Введение
История дуэлей уходит корнями в древность. Еще в древности были известны судебные поединки, назначавшиеся для разрешения личных споров, развлекательные бои гладиаторов в Древнем Риме, средневековые рыцарские турниры, кулачные бои на Руси.
В настоящее время понятие «дуэль» уже не употребляется в его исконном смысле, но тем не менее, нельзя забывать о том, какое огромное влияние дуэль привнесла в дворянскую культуру, в том числе и литературу
Дуэли остались в прошлом, но понятия «честь», «достоинство» не устареют никогда. Они актуальны и в наши дни.
Цель исследования: изучить, что такое дуэль, как дуэль оборвала жизни великих русских писателей, и какова роль дуэли в их произведениях.
Задачи: выяснить из различных информационных источников, что такое дуэль, правила дуэли, мотивы, побуждавшие дворян XIX века к участию в дуэли; сравнить дуэль Пушкина и Лермонтова как последнее событие в жизни; на основе сопоставительного анализа проследить, как изображается дуэль в произведениях А.Пушкина и М.Лермонтова, как она влияет на судьбы героев- дуэлянтов.
Объект исследования: дуэль как факт истории, сцены дуэлей в произведениях А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
Предмет исследования: дуэль в жизни Пушкина, Лермонтова и их героев-дуэлянтов.
Гипотеза: в момент дуэли, перед лицом смерти открывается истинное лицо человека, мотивы его поступков, все его достоинства и недостатки.
Исходя из задач исследования, были определены следующие методы исследования, т.е. способы достижения цели исследования:
- теоретические – изучение и сопоставление литературных произведений, литературоведческих исследований, сравнение эпизодов
- метод целенаправленной выборки;
- обобщение материала.
Глава 1. Дуэль как элемент дворянской культуры.
От франц. duel «дуэль», далее из лат. поединок, война; duellum «война», далее из праиндоевр. dū- «мучить, причинять боль». Русск. дуэль заимств. через нем. Duell или непосредственно из лат. Duellum.
Из этимологического значения слова «дуэль» можно сделать вывод, что слово многогранное, имеет несколько корней, как латинских, так и немецких и праиндоевропейских. Поэтому нельзя однозначно сказать, какая из версий будет верно
Известно, что в Россию дуэль как обычай пришла с Запада. Дуэль именно как поединок за честь возникла в Европе, во время позднего Средневековья, примерно к XIV веку. Именно в это время возникло рыцарское сословие со своими понятиями о чести и достоинстве, которые были во многом чужды простому крестьянину или купцу.
В Россию дуэль пришла только во времена правления Петра I. Спустя полвека поединки оказались под запретом. Одна из глав петровского Воинского устава 1715 года предусматривала лишение чинов и даже конфискацию имущества за один лишь вызов на дуэль, а участникам поединка грозила смертная казнь.
Значимость дуэли в культуре, несомненно, велика. Популярность дуэлей выпала на «золотой век» в России. Это век расцвета русской культуры, век рождения и возвышения русских гениев литературы, которые внесли огромный и ценный вклад в достижения русской и мировой культуры. И конечно, дуэль оставила огромный след в их работах и произведениях, так как являлась частью их жизни.
Обратимся к книге исследователя русской культуры Ю.М.Лотмана1 . Истоки дуэли находим в рыцарских турнирах европейского средневековья. Это поединки, демонстрация мужества и силы - во имя Прекрасной Дамы. Противники могли быть незнакомы между собой и выступать инкогнито, в масках. Победителя ждала награда.
Затем рыцарство ушло в прошлое, но обычай открытого поединка сохранился. В XVII-XVIII вв. во Франции возникла потребность в выяснении отношений, связанных с понятиями чести, достоинства, благородства, провоцируемые спором, ссорой, взаимной неприязнью. Дрались из-за женщин, за право владения землёй, ради мести, наконец, просто чтобы показать свою силу и унизить, а то и уничтожить соперника.
Согласно дуэльному кодексу, запрещалось вызывать на дуэль близких родственников: сына, отца, деда, внука, дядю, племянника, брата. Двоюродный брат уже мог быть вызван. Также категорически запрещались дуэли между кредитором и должником.
1.2. Дуэли в России. Три века в Европе льётся кровь, сверкают шпаги, а в России первая дуэль происходит только в 1666 году. И то между двумя иностранцами, состоящими на русской службе. Русские женщины тоже знали толк в дуэлях. Более того, в России активно культивировался этот вид выяснения отношений.
Петр I издал жестокие законы против дуэлей, предусматривающие наказание вплоть до смертной казни. Однако на практике эти законы не применялись, так как почти до конца XVIII века в России дуэли были редчайшим явлением. В эпоху Екатерины II в России дуэли среди дворянской молодежи начинают распространяться.
В 1787 году Екатерина II издала «Манифест о поединках», в котором за бескровную дуэль обидчику грозила пожизненная ссылка в Сибирь, а раны и убийство на дуэли приравнивались к уголовным преступлениям.
Николай I вообще относился к дуэлям с отвращением. Но никакие законы не помогали!
Именно в период правления Николая I произошли самые громкие, знаменитые дуэли с участием Рылеева, Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, несмотря на суровые законы об ответственности за дуэль. При Николае I дуэлянтов обычно переводили в действующую армию на Кавказ, а в случае смертельного исхода - разжаловали из офицеров в рядовые. Отменены были дуэли после революции 1917 года.
1.3. Дуэли А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
1.3.1. Последняя дуэль А.С. Пушкина. Дуэль между А. С. Пушкиным и Жоржем де Геккерном (Дантесом) состоялась 27 января (8 февраля) 1837 года (17:30 - 18:30) на окраине Санкт-Петербурга, в районе Чёрной речки близ Комендантской дачи. В результате дуэли Пушкин был смертельно ранен и через два дня умер2.
Столкновение с Дантесом было как минимум двадцать первым вызовом на дуэль в жизни поэта. Он был инициатором пятнадцати дуэлей, из которых состоялись четыре, остальные не состоялись ввиду примирения сторон, в основном стараниями друзей Пушкина; в шести случаях вызов на дуэль исходил не от Пушкина, а от его оппонентов.
Француз, офицер кавалергардского полка, приёмный сын нидерландского посланника в Санкт-Петербурге барона Луи Геккерна, познакомился со своей ровесницей Натальей Николаевной Пушкиной, женой А.С.Пушкина, в 1835 году.
4 (16) ноября 1836 года городская почта доставила Пушкину и нескольким его друзьям анонимный пасквиль на французском языке, в котором Пушкину присваивался «патент на звание рогоносца»; в этой пародийной орденской грамоте содержался тонкий намёк на внимание к Н.Н.Пушкиной со стороны не только Дантеса, но и самого царя.
Придя к выводу об авторстве Геккерна, Пушкин вечером 4 ноября послал Дантесу вызов на дуэль. Через неделю после вызова Жорж Дантес сделал предложение Екатерине Гончаровой — сестре Натальи Николаевны и, соответственно, свояченице Пушкина. Так как Дантес стал женихом Екатерины, Пушкин был вынужден отозвать свой вызов (сыграла роль и аудиенция, данная Пушкину Николаем I, и посредничество В.А.Жуковского).
Тем не менее Пушкин отказывался иметь какие-либо отношения с Дантесом, что, как можно видеть из воспоминаний Дантеса, задевало его и приводило к дальнейшему обострению ситуации.
Условия дуэли были смертельными и не оставляли шанса уцелеть обоим противникам.
Дантес, не дойдя до барьера одного шага, выстрелил первым.
Современники утверждали, Дантес перед дуэлью надел кольчугу кольчуге или даже кирас. Секундант Пушкина не осмотрел одежды Дантеса, и тем самым нарушил дуэльный кодекс. Он не пригласил на место поединка врача и не настоял на составлении подробного протокола после дуэли.
Дуэль всегда сопряжена с понятием чести, а честь для Пушкина была одним из главных достоинств человека.
Это событие русской истории учит прежде всего благоразумности, которой так не хватило никому из участников конфликта.
1.3.2. Последняя дуэль М.Ю. Лермонтова. Когда М.Ю. Лермонтов узнал о злосчастной дуэли Пушкина, он был потрясённый трагедией, нелепой смертью великого человека. Лермонтов моментально создает гневное, трогательное стихотворение «Смерть поэта», в котором обвиняет общество и царя в потери бесценного для России гения.
После «Смерти поэта» он стал одним из самых популярных писателей в России, да и в свете его теперь воспринимают совсем иначе. Лермонтов вошёл в круг пушкинских друзей и наконец-то начинает печататься, почти каждый номер журнала «Отечественные записки» выходит с новыми стихотворениями поэта.
Зимой 1840—1841 годов, оказавшись в отпуске в Петербурге, Лермонтов пытался выйти в отставку, мечтая полностью посвятить себя литературе, но не решился сделать это. Уезжал из Петербурга в Пятигорск он с тяжёлыми предчувствиями. В Пятигорске произошла его ссора с майором в отставке Николаем Мартыновым.
По воспоминаниям, Лермонтов в Пятигорске иронизировал над романтической «прозой» Мартынова и его стихами. Мартынов же с обидой считал себя (неизвестно, насколько обоснованно) прототипом Грушницкого в «Герое нашего времени». Лермонтову приписывается два экспромта 1841 года, высмеивающих Мартынова: «Наш друг Мартыш не Соломон» и «Скинь бешмет свой, друг Мартыш». После этого, по мнению Мартынова, Лермонтов не раз выставлял его шутом и совершенно извёл насмешками. И это стало причиной вызова Мартыновым Лермонтова на дуэль (13 июля 1841 года в доме Верзилиных).
Дуэль М.Ю. Лермонтова с Н.С. Мартыновым состоялась во вторник 15 июля 1841 г. близ Пятигорска, у подножия горы Машук. Лермонтов был убит выстрелом в грудь навылет.
Лермонтов скончался, не приходя в сознание, в течение нескольких минут.
После убийства на дуэли великого русского поэта A.C.Пушкина его преемником стал М.Ю.Лермонтов. Смерть Лермонтова, так же, как и Пушкина - на дуэли, потрясла общественность России. Возникли различные теории о заговоре с целью убийства, необоснованные домыслы об истинных обстоятельствах дуэли.
Глава 2. Сравнительная характеристика дуэлей и их роль в произведениях А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова
2.1. «Евгений Онегин». Анализ произведения и роль дуэли в главных героев
Самое трагичное место романа «Евгений Онегин» – глупая, бессмысленная дуэль Онегина и Ленского. Обстоятельства складываются так, что юный, ревнивый романтик бросает вызов другу сгоряча, не понимая цены такого опасного поступка. Он слишком молод и смерть не входит в его планы, она видится ему чем-то возвышенным, красивым концом в борьбе за честь и любовь.
Здесь можно провести сопоставить дуэли Онегина и Ленского, Пушкина и Дантеса. В общих чертах дуэли сходятся, ибо правила проведения дуэлей были известны многоопытному дуэлянту Пушкину. В романе «Евгений Онегин» Пушкин пишет о поединке так:
Плащи бросают два врага.
Зарецкий тридцать два шага
Отмерил с точностью отменной,
Друзей развел по крайний след,
И каждый взял свой пистолет.
Анализ эпизода ведёт к пониманию всего ужаса и трагизма происходящего: Онегин смалодушничал и заплатил за это страшную цену. Его друг мёртв и ему придётся жить с угрызениями совести, с тем, что он лишил жизни совсем юного человека, который доверял ему. После этой сцены автор размышляет о том, что любые забавы, игры с чувствами, интриги и эпиграммы могут ранить и обижать вашего врага, и это, вероятно принесёт вам удовольствие. Даже когда ты желаешь человеку смерти, не так страшно, как убить его своими руками. Смерть даже самого подлого человека не может принести удовлетворение и радость. В ситуации Онегина – он чувствует себя убитым, не понимает до конца смысла произошедшего3.
2.2. «Выстрел» - роль дуэли в судьбе героев произведения
Автор делится историей о Сильвио — метким в стрельбе и очень принципиальном в жизни человеке. Сюжетная линия повести основана на конфликте между Сильвио и графом. Когда-то граф сильно задел самолюбие Сильвио, привыкшего во всем первенствовать, и между ними состоялась дуэль. Граф свой выстрел сделал. Но Сильвио увидел, что граф равнодушен к происходящему и не ценит собственную жизнь. И Сильвио, поняв, что даже если убьет своего обидчика, тому сейчас будет все равно. Он отложил свой выстрел на неопределенное время:
Положили бросить жребий: первый нумер достался ему, вечному любимцу счастия. Он прицелился и прострелил мне фуражку. Очередь была за мною. Жизнь его наконец была в моих руках; я глядел на него жадно, стараясь уловить хотя одну тень беспокойства... Он стоял под пистолетом, выбирая из фуражки спелые черешни и выплевывая косточки, которые долетали до меня. Его равнодушие взбесило меня. Что пользы мне, подумал я, лишить его жизни, когда он ею вовсе не дорожит? Злобная мысль мелькнула в уме моем. Я опустил пистолет. «Вам, кажется, теперь не до смерти, — сказал я ему, — вы изволите завтракать; мне не хочется вам помешать...». — «Вы ничуть не мешаете мне, — возразил он, — извольте себе стрелять, а впрочем, как вам угодно: выстрел ваш остается за вами; я всегда готов к вашим услугам». Я обратился к секундантам, объявив, что нынче стрелять не намерен, и поединок тем и кончился. Я вышел в отставку и удалился в это местечко. С тех пор не прошло ни одного дня, чтоб я не думал о мщении. Ныне час мой настал...»
Сильвио приехал к графу и увидел страх в его глазах. Граф любил свою жену и боялся причинить ей боль. Сильвио насладился беспокойством и страхом своего обидчика, всадил в картину пулю, в том же месте, куда выстрелил граф, и ушел.
Своим выстрелом он дал понять, что жизнь графа была в его руках. Автор противопоставляет эти две дуэли, состояния героев и их чувства4.
2.3. «Капитанская дочка» - дуэль как способ самоутвердится в обществе»
В поединке между двумя персонажами повести «Капитанская дочка» Пушкин показал противоборство двух людей, имеющих диаметрально противоположные убеждения и жизненную позицию.
Поводом дуэли стала конфликт из-за Маши. Гринев защищал девушку, которую оскорбил Швабрин. Сначала поединок не состоялся, так как офицер, узнавший о ней, пришел к ее месту с несколькими солдатами и отвел под конвоем Гринева и Швабрина к начальству. Комендант крепости заставил их примириться, но дуэлянты сделали это только формально и не отказались от своего намерения.
Швабрин поступил неблагородно, хотя и не нарушил дуэльного кодекса. Воспользоваться невнимательностью противника было можно, и такое поведение не посчитали бы настолько бесчестным, чтобы не подавать руки такому дворянину. Однако большинство осуждало нанесение удара в такой момент, воспользоваться случаем, а не полагаться на свою силу и умение владеть оружием – значило показать себя не с лучшей стороны.
Дальнейшие события показали, что у Швабрина, в отличие от Гринёва, не было принципов. Пушкина нельзя причислить к противникам дуэлей, но в этом эпизоде показано, что такой способ решения разногласий не идеален. Выиграл поединок чести, не отстаивающий правое дело и даже не более сильный, и ловкий, но подлый и коварный. Гринев простил Швабрина, но тот продолжил вести себя бесчестно, написав о дуэли отцу своего противника5.
2.4. «Герой нашего времени» - дуэль как способ разрешить конфликт между героями.
Дуэль показала сквозь призму благородства одного участника и низость другого понятия о чести и этические воззрения русского дворянства девятнадцатого века.
Поводом дуэли между Печориным и Грушницким была ссора из-за женщины, но причина гораздо глубже. Оба ее участника очень разные люди. Печорин действительно смел, умен и пользуется успехом у женщин. Юнкер Грушницкий все лишь пытается доказать, что обладает качествами, поэтому он завидует главному герою повести. Печорин презирает своего соперника, видя, что тот многое делает напоказ.
Печорин выдвигает условие, чтобы противники стояли на краю обрыва, что из-за падения на камни делает любую рану смертельной. Он безукоризненно следует правилам дворянской чести, требующей не пытаться увиливать от возможной смерти во время поединка. Только когда выстрел Грушницкого оцарапал Печорину ногу, он требует зарядить свой пистолет. Готовый умереть сам «лишний человек» поступает благородно, предлагая юнкеру примириться и прекратить дуэль.
Грушницкий отвергает попытки Печорина сохранить ему жизнь. Согласие подмочило бы репутацию юнкера.
Однако следует заметить, что при всей совершенной подлости, Грушницкий умер, как полагалось дворянину, потребовав выстрела соперника6.
2.5 «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - кулачный бой
В Древней Руси кулачные бои были любимым развлечением, забавой. Это была не драка, не ссора, а своеобразное соревнование в силе, ловкости, удали. Здесь существовали строгие правила: лежачего не бить, по виску и «под микитки» (под вздох) не ударять, то есть в кулачном бою исключалась смерть.
Но существовал еще один вид кулачных боев – бой один на один, «сам на сам». Он практиковался как способ решения конфликтов, споров. Дрались обиженный и обидчик. Тот, кто оказывался победителем в бою, признавался правым, а побежденный – виноватым. В этом поединке разрешалось биться без правил. Такой бой произошёл и в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова.
Калашников противопоставляет свою жизненную позицию, своё происхождение, своё независимое занятие разбою, низости и распутству опричников. Он готов «стоять за правду до последнева». Перед боем Степан Парамонович кланяется царю, церквам, «народу русскому», выражая тем самым почтение не столько власти, сколько Богу и людям.
Калашников не раскрыл подлинных причин поединка, сказав царю, что убил Кирибеевича «вольной волею», то есть без особого повода, предпочёл плаху обнародованию семейной беды. В этом поступке — безусловное право на сохранение суверенности, тайны перед лицом власти. Суд царский разошёлся с судом народным. Калашников, казнённый царём и «оклеветанный молвой», становится народным героем.
Описание поединка в лермонтовской «Песне о купце Калашникове…» – это в первую очередь стремление найти в прошлом истоки настоящего, и не случайно многие современники увидели в «Песне…» отражение дуэли Пушкина с Дантесом. Впрочем, и в XVIII, и даже в XIX веке некоторые дворяне не считали для себя зазорным поучаствовать в народной забаве7.
Заключение
Дворянскую культуру XIX века нельзя представить без дуэли. В произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова дуэль играет большое значение, а в самой жизни поэтов – роковую роль. Но тема дуэли в произведении А. С. Пушкина более возвышенная: дуэль в нём выступает как способ ответа на нанесенное оскорбление чести партнёра. В произведениях же М. Ю. Лермонтова в дуэли раскрывается ещё какой-то тайный смысл, она сводится к убийству. В ходе исследования моя гипотеза подтвердилась частично. Но моя работа рассматривает лишь один из аспектов проблемы, поэтому исследования в этом направлении могут быть продолжены. Я анализировала те произведения, в которых тема дуэли выражается наиболее ярко, но можно было бы взять произведения других писателей и поэтов. Исследование может быть полезно всем, кто интересуется жизнью и творчеством А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и кто хочет расширить свои знания о русской культуре.
В процессе написания работы я более подробно изучила биографии писателей, узнав много интересных фактов и историй. Работа помогла мне по-новому взглянуть на творчество великих писателей, заставив меня задуматься над проблемами того времени.
Список использованной литературы.
1. Востриков А., Тимошенко Л. – «Книга о русской дуэли», Москва, 2014 год, «Азбука».
2. Герштейн Э. - «Судьба Лермонтова», Москва, 1986 год, «Художественная литература», 350 страниц.
3. Гуллер Ю., Полетаев А. - статья «Роковая дуэль», журнал «Судьба поэта», №10, 2014 год, 29-35 страницы.
4. Кулешов В. - «Жизнь и творчество А. С. Пушкина», Москва, 1987 год, «Художественная литература», 415 страниц.
5. Лермонтов М. Ю.–«Стихотворения. Поэмы. Маскарад», Киев, 1981 год, «Днiпро», 310 страниц.
6. Макарова Л. - статья «Пустое сердце бьется ровно…», журнал «Загадки истории». № 21, 2019 год, 28-29 страницы.
7. Пушкин А. С. – «100 главных книг», Москва, 2016 год, «Э», 638 страниц.
8. Филиппов А. - статья «Трудно быть лишним», Российская газета «Неделя», № 227, 9 октября 2019 год, 32-33 страницы.
9. Ю.М.Лотмана «Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства» (http://www.hallenna.narod.ru/lotman_besedy_duel.html)
10. А. Ревуцкий «Разгадка последней дуэли Пушкина» (https://www.proza.ru/2017/03/03/1083)
1 Ю.М.Лотмана «Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства»(http://www.hallenna.narod.ru/lotman_besedy_duel.html)
2 А. Ревуцкий «Разгадка последней дуэли Пушкина» (https://www.proza.ru/2017/03/03/1083)
3Источник: Кулешов В. - «Жизнь и творчество А. С. Пушкина», Москва, 1987 год, «Художественная литература», 415 страниц;
4Источник: Пушкин А. С. – «100 главных книг», Москва, 2016 год, «Э», 638 страниц.
5Источник: Пушкин А. С. – «100 главных книг», Москва, 2016 год, «Э», 638 страниц.
6 Источник: Герштейн Э. - «Судьба Лермонтова», Москва, 1986 год, «Художественная литература», 350 страниц;
7Источник: Лермонтов М. Ю. – «Стихотворения. Поэмы. Маскарад», Киев, 1981 год, «Днiпро», 310 страниц.