ВВЕДЕНИЕ
Лечит болезнь врач, но излечивает природа.
Гиппократ
Здоровье человека — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний. Многие люди в России стремятся поддерживать свое здоровье.
Проанализировав данные Росстата [10], мы пришли к выводу, что на начало 2024 года состояние здоровья детей в России демонстрирует ряд ключевых тенденций, которые можно выделить.
1. Увеличение хронических заболеваний. По данным последних исследований, наблюдается рост числа детей с хроническими заболеваниями, такими как астма, аллергии, проблемы с сердечно-сосудистой системой и заболевания опорно-двигательного аппарата.
2. Проблемы с психическим здоровьем. Возрастает уровень стресса и тревожности среди детей, увеличилось количество обращений к психологам и психотерапевтам.
3. Недостаточная физическая активность. Меньшее время, проводимое детьми на улице и в физически активных играх, связано с увеличением экранного времени.
4. Питание и ожирение. Проблемы с правильным питанием также остаются актуальными. Увеличение числа детей с избыточным весом и ожирением связано с недостатком физической активности и неправильным режимом питания [11].
Параллельно нами были собраны данные по состоянию здоровья учащихся начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» г. Калуги (Приложение 1), которые также подтвердили общую статистику по России.
Нами было проведено анкетирование с родителями (Приложение 2). По нашему мнению, это важный шаг для сбора мнений и понимания потребностей семей в сохранении здоровья детей. По результатам анкетирования нам стало ясно, что многие родители хотят познакомиться с альтернативными способами сохранения здоровья своих детей.
Цель работы: изучение иппотерапии как альтернативного средства восстановления и сохранения здоровья детей.
Задачи работы:
изучить литературу по данному вопросу;
провести анкетирование родителей 1-4 классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» г. Калуги;
посетить конные клубы для практического изучения элементов иппотерапии.
Методы исследования:
наблюдение;
контент-анализ;
анкетирование;
количественный анализ;
сравнительный анализ.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИППОТЕРАПИИ И ОПЫТ ЕЕ ПРИМЕНЕНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Использование лошади для реабилитации имеет свою историю – сложную и интересную. Древние ученые-медики считали, что верховая езда тесно связывает два существа: лошадь и всадника. О пользе верховой езды для восстановления больных и раненных было известно с античных времен. Гиппократ (в переводе с древнегреческого его имя означает «повелитель лошадей») писал в «Омниа» об «оздоровительном ритме разных аллюров лошади» и причислял верховую езду к «Exercitia universalia» (в переводе с латинского «общая практика»), отмечая, что травмированные во время военных действий воины быстрее излечивались от ран, если продолжали ездить верхом (Приложение 3). Он же отмечал, что кроме общеукрепляющего эффекта наблюдается и психологический эффект от занятий верховой ездой. Гиппократ советовал ездить верхом меланхоликам, поскольку это освобождает человека от темных мыслей и вызывает мысли веселые и ясные. При этом древнегреческий ученый придавал особое значение ритмичному и плавному движению лошади [3, 17-19].
Французский философ Дени Дидро, обозревая достижения всех современных ему наук, написал в 1751 году трактат «О верховой езде и ее значении для того, чтобы сохранить здоровье и снова его обрести» [2, 13].
Но только в конце XIX столетия началось научное изучение влияния верховой езды на организм человека и её целенаправленное использование в лечебных целях. За последние четыре десятилетия лечебная верховая езда во многих странах мира получила стремительное развитие и оформилась как метод реабилитации при широком спектре заболеваний. Данный метод лечения и реабилитации был признан во многих странах мира, таких как Скандинавия, Франция, Голландия, Швейцария, Великобритания, Польша. По достоинству оценен Немецкой физиотерапевтической ассоциацией [5, 12].
Одним из основоположников современной иппотерапии заслуженно считается также французский профессор Юбер Лаллери, который в 1960-1970-е гг. всесторонне изучал теоретические аспекты воздействия лошади на протекание различных заболеваний у людей и активно внедрял в лечебную практику результаты своих исследований. По его твердому убеждению, лошадь как никакое другое живое существо в состоянии помочь людям избавиться от самых различных расстройств и заболеваний. Ю. Лаллери дал определение иппотерапии как методу психосоматической терапии, цели и задачи которого – помочь достижению двигательной, психологической независимости и сделать человека способным адекватно реагировать на новые, изменяющиеся обстоятельства [2, 18].
В России взаимодействие человека с лошадью получает научное обоснование с 1990-х годов: исследуется влияние иппотерапии на социальную интеграцию и реабилитацию лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата; эффективность воздействия занятий с лошадьми на детей с задержкой в развитии и с умственной отсталостью; проведен анализ влияния иппотерапии на детско-родительские отношения; на динамику психического развития при ДЦП; рассмотрены результаты применения средств лечебной верховой езды при реабилитации детей-инвалидов; определены возможности повышения социального статуса подростков средствами общения с лошадью; исследованы представления о лошади как объекте привязанности у участников иппотерапии [6].
ГЛАВА 2. ЧТО ТАКОЕ ИППОТЕРАПИЯ?
2.1. Общие сведения
Термин «иппотерапия» является международным термином, обозначающим использование общения с лошадью, верховой езды на лошади и в упряжках в качестве средства лечения, реабилитации, воспитания, адаптации и интеграции. Иппотерапия - это не что иное, как одна из форм лечебной физической культуры, так как в её основе, как и в основе ЛФК, лежит движение, но, всё же, форма особая, потому, что она использует такой необычный «спортивный снаряд», как живая лошадь [7].
Благоприятное влияние верховой езды на организм заключается в активизации двигательной и дыхательной функций, кровообращения, улучшается координация движения, увеличивается концентрация внимания.
На шагу (основном аллюре, применяющемся в иппотерапии) лошадь совершает около 110 разнонаправленных колебательных движений, передающихся спиной лошади при ее движении на позвоночник, суставы и окружающие их ткани наездника. Сокращения мышц спины лошади, оказывают массирующее мягкое разогревающее (температура лошади на 1,5 градуса выше, чем у человека) воздействие на мышцы ног всадника и органы малого таза, что усиливает кровоток в конечностях. При оптимальной нагрузке вокруг позвоночника создается сильный мышечный корсет, улучшается кровообращение, нормализуется обмен веществ в межпозвонковых дисках.
2.2. Формы иппотерапии
2.2.1. «Собственно иппотерапия»
«Собственно иппотерапия» – это форма иппотерапии, с которой, как правило, начинается применение этого метода для любого пациента. Но для части пациентов эта форма является лишь первой ступенькой к дальнейшему использованию других, более сложных форм иппотерапии, для остальных же, в соответствии с их психофизическими возможностями этот вид иппотерапии остаётся единственно приемлемым для довольно длительного процесса реабилитации. При этом, внутри этой формы каждый пациент, с помощью инструктора, конечно, имеет возможность увеличивать удельный вес иппотерапии в своей индивидуальной программе реабилитации с помощью усложнения и совершенствования умений пациента в этой форме реабилитации. Занятия по «собственно иппотерапии» всегда только индивидуальные.
Пациент сидит на лошади без седла или в седле, держится или не держится за ручки гурта (страховочная подпруга), инструктор страхует пациента, один или с помощником, если больной тяжёлый (в прямом или переносном смысле) или условия для занятий не полностью отвечают требованиям безопасности. Инструктор руководит всей процедурой, даёт пациенту посильные задания, предлагает и помогает выполнять различные упражнения, следит за состоянием пациента, руководит работой коновода и помощника. Если в процедуре участвуют специалисты, они также работают под руководством инструктора.
2.2.2. Лечебная верховая езда («Экитерапия»)
Лечебная верховая езда (ЛВЕ) – это форма иппотерапии, где пациентом используются средства управления лошадью. Занятия по ЛВЕ могут быть индивидуальными и групповыми, но начинаются обязательно с индивидуальных.
При ЛВЕ индивидуальные занятия, как и при «собственно иппотерапии», реализуются командой из 4-х основных действующих лиц, а при необходимости присоединяются помощники или специалисты.
К уже известным нам обязанностям инструктора, при ЛВЕ добавляется серьёзная и нелёгкая задача обучения пациентов с ограниченными возможностями верховой езде, управлению лошадью со всеми вытекающими отсюда сложностями, опасностями и трудностями. Эта задача решается поэтапно, постепенно, и эти этапы очень различаются как по содержанию, так и по времени, в зависимости от уровня физических, психических и других возможностей и особенностей пациентов.
1. Индивидуальные занятия:
- овладение азами управления лошадью; совершенствование умений в верховой езде;
- постепенное усложнение, углубление и расширение умений в управлении лошадью, использование смены аллюров, элементов фигурной езды и другие упражнения;
- ознакомление с начальными элементами конноспортивных упражнений, их изучение, совершенствование.
2. Групповые занятия:
- проводятся при одновременном участии от 3-х до 6-ти всадников, (по возможности с одинаковым уровнем умений в верховой езде и физическом развитии);
- занятием руководит один тренер, а помощники прикрепляются к каждому всаднику и, в зависимости от уровня умений всадников, или страхуют его дополнительным поводом, или идут рядом со своим подопечным, подключаясь к его действиям только в случае необходимости);
- можно использовать опыт создания групп из ребят с ограниченными возможностями с обычными детьми, обладающими примерно равным уровнем умений в верховой езде и в физическом развитии;
- включение в программу занятий по ЛВЕ элементов из конноспортивных программ для инвалидов («Специальной Олимпийской Программы или Параолимпийской Программы).
Непосредственно к ЛВЕ можно отнести рекреационную или прогулочную верховую езду, которой обычно занимаются более сохранные пациенты, как правило, имеющие собственных лошадей и грумов или личных тренеров. Эти пациенты, в зависимости от их возможностей и умений ездят самостоятельно или под наблюдением тренера, и с помощью или без помощи (тренера, грума), в парке, в лесу, в поле.
2.2.3. Конный спорт для инвалидов – ИКС
Конный спорт для инвалидов - мощный фактор социальной и личностной реабилитации лиц с ограниченными возможностями, это высшая ступень лечебной верховой езды. В мире существуют две олимпийские конноспортивные Программы для инвалидов: Программа Специальной Олимпиады и Параолимпийская Программа составлены так, что позволяют принимать участие в тренировках и соревнованиях лицам, практически с любым видом физической или интеллектуальной инвалидности, давая при этом возможность соревноваться друг с другом спортсменам-инвалидам с примерно равным уровнем возможностей, что даёт участникам прекрасный стимул и уверенность в своих силах на пути к достижению победы [1, 19-21].
Существуют и очень распространены ещё две формы иппотерапии, которые будучи непосредственно связаны с участием в них лошади, не связаны с верховой ездой, как таковой [8].
2.3. Основные способы лечения при иппотерапии
Можно выделить 4 основных способа лечения с помощью лошадей.
Пассивное лечение движением лошади. Обычно применяют у пациентов с тяжелыми двигательными расстройствами. Больного усаживают на спину животного без седла, а инструктор ведет лошадь под уздцы медленным шагом. Больной может периодически менять положение на конской спине с помощью ассистента: садиться задом наперед, ложиться на живот или на спину.
Терапевтическая верховая езда. Это может быть как самостоятельное управление лошадью (сидя в седле), так и выполнение заданных упражнений на ее спине (без седла).
Лечебная вольтижировка. Подразумевает выполнение сложных гимнастических элементов на спине животного. Применяется только на последних этапах реабилитационного процесса.
Психологический контакт с лошадью. Взаимодействие с животным (уход, кормление, общение) широко используются в терапии психзаболеваний. В таком случае физические тренировки, специальные упражнения отходят на второй план [6].
ГЛАВА 3. ПОКАЗАНИЯ И ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ ДЛЯ ИППОТЕРАПИИ
3.1. Показания для иппотерапии
Круг заболеваний, при которых применяют лечебную верховую езду, очень широк:
детский церебральный паралич;
нарушения со спастическими и гипотоническими компонентами, наряду с нарушениями правильной двигательной активности туловища, головы, рук и ног;
нарушения двигательной сферы в результате вялых параличей, полиомиелита;
заболевания опорно-двигательного аппарата, сколиозы 1-2 степени, остеохондроз;
психические заболевания – аутизм, неврозы, некоторые формы шизофрении, афазия, задержка психического развития;
умственная отсталость – олигофрения, синдром Дауна, и др.;
прекрасно поддаются реабилитации с помощью ЛВЕ болезни, которые традиционно принято относить к так называемым «болезням регуляции»: желудочно-кишечные заболевания и болезни системы кровообращения, в том числе постинфарктные состояния (с середины 3-го тренирующего этапа 2-й фазы физической реабилитации), артериальная гипертензия 1 и 2 степеней;
грыжи, если не беспокоят клинические признаки;
потеря зрения, потеря слуха;
эпилепсия (при редких припадках);
отсутствие конечностей;
различные нарушения социальной адаптации;
послеоперационная реабилитация
3.2. Противопоказания для иппотерапии
При первом визите обязателен осмотр врача-невролога, где выясняется диагноз, возраст, уровень психофизических возможностей, наличие или отсутствие противопоказаний. Затем, исходя из состояния здоровья подбирается индивидуальная программа занятий.
Абсолютными противопоказаниями для занятий являются
гемофилия. врожденная ломкость костей, неоперабельная онкология: гидроцефалия;
эпилептиформные синдромы;
любые заболевания в остром и подостром периодах, особенно сердечно-сосудистые. неврологические, психические.
Относительные противопоказания - страх перед животным, невозможный преодолеть никакими способами, некоторые хронические воспалительные заболевания. С особым вниманием следует относиться к наличию болезней почек, диабета, повреждений и некоторых заболеваний поясничного отдела позвоночника.
Предостережения - предписание врачей о запрете пациенту ездить с опущенной вниз головой; необходимость опорожнить мочевой пузырь перед занятием: необходимость заниматься сидя на подстилке, и т.д. и т.п [4, 35-37].
ГЛАВА 4. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ИППОТЕРАПИИ
После изучения теоретического материала по данной теме, мы приступили к рассмотрению практического применения иппотерапии. Наша работа состояла из нескольких этапов.
Этап первый. Аналитический
Данный этап работы состоял из анализа конных клубов Калужской области на предмет занятий иппотерапией для детей. Итог представлен в таблице 1.
Табл.1
п/п |
Название клуба |
Наличие занятий иппотерапии |
1. |
Спортивная школа олимпийского резерва по конному спорту |
есть |
2. |
Конный клуб «Прогулки на лошадях» |
есть |
3. |
Конно-спортивный клуб «Ренессанс» |
есть |
4. |
Конно-спортивный клуб «Тукзар» |
нет |
5. |
Конно-спортивный клуб «Вертикаль» |
есть |
6. |
Конный клуб «Караван» |
нет |
7. |
Конная база «Добрый Яр» |
есть |
8. |
Конный клуб «Аркона Хорс» |
нет |
9. |
Частный конный клуб «Мадрид» |
нет |
10. |
Конный клуб «Премиум» |
есть |
11. |
Конно-спортивный клуб «Аргамак» |
нет |
12. |
Конный клуб «Восторг» |
есть |
13. |
Конный клуб «Таруса» |
есть |
14. |
Конный клуб «Вольное» |
нет |
15. |
Конный клуб «Наропаво» |
есть |
16. |
Конный клуб «Дом лошади» |
есть |
Вывод: больше половины конных клубов занимаются иппотерапией, причем шесть из них находят в Калуге или ее пригородах.
Этап второй. Визуально-практический
Мы сделали запросы по телефону и в социальных сетях конных клубов Калуги, что позволило нам посетить занятия иппотерапией в спортивной конной школе олимпийского резерва и конных клубах «Восторг» и «Добрый Яр» (Приложение 4).
Сначала это было только визуальное знакомство с элементами иппотерапии. Затем практические занятия, на которых мы сами на себе изучали упражнения (Приложение 5).
Дальнейшая работа имела практический характер. В течение двух месяцев мы помогали основному тренеру на занятиях по иппотерапии. В последствии Ломовой Софии было разрешено проводить по 1-2 упражнению с детьми самостоятельно (Приложение 6).
В ходе работы мы смогли выделить основные правила занятий по иппотерапии для детей.
1. Подготовка к занятиям
Перед началом иппотерапии важно познакомиться с лошадью. Поглаживание, кормление и общение помогают установить доверительные отношения между ребенком и животным.
2. Упражнения на лошади
- Положение на лошади: Упражнения включают сидение в правильной позе, что помогает улучшить равновесие и осанку.
- Работа с руками: Разные движения руками (например, расставление в стороны) активизируют мышцы и улучшают координацию.
- Наклоны: Наклоны в сторону, вперед и назад помогают развивать гибкость и подвижность.
3. Дыхательные упражнения
Пока ребенок находится на лошади, можно выполнять дыхательные упражнения. Это помогает расслабиться и уменьшить уровень стресса.
4. Упражнения на растяжку
С помощью инструктора можно проводить легкие упражнения на растяжку, чтобы улучшить гибкость и снять напряжение в мышцах.
5. Заключительная часть
После завершения занятия важно сделать аккуратную разминку для завершения тренировочного процесса. Это может быть легкое прогулка на лошади или общение с ней.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Иппотерапия — это не только физическая активность, но и глубокий эмоциональный опыт. Упражнения, направленные на работу с лошадью, могут значительно улучшить физическое и психоэмоциональное состояние, способствуя восстановлению и гармонии.
Регулярные занятия иппотерапией благотворно влияют на весь организм человека в целом, нормализуя деятельность центральной нервной системы. Особенно эффективной ЛВЕ оказалась в реабилитационной практике с детьми, страдающими такими тяжелыми заболеваниями, как детский церебральный паралич, ранний детский аутизм, синдром Дауна, где основным рычагом воздействия является психоэмоциональный фактор. Иппотерапия оказывает положительное воздействие на физическую, эмоциональную, интеллектуальную и социальную сферу занимающегося. ЛВЕ помогает улучшить кровообращение в зоне поражения, укрепить ослабленные мышцы, нормализовать мышечный тонус, выработать навык равновесия и координации движений в пространстве, активизировать работу физиологических процессов в организме. Кроме того, иппотерапия способствует созданию мотивации самостоятельно стоять и ходить, что у многих ослаблено или отсутствует. А также в процессе реабилитации происходит последовательный перенос приобретенных физических, коммуникативных и других навыков из иппотерапевтической среды в повседневную жизнь. А радость детей, обремененных тяжелым заболеванием и отсутствием полноценного общения и игр со сверстниками, при встрече с этими красивыми животными, общение с ними сложно переоценить!
Данной информацией мы поделились с детьми и родителями через классных руководителей 1-4 классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» г. Калуги (Приложение 7).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Смолянинов А. Иппотерапия для детей. – М.: «Остров надежды», 2006.
Трубачева Т.П. Иппотерапия. – Красноярск, 2008.
Устинова М.И. Применения и перспективы развития иппотерапевтических и иппопедагогических идей в России и за рубежом.- мат. V Меж. Конф. «Иппотерапия. Инвалидный конный спорт. Опыт и перспективы»- СБ.:НФЛВиИС,2012.
Харчук Е.И. Иппотерапия и коневодство: лошади и пони. – Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 2015.
Иппотерапия – М., 2022, №1.
https://rrcdi.ru/departments/medical-and-social
https://www.bsmu.by/upload/iblock/740/b7gfq1y923eum2gqkvv93vr26vxhpidd/2018072314553565.pdf?ysclid
https://blizkiedrugie.ru/materials/chto-takoe-ippoterapiya-ili-lechebnaya-verkhovaya-ezda
https://rrcdi.ru/departments/medical-and-social-rehabilitation/kinesiotherapy/ippotherapy/
https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Zdravooxran_2023.htm
https://www.pravmir.ru/rosstat-chislo-detej-s-ozhireniem-vyroslo-na-63-za-12-let
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Данные состояния здоровья на май 2024 года по МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №» 7 г. Калуги
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Опрос родителей 1-4 классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» г. Калуги
Каким способом вы следите за здоровьем Вашего ребенка?
Интересует ли Вас альтернативные способы сохранения здоровья Вашего ребенка?
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Лошадиные скачки в Древней Греции
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Практическое изучение иппотерапии
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Учащиеся и классные руководители
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» г. Калуги