Введение
Я очень люблю читать. Недавно я читала сказку о Винни – Пухе, который очень любит мёд, но в сказке это слово написано, как мед. Мне стало интересно, почему в книге в словах мёд, к пчёлам не записана буква ё, почему её заменили на е? Буква «Ё» есть в алфавите, мы её изучили на уроках обучения грамоте, русского языка: учимся писать, читать с ней слова, записывать слоги, изучаем правила, связанные с этой буквой (например, уже в первом классе мы узнали, что слог, в котором есть буква Ё, всегда ударный). Почему же тогда она не используется в книгах? Это определило тему нашей исследовательской работы «Нужна ли нам буква Ё?»
Цель работы: изучение истории буквы Ё и определение её роли в современном русском языке.
Для достижения цели были поставлены задачи:
- изучить литературу, проанализировать полученную информацию, сделать выводы по данной проблеме;
- провести наблюдение над использованием буквы Ё;
- провести исследования для выяснения влияния наличия буквы Ё в печатных тестах, в повседневной жизни.
Объект исследования: буква Ё
Предмет исследования: написание буквы Ё в различных словах.
Гипотеза: если человек будет всегда использовать букву Ё, то это избавит от ошибок при чтении и искажении русского языка..
В своей работе я использовала методы анализа и обобщения информации, метод исследования и анкетирования, чтение литературы по данной теме, наблюдения за сном человека.
Актуальность темы исследования в том, что в современных условия наша повседневная речь, становится искаженной из-за замены буквы ё на е.
Глава 1: Теоретическая часть.
1.1. История происхождения буквы Ё в русском языке
Изучая литературу, мы выяснили, что Ё - самая молодая буква в русском алфавите, ей - 241 год. День рождения «Ё» – 29 ноября.
29 ноября 1783 года в доме директора Петербургской академии наук княгини Екатерины Романовны Дашковой, состоялось одно из первых заседаний Российской академии. На собрании обсуждался проект полного толкового славяно-российского словаря. Академики уже было собирались расходиться по домам, когда Екатерина Романовна спросила у присутствующих, сможет ли кто-нибудь написать слово «ёлка». Академики решили, что княгиня шутит, но та, написав произнесённое ею слово «іолка», спросила: «Правомерно ли изображать один звук двумя буквами?» Дашкова предложила использовать новую букву ё для выражения слов. Доводы Дашковой показались убедительными и буква ё получила официальное признание.
Долгое время считалось, что букву Ё придумал Николай Михайлович
Карамзин и впервые напечатал в литературном альманахе «Аониды» в 1797 году слова с буквой ё: «зарёю», «орёл», «мотылёк», «слёзы».
24 декабря 1942 года приказом народного комиссара просвещения РСФСР Владимира Потёмкина было введено обязательное употребление буквы Ё в школьной практике. Именно с этого дня эта буква официально вошла в русский алфавит.
1.2 Проблемы употребления буквы Ё в современном русском языке
Почему же нет необходимости использовать в обязательном порядке алфавит из 33 букв во всех видах русского письма? Это объясняется тем, как происходит процесс чтения. Опытный читатель не читает «по буквам», а схватывает слова целиком. И в подавляющем большинстве случаев употребление Е вместо Ё не мешает правильно опознавать слово.
Однако, несмотря на наличие правил русского языка и фактической необходимости употребления буквы Ё на письме, многие игнорируют букву ё. Это приводит к разночтению и возникновению курьёзов.
Примерами могут служить слова:
«Берет » - означает, головной убор или «брать» в третьем лице, единственном числе.
«Осел» - означает, продвинулся вниз под собственной тяжестью или животное семейства лошадиных, отряда непарнокопытных.
«Смел» - означает, храбр или собрал веником
«Небо» - означает, тропосфера планеты Земля или верхняя часть полости рта, имеющая сводчатую форму.
«Полет» - означает, пропалывает или перемещение в воздухе.
«Мел» - означает, полезное ископаемое или производил сухую уборку;
«Мед» - означает, медицинский (сокращённо) или продукт жизнедеятельности пчёл;
«Тема» - означает, предмет обсуждения или имя «Артём» (ласк.)
«Жесток» - означает, причиняет неоправданные страдания –или имеет низкий коэффициент упругости;
«Лет» - означает, год во множественном числе, родительном падеже или процесс перемещения по воздуху.
Правила употребления буквы Ё
В Постановлении Министерства образования и науки от 3 мая 2007 года указано обязательно писать букву Ё в случаях, когда возможно неправильное прочтение слова, например, в именах собственных, иначе это будет нарушением закона «О государственном языке Российской Федерации».
Согласно действующим правилам русского языка в обычных печатных текстах буква «Ё» употребляется выборочно. Однако по желанию автора или редактора любая книга может быть напечатана с буквой Ё.
Параграф 10 «Правил русской орфографии и пунктуации» гласит: Буква Ё пишется в следующих случаях:
Когда необходимо предупредить неверное чтение и понимание слова, например: «узнаём» в отличие от «узнаем»; «всё» в отличие от «все»; «совершённый» (причастие) в отличие от «совершенный» (прилагательное) и т. п.
Когда надо указать произношение малоизвестного слова, например: река Олёкма.
В специальных текстах: букварях, школьных учебниках русского языка, учебниках орфоэпии и т. п., а также в словарях для указания места ударения и правильного произношения».
Анализ источников информации так даёт ответ на наш вопрос: «Почему Ё перестала пропечатываться в книгах?»
Медленное и не до конца состоявшееся вхождение буквы Ё в жизнь объясняется неудобной для быстрого письма формой.
До появления компьютеров непропечатывание буквы Ё было связано с техническими трудностями издательских технологий. У советского правительства в условиях гражданской войны не было ни средств, ни материалов.
С появлением компьютеров проблема не только не исчезла. На компьютерной клавиатуре Ё вынесена из буквенного блока клавиш, что создает неудобства при наборе текста и поэтому её часто заменяют на Е, особенно когда требуется быстро напечатать что-либо. (Приложение 1)
Глава 2. Практическая часть. Восприятие современными людьми буквы «Ё»
2.1 Результаты анкетирования
Чтобы выяснить, насколько актуальна данная проблема использования буквы Ё мы провели анкетирование. Опрос проводился среди учеников 2 «А» класса и их родителей. Учащиеся и их родители отвечали на вопросы анкеты.
Мы опросили 38 человек, 19 из которых школьники и 19 человек взрослых. ( Приложение 2)
Результаты анкетирования позволили выявить следующее:
При ответе на первый вопрос большинство ответили, что буква Ё помогает читать и понимать прочитанное;
На второй вопрос родители ответили, при письме не употребляют букву Ё, так как пишут быстро и не обращают внимание на букву, а дети всегда в словах пишут букву Ё, на это всегда обращает внимание учитель,
На третий вопрос все ответили, что буква Ё нужна в русском языке и заменять её на букву е нельзя.
Вывод: таким образом, результаты анкетирования показали, что отсутствие буквы Ё в текстах вызывает трудности чтения и понимания прочитанного.
2.2 Влияние использования буквы «Ё» на скорость чтения и понимание прочитанного.
Затем мы провели эксперимент с целью выяснения причины замены буквы Ё на Е. Для эксперимента был дважды напечатан текст: один раз с буквой «ё», второй раз – без неё. (Приложение 3)
Текст о ёжике читали две ученицы 2 «А» класса, у которых одинаковый темп чтения, по итогам первого класса они прочитали одинаковое количество слов. Каждая девочки прочитала предложенный вариант текста, затем мы сравнили результаты. Текст, в котором буква «ё» была напечатана, прочитан за 1 минуту 25 секунд. Текст, в котором буква «ё» была заменена буквой «е» - за 2 минуты. Кроме того, участница эксперимента, читавшая текст без «ё», допускала ошибки и отметила, что при выполнении задания возникали затруднения: при чтении слов, в которых должна быть буква «ё», иногда приходилось эти слова прочитывать повторно, чтобы уточнить их смысл.
Вывод: таким образом, результаты эксперимента подтвердили данные, полученные при опросе: наличие буквы ё в печатном тексте повышает качество чтения (скорость и понимание).
Анализ слов с буквой Ё в повседневной жизни
Изучая литературу, мы выяснили, что в русском языке около 12 500 слов с Ё. Из них около 150 на Ё начинаются и около 300 на Ё заканчиваются. Поэтому мы решили провести наблюдение над словами с буквой Ё в повседневной жизни.
Наблюдение 1
Мы выяснили, что в русском языке насчитывается 12 мужских и 5 женских имён, в полных формах которых присутствует Ё. Это Аксён, Артём, Нефёд, Пармён, Пётр, Рёрик, Савёл, Селивёрст, Семён, Фёдор, Ярём; Алёна, Клёна, Матрёна, Фёкла, Флёна.
Мы проанализировали имена и фамилии учащихся 2 «А» и 2 «Б» классов, среди 38 учеников мы выделили фамилии с буквой Ё (Гринёва, Дёминов, Толмачёв, Кушнарёва), анализируя имена мы выяснили, что есть имена с буквой Ё, есть такие случаи, что в полном имени нет буквы Ё, а когда называем ласково, буква Ё появляется:
- Артём, Алёна, Пётр,
- Сергей – Серёжа, Алексей – Алёша, Артём - Тёма, Лев – Лёва,
В ходе своего исследования, мы решили обратиться отдел ЗАГС, чтобы узнать, какова ситуация с буквой Ё при оформлении документов граждан. Побеседовав с сотрудником ЗАГСа мы узнали, что они уделяют большое внимание в написании каждой буквы, но к букве Ё - особенно. И они всегда обращают внимание граждан, получающих документы, на написание данной буквы.
Вывод: мы выяснили, что буква Ё присутствует в фамилиях и именах учащихся вторых классов, поэтому ёё нужно всегда правильно писать в словах.
Наблюдение 2
Мы решили провести исследование художественной и детской литературы. В нашей домашней библиотеке мы нашли книги для детского чтения и убедились, что слова записаны правильно, с буквой Ё.
Также в домашней библиотеке я нашла энциклопедию «Я познаю мир», я часто пользуюсь этими книгами для подготовки сообщений. Эти книги напечатаны без буквы Ё.
Наверное, издательство не учло, что этими книгами пользуются, и дети младшего школьного возраста и им ещё сложно читать слова без буквы ё. А если учитывать что это энциклопедия, а значит, присутствуют слова, трудные для понимания, то младшему школьнику сложно работать с такой книгой.
Далее мы проанализировали учебную литературу для 1-4 классов. Выяснили, что все учебники напечатаны с буквой ё, как того требуют правила русского языка..( Приложение 4)
Вывод; мы выяснили, книги для младшего напечатаны с буквой Ё, поэтому детям читать и воспринимать прочитанное легче.
Наблюдение 3
Затем мы проанализировали географические названия. Белгородской области. В нескольких районах области мы выделили населённые пункты, в названии которых встречается буква Ё.
В нашем Грайворонском районе - это село Мощёное. (Приложеие 5)
Среди городов России мы выделили город Орёл, среди водоёмов Чёрное море, на котором мы с семьей отдыхаем каждое лето.
Вывод: мы убедились, что в названиях населённых пунктов присутствует буква Ё.
Наблюдение 4
Мы выделили слова с буквой Ё среди растений, овощей.
Это слова: берёза, клен, ёлка, свёкла, жёлудь.
Много слов с буквой Ё среди названия предметов быта, названия животных, сладостей.
Вывод: таким образом, наши наблюдения за жизнью буквы ё подтвердились, что такие слова встречаются часто.
Выводы
В данной работе мы провели наблюдения за словами с буквой Ё. Проведенная работа нам была интересна. Мы узнали, что как использует человек букву, как она важна для чтения и понимания значения.
Изучив литературу, мы выяснили, что в буква Ё самая «молодая» среди букв русского алфавита, но её нужно писать в словах по правилам русского языка, все буквы алфавита должны быть абсолютно равноправны в их написании, и одна не может заменять другую.
По результатам нашего анкетирования мы выяснили, что букву Ё используют в тексте для правильного чтения и понимания прочитанного, наличие буквы Ё в алфавите полностью оправданно самим развитием русского языка и поэтому необходимо.
В ходе работы выяснили, как много слов в русском языке с буквой Ё, мы их встречаем в повседневной жизни и нужно правильно их употреблять, написание Ё в словах подчиняется определённым и чётким правилам, которые не должны нарушаться.
Подводя итог работы, приходим к тому, что данная тема актуальна. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась, что если люди применяют правила русского языка и правильно применяют букву Ё, то это делает нашу речь правильной и понятной. Действительно неприменение буквы ё на письме и в печати ведёт к искажению русской речи. Наличие буквы ё уменьшает расхождение правописания слов с их произношением, облегчает чтение текстов, увеличивает скорость чтения, помогает понять, как произносить то, или иное незнакомое слово.
Заключение
В процессе исследовательской работы мною были изучены материалы из разных источников по выбранной теме, было проведено анкетирование. В результате проведенной работы цель исследования достигнута. Данное исследование показало, что: буква Ё необходима людям. Её отсутствие в печатных текстах влияет на правильность прочтения и произношения слов: названий предметов, географических названий, предметов повседневной жизни и имён. Растёт количество слов с этой буквой. Буква Ё имеет своё место в русском алфавите и права, как и остальные 32 буквы алфавита.
Используемая литература:
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 2-го класса общеобразовательной школы. – М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2019. – 176 с. (Образовательная система «ШКОЛА 2100».)
Волина В.В. Весёлая грамматика. – М.: Знание, 2020. – 336 с.
Волков С.В. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Русский язык. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Издательство Астрель», 2021 – 496с.
Грушников П.А. Орфографический словарик. Пособие для учащихся начальных классов. Изд. 14-е. – М.: Просвещение, 2020.
Еськова Н. И. Ещё раз о букве «ё» // Наука и жизнь. 2023. N 7.
Приложение 1
Приложение 2
Анкета
Вопросы |
Да |
Нет |
1. Буква Ё помогает мне читать и понимать прочитанное? |
34 |
3 |
2. Вы всегда употребляете букву Ё при письме? |
19 |
19 |
3.Нужна или нет буква Ё в русском языке? |
38 |
- |
Приложение 3
Текст с буквой Ё |
Текст с буквой Е , Ё по умолчанию |
Пошёл тёмной ночью серый ёжик по лесу гулять. Увидел красную клюквинку и наколол её на серую иголочку. Увидел жёлтую лисичку и тоже наколол. Заметил, наконец, в голубой луже голубую звезду. Тоже хотел наколоть – да ничего не вышло. Подумал ёжик, подумал и накрыл её лопушком: пусть до утра полежит. А утром под лопушком вместо голубой звезды нашёл красное солнышко. Вот ёж смеялся. (Г. Циферов) (61 слово) |
Пошел темной ночью серый ежик по лесу гулять. Увидел красную клюквинку и наколол ее на серую иголочку. Увидел желтую лисичку и тоже наколол. Заметил, наконец, в голубой луже голубую звезду. Тоже хотел наколоть – да ничего не вышло. Подумал ежик, подумал и накрыл ее лопушком: пусть до утра полежит. А утром под лопушком вместо голубой звезды нашел красное солнышко. Вот еж смеялся. (Г. Циферов) (61 слово) |
Приложение 4
Приложение 5
Алексеевский го Хутор Берёзки Село Воробьёво |
Белгородский район Весёлая Лопань Журавлёвка |
Борисовский район Село Берёзовка |
Вейделевский район Село Белый Плёс Хутор Весёлый |
Губкинский го Хутор Коренёк Село Куфлиёвка |
Краснояружский район Село Илёк – Пеньковка |