Существует ли идеальная школьная доска?

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Существует ли идеальная школьная доска?

Резакова Е.В. 1
1МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» г. Калуги
Гомалеева Н.В. 1
1МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» г. Калуги
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Что чистое, когда оно черное,

И грязное, когда белое?

(Школьная доска)

В современном мире очень важным для каждого стало умение аргументированно и ярко отстаивать свое мнение, навыки презентации и самопрезентации. Именно этому призваны нас учить ответы перед всем классом у школьной доски, которая будучи универсальным дидактическим инструментом, навсегда останется символом первого ораторского опыта каждого ученика.

Доска - это полноценный инструмент, без которого было бы сложно провести урок или передать знания ученикам. Каждый из нас, наверное, помнит школьные годы, когда мы писали мелом на зеленой или черной поверхности. Мы использовали доски для решения задач и следования инструкциям учителя, а также рисовали забавные картинки на переменах.

Нам стало интересно, существует ли разница в школьных досках и какую из них лучше использовать в школе.

Цель работы: анализ разных видов школьных досок.

В соответствии с целью мы поставили следующие задачи:

1. познакомиться более подробно с историей школьных досок;

2. узнать, какие виды досок существуют сейчас;

3. выяснить, какие доски наиболее удобны для использования.

Гипотеза: можно найти школьную доску, которая бы соответствовала всем параметрам для применения в учебном процессе.

ГЛАВА 1. ЭВОЛЮЦИЯ ДОСОК ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Первые школы появились приблизительно в III тысячелетии до нашей эры — то есть педагогика как передача накопленных знаний насчитывает уже как минимум пять тысяч лет

Школьная доска незаменимый атрибут каждого урока, появилась пару сотен лет назад.

Давайте вместе посмотрим на изменения, которые происходили с разными видами дощечек и досок, использовавшихся в образовательных целях — с древнейших времён до наших дней.

1.1. Глиняные дощечки (III тыс. до н. э. — XI век нашей эры)

До появления школьных досок учебный процесс выглядел как долгое и утомительное переписывание знаковых памятников культуры. Ученики сидели и терпеливо копировали священные знаки, а учитель затем подходил к каждому и вносил поправки.

Тысячи лет назад при выполнении заданий ученики довольствовались самыми бросовыми материалами. Шумерские дети писали на непросохших глиняных табличках; дети Египта — палочкой на небольших пластинках известняка (Приложение 1). Затем, вне зависимости от региона, этот принцип остался неизменен: ученики писали на тех материалах, которые с лёгкостью можно было достать (костях животных, дереве, бересте, листьях...) [5, 84-85]

1.2. Аспидные дощечки (XI век — конец XVIII века)

Уже в XI веке персидский энциклопедист Аль-Бируни упомянул о чёрных дощечках, на которых пишут вдоль длинной стороны белым материалом. Судя по всему, это были обожжённые деревянные дощечки, а в качестве пишущего средства использовалась одна из пород известняка.

К XIX веку прочные позиции в классе заняли аспидные дощечки — пластины из прочного цветного сланца в деревянной раме. Писали на них грифелем или палочкой, след от которых легко стирался губкой или тканью (Приложение 2) [6].

1.3. Меловая доска (начало XIX века —XXI век)

Практику использования крупноформатной школьной доски ввёл в США английский математик Джордж Барон. В 1801 году он работал профессором математики в Военной Академии США, и одну из своих лекций иллюстрировал пометками мелом на школьной доске.

Независимо от него в 1814 году шотландский учитель географии мистер Пилланс придумал совместить несколько грифельных дощечек и разместить их у стены, чтобы разными цветами нарисовать на ней контуры изучаемой страны.

Уже к 1809 году такие доски были в каждой школе Филадельфии. Тогда их изготавливали из грубых сосновых досок и покрывали их составом из яичных белков и перемолотой обугленной картофельной шелухи.

К 1840 году такие доски стали производить в промышленных масштабах из качественно обработанной плотной древесины с нанесением керамического покрытия. В XX веке доски стали металлическими, а в 30-х годах цвет покрытия превратился из чёрного в зелёный (Приложение 3) [3, 32-33].

1.4. Маркерная доска (середина XX века – XXI век)

В середине XX века популярность обретают маркерные доски.

Белые школьные доски давали более яркое и контрастное изображение, что облегчало процесс зрительного восприятия изображения (Приложение 4).

Металлокерамические школьные доски часто являются и магнитными досками, то есть с помощью магнитов можно поместить на доске различные информационные материалы (плакаты, таблицы и т. п.).

1.5. Интерактивная доска (конец XX века — начало XXI века)

В 1990-х годах несколько технологических компаний начинают производство интерактивных досок для офисного использования. Первые модели могли регистрировать записи маркером, сделанные на доске, отправлять их на экраны компьютеров, сохранять в файл и распечатывать. Вскоре интерактивные доски стали представлять собой огромный сенсорный экран с практически полной функциональностью пользовательского интерфейса компьютера.

На электронные доски сегодня можно проецировать информацию с любой открытой на компьютере программы, при этом проектор может быть встроен в саму доску или находиться вне её. На досках разного типа можно рисовать и писать пальцами, специальными электронными маркерами, стилусами (Приложение 5) [1].

Существует несколько типов видов интерактивных досок в зависимости от применяемых технологий: интерактивные доски с сенсорной, электромагнитной и инфракрасной технологией.

Интерактивная доска с сенсорной технологией реагирует на прикосновение пальца (или любого другого предмета) как нажатие компьютерной мыши. В электромагнитных интерактивных досках используется в качестве передатчика электромагнитных волн пишущее устройство, которым может быть либо специальный электронный карандаш, который часто называют электронным стилусом (выглядящий как пластмассовый стержень со скруглённым концом, обычно имитирующий по форме маркер). Электромагнитные интерактивные доски обладают прочной антивандальной поверхностью (что отличает их от сенсорных интерактивных досок в лучшую сторону, поверхность более стойкая), однако возможность работать с интерактивной доской при помощи пальца в них отсутствует. Инфракрасные интерактивные доски так же, как и электромагнитные интерактивные доски обладают твердой антивандальной поверхностью, но при этом работать на них можно и маркером, и пальцем.

1.6. Флипчарт

Флипчарты раньше встречались только на планерках в крупных офисах. Сейчас они используются в школах, вузах и даже детских садах, когда нужно что-то показать или рассказать. Это удобный инструмент для презентаций небольшого формата — на аудиторию из 25–30 человек.

Флипчарт — это доска для презентации, которая в обязательном порядке имеет сверху крепление для бумаги. Рабочая область обычно делается белого цвета и прикрепляется к треноге или подставке с колесами. Каркас и рама делаются из металла, а поверхность доски — из пластика, металла, стекла. В зависимости от типа рабочей поверхности, на доске разрешается рисовать маркером, намагниченным стилусом, мелом. Внизу есть лоток для маркеров, чтобы держать их во время презентации под рукой (Приложение 6) [12].

Флипчарт пригодится везде, где случаются презентации и проходит обучение — в школах, вузах, офисах. Они выручают, когда нужно выступить перед большой аудиторией. Докладчик видит перед глазами план выступления, ключевые понятия, другие ценные вещи, которые помогут не сбиться, а коротко и внятно изложить суть дела.

В домашних условиях поможет ребенку выучить алфавит, научиться писать, а также рисовать и готовиться к экзаменам. Студентам подойдет, чтобы делать заметки, наброски, планы выступлений и дипломов.

1.7. Световая доска (начало XXI века)

В 2013 году профессор Северо-Западного университета Майкл Пешкин решил разнообразить свои онлайн-лекции по разработке электронных устройств и разработать электронное устройство для визуальной поддержки лекционного материала. Устройство выглядело как рама со встроенным стеклом, на котором можно было записывать формулы цветным маркером. Это позволило профессору стоять не спиной к камере, а лицом.

Эту инициативу затем подхватили ведущие мировые вузы, в том числе Стэнфордский университет.

Безусловно, дело было не только в желании внести разнообразие в процесс видеолекции. Конец XX века дал широкие возможности для дистанционного обучения, и этот рынок стал стремительно расти. При этом видеолекции, даже с участием интерактивной доски, сохранили свою традиционную структуру: учитель поочерёдно пишет на доске и даёт объяснения.

Профессор Майкл Пешкин, придав доске прозрачность, придал прозрачность и процессу объяснения — лектор, находясь лицом к зрителям, может не прерывать свои размышления и иллюстрировать их в живом времени (Приложение 7) [12].

Выводы:

  1. изучив краткую историю школьных досок, мы увидели, что меловые доски находятся в эксплуатации более 200 лет. По нашему мнению, это достаточно большой срок использования;

  2. мы выяснили, что человечество всегда пытается совершенствовать существующие предметы. Каждая появляющаяся школьная доска превосходила свою предшественницу.

ГЛАВА 2. ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ШКОЛЬНЫХ ДОСОК

Проанализировав литературу по данной теме, нами была составлена таблица, в которой мы проанализировали достоинства и недостатки основных видов школьных досок.

Таблица 1

п/п

Наименование

Плюсы

Минусы

Цена

расходников

1.

Меловая доска (используется мел)

  1. Массовое производство

  2. Доступность расходников (мел достаточно дешево стоит)

  3. Износоустойчивость и долговечность

  4. Фронтальная работа — позволяет учителю объяснить материал десяткам учеников

  5. Позволяет коллективно работать над ошибками

  6. С поверхности без труда стирается мел, достаточно воспользоваться обычной тряпкой или губкой

  1. Самым существенным минусом является присутствие меловой пыли во время работы с мелом. Пыль может негативным образом отразиться на находящейся в кабинете технике;

  2. Также меловые доски пачкают одежду.

  3. У некоторых людей мел и меловая пыль могут вызывать аллергию.

  4. На мокрой доске не видно записи (необходимо ждать, пока доска высохнет)

Средняя цена мела (100 шт.) - 244-250 рублей (форма параллелепи-педа),

180-200 рублей 50 шт. (цилиндрическая форма)

2.

Меловая доска (используется жидкий мел (меловые маркеры)

1. Массовое производство

2. Износоустойчи-вость и долговечность

3. Фронтальная работа — позволяет учителю объяснить материал десяткам учеников

4. Позволяет коллективно работать над ошибками

  1. Основной недостаток – впитывается в поверхность доски. Частицы маркерной смеси проникают в поры меловой поверхности. Чем дольше надпись находится на доске, тем сложнее ее удалить без следа.

  2. Перед употреблением меловой маркер нужно подготовить к работе, иначе он просто не будет писать – сделано это для того, чтобы чернила сохраняли свои пишущие свойства как можно дольше. Перед написанием маркер нужно хорошо встряхнуть несколько раз, снять колпачок, вертикально поставить на любую поверхность и надавить на наконечник, чтобы его заполнили чернила.

  3. Нанесенные на поверхность чернила относительно долго сохнут – для полного высыхания требуется несколько минут.

  4. По нашим личным наблюдениям, он больше подходит для рисования и декорирования небольшими надписями, так как при долгом написании меняется толщина линии или она просто прерывается.

Средняя цена мелового маркера – 200-260 рублей за 1 штуку

3.

Маркерная доска (используются маркеры на водной основе)

  1. Разнообразие цветов

  2. Позволяет учителю объяснить материал десяткам учеников

  3. Коллективная работа над ошибками

  4. Возможно прикреплять на магниты дополнительные материалы

  1. Доска может быть повреждена при транспортиров-ке.

  2. Со временем на доске остаются следы от маркеров.

  3. Цена маркеров выше в сравнении с мелом.

  4. Чернила в маркере заканчиваются достаточно быстро.

  5. Так как эти маркеры имеют акварельный эффект, то при ярком солнечном свете бывают не очень хорошо видны (особенно с задних парт)

120-220 рублей за штуку

4.

Интерактивная доска

  1. Ничто не пропадёт зря — все записи на доске можно сохранить и воспроизвести

  2. Учитель может использовать широкие возможности мультимедиа (видео, аудио, изображения и пр.)

  3. Повышение эффективности обучения. Благодаря ИД повышается мотивация учащихся, они легче вовлекаются в учебный процесс.

  4. Быстрое освоение технических новинок. Подростки с легкостью овладевают компьютерной грамотностью, оперативнее осваивают современные электронные устройства. Это позволяет им лучше ориентироваться в современных технологиях.

  1. Продолжитель-ность непрерывного использования экрана не должна превышать для детей 5 - 7 лет - 5 - 7 минут, для учащихся 1 - 4-х классов - 10 минут, для 5- 9-х классов - 15 минут.

  2. Стоимость. Не каждая школа может позволить себе приобрести ИД с необходимым программным продуктом.

  3. Отсутствие опыта. Некоторые педагоги не имеют достаточного опыта работы с интерактивными устройствами.

  4. Необходимость в техническом обслуживании

  5. Дороговизна расходников

Составляющие достаточно дороги

 

Световая

Долговечность - производится из калёного стекла

Учитель не загораживает собой доску

Учитель не поворачивается спиной к ученикам, соблюдается зрительный контакт

На доске свободно может работать несколько участников

Широкие возможности использования мультимедиа

 

В школах Калуги не использует-ся

 

Флипчарт

  1. Мобильность

Доска имеет небольшой размер, мало весит, а потому ее легко переносить с места на место.

  1. Универсальность

Изделие не нужно вешать на стену, как это требуется в случае с обычными магнитными или маркерными досками.

  1. Регулировка по высоте

Мольберт легко отрегулировать под свой рост, чтобы проводить презентацию было удобнее.

  1. Удобство

Стандартные размеры рабочей поверхности — 700×1000 мм. Этого достаточно, чтобы комфортно излагать свои мысли.

  1. Для обучения 25-30 человек в классе имеет маленький размер (детям с последних парт будет не видно).

  1. Не удобен для таких предметов, как физика, алгебра, геометрия, химия, где есть большие формулы, примеры и т.д.

от 5000 рублей

ГЛАВА 3. СОЦИАЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС

Нами при помощи Google Form были опрошены учителя, учащиеся и родители МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» г. Калуги.

Учителям (опрошен 379 человек) нашей школы мы задали два вопроса: хотели бы Вы иметь в своём кабинете интерактивную доску и необходимо ли оставить меловую доску в кабинете? Большинство педагогов на первый вопрос ответили «да» («нет» ответили несколько учителей, возраст которых за 60 лет). На второй вопрос все дали утвердительный ответ (диагр.1).

Диаграмма 1.

Учащимся (опрошено 594 человека) были заданы следующие вопросы: хотели бы они, чтобы все предметы преподавались с использованием интерактивных досок и необходимо ли оставить меловую доску в кабинете? Результаты опроса показаны в диаграммах 2 и 3.

Диаграмма 2

Диаграмма 3

Родители отвечали на один вопрос: какая доска должна быть в кабинетах, где учится ваш ребенок? Родители учащихся начальной школы отдали предпочтение меловой доске, аргументируя здоровьем глаз детей. Но при этом использование интерактивной доски не отрицают, но по нормам СанПиНа (не более 15 минут в час).

Родители учащихся средней и старшей школы высказали мнение об использовании двух видов школьных досок.

Для нас стало удивлением, что большинство опрошенных негативно ответили на использование маркерных досок (скрипят маркеры, плохо видно в солнечную погоду и др.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Классная доска (синоним: школьная доска) — используемая в образовательных учреждениях поверхность, на которой преподаватель и ученики могут писать или рисовать для пояснения изучаемого материала.

Существует мнение, что в будущем не будет этого неотъемлемого элемента интерьера учебного класса. Школьные классные доски заменят мониторы компьютеров и каждый обучающийся, таким образом, получит свою собственную школьную доску. Что же, технический прогресс не стоит на месте, вполне возможно, что это предположение перерастет в уверенность.

Выполнив данную работу, мы пришли к следующим выводам.

1. Изучив краткую историю школьных досок, мы увидели, что меловые доски находятся в эксплуатации более 200 лет. По нашему мнению, это достаточно большой срок использования.

2. Мы выяснили, что человечество всегда пытается совершенствовать существующие предметы. Каждая появляющаяся школьная доска превосходила свою предшественницу.

3. Каждый вид доски имеет свои плюсы и минусы в использовании.

4. Наша гипотеза не подтвердилась. Самым оптимальным способом мы считаем использование комбинированных досок или досок разных видов в одном классе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Богданов В.В., Попова С.Н. История обыкновенных вещей. - Москва: «Педагогика ­ Пресс», 1992.

  1. Диков А. В. Школьные доски во Всемирной паутине. – «Наука и школа», №6, 2021.

  2. Диков А. В. Школьная доска: от темной — к белой, от белой — к Интернету. – «Информатика и образование», № 7, 2011 г.

  3. Петрунин А.В. «История школьных принадлежностей». - Смоленск, 1994.

  4. Усенков Д. Метаморфозы классной доски // Наука и жизнь, 2007, № 2. https://www.delight2000.com/publication/interactive/istoriya_razvitiya_shkolnykh_dosok_ot_grifelnykh_do_interaktivnykh_/

  5. https://fishki.net/4069037-k-doske-jevoljucija-klassnyh-dosok-i-interesnye-fakty-o-nih.html?ysclid=ll2stkhdt4429866498

  6. https://stroiteh-msk.ru/foto/na-shkolnoj-doske-ne-pishet-mel-chto-delat.html

  7. https://mel-marker.ru/blogs/novosti/plyusy-i-minusy-melovyh-shkolnyh-dosok

  8. https://voprosy24.ru/chem-mozhno-pisat-na-shkolnoy-doske-krome-mela/

  9. https://penza-post.ru/chto-takoe-svetovaja-doska.dhtm?ysclid=llskf8r2uk407556084

  10. https://sto-avtor.ru/gazebos-and-terraces/istoriya-razvitiya-interaktivnyh-dosok-ot-melovyh-do-interaktivnyh.html

  11. https://www.foroffice.ru/articles/188534/

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Глиняные дощечки

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Аспидная дощечка

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Меловая доска

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Маркерная доска

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Интерактивная доска

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Флипчарт

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Световая доска

Просмотров работы: 5