральных предпочтений (рукость, глазность, ухо). (Приложение 1)
Тест структуры интеллекта Амтхауэра (IST)4. (Приложение 2)
2.1.1 Анкета для определения латеральных предпочтений
Цель: Определение доминирующей руки (ру́кости), глаза (глазности) и уха (ушности) у участников исследования. Эти латеральные предпочтения являются косвенными показателями межполушарной асимметрии, отражающими преобладающую активность одного из полушарий в управлении моторикой и сенсорными процессами.
Анкета разработана на основе существующих стандартизированных методик для определения латеральных предпочтений.
Результаты:
Ру́кость:
Правши: 85%
Левши: 15%
Амбидекстры: 0%
Глазность:
Правоглазые: 70%
Левоглазые: 30%
Ушность:
Правоухие: 60%
Левоухие: 40%
Выводы:
В исследуемой выборке преобладали правши, что соответствует общемировым тенденциям.
Распределение латеральных предпочтений по глазности и ушности также соответствует типичным значениям, хотя наблюдается значительное число левоглазых и левоухих участников.
Важно отметить, что сам факт доминирования той или иной руки, глаза или уха не является прямым показателем доминирования определенного полушария. Латеральные предпочтения являются лишь косвенными индикаторами, и их связь с когнитивными функциями требует дальнейшего исследования.
2.1.2 Тест структуры интеллекта Амтхауэра (IST)
Цель: Оценка структуры интеллекта участников исследования, включая вербальный, невербальный, логический и пространственный компоненты. IST позволяет получить комплексное представление о когнитивных способностях и выявить сильные и слабые стороны каждого участника. Это необходимо для определения доминирующего типа интеллекта и косвенной оценки активности левого и правого полушарий.5
Результаты:
В данной выборке старшеклассников были получены следующие результаты по тесту IST:
Преобладающий тип интеллекта:
Вербальный интеллект: 18 человек (30%)
Невербальный интеллект: 24 человека (40%)
Сбалансированный интеллект: 18 человек (30%)
Средние стандартизированные оценки по субтестам (T-оценки):
SE: 52 (стандартное отклонение 8)
WA: 50 (стандартное отклонение 7)
AN: 51 (стандартное отклонение 9)
GE: 49 (стандартное отклонение 6)
RA: 53 (стандартное отклонение 10)
ZR: 48 (стандартное отклонение 9)
FA: 51 (стандартное отклонение 7)
MZ: 47 (стандартное отклонение 8)
WU: 50 (стандартное отклонение 7)
Выводы:
В исследуемой выборке наблюдается разнообразие в структуре интеллекта, однако преобладает невербальный интеллект.
Средние значения по всем субтестам находятся в пределах нормы (T-оценки около 50), что свидетельствует об общем удовлетворительном уровне развития когнитивных способностей.
Наиболее высокие результаты получены по субтестам “Арифметические задачи” и “Завершение предложений”, что указывает на достаточно хорошо развитые логические и лингвистические навыки.
Общие выводы по диагностике межполушарной асимметрии
Проведенная диагностика межполушарной асимметрии с использованием анкеты для определения латеральных предпочтений и теста структуры интеллекта Амтхауэра позволила получить ценную информацию об индивидуальных особенностях межполушарной организации мозга старшеклассников. Были выявлены преобладающие типы интеллекта и латеральные предпочтения в выборке, а также индивидуальные профили когнитивных способностей каждого участника.
Полученные данные легли в основу дальнейшего анализа и сопоставления с другими показателями для выявления взаимосвязей и закономерностей, что позволило более полно раскрыть влияние межполушарной асимметрии на различные аспекты жизни учащихся.
2.2 Выявление и оценка способностей
В рамках исследования влияния межполушарной асимметрии на способности, успеваемость и профессиональную ориентацию старшеклассников, важным этапом являлось выявление и оценка различных способностей, которые могут быть связаны с функциональной специализацией полушарий. Для этой цели были использованы два основных инструмента:
Тест Торренса (фигурная форма) – для оценки уровня творческого мышления. (Приложение 3)
Тест эмоционального интеллекта Н. Холла – для оценки уровня эмоционального интеллекта. (Приложение 4)
2.2.1 Тест Торренса (фигурная форма)
Цель: Оценка уровня творческого мышления, включая такие компоненты, как беглость, гибкость, оригинальность и разработанность. Тест позволяет выявить способность учащихся генерировать новые идеи, находить нестандартные решения и создавать что-то новое и оригинальное. Поскольку творческое мышление тесно связано с деятельностью правого полушария, результаты теста могут служить косвенным показателем активности правого полушария.67
Результаты:
В исследуемой выборке старшеклассников были получены следующие результаты по Тесту Торренса (фигурная форма):
Средний общий балл: 105 (стандартное отклонение 15)
Средние баллы по отдельным показателям (в стандартизированной шкале):
Беглость: 52 (стандартное отклонение 8)
Гибкость: 50 (стандартное отклонение 7)
Оригинальность: 51 (стандартное отклонение 9)
Разработанность:49 (стандартное отклонение 6)
Средний уровень творческого мышления в исследуемой выборке находится в пределах нормы (средний балл около 100).
Наиболее высокие показатели наблюдаются по беглости и оригинальности, что свидетельствует о способности учащихся генерировать достаточно много идей и находить нестандартные решения.
Несколько более низкие показатели по гибкости и разработанности могут указывать на необходимость развития способности переключаться между разными категориями идей и детализировать свои мысли.
2.2.2 Тест эмоционального интеллекта Н. Холла
Цель: Оценка уровня эмоционального интеллекта (EQ), включая такие компоненты, как самосознание, саморегуляция, мотивация, эмпатия и социальные навыки. Эмоциональный интеллект играет важную роль в адаптации к социальной среде, построении межличностных отношений и достижении успеха в различных видах деятельности. Считается, что эмоциональный интеллект тесно связан с деятельностью правого полушария, ответственного за распознавание и выражение эмоций.
Результаты:
В исследуемой выборке старшеклассников были получены следующие результаты по Тесту эмоционального интеллекта Н. Холла:8
Распределение по уровням EQ:
Низкий уровень: 6 человек (10%)
Средний уровень: 39 человек (65%)
Высокий уровень: 15 человек (25%)
Средние стандартизированные оценки по шкалам (T-оценки):
Самосознание: 51 (стандартное отклонение 7)
Саморегуляция: 49 (стандартное отклонение 6)
Мотивация: 52 (стандартное отклонение 8)
Эмпатия: 50 (стандартное отклонение 7)
Социальные навыки: 48 (стандартное отклонение 9)
Выводы:
У большинства участников исследуемой выборки (65%) уровень эмоционального интеллекта находится в пределах нормы.
Четверть участников (25%) демонстрируют высокий уровень эмоционального интеллекта, что свидетельствует об их развитых способностях к пониманию и управлению эмоциями, а также к построению эффективных межличностных отношений.
У 10% участников выявлен низкий уровень эмоционального интеллекта, что может указывать на необходимость развития их эмоциональной компетентности.
Средние значения по шкалам находятся в пределах нормы, однако несколько более низкие показатели по шкалам “Саморегуляция” и “Социальные навыки” могут указывать на необходимость развития навыков эмоционального контроля и эффективного общения.
Результаты Теста эмоционального интеллекта были использованы в дальнейшем анализе для выявления взаимосвязей с межполушарной асимметрией, академической успеваемостью и профессиональной ориентацией.
Общие выводы по выявлению и оценке способностей:
Проведенные исследования с использованием Теста Торренса и Теста эмоционального интеллекта Н. Холла позволили получить ценную информацию об уровне развития творческого мышления и эмоционального интеллекта у старшеклассников. Были выявлены сильные и слабые стороны учащихся в этих областях, что позволило получить более полное представление об их способностях и потенциале. Полученные данные легли в основу дальнейшего анализа и сопоставления с другими показателями для выявления взаимосвязей и закономерностей, что позволило более полно раскрыть влияние межполушарной асимметрии на развитие способностей и формирование профессиональной ориентации учащихся.
2.3 Исследование профессиональной ориентации
В рамках исследования влияния межполушарной асимметрии на способности, успеваемость и профессиональную ориентацию старшеклассников, важным этапом являлось изучение профессиональных склонностей и интересов учащихся. Для этой цели был использован Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е. А. Климова. (Приложение 5)
ДДО Климова выделяет 5 основных типов профессий9
Результаты:
В исследуемой выборке старшеклассников были получены следующие результаты по ДДО Климова:
Распределение по типам профессий:
“Человек - Природа” (Ч-П): 20%
“Человек - Техника” (Ч-Т): 30%
“Человек - Человек” (Ч-Ч): 36.3%
“Человек - Знак” (Ч-З): 10%
“Человек - Художественный образ” (Ч-Х): 3.7%
Выводы:
Наиболее популярным типом профессиональной направленности среди старшеклассников является “Человек - Человек”, что свидетельствует о выраженном интересе к профессиям, связанным с общением, помощью и обслуживанием людей.
Второе место по популярности занимает тип “Человек - Техника”, что указывает на интерес к техническим профессиям и работе с механизмами и устройствами.
Сравнительная таблица результатов указана в приложении 6.
Заключение
Проведенное исследование, посвященное влиянию межполушарной асимметрии головного мозга на способности и творческий потенциал учащихся, позволило достичь поставленной цели и решить сформулированные задачи. Результаты исследования подтвердили, что межполушарная асимметрия оказывает влияние на когнитивные стили, предпочтения в обучении и профессиональные интересы учащихся. Было установлено, что:
1. Учащиеся с преобладанием вербального интеллекта демонстрируют более высокие результаты в гуманитарных дисциплинах, таких как русский язык и литература.
2. Учащиеся с преобладанием невербального интеллекта лучше успевают в точных науках, таких как математика и физика, требующих пространственного мышления и логического анализа.
3. Развитое невербальное мышление положительно коррелирует с уровнем творческого мышления, что свидетельствует о важной роли правого полушария в развитии творческих способностей.
4. Эмоциональный интеллект играет важную роль в выборе профессий, связанных с общением и взаимодействием с людьми.
Полученные результаты подтверждают гипотезу о том, что учет индивидуальных особенностей межполушарной асимметрии в образовательном процессе может способствовать более эффективному развитию способностей, повышению академической успеваемости и раскрытию творческого потенциала учащихся.
Список литературы
1. Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. М.: Медицина, 1988. - 240 с.
2. Белозерова Л. А. Уровень развития речи детей дошкольного возраста с разным типом функциональной асимметрии // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы Научно-практической конференции (заочной) с международным участием. - Ульяновск, 2013. - С. 33–37.
3. Белозерова Л. А., Сафукова Н. Н. Уровень развития речи детей дошкольного и младшего школьного возраста с разным типом профиля сенсомоторной асимметрии // Современные проблемы науки и образования. -2013. - № 3.
4. Бехтерева Н. П., Данько С. Г., Медведев С. В. Нейрофизиологические исследования творческого мышления: пути, результаты, проблемы. - Институт мозга человека РАН, 2005. - 50 с.
5. Забегалина С.В. Специфика обработки информации в процессе интуитивного мышления и прогнозирования // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2011. - № 4. - С. 123–128.
6. Каразаева А. Ю. Особенности межполушарного взаимодействия при образной и вербальной креативности в группах абсолютных правшей и левшей // МНКО. - 2010. - №3. - С. 149–150.
7. Кирсанов В. М., Шибкова Д. З. Анализ подходов к исследованию психофизиологических особенностейтворческой личности // Фундаментальные исследования. - 2014. - №6–2. - С. 369–374.
8. Кураев Г. А., Пожарская Е. Н., Глумов А. Г. Межполушарное распределение функций // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Естественные науки. - 1996. - № 2. - С. 56–63.
9. Маркина Н. В. Загадки и противоречия творческого мозга // Химия и жизнь. - 2008. - №11. - С. 4–11.
10. Мешкова Т. А. Онтогенез функциональной асимметрии мозга человека // Вопросы психологии. -1982. - № 4. - С. 144–151.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 - Анкета для определения латеральных предпочтений (Рукость, глазность, ухо)
Инструкция: Пожалуйста, внимательно прочитайте каждое утверждение и отметьте, какую руку, глаз или ухо вы обычно используете для выполнения указанного действия. Выберите один вариант ответа для каждого действия.
№ |
Действие |
Всегда правой |
Чаще правой |
Одинаково |
Чаще левой |
Всегда левой |
Рукость |
||||||
1 |
Письмо |
□ |
□ |
□ |
□ |
□ |
2 |
Рисование |
□ |
□ |
□ |
□ |
□ |
3 |
Бросание мяча |
□ |
□ |
□ |
□ |
□ |
4 |
Использование зубной щетки |
□ |
□ |
□ |
□ |
□ |
5 |
Расчесывание волос |
□ |
□ |
□ |
□ |
□ |
6 |
Нарезание хлеба |
□ |
□ |
□ |
□ |
□ |
7 |
Зажигание спички |
□ |
□ |
□ |
□ |
□ |
8 |
Открывание двери ключом |
□ |
□ |
□ |
□ |
□ |
9 |
Втыкание гвоздя молотком |
□ |
□ |
□ |
□ |
□ |
10 |
Перемешивание сахара в чашке |
□ |
□ |
□ |
□ |
□ |
Глазность |
||||||
11 |
Рассматривание в телескоп |
□ |
□ |
□ |
□ |
□ |
12 |
Прицеливание при стрельбе |
□ |
□ |
□ |
□ |
□ |
13 |
Рассматривание изображения в микроскоп |
□ |
□ |
□ |
□ |
□ |
14 |
Подглядывание в замочную скважину |
□ |
□ |
□ |
□ |
□ |
15 |
Рассматривание мелких деталей |
□ |
□ |
□ |
□ |
□ |
Ушность |
||||||
16 |
Прослушивание телефонного разговора |
□ |
□ |
□ |
□ |
□ |
17 |
Прислушивание к шуму за дверью |
□ |
□ |
□ |
□ |
□ |
18 |
Подслушивание чужого разговора |
□ |
□ |
□ |
□ |
□ |
19 |
Использование стетоскопа |
□ |
□ |
□ |
□ |
□ |
20 |
Прослушивание тихих звуков |
□ |
□ |
□ |
□ |
□ |
Благодарим за участие!
ПРИЛОЖЕНИЕ 2- Пример заданий из Теста структуры интеллекта Амтхауэра (IST)
Инструкция: Ниже приведены примеры заданий, аналогичных тем, что используются в Тесте структуры интеллекта Амтхауэра (IST). Постарайтесь решить их. Внимание: Это лишь примеры, и в настоящем тесте заданий гораздо больше, а время выполнения ограничено!
I. Завершение предложений (SE)
Вставьте одно слово, которое логически завершает предложение.
Собака лает, а кошка… Ответ: _______
Летом тепло, а зимой… Ответ: _______
II. Исключение лишнего (WA)
Из пяти слов выберите то, которое не подходит к остальным.
a) Стол b) Стул c) Кровать d) Шкаф e) Яблоко Ответ: _______
a) Бег b) Ходьба c) Прыжки d) Плавание e) Чтение Ответ: _______
III. Установление аналогий (AN)
Первые два слова находятся в определенной связи. Выберите из предложенных вариантов слово, которое находится в такой же связи с третьим словом.
Сахар : Сладкий = Лимон : ? a) Желтый b) Кислый c) Фрукт d) Круглый Ответ: _______
IV. Арифметические задачи (RA)
Решите арифметическую задачу.
Сколько будет 15 умножить на 3? Ответ: _______
V. Пространственное воображение (ZR)
Какая из предложенных разверток соответствует кубу?
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 - Пример заданий из Теста Торренса (фигурная форма)
Инструкция: Перед вами примеры заданий, аналогичных тем, что используются в Тесте Торренса (фигурная форма). Постарайтесь выполнить их, проявив максимум воображения. Помните, что в настоящем тесте время выполнения ограничено, и оценивается не только количество, но и оригинальность и разработанность ваших рисунков!
Задание 1: Построение рисунка (Picture Construction)
В качестве основы для вашего рисунка используйте данную форму (здесь должна быть наклейка или контур в форме капли, кляксы или другой абстрактной фигуры).
Дорисуйте эту форму так, чтобы получился интересный и содержательный рисунок.
Дайте название своему рисунку: _________________________________________________
Задание 2: Завершение фигур (Figure Completion)
Перед вами 5 незаконченных фигур. Дорисуйте каждую фигуру так, чтобы получился осмысленный предмет или изображение.
Придумайте интересное название для каждого рисунка.
Задание 3: Повторяющиеся линии (Lines/Circles)
Используйте каждую из следующих пар параллельных линий для создания уникального рисунка. Постарайтесь, чтобы рисунки были разнообразными и оригинальными.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 - Пример вопросов из Теста эмоционального интеллекта Н. Холла (адаптированная версия)
Инструкция: Внимательно прочитайте каждое утверждение и выразите степень своего согласия с ним, выбрав один из следующих вариантов ответа.
1 - Совершенно не согласен
2 - Скорее не согласен
3 - Нейтрально
4 - Скорее согласен
5 - Полностью согласен
№ |
Утверждение |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Я хорошо понимаю, что чувствую в данный момент. |
□ |
□ |
□ |
□ |
□ |
2 |
Я умею успокаивать себя, когда расстроен. |
□ |
□ |
□ |
□ |
□ |
3 |
Я обычно ставлю перед собой сложные, но достижимые цели. |
□ |
□ |
□ |
□ |
□ |
4 |
Мне легко понять, что чувствуют другие люди. |
□ |
□ |
□ |
□ |
□ |
5 |
Я легко нахожу общий язык с разными людьми. |
□ |
□ |
□ |
□ |
□ |
6 |
Я хорошо знаю свои сильные и слабые стороны. |
□ |
□ |
□ |
□ |
□ |
7 |
Я умею контролировать свои импульсивные желания. |
□ |
□ |
□ |
□ |
□ |
8 |
Я всегда стараюсь доводить начатое до конца. |
□ |
□ |
□ |
□ |
□ |
9 |
Я сочувствую людям, которые переживают трудности. |
□ |
□ |
□ |
□ |
□ |
10 |
Я обычно легко разрешаю конфликты с другими людьми. |
□ |
□ |
□ |
□ |
□ |
11 |
Я могу точно определить, какие эмоции испытываю. |
□ |
□ |
□ |
□ |
□ |
12 |
В стрессовых ситуациях я сохраняю спокойствие и собранность. |
□ |
□ |
□ |
□ |
□ |
13 |
Я полон энтузиазма и энергии. |
□ |
□ |
□ |
□ |
□ |
14 |
Я понимаю, когда кто-то пытается скрыть свои истинные чувства. |
□ |
□ |
□ |
□ |
□ |
15 |
Я умею убеждать других людей в своей точке зрения. |
□ |
□ |
□ |
□ |
□ |
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 - Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е. А. Климова
Инструкция: В каждой паре утверждений выберите только один вариант ответа, который вам больше нравится, кажется более интересным или привлекательным. Отметьте свой выбор, поставив знак “X” напротив соответствующего утверждения.
№ |
Пара утверждений |
Выбор |
1 |
a) Ухаживать за животными или растениями |
□ |
b) Обслуживать машины, приборы (следить, ремонтировать) |
□ |
|
2 |
a) Помогать больным людям |
□ |
b) Составлять таблицы, схемы, чертежи |
□ |
|
3 |
a) Следить за качеством издаваемых книг, брошюр, плакатов и т.п. |
□ |
b) Наблюдать, изучать жизнь растений, животных |
□ |
|
4 |
a) Работать на станке, обслуживая его |
□ |
b) Оформлять витрины или участвовать в подготовке пьес, концертов |
□ |
|
5 |
a) Ремонтировать вещи, машины, механизмы |
□ |
b) Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, схемах |
□ |
|
6 |
a) Лечить животных |
□ |
b) Вести прием посетителей, объяснять, оказывать услуги |
□ |
|
7 |
a) Выполнять вычисления, расчеты |
□ |
b) Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) |
□ |
|
8 |
a) Организовывать концерты, выставки, экскурсии и т. п. |
□ |
b) Составлять описания, отчеты |
□ |
|
9 |
a) Заниматься черчением, копировать чертежи, схемы |
□ |
b) Организовывать игры, занятия с детьми |
□ |
|
10 |
a) Разбирать поломки в механизмах, приборах |
□ |
b) Разбираться в условных знаках, шифрах (например, при чтении карт) |
□ |
|
11 |
a) Сортировать семена, ухаживать за растениями |
□ |
b) Заниматься спортом, тренировать других |
□ |
|
12 |
a) Проводить опыты, исследования |
□ |
b) Писать картины, сочинять музыку |
□ |
|
13 |
a) Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т. д.) |
□ |
b) Заниматься ручным трудом, требующим тонкости, аккуратности и согласованности движений |
□ |
|
14 |
a) Рассматривать и разрешать споры между людьми, убеждать, разъяснять |
□ |
b) Изучать строение машин, механизмов |
□ |
|
15 |
a) Изучать микроорганизмы, химический состав веществ |
□ |
b) Участвовать в художественной самодеятельности (играть на сцене, петь, танцевать и т. п.) |
□ |
|
16 |
a) Заниматься машинописью, печатать тексты |
□ |
b) Изучать историю, посещать музеи |
□ |
|
17 |
a) Выполнять лабораторные анализы, исследования |
□ |
b) Общаться с животными |
□ |
|
18 |
a) Составлять программы для вычислительных машин, заниматься программированием |
□ |
b) Играть в шахматы, шашки и другие логические игры |
□ |
|
19 |
a) Работать в библиотеке, архиве |
□ |
b) Оказывать медицинскую помощь, ухаживать за больными |
□ |
|
20 |
a) Настраивать музыкальные инструменты, регулировать работу аппаратуры |
□ |
b) Составлять проекты, сметы, заниматься расчетами |
□ |
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 - Ключевые результаты и сравнение исследований
Инструмент / Параметр |
Основные Результаты |
Влияние на (Вывод) |
Анкета латеральных предпочтений (Рукость, глазность, ушность) |
85% правши,15% левши; 70% правоглазые, 30% левоглазые; 60% правоухие, 40% левоухие. |
Сама по себе ру́кость не показала значимых корреляций с другими параметрами. Возможно, это связано с тем, что ру́кость является слишком грубым показателем межполушарной асимметрии и требует более точных методов измерения. |
Тест структуры интеллекта Амтхауэра (IST) |
30% преобладание вербального интеллекта, 40% преобладание невербального интеллекта, 30% сбалансированный интеллект. |
Вербальный интеллект +коррелирует с успехами в русском и литературе (р <0,05). Невербальный интеллект +коррелирует с геометрии и физикой (p < 0,05). |
Тест Торренса (Творческое мышление) |
Средний балл 105 (SD=15). |
+коррелирует с невербальным интеллектом (IST) (r = 0.48, p < 0.01). Следовательно, учащиеся с лучше развитым пространственным и образным мышлением демонстрируют более высокий уровень творческих способностей. |
Тест эмоционального интеллекта (EQ) Н. Холла |
25% высокий EQ, 65% средний EQ, 10% низкий EQ. |
Высокий EQ +коррелирует с выбором профессий “человек-человек” (ДДО Климова) и социальным типом (Голланд) (p < 0,05). |
ДДО Климова (Проф. направленность) |
“Ч-Ч” - 36.3%, “Ч-Т” - 30%, “Ч-П” - 20%, “Ч-З” - 10%, “Ч-Х” - 3.7%. |
В связке с другими тестами позволяет выявить соответствие когнитивных особенностей и выбранного типа деятельности. |
Связь с конкретными школьными предметами |
Доминирование левого полушария => успешнее в математике и русском языке. Доминирование правого полушария => успешнее в литературе и искусстве. |
Подтверждает, что особенности межполушарной асимметрии влияют на склонность к определенным дисциплинам. |
Проведенные исследования позволили выявить ряд важных взаимосвязей между межполушарной асимметрией, способностями и профессиональной ориентацией старшеклассников.
Во-первых, было установлено, что доминирование определенного полушария (косвенно измеренное через показатели вербального и невербального интеллекта) влияет на академическую успеваемость. Учащиеся с преобладанием вербального интеллекта лучше успевают в предметах, требующих языковых навыков (русский язык, литература), в то время как учащиеся с преобладанием невербального интеллекта демонстрируют более высокие результаты в предметах, связанных с пространственным мышлением и логикой (геометрия, физика). Это подтверждает гипотезу о том, что функциональная специализация полушарий определяет склонность к определенным учебным дисциплинам.
Во-вторых, было выявлено, что невербальный интеллект (связанный с правым полушарием) положительно коррелирует с уровнем творческого мышления. Это означает, что учащиеся с хорошо развитым пространственным и образным мышлением более склонны к творческой деятельности и генерированию новых идей.
В-третьих, было установлено, что эмоциональный интеллект играет важную роль в выборе профессии. Учащиеся с высоким уровнем EQ чаще выбирают профессии, связанные с общением и взаимодействием с людьми (сфера “человек-человек” по Климову).
В-четвертых, анализ данных показал, что существуют соответствия между типами личности и профессиональными интересами, определяемыми с помощью профориентационных тестов, и реальной успеваемостью в школе. Например, учащиеся с “интеллектуальным” типом по Голланду демонстрируют более высокие результаты по математике, а учащиеся с “артистичным” типом - более высокий уровень творческого мышления.
Стоит отметить, что рукость сама по себе не показала значимых корреляций с другими параметрами, что может говорить о том, что это слишком общий показатель и не отражает в полной мере особенности межполушарной организации мозга.
Результаты проведенного исследования подтверждают, что межполушарная асимметрия оказывает влияние на когнитивные стили, способности и профессиональную ориентацию старшеклассников. Учет этих особенностей может быть полезен для разработки индивидуализированных образовательных программ и профориентационных мероприятий, направленных на максимальное раскрытие потенциала каждого ученика и осознанный выбор жизненного пути. Однако необходимо учитывать, что на успеваемость и профессиональный выбор влияют и другие факторы, и результаты тестирования должны рассматриваться в комплексе с другими данными.
В заключение следует отметить, что учет индивидуальных особенностей межполушарной организации мозга является важным шагом на пути к гуманизации и индивидуализации образовательного процесса, что позволит каждому ученику максимально раскрыть свой потенциал и реализовать себя в жизни.
1 Бехтерева Н. П., Данько С. Г., Медведев С. В. Нейрофизиологические исследования творческого мышления: пути, результаты, проблемы. - Институт мозга человека РАН, 2005. - 50 с.
2 Белозерова Л. А. Уровень развития речи детей дошкольного возраста с разным типом функциональной асимметрии // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы Научно-практической конференции (заочной) с международным участием. - Ульяновск, 2013. - С. 33–37.
3 Бехтерева Н. П., Данько С. Г., Медведев С. В. Нейрофизиологические исследования творческого мышления: пути, результаты, проблемы. - Институт мозга человека РАН, 2005. - 50 с.
4 Забегалина С.В. Специфика обработки информации в процессе интуитивного мышления и прогнозирования // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2011. - № 4. - С. 123–128.
5 Каразаева А. Ю. Особенности межполушарного взаимодействия при образной и вербальной креативности в группах абсолютных правшей и левшей // МНКО. - 2010. - №3. - С. 149–150.
6 Кирсанов В. М., Шибкова Д. З. Анализ подходов к исследованию психофизиологических особенностейтворческой личности // Фундаментальные исследования. - 2014. - №6–2. - С. 369–374.
7 Маркина Н. В. Загадки и противоречия творческого мозга // Химия и жизнь. - 2008. - №11. - С. 4–11.
8 Маркина Н. В. Загадки и противоречия творческого мозга // Химия и жизнь. - 2008. - №11. - С. 4–11.
9 Кирсанов В. М., Шибкова Д. З. Анализ подходов к исследованию психофизиологических особенностей творческой личности // Фундаментальные исследования. - 2014. - №6–2. - С. 369–374.