Введение
В 2022 году я пошла в первый класс. В наш класс набрали одних девочек. Нас стали обучать по «Методике здоровьесберегающих технологий в школе» по методу профессора Владимира Филипповича Базарного.
Буквально через несколько недель мы отложили в сторону обычные шариковые ручки и уже два года пользуемся только перьевыми.
Как только мои одноклассницы узнали про мое исследование, то они решили мне помочь в моей работе. Помогли провести опрос для набора статистики, который потом подтвердил мою гипотезу. Привожу результаты опроса в моем классе (см. Таблица 1).
Таблица 1
Нравится |
|
Шариковая ручка |
1 |
Перьевая ручка |
24 |
Диаграмма 1. Результаты опроса
В моем опросе участвовало 25 человек. По результатам опроса мы можем сделать определенный вывод – подавляющему большинству моих одноклассниц нравится писать перьевой ручкой.
Когда в школе учились мои бабушки и дедушки, то они пользовались металлическим пером на деревянной ручке и чернилами в чернильнице. Мои родители в школе писали шариковыми ручками. И мне стало интересно, почему мы все же возвращаемся к перьевому письму? И я решила взяться за это исследование.
Тема: «От уголька до шариковой ручки. И почему мы все же возвращаемся к перьевому письму?»
Гипотеза: Перьевая ручка способствует формированию красивого почерка.
Цель: Сравнить письменные принадлежности разных эпох.
Задачи:
Изготовить древние письменные принадлежности на основе описаний из научной литературы.
Провести эксперименты по применению различных письменных принадлежностей.
Выявить особенности использования письменных принадлежностей.
Оформление результатов исследования.
Объект исследования: Образцы текстов, написанных различными инструментами для письма.
Методы исследования: Изучение исторической и справочной информации, проведение экспериментов, сравнительный анализ полученных результатов.
Практическая значимость: Результаты исследования позволят школьникам оценить, какой большой путь люди прошли в поисках лучшего приспособления для письма.
Основная часть
Раздел 1. История приспособлений для письма
1.1. Для чего нужна письменность?
Сегодня без письменных принадлежностей очень трудно представить нашу жизнь, так как именно с их помощью мы записываем важную информацию, ставим подписи на документах.
Письменность для людей - один из основных способов коммуникации, передачи своих знаний, мыслей, эмоций, всего накопленного опыта. Произведения литературы, научные исследования, исторические документы - все это сохранилось до наших времен только потому, что было когда-то зафиксировано в виде текста. Меня заинтересовали письменные принадлежности прошлого. Я решила проследить весь путь развития инструментов для письма - от древности до наших дней. Причем не только проследить, но и повторить и попробовать ими писать.
Какие же инструменты для этого использовались раньше и какие применяются сейчас?
1.2. Глиняные таблички
Раньше всего человек выбивал какие-то изображения на камнях. Но это очень сложный способ.
Жители Древней Месопотамии считаются авторами первой в мире письменности - клинописи. Они фиксировали информацию на глиняных табличках: пока материал был еще мягким, на него наносились символы (см. Приложение 1, рис. 1, стр. 13).
«Пером» служила палочка, которая вырезалась из тростника и имела треугольное сечение, из-за чего знаки получались похожими на клинья. Она могла быть деревянной, бронзовой или костяной. Её называли грифелем или стилусом (см. Приложение 1, рис. 2, стр. 13).
Таблички оказались надежным хранилищем - благодаря найденным во время раскопок глиняным табличкам мы довольно много узнали об истории цивилизаций Междуречья и быте жителей этого региона [5].
1.3. Папирус
В Египте в третьем тысячелетии до нашей эры из тростникового растения научились делать папирус. Он выглядел как очень длинные полосы шириной 30-40 см (см. Приложение 1, рис. 3, стр. 13). Папирус свёртывали в рулон – свиток. И так хранили. Папирус был тоже недорогим материалом для письма, поэтому он долго использовался людьми [10].
Есть упоминания, что на папирусе писали чернилами с помощью кисточки, но чаще писали заострённой палочкой, окуная её в чернила. В арабских странах такая палочка из тонкого тростника называлась калам (см. Приложение 1, рис. 4, стр. 13). Калам делали из камыша, бамбука, стеблей зрелой пшеницы и риса. Каламом рисовали такие великие художники как Рембрандт и Боттичелли.
Чернила египтяне делали из смеси золы от сжигания корней папируса и камеди - клейкого сока акации [9].
1.4. Пергамен (пергамент)
Во 2 веке до нашей эры, в Пергаме научились делать листы для письма из кожи животных - пергамен. Выделывать пергамен было сложно, он стоил очень дорого. Зато писать на пергамене можно с двух сторон, его можно сгибать, можно осторожно счищать написанное ножом и писать снова (см. Приложение 1, рис. 5, стр. 13).
Сначала по пергамену писали теми же приспособлениями, что и по папирусу. Потом изобрели бумагу. Это вызвало необходимость поиска другого письменного приспособления - для более тонкого и быстрого письма. Калам заменили гусиным пером (см. Приложение 1, рис. 6, стр. 13).
При письме пёрышко быстро затуплялось (стиралось), его надо было постоянно поправлять (очинять). Для этого был приспособлен специальный острый ножик – перочинный [3], [12].
1.5. Бумага
Есть два мнения: 1) бумагу изобрели в Китае в первом веке нашей эры; 2) впервые бумагу из тряпья сделали арабы в восьмом веке. В 12 веке бумага стала производиться в Европе. «На первых порах бумага была рыхлой, не очень прочной, серовато-желтоватого цвета» (см. Приложение 1, рис. 7, стр. 13). Но со временем качество росло [4].
В 1803 году было изобретено металлическое перо для ручки (см. Приложение 1, рис. 8, стр.13).
Позже появились чернильные ручки со специальным резервуаром для чернил внутри самой ручки. Ручку заранее заправляли чернилами, и можно было писать ею, пока чернила внутри не закончатся (см. Приложение 1, рис. 9, стр.13).
В 1938 году венгерский журналист Ладисло Биро попробовал писать густыми чернилами. Он приспособил трубочку с крошечным шариком в наконечнике стержня. Водя по бумаге, мы вращаем шарик, и он захватывает чернила, оставляя след на бумаге. Так появилась шариковая авторучка (см. Приложение 1, рис. 10, стр.13).
Раздел 2. Практическая часть
В период развития письменных принадлежностей люди использовали великое множество приспособлений для письменности. Я решила попробовать основные приспособления, которые смогу раздобыть. По результатам моих исследований будут выявлены плюсы и минусы каждой письменной принадлежности. Написание экспериментальной фразы «Я - исследователь» будет написано письменными принадлежностями в соответствии с той или иной исторической эпохой.
2.1. Глина и палочка для клинописи
Для проведения нашего опыта необходимы следующие материалы: природная глина или ее заменитель, стилус для клинописи, обозначение букв или слогов для клинописи.
Природную глину найти не удалось, поэтому возьмем глину для творчества. При длительном нахождении на воздухе она затвердевает. Из деревянной палочки сделали стилус. С одной стороны заострили в виде отвертки, а с другой в виде клина. Из интернета скачали таблицу обозначений для клинописи.
Из глины сделали табличку для нанесения надписи. При нанесении надписи «Я - исследователь» обнаружилось, что в таблице отсутствуют буквы «о» и «е». Отсутствующие буквы нанесем в виде вертикального знака «I» (см. Приложение 2, фото 1-2, стр. 14).
Выводы эксперимента:
Преимущества |
Недостатки |
- легко исправлять ошибки пока глина сырая; - легкий и удобный стилус. |
- сложность изготовления таблички; - стилус залипает в глине и тяжело вытаскивается; - хрупкие таблички требуют бережного отношения. |
2.2. Папирус и калам
Для проведения нашего опыта необходимы следующие материалы: папирус, чернила, палочка из тростника (камыша), таблица египетских иероглифов.
Полоску натурального папируса отрезали от картинки, которую папа привез много лет назад из Египта. Чернила для эксперимента взяли обычные для перьевой ручки. Для изготовления палочки калама применили камыш (см. Приложение 2, фото 3-4, стр. 14).
При нанесении надписи «Я - исследователь» обнаружилось, что в таблице иероглифов отсутствуют «ь» мягкий знак. Нанесение знаков проводилось без пробелов, знаков препинаний. Так делалось в ту историческую эпоху.
Выводы эксперимента:
Преимущества |
Недостатки |
- недорогой материал для письма; - прочный, не рвется; - экологически чистый; - папирус является легким материалом. |
- сложность в изготовлении палочки (калама); - папирус материал не водостойкий. |
2.3. Бумага и гусиное перо
Для проведения нашего опыта необходимы следующие материалы: гусиное перо, чернильница, русский алфавит, бумага (см. Приложение 3, фото 5, стр. 15).
Этот эксперимент тоже труден при подготовке. Необходимо подготовить перо к началу письма. Для этого надо перо помыть, прокалить стержень пера в горячем песке, правильно очинить перо. Это очень трудоемкие мероприятия (см. Приложение 3, фото 6, стр. 15).
Держать в руках перо не очень удобно, потому что оно тоненькое – непривычно.
Гусиным пером можно писать лишь на хорошей плотной бумаге [12].
Выводы эксперимента:
Преимущества |
Недостатки |
- перо дает возможность контролировать толщину и насыщенность линии; - писать гусиным пером комфортно и удобно; - позволяет создавать различные штрихи в зависимости от угла наклона пера и давления на бумагу - использование способствует развитию мелкой моторики рук и координации движений. |
- необходимо часто затачивать и соблюдать правильную заточку; - брызги чернил при неправильном пользовании пером; - ломкость пера. |
2.4. Бумага и металлическое перо на деревянной ручке
Для проведения нашего опыта необходимы следующие материалы: металлическое перо на деревянной ручке, чернила, русский алфавит, бумага.
Я писала металлическим пером на деревянной ручке, которым мой дедушка писал еще в школе. Этой ручке более 60 лет (см. Приложение 3, фото 7, стр. 15).
Выводы эксперимента:
Преимущества |
Недостатки |
- стальные перья были изготовлены из прочного материала. |
- из-за острого наконечника, стальные перья могут представлять опасность при использовании; - использование стальных перьев требует некоторого привыкания и мастерства; - при написании стальное перо царапает бумагу. |
2.5. Бумага и перьевая ручка
Для проведения нашего опыта необходимы следующие материалы: перьевая ручка, чернила, русский алфавит, бумага.
При проведении исследования я пользовалась своей перьевой ручкой, которой пишу постоянно в школе (см. Приложение 3, фото 8, стр. 15).
Выводы эксперимента:
Преимущества |
Недостатки |
- перо скользит по бумаге очень легко и свободно, без нажима; - экономичность в пользовании чернилами при сравнении с шариковыми стержнями; - перо помогает формировать правильный, хороший почерк; - перьевую ручку можно подобрать под индивидуальные предпочтения: настроить толщину и упругость пера, форму и материал ручки; - меняя угол наклона пера и нажим, можно менять и толщину линии при письме. |
- чернила могут подсохнуть и требуется время, чтобы ручку расписать. |
2.6. Бумага и шариковая ручка
Для проведения нашего опыта необходимы следующие материалы: шариковая ручка, русский алфавит, бумага.
При проведении исследования я пользовалась обычной шариковой ручкой (см. Приложение 3, фото 9, стр. 15).
Выводы эксперимента:
Преимущества |
Недостатки |
- сохнут мгновенно; - ручкой можно очень быстро писать; - шарик мягко идёт по поверхности листа. |
- во время длительного письма быстро начинает чувствоваться напряжение кисти, и усталость наступает быстрее; - шариковые ручки все одинаковы, различие только в чернилах; - шариковой ручкой невозможно менять нажим, и соответственно толщину линий; - иногда шарик оставляет грязный след. |
2.7. Результаты экспериментов
В процессе проведения экспериментов я пробовала писать различными письменными принадлежностями. Предпочтение я отдаю перьевой ручке. Достоинств у нее гораздо больше.
Перо скользит по бумаге очень легко и свободно, без нажима. С экономической стороны перьевая ручка гораздо дешевле в обслуживании, чем шариковая. Сама ручка стоит дороже, чем шариковая. Но чернила для перьевой ручки стоят гораздо дешевле, чем покупка стержней или новых шариковых ручек.
Перьевую ручку можно подобрать под индивидуальные предпочтения: настроить толщину и упругость пера, форму и материал ручки.
Перьевая ручка требует уход за собой. Надо закрывать колпачок, чтобы не засохло перо. Но это элемент бережного отношения к письменной принадлежности.
По моему опыту я могу сказать, что даже качество бумаги не сильно влияет на качество письма перьевой ручкой.
Мой папа на работе пользуется перьевой ручкой.
Моя сестра Людмила в этом году пошла в первый класс. И она тоже стала пользоваться перьевой ручкой.
Заключение
Как только ребенок начинает писать формируется его личный почерк и характер. Сам процесс написания перьевой ручкой улучшает координацию и концентрацию ребенка. К сожалению, шариковые ручки это предложить не могут. Шарик бежит по бумаге на много быстрее, поэтому ребенок не успевает осмыслить то, что он делает. А значит и формирование характера, благодаря письму не происходит [1].
«Энергосберегающее» письмо пером лучше развивает моторные навыки ребенка: дети быстрее запоминают буквы и слова, это развивает их мозговую деятельность, память [2].
Когда ребенок осваивает письмо, он получает удовольствие от этого процесса. Когда он видит, что у него получаются красивые буквы, у него повышается самооценка. Для детей это очень важно [6].
Почерк — это зеркало души. Он подчеркивает и раскрывает нашу индивидуальность.
Список использованной литературы
1. [Электронный ресурс]/ В.Ф. Базарный «Перьевое письмо» - Режим доступа: https://bazarny.ru/files/BAZARNY-Pero.pdf?ysclid=lrnhmadi6o271698787.
2. [Электронный ресурс]/ Методическое пособие: «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе по методике доктора В.Ф. Базарного» - Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/zdorovyy-obraz-zhizni/2018/04/12/metodicheskoe-posobie-zdorovesberegayushchie.
3. [Электронный ресурс]/ Гусиное перо. Википедия - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Гусиное_перо.
4. [Электронный ресурс]/ «Писчие материалы и инструменты для письма» - Режим доступа: http://comnew.ru/text/nauka/20.htm.
5. [Электронный ресурс]/ «Шумерская клинопись. Путешествие во времени: персональный блог Арсентьевой Оксаны Анатольевны» - Режим доступа: http://farta.livejournal.com/32840.html?page.
6. [Электронный ресурс]/ «Каллиграфия при письме перьевой ручкой»; автор Нелюбова М.В. - Режим доступа:
https://завуч.рус/publication/414037?ysclid=lryx6bn4w9253453131.
7. [Электронный ресурс]/ «Материалы и орудия для письма. Студопедия» - Режим доступа: http://studopedia.org/2-69031.html.
9. [Электронный ресурс]/ «Древнеегипетская письменность. World History Encyclopedia» - Режим доступа: https://www.worldhistory.org/trans/ru/1-15434/.
10. [Электронный ресурс]/ «Египетские иероглифы» - Режим доступа: https://zelengarden.ru/26-foto/egipetskie-ieroglify-kartinki.html.
11. [Электронный ресурс]/ «Русское рукописное письмо» - Режим доступа: https://ru.wiki2.org/wiki/Русский_курсив.
12. [Электронный ресурс]/«Как писать гусиным пером: советы и рекомендации» - Режим доступа: https://eros-alex.ru/kak-pisat-gusinym-perom-sovety-i-rekomendatsii.
Приложение 1
Изображения письменных приспособлений
Рис.1 Клинопись на глиняной табличке Рис. 2. Палочка для клинописи
Рис. 3. Папирус Рис. 4 Калам
Рис. 5 Пергамент Рис. 6 Гусиное перо
Рис. 7 Бумага Рис. 8 Металлическое перо на ручке
Рис. 9 Перьевая ручка Рис. 10 Шариковая ручка
Приложение 2
Экспериментальные материалы по клинописи
Фото 2. Табличка и стилус
Фото 1. Письмо по глине
Фото 4. Папирус и калам
Фото 3. Письмо по папирусу
Приложение 3
Писчие принадлежности для письма
Фото 5. Писчие принадлежности
Фото 6. Письмо гусиным пером Фото 7. Письмо металлическим пером
Фото 8. Письмо перьевой ручкой Фото 9. Письмо шариковой ручкой