Введение
Чтение — это окошко, через которое дети
видят и познают мир и самих себя.
В.А. Сухомлинский
В последние десятилетия книги в нашей жизни ушли на второй план. Развиваются другие более популярные источники информации. Интернет-ресурсы, телевидение, мессенджеры – все это заменяет человеку живое общение и чтение бумажных книг.
Особенно сильно эти изменения повлияли на детей. Сейчас очень редко дети читают сами, редко детям читают родители, приятели и подружки не обсуждают прочитанные произведения, не дарят друг другу книги.
Отсутствие процесса чтения книг отрицательно влияет на общее развитие ребенка. Страдает грамотность, творческое мышление, память, отсутствует эмоциональный опыт, нравственные нормы не определены, в целом развитие личности усложняется внешними неконтролируемыми факторами.
Чтение книг детям и детьми необходимо вернуть в нашу жизнь, вернуть эту привычку в семьи, детские сады, школы и другие учреждения.
Цель работы: составить минимальный список необходимой для чтения литературы для гармоничного развития ребенка с учетом этапов развития личности.
Задачи:
Определить некоторые потребности ребенка на всех этапах развития личности от рождения до 17 лет.
Описать разнообразие книг в современном мире.
Подобрать примерные жанры, темы, способы подачи информации для детей разного возраста.
Описать способы и приемы, которые помогут привить любовь к чтению книг.
Составить определенный минимальный список литературы для детей от 0 до 17 лет.
В работе применялись методы исследования:
Изучение психологии развития личности.
Контент-анализ детской литературы.
Сравнение книг.
Личные наблюдения.
Личные эксперименты
Этапы развития личности
Каждый ребенок, несмотря на свою индивидуальность, проходит определенные этапы развития личности. Мы будем опираться на периоды развития, которые предлагает советский психолог Эльконин Д.Б.
Всего рассмотрим шесть возрастных периодов, которые отличаются спецификой восприятия окружающего, особенностями поведения, формированием различных умений и навыков.
Все эти особенности помогут нам составить список потребностей, которые мы сможем частично удовлетворить литературным воспитанием, то есть закрыть их простым чтение нужных книг.
Первый этап – это возраст человека от рождения до одного года, период младенчества.
Самый первый, самый не простой, самый ответственный промежуток времени. Малыш знакомится с новым миром, а значит каждый день происходит что-то новое для него – такое привычное для нас, но такое необычное для маленького человека. Он слышит первые звуки. Это разговоры близких и незнакомых людей, музыка, шум машин, шелест листьев, язык разных животных, звуки природы. Он видит окружающее его пространство. Различает свет и темноту, видит глаза мамы и других людей, изучает окружающие его предметы. Он испытывает первые эмоции. Иногда это страх, иногда боль, радость, спокойствие и тревогу, чувство голода и жажды, тепло и холод и т.д.
Это период, когда человек еще не может анализировать, но прекрасно реагирует и уже может показать нам свое отношение к ситуации.
С помощью плача, улыбкой, движением тела передает ребенок сигналы взрослым людям.
Уже в этом возрасте начинается формирование речи и игровой деятельности.
Основные потребности на данном этапе – это доверие и безопасность, чувство поддержки, соучастие.
Второй этап – возраст от одного года до трех лет, период раннего детства.
Ребенок самостоятельно передвигается, пытается общаться, познает мир через игру. В жизни появляются первые правила, разграничение на плохо или хорошо, можно или нельзя. Малыши, часто опытным путем, определяют, когда опасно, а где безопасно. Осваивают повседневный быт, учатся навыкам самообслуживания, учатся выражать свои эмоции.
Наверное, это один из важнейших периодов, когда можно вложить в человека максимум информации об окружающем мире. Не всегда эта информация сразу уложится в голове, запомниться и воспроизведется, но всегда точно отложится в памяти и даст о себе знать в определенный нужный момент.
Но в этом возрасте уже приходится ориентироваться на то, что хочет малыш, что ему нравится, как и когда он готов быть в контакте со взрослым, в какой форме для него более интересна подача информации. От взаимопонимания сейчас будет зависеть успех, с которым ребенок сделает шаг в следующий период своего развития.
Третий этап – возраст от трех до пяти лет, период младшего дошкольного возраста.
Это период самостоятельного общения со сверстниками, а значит важнейший этап формирования речевых навыков, расширения речевого запаса. Время эмоционального развития, ребенок учится выражать, понимать и уже контролировать свои эмоции.
Именно сейчас становится важным говорить не о предметной сфере, а о языке эмоций, чувств и состояний – злость, радость добро, зло, доброта, верность, любовь, счастье, переживания, уверенность.
До этого момента дети не понимают абстрактные вещи. Но сейчас самое время открыть для них мир состояний.
Четвертый этап – возраст от пяти до семи лет, период старшего дошкольного возраста.
В это время ребенок уже многое умеет, многое знает, есть определенный опыт. У него появляются свои интересы. Он способен выбирать, делать выводы, высказывать свою точку зрения. Активно развивается память, которую нужно начинать тренировать. Усиливается концентрация внимания, что позволяет останавливаться на той или иной деятельности немного дольше, чем раньше. В этом возрасте большую роль играют ролевые игры, которые помогают разыграть ситуации уже знакомые или совершенно новые для ребенка. Это помогает получить необходимый опыт поведения и общения.
Также в этот период появляются много вопросов, на которые хочется сразу получить ответы.
Пятый этап – возраст от семи до одиннадцати лет, период младшего школьного возраста.
Очень важный период развития самостоятельности, самоконтроля, формирования чувства ответственности.
Учебно-познавательная деятельность вытесняет игровую. Происходит разграничение предметных областей, систематизация знаний, развитие образного мышления, постоянная интеллектуальная активность.
Начинает проявляться интерес к определенным сферам, склонность к определенному виду деятельности.
Шестой этап – возраст от одиннадцати до семнадцати лет, подростковый период.
Самый эмоциональные период. Стремление к независимости, к проявлению своего «я». Время поиска себя и выбора будущего пути.
Могут появляться кумиры, которым хочется подражать или соответствовать. Несмотря на то, что некоторые пристрастия уже сформированы, подростки способны кардинально изменить свои предпочтения в любой момент. Это время бунтарства, перемен, экспериментов.
Очень важны в эти годы доверительные отношения с родителями, сверстниками.
На всех этапах развития ребенок получает информацию об окружающем мире. Этот опыт будет всегда ему поддержкой, источником знаний, вдохновения, ответами на вопросы.
И именно книга, как носитель исторического, жизненного, смыслового, развлекательного, эмоционального опыта, является важнейшим спутником человека даже в наше время высоких технологий и множества других источников информации.
Но книги не принесут пользу, если не любить их читать.
Только выбирая правильно и правильные произведения можно привить любовь к литературе. Любовь к литературе – это путь к гармоничному развитию личности.
Разнообразие книг в современном мире
В современном мире можно выделить несколько видов книг: печатные, электронные и аудиокниги.
Так как наша работа посвящена месту книги в жизни ребенка, мы в основном будем рассматривать именно печатную версию и интерактивные книги для детей.
Перечислим некоторые разные виды книг, которые существуют сегодня:
- бумажные книги с яркими картинками;
- бумажные книги с черно-белыми картинками;
- тканевые книжки для малышей;
- книжки для ванны для малышей;
- картонные книжки;
- книги со звуками/сказками/песнями;
- книги с клапанами/подвижными элементами;
- книги с виртуальной реальностью.
Это далеко не все виды, на самом деле их гораздо больше. Но даже этот список дает понять, как разнообразна подача информации в литературе.
Еще книги отличаются по объему и содержанию: бывают тонкие книжки с одним произведением, или сборники по жанрам, или сборники одного писателя.
Есть книги разных форматов, с мелким или крупным шрифтом.
Обложка книги тоже бывает разной: мягкая, картонная, твердая и т.д. Дизайн у каждого издательства свой.
Большую роль в книгах для детей играют иллюстрации. Каждый художник видит персонажей по-разному, в книгах могут быть проиллюстрированы разные моменты произведения. Иллюстрация – это особый вид искусства, это те образы, которые малыш сохранит на всю жизнь.
Книги иностранных авторов могут отличаться переводом, причем достаточно существенно. Такие различия могут касаться не только формулировок, имен, особенностью стиля, но и смыслом некоторых моментов и произведения в целом.
Описание произведений для определенного возраста
Учитывая особенности развития ребенка, из огромного разнообразия книг нужно подобрать самые подходящие по возрасту и запросам произведения.
Книги для первого этапа, от рождения до года.
Мы описали, что в младенчестве первостепенно чувство доверия, одновременно с познанием окружающего мира.
Пока нет речи, нет опыта, есть только ситуативная память.
Сейчас не нужно читать ребенку никакие смысловые текстовые и стихотворные произведения. Нужно отдать предпочтение коротким рифмовкам максимум из четырех строк. Эти рифмовки могут иметь различные предметные темы. Желательно о том, что на данный момент находится рядом, и на что можно посмотреть. Если нет рядом примера, то обязательно должна быть яркая, однозначная иллюстрация, достаточно крупная, без лишних деталей. Это могут быть темы про членов семьи, про погоду, про животных, про любимые игрушки.
Формат книг на этом этапе должен быть разнообразным, но не нужно заваливать количеством. Нужно выбрать наиболее удобные, любимые варианты. Например, очень удобные книжки для купания, с ними можно делать что угодно, они очень прочные. Книги с картонными страницами, с яркими рисунками и минимальным текстом, музыкальные книги, сборник коротких стишков – он будет нужен больше родителям.
По одному варианту каждого их этих форматов вполне достаточно. Именно возвращаясь постоянно к уже знакомым звукам, малыш чувствует себя спокойно, начинает доверять.
Книги для детей от года до трех лет.
Так как на первом месте сейчас активное самостоятельное познание окружающего, то подойдут книги про семью, животных, про быт, про природу. Произведения должны содержать как можно больше простых, часто встречающихся слов: названия предметов, их описание, описание действий, назначений.
Ребенок в этом возрасте уже может самостоятельно пользоваться книгой. Конечно, не читать, но рассматривать картинки и переворачивать страницы уже можно ему доверить.
По формату книжки должны быть тонкими, не большими с любым видом переплета. Очень интересными будут книжки с клапанами и другими подвижными элементами.
Произведения не должны быть длинными. Если произведение продолжительное, то оно должно быть разделено на логически завершенные главы. Ребенок еще не готов слушать долго и ему будет не интересно ждать продолжения.
Книги для детей от трех до пяти лет.
Плавно переходим из предыдущего этапа. Темы остаются такими же, но выбор должен быть в пользу не знакомых ребенку вещей, а новых для него. Расширяются границы познания мира. Например, если до трех лет читаем про кошек и собак, то в 5 лет читаем тоже про животных, но про других – пингвинов, медведей, например.
В этом возрасте добавляются книги про поступки, чувства, эмоции, интересы.
По формату книги могут быть различного размера, не толстые, с разным переплетом. Всё ещё интересны книги с клапанами.
Произведения могут быть продолжительными, но должны обязательно быть разделены на главы или части, которые имеют логическое завершение истории или описанного события.
Книги для детей от пяти до семи лет.
В этом периоде нужно добавить в библиотеку ребенка энциклопедии различных тематик, буквари.
Книги нужно выбирать с героями разных характеров, в них обязательно должно уделяться большое внимание взаимоотношениям персонажей.
Формат может быть любым, но обязательно с качественными, уместными иллюстрациями. Именно сейчас выбор художника-иллюстратора начинает играть большую роль.
Книги для детей от семи до одиннадцати лет.
В этом возрасте основная часть библиотеки – это книги школьной программы. Но обязательно нужно включать произведения сверх программы. Их не должно быть много, но они должны быть достаточно интересными, чтобы было желание между уроками уделять время самостоятельному либо семейному чтению.
Произведения могут быть уже достаточно объемными, с разнообразными захватывающими сюжетами, приключениями, эмоциональными событиями. Уже нужно включать в библиотеку басни, былины, фольклорные произведения.
Формат книги уже не имеет особого значения. Желательно, чтобы переплет был толстым, так как книга будет уже достаточно объемной, и при чтении сложно сохранить свежий вид с тонким переплетом.
По-прежнему важны качественные иллюстрации. И особенно важен становится перевод, если это произведение иностранного автора. Всегда лучше начинать знакомство с классического перевода, самого распространенного. Эту информацию можно получить в любом интернет-источнике.
Книги для детей от одиннадцати до семнадцати лет.
В этот период очень сложно давать советы, так как они воспринимаются зачастую неоднозначно.
Ребенок уже имеет свою точку зрения, следует своему выбору. Поэтому школьных произведений будет вполне достаточно для продолжения гармоничного развития. А книги сверх программы подросток может выбрать самостоятельно.
Помогая в выборе, нужно ориентироваться на современные направления, актуальных авторов, выбирать жанры по интересам ребенка.
Книга должна быть с красивой обложкой, желательно иметь в библиотеке книги одной серии, которые имеют переплет в одном стиле – подростки ценят внешнюю красоту.
Если ребенок до этого возраста получил гармоничное литературное воспитание, то ему не составит труда продолжить свой путь читателя в правильном направлении, так как правильные книги формируют хороший вкус. Накопленный опыт помогает интуитивно почувствовать книгу только взяв ее в руки.
Как воспитать любовь к чтению, не заставляя слушать/читать?
На всех этапах развития ребенка нужно ориентироваться только на его готовность к чтению.
До года достаточно читать ребенку два раза в день примерно по 5 минут. Лучше в часы активного бодрствования и хорошего настроения. При этом вокруг не должно быть отвлекающих звуков и событий. Обязательно чтение должно быть эмоциональным с яркой интонацией. Только так оно станет интересной традицией.
От года до семи лет малыши еще не предпочитают самостоятельно читать, а только слушают книжки. Чтобы чтение было в удовольствие нужно ловить моменты, когда происходит смена деятельности, то есть, например, рисовать уже надоело, и ребенок ищет себе другое занятие. Иногда ребенок соглашается слушать, но не сидит на месте, а иногда даже перебивает. В этом нет ничего страшного. Продолжайте читать. Он все слышит. Если отвлекается совсем явно, тогда отложите книгу до другого раза.
Самое главное – это ежедневно возвращаться к чтению. 5-20 минут в день вполне достаточно.
Можно читать перед сном. Но это чтение будет интересным только тогда, когда станет традицией, а не колыбельной.
От семи лет не отказывайтесь читать детям. Можно читать по очереди, чередовать чтение по дням. Такие семейные чтения повлияют не только на литературное воспитание, но и на гармоничное развитие личности в целом.
Очень важным моментом является рассматривание иллюстраций вместе. Их можно рассматривать и до прочтения произведения, и во время, и после. Вместе обсуждать, предполагать, оценивать.
Конечно, важно обсудить само произведение после чтения. Понравилось ли? Что больше всего понравилось? Про что произведение? Какая главная мысль? Как можно было по-другому закончить историю? Кому можно посоветовать прочесть? Такие обсуждения приносят смысл в процесс чтения литературы. И читая следующую книгу ребенок уже сам будет задавать себе подобные вопросы в процессе чтения. Это процесс интеллектуального развития.
Мы описали теоретическую часть нашей работы полностью.
Практическое руководство, а именно список литературы для чтения детям, составлен на основе теории и собственного опыта, который был приобретен в нашей семье. Этот список является минимальным и может пополняться другими произведениями по вкусу читателя.
Список книг для чтения.
Для детей до года.
Книжка с липучками «Уши, лапы и хвосты»
Книжка с липучками «Цвета»
Книжка с липучками «Что где растет?»
Книжка для ванной «Кто как говорит»
Музыкальная книжка «Домашние животные»
Сборник «Лучшие стихи» А. Барто
С. Маршак «Детки в клетке»
Для детей от года до трех лет
С. Маршак «Круглый год», «Разноцветная книга»
К. Чуковский «Тараканище», «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр», «Доктор Айболит» и другие произведения на вкус ребенка.
В. Сутеев «Сказки для самых маленьких»
В. Маяковский "Что такое хорошо и что такое плохо"
Книжки с окошками из серии «Мой первый словарик»
Книги с подвижными элементами «Теремок», «Колобок», «Волк и козлята», «Маша и медведи».
С. Михалков "Дядя Степа"
Для детей от трех до пяти лет
Т. Александрова «Домовенок Кузя»
Э Успенский серия книг о Простоквашино, "Крокодил Гена и его друзья"
А. Вестли «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик»
А Резников «Приключения кота Леопольда»
В. Катаев «Дудочка и кувшинчик», «Цветик-семицветик»
А. Пушкин «Руслан и Людмила»
А. Усачев "Тигр в клеточку", "Жили-были ежики"
Для детей от пяти до семи лет
М. Пришвин «Дом на колесах» рассказы.
А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»
Я. Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали»
А. Пушкин Сказки
Н. Носов "Незнайка и его друзья", «Живая шляпа»
А. Волков "Волшебник изумрудного города"
Э. Гофман «Щелкунчик и мышиный король»
С. Прокофьева «Приключения желтого чемоданчика»
Энциклопедии по интересам
Н. Жукова Букварь
Для детей от семи до 11 лет
С. Аксаков «Аленький цветочек»
С. Маршак «Двенадцать месяцев»
В. Бианки «Лесная газета»
Е. Велтистов «Приключения Электроника»
П. Бажов «Малахитовая шкатулка»
А. Гайдар «Тимур и его команда»
С. Алексеев «Рассказы о Великой Отечественной войне»
И. Крылов Басни
"Былины о богатырях русских"
Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес»
Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
А. Грин «Алые паруса»
Д. Свифт «Путешествия Гулливера»
В. Гауф «Карлик Нос»
Ж. Верн «Дети капитана Гранта»
Д. Дефо «Робинзон Крузо»
Для детей от 11 до 17 лет
Ж. Верн «Таинственный остров», «Пятнадцатилетний капитан»
Р. Бредбери «Вино из одуванчиков»
Д. Киз «Цветы для Элджернона»
В.Гюго «Собор Парижской Богоматери»
Б. Пастернак «Доктор Живаго», стихи
В. Набоков «Лолита»
О. Уайлд «Портрет Дориана Грея»
Заключение
Мы видим, что у каждого возраста есть свои цели и задачи. Поэтому необходимо включать литературу в жизнь человека своевременно, читать конкретные произведения в определенном возрасте.
Не будет ничего страшного, если прочесть ребенку 3-х лет роман «Война и мир», но ни удовольствия, ни результата от этого мы не получим.
«Правильная» литература нужна не только для развлечения. Книга помогает развивать воображение, тренировать память, знакомит с миром, показывает те вещи или события, которые, возможно, никогда не доведется увидеть на яву. Чтение духовно просвещает. Иногда именно книга может более доходчиво объяснить те моменты, смысл которых сложно передать устно, без ярких примеров.
Чтение напрямую влияет на грамотность, на словарный запас, на развитие устной и письменной речи в целом.
Настоящая литература учит любить людей, воспитывает душу, помогает быстро ориентироваться в разных ситуациях, учит продуктивно общаться. Книги отдают нам опыт, делятся мудростью, показывают вариативность событий, открывают новые горизонты. Читающие дети не просто знают больше своих сверстников, но и становятся более успешными в жизни.
В современном мире очень мало времени отводится чтению. Так давайте же выбирать наиболее правильные, нужные, интересные книги для себя и своих близких.
Список используемой литературы
Барсукова А.Е. «Возрастная периодизация психического развития по Даниилу Борисовичу Эльконину» // Электронный научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации»
Болсуновская М. Исследовательская работа по теме "Детская книга в интерпретации иллюстраторов на примере творчества И.Я. Билибина" // сайт «Алые паруса»
Ивашина М. «Чтение в ХХI веке» // Журнал Литература № 18/2008
Линкова И.Я. «Ты и твоя книга» // "Просвещение" (19