Аннотация
Одной из важнейших проблем современного общества является проблема истощения речи. Всё чаще в речи детей и взрослых «проскальзывают» лишние слова, которые меняют нашу речь в худшую сторону. Они засоряют речь. Всё реже молодое поколение употребляет крылатые выражения, так как просто не знают их значение. А ведь они обогащают нашу речь, делают ее красивее. Многие слова и выражения уходят в прошлое, значения их забываются.
Исследование забытых выражений помогает не только узнать много нового, но и сделать нашу речь богаче и интереснее. Важно сохранять и изучать такие фразы, чтобы помнить о нашем культурном наследии.
В ходе подготовки проекта мы выяснили, что крылатые выражения:
- учат понимать народную мудрость, развивают литературный вкус и логическое мышление;
- обогащают наш язык, делают речь более яркой, меткой, выразительной;
- воспитывают интерес и любовь к творчеству народа.
Приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено и к месту, и ко времени. Чтобы хорошо понять прочитанное или увиденное, чтобы речь была красивой и выразительной, надо знать много слов и выражений, постоянно расширять свой словарный запас.
Тема: «Шкатулка забытых слов и выражений».
Цель проекта: выявить значимость сохранения устаревших выражений для культурного наследия.
Задачи проекта:
1. Изучить историю забытых выражений.
2. Найти примеры забытых выражений в русском языке.
3. Исследовать происхождение этих фраз и их первоначальные значения.
4. Выяснить, почему эти выражения вышли из употребления.
5 Рассмотреть, как изменения в культуре повлияли на исчезновение выражений.
5. Составить список интересных забытых выражений для демонстрации их значения.
6. Провести анкетирование
7. Изготовить игру-викторину по теме
8. Сделать выводы о значении сохранения выражений для современной культуры и языка.
Методы и приемы исследования:
- анализ литературы и интернет-ресурсов;
- анкетирование одноклассников;
- изготовление игры-викторины;
-составление интересных забытых выражений.
План исследования:
Изучить литературу по данному вопросу
Найти примеры забытых выражений и изучить их значение
Провести анкетирование среди одноклассников
Составить список забытых выражений
Сделать игру-викторину по этим выражениям
Введение
Если вам кажется, что русский язык – это скучно, значит вы никогда не читали его историю. И не знаете откуда самолеты в эпоху Петра Первого, чем занимались прохвосты и где у человека тормашки.
Не найдёте такого человека, который стал бы отрицать, как важно хорошо владеть словом. Ещё с древнейших времён краткость и простота в изложении мысли почитались высшей добродетелью. Умение говорить убедительно, ясно, точно и кратко - забота и желание каждого из нас. Владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово - половина счастья». Работа с фразеологизмами стимулирует развитие речи.
Тема исследования: «Шкатулка забытых слов и выражений».
Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Современная школа должна подготовить человека, думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Таким образом, данная тема актуальна.
В русском языке много выражений, которые мы сегодня почти не используем. Эти фразы и слова когда-то были частью обыденной речи, но со временем они забылись. Однако они несут в себе интересные истории и могут рассказать нам много о жизни и культуре прошлого.
Данный проект познакомит нас с историей некоторых забытых выражений и поможет понять, почему они исчезли из нашей речи.
Объект исследования: фразеологизмы русского языка.
Предмет исследования: использование фразеологизмов в речи.
Цель проекта: выявить значимость сохранения устаревших выражений для культурного наследия.
Задачи проекта:
1. Изучить историю забытых выражений.
2. Найти примеры забытых выражений в русском языке.
3. Исследовать происхождение этих фраз и их первоначальные значения.
4. Выяснить, почему эти выражения вышли из употребления.
5 Рассмотреть, как изменения в культуре повлияли на исчезновение выражений.
5. Составить список интересных забытых выражений для демонстрации их значения.
6. Провести анкетирование
7. Изготовить игру-викторину по теме
8. Сделать выводы о значении сохранения выражений для современной культуры и языка.
Гипотеза:
Некоторые выражения, которые мы забыли, имеют интересные истории, и их нужно заново открыть, чтобы лучше понять нашу культуру и язык?
План исследования:
Изучить литературу по данному вопросу
Найти примеры забытых выражений и изучить их значение
Провести анкетирование среди одноклассников
Составить список забытых выражений
Сделать игру-викторину по этим выражениям
Научно- исследовательская часть
Определение забытых выражений в русском языке
Забытые выражения – это устойчивые словосочетания или фразеологизмы, которые ранее были частью повседневной речи, но с течением времени утратили свою актуальность и вышли из употребления. Они часто связаны с историческими или культурными реалиями, которые больше не имеют значения в современном обществе, либо их смысл стал непонятен современным носителям языка.
Забытые выражения могут быть фразеологизмами, пословицами или отдельными словами, которые когда-то использовались для описания событий, действий или явлений, но с изменением образа жизни, технологий и культуры они потеряли свою значимость.
Признаки забытых выражений:
Архаизм: устаревшие слова, которые вышли из употребления, т.к. были вытеснены современными синонимами. Например чело-лоб, ланиты – губы, перст – палец.
Историзм: устаревшие слова связанные с устаревшими реалиями, предметами, событиями или действиями, которые больше не используются в современном мире. Например, выражение «бить баклуши» связано с устаревшим ремеслом изготовления ложек, так же предметы: кичка, кафтан, камзол.
Изменение значения: в некоторых случаях выражения перестали быть понятными из-за изменения значений слов, которые их составляют. Например, «зарубить на носу» кажется странным для современного человека, так как слово «нос» уже не ассоциируется с дощечкой для записей.
Устранение социальных и культурных факторов: с течением времени меняются социальные и культурные контексты, которые формировали эти выражения. Например, фраза «шапкозакидательство», которая возникла в армейских кругах, потеряла актуальность в современном языке.
Примеры забытых выражений:
«Точить лясы» – означает вести бессмысленные разговоры, болтать о пустяках. Раньше "лясы" вытачивали мастера, при этом вели душевные беседы.
«Кидать пыль в глаза» – означает показывать мнимые достоинства, пускать обманчивые обещания. Это выражение редко используется в современном языке, его заменили более современные фразы, например, "красоваться" или "выставлять себя напоказ".
- «Бить баклуши»
Это выражение означает "лениться" или "бездельничать". В прошлом "баклушами" называли деревянные чурочки, из которых делали ложки. Бить баклуши – это было очень простое занятие, которое не требовало большого труда.
- «Зарубить на носу»
Сейчас выражение означает «запомнить что-то навсегда». Раньше «нос» был деревянной дощечкой, на которой крестьяне делали зарубки, чтобы не забыть важную информацию.
- «Как с гуся вода»
Это выражение используется для описания ситуации, когда на кого-то или что-то ничего не влияет. Гуси имеют водоотталкивающее перо, и вода с них действительно стекает.
- «Кот наплакал»
Означает, что чего-то очень мало. Раньше считалось, что коты не могут плакать, а если и плачут, то очень редко и мало.
Почему выражения забываются?
Технологические изменения: Многие выражения связаны с вещами или явлениями, которые больше не используются в современном мире. Например, выражение «бить баклуши» утратило свою актуальность из-за исчезновения ремесел, требующих ручной работы.
Изменение культуры и быта: С развитием общества и изменением бытовых условий фразы, отражающие старые обычаи или обряды, теряют своё значение.
Выражения, которые имели смысл в крестьянской культуре, стали непонятными в современном урбанистическом обществе.
Развитие языка: Язык эволюционирует, и новые фразы заменяют старые. Процессы модернизации приводят к тому, что часть фразеологии забывается, а вместо неё появляются современные, более актуальные выражения.
Таким образом, забытые выражения – это важный элемент исторической и культурной памяти. Они дают представление о том, как жили и мыслили люди в прошлом, и могут обогатить наше понимание русского языка, если мы будем их изучать и сохранять.
Почему важно сохранять забытые выражения?
Сохранение забытых выражений играет ключевую роль в сохранении культурного и языкового наследия. Они отражают особенности жизни, быта и мышления людей прошлого, и изучение этих выражений помогает лучше понять исторические процессы, эволюцию языка и человеческое мировоззрение. Вот несколько причин, почему важно сохранять и изучать забытые выражения:
Историческая память и связь поколений
Забытые выражения представляют собой своеобразные «фотографии» прошлого, зафиксированные в языке. Они передают опыт, обычаи и особенности жизни предыдущих поколений. Каждое такое выражение связано с определёнными реалиями времени, будь то крестьянский быт, ремесла, военные или религиозные обычаи. Например, фраза «зарубить на носу» показывает, как люди в прошлом вели подсчёты и запоминали информацию. Сохранение таких выражений помогает нам понять, как жили наши предки, с какими трудностями они сталкивались и какие ценности для них были важны.
Исчезновение этих выражений разрывает связь с прошлым, лишая нас возможности глубже понять и оценить исторические контексты, которые формировали общество. Утрата таких выражений равносильна утрате части нашей культурной и исторической памяти. Сохраняя их, мы обеспечиваем преемственность поколений и лучше понимаем, откуда возникли современные выражения и фразы.
Обогащение языка
Забытые выражения придают языку богатство и разнообразие. Каждый фразеологизм, даже если он вышел из употребления, добавляет глубину и выразительность речи. Устаревшие выражения помогают выразить мысли с помощью ярких метафор и образов, создавая более богатую и насыщенную речь.
Например, выражение «бить баклуши» не просто описывает леность, а добавляет в это описание элемент прошлого ремесла, что делает его более образным и запоминающимся. Знание таких выражений может сделать речь более выразительной, помочь лучше донести эмоции и оттенки смысла.
В языке также сохраняется много синонимов к современным словам, которые могут помочь разнообразить речь, избежать повторов и однообразия. Изучение устаревших фразеологизмов позволяет лучше понять, как развивался язык и как менялись акценты в описании тех или иных понятий.
Культурное разнообразие и идентичность
Забытые выражения являются отражением культурной и национальной идентичности. В каждом языке есть свои уникальные фразеологизмы, которые выражают специфику той или иной нации, её образа жизни, мировосприятия и традиций. Утрачивая такие выражения, мы рискуем потерять уникальные элементы культуры, которые делают наш язык особенным и неповторимым.
Для каждой страны и региона характерны свои устоявшиеся обороты речи, которые не всегда можно дословно перевести на другие языки, так как они тесно связаны с местными обычаями и менталитетом. Сохранение забытых выражений помогает поддерживать это культурное разнообразие и противостоять процессу глобализации, который иногда приводит к утрате национальной уникальности.
Литературная и художественная ценность
Многие забытые выражения активно использовались в литературе прошлых веков. Например, в произведениях русских классиков, таких как Пушкин, Гоголь или Достоевский, можно встретить множество архаичных выражений, которые теперь уже малоизвестны широкой аудитории. Если мы не будем сохранять и изучать такие фразы, то рискуем потерять возможность полноценно понимать и интерпретировать классическую литературу.
Понимание этих выражений открывает доступ к более глубокому анализу литературных произведений, даёт возможность понять замысел автора и настроение эпохи, в которой он писал. Например, без знания значения выражения «точить лясы» (болтать впустую) читателю будет сложно понять нюансы характеров персонажей и их поведение в произведениях XIX века.
Развитие языковой интуиции и навыков анализа
Изучение забытых выражений развивает языковую интуицию, расширяет словарный запас и помогает лучше понимать, как формируются и развиваются языковые конструкции.
Процесс анализа происхождения и значений устаревших фраз позволяет тренировать навыки языкового анализа, логического мышления и способности сопоставлять исторические и лингвистические факты.
Например, изучение выражения «как с гуся вода» может помочь учащимся понять, как в языке используются метафоры и как образы из природы (гусь с водоотталкивающими перьями) помогают передать абстрактные идеи, такие как безразличие или неуязвимость.
Анкетирование
Я провела анкетирование среди своих одноклассников, чтобы выяснить, знают ли они значение и историю некоторых выражений. В анкетировании приняли участие 27 учеников 4 класса (Приложение №2).
Вопросы для анкетирования:
Слышали ли вы когда-нибудь такие выражения, как «бить баклуши» или «зарубить на носу»?
Да, часто
Иногда
Никогда не слышал(а)
Как вы думаете, что означает выражение «бить баклуши»?
Делать что-то полезное
Бездельничать
Спорить с кем-то
Не знаю
Как вы считаете, почему некоторые выражения больше не используются в нашей речи?
Они устарели и стали непонятными
Люди перестали говорить так из-за появления новых слов
Их просто забыли
Не знаю
Интересно ли вам узнать, как жили люди в прошлом и почему они использовали такие выражения?
Да, очень интересно
Немного интересно
Нет, мне это не интересно
Хотели бы вы узнать больше о забытых выражениях и использовать их в своей речи?
Да, хотел(а) бы
Не знаю, может быть
Нет, не хотел(а) бы
Знаете ли вы примеры других старинных выражений, которые редко используются в наше время?
Если да, напишите одно или несколько таких выражений.
Как вы думаете, важно ли сохранять старые выражения, чтобы помнить историю и культуру нашего языка?
Да, важно
Не знаю
Нет, не важно
Какое из старинных выражений вам нравится больше всего? Почему?
(Открытый вопрос для самостоятельного ответа)
Хотели бы вы, чтобы на уроках русского языка вам рассказывали больше о старинных выражениях и их значении?
Да, хотел(а) бы
Не знаю
Нет, не хотел(а) бы
Как вы думаете, можно ли использовать забытые выражения в современной речи?
Да, это сделает речь интереснее
Нет, потому что они устарели
Не знаю
Эти вопросы помогут собрать информацию о том, насколько ученики знакомы с забытыми выражениями и заинтересованы в их изучении.
Вывод: немногие ребята знают о фразеологизмах.
Игра "Колесо забытых слов"
Чтобы вместе с ребятами изучить и запомнить некоторые забытые слова и выражения мы с родителями придумали и изготовили интересную игру «Колесо забытых слов»
Концепция:
Игровое поле выполнено в виде круга, разделённого на несколько секторов, где каждый сектор связан с определённой категорией заданий по забытым словам, выражениям или другим старинным понятиям. Игроки вращают стрелку и выполняют задания в зависимости от того, на какой сектор она укажет.
Цель игры: выучить старинные и забытые слова и выражения, развивая навыки объяснения, ассоциаций и догадок.
Что нужно для игры:
1. Игровое поле: круг, разделённый на 8-10 секторов. Каждый сектор имеет своё название и тип задания.
2. Стрелка: можно сделать её из картона или использовать любую подвижную стрелку.
3. Карточки с заданиями: подготовили набор карточек с заданиями по старинным словам и выражениям для каждой категории.
4. Фишки и счётчики очков: для отслеживания хода игры и подсчёта баллов. Можно записывать на доске.
5. Таймер или песочные часы: чтобы ограничивать время на выполнение задания (например, 30-60 секунд).
Эта игра позволила моим одноклассникам не только узнать забытые русские слова, но и развить навыки общения, мышления и творчества. Мы весело провели время.
Выводы
Сохранение забытых выражений – это не только вопрос сохранения исторической памяти, но и возможность обогатить современный язык, поддерживать культурное многообразие, лучше понимать классическую литературу и развивать языковые навыки. Эти выражения – настоящие «свидетели времени», которые несут в себе мудрость и опыт предыдущих поколений, и их изучение может обогатить наше восприятие мира и речи.
Забытые выражения – это часть истории и культуры. Они помогают нам лучше понимать прошлое, а также обогащают нашу речь. Сохраняя такие выражения, мы сохраняем нашу культурную память.
В ходе подготовки проекта мы выяснили, что крылатые выражения:
- учат понимать народную мудрость, развивают литературный вкус и логическое мышление;
- обогащают наш язык, делают речь более яркой, меткой, выразительной;
- воспитывают интерес и любовь к творчеству народа.
Приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено и к месту, и ко времени. Чтобы хорошо понять прочитанное или увиденное, чтобы речь была красивой и выразительной, надо знать много слов и выражений, постоянно расширять свой словарный запас.
Забытые выражения – это кладезь мудрости и истории. Они напоминают нам о том, как жили люди в прошлом, какие у них были обычаи и привычки. Исследование забытых выражений помогает не только узнать много нового, но и сделать нашу речь богаче и интереснее. Важно сохранять и изучать такие фразы, чтобы помнить о нашем культурном наследии.
Литература
1. Берков В. П. Большой словарь крылатых слов русского языка: 4000 единиц. - М.:Русские словари, АСТ, Астрель,2000. - 624с.
2. Васильев В. За словом в "карман"/ Валерий Васильев // Мир ПК. - 2004. - N 10. - С. 110-111
Дроздова О. Беречь речь. Забытая история русских слов и выражений. Москва: Издательство АСТ, 2024.
3. Ожегов С.И., Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. 80 000 слов и фразеологических оборотов. М.: Азбуковник, 1997. - 944 с.
Розе Т.В. Большой фразеологический словарь для детей. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009.- 224 с.
Ушакова О.Д. Почему так говорят. Фразеологический словарь школьника. - СПб., 2004.
Список использованных источников информации
http://allrefs.ru/prosmotr/19541-18130.htm - Источники крылатых выражений.
https://dzen.ru/berech_rech - Беречь речь. С юмором о русском языке.
3. http://phrase.woweb.ru/fun/c/421/f/0/p/4 -Особенности крылатых слов и выражений.
4. http://max.az/c1360.html - Фразеологизмы. История возникновения.
5. http://www.tvoyrebenok.ru/frazeologizmy-dlya-detey.shtml – Твой ребенок. Сайт для умных родителей
Приложения
Приложение 1
10 устаревших выражений, которые редко используются в современной речи:
1. "Бить баклуши" — бездельничать, проводить время впустую.
2. "Дело в шляпе" — дело завершено, успешно закончено.
3. "Пускать пыль в глаза" — стараться произвести впечатление, обманывать внешним видом.
4. "Марать руки" — заниматься чем-то недостойным или грязным.
5. "Сесть в калошу" — попасть в неприятную ситуацию, провалиться.
6. "Зарубить на носу" — крепко запомнить, уяснить что-то важное.
7. "Курить фимиам" — чрезмерно восхвалять кого-то, льстить.
8. "Как с гуся вода" — когда на кого-то ничто не действует, он спокоен.
9. "Вставлять палки в колеса" — препятствовать, мешать кому-то.
10. "Шишку набить" — получить опыт, научиться на ошибках.
Приложение 2
10 пар современных и устаревших выражений для сравнения:
1. Современное: "Заходит как по маслу"
Устаревшее: "Идет как по маслу"
2. Современное: "Гуглить что-то"
Устаревшее: "Листать словарь"
3. Современное: "Токсичный человек"
Устаревшее: "Скверный человек"
4. Современное: "Лайфхак"
Устаревшее: "Полезный совет"
5. Современное: "Бомба!" (в значении "классно")
Устаревшее: "Это же просто отпад!"
6. Современное: "Зашквар"
Устаревшее: "Позор"
7. Современное: "Топчик"
Устаревшее: "Первый сорт"
8. Современное: "Фейспалм"
Устаревшее: "Руки опускаются"
9. Современное: "В тренде"
Устаревшее: "В моде"
10. Современное: "Чекни это"
Устаревшее: "Проверь это"
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5